Второе послание к Тимофею является последним, предсмертным посланием св. апостола. В нем апостол, предчувствуя свою кончину, как бы передает преемство пастырского служения своему любимому ученику. Первое послание к Тимофею Святой Тимофей был любимейшим учеником апостола Павла. Впервые Павел познакомился с ним во время своего второго миссионерского путешествия. Книга Деяний повествует, что, когда ап. Павел дошел до Дервии и Листры, то там встретил некоего ученика, именем Тимофея, мать которого была иудеянка, уверовавшая, а отец эллин. Павел пожелал взять его с собой ( Деян. 16:1–3 ). С тех пор жизнь Тимофея была неразрывно связана с жизнью ап. Павла. Иногда Тимофей путешествовал с Павлом, а иногда проповедовал Евангелие самостоятельно. Сохранилось предание о Тимофее, как епископе Ефеса, но его деятельность не ограничивалась этим городом. Два послания к Тимофею написаны, как сказано выше, в конце деятельности ап. Павла и являются как бы его завещанием своему ученику. «Павел, апостол Иисуса Христа, по повелению Бога Спасителя нашего и Господа Иисуса Христа, надежды нашей, – так начинает ап. Павел послание, – Тимофею, истинному сыну в вере: благодать, милость, мир от Бога Отца нашего и Христа Иисуса, Господа нашего. Отходя в Македонию, я просил тебя пребыть в Ефесе и увещевать некоторых, чтобы они не учили иному и не занимались баснями и родословиями бесконечными, которые производят больше споры, нежели Божие назидание в вере. Цель же увещания есть любовь от чистого сердца и доброй совести, и нелицемерной веры» (1:1–5). Говоря далее о своем апостольском призвании благодатью явления ему Иисуса Христа, ап. Павел свидетельствует, что сущность евангельской проповеди заключается в том, что «Христос пришел в мир спасти грешников, из которых я первый» (1:15). Это значит, что каждый человек должен сознавать себя тем первым грешником, ради которого Спаситель приходил в мир (молитва перед св. Причащением: «Верую, Господи, и исповедую, яко Ты еси воистину Христос, Сын Бога Живого, пришедый в мир грешныя спасти, от них же первый есмь аз»).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

г) О святых мощах Кроме этих святынь Церковь научает нас почитать и оставшиеся на земле мощи, или телеса угодников Божиих, и другие останки святых, получившие от них освящение. Это чествование св. мощей и других останков угодников Божиих находит для себя твердое основание в Слове Божием, которое учит, что Сам Бог благоволил почтить и прославить тела и останки святых Своих. Прославил и прославляет их Он в смерти, ибо дорога в очах Его смерть святых Его, как говорит псалмопевец ( Пс.115:6 ). Некоторые из праведников, каковы Энох и Илия, даже не видели смерти ( Евр.11:5 ; 4Цар.2:11 ). Те же, которые умерли, после смерти прославлены в теле своем чудотворением и нетлением. Таков, напр., Елисей, одно прикосновение к костям которого воскресило мертвеца ( 4Цар.13:21 ). Ничто не одолело его (Елисея), говорит Премудрый, и, по успении его, пророчествовало тело его. И при жизни своей совершал он чудеса, и по смерти дивны были дела его ( Сир.48:13–14 ). О нетлении телес святых Псалмопевец говорил: Хранит Господь все кости их, и ни одна из них не сокрушится ( Пс.33:21 ), и премудрый Бог создал человека для нетления и соделал его образом вечного бытия Своего, но завистью диавола вошла в мир смерть, и испытывают ее принадлежащие к уделу его ( Пс.2:23–24 ). Человека Бог сотворил не для тления. Тление есть следствие греха; следовательно, чем менее человек, искупленный Иисусом Христом, работает греху, чем более соединяется со Христом, тем более он имеет надежды на нетление и после смерти. Поэтому апостол Павел говорит: Тленному сему надлежит облечься в нетление, и смертному сему – облечься в безсмертие ( 1Кор.15:53 ) и в другом месте: всегда носим в теле мертвенность Господа Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открывалась в теле нашем. Ибо мы, живые, непрестанно предаемся на смерть ради Иисуса, чтобы и жизнь Иисусова открылась в смертной плоти нашей ( 2Кор.4:10–11 ; чит. 2Тим.1:8:10 ). О телах святых в Слове Божием повествуется, что по смерти Христа Спасителя гробы отверзлись, и многия тела усопших святых воскресли ( Мф.27:53 ) 35 .

