Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла КЛАРДЖЕТСКИХ ПРЕПОДОБНЫХ ОТЦОВ И ЖЕН СОБОР [груз. ] (VIII-XI вв.), святые Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (пам. груз. 5 окт.), деятельность к-рых связана с Кларджетской пустынью ; большинство из них - ученики основателя монашества в Тао-Кларджети (историческая область Юго-Зап. Грузии) прп. Григория Хандзтийского (Ханцтели) либо их последователи. Долгое время история Кларджетской пуст. и деятельность прп. Григория оставались неизвестными груз. историографии; имя преподобного и день его памяти были зафиксированы лишь в грузинских святцах. В груз. источниках сохранились сведения о подвижниках Кларджети царе-мученике Ашоте I Великом († 826/9), авторе антиеретических сочинений католикосе Картли свт. Арсении I Великом (860-887) и его духовном брате чудотворце митр. Ацкурском, свт. Ефреме Великом († 895). В 1902 г. Н. Я. Марр обнаружил в груз. Крестовом мон-ре в Иерусалиме рукопись Жития прп. Григория Ханцтели (Hieros. Patr. georg. 2, XI в.; опубл. в 1911), где были подробно описаны не только деятельность преподобного, его учеников, местных правителей и священноначалия, но и приведены сведения об истории региона, строительстве монастырей и устройстве пустыни. Стало очевидно, что ГПЦ предстоит прославить в лике святых еще неск. десятков кларджетских подвижников, однако события 1917 г. и последующие десятилетия гонения Церкви отодвинули это решение. В сер.- 2-й пол. XX в. (очевидно, при католикосах-патриархах всей Грузии Каллистрате (Цинцадзе) (1932-1952) и Ефреме II (Сидамонидзе) (1960-1972)) без проведения чина канонизации в церковный календарь ГПЦ были вписаны имена нек-рых подвижников Кларджети (напр., Ашота I Великого и др.). Канонизацию К. п. с занесением в святцы имен всех святых, упоминаемых в Житии прп. Григория, ГПЦ осуществила в 2003 г., при Католикосе-Патриархе всей Грузии Илии II (Гудушаури-Шиолашвили) . Празднование К. п. было приурочено к 5 окт., дню памяти прп. Григория, нек-рые святые имеют почитание также в др. день.

http://pravenc.ru/text/1841257.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла И. А. Джавахишвили. Портрет. 30-е гг. XX в. [Джавахов; груз. ] Иван Александрович (11(23).04.1876, Тифлис - 18.11.1940, Тбилиси), груз. историк, филолог, общественный деятель, действительный член АН СССР (с 1939). Основоположник научного изучения экономической, социальной и церковной истории Грузии, древнегруз. лит-ры, истории груз. права, этики, философии, исторической мысли, музыки, автор первых научных трудов по груз. палеографии, эпиграфике, дипломатике, метрологии. Основатель Тбилисского гос. ун-та (ТГУ). Принадлежал к груз. княжескому роду. Отец Д., Александр Иванович, работал учителем-инспектором по математике и имел обширные гуманитарные интересы, оказав значительное влияние на буд. профессиональную ориентацию сына. Мать, София Афанасьевна, окончила телавское уч-ще им. св. Нины и заботилась о духовном воспитании детей. В 1895 г. Д. с отличием окончил 1-ю тифлисскую гимназию, в 1896 г. поступил на армяно-грузино-иран. отд-ние фак-та вост. языков С.-Петербургского ун-та, учился у А. Цагарели , Н. Я. Марра , В. Р. Розена , П. К. Коковцова , слушал лекции на историко-филологическом (Н. И. Кареева , И. М. Гревсса, И. И. Смирнова, Ф. Ф. Зелинского, А. Н. Веселовского) и юридическом (В. И. Сергеевича, В. И. Ефимова, А. Исаева) фак-тах ун-та. Окончил ун-т с дипломом 1-й степени (1899). Разнообразная тематика ранних трудов Д. является показателем широты его научных интересов; известность ему принес труд 1899 г. об ап. Андрее Первозванном и св. Нине (изд. в 1901), за что совет С.-Петербургского ун-та наградил его золотой медалью. В 1901-1902 гг. учился в Германии: в Кёнигсберге (ныне Калининград) и в Берлинском ун-те под рук. проф. А. фон Гарнака , прослушал курсы лекций К. Крумбахера и К. Лампрехта. По поручению Гарнака перевел на нем. язык, исследовал и издал в 1901 г. в «Ведомостях заседаний» Прусской АН «Мученичество св. Евстафия Мцхетского» (VI в.). В 1902 г. Д. и Марр исследовали рукописные фонды мон-ря вмц. Екатерины на Синае, результатом работы стало «Описание грузинских рукописей Синайской горы», куда вошли 44 груз. и 2 сир. рукописи. С янв. 1903 г. Д. занимал должность приват-доцента на кафедре армяно-груз. филологии С.-Петербургского ун-та, в 1905 г. издал монографию «Государственный строй древней Грузии и древней Армении», на основе к-рой 13 мая 1907 г. защитил диссертацию и получил звание магистра.

