Свт. Димитрий существенно сократил текст пространной редакции, представленный в ВМЧ митр. Макария, отдав предпочтение исторической стороне жизнеописания: «Виждь, читателю любезный, яко сего святаго Нифонта житие особная в Четиях обретается немалая книга. Не все убо зде житие положися величества ради истории, но мало от многих списася, яко точию на едино чтение довлети. Хотящь же уведати все до больших Четий Миней Макария митрополита Московского отсылается» (Жит. Ниф. ЛАИ УрГУ. XI. 74 р/1648. XVIII в. Л. 312). Ростовский митрополит внес также существенные изменения в стиль и язык Жития, переработав пространный текст в удобный для проповеди рассказ о великом милосердии Божием к раскаявшимся грешникам: «К сему же, да и мы, грешные, имамы образ, еже не отчаятися нам, во многия беззакония погруженным, но да исправим [ся] покаянием, яко же и сей, о коль исправил есть себе добре…» (ЛАИ УрГУ. XI. 74 р/1648. Л. 312). На основе Жития Нифонта в редакции свт. Дмитрия Ростовского «в посаде Пучеже» в 1857 г. был составлен «Акафист прп. Нифонту, еп. Констанции, града Кипрскаго» (нач.: «Избранный Христом, Сыном Божиим, на прославление Неизреченнаго Его Милосердия…»), сочинителем к-рого был П. И. Серебренников (РГБ. Троиц. II/268. Л. 386 об.- 393 об.). О душеполезности Жития Н. говорят мн. выписки из этого текста, а также записи и пометы на книгах, напр., «О, сколь сия книга душеполезна, исполнена умиления и покаяния душевнаго!..» (РГБ. Ф. 199. 694. XVIII в. Л. 1). Ист.: РГБ. Ф. 178. 1832. Кон. XII - нач. XIII в. Л. 1-33; ГИМ. Муз. 340. 2-я четв. XVI в. Л. 1-163 (350 миниатюр); БАН. 34.6.61. четв. XVI в. Л. 1 - 193 + 8 (384 + I миниатюры); РНБ. ОЛДП (из собр. П. П. Вяземского) Q 17. XVI в. Л. 1-432 об. (396 миниатюр); Житие Нифонта/Ред. свт. Димитрий Ростовский; ЛАИ ИГНИ УрФУ. XI. 74 р/1648. Л. 310 об.- 333; Житие св. Нифонта, лицевое XVI в.// Щепкин В. Н. Описание памятников: Имп. Рос. исторический музей им. Имп. Александра III. М., 1903. Вып. 2. Лит.: Свирин А. Н. Древнерус. миниатюра.