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/missione...

«Глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет...» ( Иер. 31:15 ). Так жестоко царь Ирод расправился со сверстниками Младенца Христа. Но план царя не удался. Иисуса Христа уже не было ни в Вифлееме, ни в Назарете. По неведомым дорогам Святое Семейство пробиралось к Египту. В страшную ночь избиения младенцев в Вифлееме оно, быть может, уже переправилось через границу страны и ночевало где-нибудь в тишине пустыни, вблизи древних пирамид и сфинксов... Святое Семейство оставалось в Египте недолго; всего около года 30 . Вскоре в Палестине произошли большие политические события. В тяжких мучениях умер царь Ирод. После него в Иудее воцарился один из его сыновей – жестокий Архелай, а в Галилее другой его сын – более спокойный и мирный Ирод Антипа . Об этих переменах, несомненно, стало известно в Египте, но Святое Семейство оставалось на месте, пока Ангел Господень не возвестил во сне Иосифу: «Встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие душу Младенца» ( Мф. 2:20 ). Тогда Иосиф, повинуясь голосу Ангела, пошел обратно в Палестину. На пути он услышал, что в Иудее царствует жестокий Архелай и побоялся туда идти. Но в момент колебаний Ангел Господен вновь явился Иосифу и указал ему путь в Галилею. Это было наиболее безопасное место. Итак, Иосиф вернулся в свое старое жилище в Назарете, где и поселилось Святое Семейство. Здесь Господь Иисус Христос провел Свое детство и юность . 9. Жизнь в Назарете. Путешествие в Иерусалим. Отрок Иисус во храме ( Лк. 2:40–52 ) Галилея была почти языческой страной, расположенной на пути к Средиземному морю. Здесь сходились большие торговые пути, по которым постоянно двигались караваны с Востока на Запад и с Юга на Север. Население было смешанное, но главная масса его состояла из евреев, которые занимались рыболовством, земледелием и торговлей. Как уже было сказано раньше, еврейское население Галилеи не пользовалось большим уважением среди своих соотечественников в Иудее, так как, живя в близком соприкосновении с язычниками, оно теряло чистоту своей веры и нравов. Про евреев-галилеян говорили: «из Галилеи может ли быть что доброе?» Но когда в Назарете поселилось Святое Семейство, то «народ этот, сидящий в стране и тени смертной, увидел свет великий» ( Ис. 9:1–2 ; Мф. 4:16 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Говоря о святости Церкви, мы не должны думать, что к ней принадлежат одни только святые люди. В нее входят и члены согрешающие. Каким же образом Церковь свята, если в нее входят и согрешающие? В Священном Писании Церковь сравнивается с телом. А во всяком теле находятся члены как сильные, так и слабые, и присутствие слабых членов не препятствует телу быть по общему состоянию здоровым и сильным. Подобно этому и Церковь, как тело, имеет члены сильные и слабые, здоровые и больные, и присутствие в ней слабейших членов, т. е. христиан согрешающих, не препятствует ей быть святой. Все святое, освящающее Церковь, остается в ней неизменно: ее Создатель и глава Иисус Христос, Дух Святой, божественное учение и святые таинства. Кроме того, Господь установил в Церкви таинство покаяния, в котором согрешающие могут очищаться от всех грехов и становиться святыми. Есть удивительные примеры того, как великие грешники становились святыми. Назовем преп. Марию Египетскую, преп. Моисея Мурина, бывшего разбойником и др. Каждый член Церкви должен стремиться к святости и может достигать ее. Об этом всегда напоминает нам возглас священника за литургией перед причастием: «Святая святым»! Это значит, что святое Причастие дается тем, кто стремится к святости и все члены святой Церкви должны стремиться к святости, жить свято. Упорные же грешники становятся мертвыми членами Церкви и от нее отпадают, отлучаются от нее или решением церковной власти или невидимым судом Божиим. В Символе Веры говорится, что Церковь не только едина и свята, но что она и соборна . Что