«Я начал свою работу в архиве Московской Св. Синодальной конторы в 1892 году по просьбе протоиерея М.С.Боголюбского, председателя Историко-статистического комитета по описанию Московской епархии», — рассказывал в автобиографии отец Николай. В 1893 году «Русский архив» опубликовал статью без ­подписи «Плач церквей московских», где критиковалось отношение градоначальников и некоторых горожан к православным храмам. Многие исследователи считают, что её автор — Николай Скворцов. В статье приводились примеры того, как город ведёт борьбу с церквями, «неустанно загораживает их, отодвигает с фасада улиц на задворки, закрывает и доступ к ним, и вид на них». Печальный список притесняемых святынь завершал Георгиевский храм. Смрадные лавки и скотные дворы У публикации было послесловие, подписанное отцом Николаем, где он рассказал о подобном небрежении и в прежние времена. О том, что в XVIII веке появились скотные дворы близ Никольской церкви и в Хорошёве-Троекурове, были заложены окна и двери в Борисоглебском храме у Арбатских ворот, построены смрадные лавки близ Варваринской церкви на Варварке… «Стеснение церквей в наше время (эпоху упадка веры и благочестия) неудивительно, — писал священник. — Более поражает то, что и прежде, когда сильнее была вера, когда глубже было в сердцах уважение к храмам, последние часто терпели различные утеснения». Главные труды отца Николая посвящены уничтоженным храмам. Он первым открыл исчезнувшую церковную Москву. Его очерки составили цикл «Московский Кремль. Упразднённые монастыри, соборы, церкви и по­дворья в Кремле». Продолжением стали статьи об уничтоженных церквях Китай-города с десятками описаний монастырских, приходских и домовых храмов. Проводить такие исследования в то время было очень трудно. Архивные документы хранились в неприспособ­ленных, неотапливаемых помещениях кремлёвских и китайгородских башен связанными в огромные пачки-тюки. К ним не было описей и указателей. То, что сделал Николай Скворцов, без преувеличения можно назвать подвигом.

http://pravoslavie.ru/108475.html

А вот голос светского писателя, искренно и с любовью отозвавшегося на это событие: «...Троицкие монахи не сдались. Они отсиживались 16 месяцев против огромного и храброго войска, они умели в вылазках колотить поляков и в конце концов заставили – таки врага изнемочь. Шестнадцать месяцев осады, подумайте об этом! Каждый день вставать с мыслью о предстоящей битве и ложиться без уверенности за жизнь – какие для этого нужны были нервы! Не какие-нибудь особенные нервы была нужны, нужна была высокая настроенность их, гармоническая, как струны в дорогом рояле. Тогдашняя культура святой Руси в качестве генерал-баса давала глубокую веру в Бога, веру в божественное строение мира, в божественное назначение народа и отдельных людей. Сверху до низу проходило созвучие душ, согласованных в их натуральном строе. В такой строго-подобранной культуре чувств народный гений мог брать какие угодно аккорды. Смиренное пение иноков, умилительное и целебное для больной души, вдруг развертывалось в пламенные воззвания Авраамия и Дионисия и в пушечный гул, потрясавший стены. Нашествие поляков ударилось и разбилось не о Кремль московский, а скорее об эту маленькую монашескую обитель: не в Кремле, а именно здесь, у Троицы, билось сердце народное и именно отсюда народ, разгневанный и оскорбленный начал свое освобождение 2 ». Значение снятия осады лавры поляками как в представлении и понимани современников этого события, так и в исторической оценке наших современников, является весьма важным, – на столько важным, что в связи с этим событием ставилось и ставится решение вопроса о целости всей России. Тогда всероссийский патриарх Гермоген и власти, убеждая царя Василия Шуйского послать помощь осажденной лавре, в которой видели как бы образ всей православной русской церкви, говорили царю: «аще, царю, взята будет обитель преподобного, то и весь предел российский до океана-моря погибнет»! А в наши дни относительно этого события в печати встречаем такие суждения: «Оттянув на 16 месяцев польскую армию, парализовав ее, заставив разлагаться в бездействии, в постоянном неуспехе, – великий монастырь расстроил нашествие и смутил смуту. Сдайся малодушно русские люди в клобуках и подрясниках, может быть, не бывать бы теперешней России и сидели бы мы под шведами и под поляками» как западные славяне сидят под немцами и под венгерцами.» Читать далее Источник: Троице-Сергиева Лавра на служении отечеству : (По поводу 300-летия снятия осады Лавры поляками 1610 – 12 января – 1910 г.)/Дмитрий Скворцов. - Тула : Тип. Е.И. Дружининой, 1910. - 14 с. Вам может быть интересно: Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

