В 1992 г. Дэнни Йоргенсен разрабатывает понятие «эзотерической общности». Ученый берет за основание концепцию Кэмпбэлла и утверждает, что в границах культовой среды существует так называемая эзотерическая общность, под которой понимается свободная конфедерация индивидов и ассоциаций (культов), связанных посредством пересекающихся социальных сетей и личных отношений. Эзотерическая общность отделяется от культовой среды и всего остального общества чувством взаимной принадлежности отдельных ее «членов», которому не мешает многообразие порой противоречащих друг другу оккультных идей, ими разделяемых. В эзотерической общности не существует никаких формальных структур, ее объединяющих, и правил, предопределяющих, кто может быть ее «членом», а кто – нет. Тем не менее, ее «члены» достаточно четко могут провести границу между теми, кто к ним относится, а кто – нет 173 . Понятие эзотерической общности более чем обоснованно, т.к., вероятно, любой ученый, занимающийся полевыми исследованиями нетрадиционной религиозности, неоднократно сталкивался с членами такой эзотерической общности на территории своего города. Согласно наблюдениям автора, именно по каналам этой общности быстрее всего распространяется информация обо всех новинках культовой среды, аудиторных и клиентурных культов Беларуси. При этом информация о многих мероприятиях может даже не выходить «наружу» в виде рекламных листовок, но лишь распространяться через сети эзотерической общности. Количество социологических работ, занимающихся теоретическим анализом неинституализированных форм нетрадиционной религиозности значительно меньше, чем трудов, посвященных структурированным формам сектантства. Тем не менее, даже эти немногие исследования социологов религии, безусловно, внесли серьезный вклад в изучение нетрадиционной религиозности, и они сильнее всего интегрированы в общий корпус работ по сектоведению. Однако здесь нельзя не упомянуть еще как минимум два не менее, а, по убеждению автора, гораздо более сильных направления исследований того, что, с точки зрения сектоведения, однозначно можно отнести к аморфным и слабо институализированным формам сектантства.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

См., например: Краснова Татьяна. О педагогах невысокого уровня ; Мусвик Виктория. Да, господин министр. Как живут преподаватели «невысокого уровня» . См., например: Крупнов Ю. Заявление движения развития . См. обзор свидетельств: Неклюдов С. Гильотина как эффективное средство от мигрени: О разгроме высшего образования, а также обращение «О необходимости повышения базовых окладов профессорско-преподавательского состава, научных сотрудников и технического персонала государственных вузов» на сайте Общества научных работников . Поручение было дано Путиным еще в конце его премьерства; см., например: «Средняя зарплата преподавателя вуза составит 26 тыс. рублей с сентября» ; «Ректоры получили за зарплаты» . Уже после вступления в должность президента Владимир Путин поручил к 2016 г. поднять заработную плату преподавателям высшей школы «до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе» (Указ «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики», 7 мая 2012 г. ). К примеру, эта педнагрузка для российского профессора стандартно составляет 600 — 700 часов в учебном году, в то время как для польского — всего лишь 100. См.: Неклюдов С. Гильотина как эффективное средство от мигрени… Справедливости ради, надо уточнить, что для российского педагога в нагрузку засчитываются не только лекции и семинары (так называемые аудиторные часы), но и руководство курсовыми, дипломными и диссертационными работами, а для польского, насколько мне известно, нет. Но при таком соотношении часов сути дела это принципиально не меняет. Данные из выступления первого заместителя председателя Комитета по образованию Государственной думы Олега Смолина в эфире телепрограммы «Право голоса» 6 декабря 2012 г. По характеристике члена партии власти «Единая Россия» политолога, депутата Государственной думы Сергея Маркова, высшее образование в России испытывает «хроническое недофинансирование»: в процентном соотношении его материальное обеспечение в 2 раза меньше от ВВП, чем среднеевропейский уровень, и в 3 раза меньше, чем в лидирующих азиатских странах.

http://pravmir.ru/sumerki-prosveshheniya...