это значит? Церковь называется соборной , иначе кафолической или вселенской , потому что находится во всем мире и нет такого места, где бы она могла не находиться. Церковь находится всюду и не стесняется пространством. Сам Господь Иисус Христос сказал Своим ученикам: «идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари». И апостолы исполнили это повеление Господа и «по всей земле прошел их голос и до пределов вселенной слова их». Это одно, почему Церковь называется соборной; а затем, в Церкви Христовой «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, скифа, раба, свободного; но все и во всем Христос», говорит апостол Павел ( Кол. 3:11 ). В то время, как современные апостолам общества чуждались друг друга, еллины с пренебрежением смотрели на варваров, свободные презирали рабов, необрезанные не могли принадлежать к ветхозаветной церкви, а иудею было запрещено сближаться с иноплеменниками, – в христианской Церкви все было иначе. Она не ограничивается одним каким-либо народом или сословием, а заключает в себе верующих всех народов и всех сословий и возрастов. И не только пространством и народом не ограничивается Церковь Христова, она не ограничивается также и временем и заключает в себе верующих всех времен ; и будет она существовать вечно и нет никакой силы, которая могла бы прекратить ее существование.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Господь, обернувшись, взглянул на Петра. Сердце Петра содрогнулось. И вспомнил апостол слова Господа, как Он сказал ему: «Прежде, нежели пропоет петух дважды, трижды отречешься от Меня». И вышедши вон, Петр горько заплакал 39 ( Ин. 18:13–24 ; Лк. 22:56–62 ). Суд синедриона. Допрос Каиафы. Смертный приговор. Избиение Анна прекратил свой допрос и послал связанного Иисуса к верховному первосвященнику Каиафе. Несмотря на ранний час, во дворце Каиафы царило сильное оживление. Готовились к заседанию Синедриона. Каиафа решил во что бы то ни стало, и теперь же, приговорить Иисуса к смерти и, как опасного преступника, выдать римским властям на казнь. Но для этого нужны были серьезные основания. Срочно искали лжесвидетелей. Наконец Синедрион открыл свое заседание. Явились все первосвященники, старейшины, книжники и начальники храма, жившие в Иерусалиме. Собрание было торжественным и многолюдным. Уклонились только Никодим и Гамалиил, не пожелавшие участвовать в этом деле. Председательствовал сам Каиафа. Ввели Христа. Все члены Синедриона сразу пришли в великое возбуждение. Какая радость и торжество! Ненавистный Пророк из Галилеи стоял перед ними связанный, униженный и бессильный! Все наперерыв хотели задавать Ему вопросы и Каиафа по-видимому с трудом удерживал порядок собрания. Один за другим стали входить лжесвидетели, которые возводили на Иисуса всевозможные обвинения, но для смертного приговора все это было недостаточно. Христос ничего не отвечал, а время уходило. Члены Синедриона начали терять терпение и кричали: «Ты ли Христос? Скажи нам». Тогда Господь им ответил: «Если скажу вам, вы не поверите; если же спрошу вас, не будете отвечать Мне и не отпустите Меня...» ( Лк. 22:67–78 ). Наконец ввели двух очень надежных лжесвидетелей. Они заявили: «Он говорил – могу разрушить храм Божий и в три дня создать его». Но и это свидетельство оказалось легковесным и недостаточным. Христос же ничего не отвечал. Было ясно, что удачно начатое дело против Иисуса Назорея могло кончиться ничем. Преступления, достойного смерти, не находилось и самое большое, что мог сделать Синедрион, – это приговорить обвиняемого к отлучению от синагоги и изгнанию из среды народа Божия.