Мы и тему-то распылили. Schlumberger, Кондаков, Успенский, ведь это три звезды с одного неба, и живая, общественно-научная оценка их и для ученого нерасчленима. Говорит ли звезда с звездой, как в безукоризненно организованном космическом мире, или не говорит, чествование трех звезд одного научного небосклона и в том, и в другом случае не могло не дать большей скульптурности каждой из фигур, более реалистичного распределения света и тени... Культурные ценности от прошлого, непоня­тые, заносимые накипью злободневных интересов, забываемые, сами себя давно привыкшие забы­вать, живые существа не всегда – среди нас и тогда, когда они физически с нашей территории, а разбросанные по всему миру и независимо от происхождения входящие в мировое собрание культур­ных ценностей, и из них, можно думать, лишь случайный признак, возраст, когда есть другие основа­ния, выдвинул по определенной области три имени: Schlumberger, Кондаков, Успенский. Сегодня Кон­даков» (ПФА РАН. Ф. 800. Оп. 1.Д. 1620/1399/А-1620: Марр Н. Я. [О Н. П. Кондакове ]. Речь на собрании в ГАИМК [вступ. слово]. 17 декабря 1924 г. 18 л. Л. 1–6 – машинопись с авторской правкой). 2566 Опубликован: Сычев Η, Π. Η. П. Кондаков и его труды по славянской и русской археологии и искусству. К 80-летию со дня рождения//Кызласова И. Л. Очерки истории изучения византийского и древнерусского искусства (по материалам архивов). М., 1999. С. 151–162. 2567 Малицкий Николай Владимирович (1881–1938), византинист, специалист по церковной археологии, историк византийского и древнерусского искусства. Исполняющий должность доцента по кафедре церковной археологии (1911–1912, 1913–1918) Петербургской – Петроградской Духовной академии. После октября 1917 г. – профессор Археологического и Богословского институтов (1920–1923), научный сотрудник РИИИ, в 1920-х гг. ученый сотрудник разряда археологии и искусства раннехристианского и византийского Археологического отделения, секретарь Художественно-историче­ского отделения, секретарь Комиссии по регистрации памятников архитектуры РАИМК – ГАИМК, доцент ЛГУ; помощник хранителя, затем хранитель, старший научный сотрудник Отделения древне­русского искусства ГРМ.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2378 Русско-византийская историко-словарная комиссия была основана в 1918г. под названием «Константин Порфирородный», в сентябре 1923 г. слилась с образованной в том же году Комиссией по переизданию словаря Дюканжа, с целью изучения русско-византийских отношений в X и «смежных» веках, а также для подготовки материалов по переизданию «Glossarium ad scriptores mediae et infimae graecitatis» Дюканжа, предпринятого Международным союзом академий. Председателем комиссии являлся акад. Ф. И. Успенский, товарищем председателя – В. Н. Бенешевич , секретарем – И. И. Соколов . Членами комиссии были академики В. М. Истрин , И. Ю. Крачковский, Н. Я. Марр, С. Ф. Ольденбург, а также Д. В. Анналов, В. Е. Вальденберг, А. А. Васильев , А. Д. Дмитриевский, П. В. Ернштедт, С. А. Жебелев, А. И. Малеин, И. Ю. Маркой и около 30 иногородних сотрудников. Проект переиздания словаря Дюканжа был похоронен со смертью Ф. И. Успенского. 2379 От древнегреч. – жертвоприношение, первоначально состоявшее из 100 быков; в переносном смысле – огромные жертвы войны, террора, эпидемий и т. д., здесь в скептическом значении «жерт­вы науки». 2380 Беклемишев Владимир Александрович (1861–1920), скульптор, историк искусства, педагог; академик скульптуры (1892), действительный член (1893) Имп. Академии художеств. Профессор-руководитель скульптурной мастерской (1894–1918), заведующий формовской мастерской (1894–1918) и ректор (1901–1903, 1906–1911) Высшего художественного училища при Академии художеств. 