http://pravenc.ru/text/171809.html

XI в. с письмом прп. Евфимия некоему груз. монаху (НЦРГ. A 381, A 450; также Sinait. iber. 68. Fol. 40 (по каталогу Цагарели 91); письмо опубликовано М.-Г. Сабининым ( Сабинин. Рай. 1882. С. 432-436) и Ф. Жорданией ( Жордания. Хроники. 1897. Т. 2. С. 82-83)). Ист.: Джанашвили М. Г. История Груз. Церкви. Тифлис, 1898. Кн. 1; Описание рукописей Церк. музея Карталино-Кахетинского духовенства/Сост.: Ф. Жордания. Тифлис, 1902. Т. 2; 1903. Т. 1; Кекелидзе К. К вопросу о времени празднования Рождества Христова в Древней Церкви//ТКДА. 1905. Т. 1. 1. С. 149-158; он же. Грузинские агиографические памятники: Кимени (Monumenta Hagiographica Georgica: Keimena). Тифлис, 1918. Т. 1. Ч. 1; Тб., 1946. Т. 1. Ч. 2; он же. Этюды. 1955. Т. 3; 1962. Т. 8; он же. Из истории груз. апокрифической лит-ры: Мученичество Христофора Кинокефала//Моамбе (Вестник)/Ин-т рукописей АН Груз. ССР. Тб., 1959. Вып. 1. С. 21-49 (на груз. яз.); он же. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1; Марр Н. Деяния трех святых близнецов мучеников Спевсипа, Еласипа и Меласипа: Исследования и текст//ЗВОРАО. 1907. Т. 17. С. 285-344; Хаханов А. Материалы по груз. агиологии: По рукописям X в.//Тр. по востоковедению/Лазаревский Ин-т вост. языков. М., 1910. Т. 31. С. 25-46; Иоанн Болнели, еп. Проповеди/Предисл., введ.: М. Джанашвили. Тифлис, 1911 (на груз. яз.); Le Synaxaire Géorgien: Rédaction ancienne de l " Union arméno-géorgienne/Publ. et trad. par le manuscript du couvent Iviron du Mont Athos par N. Marr. Turnhout, 1926. (PO. Vol. 19. Fasc. 5. N 95); Marr N., Bri è re M. La langue géorgienne. P., 1931; Абуладзе И. Многоглав//Моамбе (Вестник)/Ин-т языка, истории и материальной культуры. Тб., 1944. Вып. 14. С. 241-316 (на груз. яз.); он же, сост. Образцы груз. письма: Палеогр. альбом. Тб., 1949 (на груз. яз.); Джавахишвили И. Описание груз. рукописей горы Синай. Тб., 1947 (на груз. яз.); Имнаишвили И. Историческая хрестоматия груз. языка. Тб., 1970. Т. 1 (на груз. яз.); Garitte G. Catalogue des manuscrits géorgiens littéraires du Mont Sinaï//Corpus Scriptorum Christianorum Orientalium. Louvain, 1956. Vol. 165; idem. La Passion géorgienne de Sainte Golindouch//AnBoll. 1956. Vol. 74. N 3/4. P. 405-441; Курцикидзе Ц. Грузинские версии апокрифов об апостолах: По рукописям IX-XI вв. Тб., 1959. С. 55-72 (на груз. яз.); Шанидзе А. Синайский Многоглав 864 г. и его значение для истории груз. языка//Шромеби (Труды)/Кафедра древнегруз. языка ТГУ. Тб., 1959. Вып. 5. С. 287-338 (на груз. яз.); Описание груз. рукописей Церк. музея: Колл. А/Сост.: Е. Метревели, Т. Брегадзе, М. Кавтария и др. Тб., 1973. Т. 1. Ч. 1 (на груз. яз.); Esbroeck M., van. Les plus anciens homéliaires géorgiens: Étude descriptive et historique. Louvain-La-Neuve, 1975; Кларджетский Многоглав/Подгот., исслед.: Т. Мгалоблишвили. Тб., 1991 (на груз. яз.); Афонский Многоглав: Проповеди Иоанна Болнели/Сост.: М. Майсурадзе и др. Тб., 1999 (на груз. яз.).

