4.  γλσσης οκ π ινς φασιν, λλ’ κ τν των πισυρομνης τος ξμπαντας. τ ποτ’ ν εη το Πτρου δημηγορα, ς ν τας Πρξεσι 1303 διδασκμεϑα, πρς τν κενου διδασκαλαν λας καϑ’ ραν μυριδας ζωγροντος κα πιστρφοντος; τατης ργον γγονα κα ατς· ε κα μ χανδν ξπιον τς σοφας, λλ κατ’ κενους τος τ στορ κπεριειλημμνους το Γεδεν κροϑιγς λαψα 1304 σα κα νϑολκς μοι πιγενομνων το δελφικο ϑαντου κα τν κενου παναφηλκων παδων τς κομδς κα οκ π γνμης τ μεγλ κειμνης, λλ’ πιπεσντι (κα γρ προσκε) δριμτερν τε κα ρχικτερον. κα τν κενου φρτον, ς μ φελε, κα γρμμασι κα ατογλσσως μο ντεπσαξεν, ν δελφς π γραμματ τεϑνηκς κεν πϑετο, ο μνον οσαν κα τκνα, λλ κα ατν ψυχν ατ παραϑμενος. ε γρ μ τοτο, τχ’ ν κα νεφορϑη, σον βολετο, τ πιϑυμον κκ τς ναλλαγς μου τς γλττης κα τν κ τς καρδας περισσευμτων ξνην τιν μϑην σως χειν δκουν, ς ο ξυνοπαδο το Χριστο, κα τραις γλσσαις καινοτραις λλουν 1305 , χαϑς μοι τς διδασκαλας χρις πεχοργησεν. λλ’ γ νωϑρς τις πρς παιδεαν φυν, ς οικε, κα δυσμαϑς κα (τ το Σολομντος 1306 ) κακτεκνος. τατ τοι κα σοφα ϑεο μοι οκ εσελλυϑε· σκληρας γρ, ς φην, λλοπροσλλων πεγερϑντων κυμτων, ο ξυνετκη μοι ς τ τηλαυγς κα τ κμαγεον πρς τ μαϑματα κμασι φϑεγγομν κα γορανομοντι κα τ τς παροιμας 1307 γρφοντι καϑ’ γρν οδ λην τν το ρμο εκνα κα τν τν Μουσν ννεδα ες κλλος ποξεσμενος νεμρφωσα παρκτια τν 1308 τς σοφας διανηξμενος ϑλασσαν κα βραχυττην ανδα κα τ παρ τ τατης χελος ποπτυμενα φυκα ναλεξμενος, κατοι το διδασκλου πεζεειν κατ κυμτων κα τν δι τοτων περπατον σκελεοντος. 1309 λλ γρ μνσϑην διδασκλου κα φων νακπτεται κα με λεπτς μφικχυται δρς κα βιβλον πλιν π μλην 1310 φρειν δοκ κα ψφ εσιναι ποδ κα τ δεσποτικν περιπαπτανειν οκδιον, ετουν (προσφυς επεν) ψυχν φροντιστριον, κα ναπυνϑνεσϑαι τν ϑερποντα περπου τν οδν τς κλλης παρερριμμνον 1311 , τ ν ρα πρττει μγας κα ε καϑεδει κα δλτον διερευν κα ε διερευνν στι διαναστναι κα πανοξαι, μ κα τ τς ρμηνεας καϑυστερσαιμι. ρτε, περιεστηκτες κα συλλπτορς μου τν δυρμν, π παρεξβην π τς μπεσοσης μοι συμφορς κα σπερ τς φρνας παρακοπες, ς τν τρυγαν λον τς ργς κυρου πιν, οα φαντασμην κατ νργειαν, κα το ορανου χρου τς λευϑρας πλαι ποκυλισϑες, ς τ παιδαρων σφαιρδια διαπεμπμενα τατ’ κενα κα πλιν τ παλαι κα τ σαπρ ναπεμπζω, κα ξυλλαμβνω φρεν κα οδ’ τι σγγνωσεσϑ μοι τς συμφορς· εμ γρ δη το πϑους πραντλος.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Papad...