2381 Залеман Гуго Романович (1859–1919), скульптор, педагог; академик скульптуры (1889), действительный член (1896) Академии художеств. С 1894 г. профессор искусств в натурном классе Высше­го художественного училища Академии художеств, в 1918 г. вошел в число профессоров-руководите­лей Петроградских государственных свободных художественно-учебных мастерских. 2382 Померанцев Александр Никанорович ( 1849–1918), архитектор, педагог; академик архитекту­ры (1887), действительный член (1893) Академии художеств. С 1894 г. профессор-руководитель мас­терской, ректор (1899–1900) Высшего художественного училища при Академии художеств, член Ученого совета и Техническо-строительного комитета Хозяйственного управления, архитектор Учи­лищного совета при Св. Синоде.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А. А. Васильев уезжает 16 июня в Париж. Туда же направляются и супруги Ростовцевы, с которыми я хотел бы очень повидаться. Ведь и он дал хорошую статью в сборник 2633 и этим, конечно, очень порадовал меня, и растрогал своим вступлением, так что, когда я его читал, у меня сперло в горле. Ведь сколько лет мы с ним шли по одной линии, хотя подчас и ругались из-за его кадетства, погубившего нас в первую голову. Впрочем, нечего пенять на рожу, коли она крива. Мой председатель, т. е. Марр, постоянно ездит в Москву, и мне приходится исправлять его обязанности, что ужасно противно, а подчас и хлопотно. Желаю Вам здоровья и всего хорошего. Сестра моя Вам кланяется. Не забывайте меня! Ваш С. Жебелев ЛАПНП. Фонд Η. П. Кондакова. Автограф. 61 С.А. Жебелев – С. Н. Кондакову В. О., 4 линия 7, кв. 13 14 августа 1927 г. Дорогой Сергей Никодимович, Благодарю Вас за письмо и за карточку И. А. Шебора. 2634 Последнего, как я писал Вам, не видел 30 лет. Посмотрев на карточку, нашел, что конечно И. А. постарел, но все же не настолько, насколько должен выглядеть стариком 80-летний муж. Теперь буду ждать картинки с видом места вечного упокоения Никодима Павловича; непременно пришлите. Для «Кладов» сделаю все, что смогу сделать, возьму все, что окажется мало-мальски возможным взять из оставшихся бумаг. Статью о Я. И. Смирнове 2635 уже и переписал. Буду ждать указания, когда надо ее прислать. С Фармаковским все еще очень плохо. Лежит в Харькове, в больнице, и трогать пока нельзя для перевозки к нам. Боюсь, что с Фармаковским песенка спета, и это очень рано, ибо ему 57 лет. У меня просто голова идет кругом от постоянной переписки с его женою, которая хотя и хорошенькая, но глупенькая, и делает глупости даже теперь. Украинцы, конечно, воспользовались случаем и захватили раскопки в Ольвии – напортят так, что и поправить не удастся, перепутают все слои Фармаковского. В Ольвии теперь главный воротила Макаренко 2636 – можете представить, что получится. Вообще все нелепо выходит и, в конце концов, придется зарыться за свои книги и все остальное послать к черту. Когда Никодим Павлович был жив, помните, он все прохаживался насчет ёрников. Господи, что он сказал бы теперь?!

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Новая мода: Лядский 2471 разбирает в течение семестра «Преступление и наказание», затем ему читает о том же Лапшин, после него студенты, кто хочет, и т. д. При этом Лядский начинает семестр в конце ноября, кончает теперь же, и чехи терпят, даже сделали его – как зятя Пыпина 2472 – ординарным штатным профессором. Впрочем, то же делают и другие, – ради дешевизны – живут в Берлине и там же держат семьи. Преданный Вам Н. Кондаков ПФА РАН. Ф. 729. Оп. 2. Д. 168. Л. 150–151 об. Автограф. 