http://pravenc.ru/text/2579124.html

Гимнограф католикос-патриарх Вост. Грузии Антоний I (Багратиони) в соч. «Мерное слово» (2-я пол. XVIII в.) посвятил И. Ш. 2 строфы, в риторической и витиеватой манере назвав его «сугубо сообразительным, премудрым поэтом, имеющем дарование истинно говорить» ( Антоний I (Багратиони). 1980. С. 275, 770-771). О почитании И. Ш. известно с древности. Соч.: Абдул-Мессия//Древнегруз. одописцы/Сост., исслед., предисл., словарь: И. Лолашвили. Тбилиси, 1964. Т. 2 (на груз. яз.). Ист.: Марр Н. Я. Древнегруз. одописцы: XII в. СПб., 1902. С. 1-27. (ТРАГФ; Кн. 4); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 383-386. 1949. Т. 2. С. 198-209; История и восхваление венценосцев/Пер.: К. Кекелидзе. Тбилиси, 1954. С. 77, 79; То же//Картлис цховреба: История Грузии. Тбилиси, 2008. С. 283, 285; Жизнь царицы цариц Тамар//КЦ. 1959. Т. 2. С. 95, 136; Грузинская поэзия. Тбилиси, 1979. Т. 1: Древнегруз. поэзия V-XII вв./Сост., исслед., коммент., словарь: С. Цаишвили. С. 192-200 (на груз. яз.); Антоний I (Багратиони), католикос-патриарх. Мерное слово/Исслед., сост., коммент., словарь: И. Лолашвили. Тбилиси, 1980. С. 275, 770-771 (на груз. яз.); Сулава Н. Грузинская гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003. С. 301-305 (на груз. яз.). Лит.: Лолашвили И. Новые известия афонских груз. рукописей. Тбилиси, 1982. С. 16-18 (на груз. яз.); Метревели Е. Так называемое Восхваление Тамар и Давида//История груз. лит-ры. Тбилиси, 1966. Т. 2: XII-XVIII вв. С. 90-115 (на груз. яз.); Кекелидзе. Др.-груз. лит. 1980. Т. 1. С. 323-326; 1981. Т. 2. С. 233-247; Сирадзе Р. Христ. культура и груз. лит-ра. Тбилиси, 1992. Т. 1. С. 97-105 (на груз. яз.); она же. Культура и образное мышление. Тбилиси, 2008. С. 128-136; Сулава Н. «Песнь Богоматери Вардзийской» Иоане Шавтели//Мацне: Сер. языка и лит-ры. Тбилиси, 1997. 1/4. С. 81-96 (на груз. яз.); она же. Груз. гимнография XII-XIII вв. Тбилиси, 2003. С. 128-145 (на груз. яз.); Габидзашвили. Словарь ГПЦ. 2007. С. 422. Н. Сулава Рубрики: Ключевые слова: ЕВФИМИЙ МНОГОТРУДНЫЙ [Еквтиме Натлисмцемели; груз. - Креститель] (Мчеделашвили; † ок. 1805), архим., настоятель (1775 - ок. 1805) мон-ря св. Иоанна Крестителя (Натлисмцемели) в Гареджи, гимнограф, прп. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 8 авг.)

