Иосиф IV, митрополит Рязанский и Муромский С 1655 года – игумен Тихвинского монастыря и управляющий церквами Тихвинской десятины. В мае 1660 года назначен игуменом Воскресенского Деревяницкого монастыря под Новгородом. 20 октября 1661 года переведен архимандритом Тихвинского Успенского монастыря. С 22 декабря 1664 года – архимандрит Московского Новоспасского монастыря. В 1666 году участвовал в суде над патриархом Никоном . 9 августа 1674 года хиротонисан во епископа Рязанского с возведением в сан митрополита. Затем участвовал в венчании на царство Федора Алексеевича. В 1677 году по поручению царя, в связи с обострением старообрядческого раскола, использовавшего имя святой в своих целях, ездил в Кашин свидетельствовать мощи святой благоверной великой княгини Тверской Анны Кашинской. В 1677–1678 годах патриарх Иоаким вместе с Собором рассматривал дело о свидетельствовании мощей благоверной княгини, в результате чего постановлено было упразднить ее почитание как святой 8 . В марте 1678 года участвовал в Соборе для установления церковных обрядов в Неделю Ваий. В 1679 году обличал в церкви ярого проповедника-раскольника монаха Михаила и отослал его в Москву. Скончался 21 сентября 1681 года. По его поручению сделан был перевод церковной летописи Барония 9 , так и оставшийся в рукописи. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 3. – С. 874, пр. 3. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 63, 72, 143, 416. Булгаков С. В. Настольная книга для священно-церковно-служителей. – Киев, 1913. – С. 1411. Денисов Л. И. Православные монастыри Российской империи: полный список всех 1105 ныне действующих в 75 губерниях и областях России. – М., 1908. – С. 399. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 36. Чтения в Обществе любителей духовного просвещения. – М.-Сергиев Посад, 1863–1894; 1890, январь-февраль (статья Титова). – С. 41–44. Русский архив. – М., 1887. – Кн. 2. – С. 292. –»– 1893. – Кн. 3. – С. 27 (Скворцов Н. Московский кремль). Русский биографический словарь: в 25 т. – СПб.; М., 1896–1913. – Т. 8. – С. 349. 8 Второе прославление святой благоверной великой княгини Анны Кашинской (в иночестве Евфросинии) совершилось в 1909 году. 9 Бароний († 1619), кардинал Римской церкви, составивший летопись церковных событий с первых времен христианства до 1198 года. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

С 2015 г. в сент. в Сумарокове ежегодно проводится фестиваль «Подворье». С 90-х гг. XX в. мон-рь окормляет Московский научно-исследовательский онкологический ин-т им. П. А. Герцена (в 2000 при клинике ин-та устроен и освящен домовый храм в честь иконы Божией Матери «Всецарица»), где еженедельно совершаются богослужения. Домовый храм во имя мц. Валентины, приписанный к обители, действует в Психоневрологическом интернате 18. А. П. П. Ист.: Выходы государей царей и великих князей, Михаила Федоровича, Алексея Михайловича и Федора Алексеевича всея России самодержцев (с 1632 по 1682 г.)/Изд.: П. М. Строев. М., 1844; Вкладная книга моск. Новоспасского мон-ря. СПб., 1883. (ПДПИ; 39); Кормовая книга моск. ставропиг. Новоспасского мон-ря. М., 1903; Попов Н. П. Рукописи моск. Синодальной (Патриаршей) б-ки. М., 1905. Вып. 1: Новоспасское собрание. С. 42. 7; Павел Алеппский. Путешествие. М., 2005; Описание грамот Коллегии экономии [Описание ГКЭ]. М., 2016. Т. 1; 2018. Т. 2. Лит.: [Ювеналий (Воейков), игум.] Кр. ист. описание моск. ставропиг. 1-кл. Новоспасского мон-ря. М., 1802; [ он же.] Описание состоящего в моск. ставропиг. Новоспасском мон-ре храма Знамения Пресв. Богородицы. М., 1803; Адриан, иером. Кр. описание ставропиг. Новоспасского мон-ря. М., 1821; Иванчин-Писарев Н. Д. Утро в Новоспасском. М., 1841; Снегирёв И. М. Новоспасский мон-рь: С видами сего мон-ря. М., 1843; он же. Новоспасский ставропиг. мон-рь в Москве. М., 1863; Забелин И. Е. Мат-лы для истории, археологии и статистики г. Москвы. М., 1884-1891. 2 ч.; он же. История г. Москвы. М., 19052, 1990р; Кудрявцев М. В., диак. Чудотворный Нерукотворенный образ Спасителя, что в моск. Новоспасском мон-ре. М., 1886; Скворцов Н. А. Моск. Кремль: Упраздненные мон-ри, соборы, церкви и подворья в Кремле//РА. 1893. Кн. 3. Вып. 9. С. 5-35; Дмитриев И. Д. Моск. 1-кл. Новоспасский ставропиг. мон-рь в его прошлом и настоящем: Ист.-археол. очерк. М., 1909, 1997р; Царские прародители, погребенные в обители Всемилостиваго Спаса на Новом.