33 С. А. Жебелев – Η. П. Кондакову Петроград, В. О., 4 линия 7, кв. 13 23 декабря 1923 г. Глубокоуважаемый и дорогой Никодим Павлович, Чрезвычайно рад был получить Ваше письмо. Продолжительное молчание Ваше готов был объяснить или тем, что Вас нет в Праге, или что Вам на меня что-нибудь насплетничали – мы ведь живем в царстве сплетни, и о нас досужие люди могут сочинять что угодно. Примеров этому немало. Восхищаюсь и преклоняюсь перед Вашей, очевидно, не знающей устали деятельностью. Очень скорблю о том, что Ваши научные разыскания остаются для меня за семью печатями и пока дразнят мое любопытство. Сдается мне, что Вы, в конце концов, уже перевернули или перевернете все сложившиеся у нас представления о средневековом и Востоке, и Западе. И все это проходит мимо нас. Ужасно! На печатание Вашего трактата здесь, у нас, особых радужных надежд не возлагаю. Печатание таких рассуждений, как Ваше, и вообще не по времени и, в частности, не к месту именно в Академии наук, курс которой принял совершенно определенное направление и вряд ли в пользу разрабатываемых Вами и нами дисциплин. Академией руководят и верховодят, в сущности, трое лиц: известный «фольклорист» Ольденбург, математик Стеклов 2473 и минералог (специалист по драгоценным камням) Ферсман. 2474 За «фольклористом» идет и ему вторит компания восточников. История, филология, искусство... пустая мечта. Большим влиянием пользуется Марр. Но он, в сущности, готов поддерживать только свою яфетидологию, и на ней многие играют не без успеха, а некоторые даже с большим успехом. Быть яфетидологом или хотя бы сочувствующим ей теперь много значит. Вообще, если бы воскрес В. Р. Розен, 2475 создавший нашу восточную науку, он, вероятно, подивился бы прыти тех своих учеников, которым он много протежировал в свое время. Впрочем, кто знает, где бы оказался он сам: время показало, что «крайности сходятся» – истина во многих случаях. Полагаю, что если бы с Ольденбургом Вы и увиделись, о Ваших книгах Вы вряд ли узнали бы что-либо определенное. Я убежден, впрочем, в их целости и сохранности, и если бы мог быть Вам в книжном вопросе чем-нибудь полезным, с удовольствием сделал бы все, что мог.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

509       Ипполит. Толкование Песни песней: Груз. текст по рукописи X в./Пер. с арм. Н. Марра. СПб., 1901. (Тексты и разыскания армяно-грузинской филологии, 3). 510       Материалы экспедиции в большинстве своем были утрачены в 1917–1918 гг., поэтому анийские публикации Марра получили значение первоисточника. Многие работы Марра, посвященные средневековому Ани, сохраняют свое научное значение по сей день (О раскопках и работах в Ани летом 1906 г.//Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии. Т. Х. СПб., 1907; Ани. Ер., 1939; Ани: Книжная история города и раскопки на месте городища. М.; Л., 1934). 511       Вишáпы – мифические существа, распространенные в мифологиях стран Армянского нагорья и Передней Азии. Каменные статуи вишапов достигали пяти метров в высоту и имели форму рыб или, реже, растянутой на кольях шкуры быка. Их датируют доурартским временем (по крайней мере, начало I тыс. и даже II тыс. до н.э). Н.Я. Марр вместе с Я.И. Смирновым стали в 1909 г. первооткрывателями вишапов для науки. 512       Н.Я. Марр был энергичным и талантливым организатором науки. Когда в начале XX в. его усилия, направленные на основание университета на Кавказе, оказались безуспешными, он сконцентрировал свое внимание на создании научно-исследовательских центров – Анийского музея древностей, Кавказского историко-археологического института, Института языка и мышления. 513       См.: Миханкова В.А. Николай Яковлевич Марр: Очерк его жизни и научной деятельности. 3-е изд. M.; J1., 1949; Абаев В.И. Н.Я. Марр (1864–1934): К 25-летию со дня смерти//Вопр. языкознания. 1960. 1; Тройский И.М. Сравнительно-исторические исследования//Теор. проблемы советск. языкознания. M., 1968; Гухман М.М. Типологические исследования//Там же. 514       См., в частности: Мнимое географическое название Еротастак в Истории Агафангела//Зап.-вост. отделения Имп. Рус. археол. об-ва. Τ. IX. СПб., 1894; Крещение армян, грузин, абхазов и аланов святым Григорием (арабская версия)//Там же. Τ. XVI. Вып. II, III. СПб., 1905 (рец.: Харлампович Κ. II Христ. чтение. 