http://pravenc.ru/text/471558.html

Ист.: Цагарели А. Памятники груз. старины в Св. земле и на Синае. СПб., 1888; Марр Н. Я. Синодик Крестного мон-ря в Иерусалиме. СПб., 1914; Описание груз. рукописей бывшего Об-ва распространения грамотности среди груз. населения: Колл. S/Сост.: Е. Метревели и др. Тб., 1967. Т. 5 (на груз. яз.); Отчет посольства Алексея Иевлиева в царство Имерети в 1650-1652 гг./Рус. текст, с обзором рукописей и груз. переводом к изд. подгот. И. Цинцадзе. Тб., 1969 (на рус. и груз. яз.); Статейный список посла Никифора Толочанова в Имерети, 1650-1652 гг./Рус. текст с груз. переводом и обзором рукописей к изд. подгот. И. Цинцадзе. Тб., 1970 (на рус. и груз. языках); Жан Шарден. Путешествие Жана Шардена в Персию и другие страны Востока: Сведения о Грузии/Пер. с франц., исслед., коммент.: М. А. Мгалоблишвили. Тб., 1975 (на груз. яз.); Кристофоро де Кастелли. Альбом зарисовок и реляции Кристофоро де Кастелли/Текст расшифровал, пер., исслед., коммент.: Б. Гиоргадзе. Тб., 1977 (на груз. яз.). Лит.: Тамарашвили М. История католичества среди грузин. Тб., 1902 (на груз. яз.); Вирсаладзе Т. Б. Роспись Иерусалимского Крестного мон-ря и портрет Шота Руставели. Тб., 1974. С. 35, 47; Акопашвили Г. Грузинский дипломат Николоз Чолокашвили - Никифоре Ирбахи, XVII в. Тб., 1977 (на груз. яз.); Табагуа И. Посольство Никифора Ирбаха в Европе//Грузия в архивах и книгохранилищах Европы. Тб., 1986. Т. 2 (на груз. яз.); Сванидзе М. Посольство Никифора Ирбаха (Николоза Чолокашвили) в Европу в 1626-1629 гг. с целью создания антиосманской коалиции// Он же. Очерки по грузино-османской истории, XIV-XVIII вв. Тб., 1990 (на груз. яз.); Ватеишвили Дж. По следам Никифора Ирбаха//Мацне (Вестник)/Сер. истории, этнографии и истории искусства. Тб., 1991. Вып. 2. С. 76-80 (на груз. яз.); Жордания Г., Гамезардашвили З. О дипломатической миссии Никифора Ирбаха// Они же. Римско-католическая миссия и Грузия. Тб., 1994 (на груз. яз.); Чехановец Я. Грузинская Церковь на Св. земле. М., 2012. С. 89-91. Т. Коридзе Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/2565534.html

Соч.: Поэзия/Сост., исслед.: Л. Хачидзе. Тбилиси, 1987 (на груз. яз.). Ист.: Древнегрузинская духовная поэзия/Сост.: П. Ингороква. Тифлис, 1913. Т. 1: Тексты VIII-X вв.; Джавахишвили И. Описание груз. рукописей Синайской горы. Тбилиси, 1947. С. 145-165 (на груз. яз.); Кубанеишвили. Хрестоматия. 1946. Т. 1. С. 329-333; Чвени саундже (Наше сокровище). Тбилиси, 1960. Т. 1. С. 459-470 (на груз. яз.); Ирмосы и Богородичны: Две древние редакции груз. ирмология по рукописям X-XI вв./Сост., исслед.: Е. Метревели. Тбилиси, 1971 (на груз. яз.); Микаел Модрекили. Гимны X в./Сост.: В. Гвахария. Тбилиси, 1978. С. 219-224, 435-437 (на груз. яз.); Памятники древнегруз. лит-ры/Сост., ред.: И. Лолашвили. Тбилиси, 1978. С. 462-469 (на груз. яз.); Грузинская поэзия/Сост.: С. Цаишвили. Тбилиси, 1979. Т. 1: Древнегруз. поэзия V-XII вв. С. 64-69 (на груз. яз.). Лит.: Цагарели А. Сведения о памятниках груз. письменности. СПб., 1886. Т. 1. Вып. 1. С. 130; Марр Н. Предварительный отчет о работах на Синае, веденных в сотрудничестве с И. А. Джаваховым, и в Иерусалиме, в поездку 1902 г. (апр.-нояб.)//СИППО. 1903. Т. 14. Ч. 2. С. 1-51; Macler F. Catalogue des manuscrits armeniens et géorgiens de la Biblothéque nationale. P., 1908. P. 171; Кекелидзе К., прот. Новый труд о древнегруз. поэзии//Лит. разыскания. Тбилиси, 1958. Вып. 11. С. 447-461 (на груз. яз.); он же. История груз. лит-ры. Тбилиси, 1960. Т. 1. С. 171-173; он же. Этюды. 1960. Т. 6. С. 103-119; он же. Неизвестная редакция груз. гимнографич. месяцеслова//Там же. 1962. Т. 8. С. 5-55; Blake R. P. Catalogue des manuscrits géorgiens de la Biblothéque patriarcale grécque à Jerusalem//ROC. 3 ser. 1922/23. Vol. 3(23). Р. 19; idem. Catalogue des manuscrits géorgiens de la Biblothéque de la Laure d " Iviron au Mont Athos//Ibid. 1931/32. Vol. 8(28). Р. 289-361; N 3, 4; Метревели Е. К истории груз. оригинальной гимнографии в XI в.//Тр. Тбилисского пед. ин-та им. Пушкина. Тбилиси, 1952. Вып. 9. С. 206-218 (на груз. яз.); она же. О толковании «мехели» и «мехури»//Шота Руставели: Ист.-филол.