1331.  Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим (Ин 14. 23). 1332. Гал. 2. 20. 1333. 2 Кор. 13. 5. 1334. 1 Кор. 3. 16–17. 1335.  Не знаете ли, что тела ваши суть храм живущего в вас Святого Духа, Которого имеете вы от Бога, и вы не свои? Ибо вы куплены дорогою ценою. Посему прославляйте Бога и в телах ваших и в душах ваших, которые суть Божии (1 Кор. 6. 19–20). 1336. Преподобный Марк Подвижник. О законе духовном, гл. 27. 1337.  …переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа. Если же кто и подвизается, не увенчивается, если незаконно будет подвизаться (2 Тим. 2. 3, 5). 1338. Гл. 224. О мнящихся от дел оправдитися. 1339. Sanct. Chryssi, pag. 667. Sermo de Anna. Св. Иоанн Златоуст. Творения. Т. 4. С. 820. 1340.  …вы храм Бога Живого (2 Кор. 6. 16). 1341. S. Chr. Tom I, pag. 915, contra iudeoi sermo VI. Св. Иоанн Златоуст. Творения, Τ I. С. 718. 1342. Ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос (1 Кор. 3. 11). 1343. Еф. 2, 21. 1344. Еф. 2. 22. 1345. S. Chrysost. Tom XI, pag. 14. Св. Иоанн Златоуст Творения. Т. 11. С. 50. 1346. Очевидно, что это участие может быть лишь сердечным: и такого участия достаточно для отьятия у сердца сосредоточенной, неразвлеченной молитвы. Чтоб стяжать неразвлеченную молитву, должно верою возложить все попечения свои на Бога. 1347. Слово 68. 1348. Слово 8. 1349. Упокоевается Бог человеком тогда, когда человек пребывает в преданности и покорности воле Божией, или, что то же, в учении Евангелия. 1350. Память Божия или Поучение состоят в непрестанной молитве. См. о сем во 2-й части Аскетических опытов. 1351. Слово 89. 1352. Присовокупление этого слова служит намеком, что многие, чуждые благодати, приписывают ее себе, а другие признают благодатию вкравшуюся в них бесовскую прелесть. 1353. Рим. 8. 26. 1354. Слово 21. Святой Исаак согласно с прочими Отцами (Слово 1, Слово 84) научает, что Христос насаждается в сердца наши таинством Святого Крещения, как семя в землю. Дар этот сам собою совершен; но мы его или развиваем, или заглушаем, судя по тому, какое проводим жительство. По этой причине дар сияет во всем изяществе своем только в тех, которые возделали себя евангельскими заповедями, и по мере этого возделания. См. Преподобного Марка Подвижника Слово о крещении, Ксанфопулов главы 4, 5 и 6; также Слово о трех отношениях естества человеческого к добру и злу. Аскетические опыты, ч. 2.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=715...

4–6): потому что и Соломон был могущественнейший из царей того времени и деятельно заботился о лучшем устройстве военных сил и укреплении пределов своего царства 1340 и только под тем условием и мог быть царем мира, что пред его могуществом с покорностью преклонялись все прежде враждебные Израилю цари и народы от реки Евфрата до земли Филистимской и до пределов Египта 1341 , и никто не смел ему противиться 1342 . А с другой стороны и псалмопевец, призывая воспеваемого царя к оружию и предвозвещая ему покорность народов, нисколько не отрицает при этом мирного характера его царствования, а напротив самое вооружение его представляет условием охранения мира и господствования над враждебными народами. «Препояшь себя по бедру мечем твоим, сильный… Поспеши, воссядь на колесницу ради истины и кротости и правды!... Падут пред тобою народы», потому что иначе противникам и непокорным угрожает строгое отмщение: «остры стрелы твои; они в сердце врагов царя» (ст. 4–6) 1343 . Что касается наконец предсказания псалмопевца о великой славе потомков воспеваемого царя, имеющей превзойти славу его предков: «вместо отцов твоих будут сыновья твои; ты поставишь их князьями по всей земле (ст. 17)»; то и это предсказание удобно примиряется с лицом Соломона, если под отцами его разуметь старейшин или князей колена Иудина, которые издавна уже занимали первенство в ополчениях сынов Израилевых 1344 , или если все это предсказание понимать в том смысле, что недостаток царственных предков восполнят для него славные сыны прообразуемого им Мессии, которые в лице Апостолов и других проповедников Евангелия распространили Его царство между всеми народами 1345 и сделались, по выражению Апокалипсиса, царями и священниками Богу своему. Чтобы царствовать на земле 1346 . В последнем случае, конечно, мы ограничиваемся одним только пророчественным Мессианским смыслом; но ведь в смысле буквальном рассматриваемые слова псалмопевца одинаково не применимы к какому бы то ни было из царей Израильских или имевших отношение к народу Израильскому.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Vishny...

