209 Отделом «по разысканию и изданию памятников старинного русского певческого искусства» в ОЛДП заведовал С.В. Смоленский – крупнейший исследователей древнерусской церковно-певческой традиции, глубокий знаток старообрядческой певческой культуры, а с 1909 г. – А.В. Преображенский. Оба исследователя могли консультировать В.Г. Дружинина по вопросам старообрядческого пения. 210 Большая часть рукописей имеет опубликованные научные описания, см.: Певческие рукописи в собрании Библиотеки Российской академии наук: Каталог выставки/Сост. Ф. В. Панченко. – СПб.: БАН, 1994. В каталоге краткие описания имеют рукописи собрания: Друж. 856 – С. 21. 18), Друж. 199 – С. 28–29 23), Рис. 16, Друж. 496 – С. 31 28), Друж. 953 – С. 33 32). Описания 44 старообрядческих поморских певческих рукописей вошли в книгу: Певческие книги выголексинского письма: XVIII – первая половина XIX в./Сост. Ф. В. Панченко. СПб.: «Петербургское востоковедение», 2001. (Описание РО Библиотеки РАН. Т. 9, вып. 1. 214 См.: Юхименко Е.М. Рукописно-книжное собрание Выго-Лексинского общежительства//Старообрядчество в России (XVII–XX вв.). М., 1999.С. 45–125. 215 См.: Юхименко Е.М. Дни тезоименитств выговских наставников//ТОДРЛ. СПб., 1996. Т. 50. С. 627–632. 217 История выговской старообрядческой пустыни. Издано по рукописи Ив. Филиппова. СПб., 1862. С. 141. 218 На л. I рукописи сделана запись чернилами: «Глубокоуважаемому и дорогому Василию Григорьевичу в день ангела 1923 г. Ф. А. Каликин». 220 Кирил Гомулин известен как один из создателей киноварных помет и как автор оригинального роспева «Стиха об Адаме», см.: Серегина Н. С. Покаянный стих «Плач Адама о рае» роспева Кирила Гомулина//ПКНО. 1983. Л., 1985. С. 258–262. 226 Ранняя русская лирика: Репертуарный справочник музыкально-поэтических текстов XV–XVII веков/Сост. Л. А. Петрова, Н. С. Серегина. Л.: БАН,1988. 228 Певческие книги выголексинского письма…С. 379–380. Второй список подборки содержится в рукописи из собр. Каликина, 23 (Л. 118 об.–124 об.). Три текста, входящие в эту подборку встретились нам еще в трех выговских рукописях: «Добрии мои друзи и знаемии, почто не плачите...» – собр. 199, 901 (БАН) и 25. 7. 1 (БАН); «Зрю тя гробе и ужасаюся видения твоего...» – собр. Дружинина. 199; 25. 7. 1; «Гробе ты гробе тленныи доме...» – 25. 7. 1. (Научные описания указанных рукописей содержатся в книге: Певческие книги выголексинского письма…).

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Druzhi...

2505 Смирнов Николай Александрович, родственник Я. И. Смирнова, морской офицер, преподава­тель Минных офицерских классов в Кронштадте, член «Свободной Академии» Η. П. Кондакова. 2506 Покровский Федор Иванович (1871–?), археограф, историк древнерусского искусства, помощ­ник Η. П. Кондакова, рукой которого записаны надиктованные академиком работы последних лет пе­ред отъездом на юг в 1917 г. В 1915 г. коллежский асессор, помощник библиотекаря Библиотеки АН, член ОЛДП и Археографической комиссии. Хранитель иконной лавки Комитета попечительства о русской иконописи, старший ученый хранитель (старший библиотекарь) IV Рукописного отделения БАН, член Комиссии по изданию словаря русского языка – Постоянной словарной комиссии РАН – АН СССР. Автор (совместно с И. И. Срезневским ) «Описания Рукописного отдела Библиотеки Имп. Академии наук. 1. Рукописи. Ч. 1–3» (СПб.; Л., 1910–1930), редактор «Полного собрания русских летописей» («Новгородская летопись». 1925. Т. 4, вып. 2). Арестован по «академическому делу» в октябре 1929 г., осужден на 10 лет концлагерей, досрочно освобожден в 1933 г. 2507 Dictionnaire des antiquités et romaines d’après les textes et les monuments, rédigé sous la direction de Daremberg et Saglio. Paris, 1877–1919. T. 1–5. 2508 Три предложения подчеркнуты карандашом Η. П. Кондаковым. Вероятно, до адресата эти издания не дошли. 2513 Юркевич Памфил Данилович (1826–1874), философ, педагог; магистр философии (1852). С 1861 г. занял вновь открытую кафедру философии в Московском университете, где в 1861–1865 гг. учился Η. П. Кондаков. Читал лекции по истории философии, по логике, психологии и педагогике, руководил группой студентов, занимавшихся переводами философской литературы, работал в учи­тельской семинарии военного ведомства, с 1869 г. исполнял обязанности декана историко-филологи­ческого факультета Московского университета. 2515 И. И. Толстой (младший) вместе с женой – С. В. Меликовой-Толстой, двумя детьми и сестрой Людмилой Ивановной жил с середины августа по 6 октября 1924 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