1907. 1); Описание старинных армянских рукописей и печатных книг из архива армяно-католической церкви св. Николая в Каменце-Подольском//Отчет Имп. Публичной б-ки за 1891 год. СПб., 1894; Грамматика древнеармянского языка. Этимология. СПб., 1903; по поводу армянской халкидонитской литературы см.: Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима в 614 г./Груз. текст иссл., пер., изд. и арабск. извлечение приложил Н. Марр. СПб., 1909; Аркаун: монгольское название христиан в связи с вопросом об армянах-халкидонитах//Виз. временник. 1906. Τ. XII; Кавказский культурный мир и Армения//ЖМНП. 1915. Т. LVII; Армянская культура: Ее корни и доисторические связи по данным языкознания. Ер., 1990; К вопросу о задачах арменоведения//Марр Н.Я. Избр. работы. Τ. I. Этапы развития яфетической теории. Л., 1933; Книжные легенды об основании Куара в Армении и Киева на Руси//Там же. Τ. V. Этно- и глоттогония Восточной Европы. M.; J1., 1935; и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Проф. Н. Я. Марр всю свою содержательную научную деятельность и чрезвычайно разнообразную посвятил грузинским и армянским письменным памятникам древности. В вышедших уже восьми «Текстах и разысканиях по армяно-грузинской филологии», не говоря уже о других многочисленных работах, Н. Я. Марр опубликовал чрезвычайно ценные памятники, как-то: кн. 1: Ефрем Сирин 1) О днях празднования Рождества. 2) Об основании первых церквей в Иерусалиме; Кн. 2: Иосиф Аримафейский – Сказание о построении первой церкви в г. Лиде; Кн. 3: Ипполит – Толкование песни песней; кн. 4: древние грузинские одописцы XII в. кн. 5 – Физиолог, и т. д. Весьма правильными должны быть признаны приемы издания и обследования текстов (мы не касаемся чисто-филологических и лингвистических трудов Н. Я). Проф И. Марр, издавая текст, всегда старается прежде всего определить наличность таковых же памятников в литературных наследиях Востока, Греции, а также в славянской письменности. Такой сравнительный и сложный обзор не- —499— обходим исследователю для выяснения многих вопросов первостепенной научной важности, а именно: 1) степени распространения памятника, 2) характера распространения, т. е. определения переделок, сокращений, 3) источников, с которых делались переводы, компиляции и т. п., 4) сохранности архаических и др. форм памятника, и 5) наконец, и это самое главное, определения того нового, что вносится данным издаваемым памятником. Чтобы успешно выполнить задачу, помимо историко-литературных изысканий, приходится прибегать к очень сложным и тонким лингвистическим изысканиям. Во всех перечисленных выше изданиях Н. Я. Марр всегда старался выяснять ценность памятника со стороны новых данных, сообщаемых ими. Так, исследуя грузинский текст Ипполитова Толкования песни песней, проф. Н. Я. Марр восстановил дефектные места в сохранившихся греческих и славянских фрагментах, а также показал, что грузинский текст заключает много новых строф, потерянных в известных уже фрагментах, как восточных, греческих, так и славянских.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ КРИТИКА БИБЛИОГРАФИЯ ВЫПУСК 2 Крачковский И. Из эеиопской географической литературы. Лебедев Д. К вопросу ο коптских актах 3-го вселенскаго Ефесскаго собора и их герое архимандрите тавеннисиотов Викторе. Тураев Б. Коптский пергаментный амулет. Струве Г. Коптский папирус из коллекции проф. В.А. Тураева. Сычев Н. Анийская церковь , раскопанная в 1892 г. Гринейзен В. Египто-эллинистический ритуальный портрет и средневековые портреты Рима с „tabula circa verticem». РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ КРИТИКА ВЫПУСК 3 Ростовцев М. Русская археология в Палестине. Болотов В.