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Гробом служила пещера, закрытая камнем. Там, под этим камнем, в глубине, покоился прах умершего Лазаря. Уже четыре дня он лежал во гробе и тело его тронулось разложением. Иисус приблизился к пещере; возле Него сестры умершего, а вместе с ними и друзья, и любопытные; стояли здесь и апостолы. Вероятно, все думали, что Учитель пришел плакать на гроб Своего друга. Иисус же сказал: « Отнимите камень ». Как, подумала Марфа в удивлении и ужасе, зачем? «Господи, уже четыре дня как он похоронен, уже тело издает запах тления», – сказала она со скорбью. Иисус же, обратившись к ней, сказал: «Если будешь веровать, увидишь славу Божию». Тогда подошли люди и отвалили камень. Наступила тишина. Все смотрели в сторону пещеры, но там стоял неподвижный сумрак могилы. В предчувствии чего-то великого сестры уже не плакали, а глядели на Христа. Иисус возвел очи к небу и стал молиться: «Отче, благодарю Тебя, что Ты услышал Меня... Я и знал, что Ты всегда услышишь Меня, но сказал сие для народа, здесь стоящего, чтобы поверили, что Ты послал Меня». Затем, обратившись к пещере, воззвал громким голосом: «Лазарь! Иди вон! ...». И Лазарь медленно поднялся и вышел из гроба. Плотно обвязаный с головы до ног погребальными пеленами, с лицом, завязанным платком, ничего не видя, он едва-едва мог передвигать ноги... Тогда Иисус сказал: «Развяжите его, пусть идет». К нему тотчас подбежали и дрожащими руками, торопясь, стали срывать погребальные одежды и открыли ему лицо. «Тогда многие из иудеев, прошедших к Марии, – свидетельствует апостол Иоанн, – и видевших, что сотворил Иисус, уверовали в Него». 36. Совещание первосвященников и фарисеев ( Ин. 11:46–53 ) Явное и великое чудо воскрешения Лазаря стало быстро известным всему Иерусалиму. Весть взволновала и взбудоражила иудейские власти. Первосвященники и фарисеи немедленно собрали совет для обсуждения происшедшего. «Что нам делать? Этот Человек много чудес творит. Если оставим Его так, то все уверуют в Него и тогда придут римляне и овладеют местом нашим и народом». Боялись, что если все объединятся вокруг Христа, то Его могут провозгласить Царем. Это вызовет репрессии римлян и тогда последние остатки национальной свободы погибнут.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Далее сказано: «Люби ближнего твоего и ненавидь врага твоего» ( Лев. 19:17–18 ). « А Я говорю вам – продолжает Господь, – любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас » ( Мф. 5:44 ). В этих сравнениях Христос показал разницу между духом Ветхого и Нового Завета. Если в Ветхом Завете проявляется справедливость , то в Новом Завете сверх того царствует любовь . Те, кто хотят быть чадами Царствия Божия, должны научиться любить не только друзей, но и врагов своих. «Будьте совершенны – сказал Христос, – как совершен Отец ваш Небесный». Такую великую, высокую цель поставил Христос пред учениками Своими и всеми христианами . 19. Молитва Нельзя творить милостыню для вида или хвастовства. Надо делать добро скромно и тайно, чтобы только Бог видел твою добродетель. « Пусть левая твоя рука не знает, что делает правая » ( Мф. 6:3 ), т. е., чтобы ты и сам себя не превозносил и не гордился собой. Надо, чтобы милостыня твоя делалась втайне и тогда « Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно » ( Мф. 6:4 ). Молитва также не должна быть показной, внешней, но внутренней, интимной и тайной. «Когда молишься – сказал Христос, – войди в комнату твою и затворив дверь твою помолись Отцу твоему, который в тайне; и Отец твой видящий тайное воздаст тебе явно» ( Мф. 6:6 ), т. е., результат такой молитвы будет очевиден. Молитва должна быть краткой и внимательной. Сила ее заключается не в многословии, а в искренности и сердечности. Дело не в количестве, а в качестве молитвы. Чтобы хорошо помолиться, надо отложить все свои житейские дела и заботы и все свое внимание сосредоточить на мысли о Боге. Главная наша молитва, это Молитва Господня « Отче наш », которую дал нам Христос. (См. первую книгу Закона Божия). Он сказал: «молитесь же так»: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави нам долги наша, якоже и мы оставляем должником нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукавого. Яко Твое есть Царство и сила и слава вовеки. Аминь». ( Мф. 6:9–13 ; Лк. 11:2–5 ).