http://pravenc.ru/text/2577703.html

Биографии государей сопровождаются историей предстоятельства митрополитов и житиями святых. Степенная книга получила необычайное распространение (известно более 70 списков), и ее концепция повлияла на историографические построения XIX в. (в частности, на концепцию Н.М. Карамзина ), а конкретные исторические сведения (в том числе и не вполне достоверные) были усвоены церковно-исторической традицией XIX столетия. На XVII в. приходится расцвет Патриаршего летописания. Несколько летописных сводов было создано при патриархах Никоне (1652–1659) и Иоакиме (1674–1690). Существенные сведения об истории Церкви содержат жития русских святых. Важным моментом развития церковного самосознания явилось создание «Великих Миней Четиих, собранных Всероссийским митрополитом Макарием» (Сентябрь-Январь, Апрель. СПб., 1868–1916; Март. Freiburg, 1997–1998. Издание не завершено). Труд включает среди прочих жития русских святых в нескольких редакциях, а также написанные ими завещания, уставы, послания и т. п. Сводом значительной части агиографических памятников, бытовавших в 1550–1721 гг., явились «Четьи-Минеи» иеромонаха Троице-Сергиевой Лавры Германа (Тулупова) (составлены в 1627–1632 гг., неопубл.), «Четьи-Минеи» иерея Сергиево-Посадской церкви в честь Рождества Христова И. Милютина (составлены в 1646–1654 гг., неопубл.) и «Жития святых» святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1684–1716, 1903–1908п, 1991–1993р). В XVI в. можно отметить тенденцию к включению в жития церковно-исторических сведений: житие митрополита Ионы третьей редакции содержит рассказ о Флорентийском Соборе, о Соборе 1547 г. и повествование о великокняжеских междоусобицах. В то же время жития, составленные в XVII в., сближаются с повестью и биографией, например «История о первом патриархе Иове Московском» (РИБ. СПб., 1891. Т. 13. Стб. 923–950); «Житие и завещание святейшего патриарха Иоакима» (Изд. ОЛДП. [Вып.] 47. СПб., 1879. С. 102–144); «Известие о рождении и воспитании и о житии святейшего Никона, патриарха Московского и всея России» Иоанна (Шушерина) (М., 1906) и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Л. Ф. Калашников. Фотография. Нач. 10-х гг. ХХ в. Лазарь Филиппович (3-я четв. (?) XIX в., г. Николаевск Самарской губ., ныне г. Пугачёв Саратовской обл.- 1-я пол. ХХ в.), издатель, переписчик певч. книг, редактор, педагог. Старообрядец поповского согласия Белокриницкой иерархии . Биографические данные о К. отрывочны. В нач. ХХ в. жил в Киеве. Место рождения К. известно из записи в рукописном Октае, выполненном им в 1905 г. в Киеве (ЕИХМ. 7139. Кн. 253; см.: Юхименко. 2008), и из автобиографической статьи, где он также упомянул, что до лета 1910 г. был уставщиком в киевской старообрядческой Успенской ц. и в это время имел семью с 8 малолетними детьми (Тернистый путь. 1915. С. 755, 757, 759). Это последнее обстоятельство и участие К. в первой мировой войне свидетельствуют о его относительно молодом возрасте в это время. В нач. ХХ в. К. занимался переписыванием книг, гл. обр. богослужебных. Из выполненных им рукописей кроме упомянутого Октая 1905 г. известна каллиграфически образцовая рукопись Обедницы (1904), сохранившаяся в книжнице киевской Успенской ц. (на ее основе было выпущено одноименное печатное издание 1909 г.; см.: Таранец. 2007. С. 171). После издания Указа о веротерпимости (1905) старообрядцы смогли легализовать адм. деятельность и богослужение, печатать певч. книги, историческую лит-ру, периодику и т. д. К. учредил книгоиздательство «Знаменное пение», стал одним из основателей старообрядческих журналов «Церковное пение» (с 1909) и «Старообрядческая мысль» (с 1910; первый журнал стал приложением ко второму). Крюковые книги и крюковые тексты отдельных песнопений высылались подписчикам в качестве приложения к журналу ( Починская). К. принял решение издавать старообрядческие певч. книги, поскольку их 1-е печатное издание, осуществленное ОЛДП на средства А. И. Морозова (Круг церковного пения. СПб., 1884. 6 вып.; т. н. морозовские книги), было очень дорогим, а лица и фиты в нем были изложены в сокращении (Тернистый путь. 1915. С. 751). К. планировал воспроизводить фиты в разводах, а также в напев на основании разных рукописей, вводить ударения на «силах» (акцентных слогах), однако ему удалось это осуществить только в малом (учебном) Октае и в Ирмосах. Для составления оригиналов изданий К. избрал лучшие, по его мнению, образцы, хранившиеся в киевской Успенской ц.: «...прекрасного беливского письма Ирмосы и Октай, морозовские книги, Ирмосы из Донской области, Ирмосы Стародубских слобод или Ветковские» (Там же).

