123 Contra haeres. III 18 1. PG., t. 7, col. 932В. Сочинения, стр. 286–287. Творение восстанавливается в первобытное состояние (ipsam conditionem reintegratam in pristinum). Contra haeres. V 32 I. PG., t. 7, col. 1210C. Сочинения, стр. 515. Он Сам обновит наследие земли и восстановит таинство (reintegrabit mysterium) славы сынов Своих. Contra haeres. V 33 I. PG., t. 7, col. 1212B. Сочинения, стр. 516. 125 Ипполит. Толкование Песни песней. Грузинский текст по ру­кописи X века исследовал, перевел и издал Н. Марр. Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии, изд. факультета восточных языков Императорского С.-Петербургского университета. СПБ. 1901. Hippolyts Kommentar zum Hohelied auf Grund von N. Marrs Ausgabe des grusinischen Textes herausgegeben von G. Nathanael Bonwemsch. TU 23 2. Leipzig 1902. 126 Drei georgisch erhaltene Schriften von Hippolytus herausgegeben von G. Nath. Bonwetsch. TU. 26 Ia. Leipzig 1904. 127 Весь относящийся к этому вопросу материал собран Bonwemsch " ем. См. TU. 23 2. 4 Der Gedankengang des Kommentars. SS. 81–87. TU. 26 Ia. Einleitung. SS. IX-XIII. Der Schrifbeweis für die Kirche. SS. 16–20. 135 Böhringer. Die alte Kirche. 3-ter Theil Stuttgart 1873. S.740. Весьма многие ученые считали этот трактат Тертуллиана неподлинным и считали его неудачной позднейшей компиляцией. Об этом E.Noeldechen.Tertullian’s Gegen die luden auf Einheit, Echtheit, Enstehung geprüft. TU. 12 2 Leipzig 1894. SS. 14–24. Сам Noeldechen высказывается за подлинность этого трактата. SS. 89–91. 136 Adversus judaeos, cap.6 PL.,t.2, coll. 647C-648C. Cfr adv Marc.III 24; lacob, qui quidem posterioris et praelatioris populi figura est, id est nostri. CSEL. 47.p. 504 23 24.IV 1: Иса 51 4 – judicaverat atqueverat nationes quoque inluminandas per evangelii legem atque sermonem. CSEL. 47. p. 424 3–4. Пророчества о вступлении в Церковь язычников Тертуллиан видит еще в Псал. 2 7–8. 3 (Adv, Marc. III 20. 22. IV 25. рр. 410 15–22 415 3 sqq. 505 20 sqq.), Ис. 42 4. 6–7 (III 20. V 2. рр. 410 19 sqq. 573 I sqq.), 52 5. 7. II (III 22. V 2. pp. 414 26­-415 3. 572 25–573 3) и др. Cfr. N. Bonwetsch Der Schriftbeweis für die Kirche. SS. 14–15.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Troits...

Ист.: Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае. СПб., 1888; Марр Н. Я. Синодик Крестного мон-ря в Иерусалиме. СПб., 1914; Описание груз. рукописей бывшего Об-ва распространения грамотности среди груз. населения: Колл. S/Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1967. Т. 5 (на груз. яз.); Отчет посольства Алексея Иевлиева в царство Имерети в 1650-1652 гг./Рус. текст, с обзором рукописей и груз. переводом к изд. подгот. И. Цинцадзе. Тб., 1969 (на рус. и груз. яз.); Статейный список посла Никифора Толочанова в Имерети, 1650-1652 гг./Рус. текст с груз. переводом и обзором рукописей к изд. подгот. И. Цинцадзе. Тб., 1970 (на рус. и груз. языках); Жан Шарден. Путешествие Жана Шардена в Персию и другие страны Востока: Сведения о Грузии/Пер. с франц., исслед., коммент.: М. А. Мгалоблишвили. Тб., 1975 (на груз. яз.); Кристофоро де Кастелли. Альбом зарисовок и реляции Кристофоро де Кастелли/Текст расшифровал, пер., исслед., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тб., 1977 (на груз. яз.). Лит.: Тамарашвили М. История католичества среди грузин. Тб., 1902 (на груз. яз.); Вирсаладзе Т. Б. Роспись Иерусалимского Крестного мон-ря и портрет Шота Руставели. Тб., 1974. С. 35, 47; Акопашвили Г. Грузинский дипломат Николоз Чолокашвили - Никифоре Ирбахи, XVII в. Тб., 1977 (на груз. яз.); Табагуа И. Посольство Никифора Ирбаха в Европе//Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тб., 1986. Т. 2 (на груз. яз.); Сванидзе М. Посольство Никифора Ирбаха (Николоза Чолокашвили) в Европу в 1626-1629 гг. с целью создания антиосманской коалиции// Он же. Очерки по грузино-османской истории, XIV-XVIII вв. Тб., 1990 (на груз. яз.); Ватеишвили Дж. По следам Никифора Ирбаха//Мацне (Вестник)/Сер. истории, этнографии и истории искусства. Тб., 1991. Вып. 2. С. 76-80 (на груз. яз.); Жордания Г., Гамезардашвили З. О дипломатической миссии Никифора Ирбаха// Они же. Римско-католическая миссия и Грузия. Тб., 1994 (на груз. яз.); Чехановец Я. Грузинская Церковь на Св. земле. М., 2012. С. 89-91. Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565534.html