(611) Но так как, мать, никто не увенчивается, если незаконно будет подвизаться ( 2Тим.2:5 ), а закон требует быть доблестным по вере и жизни до конца, то увещеваю и напоминаю поступать достойно звания, в которое вы призваны, со всяким смиренномудрием и кротостью ( Еф.4:1–2 ), с осторожностью на будущее время, чтобы не быть уловленными еще свирепствующей ересью, которая отвергает Христа, и чтобы как-нибудь не уклониться от подвижнической жизни, которая должна быть определена правилами, но делать всё во славу Божию, во всем сиять светом заповедей, что, как я верую, и делаете вы в похвалу славы Христовой, к вечному прославлению вас, и если бы можно было сказать, и нас, грешных. Подлинно, если мы от одного Отца и все братия между собою, то не несправедливо считаем достижения всех похвалами каждого из всех. [Col. 1344] Молитесь о нас; приветствие наше в Духе. Господь Иисус Христос со духом вашим. Аминь. Я слышал, что ты предаешься многому воздержанию, и возрадовался, впрочем, так как умеренность во всем есть наилучшее дело, то напоминаю тебе быть умеренной и в этом, чтобы тело и покорствовало, и не сделалось бессильным к исполнению заповедей. 435. К епископам, сосланным ради Господа 1208 в Херсон (II, 92) 1209 Делом истинной любви и доказательством нелицемерной веры служит то, что отеческая святость ваша из такого отдаленного места прислала одного из гонимых вместе с вами братий, Агапита, монаха достопочтеннейшего или, лучше, блаженнейшего, по изречению Господа о гонимых за правду ( Мф.5:10 ), посетить, во-первых, божественную и верховнейшую главу 1210 , а потом (612) и нас, нижайших между братиями и сынами духовными. О, прекрасное намерение! О, искренняя любовь! И притом чьей любви, как не тех, которые ради Христа решились разлучиться со своими и отправиться в чужую страну, отделенную отсюда таким пространным морем, и потерпеть там всё, что случится, это служит действительнейшим доказательством? Итак, благословен Господь Бог, Который внушил вам такое расположение к нашему ничтожеству и дал посланному силу и благодать апостольскую 1211 возвестить нам всё, что вы совершили и еще переносите, преблаженные отцы, за имя Господа нашего Иисуса Христа. Услышав об этом, мы возрадовались, прославили, возблагодарили, сказали, что поистине с вами Бог, почитаемый и благоугождаемый исповеданием истины.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Studit/...

§ 82. Образ и подобие Божие в человеке. 1 . Самое важное преимущество в ряду прочих созданий Божиих состоит в том, что Творец благоволил украсить его своим образом и подобием. И сказал Бог, повествует священный Бытописатель: сотворим человека по образу Нашему, и по подобию... И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их ( Быт. 1:26–27 ; срав. 5:1). Об этом преимуществе свидетельствует потом сам Бог, говоря Ною: кто прольет кровь человеческую, того кровь прольется рукою человека: ибо человек создан по образу Божию ( Быт. 9:6 ). И в Новом Завете свидетельствует апостол Иаков, замечая о нашем языке: Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию (3:9). Действительность образа Божия в человеке всегда признавали святая Церковь , последуя столь ясному учению Священного Писания. 1337 В некоторой степени истина эта известна была даже язычникам. 1338 2 . В чем же состоит в нас образ Божий? “Церковное учение, отвечает святой Епифаний, верует, что человек вообще сотворен по образу Божию, но в какой именно части находится то, что по образу, не определяет”. 1339 Потому что сами Отцы и учители Церкви решали предложенный вопрос неодинаково, хотя мысли их и не исключают одна другой, касаясь только разных сторон предмета. Напротив, если снести эти мысли вместе и расположить при свете правильного понятия о Боге, нашем прообразе, то со всей полнотой определится, что такое в нас образ Божий. а) Бог, по природе своей, есть чистейший Дух, не облеченный никаким телом и непричастный никакой вещественности. Итак, образ Божий надобно полагать не в теле человека, а в его невещественной душе: мысль, которую старались раскрывать Климент Александрийский , Ориген , 1340 и потом против анфропоморфитов Епифаний, Евсевий, Григорий Нисский , 1341 Амвросий, Августин, 1342 Феодорит и другие. 1343 б) Бог, как Дух, имеет и существенные свойства духа, – ум, свободу, и по самой природе своей бессмертен: потому, в частности, можно полагать образ Божий, вместе с одними учителями Церкви, в уме человека; 1344 вместе с другими – в его свободной воле; 1345 вместе с третьими – в неразрушимости его души и бессмертии. 1346

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Bulgak...