http://pravenc.ru/text/1319935.html

Sept. Т. 6. Р. 123-135; [ Димитрий (Туптало), свт. Ростовский]. Книга житий святых […]: Септемврий, октоврий и ноемврий. К., 1689; он же. Собр. разных поучительных слов и др. соч. М., 1786. Ч. 4; PG. 105. Col. 376-417 [Похвальное Слово Никиты Пафлагона и «Древнее» Житие Е. П.]; PG. 117. Col. 61 [Минологий имп. Василия II]; ВМЧ. Сент. Дни 14-24. Стб. 1283, 1286-1298, 1336; Римские Деяния (Gesta Romanorum)/Изд. ОЛДП. СПб., 1878. Вып. 2; Ровинский. Народные картинки. 1881. Кн. 3: Притчи и листы духовные. С. 600-602; AnBoll. 1884. Vol. 3. P. 66-112 [Житие Е. П., приписываемое Симеону Метафрасту]; Ягич. Служебные Минеи. С. 0162-0168; Мещерский Н. А. История иудейской войны Иосифа Флавия в древнерус. пер. М.; Л., 1958. С. 295, 300, 306, 343; Š tefani V., Grabar B., Nazor A., Panteli M. Hrvatska knievnost srednjega vijeka. Zagreb, 1969; Демина Е. И. Тихонравовский дамаскин: Болг. памятник XVII в. София, 1971. Ч. 2. С. 69-80; Византийские легенды/Изд. подгот.: С. В. Полякова. М., 1972, 2004р; Панченко А. М. Русская стихотворная культура XVII в. Л., 1973. С.111-112; Сказание об Евстафии Плакиде//ПЛДР: XII в. М., 1980. С. 226-245; Жития Кирилла и Мефодия: Факс. воспроизв. рукописей. М.; София, 1986; Посольская книга по связям России с Грецией (правосл. иерархами и монастырями): 1588-1594 гг. М., 1988. С. 73; ЖСв. Сент. С. 362-383; Иосиф Флавий. Иудейская война. М.; Иерусалим, 1993; Revelli G. Monumenti letterari su Boris e Gleb=Литературные памятники о Борисе и Глебе. Genova, 1993. Р. 614; Гладкова О. В. Житие Евстафия Плакиды в составе Пролога: Исслед. и тексты//ГДРЛ. 1994. Сб. 7. Ч. 1. Прил. С. 179-184; БЛДР. 1999. Т. 3: XI-XII века. С. 10-27; Сабинин М.-Г. Житие и страдание святого славного мученика благоверного царя Карталинского Луарсаба// Он же. Иверский патерик. М., 2004. С. 284. Лит.: Срезневский И. И. Древние памятники рус. письма и языка X-XIV вв.: Общее повременное обозр. СПб., 18822; Волков Н. В. Статистические сведения о сохранившихся древнерус. книгах XI-XIV вв.