—374— их духовного ока, и они смотрели бы на мир Божий и людей совершенно по-христиански. На другой день после молебна начались занятия. Всюду опять закипела жизнь. Приятно смотреть на аудиторный коридор, полной молодежи, горячо обсуждающей первые, новые для них, слова высшего знания. Невольно в эти минуты воскресают пред тобою годы пребывания в Академии и часы оживления, в каком выходил некогда из аудиторий, делясь со своими товарищами первыми еще робкими пробуждениями самостоятельной мысли, горячо мечтая о новых горизонтах знания. Как хороша эта жизнь. Других таких счастливых дней в жизни больше не будет. Так говорят все единодушно, кто имел счастье учиться в стенах Академии. С началом лекций начали свою жизнь и деятельность и различные просветительные учреждения Академии. Внебогослужебные собеседования в минувшем году велись в Академии не с меньшим успехом, чем и в прежние годы. В великом деле «служения слова» принимали участие: все академическое духовенство, светские студенты-добровольцы, под непосредственным руководством самого Преосвященного Ректора Академии. Недостатка в усердствующих не только не было, но чувствовался еще и некоторый избыток духовных сил. Общий порядок собеседований остался прежний. Беседам обыкновенно предшествовала молитва . Служили молебны с акафистами и без акафистов. Во главе многочисленного академического собора духовных лиц большей частью находился сам Преосвященный Ректор. Народное пение процветало по-прежнему. Теперь народ свободно поет не только молебны, но и всенощные бдения, и литургии. На каждого новичка это массовое стройное пение, льющееся из полной груди, пение, проникнутое глубокой верой, сердечностью, производило сильное впечатление. В этом отношении любопытно отметить следующий случай. Кончилось собеседование. К Преосвященному стали по обыкновению подходить люди, чтобы принять от него благословение. Вдруг одна богомолка падает пред ним на колени. Она поклонилась ему до земли и стала наконец целовать ноги. Мы думали, что она хочет попросить у

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

769 , в то время как устав этой же организации свидетельствует о дате 2002 г. 770 . Причины этих расхождений могут быть самыми разными (ошибка исследователя, нежелание НРД открыто говорить о своей работе до официальной регистрации, простая неосведомленность членов НРД о реальном времени начала работы организации и т.д.), но они никакой особой роли не играют. В исследовании в качестве даты миграции и возникновения НРД принимался год начала их реальной деятельности, которую автор мог подтвердить ссылками на первоисточники, а не дата их регистрации либо открытой и официальной позиции самих НРД. С учетом того, что многие НРД за все время своего существования никогда и нигде в государственных органах Беларуси зарегистрированы не были, а также того, что для многих НРД отсутствие регистрации не является фактором, сколько-нибудь препятствующим их деятельности, дата регистрации учитывалась лишь в качестве одного из множества свидетельств начала работы. Впрочем, для целого ряда НРД год регистрации действительно совпадает с годом возникновения или создания филиала в Беларуси. • Выше уже отмечалось, что одно и то же НРД может быть структурировано по-разному в разных странах мира. Анализ материала подтвердил данное положение, выявив в некоторых случаях ряд отличий между типом структуры головного центра НРД и его филиала в Беларуси. В соответствии с этим деление НРД было проведено с учетом максимального развития структуры их головного центра, которого они только смогли достигнуть за время своего существования. При этом автор исходил из допущения, что после миграции на территорию Беларуси НРД будет прилагать все усилия для того, чтобы остаться в стране и максимально широко и успешно развернуть свою деятельность. Последнее в свою очередь приведет к наиболее полному воспроизводству структуры НРД (насколько это допускается установками самого НРД и ситуацией в Беларуси). При этом учитывается, что далеко не все НРД смогут развиться до уровня своих центров за рубежом. Так, некоторые известные секты и культы пребывают в настоящее время в Беларуси на уровне клиентурных или аудиторных культов и пока еще не достигли уровня их центров – сект и культов.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Без этого они останутся плодом фантазии отдельных авторов на сектантские и оккультные темы. Но сам факт актуальности свеженапечатанного номера очередной сектантской газеты предполагает, что с ним как минимум ознакомится какое-то количество людей. Это само по себе создает некоторое преимущество для распространения искусственно созданных сектантских идей перед иными, не актуализированными концепциями. Дополнительным фактором, влияющим на развитие «профессионального творчества» в этой области, является неприменимость к данной сфере понятия авторской идеи и авторских прав. Как совершенно верно заметила Фейт Вигзелл для гадательных книг, распространявшихся в России: «...Любой новый издатель, выходивший на рынок, попросту копировал продукцию своих конкурентов или использовал имевшееся под рукой более раннее издание. Гадательные тексты считались общей собственностью, их составители были анонимными . .. " 378 . С одной стороны, никто не будет пытаться предъявлять претензии на то, что та или иная модификация концепции порчи или сглаза, очередной репортаж о явлении Лох-Несского чудовища или НЛО является только его авторской идеей. С другой стороны, взаимный плагиат идей культовой среды является не просто нормой, но и важнейшим фактором поддержания этой отрасли на плаву. При этом авторы знают, что никакой ответственности за плоды своего творчества они нести не будут. Это повальное копирование оккультной литературы без опасений получения претензий в нарушении авторских прав является мощным стимулом для издателей воспроизводить многомиллионными тиражами материалы культовой среды общества, в том числе из изданий столетней давности. Процесс Г . Выше уже отмечалось, что секты, культы, клиентурные и аудиторные культы достаточно часто при возникновении заимствуют значительное количество идей культовой среды общества. Однако они также вносят весьма существенный вклад в процесс непрерывного ее поддержания и создания новых идей. Перенятые идеи трансформируются в учение НРД и дополняются новыми, порой весьма уникальными смысловыми конструкциями, лежащими в основе вероучения того или иного культа.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Согласно третьему подходу, культ рассматривается в качестве начальной фазы зарождения принципиально новой религии или идей, идущих в разрез с религиозными традициями доминирующей культуры (с традиционными религиями), где тип организации (жесткая или свободная), форма членства и дисциплина – представляются вторичными признаками. По определению американского социолога Г. Мелтона слово культ – «это бранный ярлык, использующийся для описания некоторых религиозных групп, находящихся вне основных направлений западной религии», 302 и он представляет собою «отчётливо альтернативную модель религиозного делания и приверженности перспективам веры, чем те, которые доминируют в культуре ... [культ] альтернативная религия». 303 Такого же мнения придерживаются М. Йингер, Р. Старк и У Бейнбридж, Д. Нельсон и Б. Джонсон. Третье определение культа считается наиболее приемлемым. Независимо от того, имеет ли группа свободную структуру или нет, главное, чтобы она создала новое вероучение, новую религию. Для групп, у которых нет фиксированного членства, Р. Старк и Бейнбридж 304 предлагают использовать термины аудиторные или публичные культы (audience cults) и клиентские культы (client cults), в зависимости от того, к кому они обращены. Аудиторные культы – это скорее направления, так как они не имеют формально фиксируемой организации. Их последователи выступают в роли потребителей вероучения культа через радио или книги и газеты, 305 почту, рекламу, кассеты для пропаганды эзотерических или оккультных идей. Типичным примером могут служить астрологические журналы. Клиентские культы устроены и работают по модели «пациент- терапевт», их деятельность охватывает такие области, как психологическая корректировка, контакты с умершими, предсказания будущего и т. п. К ним относят сайентологию, Трансцендентальную медитацию, хиромантию. Когда клиентские культы становятся крупными и организационно более прочными, то они могут эволюционировать в культовые движения; как пример приводят Церковь объединения (секта Муна) и Трансцендентальную медитацию. 306 Однако новизна религиозных идей или практик, по мнению Р. Старка и У Бейнбриджа, условна, поскольку такие сообщества представляют разные формы магии для достижения целей в нашем земном мире. И публичные, и клиентские культы по своей природе не подлинные религии, а квазирелигии, хотя они могут перерасти в настоящие религиозные культовые организации.