http://pravenc.ru/text/471381.html

В журнале печатались статьи Васильевского по истории Византии и России: «Византия и печенеги» (1872. Отд. 2. 11. С. 116-165; 12. С. 243-332), «Варяго-русская и варяго-английская дружина в Константинополе XI и XII веков» (1874. 11. Отд. 2. С. 105-144; 1875. Отд. 2. 2. С. 394-451; 3. С. 76-152), «Русско-византийские отрывки» (1875. 12. Отд. 2. С. 270-315; 1876. Отд. 2. 3. С. 117-187; 6. С. 368-434; 1877. Отд. 2. 1. С. 41-82; 2. С. 157-185; 6. С. 283-329; 1878. Отд. 2. 1. С. 86-154; 2. С. 277-306; 3. С. 128-181). В 1881 г. были опубликованы найденные Васильевским «Советы и рассказы византийского боярина XI в.» (Отд. 2. 6. С. 242-299; 7. С. 102-171; 8. С. 316-357). По истории Византии также публиковались работы А. А. Васильева , Г. С. Дестуниса , Ф. И. Успенского ; по истории Др. Греции и Рима - И. М. Гревса, Ф. Ф. Зелинского, М. С. Куторги , В. В. Латышева , В. И. Модестова, М. И. Ростовцева , Э. Р. фон Штерна; по истории народов Востока - Г. Е. Грум-Гржимайло, Д. М. Позднеева, Ростовцева, Б. А. Тураева ; по истории стран Европы и Америки - П. Н. Ардашева, Р. Ю. Виппера , Д. М. Петрушевского; по истории славян - М. В. Довнар-Запольского, П. А. Кулаковского. В 1872 г. в ЖМНП появился отдел классической филологии, который приобрел мировую известность. В 90-х гг. им руководил филолог-классик и византинист В. К. Ернштедт . Здесь публиковались статьи по вопросам классической древности С. А. Жебелёва, Латышева, Ростовцева, Ф. Ф. Соколова, И. И. Толстого и др., а также переводы из древних классиков. Из литературоведческих публикаций следует выделить работы А. Н. Веселовского «Византийские повести и Варлаам и Иоасаф» (1877. 7. Отд. 2. С. 122-154) и «Мелкие заметки о былинах» (1885. 12. Отд. 2. С. 166-198; 1888. 5. Отд. 2. С. 74-90; 1889. 5. Отд. 2. С. 32-46), И. Н. Жданова «Василий Буслаевич и Волх Всеславьевич» (1893. Отд. 2. 9. С. 187-240; 10. С. 287-320; 12. С. 199-258; 1894. Отд. 2. 2. С. 189-412; 3. С. 88-134), С. К. Шамбинаго «Старины о Святогоре и поэма о Калеви-поэге» (1902. 1. Отд. 2. С. 49-73), М. Г. Халанского «К истории поэтических сказаний об Олеге Вещем» (1902. 8. Отд. 2. С. 287-356; 1903. 11. Отд. 2. С. 1-40), М. И. Броссе, П. И. Кеппена, Никитенко, П. А. Плетнёва, А. И. Соболевского . В ЖМНП появилась 1-я публикация И. Ф. Анненского - рецензия на грамматику А. Малецкого (1881. 3. Отд. 2. С. 170-179), а затем и его статьи по истории античной лит-ры, переводы трагедий Еврипида. Языковед Н. Я. Марр напечатал в журнале исследование «Возникновение и расцвет древне-грузинской светской литературы» (1899. 12. Отд. 2. С. 223-252).