http://pravenc.ru/text/187479.html

73 См. на эту тему мою статью: Smolitsch. Studien zum Klosterwesen RuЯlands. 2, в: Kyrios. 3 (1938). Вып. 4. 74 Житие святого Сергия, написанное его учеником Епифанием Премудрым († 1420), дошло до нас в обработке агиографа Пахомия († после 1484). Подлинная, но сокращенная редакция жития сохранилась лишь в Никоновской летописи (ПСРЛ. 11. С. 127–147). Обработка Пахомия в: 1. ОЛДП. 58. М., 1885; 2. ВМЧ. Сентябрь. Ч. 3 (25 сентября). СПб., 1883; 3. Изд. Симона Азарьина. М., 1646; 4. Изд. Троице-Сергиевой лавры. 1853. Литература: Ключевский В. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1872; Голубинский Е. Преподобный Сергий Радонежский и основанная им Троицкая лавра. М., 1892; 2-е изд. 1909. О Епифании см.: Кадлубовский А. Очерки по истории древнерусской литературы житий святых. Варшава, 1902. С. 171–178. О стиле агиографических сочинений Пахомия см.: Некрасов Н. Пахомий Серб, писатель XV в. Одесса, 1871; Яблонский В. Пахомий Серб и его агиографические писания. СПб., 1908; а также: Кадлубовский. С. 179–188. 76 Это: 1. Монастырь в Киржаче; 2. Андроников монастырь в Москве (1360); 3. Борисоглебский монастырь около Ростова (1363); 4. Симонов монастырь в Москве (1370); 5. Голутвинский монастырь около Коломны (1381); 6. Дубенский монастырь возле Богородска (1381); 7. Дубенский-Островский монастырь (1380); 8. Высоцкий монастырь в Серпухове, который основан был по благословению Сергия его учеником Афанасием (1374). Зверинский. Ук. соч. 2. 864, 675, 1990, 1212, 1313, 753; 1. 72. Голубинский. Ук. соч. С. 75–79. 78 Зверинский. Ук. соч. 2. 598, 597; 3. 1915, 2031. Ключевский. Древнерусские жития. С. 196, 276. Макарий. 4. С. 196, 195. Голубинский. Преподобный Сергий. С. 81. 82 Голубинский. С. 82–84, 86. Зверинский. 2. 1959; 1. 524; 2. 1330. Макарий. 4. С. 142, 147, 211. Ключевский. Ук. соч. С. 96. Чтения. 1878. 3. С. 43. 83 Голубинский. Ук. соч. С. 84; Ключевский. Ук. соч. С. 159; Кадлубовский. Ук. соч. С. 182–187; Муравьев. Русская Фиваида. С. 147 и след.; АИ. 1. 21, 22, 25, 26, 55, 56, 32; житие св. Кирилла издано Кадлубовским (1912) в: Яблонский. Пахомий Логофет (1908); отрывки в: Макарий. 4. Приложение. С. 356–360; пересказ жития в: Филарет. Русские святые. Июнь. С. 206–222. Ср. также: Барсуков. Источники. С. 297–306 и упомянутую выше работу Яблонского. Суждения св. Иосифа Волоцкого о Кирилле см. в его «Сказании о святых отцех» в: ЛЗАК. 2. С. 82. Зверинский. 2. 867. Об уставе св. Кирилла см.: Никольский. Общинная и келейная жизнь Кирилло-Белозерского монастыря, в: Христ. чт. 1907. 224. С. 163.

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/r...

230 Черепнин Л. В. Земские Соборы русского государства в XVI–XVII вв. М.. 1978, с. 78. См. также Священник Д. Стефанович. Указ. соч. с. 43. 235 Священник Димитрий Стефанович считает, что деление соборных материалов на сто глав обязано Митрополиту Иоасафу, беседовавшему «с Сильвестром, Серапионом и Герасимовым Пенковым», привезшими материалы в Троицкий монастырь. – Священник Д. Стефанович. Указ. соч. с. 90. Но на наш взгляд, такое деление стоит в связи с современным им памятником, о чем см. выше. 238 Сообщение об этом намерении в древнерусской письменности автор сделал 12 февраля 1910 г. в Обществе любителей древней письменности (ПДПИ. Т. 176. Отчеты о заседаниях имп. ОЛДП в 1907–1910 году (СПб.), 1911, отчеты за 1909–1910 годы, с. 25). В этом контексте можно рассматривать и материалы, опубликованные И. Н. Ждановым; см. Жданов И. Н. Сочинения. Т. 1. СПб., 1904, с. 177–186. 239 См. Казански Н. Стоглавият Събор//Църковен вестник. София, 21.IV.1987, бр. 25–26, с. 14; Leonid Erzbischof von Jaroslavl und Rostov. Metropolit Makari von Moskau und ganz Rubland. Hierarch in entscheidungsreicher Zeit//SdO. 1963. с.38. 240 3имин А. А. И. С. Пересветов и его современники. Очерки по истории русской общественно-политической мысли середины XVI века. М., 1958, с. 99. Дополнительные соображения по этому поводу см. Черепанова О. А. Наблюдения над лексикой Стоглава (Лексика, связанная с понятиями духовной и культурной жизни)//Русская историческая лексикология и лексикография. Вып. 3. Межвузовский сборник. Л., 1983, с. 21. 241 Священник Д. Стефанович. Указ. соч. с. 85–86. Поскольку автор цитирует дословно только начало указа, но не конец, то ниже, в приложении, мы приводим тексты указа по этой же рукописи полностью. 242 См. также ААЭ. Т. 1 (1294–1598). СПб., 1836, с. 226–227; Архиепископ Воронежский и Задонский Игнатий. История о расколах в Церкви Российской. Ч. 1. Изд. 2. СПб., 1862, с. 247–252. 243 Назначение благочинных – это одно из весьма конкретных и последовательных соборных деяний. Поэтому странным представляется высказывание Ю. Келдыша, который считает: «В целом «установления» Стоглава носили «слишком общий и неконкретный характер», в них не было «практических мер к достижению поставленной цели». Значение Стоглавого Собора заключалось главным образом в выдвижении назревших задач и привлечении к ним всеобщего внимания. Большинство этих задач оставалось нерешенным и сто лет спустя, когда вопросы религиозного культа были вновь поставлены в широком государственном плане». – Келдыш Ю. Ренессансные тенденции в русской музыке XVI века//Теоретические наблюдения над историей музыки. Сборник статей. М., 1978, с. 185.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