30 Симонов Р. А. Косой, дневной, ночной час. С. 73. Традиция начинать день в полночь восходит к древнему Риму (Бикерман Э. Хронология древнего мира. С. 11). 34 Там же. С. 140. Эту мысль использовал гимнограф в службе святителю Димитрию Ростовскому (†1709; пам. 28 окт.), чтобы подчеркнуть его постоянное духовное бодрствование: “В вечер и в полунощи, в петелоглашение же и утро не воздремал еси, ожидая к себе Господа, дондеже сретив всшел к Нему в радость вечную, идеже предстоя Ему молишися” (1-я стихира на стиховне//Минея Сентябрь. М., 1978. С. 520). 35 Архимандрит Никифор. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия в 4-х выпусках. М., 1891. С. 417. 38 Антонова В. И., Мнева Н. Е. Каталог древнерусской живописи. Опыт историко-художественной классификации. Т. 1: XI–XVI века. М., 1963. Таб. 90 (128); Лазарев В. Н. Страницы истории новгородской живописи. М., 1977. Таб. XV. 39 Евсеева Л. М. Афонская книга XV в. О методе работы и моделях средневекового художника. М., 1998. С. 178. 18. 40 Киевская Псалтырь 1397 года из Государственной публичной библиотеки имени М. Е. Салтыкова-Щедрина в Ленинграде [ОЛДП F 6]. М., 1978. Л. 54. 42 Щепкина М. В. Миниатюры Хлудовской Псалтыри. Греческий иллюстрированный кодекс IX века. М., 1977. Л. 38 об. 43 См.: Physiologus. Frühchristliche Tiersymbolik. Aus dem griechischen übersetzt und herausgegeben von Ursula Treu. Berlin, 1981; Физиолог/Издание подготовила Е. И. Ванеева. СПб., 1996; Библиотека Литература Древней Руси. Т. 5: XIII век. СПб., 1997. С. 402–413. 44 Слива Е. Э. Чин куроглашения — келейное и соборное последование в студийской традиции//Наследие монастырской культуры. Ремесло, художество, искусство. Статьи, рефераты, публикации. СПб., 1997. Вып. 2. С. 15. 47 Там же. С. 17. Здесь необходимо также назвать седьмую молитву в вечерних молитвах Молитвослова, принадлежащую святителю Иоанну Златоусту (†407; пам. 13 ноября). 48 Подробнее об этом см. выше, а также: Архимандрит Макарий. Как в древности измеряли время//Регентское дело. Духовно-музыкальный журнал. 2010. 3. С. 76–78.

http://pravmir.ru/vremya-i-bogosluzhenie...