К Маркеллу, митр. Псковскому, оно не может быть отнесено (как это делает Шляпкин в сочинении св. Димитрий стр. 167–168). На основании некоторых документов, хранящихся в Архиве, изобличается участие в истории избрания преемника Иоакиму прокравшегося в Москву иезуита Михаила Яконовича. В руки правительства попались его письма, из которых ясно видно, что он был в Москве и интриговал, чтоб его поставили в патриархи; в другом письме почтмейстеру Сангали он выражал сожаление, что Москва не приняла его в патриархи и подала голос за Казанского митрополита 19 . Означенная кандидатура совершенно недопустима с нашей точки зрения; латинство конечно не могло увлечь низшие классы Руси, но самый факт притязаний Яконовича подтверждает ту мысль, что латинство, пустившее корни в науке, которой учились дети царя Алексея Михайловича – Феодор и Софья от Семеона Полоцкого и Сельвестра Медведева, – отразилось как в надежде построить в Москве римский костел при содействии друга Софьи Голицына, так и в абсурдных чаяниях осуществления заветных дум католицизма проникнуть на Русь. Таким образом, из трех партий, не считая раскольнической, не имевшей своих представителей в церкви, но по духу близкой к старорусской, одержала верх партия старорусская или вернее греко–русская – партия Никона и Иоакима. На патриарший престол 22 августа был избран, а 23 наречен друг и единомышленник покойного патриарха митрополит Казанский Адриан. Чин возведения патр. Адриана 24 августа происходило поставление новонареченного патриарха с обычным торжественным церемониалом. Адриан въехал в Кремль в патриаршей карете Филарета Никитича, о шести лошадях. По вступлении в Успенский собор после краткой речи о своем назначении, нареченный произнес обычное исповедание веры и архипастырское обещание хранить оную твердо и ненарушимо по церковным канонам, соблюдать мир церковный и учить врученную ему паству, оберегая ее от латинских, люторских, кальвинских и всяких иных ересей. Это обещание, подписанное рукою нового патриарха, положено было на хранение в жертвеннике соборной церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 2003 году по инициативе Владимиро-Суздальского музея-заповедника согласно Федеральной адресной инвестиционной программе " Культура России " началась крупномасштабная реставрация всего монастырского ансамбля. Генеральный подрядчик - Региональный инженерный центр (г. Владимир) произвёл укрепление стен и башен с применением новейших технологий: в фундамент для заполнения пустот закачивался под давлением специальный раствор, в стенах были установлены металлические связи. Фирма " Русская реставрация " (г. Москва) восстановила шатровые завершения башен, галереи боевых ходов, произвела кирпичную кладку стен, а также их отделочную обмазку. Памятник ЮНЕСКО спасали не менее девяти организаций, известных возрождением таких уникальных памятников, как Московский Кремль, Государственный исторический музей, храм Василия Блаженного, Храм Христа Спасителя и др. Главным архитектором проекта по реконструкции объектов монастыря выступила Мария Горячева, кандидаты технических наук Юрий Коваль и Виктор Кувшинников, кандидат искусствоведения Александр Скворцов и другие. Ну, а заключительным аккордом в деле возрождения архитектурного ансамбля стала подсветка с применением самых современных энергосберегающих технологий. И теперь с наступлением темноты величественный " музейный град " становится похожим на сказочный. Сегодня ансамбль Спасо-Евфимиева монастыря входит в состав Владимиро-Суздальского музея заповедника и внесён в 1992 году в Список всемирного наследия ЮНЕСКО. Из журнала " Православные монастыри. Путешествие по святым местам " . Выпуск ООО " Де Агостини " , 2009 и с сайта: html/www.RG.ru/2010/02/11/red-roscentr/obitel Братский корпус Братский корпус - памятник гражданского зодчества XVII в. Построен между 1628 и 1660 г.г. и представляет собой двухэтажное Г-образное здание. В небольшой южной части его сохранились оба сводчатых этажа, а в протяженной на 100 метров северной части второй этаж перестроен в XIX в. Фасады украшены наличниками разного фасона, нарядными деревянными галереями-крыльцами, корпус покрыт высокими тесовыми кровлями – " колпаками " . В корпусе помещались настоятельская и келарская кельи, кладовая, дневальная палаты. Здание было отреставрировано в 1970-х г.г. Вместе с ансамблем монастыря внесено в Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО.