Сохранившаяся до наст. времени коллекция рукописей мон-ря - лишь часть исторического рукописного фонда Синая. В колофонах древних рукописей упоминаются названия утраченных ныне списков: напр., на вложенном листе рукописи Sinait. iber. 92 старой коллекции приведена часть списка груз. книг мон-ря - 52 рукописи, 21 название. На Синае подвизались мн. груз. книжники, напр. Иоанн-Зосим (2-я пол. X в.) из лавры св. Саввы Освященного, его ученики и последователи Квирике Мидзназороели, Квирике Сохастрели, прот. Микаел, позже Елисе (Чиданисдзе). Впервые о рукописях из Синая стало известно в XIX в. от еп. Порфирия (Успенского), к-рый привез из мон-ря 2 листа папирусной Псалтири (РНБ. Груз. новая серия. 10; судьба основной части ркп неизвестна). После посещения Синая зимой 1883 г. А. Цагарели выпустил «Каталог грузинских рукописей Синайского монастыря», позволивший судить о размере и составе груз. рукописной коллекции. В 1902 г. на Синае побывали Н. Марр и И. Джавахишвили и установили, что нек-рые описанные Цагарели рукописи исчезли. Описания коллекции Марра и Джавахишвили были опубликованы в 1940 и 1946 гг. В 20-х гг. ХХ в. часть синайской коллекции, вывезенная в кон. XIX в., была выставлена на продажу на европ. рынке древностей; другая была приобретена австр. лингвистом Г. Шухардтом и завещана им б-ке ун-та в Граце (Австрия) 2058); одна рукопись недавно была обнаружена в б-ке ун-та в Гёттингене (сирийско-груз. палимпсестные листы разрозненно указаны в каталоге сир. рукописей); одна попала в Америку (Б-ка Принстонского ун-та. Garrett. 24); одна находится в частном собрании. В 1950 г. на Синае побывала экспедиция Б-ки Конгресса США: под рук. Ж. Гаритта на микропленку среди других был снят и груз. рукописный фонд. Гаритт опубликовал на франц. языке каталог, содержащий описание 38 синайских рукописей по библеистике, патрологии, агиографии, аскетике; после его публикации в 1957 г. АН Грузинской ССР удалось получить из Б-ки Конгресса в Вашингтоне микрофильмы рукописей. В 1978-1987 гг.