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

«Дела, яже Аз творю, та суть свидетельствуют о Мне» ... говорил Христос, утверждая Свое Божественное происхождение. И евреи, как очевидцы чудесных дел Спасителя, не могли отрицать их, хотя, как повествует евангелие, и объясняли их как действия силы Вельзевула, князя бесовского. Яснополянский же проповедник мнимо-Христовой истины не верит ни словам, ни делам Христа и не поверил бы, «если бы кто и из мертвых воскрес» ... Тут – болезнь отрицания без достаточных оснований, – и только. И мы лишаемся почвы для рассуждения с Толстым о Христе и христианстве. Толстой утверждает: «для человека, в уме которого вложено, как священная истина, верование в сотворение мира из ничего... в Троицу, грехопадение Адама... в чудеса Христа и в искупительную для людей жертву Его смерти, – для такого человека требования разума уже необязательны». Да, совершенно «необязательны», но только касательно тех предметов, которые выше законов нашего оземленелого разума и его сил, как «необязательно» горшку вопрошать горшечника и знать его мысль и волю. «А ты кто, человек, что споришь с Богом»? ( Рим.9:20–21 ). История домостроительства нашего спасения и искупительное дело Христа со всеми открытыми Им истинами, в том числе и Троицы, – «глубина Премудрости» Божией, и мы, хотя «отчасти... верою разумевая ее, не имеем нужды прислушиваться к «требованиям разума» мира сего. Они для нас «необязательны», как не обязателен костыль исцеленному хромому и поводырь – прозревшему. «Требованиями разума» смущались когда-то и апостолы, когда Христос давал заповедь о вкушении Его плоти и крови: «многие из учеников Его, слыша то, говорили: какие странные слова! Кто может это слушать? Но Иисус... сказал им: это ли соблазняет вас? Что ж, если увидите Сына Человеческого, восходящего туда, где был прежде»? ( Иоан.6:51–62 ). Христос как бы соглашается, что сказанное Им – для человеческого разума действительно «странные слова», как еще более странным покажется для него и чудо вознесения Христова, но тем не менее говорит это «истинно истинно». Это скажем и мы Толстому на его циничные слово – изрыгания о чудесах и искупительном деле Спасителя.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

( Деян. 13:14 ) Слово Божие росло и распространялось. Возвратившись из Иерусалима в Антиохию, Варнава и Павел продолжали здесь свою проповедь. Когда же они служили Господу и постились, Дух Святый сказал Церкви: «Отделите мне Варнаву и Савла на дело, к которому Я призвал их». Тогда пресвитеры Антиохийской Церкви, совершив пост и молитву, возложили на Варнаву и Павла руки и отпустили их в далекое путешествие. С ними пошел и прибывший из Иерусалима Иоанн (Марк). Путешественники отправились пешком в Селевкию (приморский город в Сирии), а оттуда отплыли на остров Кипр. Там они высадились при Саламине, а затем прошли весь остров с востока на запад до Пафа, всюду проповедуя Евангелие в синагогах иудейских и исцеляя больных. С этого времени Савл называется Павлом. Здесь уверовал римский проконсул Сергий-Павел и был поражен слепотой некий иудейский лжепророк, волхв Вариисус, который препятствовал проповеди. Отплыв из Пафа, проповедники прибыли по Средиземному морю в Пергию, в Памфилию (Малая Азия) 49 , а оттуда отравились во внутрь страны и пришли в Антиохию Писидийскую. Это был цветущий торговый город, служивший большим коммерческим центром малоазиатской торговли лесом, маслом, шкурами, козьей шерстью и т. п. До