http://sobory.ru/article/?object=00200

Леонид (Кавелин) , архимандрит. Святая Русь. СПб., 1891, 524. Соловецкий Зосимо-Савватиевский ставропигиальный первого класса монастырь//Живописное обозрение русских святых мест: в 9 вып. Изд. 2. Одесса. 1896–1908, вып. 6, стр. 51, 55, 92. Начертание жития митрополита Филиппа. М. 1860. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы: в 2 кн. Изд. 3. СПб., 1884, стр. 125, 162. Александро-Невская летопись//Русская историческая библиотека, издаваемая Археографическою комиссией: в 39 т. СПб., 1872–1927, т. 3. Полное собрание русских летописей: в 24 т./Изд. Археографическою комиссией, СПб., 1841–1921, т. 3, стр. 162, 253. Собрание государственных грамот и договоров, хранящихся в государственной Коллегии иностранных дел: в 5 т. М. 1813–1894, т. 1, 193. Устрялов Н.Г. Сказания князя Курбского: в 2 т. Изд. 2. СПб., 1842, стр. 108, 109, 117–121, 227. Боярский род Колычевых. М. 1886, стр. 77–96. Уманц Я.М.//Древняя и новая Россия. СПб., 1875–1881. Валуев Д.А.//Библиотека для воспитания. 1845. Исторический вестник. СПб., 1884, май, стр. 275. Исторический вестник. СПб., 1888, декабрь, стр. 115. Исторический вестник. СПб., 1889, май, стр. 315–316. Исторический вестник. СПб., 1896, март, стр. 920; январь, стр. 212. Исторический вестник. СПб., 1906, август, стр. 521,– 1908, октябрь, стр. 168. Русская старина. СПб., 1879. апрель, стр. 736–747. Русская старина. СПб., 1904, июнь, стр. 645: ноябрь, стр. 454–455. Скворцов Н., священник. Московский Кремль//Русский архив. М. 1893. Кн. 3, стр. 16. Боярин и воевода князь М.Б. Скопин-Шуйский//Русский архив, М. 1889, Кн. 2, стр. 129, 504–505. Русский архив, М. 1912. 6, стр. 214. Журнал Московской Патриархии, М. 1945, 4, стр. 11–18. Иванов Н. Св. Филипп, митрополит Московский и всея Руси (к 450-й годовщине со дня рождения)//Журнал Московской Патриархии. М. 1957, 8, стр. 59–66. Никитин В.А. Великий игумен Соловецкого монастыря//Журнал Московской Патриархии. М. 1983, 5. Большая энциклопедия. Словарь общедоступных сведений по всем отраслям знаний: в 20 т./Под ред. С.Н. Южакова. СПб., 1900–1905, т. 19, стр. 215.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Преосвященный Афанасий был участником Собора, осудившего митрополита Арсения (Мацеевича) . Труды: Богословские уроки (рукопись). – 1751. Инструкция поповскому старосте, относящаяся к 1760 г. Слова//Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – 1861. – С. 563–573. Слово в пособии во всяком требовании нашем и силе молитв угодников Божиих. – М., 1749. Литература: Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 122, 140, 628; ч. 2. – С. 182. Аскоченский В. Киев с древнейшим его училищем – Академией. – Киев. 1856, т. 2. – С. 11. Чередеев К., протоиерей. Биографии Тверских иерархов от начала существования архиерейской кафедры города Твери и доны не. – Тверь, 1859. Смирнов С. К., протоиерей. История Троицкой лаврской семинарии. – М., 1867. Предтеченский С., учитель. Слово похвальное Афанасия, епископа Ростовского и Ярославского. – Ярославль, 1786. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 5. – С. 1364, 1451; кн. 6. – С. 28, 29. Венгеров С. А. Критико-биографический словарь русских писателей и ученых: в 6 т. – СПб., 1889–1904, т. 1. – С. 852–853. Эдинг Б. Н. Ростов Великий, Углич. Памятники художественной старины. – М., – С. 40. Толстой Ю. Списки архиереев и архиерейских кафедр иерархии Всероссийской со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1871 гг.). – М., 1872. 93. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковнослужителей. – Киев, 1913. – С. 1414, 1418. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 141, 334, 444. Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 74, 82. Списки архиереев иерархии Всероссийской и архиерейских кафедр со времени учреждения Святейшего Правительствующего Синода (1721–1895 гг.). – СПб., 1896, 93. Филарет (Гумилевский) , архиепископ. Обзор русской духовной литературы. – 3-е изд. – СПб., 1884. – С. 352. Скворцов H., священник. Московский Кремль//Русский архив. – 1893. кн. 3. – С. 33–34.