http://pravenc.ru/text/639853.html

См.: Голубева О. Марр Николай Яковлевич.//Сотрудники Российской национальной библиотеки – деятели науки и культуры. Биографический словарь. Т. 2. СПб. 1999. С. 428–433. 188, 190, 194, 221 Мартинсон Василий Антонович; (? – 7 февраля 1955). Окончил Рижскую Духовную семинарию (1896) и Санкт-Петербургскую Духовную академию (1900), кандидат богословия. С 30 июня 1900 года – помощник инспектора, с 21 декабря 1902 – и. д. инспектора, с 27 июня 1903 – инспектор Санкт-Петербургской Духовной семинарии. 17 февраля 1907 рукоположен в сан священника. С 25 января 1910 – ректор Санкт-Петербургской Духовной семинарии. Протоиерей. 196 Мартынов Александр Иванович . Окончил С.-Петербургские Духовную семинарию (1899) и Духовную академию 1903), кандидат богословия С 8 октября 1905 – помощник инспектора Санкт-Петербургской Духовной семинарии. 196 Мартынов Дмитрий Павлович; (1856 – 28 мая 1900). Окончил 4 класса Ярославской ДС (1875) и Московский университет, кандидат физико-математического факультета. С 1 октября 1879 определен и. д. наставника по математике Алферовской учительской семинарии Смоленской губ. С 1 августа 1880 – преподаватель математики и физики Калужской гимназии. С 1 августа 1883 – преподаватель математики Жиздринской прогимназии Калужской губ. С 13 августа 1884 – преподаватель математики и физики Рыбинской гимназии. С 28 сентября 1886 – наставник Череповецкой учительской семинарии. С 6 июля 1887 – инспектор народных училищ 5-го района Новгородской губ. С 1 августа 1891 – инспектор народных училищ Олонецкой губ. 1-го района. С 23 августа 1891 – директор народных училищ Олонецкой губ. Член Олонецкого Епархиального училищного совета в 1891–1896. Составил серию учебных пособий «Русский грамотей»: Азбука-скороучка. М. 1896; Книга для чтения (3 части). М. 1896; Книга Цифирь. М. 1892; К книге Цифирь. М. 1893; Ученический задачник. М. 1893; Учительский задачник. М. 1888; Методика арифметики. М. 1886; Русская история. М. 1894. См.: Д. П. Мартынов. Петрозаводск. 1900; Королев К. Воспоминания о покойном директоре народных училищ Олонецкой губернии Д. П. Мартынове.//Известия Архангельского общества изучения Русского Севера. 1911. 8/9. С. 705–709.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

А. Л. [Рец. на:] Фёстер Г. Моисеево уголовное право в его историческом развитии//Странник, 1904, II. А. П. [Рец. на:] Попов Т. Библейские данные о различных болезнях и их врачевании, в связи с общим характером библейско-еврейского миросозерцания. Киев, 1904//Странник, 1905, июнь. А. Т. [Рец. на:] Троицкий Н.И. Плач пленных иудеев. Тула. 1902//Странник, 1904, I. А. Фараон, Моисей и Исход//Труды Киевской духовной академии, 1875, т. IV, – С. 249–271. Авалиани С.Л. [Рец.на:] Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 г. Груз.текст исслед., издал, пер. и арабское извлечение приложил Н.Марр. (Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии. Кн. IX. СПб., 1909)//Богословский вестник. 1909. Т. 3. 11. С. 498–502. Августин, бл. Зерцало из Священного Писания //Труды Киевской духовной академии, 1904, т. I. Авданский. Идея о творении в Писаниях Ветхого Завета//Странник, 1915, I, март. Авербарх И. Сходство обрядов и постановлений Православной Церкви с обрядами и постановлениями Церкви ветхозаветной//Странник, 1870, II. Аквилонов Е. , прот. Чти отца твоего и матерь твою//Христианское чтение, 1911, I, март-апрель. Алексий, архим. Ветхозаветное учение о таинстве Пресвятой Троицы//Прибавления к творениям святых отцов, 1849, Алексий, архим. О лице Господа нашего Иисуса Христа//Прибавления к творениям святых отцов, 1847, 1848, Алексий, архим. Об Ангелах Хранителях//Прибавления к творениям святых отцов, 1849, Амфитеатров Е.В. Общий характер священной поэзии евреев//Прибавления к творениям святых отцов, 1847, Анатолий, архиеп. Письмо к требовавшему, хотя краткого наставления о том, как узнать и определить пророческий смыл Священного Писания //Странник, 1869, II, август. Анатолий, архиеп. Религиозная и общественная жизнь евреев, обитающих в западных областях России//Странник, 1862, III, июль-август. Аничков-Платонов И. О благословениях Ветхозаветных и Новозаветных//Прибавления к творениям святых отцов, 1848, Антоний (Храповицкий) , митроп. О правилах Тихония и их значении для современной экзегетики //Прибавления к творениям святых отцов, 1891, 48.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Содержание Предисловие I. Через Суэц в Тор морем II. Из Тора в монастырь через Бади-Хебран III. В монастыре IV. Из монастыря через Тор в Суэц сухим путем     Моим спутникам по Синаю: Николаю Яковлевичу Марру и князю Ивану Александровичу Джавахову. Olim meminisse juvabit. Предисловие В апреле 1902 года была снаряжена ученая поездка в Синайский монастырь св. Екатерины; участвовали в ней профессор С.-Петербургского университета Н. Я. Марр, приват-доцент того же университета князь И. А. Джавахов и я. Ученые результаты этой поездки частью опубликованы, частью будут опубликованы в соответствующих специальных изданиях. Настоящий очерк является лишь описанием того, что мы видели и пережили во время нашего далекого, интересного путешествия; поэтому прилагать к нему какие-либо ученые требования нельзя. Собираясь в путь, мы долго искали какого-нибудь новейшего описания поездки на Синай и были очень довольны, когда нашли небольшую немецкую книжку Ad. Keller’a «Eine Sinai-Fahrt» (Frauenfeld, 1901). В виду этого настоящее описание, как бы оно ни было несовершенно, должно пригодиться и сообщить ряд полезных сведений тем русским, которые захотят пуститься в это нелегкое путешествие. С последней целью я и решился выпустить в свет мои синайские наброски. Приношу сердечную благодарность Н. Я. Марру за предоставление мне в пользование его больших фотографических снимков, которые воспроизведены на приложенных таблицах; маленькие рисунки сделаны по моим фотографиям. А. В. Читать далее Источник: Поездка на Синай в 1902 году: Путевые наброски/А. А. Васильев. – СПб.: Тип. В. Ф. Киршбаума, 1904. – 88 с.: ил., л. ил. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr-Vasi...