http://pravenc.ru/text/182367.html

А. Л. [Рец. на:] Фёстер Г. Моисеево уголовное право в его историческом развитии//Странник, 1904, II. А. П. [Рец. на:] Попов Т. Библейские данные о различных болезнях и их врачевании, в связи с общим характером библейско-еврейского миросозерцания. Киев, 1904//Странник, 1905, июнь. А. Т. [Рец. на:] Троицкий Н.И. Плач пленных иудеев. Тула. 1902//Странник, 1904, I. А. Фараон, Моисей и Исход//Труды Киевской духовной академии, 1875, т. IV, – С. 249–271. Авалиани С.Л. [Рец.на:] Антиох Стратиг. Пленение Иерусалима персами в 614 г. Груз.текст исслед., издал, пер. и арабское извлечение приложил Н.Марр. (Тексты и разыскания по армяно-грузинской филологии. Кн. IX. СПб., 1909)//Богословский вестник. 1909. Т. 3. 11. С. 498–502. Августин, бл. Зерцало из Священного Писания //Труды Киевской духовной академии, 1904, т. I. Авданский. Идея о творении в Писаниях Ветхого Завета//Странник, 1915, I, март. Авербарх И. Сходство обрядов и постановлений Православной Церкви с обрядами и постановлениями Церкви ветхозаветной//Странник, 1870, II. Аквилонов Е. , прот. Чти отца твоего и матерь твою//Христианское чтение, 1911, I, март-апрель. Алексий, архим. Ветхозаветное учение о таинстве Пресвятой Троицы//Прибавления к творениям святых отцов, 1849, Алексий, архим. О лице Господа нашего Иисуса Христа//Прибавления к творениям святых отцов, 1847, 1848, Алексий, архим. Об Ангелах Хранителях//Прибавления к творениям святых отцов, 1849, Амфитеатров Е.В. Общий характер священной поэзии евреев//Прибавления к творениям святых отцов, 1847, Анатолий, архиеп. Письмо к требовавшему, хотя краткого наставления о том, как узнать и определить пророческий смыл Священного Писания //Странник, 1869, II, август. Анатолий, архиеп. Религиозная и общественная жизнь евреев, обитающих в западных областях России//Странник, 1862, III, июль-август. Аничков-Платонов И. О благословениях Ветхозаветных и Новозаветных//Прибавления к творениям святых отцов, 1848, Антоний (Храповицкий) , митроп. О правилах Тихония и их значении для современной экзегетики //Прибавления к творениям святых отцов, 1891, 48.

http://azbyka.ru/otechnik/bibliog/biblio...

Е. занимался публикацией груз. письменных источников и памятников древнегруз. лит-ры, изучением древнего и средневек. периодов истории Грузии, ГПЦ и груз. лит-ры. С 1888 г. он являлся членом правления Об-ва распространения грамотности среди грузинского населения (ОРГ), занимавшегося поиском и охраной памятников духовной и материальной культуры Грузии. В 1890 г. в рамках программы об-ва Е. опубликовал труд «Три исторические хроники...» и доказал, что описываемые им рукописи являются основным источником свода грузинских летописей «Картлис Цховреба» ( Метревели, Бадридзе. 1962. С. 15-16; Мегрелидзе. 1989. С. 381). Издав «Новый вариант Жития св. Нино» (Тбилиси, 1891), Е. в предисловии затронул вопрос о времени создания т. н. Шатбердского сборника и содержащейся в нем версии Жития св. Нины. Он установил, что наиболее ранняя из известных на тот момент версия Жития в «Картлис Цховреба» - переработка древней редакции из Шатбердского сборника. В 1893 г. Е. опубликовал «Еще один из источников «Истории Грузии» царевича Вахушти - гуджар Баратовых из Бетании» и «Сигель [грамоту] грузинского царя Баграта IV (1027-1072)», в 1895 г. обнаружил и издал значительный памятник древнегруз. литературы «Мудрость Балавара»; в 1899 г. был опубликован найденный Е. сб. «Бакариани», в 1903 г.- сб. басен «Тисмариани». В 1889 г. Бакрадзе и Е. перевезли из мцхетского кафедрального собора Светицховели в основанный ими в 1888 г. Церковный музей первые экспонаты - 58 древних рукописей и 50 сигель-гуджаров (грамот). Е. и в дальнейшем пополнял фонды музея обнаруженными им в разных уголках Грузии материалами (ныне архив хранится в Национальном центре рукописей в Грузии, см. Институт рукописей Корнелия Кекелидзе ). Он расширял и б-ку ОРГ. Особое значение для картвелологии имел изданный Е. в 1902-1912 гг. труд «Описание рукописей библиотеки Общества распространения грамотности среди грузинского населения». Высокую оценку публикации и исследованию дали И. А. Джавахишвили и Марр ( Марр. 1904. С. 161). За эту работу Е. по представлению Марра был удостоен Большой золотой медали 1-й степени Российской АН (1907) ( Мегрелидзе. 1989. С. 382). Одна из книг «Описания...» (Т. 1. Вып. 3) посвящена рукописям «Картлис Цховреба». Е., чье имя для Марра являлось «гарантией тщательности воспроизведения текстов и вообще работы», рассмотрел все известные к тому моменту своды летописи и произвел их сравнительный анализ; в 1906 г. он опубликовал итоговую работу «Картлис Цховреба: вариант царицы Мариам». В 1908 г. Е. обнаружил и в 1920 г. издал памятник груз. права времен царя Георгия V Блистательного (1314-1346) «Распорядок царского двора», а также рукописи «Витязя в тигровой шкуре» Шота Руставели.