1595 РНБ, собр. ОЛДП, F. 21, л. 84 об. Использованная в приведённом фрагменте параллель «инок-пустыня – младенец-мать» известна и по другим текстам. См., например, покаянный стих «Приими мя, пустыня, яко мати чадо своё», известный в рукописной традиции с середины XVI в. (см.: Ранняя русская лирика: Репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV–XVII веков/Сост. Л.А. Петрова и Н.С. Серегина; Под ред. А.А. Амосова и Г.М. Прохорова. Л., 1988. С. 166170, 303−304). 1597 Житие Александра Свирского : Текст и словоуказатель/Сост.: И.В. Азарова, Е.Л. Алексеева, Л.А. Захарова, К.Н. Лемешев; Под ред. А.С. Герда. СПб., 2002. С. 50. (Памятники рус. агиогр. литературы). По мнению Н.В. Пак, этот фрагмент Жития Александра Свирского может являться литературным заимствованием (см.: Пак Н.В. К проблеме источников Жития Александра Свирского : переводные жития//Книжные центры Древней Руси: Северно-русские монастыри. Ред. тома С.А. Семячко. СПб., 2001. С. 151). 1598 Цит. по: Охотникова В.И. Житие Никандра Псковского: К вопросу о первоначальной редакции жития. С. 498. 1599 «Ядь же бысть его трава вахта, и сосновая кора, и губы всякия» (Житие Кирилла Новоезерского. Подгот. текста, пер. и коммент. Т.Б. Карбасовой. БЛДР. СПб., 2005. Т. 13. С. 368). 1602 ИРЛИ, Древлехранилище им. В.И. Малышева, Вологодское собр., 18, л. 2, 5. Благодарю О.В. Панченко, указавшего мне эту рукопись. 1603 См. о нём: Романова А.А. Житие Варнавы Ветлужского//Словарь книжников. СПб., 2004. Вып. 3, ч. 4. С. 372−374. 1607 Это вполне объяснимо – агиограф прямо называет тех византийских отцов-пустынников, подвигам которых «ревновал» Никодим Кожеозерский: «...ревноваше же преподобный попремногу житию великихъ святыхъ и преподобных отецъ: Антонию Великому , и Онуфрию, и Павлу Фивейскому» (Там же, л. 39 об.). 1608 См., например, в Житии Антония Сийского: «Сну же толико повиновашеся, елико безсониемъ ума не погршити» (цит. по: Рыжова Е.А. Антониево-Сийский монастырь. Житие Антония Сийского: (Книжные центры Русского Севера). Сыктывкар, 2000. С. 284).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