В журнале печатались статьи Васильевского по истории Византии и России: «Византия и печенеги» (1872. Отд. 2. 11. С. 116-165; 12. С. 243-332), «Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков» (1874. 11. Отд. 2. С. 105-144; 1875. Отд. 2. 2. С. 394-451; 3. С. 76-152), «Русско-византийские отрывки» (1875. 12. Отд. 2. С. 270-315; 1876. Отд. 2. 3. С. 117-187; 6. С. 368-434; 1877. Отд. 2. 1. С. 41-82; 2. С. 157-185; 6. С. 283-329; 1878. Отд. 2. 1. С. 86-154; 2. С. 277-306; 3. С. 128-181). В 1881 г. были опубликованы найденные Васильевским «Советы и рассказы византийского боярина XI в.» (Отд. 2. 6. С. 242-299; 7. С. 102-171; 8. С. 316-357). По истории Византии также публиковались работы А. А. Васильева , Г. С. Дестуниса , Ф. И. Успенского ; по истории Др. Греции и Рима - И. М. Гревса, Ф. Ф. Зелинского, М. С. Куторги , В. В. Латышева , В. И. Модестова, М. И. Ростовцева , Э. Р. фон Штерна; по истории народов Востока - Г. Е. Грум-Гржимайло, Д. М. Позднеева, Ростовцева, Б. А. Тураева ; по истории стран Европы и Америки - П. Н. Ардашева, Р. Ю. Виппера , Д. М. Петрушевского; по истории славян - М. В. Довнар-Запольского, П. А. Кулаковского. В 1872 г. в ЖМНП появился отдел классической филологии, который приобрел мировую известность. В 90-х гг. им руководил филолог-классик и византинист В. К. Ернштедт . Здесь публиковались статьи по вопросам классической древности С. А. Жебелёва, Латышева, Ростовцева, Ф. Ф. Соколова, И. И. Толстого и др., а также переводы из древних классиков. Из литературоведческих публикаций следует выделить работы А. Н. Веселовского «Византийские повести и Варлаам и Иоасаф» (1877. 7. Отд. 2. С. 122-154) и «Мелкие заметки о былинах» (1885. 12. Отд. 2. С. 166-198; 1888. 5. Отд. 2. С. 74-90; 1889. 5. Отд. 2. С. 32-46), И. Н. Жданова «Василий Буслаевич и Волх Всеславьевич» (1893. Отд. 2. 9. С. 187-240; 10. С. 287-320; 12. С. 199-258; 1894. Отд. 2. 2. С. 189-412; 3. С. 88-134), С. К. Шамбинаго «Старины о Святогоре и поэма о Калеви-поэге» (1902. 1. Отд. 2. С. 49-73), М. Г. Халанского «К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем» (1902. 8. Отд. 2. С. 287-356; 1903. 11. Отд. 2. С. 1-40), М. И. Броссе, П. И. Кеппена, Никитенко, П. А. Плетнёва, А. И. Соболевского . В ЖМНП появилась 1-я публикация И. Ф. Анненского - рецензия на грамматику А. Малецкого (1881. 3. Отд. 2. С. 170-179), а затем и его статьи по истории античной лит-ры, переводы трагедий Еврипида. Языковед Н. Я. Марр напечатал в журнале исследование «Возникновение и расцвет древне-грузинской светской литературы» (1899. 12. Отд. 2. С. 223-252).