http://pravenc.ru/text/2577885.html

Аборты: что происходит и о чем просит Патриарх Мечтаю, например, чтобы у нас в монастыре омаров подавали. А отец келарь говорит – нет, отец Феодорит, кушай рисовую кашу. 3 октября, 2016 Мечтаю, например, чтобы у нас в монастыре омаров подавали. А отец келарь говорит – нет, отец Феодорит, кушай рисовую кашу. «Аборт вреден, это подтвердит любой гинеколог. В лучшем случае он не принесет ни пользы, ни ощутимого вреда, в худшем – может очень сильно ударить по здоровью женщины. Поэтому аборт, хоть и относится к категории медицинских вмешательств, к охране здоровья не имеет отношения». Иеромонах Федорит (Сеньчуков) о том, почему он поддерживает идею выведения абортов из системы обязательного медицинского страхования. Иеромонах Феодорит (Сеньчуков) 27 сентября СМИ облетело сообщение, что Патриарх подписал Петицию против абортов с таким текстом: «Мы, граждане Российской Федерации, выступаем за прекращение существующей в нашей стране практики легального убийства детей до рождения и требуем внесения в законодательство изменений, направленных на: Через несколько часов появилось опровержение: мол, Патриарх никакого обращения не подписывал. Еще через некоторое время выступил Председатель ОВЦОСМИ В.Р. Легойда , а затем руководитель пресс-службы Святейшего о.Александр Волков, которые сообщили, что Патриарх подписал эту петицию как гражданин и священник, а как Предстоятель Церкви он работает над выведением абортов из системы ОМС. Еще через день эту петицию подписал митрополит Иларион, при этом призвав рожать несмотря на бедность. Попутно выяснилось, что детский омбудсмен Анна Кузнецова стоит на тех же позициях, и здесь же вылезла вездесущая сенатор Мизулина с радостной информацией, что ее законопроект о запрете бэби-боксов поддержан Правительством. Кремль от всего этого дистанцировался, а министр здравоохранения Вероника Скворцова высказалась против выведения абортов из системы ОМС… Такова хронология событий. И забурлил народ. Забились набаты фейсбука, полумертвого ЖЖ и вечно юного ВК. Очередные диванные битвы поглотили народ.

http://pravmir.ru/abort-s-prepyatstviyam...

Итак, при участии Дионисия и Авраамия были соглашены враждовавшие воеводы и их ополчения. Верные своему убеждению, что для полного успеха дела требовалась для земцев помощь со стороны казаков, архимандрит и келарь, как видим, настойчиво хлопотали о соединении этих двух ополчений. После этого дело соединенных русских сил под Москвой пошло быстро и успешно. Голодные поляки не могли дать им отпора. 22 октября 1612 года русские взяли приступом Китай-город, и скоро после того (26 числа) поляки окончательно сдались русским, выговорив себе только жизнь. Эту победу русские вознамерились отпраздновать по православному. В первый же воскресный день после взятия Кремля ополчение Трубецкого сошлось в церковь Пресв. Богородицы Казанския, а ополчение Пожарского собралось в церкви св. Иоанна Милостивого на Арбате. Потом оба ополчения, сопровождаемые архимандритами, игуменами и другим духовенством со множеством икон, пошли в Китай-город, при пении церковных песней. Здесь все сошлись на Лобное место, и духовенство стало петь молебен. Во главе духовенства в это время стоял Троицкий архимандрит Дионисий. Это почетное положение Дионисия при совершении молебна обусловливалось не только его званием Троицкого архимандрита, но и тем, что ему, как человеку, более других принимавшему живое участие в событиях смутного времени, должны были охотно уступить это место все другие духовные чины. Но мы не знаем, когда именно прибыл в Москву преп. Дионисий. Показания Симона, что он прибыл туда до 24 августа, мы не приняли. А так как других указаний на это обстоятельство нет, то мы вместе с г. Костомаровым допустим, что он для этого торжества прибыл из своей обители в Москву «нарочно». После молебна, совершенного на Лобном месте, все отправились в Кремль, откуда на встречу торжественной процессии вышел Галасунский (т.е. Элассонский) архиепископ Арсений со всем освященным собором и в преднесении Владимирской иконы Божией Матери. В Кремле нашли очень печальные следы польского владычества. Храмы, иконы, мощи и другие святыни были поруганы. Однако в Успенском соборе совершены были литургия и молебны, в которых, несомненно, участвовал и архимандрит Дионисий.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