http://pravenc.ru/text/187687.html

Вернулся на родину; в 1889 г. Кавказский учебный окр. предложил ему совершить научную поездку в Сванети. Вскоре переехал в С.-Петербург и получил место на кафедре груз. словесности Восточного фак-та ун-та. Из-за разногласий с проф. А. А. Цагарели и другими ориенталистами (М. объявил груз. язык родственным семит. языкам) М. покинул кафедру и по предложению армениста проф. К. П. Патканова перешел на преподавательскую работу на кафедру арм. словесности, языка и лит-ры Восточного фак-та (1891-1918). М. и впоследствии неоднократно конфликтовал с нек-рыми груз. учеными и общественными деятелями. Так, он делал выводы о связи груз. лит-ры с персидской, особенно ставя акцент на персид. происхождении фабулы поэмы Шота Руставели «Витязь в тигровой шкуре» (впосл. поменял мнение и утверждал, что поэма возникла на народной основе); поддержал мнение Д. З. Бакрадзе о том, что 1-й груз. перевод Библии был выполнен с арм. перевода; развивал теорию об армянах-халкидонитах (объявлял груз. исторических лиц армянами-халкидонитами или огрузинившимися армянами); требовал, чтобы Тифлисский ун-т был переформирован в Общекавказский, и т. д. (позже К. С. Кекелидзе назвал это противостояние «борьбой отцов и детей»). В связи с вышеперечисленным его имя было окружено бóльшим почтением в Армении, чем в Грузии. Однако противостояние М. и груз. общественности по некоторым вопросам не умаляет его заслуг как исследователя, внесшего ощутимый вклад в историю, археологию и этнографию не только Армении, но и Грузии; его труды были высоко оценены современниками - грузинскими учеными И. А. Джавахишвили , Кекелидзе, А. Г. Шанидзе (он называл М. «великий Нико»), И. В. Абуладзе и др., в Грузии М. считается основоположником груз. текстологии, изучавшим древнегруз. тексты на европ. уровне и тем самым привлекавшим к ним внимание иностранных ученых. В 1901 г. М. защитил докторскую диссертацию. Профессор (1902) и декан (1911, избран сотрудниками) Восточного фак-та С.-Петербургского ун-та. Известна его речь «Кавказ и памятники духовной культуры», прочитанная на торжественном собрании АН 29 дек. 1911 г. (ИИАН. Сер. 6. 1912. Т. 6. 1. С. 69-82; отд. отт.: Пг., 1919). C 7 марта 1909 г. адъюнкт Историко-филологического отделения РАН (лит-ра и история азиат. народов), с 14 янв. 1912 г. экстраординарный академик С.-Петербургской Императорской АН, с 1 июля - ординарный академик. С 1914 г. действительный статский советник.

http://pravenc.ru/text/2562396.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010