В. Об армянском церковном годе. Джавахов И. К вопросу ο времени построения грузинскаго храма в Атене по вновь обследованным эпиграфическим памятникам. Тураев Б. «Чудеса Св. Троицы», эфиопский апокрифический сборник. Кекелидзе К. Иоанн Ксифилин, продолжатель Симеона Метафраста . РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ КРИТИКА Содержание 2-го тома ВЫПУСК 1 Марр Н. Из поездок в Сванию Пальмов Н. К сведениям о личности архидиакона Гаиоза, впоследствии архиепископа астраханского и ставропольского (†20 февр. 1821 г.) Кипшидзе И. Житие и мученичество св. Антония-Раваха Орбели И. Багаванская надпись 639 г. и другие армянские ктиторские надписи VII в. РАЗНЫЕ ИЗВЕСТИЯ И ЗАМЕТКИ КРИТИКА ВЫПУСК 2 Марр Н. Заметки по текстам св. Писания в древних переводах армян и грузин Адонц Н. Ампелий, епископ Херсонский Кекелидзе К. Историко-агиографические отрывки Айналов Д. Произведения абиссинской живописи, собранные д-ром А.И. Кохановским Овсепян Г. Потомство Тарсаича Орбеляна и Мина-хатуны БИБЛИОГРАФИЯ ИЛЛЮСТРАЦИИ ВЫПУСК 3 Марр Н. Заметки по текстам св. Писания в древних переводах армян и грузин Джавахов И. Слово св. Иоанна Златоуста «О врожденном и предопределенном добре и зле» в древнегрузинском переводе Иванов А. История монголов (Юань-ши) об асах-аланах Кекелидзе К. Житие и подвиги св. Иоанна, католикоса Урнайского Бенешевич В.Н. Грузинский великий номоканон по спискам Тифлисского Церковного Музея Марр Н. Эчмиадзинский фрагмент древнегрузинской версии Ветхого Завета

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

ЛИТЕРАТУРА Арутюнова-Фиданян 2004 – Арутюнова-Фиданян В. А. Повествование о делах армянских (VII в.). Источник и время. М., 2004. Арутюнова-Фиданян 2006 – Арутюнова-Фиданян В. А. Григорий Просветитель//ПЭ. Т. 13. 2006. С. 41–43. Дионисий (Шленов) , иг. 2008 – Никита Стифат , прп. Первое обличительное слово против армян/Публикация греческого текста, перевод, вступительная статья и примечания иг. Дионисия (Шленова) , публикация грузинского текста М. А. Рапава)//БВ 7. 2008. С. 39–104. Марр 1925 – Марр Н. Я. Грамматика древнелитературного грузинского языка. Л., 1925. Brock 2006 – Brock S. The origins of the Kanona «Holy God, holy Mighty, holy Immortal» according to Gabriel of Qatar (early 7 th century)//Harp 21. 2006. P. 173–185. Darrouzès 1981 – Notitiae episcopatuum ecclesiae Constantinopolitanae/Texte critique, introduction et notes par J. Darrouzès. Paris, 1981. Dorfmann-Lazarev 2004 – Dorfmann-Lazarev I. Arméniens et Byzantins à l’Époque de Photius: deux débats théologiques après le triomphe de l’Orthodoxie. Lovanii, 2004 (CSCO 609. Subs. 117). Fedalto 1988 – Fedalto G. Hierarchia Ecclesiastica Orientalis. Series episcoporum ecclesiarum christianorum orientalium. Padova, 1988. Janeras 2001 – Janeras S. Le Trisagion: une formule brève en liturgie comparée. Comparative Liturgy Fifty Years after Anton Baumstark (1872–1948)/Ed. R. F. Taft, G. Winkler. Roma, 2001 (OCA 205). P. 495–562. Μξιμος, μητρ. 1989 – Μξιμος, μητρ. Σρδεων. Τ οκουμενικν Πατριαρχεον ν τ ρθοδξ κκλησ. Θεσσαλονκη, 1989 (νλεκτα Βλατδων 52). Μπαμπινιτης 1998 – Μπαμπινιτης Γ. Δ. Λεξικ της νας Ελληνικς γλσσας με σχλια για τη σωστ χρση των λξεων. Αθνα, 1998. Ρλλης, Ποτλς 1854 – Ρλλης Γ. Α., Ποτλς Μ. Ο θεοι κα ερο καννες, κανονικα πιστολα τν γων πατρων. Τ. 4. θνησιν, 1854 ( r 1992). Schanidse 1982 – Schanidse A. Altgeorgisches Elementarbuch. 1. Teil. Grammatik der altgeorgischen Sprache. Tbilissi, 1982. Το ατο κατ τς βλασφμου τν ρμενων αρσεως στηλιτευτικς λγος δετερος