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Второй праздник Казанской иконы Божией Матери, 22 октября (4 ноября нов. ст.) установлен в память избавления Москвы от поляков в 1612 году. В это время Россия переживала трудное время, которое так и называется – Смутное время. Царский род прекратился, царя не было, появились самозванцы, старавшиеся силой захватить престол. Воспользовавшись внутренними смутами, в Россию вторглись иностранцы, – шведы и поляки. Разбойничьи шайки грабили и губили народ. Казалось помощи было ждать неоткуда. Тогда великий святитель и патриарх московский Гермоген стал рассылать во все концы России письма, в которых он звал всех людей встать на защиту родины, прогнать поляков и выбрать себе православного царя. Узнав об этом, поляки заточили патриарха Гермогена в тюрьму и заморили его медленной голодной смертью. Но письма патриарха уже разошлись по всей России и сделали свое дело. Одно из них пришло в Нижний Новгород и было прочтено после обедни всему народу. Все нижегородцы поднялись в ответ на призыв патриарха: простой мясник, Кузьма Минин, первый показал пример любви к родине, пожертвовав все свое имущество, чтобы собрать войско; за ним пошли и другие: молодые записывались в войско, купцы жертвовали деньги, женщины несли драгоценности и всякое добро. Во главе ополчения стал князь Пожарский и, не успев даже как следует обучить его, повел свое новое войско на Москву, чтобы освободить ее от засевших там поляков. К полкам князя Пожарского присоединились ополчения других городов. В благословение и ободрение войску, ему сопутствовала чудотворная икона Казанской Божией Матери. В августе ополчение подошло к Москве и осадило ее. Не хотелось князю Пожарскому разрушать родной Москвы, беря ее с бою, и долго и горячо молилось все войско перед Казанской иконой Божией Матери. Наконец, молитвы были услышаны: 22 октября 1612 года, поляки объявили, что сдаются, и нижегородское ополчение торжественно, под звон колоколов, с Казанской иконой Божией Матери и хоругвями вошло в Московский Кремль. В память этого освобождения Москвы от поляков и установлен второй праздник Казанской иконы Божией Матери 22 октября. Часть 3

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Монастырь этот отстоит на 15 верст от села Домнино, находился тогда в труднопроходимой чаще лесной. Для сына и матери Романовых не было никакого резона тогда избрать этот монастырь 4 для своего убежища, так как здесь жизнь их совершенно не была обезопашена вследствие безыскуственного примитивного укрепления обители, притом малобратственной. Также в пустынном или малолюдном месте находился Макариево-Унженский монастырь – в котором Михаил Феодорович малолетним, во время пребывания родителей в ссылке, сохранялся будто бы с 1602 по 1605 год (Беляев , Скворцов) под покровительством строителя из бояр – старца Давида Хвостова. И в Макарьевском монастыре, который отстоял довольно далеко от села Домнино, а от города Костромы – на 8–9 дней пути, Михаил Феодорович и мать его по той же причине не могли чувствовать себя безопасными от погибели со стороны злобно преследовавших врагов. В виду этого следует полагать так, что когда Михаил Феодорович и его мать в селе Домнино получили известие чрез зятя Сусанина – Богдана Сабинина об угрожающей для них великой опасности, они сочли для себя небезопасным не только дальнейшее пребывание в поместье, но и вообще укрывательство в каком-либо глухом или провинциальном монастыре и тотчас же решили и, конечно, вовремя успели быстро уехать в город Кострому, который представлял собой несомненно центральное и устойчивое место в защитно-боевом отношении. Вот теперь естественно выступает кардинальный вопрос – где же в городе Костроме они пребывали или, точнее, укрылись: в осадном ли дворе Марфы Ивановны, что в кремле, или же в Ипатьевском монастыре? Для решения этого вопроса необходимо обратить внимание прежде всего на современное рассматриваемым обстоятельствам внешнее состояние Костромского кремля, с одной стороны, и Ипатиева монастыря с другой. Костромской кремль тогда, как видно из писцовых книг города Костромы от 1628–1630 годов, состоял из земляных валов, окопанных глубокими рвами, осыпь же была окружена деревянной стеной на протяжении 511 1/4 сажен; стены устроены с 3 воротами и 14 башнями; «башни рублены все клетками в борозду; вышина острогу две сажени с полусаженью; под верхом были полати с боем и подкотками»; стены и башни вооружены были огнестрельными орудиями – затинными пушками, коваными пищалями, волконями.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Bazhenov/...