Все сии небесные круги, все сии разумных тварей и Ангелов и человеков состояния, яко под единоцарственным владычеством Триипостасного Божества находящиеся, составляют и всегда будут составлять славное Царство Божие. Сие же славное Царство Божие все будет исполнено неизреченного блаженства Его. – Какого блаженства? Во-первых, Свет Божий будет освещать все пространство Царствия Божия, будет великолепнейшим украшением оного, будет драгоценнейшим одеянием небесных жителей. Небесный град, говорит Иоанн Богослов, будет не требуя солнца и луны, да светят в нем: Слава бо Божия просвети его, и Светильник его – Агнец. И языцы спасени во Свете его пойдут, и царие земстии принесут славу и честь свою в него 1342 . Подобно и в другом месте подтверждает, тако глаголя: нощи не будет тамо, и не потребуют света от светильник, ни света солнечнаго, яко Господь Бог просвещает я 1343 . – Во-вторых, все Царство Божие такой Славы и такого Величества, от Триипостасного Существа Божия происходящих, исполнено будет, что всякой тамо уже пребывающий в беспрестанном будет восхищении; и тем паче, что всякой и себя самого узрит объята Славою и Величеством от Бога происходящим, узрит себя в таком преображении, в каком видели Божественные Апостолы Господа и Учителя своего Иисуса Христа на Фаворе, узрит в подобном прославлении по оному Спасителеву прошению: Отче! святи их во истину Твою, да и тии будут священи воистину. Да вси едино будут якоже Ты, Отче, во Мне, и Аз в Тебе, да и тии е нас едино будут! И Аз Славу, юже дал еси Мне, дах им, и дам им, да будут едино, якоже Мы едино есмы. Отче! хощу, да идеже есмь Аз, и тии будут со Мною: да видят Славу Мою, юже дал еси Мне, и да любы, еюже Мя еси возлюбил, в них будет, и Аз в них 1344 . – В-третьих, все Царство Божие будет оглашаемо приятнейшею гармониею, восхитительнейшим согласием, согласнейшим пением и Богохвалением. Как Ангели, небесные жители ныне воспевают Триединому Богу – Свят, Свят, Свят, Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея! Осанна в вышних 1345 : так и все православные человеки тогда едиными устами воспоют – Достоин еси Господи прияти славу и честь и силу, яко Ты еси создал всяческая, и волею Твоею суть, и сотворени; во всех концах Царства единодушно возопиют – Достоин еси Господи хвалы и песней, яко заклася, и искупил еси Богови нас Кровию Своею от всякаго колена и языка и людей и племен, и сотворил еси нас Богови нашему цари и иереи; и воцаримся! Достоин есть Агнец заколенный прияти силу и богатство и премудрость и крепость и честь и славу и благословение! Всяко создание, еже есть ныне на небеси и иа земли и на мори, радостно возглаголет во Царствии Божии: Благословение и честь и слава и держава и премудрость и хвала и сила и крепость Богу нашему во веки веков.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Desnick...