Опыт создания церковного краеведческого музея в православной гимназии. Учебная программа по краеведению для православной гимназии 23. Святославский Алексей Владимирович Опыт проведения экскурсии по теме “Православная Москва” 24. Легачина Людмила Алексеевна, преподаватель краеведения в школе   Воронеж, руководитель экскурсионной службы при епархиальном духовно-просветительском центре во имя свв.равноапп.Мефодия и Кирилла Опыт разработки школьной программы по духовному краеведению. Организация школьных экскурсий по святыням   Воронежа и Воронежской епархии для государственных школ 25. Волков Ярослав Викторович, сотрудник Отдела религиозного образования Ярославской епархии Судьбы священнослужителей  по архивным документам Председатель: Журавлев Владимир Константинович Куратор: Чистякова Галина Васильевна Время работы: 26 января с 10 часов Место проведения: Кремль (вход через Боровицкие ворота), Оружейная палата,  конференц-зал музеев Московского Кремля Проезд: м.Боровицкая, Библиотека Ленина СЕКЦИЯ: СЛОВО КАК ОСНОВА ОБРАЗОВАНИЯ. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ СОБРАНИЕ ОБЩЕСТВА РЕВНИТЕЛЕЙ СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫКА 1. Журавлев Владимир Константинович, д.ф.н., профессор В начале было Слово . Слово в образовании и воспитании русского человека 1. Миронова Татьяна Леонидовна, д.ф.н., зав. Отделом рукописей Государственной библиотеки О промыслительности гонения на славянскую книжность в Моравии (конец IX в.) 2. Копорская Елена Сергеевна, д.ф.н., профессор, Институт русского языка Взаимодействие лексико-семантических систем церковнославянского и русского языка в процессе формирования русского литературного языка 3. Скворцов Лев Иванович, д.ф.н., профессор, проректор по научной работе Литературного института Славянская традиция в текстах художественной литературы 4. Ширяев Евгений  Николаевич, д.ф.н., профессор, зав.сектором «Культура речи» Институт  русского языка Дискуссия или брань 5. Денисов Петр Николаевич, д.ф.н., профессор МГУ Живое наследие славянского языка 6. Кривко Роман Николаевич, к.ф.н., доцент Московского педагогического университета, филологический факультет

http://pravoslavie.ru/sobytia/rc8/2.htm

Первая церковь в честь Богоявления Господня, построенная в монастыре, по-видимому, одновременно с его основанием, была деревянной. Известное летописное свидетельство о кончине 17 сентября 1374 г. последнего тысяцкого Москвы Василия Васильевича Протасьева-Вельяминова, который «преставяся в чернецех и в схиме; положен бысть у церкви Богоявления» с более поздним добавлением «в монастыре св. Богоявления», а вслед за ним Н. А. Скворцов относили к Троицкому подворью. Однако в 1988 г. им справедливо возразил В. П. Выголов, показавший на основании исследования С. Б. Веселовского, что здесь речь идет о Богоявленской церкви Богоявленского монастыря Китай-города, тесно связанного со всем родом Протасьевых-Вельяминовых и служившего их фамильным кладбищем. Тем не менее первое прямое летописное известие о Богоявленском монастыре в Кремле относится к 1460 г., когда «Сергиевские старцы поставили на своем дворе при игумене Вассиане Рыло каменную церковь Богоявления». Это свидетельство подтверждает более раннюю принадлежность этого места Троицкому Сергиеву монастырю – «на своем дворе», и существование предшествующей деревянной церкви Богоявления. Троицкий игумен Вассиан Рыло (1455–1466) впоследствии был ростовским архиепископом и крупным общественным деятелем времени Василия II Васильевича Темного и Ивана III Васильевича. В других летописях это свидетельство звучит несколько иначе. Под 6968 (1460) г. сообщается: «Того же лета поставлена на Москве церковь камена Богоявленье игуменом Троицким Сергеева монастыря». В этом же году, только несколько ранее, над Москвой пронесся сильнейший ураган, разметавший большинство деревянных и многие каменные постройки. Видимо, по этой причине разрушенная старая деревянная церковь Богоявления была построена уже в камне. Следующее летописное известие о монастыре относится к 4 апреля 1473 г., когда на пятой неделе Великого поста в Кремле случился пожар, начавшийся у великокняжеской церкви Рождества Богородицы, откуда огонь распространился по близлежащим дворам, уничтожил дотла митрополичий двор и достиг Богоявления Троицкого, уцелевшего от пожара. Митрополит Филипп, только что заложивший новый большой Успенский собор, был настолько потрясен этим пожаром, что тяжело заболел и просил великого князя Ивана III отпустить его на покой от святительского сана. Иван III, не желая отпускать митрополита далеко от себя, повелел перевести его в «близ ту сущий монастырь к Богоявлению на Троецкой двор», где тот и скончался 5 или 6 апреля того же года.