Б. состоял членом мн. рус. научных об-в: ОИДР, Об-ва любителей рус. словесности, Московского археологического об-ва, Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, ОЛДП, а также почетным членом СПбДА и Череповецкого историко-археологического музея. В 1881-1907 гг. являлся членом правления ОИДР и редактором «Чтений ОИДР», в 1907 г. был избран почетным членом ОИДР. Б. принадлежит ок. 120 научных работ, посвященных преимущественно истории древнерус. лит-ры, народного творчества и рус. старообрядчества. Взгляды ученого на отечественную историю и культуру сложились под воздействием идей позднего славянофильства. Обширная монография Б. «Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси» (М., 1887-1889. 3 т.) посвящена гл. обр. опровержению сомнений в древности «Слова» и выяснению его связи с народным творчеством. В числе др. крупных работ Б. следует назвать: «Петр Великий в народных преданиях Северного края» (М., 1872), «Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами, с историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси» (М., 1883), «Акир Премудрый во вновь открытом сербском списке XVI в.» (М., 1887), «Из истории колонизации и культуры Ростовского края» (М., 1902). Большое значение сохраняют исследования Б. по истории рус. старообрядчества. Важнейшим направлением научной деятельности Б. была археография. Б. открыл и опубликовал большое число историко-лит. памятников и актов, составил описания книг Выголексинской б-ки, старообрядческих рукописей Н. И. Попова, рукописей ярославского архиерейского дома, описание актов из архива историка Н. А. Маркевича и др. Б. являлся одним из организаторов Всероссийской антропологической выставки (Москва, 1879), для к-рой составил программу по собиранию этнографических данных (1878), подготовил описание этнографического отдела выставки (Известия Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1879. Т. 35. Ч. 2. Вып. 6). Коллекция Б.

http://pravenc.ru/text/77604.html

Новым явлением в нотоиздательском деле 2-й пол. XIX в. было развитие торговли в крупных провинциальных городах, особенно в университетских центрах, где были основаны книжные магазины с широким ассортиментом нотных изданий. Так, с 1858 г. в Киеве предприниматель Л. В. Идзиковский владел магазином (позднее изд-вом) с широким ассортиментом рус. и иностранной лит-ры, муз. сочинений, в т. ч. произведений рус. церковной музыки, с 1873 г. он начал издавать ноты. Деятельность отца продолжил сын, В. Л. Идзиковский (работал в Киеве до 1921). Крупнейшие магазины подобного типа принадлежали Ю. Г. Циммерману (С.-Петербург, Москва, с 1875; издавал сочинения Балакирева и С. М. Ляпунова , ноты печатались в Лейпциге), Селиверстову, Бернарду, Бесселю и И. И. Юргенсону (С.-Петербург), П. И. Юргенсону, А. Б. Гутхейлю, К. И. Мейкову и Салаеву (Москва), А. Ф. Гергардту (Харьков), В. Кастнеру (Воронеж), Б. В. Корейво (Киев, Одесса), Ланко (Тифлис), О. Петровской и А. Синакевичу (Пермь) и др. В 80-х гг. получила развитие деятельность нотных складов, которые открывались в губ. и уездных городах с целью организовать торговлю недорогими изданиями. Хозяевами наиболее крупных складов, занимавшихся распространением духовно-муз. сочинений, были А. А. Архангельский , М. Д. Васильев, О. Венцель (С.-Петербург/Петроград), П. И. Юргенсон, А. Д. Кастальский (Москва), братья Башмаковы (Казань), А. Н. Карасёв (Москва, Вятка). В кон. XIX - нач. XX в. появились различные братства, товарищества, комитеты и об-ва, занимавшиеся изданием лит-ры по конкретной тематике, в т. ч. духовно-муз. сочинений. Среди издателей церковной музыки были акционерные об-ва «Дело», «Энергия», «Просвещение» и «Самообразование» (С.-Петербург/Петроград), ОЛДП (С.-Петербург), Об-во любителей церковного пения (ОЛЦП, Москва) и Об-во ревнителей рус. исторического просвещения (С.-Петербург). Одним из наиболее значительных изданий ОЛЦП стал «Круг церковных песнопений обычного напева Московской епархии» в 4 ч. (М., 1881, 18922, 19113. Ч. 1: Всенощное бдение; 1882, 19072. Ч. 2: Ирмосы; 1883. Ч. 3: Песнопения Триоди Постной; 1915. Ч. 4: Божественная литургия). Члены ОЛЦП В. Н. Кашперов , Ю. Н. Мельгунов и В. Ф. Комаров также подготовили «Собрание церковных песнопений напева Московского Большого Успенского собора», записанное с голоса сакеллария собора прот. Петра Виноградова и напечатанное в Синодальной типографии за счет старосты собора М. Е. Попова (М., 1882). Др. важное издание ОЛЦП, напечатанное в 1887 г. в литографии В. Гроссе,- «Опыты переложений древних церковных напевов для хорового исполнения» (Вып. 1), содержащие обработки А. Г. Полуэктова , П. Р. Вейхенталя, Комарова и Кашперова.