http://pravenc.ru/text/182367.html

Ист.: M ü ller J. Historische Denkmäler in den Klöstern des Athos. W., 1850. Bd. 1. P. 147-199; Иона (Гедеванишвили), митр. Путешествие по Востоку Ионы, митр. Руисского. Тифлис, 1852. С. 31-34 (на груз. яз.); Тимофей (Габашвили), архиеп. Посещение святых и др. мест восточных Тимофеем, архиеп. Карталинским. Тифлис, 1852. С. 33-44 (на груз. яз.); Zachariae. JGR. 1857. Pt. 3. P. XV-XXVII; Langlois V. Le mont Athos et ses monastéres. P., 1867. P. 31-96; Порфирий (Успенский), архим. Афон. К., 1877. Ч. 1. Отд. 2: Первое путешествие в Афонские мон-ри и скиты в 1845 г. С. 155-327; он же. Первое путешествие в Афонские мон-ри и скиты в 1845 г. М., 2006р. С. 551-723; он же. Афон. К., 1877. Ч. 3. Отд. 1: Афон монашеский. С. 62, 64-66, 104-110, 114-116; он же. История Афона. М., 2007р; Подлинные акты, относящиеся к Иверской иконе Божией Матери, принесенной в Россию в 1648 г. М., 1879; Γεδεν Μ. Ο Αθως: Αναμνσεις, γγραφα, σημεισεις. Κωνσταντινοπολις, 1885. Σ. 172-179; idem. Χρονογραφα τς ν Αθ Μονς τν Ιβρων. Κωνσταντινοπολις, 1906; Цагарели А. А. Каталог груз. рукописей и старопечатных книг Иверского мон-ря на Афоне, составлен в июне месяце 1883 г.// Он же. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1. Вып. 1. С. 69-96; Григорович-Барский В. Г. Странствования Василия Григоровича-Барского по св. местам Востока с 1723 по 1747 гг. СПб., 1887. Ч. 3: Второе посещение св. Афонской горы, им самим описанное; То же. М., 2004р; Meyer Ph. Die Haupturkunden für die Geschichte der Athosklöster. Lpz., 1894; Марр Н. Я. Агиологические мат-лы по груз. рукописям Ивера. СПб., 1900-1901. (ЗВОРАО; Ч. 1-2); он же. Предварительный отчет о работах на Синае и в Иерусалиме в поездку 1902 г. СПб., 1903; Георгий Мцире. Житие и подвижничество святого и блаженного отца нашего Георгия Святогорца (Мтацмидели)// Хаханашвили А. Афонский Иверский мон-рь: Ркп. 1074 г. с агапами. Тифлис, 1901. С. 279-351 (на груз. яз.); он же. То же// Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. C. 180-214; он же. То же//ПДГАЛ.