сих пор сохранились развалины этого города, среди которых самыми замечательными являются остатки великолепного водопровода, свидетельствующего о былом величии Антиохии Писидийской. Путь от моря к городу идет среди гор по долине Кастра. Новейшие путешественники рассказывают о поразительной красоте этой местности и в то же время о невероятных трудностях путешествия по ней. Дорога часто идет по обрывам скал и крутым подъемам, среди лесов и открытых долин, берегов топкого озера. Здесь обычны резкие перемены погоды и бывают ужасающие дожди, палящая жара, ослепляющие бури пыли и ночные холода... Чтобы пройти пешком от Пергии до Антиохии нужно от 7 до 10 дней. В Антиохии Павел и Варнава установили прежде всего связь с местными иудеями. Так же они делали всюду во время своих дальнейших путешествий. Придя в субботний день в синагогу, они сели вместе со всеми слушать чтение Закона и Пророков. Затем, начальник синагоги, увидев новых людей, послал сказать им: «Мужи, братья! Если у вас есть слово наставления к народу, говорите».

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

( Деян. 15 ) После смерти царя Ирода Агриппы, которого покарал Ангел Божий за богохульство, декретом римского императора Клавдия в 48 году был назначен новый царь, Ирод Агриппа II, сын Агриппы I. Но он не был подобно своему отцу «царем иудеев», а только царем Халкиды; затем (в 52 году) царем тетрархии Филиппа, позднее (в 55 году) царем и других городов. Правда, он наследовал своему дяде Ироду Халкидскому право охранения храма и назначения первосвященников, но в Иерусалиме, как и при Понтии Пилате, все гражданское и военное управление снова было в руках римского прокуратора. Поэтому, Агриппа II фактически там не имел никакой власти. То же было и в других областях Палестины. При таком положении у Синедриона были «связаны руки», так как Агриппа II его не поддерживал, и открытое преследование христиан пошло на убыль. В виду этого, в Иерусалиме и мог состояться Апостольский Собор 52-го года. Как раз в это время Павел и Варнава вернулись из своего первого путешествия. Прибыв в Антиохию, они собрали Церковь и рассказали все, что «сотворил с ними Бог, и как отверз дверь веры язычникам». Этот рассказ вызвал великую радость у всех, но нашлись братия, пришедшие из Иудеи, которые стали спорить с Варнавой и Павлом. Они доказывали, что язычники прежде всего должны принимать закон Моисея со всеми его правилами и обрядами, а затем уже христианское крещение; иначе для них не может быть спасения. Чем дальше, тем больше этот вопрос стал вызывать споры и разногласия среди христиан. Дело грозило разделением Церкви. Тогда было решено послать Варнаву и Павла в Иерусалим за авторитетным разъяснением апостолов. Прибыв в Иерусалим, они были приняты Церковью и подробно рассказали о всех событиях своего путешествия и особенно об обращении к вере во Христа язычников. Этот рассказ, будучи принят большинством Церкви с большим удовлетворением, в то же время вызвал горячие протесты со стороны бывших фарисеев. Они доказывали, что «должно обрезывать язычников» и заставлять их соблюдать закон Моисеев. Для разрешения этого вопроса, апостолы и пресвитеры созвали особое совещание, т. н. «Апостольский Собор». В нем приняли участие ап. Петр, ап. Иоанн и все другие бывшие в это время в Иерусалиме апостолы, а также вновь прибывшие Варнава и Павел. Председательствовал Иаков, апостол от семидесяти, глава Иерусалимской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010