Иез. 48 :11. Для священников, посвященных сынов Садока, охраняющих стражу храма, которые не отступили 1332 при отступлении сынов Израилевых, как отступили левиты, Иез. 48 :12. И будет им участок, даваемый от начатков земли, святое святых из пределов левитских. Иез. 48 :13. А левитам то, что близ пределов, принадлежащих священникам: двадцать пять тысяч в длину, а в ширину десять тысяч, вся длина-двадцать пять тысяч, а ширина-десять тысяч. Иез. 48 :14. Ничто из сего не должно быть продаваемо, или обмениваемо 1333 , и не будут брать с него первых произведений земли, ибо это святыня Господу. Иез. 48 :15. А остающияся пять тысяч 1334 , при двадцати пяти тысячах в ширину, должны быть предградием для города, на заселения и на предместия 1335 в нем, а город будет среди сего. Иез. 48 :16. И вот размеры его: с севера четыре тысячи пять сот 1336 , с юга четыре тысячи пять сот, с востока четыре тысячи пять сот, и с моря четыре тысячи пятьсот. Иез. 48 :17. И будет предместие 1337 у города: к северу двести пятдесят, и к югу двести пятдесят, и на восток двести пятдесят, и к морю двести пятдесят. Иез. 48 :18. А остаток в длину против священного участка: десять тысяч к востоку и десять тысяч к морю, будет священным участком и плоды его будут для продовольствия работающих в городе. Иез. 48 :19. А работать в городе будут работники из всех колен Израилевых. Иез. 48 :20. Весь начальный удел: двадцать пять тысяч (в длину) на двадцать пять тысяч (в ширину) 1338 ,-четвероугольно 1339 отделите из него священный участок 1340 , от владения города 1341 . Иез. 48 :21. А остальное 1342 старейшине: с той и другой стороны, от священного участка и от владений города, напротив двадцати пяти тысяч в длину 1343 до пределов, что к морю и к востоку 1344 , лицевая сторона двадцати пяти тысяч, до пределов, что к морю, (будет) близ уделов старейшины 1345 . И да будет священный удел и святое храма среди его. Иез. 48 :22. От владений левитов и от владений города (что будет) в средине,-старейшинам 1346 : среди пределов Иуды и среди пределов Вениамина (все) будет (принадлежать) старейшинам,

http://predanie.ru/book/217576-perevod-v...

Псалом 102 Псалом 1336 Давида. Благослови, душа моя, Господа, и вся внутренность моя – имя святое Его! Благослови, душа моя, Господа и не забывай всех благодеяний Его: Он прощает все беззакония Твои, исцеляет все недуги Твои, Избавляет от могилы 1337 жизнь твою, окружает тебя милостью и щедротами, Исполняет благие желания твои 1338 , обновится, как у орла, юность твоя 1339 . Являет 1340 Господь милость и правду всем обижаемым. Он явил пути Свои Моисею, сынам Израиля – желания Свои. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив. Не до конца будет гневаться и не во век негодовать. Не по беззакониям нашим Он поступил с нами, и не по грехам 1341 нашим Он воздал нам. Ибо сколь высоко небо над землею, (столь же великую) милость Свою Господь мощно явил 1342 на боящихся Его. Насколько отстоит восток от запада, (настолько) Он удалил от нас беззакония наши 1343 . Как отец милует сынов, так Господь помиловал боящихся Его. Ибо Он знает образование наше: помнит, что мы – прах, Человек – что трава, дни его, как полевой цветок, так и он отцветает. Как только дух прошел в нем 1344 , (его уже) не будет, и не узнает он более места своего. Милость же Господня от века и до века на боящихся Его, И правда Его на сынах сынов, хранящих завет Его и помнящих заповеди Его, чтобы исполнять их. Господь на небе уготовал престол Свой, и царство Его всем обладает. Благословите Господа, все ангелы Его, крепкие силою, исполняющие слово Его, слушающие 1345 глас слов Его. Благословите Господа, все силы 1346 Его, слуги Его, исполняющие волю Его. Благословите Господа, все дела 1347 Его, на всяком месте владычества Его. Благослови, душа моя, Господа! 1336 Слав. псалом соответствует ψαλμς – 65, 81, 101, 102, 106 и др. (до 70; после Δαβδ – 13, 66, 80, 182), Афан. Вел., Феодорит, компл., альд., греч. церк. Псалт.; а в ват., [син.,] алекс., text. recept. и у Анфима, а также в евр. т. и Вульг. – нет. 1341 Слав. беззаконием... грехом соответствует минуск. 13, 21, 43, 65–67 и др. (более 100), Кир. Алекс., компл., альд., греч. церк. Псалт., Анфим; а ват., [син.,] алекс., text. recept., евр. т. и Вульг. – наоборот: по грехам... беззакониям. 