http://pravenc.ru/text/293876.html

Наталья Семёновна Серёгина , театровед, профессор, доктор искусствоведения (РИИИ РАН) Минея 1627 г. л. 225. РГБ. Ф. 379. 63. Л. 348 об. Минея 1627 г. Л. 224. Там же. Л. 138 об. Там же. Л. 140. Минея 1799 г. Л. 143. Рабочая тетрадь 835, л. 44; об этом см: Летопись жизни и творчества А.С.Пушкина: 1799-1826. Сост. М.А.Цявловский. Л., 1991. С. 479. Минея служебная на май. М., 1627. л. 214. См.: Былинин В.Е . Русские акростихи старшей поры (до XVII вв.)//Русское стихосложение: Традиции и проблемы развития. М., 1985. С. 238-239. Солодкин Я.Г . Житие Димитрия Углечского//Словарь книжников и книжности Древней Руси: XVII в. Ч. I. СПб., 1992. С. 33-34; Державина О.А. Рукописи, содержащие рассказ о смерти царевича Димитрия Угличского//Записки Отдела Рукописей ГБЛ им. В.И. Ленина . Вып. 15. Под ред. С.В.Житомирской. М., 1953. С. 78-118. Русская драматургия последней четверти XVII в. и начала XVIII в. М., 1972. С. 172-220. Русская драматургия последней четверти XVII в. ... С. 220-274. Шляпкин И.А. Царевна Наталья Алексеевна и театр ее времени//Памятники древней письменности. Т. CXXVIII. СПб.: ОЛДП, 1898; Лебедева И.Н . Библиотека царевны Натальи Алексеевны, русской образованной женщины начала XVIII в.//Материалы и сообщения по фондам Отдела рукописной и редкой книги Библиотеки Российской Академии наук. Под ред. Л.И.Киселевой. СПб.: БАН, 1994. С. 240-253. Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите " Ctrl+Enter " . РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям. Комментарии Оставьте комментарий Закрыть Закрыть Сообщение для редакции Закрыть Закрыть Ребенка, ушедшего гулять, нашли убитым в стиральной машине В Екатеринбурге кто-то изнасиловал кошку и подкинул ее в подъезд Как сын главной героини " Интердевочки " стал её испытанием Владельцы квартир, с начала мая вас ждет важное преобразование Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им.

http://ruskline.ru/analitika/2012/11/07/...

Примечания: 1. Металлов В. М. Русская симиография. М., 1912; Преображенский А. Культовая музыка в России. Л., 1924; Он же. Греко-русские певчие параллели XII—XIII веков//De musica. Л., 1926. Вып. 2. 2. Шартрская нотация называется так по фрагменту рукописи, хранящемуся в Шартре, а куаленская — по названию Куаленского фонда из Национальной Парижской библиотеки. Floros С. Die Entzifferung der Kondakarien Notation//Musik des Ostens. Kassel, 1965—1967. 3. S. 7—71; 4. S. 12—44; Floros С. Universale Neumenkunde. Kassel, 1970. Bd. 1—3. 3. Успенский Б. А. Древнерусские кондакари… С. 209. 4. Успенский Б. А. Русское книжное произношение XI—XII вв. и его связь с южно-славянской традицией (Чтение еров)//Избранные труды. Т. III. М., 1997. С. 179—185; Разумовский Д. В. Церковное пение в России: (Опыт историко-технического изложения). 1867—1869; Смоленский С. О древнерусских певческих нотациях: Историко-палео¬графический очерк. СПб., 1901 (ОЛДП. Памятники древней письменности и искусства. CLI). 5. Успенский Б. А. Древнерусские кондакари… С. 209—246. 6. Levy К. Die slavische Kondakarien Notation//Kongress “Anfänge der slavischen Musik”. Bratislava, 1966. S. 83. 7. Floros С. Die Entzifferung der Kondakarien Notation//Musik des Ostens. 1965—1967. 3. S. 7—71; 4. S. 12—44; Levy К. Op. cit. S. 77—92; Мейерс Г. Тысяча лет русской церковной музыки. Т. 1. Памятники русской духовной музыки. Вашингтон, 1988. 8. Гарднер И. А. Богослужебное пение русской православной церкви. Нью­Йорк, 1978. С. 341. 9. Там же. С. 345. 10. Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. М., 1971. С. 52—53. В одном греческом уставе XII в. палестинского происхождения автор обнаружил указание на то, что киноники (мелизматические причастные стихи) следует петь hahabuasa (слово, производное от двух греческих корней: hao — буквально ‘разверзать пасть’, buo — ‘закупоривать’), “своеобразный прием подачи певческого звука закрытым и открытым ртом, связанный с использованием гортанной буквы х и губных. Греки и сирийцы до сего времени в своем церковном пении пользуются своеобразными звукоэффектами вроде гудения с закрытым ртом и выкрикивания гортанных звуков”. Дмитриевский А. А. Описание литургических рукописей, хранящихся в библиотеках православного Востока. Т. III. Пг., 1915. С. 51.