28 Составление «Александрии» приписывается Псевдо-Каллисфену. С VI в. сказа­ние входит в греческие Хроники Иоанна Малалы и Георгия Амартола (В. Иконни­ков. Указ. соч., с. 519). 29 М. И. Сухомлин. О древних русских летописях как памятниках литературы. СПб.. 1856, с. 85–166. 30 Просветитель, или обличение ереси жидовствующих. Творение преподобного Иосифа, игумена Волоцкого монастыря. Изд. 4. Казань, 1903, с. 94–119, 405–464. 33 Древнейший русский перевод относится к 1268 г. Представлен в списках XV в. (Т. Н. Ратнов. Указ. соч., с. 156–157). 35 Так, в одном из сборников инока Евфросина конца XV в. помещена статья из «Шестоднева» о животных, некоторых птицах и драгоценных камнях. См.: Я. С. Лурье Литературная и культурно-просветительная деятельность Евфросина в конце XV в, – ТОДРЛ, т. XVII. М, – Л., 1964, с. 148. 38 И. Шляпкин. Премудрого Георгия Писиды «Похвала к Богу от сотворений всей твари. Шестоднев Георгия Писиды в славяно-русском переводе 1385 г.» СПб., 1882. 39 И. Шляпкин. Георгий Писида и его поэма о миротворении в славяно-рус­ском переводе 1385 г. – Журнал Министерства народного просвещения, 1880, июнь, с. 264–294. 40 Сведения об этом памятнике см.: А. Корнеев. Материалы и заметки по ли­тературной истории «Физиолога». Изд. ОЛДП, вып. ХСП. СПб., 1890; Т. Н. Ратнов. Цит. соч., с. 74–76. 44 Описание сборника см.: А. Горский, К. Невоструев . Описание славян­ских рукописей Московской Синодальной библиотеки, т. II, ч. 2, 161, с. 365; А. Во­стоков. Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 356. 45 Начало статьи Хировоска помещено в «Журнале Министерства народного про­свещения» за 1836, ч. IX. 46 Сборник Святослава напечатан два раза варшавским ученым В. Шиманов­ским: 1) в приложении к его диссертации «История древнерусских говоров» (1887 г.) и 2) отдельной книгой: В. Шимановский. Сборник Святослава 1076 г. Изд. 2. Варшава, 1894. Е. Голубинский подвергает сомнению время написания памятника. Он считает, что Сборник, известный под названием «Сборника Святослава», написан неизвестным ли­цом в XII в. ( Е. Голубинский . История Русской Церкви. Т. I, 1-я пол., с. 917– 920). В 1974 г. (с 31 октября по 1 ноября) в Ленинграде (в Пушкинском доме) про­ходила конференция, посвященная «Изборнику Святослава». Она была созвана Инсти­тутом русской литературы АН СССР, Институтом Болгарской Академии наук и Со­ветом по истории мировой культуры. В заслушанных 20 докладах были освещены разные стороны замечательного памятника древнерусской письменности.

http://azbyka.ru/otechnik/Maksim_Grek/ma...

119 Там же с. 143–144; Лазарев В. Н. Там же с. 66. Не исключено, что изображение Петра Александрийского есть и в новгородском храме Благовещения Пресвятой Богородицы в Аркажах; см. Бахтель Г. С. Новые данные о Фресках церкви Благовещения в Аркажах//Древнерусское искусство. Художественная культура в домонгольской Руси. М., 1972. – См. вкладку между страницами 252–253. 120 Бакалова Э. Фрески церкви-гробницы Бачковского монастыря и византийская живопись XII в.//Византия. Южные славяне и древняя Русь. Западная Европа. М„ 1973, с. 222. 124 История русского искусства. Т. II, с. 256; Лазарев В. Н. Указ. соч. с. 121. Не является ли тематика этих изображений причиной помещения в летописях XVI–XVII вв. (ПСРЛ. Т. XXII, с. 269; Т. XXXI. М., 1968, с. 21) повествования «о Арии еретице», где говорится о видении Христа священномученику Петру в темнице? 127 Лихачев Н. Л. Материалы для истории русского иконописания. Атлас снимков. Ч. 1. СПб., 1906, с. CLII, 265. 128 Каталог христианских древностей, собранных московским купцом Николаем Михайловичем Постниковым. М., 1888, с. 9. 129 Подлинник иконописный. М., 1903, с. 43; Строгановский иконописный лицевой подлинник. М., 1869. – 25 ноября. Последняя таблица приложения (Великие Минеи четии, собранные Всероссийским Митрополитом Макарием. Вып. 9. Ч. 2. Тетрадь 1, с. 32) представляет миниатюру из Менология Василия II (976–1025), хранящегося в Ватикане. На ней изображена кончина святителя Петра (New catholic encyclopedia. Vol. XI, c. 209). 131 Труды Святителя помещены в Патрологии Миня на греческом и латинском языках (PG 18, 467–522). Перевод с греческого см. в Приложении I. Правила святого Петра перепечатаны из книги «Правила святых Отец с толкованиями» (изд. Московского ОЛДП. М., 1884, с. 23–75) с опущением толкования на них. 132 Книга правил святых Апостол, святых Соборов Вселенских и Поместных и святых Отец, с. 454–475; Правила святых Отец с толкованиями, с. 23–75. Текст их см. в Приложении 1. 134 New catholic encyclopedia. Vol. XI, c. 209; Lexicon für Theologie und Kirche. Bd. 8: Palermo bis Roloff, с. 331–132.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Verete...