http://pravenc.ru/text/293365.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН МИНЧХИ Иоанн Минчхи [груз. ], груз. гимнограф и мелург (X в.), подвизался в груз. общинах лавры прп. Саввы Освященного и Екатерины великомученицы монастыря на Синае . В источниках 70-х гг. X в. упоминается как почивший. Гимны И. М. в 1902 г. акад. И. Джавахишвили обнаружил в груз. коллекции мон-ря вмц. Екатерины. И. М. принадлежат 6 гимнографических канонов и ряд гимнов малой формы, они сохранились в полной годовой Минее, составленной Микаелом Модрекили в монастыре Шатберди (НЦРГ. S 425, 978-988 гг.), и в синайских, иерусалимских и афонских сборниках песнопений (Sinait. iber. 2, 59, 64, X в.; 75, XI в.; Ath. Iver. georg. 59, XI в.; Hieros. Patr. 130, XI-XII вв.; НЦРГ. A 93, 1093 г.; A 568, XII в.; A 160, 1699 г.; A 425, 1718 г., и др.). Особое значение имеет переписанная прп. Георгием Святогорцем рукопись Paris. georg. 5 (XI в.), где собраны почти все известные произведения гимнографа. И. М.- составитель наиболее ранней грузинской версии Постной Триоди (Sinait. iber. 5, 1052 г.). Он также сочинял мелодии к своим гимнам либо перекладывал их на уже известную музыку (Sinait. iber. 56, XI-XII вв.; НЦРГ. H 2337, 1049 г.; 1-я ред. Минеи//Hieros. Patr. 42, X-XI вв.; каноны на Преображение Господне и Успение Пресв. Богородицы//Hieros. Patr. 107, 1300 г.). Авторство И. М. подтверждают приписки к гимнам: «Минчхи», «Минчхисани» ( - по Минчхи, согласно Минчхи), «Минчхурни» ( - принадлежащий Минчхи) ( Иоанн Минчхи. Поэзия. 1987. С. 140). Наследие гимнографа изучали Джавахишвили, Н. Я. Марр , прот. К. Кекелидзе , П. Ингороква , Е. Метревели , С. Цаишвили, Л. Джгамаия, Л. Хевсуриани, Л. Квирикашвили, Р. Пипиа. Л. Хачидзе обнаружила 77 неизвестных гимнов И. М. в малой форме, определила роль И. М. в формировании груз. редакции Постной Триоди, провела глубокое кодикологическое и филологическое исследование текстов гимнов, дважды издала собрание сочинений И. М. (1987, 2000).

http://pravenc.ru/text/471381.html

Марр организовал несколько экспедиций в Армению и Грузию. Его многолетние раскопки в Ани (1892, 1904–1917), столице Армении в вв., были очень успешными, в особенности в изучении архитектуры и эпиграфики 2909 . Марр организовал в Ани музей 2910 , где начал свой долгий научный путь ученик Марра, академик Георгий Николаевич Чубинашвили (1885–1973), будущий основоположник грузинского искусствознания 2911 . За эти работы Марр получил большую золотую медаль Русского археологического общества. В раскопках Ани участвовали Николай Михайлович Токарский (1892–1977), который станет известным историком армянской архитектуры, и ориенталист Иосиф Абгарович Орбели (1887–1961), будущий академик и директор Эрмитажа. Однако судьба раскопок в Ани была несчастливой. Во время Первой мировой войны Марр отправил все археологические материалы и архив раскопок в Тифлис, но этот драгоценный груз исчез. Город Ани находился на линии фронта, многие его памятники очень пострадали, а после войны Ани оказался на территории Турции. Вместе с византинистом В.Н. Бенешевичем и востоковедом Б.А. Тураевым Марр был основателем журнала «Христианский Восток», где публиковались статьи по истории христианства, этнографии и искусству народов Кавказа. Журнал выходил в 1912–1922 гг. и был возобновлен лишь в 1999 г. 2912 В нем увидели свет статьи по истории архитектуры Грузии 2913 и Армении, в том числе и самого Марра 2914 . Несколько работ по истории армянской архитектуры Марр опубликовал в «Записках восточного отделения Русского археологического общества» (ЗВОРАО) 2915 . В особенности важны его публикации о базилике Ереруйка V в., одной из древнейших и хорошо сохранившихся армянских церквей 2916 . В экспедициях Марра на Кавказ участвовал Яков Иванович Смирнов. В 1909 г. в Гегамских горах Армении они открыли своеобразные памятники – огромные стелы в форме рыбы (вишáпы), относящиеся к эпохе бронзы. В средневековую эпоху некоторые стелы были превращены в хачкáры (каменные кресты, «кресты-камни») 2917 . В Армении Марр и Смирнов вместе с архитектором К.К. Романовым изучили крепость в Гарни и храм римской эпохи 2918 . В Грузии Смирнов исследовал разные памятники: богатый клад ювелирных изделий ахеменидской эпохи, обнаруженный в Ахалгори 2919 , остатки стенной мозаики VII в. в апсиде большой купольной базилики Цроми (это единственная в Грузии раннесредневековая монументальная мозаика). Работы о мозаике были опубликованы благодаря стараниям его ученика Г.Н. Чубинашвили годы спустя после ранней кончины Смирнова: сначала в виде статьи на немецком языке 2920 , а в следующем году отдельной книгой на русском 2921 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010