Патриарх Тихон, в миру Василий Иванович Беллавин, родился в 1866 году в псковской епархии. Учился он в псковской семинарии и петербургской духовной академии. Уже здесь будущий патриарх заслужил, как у своих товарищей по курсу, так и среди профессоров, исключительную любовь и уважение. После преподавания в псковской семинарии догматического и нравственного богословия, он в 1892 году, по пострижении в монашество с именем Тихона, был назначен инспектором холмской семинарии. В 1897 году он был рукоположен во епископа люблинского, а в следующем году послан в Северную Америку для возглавления православной епархии. За 9 лет, проведенных в Соединенных Штатах, арх. Тихон сделал очень много для устройства церковных дел. По его благословению православные службы были переведены на английский язык. К нему с одинаковым уважением относились, как православные различных национальностей, так и местные власти и инославные. В 1907 году арх. Тихон был переведен в Ярославль на древнюю ростовскую кафедру, а с 1913 в Вильно. В Ярославле он привлек к Церкви местные культурные и общественные круги и был избран в почетные граждане города. Вследствие военных действий в его епархии, арх. Тихону пришлось много раз посещать фронт, а после эвакуации Вильно переселиться в столицу, где он был назначен присутствовать в Синоде. В 1917 году он был избран на московскую кафедру, оставшуюся вакантной после удаления на покой митр. Макария (Невского) . Возведение патриарха на престол (интронизация) было назначено на праздник Введения во Храм Пресвятыя Богородицы 21 ноября 1917 года. К этому времени удалось произвести кое-какие починки в Кремле, и главный купол Успенского Собора, пробитый снарядом, был затянут полотном. На торжество интронизации прибыли все епархиальные архиереи и многочисленное духовенство. Для членов собора было устроено особое место вокруг патриаршей кафедры. На малом входе два старейших иерарха, митрополиты Владимир и Платон, ввели митр. Тихона в алтарь и трижды посадили на патриаршее место. Потом митр. Владимир прочел установленную молитву, а архиереи переоблачили патриарха. После литургии митр. Владимир вручил первосвятителю посох митр. Петра. Потом патриарх объехал в открытой коляске Кремль, благословляя несметные толпы людей, которые не могли поместиться в Кремле и ждали часами вне его стен.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

В начале 1611 года представители городов прибыли в Москву за получением указаний от патриарха и собрали первое народное ополчение, которое подошло к Москве. Поляки в это время заняли Кремль, и патриарх оказался их пленником. Руководство делом спасения страны перешло к Лавре преп. Сергия, во главе которой стояли архимандрит Дионисий и келарь Авраамий (Палицын). Св. Сергий в видении явился богатому купцу и нижегородскому именитому человеку, Кузьме Минину Сухоруку и благословил стать на защиту отечества. Он и князь Пожарский стали во главе второго ополчения и со всех сторон собрали к Москве войска. Св. патриарх Гермоген умер от голода в Кремле в начале 1612 года (память 17 февраля). Для возглавления русской Церкви, ввиду невозможности выбора нового патриарха, «Совет всей Русской Земли», собравшийся в Ярославле летом 1612 года, избрал митрополита ростовского Кирилла. Он же стал временно главой государства, Пожарский главой правительства, а Минин министром финансов. 22 октября Москва была взята и освобождена от врагов, а 21 февраля 1613 года в цари был избран Михаил Федорович Романов. Патриарх Филарет и преобразования в церковной жизни Преемник патриарха Гермогена был избран только через 7 лет, в 1619 году, так как большинство иерархов считали кандидатом митрополита Филарета, отца царя Михаила, но он был в плену в Польше. 11 мая 1613 года митр. Кирилл возложил царскую корону на молодого царя в Успенском соборе. Из-за юности царя государством правила инокиня Марфа, которая принесла много зла России. Лучшие люди, как князь Пожарский и Минин, были удалены от дел, а знаменитый игумен Троице-Сергиевской Лавры Дионисий – обвинен в ереси и заключен в темницу. Троице-Сергиевской Лавре пришлось еще раз в 1618 году пережить осаду войск королевича Владислава, желавшего овладеть Русским престолом. Только с возвращением из польского плена митрополита ростовского Филарета (1619) и с его избранием на патриарший престол, для русской Церкви наступил период мира. Он освободил из темницы игумена Дионисия и поручил монахам Сергиевской Лавры подготовку реформ церковной жизни и исправления богослужебных книг.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010