http://sobory.ru/article/?object=47551

Варлаам I, епископ Сарайский (Сарский) и Подонский По происхождению грек. Около 1300 года великий князь Даниил Александрович повелел епископу Варлааму освятить церковь на горах у Москвы – реки на месте, называемом Крутицы. Место это стало подворьем Сарских архиеерев, и они стали именоваться Крутицкими. Литература: Амвросий (Орнатский) , архиепископ. История Российской иерархии: в 6 ч. – М., 1807–1815, ч. 1. – С. 234. Скворцов H., священник. Московский Кремль//Русский архив. – 1893, кн. 3. – С. 33. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 39. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : В 3 том./Митр. Мануил (Лемешевский). - Москва : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. 1: Аарон-Иоаким II. - 2002. – 543 с. : портр. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 12, 19. Учреждение Архангелогородской епархии и ее архипастыри. – Архангельск, 1889. – С. 3. Прибавления к Творениям святых отцов в русском переводе. – М., 1844–1891, т. 32 (статья Мансветова И. «Как у нас правились книги» и др.) Материалы для истории раскола за первое время его существования: в 9 т./Изд. Н. И. Субботин . – М., 1874–1895, т. 4. Игнатий (Римский-Корсаков), митрополит. Житие и завещание праведного Иоакима//Древняя российская вивлиофика, содержащая в себе: собрание древностей российских, до истории, географии и генеалогии российских касающихся. – М., 1774. Т. 6. – С.111–139. Обозрение епархии преосвященным Ионафаном, епископом Ярославским и Ростовским. – Ярославль, 1881. – С. 6. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 576, 677, 671, 672. Московский некрополь: в 3 т. – СПб., 1907–1908, т. 1. – С. 508. Сборник любителей духовного чтения. – М., 1888. – С. 311. Православный собеседник. – Казань, 1866, январь. – С. 38. – 1867, ноябрь. – С. 193. Щегольков H. М. Исторические сведения о городе Арзамасе, собранные Николаем Щегольковым. – Арзамас, 1911. – С. 42. Русский паломник. – 1889, 34. – С. 401–402; 35. – С. 415–418. Душеполезное чтение. – 1897, 2. – С. 531. Странник. – СПб., 1872, февраль. – С. 89. Исторический вестник. – 1880, январь. – С. 21. – 1881, март. – С. 548–549; ноябрь. – С. 665–668. – 1885, октябрь. – С. 115. – 1886. т. 25. – С. 589. – 1890, октябрь. – С. 190. – 1895, апрель. – С. 544. – 1896, июль. – С. 82. Православный собеседник. – Казань, 1873, июль. – С. 336. Казанский митрополит Маркелл//Русский архив. – 1889, кн. 2. – С. 304. Скворцов H., священник. Московский Кремль//Русский архив. – 1893, кн. 3. – С. 15–17. Русский архив. – 1895, кн. 1, 4. – С. 530–531. – 1910, кн. 1. 3. – С. 423, 425–427; кн. 3, 9. – С. 8. Журнал Московской Патриархии. – 1944, 9. – С. 15.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