http://azbyka.ru/kliros/kondakarnaya-not...

1247 Мы не будем останавливаться на их содержании, поскольку данное исследование посвящено изучению рукописной традиции исповедных текстов; кроме того, содержание вопросников царям и патриархам было подробно рассмотрено А.И Алмазовым. См : Алмазов. Т. 1. С. 529–530. Опубл. Алмазов. Т. 3. С 174–175. 185–186. 1248 M-Q.I. 268: Q.I. 268, л. 2–6. Опубл : Алмазов. Т. 3. С. 156–159; М-Свир. 110: Ал.-Св. 110, л. 48–48 об. 1252 M-Q.I. 268: Q.I. 268, л. 2–6; М-Свир. 110: Ал.-Св. 110, л. 48–48 об., Ундол. 668, л. 52–73 об. Опубл.: Алмазов. Т. 3. С. 288–296. 1269 См. также: Корогодина М.В. Исповедь в старообрядческой рукописной традиции XIX в.//Историография и источниковедение отечественной истории: Сб. науч. статей. СПб., 2003. Вып. 3. С. 58–77. 1270 МСтарообр-Чуван 364: Чуван. Р-364, л. 35 об.–47; МСтарообр–Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 20–21. 1275 М-Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 21–28 об.; Ж-Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 34–41 об.; Смирнов 7, л. 37. Огоренки – игра, то же, что горелки. 1280 Чуван 134: Чуван. Р-134, л. 21–28 об.; Ж-Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 34–41 об.; Смирнов 7, л. 28-об. 29. 1282 Румянц. 373, л. 259–261 об. Опубл.: Востоков А.Л». Описание русских и словенских рукописей Румянцевского музеума. СПб., 1842. С. 551–552; Гальковский Н.М. Борьба христианства с остатками язычества в Древней Руси. Харьков. 1916. Т. 2. С. 92–95. См. также: Сперанский М.Н. Из истории отречённых книг. 1. Гадания но Псалтири//ОЛДП. Памятники древней письменности. СПб., 1899. Т. 129; Турилов А.А. Библейские книги в народной культуре восточных славян (К истории Псалтыри как гадательной и магической книги)//Jews and Slaves. Vol. 2; The Bible in a Thousand Years of Russian Literature Jerusalem. 199–1. C. 77–86. 1284 МСтарообр–Чуван. 364: Чуван. Р-364, л. 35 об.–47; М–Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 21–28 об.; Ж–Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 34–41 об.; МСтарообр-УЦилем. 314 Усть-Цилем. (Печорское) 314, л. 1 об.–9. 1286 Смирнов 7, л. 27; М-Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 21–28 об.; Ж-Чуван. 134: Чуван. Р-134, л. 34–41 об.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/isp...