1347 Греч. τ ργα – слав. дела, хорошо бы перевести творения, как у о. Г. Павского (изд. Библейского Общества) и Пумпянского, но почему-то в синод. пер., у преосв. Порфирия и Мандельштама переведено дела. И мы следуем им. Понятие творение уже, чем дело. В псалме не одни творения перечисляются, а все дела Божии. Читать далее Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Стихи, в оригинале разделенные другими стихами, связываются в единый текст, тем самым приобретая новое звучание. Так в Притч 17:16 LXX соединены стт. 16 и 19 МТ с комментаторским добавлением в конце 1344 . νατ πρξε χρματα φρονι; κτσασθαι γρ σοφαν κρδιος ο δυνσεται. ς ψηλν ποιε τν αυτο οκον, ζητε συντριβν, δ σκολιζων το μαθεν μπεσεται ες κακ. 16 Для чего имение безумному? Приобрести мудрость ведь бессердечный не сможет. Кто высоким делает свой дом, тот ищет разбиться, а кто уклоняется от учения, тот впадет в беду (пер. Юнгерова). 16 К чему сокровище в руках глупца? Для приобретения мудрости [у него] нет разума. 19 Кто любит ссоры, любит грех, и кто высоко поднимает ворота свои, тот ищет падения (Син). Переводчик (или редактор) соединяет две притчи в одну: богатство глупца не только бесполезно для него, но и вредно, потому что оно позволяет ему построить высокий дом, – а ведь он не будет учиться, так как у него нет сердца (букв, перевод ), – и его ждет беда, падение дома. Стих 19-й в Септуагинте тоже не остается в усеченном состоянии, но дополняется фразой, которая перекликается с тем же 16-м стихом: «Жестокосердный не найдет добра». Все рассмотренные приемы могут комбинироваться; их дифференциация помогает оценить богатство инструментария древнего переводчика и его изобретательность как педагога. Ведь помимо того, что тематика книги Притчей посвящена образованию, т.е. приобретению мудрости, ее чтение само представляло собой процесс обучения; задавание вопросов, загадывание загадок, толкование «темных» речений, составление подобий были неотъемлемыми признаками беседы мудрых. Эллинизм ставил перед еврейской диаспорой, да и перед иудейством вообще, трудную задачу – сохранить веру отцов, пользуясь благами нового строя (уже первые эпигоны Александра как в Египте, так и в Сирии предоставили евреям права граждан) и получая образование на греческом языке. При всей свободе, проявленной переводчиком книги Притчей, она вовсе не является примером какого-то из ряда вон выходящего свободомыслия, хотя – и именно поэтому тем более – позволяет оценить реальную свободу мышления еврейского религиозного ученого и, по всей видимости, учителя эллинистической эпохи.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/septuag...

Такого обобщения не мог сделать Христос, знавший более, чем все люди, что ветхозаветные книги Священного Писания совершенно чужды такого взгляда. Враждебное отношение, в которое поставлялись евреи к некоторым народам, имело вовсе не политические, и подобные им мотивы и цели, а религиозно-нравственные. Поэтому, странно утверждать, будто древние евреи видели непременно врага во всяком чужом народе и вообще отличались национальной исключительностью и нетерпимостью. Религиозно-нравственные мотивы и цели способны вносить разделение и вражду даже в недра одного и того же семейства, а тем более в международные отношения. Но это совсем иное дело. Из дохристианских народов именно евреям была присуща мысль о родстве всех народов между собою, обусловленном уже происхождением их от одних и тех же прародителей. Лучших людей из еврейского народа никогда не покидала мысль и о духовном сближении и единении всех народов. Вот о чем, между прочим, молился Соломон к Богу по построении храма: Если и иноплеменник, который не от Твоего, Господи, народа приидет из земли далекой ради имени Твоего и помолится у храма сего, услышь с неба, с места обитания Твоего, и сделай все, о чем будет взывать к Тебе иноплеменник, чтобы все народы земли знали имя Твое. 1344 В последствии пророк Исаия предсказывал появление на всей земле одного царства Божия, обнимающего все народы в качестве единой братской семьи, и приглашает все племена к тесному духовному общению между собою. 1345 Разве мирится со всем этим взгляд евреев на все прочие народы, как на врагов? Такой взгляд измышлен Л. Толстым. В доказательство того, будто евреи считали ближним лишь еврея же, толстофилы напрасно ссылаются на такие постановления Моисеева закона, по которым евреям давалось право взыскивать в юбилейный год долг с иноземца, давать последнему деньги в рост и прочее, тогда как все это воспрещалось делать по отношению к еврею. 1346 Изумительная логика у толстофилов! Следуя ей, мы должны бы думать, например, что русские, дающие деньги под проценты русским же и рассчитывающие на получение долга от последних, вовсе не видят в них ближних, а усматривают в них каких-то врагов своих.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Guse...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010