У Скворцова: ««Совенок Бьется на плече И никуда Идти не хочет. Крылатый маленький клубок С глазами, Круглыми от страха. Я понесу тебя с собой. Влезай И грейся под рубахой!» «Господь учит нас смотреть на птиц, как на образ спокойной беззаботности при отеческомпромышлении Божием о нас. " Взгляните на птице небесных, они ни сеют, ни жнут, ни собирают в житницу; и Отец ваш Небесный питает их " , говорит Господь (Мат.6:26 ). Нежному попечению птиц о своих птенцах уподобляется попечение Божие о своем народе (Исх.19:4 , Ис.31:5 )». У Скворцова: «И воробьи Галдят под крышею И в мае выведут птенцов»; «Лишь воробьи, Летая на реку, Из гнёзд кричали веселей»; «Наверное От чувств моих Вздохнул в гнезде Бессонный аист…» «Слова Спасителя: " ... лисицы имеют норы и птицы небесные гнезда; а Сын человеческий не имеет, где преклонить голову " (Мат.8:20 ), слова горькие и печальные, обращают наше внимание на «гнездо», «дом»». По Достоевскому, « Ведь надобно же, чтобы всякому человеку хоть куда-нибудь можно было пойти. Ибо бывает такое время, когда непременно надо хоть куда-нибудь да пойти!» Для поэта Скворцова гнездо там, где у птиц в гнезде птенцы: Она сидела, выгнув шею, Рябыми перьями блестя. И вдруг – огромный серый веер Раскрыла с треском у куста. Почувствовав чужую силу, Метались сойки – кто куда… Она ж коричневую спину Мне подставляла под удар. Шла по корням, ветрами стертым… Я вслед за ней, хотя и знал, Что эта смелая тетёрка Меня уводит от гнезда. Косила черным глазом властно: Иду за ней иль не иду?.. А вдруг я с батогом клыкастым Спешу к пушистому гнезду?! Потом взлетела и в осинник Вернулась, сделав два кольца… …А сколько их по всей России Не возвращается к птенцам! 1966 Или как много упрека и назидания содержится в следующих словах Господа: " Иерусалим, Иерусалим... сколько раз хотел Я собрать детей твоих, как птица собирает птенцов своих под крылья, и вы не захотели! " Все эти сюжеты есть в ранней поэзии Константина Скворцова. Соединяясь с образами деревьев, трав и цветов, птицы составляют образ того безопасного места, которок и олицетворяет дом, родную землю, Родину, которая есть самое безопасное и защищенное место на земле. Там стоит древо, под сенью которого можно укрыться и даже вить гнезда, откуда продолжится жизнь. Поэтому св. Иоанн Златоуст в одной из своих проповедей, сравнивает это дерево со Христом: «Он — Тот, на котором обитают птицы небесные, то есть пророки, апостолы и все избранные».

http://ruskline.ru/analitika/2024/04/12/...

В.М. Скворцов Голоса из среды мирян Открытые письма гр. Л.Н. Толстому по поводу его отлучения от Церкви 1-е письмо. Кто прав? Известный вам врач Апраксин Какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит? Или какой выкуп даст человек за душу свою ( Мк.8: 31, 37 )? Какая неожиданность постигла вас, граф! Вас, которого безбожная, зараженная ложными материалистическими идеями интеллигенция (дети, братья и сестры ваших героев баричей, которых вы верно оценили) превознесла до небес, которому собираются ставить после смерти памятник превыше всех памятников, чадолюбивая православная Церковь исключила из числа своих членов, заявила публично, что не желает иметь с вами никаких сношений впредь до вашего покаяния. За что же это? За то, что вы отреклись от благодати Божией, признаете Христа человеком, а не Богом, Церковь обманщицей, а все то, что она предлагает и проповедует, великой и далеко не невинной глупостью!.. За что превознесла вас интеллигенция? За то, что вы с великой художественностью проповедуете высшую нравственность, непротивление злу, за вашу жизнь и добрые дела. Кто же прав? Вы описали в лицах всю ложь человеческих отношений, но вы просмотрели, что вся эта ложь есть продукт маловерия и неверия, т. е. того, что вы проповедуете, и что на вере прежде всего зиждется увлекающая вас правда народная. Разве Корчагины и им подобные есть истинные члены Церкви Христовой? Разве не сделали их такими гордость, честолюбие, чревоугодие, блуд и прочее, что признается Церковью величайшими из пороков? Вы говорите: посмотрите, какие безнравственные эти люди; но зачем жить иначе, если Христос только великий человек и если нет воскресения и загробной жизни? Ведь великий для вас, а для меня более великий Будда, Магомет, или кто-либо из философов; и не все ли равно, как жить в этой кратковременной жизни, если все это окончится вечной смертью. Зачем я буду себя стеснять, подчинять каким-то принципам, которые выдумал какой-то Христос, и не все ли равно, если мои братья от этого тоже начнут делать гадости и даже погибнут; конечный удел всех одинаков.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/po-povod...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010