Это изображение послужило образцом для гравюры, помещенной в 1-м печатном издании сочинений М. Г. (Каз., 1859. Ч. 1). Прп. Максим Грек. Миниатюра из сборника сочинений Максима Грека. 1-я четв. XVII в. (РНБ. Погод. 1140. Л. 1 об.) В нач. XVII в. появились восходящие к иконографии евангелистов изображения М. Г., на к-рых он представлен ученым мужем - за работой. На выполненной пером (с минимальной тонировкой) листовой миниатюре из Азбуковника 1613 г. (РНБ. Q.XVI.21. Л. 21 об.; см.: Синицына. 2006. Ил. 6) М. Г. представлен на высоком сидении с подставкой для ног; он в рясе и мантии, с непокрытой склоненной головой, в левой руке он держит раскрытый свиток с разлиновкой, в правой - перо; позади него - стол с письменными принадлежностями и книгами. Композиция вытянута по вертикали, имеет высокую линию горизонта. Ритм в рисунке задан повторяющимися дугообразными формами многочисленных арок, окон, а также контуром фигуры, очерченной легкой линией. Миниатюра заключена в рамку с цветочным орнаментом и навершием в центре. Под рисунком помещена зашифрованная простой литореей надпись с именем М. Г.: «РАТЛИРЬ ЧМЕТЬ» ( Белоброва. 1973. С. 245). На миниатюре из сборника сочинений М. Г. 1-й четв. XVII в. (РНБ. Погод. 1140. Л. 1 об.) он представлен на золотом сидении с красно-коричневой подушкой, с подставкой для ног, облачен в коричневую мантию и зеленый подрясник, на голове - клобук, левой рукой поддерживает лежащий на колене лист бумаги, в правой - перо; позади - золотой стол с чернильницей, письменными принадлежностями и горящей свечой, на дальнем плане - архитектурные кулисы красного цвета в виде профилированных стен и башен с пирамидальными золотыми завершениями (центральная башня голубого цвета). На этой миниатюре М. Г. впервые изображен с нимбом, а в подписи назван преподобным («Прпдбн Максим Грекъ»). К той же иконографии относится рисунок в рукописи 2-й пол. XVII в. (БАН. Арханг. 1044 М. Б. 15. Л. 10 об.; см.: Белоброва. 1958. Рис. 1) - М. Г. с нимбом (вверху надпись: «преподобный Максим Грек») пишет, сидя, в лежащей на коленях книге, сидение с узорчатыми резными ножками и с подставкой для ног; преподобный в подряснике, длинной мантии, на голове клобук; неширокая борода в 2 пряди доходит до груди; на дальнем плане - стол с письменными принадлежностями. Это контурный рисунок (только клобук дан черной заливкой), где каждая линия подчеркивает отображенное в складках одежд движение формы, поворот плеча, наклон спины. Там, где линии сходятся, утолщаясь, напр. на бедре, создается ощущение поворота. Рисунок в данной рукописи близок к зеркальной прориси из Сийского иконописного подлинника (РНБ. ОЛДП. F.88. Л. 493 об.; см.: Покровский Н. В. Сийский иконописный подлинник. СПб., 1898. Вып. 4. Рис. 60), прорись, возможно, восходит к ранним рисункам-портретам, т. к. на подряснике изображены характерные застежки.

http://pravenc.ru/text/2561634.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010