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ЕПИФАНИЙ [Епифане, Етифане; груз. , ], католикос-патриарх всей Грузии (1210-1220), современник царицы св. блгв. Тамары (1184-1207/13) и царя Георгия IV Лаши (1207/13-1222). Согласно грамоте, выданной Е. священнослужителям одной из церквей в Ани (1218), и эпиграфическим надписям церкви, при Е. возникла социальная напряженность, связанная с повышением платы за требы. Е. посетил все церкви региона и уладил несогласие между прихожанами и священниками, выразив последним порицание и понизив требные платы. Также о Е. известно, что он заказал и пожертвовал кафедральному собору Светицховели в Мцхете украшенное драгоценными камнями Четвероевангелие; на титульном листе помещено изображение Е. в полный рост в патриаршем облачении ( Марр. 1910. С. 1437-1439). Ист.: Марр Н. Я. Камень с арм. надписью из Ани в Азиатском музее//ИИАН. Сер. 6. 1910. 14. С. 1437-1439; ПГП. 1970. Т. 3. С. 153-154. Лит.: Джавахишвили И. История груз. народа// Он же. Собр. соч. Тбилиси, 1982. Т. 3. С. 7-8 (на груз. яз.); Абашидзе З. Епифане (Етифане)//Груз. Католикосы-Патриархи. Тбилиси, 2000. С. 55-56 (на груз. яз.). З. Абашидзе Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ I (Багратиони), Католикос-Патриарх Вост. Грузии, гос. и церк. деятель, дипломат, писатель, историк, грамматик (1744-1755; 1764-1788)

http://pravenc.ru/text/190075.html

Мощи А. и ее мафорий были перенесены в 710 г., при имп. Юстиниане II , из Иерусалима в К-поль ( Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 284). В средние века зап. паломники сообщали, что видели в мон-ре Ставровуни (Кипр) плечо и ладонь А. Части мощей А. находятся в мон-рях на Афоне: левая стопа А. была перенесена из скита прав. Анны близ мон-ря Хозива в Большой скит прав. Анны на Афоне. Правая стопа А. находится в мон-ре Кутлумуш , левая рука - в мон-ре Ставроникита . Частицы мощей А. хранятся в мон-рях и храмах Греции: вмч. Пантелеимона, Ксенофонта прп. мон-ре, Успения Пресв. Богородицы Макелларии близ Калавриты (п-ов Пелопоннес), Успения Пресв. Богородицы в Прастосе в Кинурии, в ц. св. Герасима в р-не Ано-Илисия в Афинах, в Иоанна Богослова мон-ре на Патмосе ( Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Church//Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 143), а также в мон-ре св. Анны близ Ламии и в Иоанна Богослова мон-ре близ Суроти . Частица мощей И. находится в ц. Панагии Горгоэпикоос в Фессалонике. Сон прав. Иоакима. Роспись капеллы дель Арена в Падуе. Худож. Джотто. 1304–1306 гг. Сон прав. Иоакима. Роспись капеллы дель Арена в Падуе. Худож. Джотто. 1304–1306 гг. Погребение прав. Анны. Шитая пелена. 2-я пол. XV в. (СПГИАХМЗ) Основным днем памяти И. и А. является 9 сент., попразднство Рождества Богородицы. Эта память указана в палестино-груз. календарях VII-X вв., отражающих древнюю минологическую традицию Иерусалимского Патриархата ( Garitte. Calendrier Palestino-Géorgien. P. 325-326; Марр И. Я. Описание груз. рукописей Синайского мон-ря. М.; Л., 1940. С. 143). Согласно Синаксарю К-польской ц. (кон. X в.) и Типикону Великой ц. (IX-XI вв.), в этот день в К-поле совершалась торжественная служба в их честь в храме Пресв. Богородицы в Халкопратиях (SynCP. Col. 29; Mateos. Typicon. T. 1. P. 22). В труде мусульм. энциклопедиста аль-Бируни, ссылающегося на календарь правосл. общины Хорезма нач. XI в., память И. и А. указана 8 сент., причем Рождество Богородицы не отмечено ( Al-Birouni Abou R î h â n. Les fêtes des Melchites et al./Éd., trad. R. Griveau. P., 1914. P. 312. (PO; T. 10. Fasc. 4)). 9 дек., в день Зачатия Пресв. Богородицы, совершалась служба А. в посвященной ей церкви в к-польском квартале Эвурани ( Mateos. Typicon. T. 1. P. 127) и в храме во имя А. в Халкопратиях (SynCP. Col. 291), а 25 июля, в праздник успения А.,- в ц. во имя А. в Девтероне (SynCP. Col. 841-842). В Минее из рукописи Sinait. iber. 56 под 25 июля отмечена память успения И. и А. ( Garitte. P. 287; Марр. С. 91). В груз. календаре X в. (Sinait. iber. 34) под 16 янв. обозначена память благовестия И. о рождении Пресв. Богородицы ( Garitte. P. 132).

http://pravenc.ru/text/468935.html

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010