1304 Или Полная Хронографическая редакция (по В. М. Истрину); общую характеристику данного списка см.: Истрин–1905. С. 135–203; Истрин–1906б. С. 1–43; Истрин–1906г. С. 20–61; Истрин–1906д. С. 418–450. Содержит, по сравнению с другими типами Палеи, наибольшее количество целых апокрифических повествований, в силу чего именно эта редакция служила основным источником при издании апокрифов. По меткой характеристике Н. С. Тихонравова, эта, по его представлениям, наиболее поздняя, третья редакция Палеи, теряет первоначальный полемический характер и переходит в простой хронограф. В шестодневной части совпадает с Толковой Палеей. 1305 Наиболее древняя из рукописей данного вида даёт полное чтение хронографического типа. Начинается со статьи о Ное. Содержит «Откровение Авраама» (Л. 6), повествования о Мельхиседеке (Л. 17 об.), Исааке (Л. 33 об.), Лествицу (Л. 37), историю Иосифа (Л. 52), Моисея (86 об.), Премудрости Соломона (Л. 231 об.), сказание о создании Святая Святых (Л. 233), сказание о Китоврасе (Л. 234). 1306 Рукопись называют ещё Псковской Палеей, поскольку высказываются соображения о псковском происхождении списка. Проиллюстрирована миниатюрами. Частично издана, но ей, по мнению исследователей, неправомерно присвоено название Толковой Палеи, ибо список представляет собой не толковый, а хронографический тип (см.: Толковая Палея 1477 г.: Воспроизведение Синодальной рукописи 210/ОЛДП. T. XCIII. Вып. I. СПб., 1892; Каринский–1909. С. 1–62; Масленникова–1955. С. 164–165; Протасьева–1968. С. 97–108). 1307 И. Я. Порфирьев отмечал сходство её с Рум. 453 и одновременно с Сол. 653, но при этом отмечал отличия в составе апокрифов (см.: Порфирьев–1872. С. 83). К этой рукописи присоединены начальные листы Рум. 453. 1309 А. А. Шахматовым, В. М. Истриным, О. В. Твороговым и другими рассматривается наряду с Рум. 453 как типичный и эталонный текст хронографического типа. 1310 А. А. Шахматов по своей классификации относил эту рукопись ко второй русской редакции Палеи, которая соответствует хронографическому типу (см.: Шахматов–1904. С. 7).

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/paleja-...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГЕРАСИМ ПАЛАМА [греч. Γερσιμος Παλαμς], иером., визант. мелург. По мнению Е. В. Герцмана , Г. П. жил во 2-й пол. XIV в. Распевы Г. П. известны по рукописям с 1-й пол. XV в. В Пападики - Матиматарии 1430 г. мон. Давида Редестского как песнопения Г. П. надписаны причастны «Чашу спасения прииму» (ту же атрибуцию он имеет в Пападики 1-й пол. XV в. (Konstamon. 86), отражающей фессалоникийскую певч. традицию, в Пападики 2-й пол. XV в. (РНБ. Греч. 126) такой причастен надписан как творение «кир Герасима иеромонаха») и «В память вечную», оба на 2-й глас. Возможно, др. распевы Г. П. находятся среди песнопений, дошедших в списках лишь с именем Герасим или с уточнениями «кир», «иеромонах». Так, в рукописи БАН. РАИК. 154 после надписанных полным именем помещены следующие песнопения, к-рые также могут принадлежать Г. П.: «В память вечную» и «Хвалите Господа с небес», «Таин еси Богородице рай», «Бог наш прибежище и сила», все на 4-й плагальный (8-й) глас - «кир Герасима», «Вкусите и видите» на 2-й плагальный (6-й) глас νενανω, «Сущую Богородицу Тя величаем» на подобен 4-го плагального гласа Τ θματα τ λογικ - «иеромонаха кир Герасима», «Тело Христово приимите» на 2-й плагальный глас - «Герасима». Предположительно к распевам Г. П. были также отнесены аллилуиарий на 4-й плагальный глас, херувимская на 3, 4 и 1-й плагальный гласы, причастен «Хвалите Господа с небес» на 1-й τετρφωνος, 2, 3, 4-й, βαρς (7-й) гласы (РНБ. Греч. 130, нач. XVIII в.; 711, XVIII в.), рождественский причастен «Избавление посла Господь» на 1-й глас (РНБ. ОЛДП. О. 117, 1729-1731 гг.- ркп. иером. Германа Олимпиота). Более точное определение авторства возможно исходя из комплексного анализа материала рукописей, и в первую очередь на основе сличения мелоса разных версий песнопений. См. также ст. Герасим Халкеопул . Лит.: Στθης. Χειργραφα. Τ. 1. Σ. 666; Герцман Е. В. Греч. муз. рукописи Петербурга. 1996. Т. 1. С. 581; 1999. Т. 2. С. 442; он же. Герасим Халкеопулос с соименниками//УЗ РПУ. 2000. Вып. 5. С. 111-112, 114, 125, 126. С. И. Н. Рубрики: Ключевые слова: АЗБУКА ПЕВЧЕСКАЯ условный термин, применявшийся с XVIII в. для обозначения различных по содержанию музыкально-теоретических руководств

http://pravenc.ru/text/164631.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010