http://azbyka.ru/otechnik/Roman-Kon/vved...

Даже в годы войны занятия по специальности были не только аудиторными. Живой интерес вызывал музей железнодорожного транспорта в правом крыле Рижского вокзала. В своих воспоминаниях митрополит Питирим писал, что на этажах учебных корпусов постоянно вывешивались стенные газеты: общая – для всех факультетов и профильные – факультетские. Они «ярко отражали современность». Он вспоминал: «Составной частью нашей жизни был транспарант: «Железнодорожный транспорт – родной брат Красной армии " », 25 студенты с гордостью повторяли эти слова. Как «заповедное место» ему вспоминалась библиотека с ее старинным интерьером, очередью за учебниками и выпрашиванием «на денек» серьезных отраслевых изданий. Самым теплым местом в плохо отапливаемом институте были «чертежки» еще со старинными высокими столами-пюпитрами, липовыми досками. «Они носили следы чертежных листов, были залиты тушью, исколоты кнопками, что говорило об их необычайно долгом сроке службы обучению и науке. В этих «чертежках» мы делали первые задания как тест для будущего инженера... Требовалось быть внимательным и точным в миллиметрах, но в «чертежке» постоянно была атмосфера доброго студенческого юмора», – пишет в своих воспоминаниях митрополит Питирим. 26 Актовый зал, в восточной части которого прежде располагалась домовая церковь , был выбелен и закрашен, «никаких признаков храма не было видно». Президиум и кулисы располагались справа от входа. Священное место уничтоженного алтаря ничем не было занято. В актовом зале проводились общие собрания коллектива, встречи с гостями, концерты. Владыка рассказывал, что обычно этот зал был заполнен стульями, однако для особо популярного выступления студенты приносили на последние ряды столы из близлежащих аудиторий и создавали амфитеатр: первые ряды занимали стулья, затем – стулья на столах, затем – стол на стол, уже без стульев; сооружение было прочным, но спуск с последнего ряда – из-под потолка – граничил с риском. Митрополит Питирим отмечал, что быт был суров, питались они скудно. Столовая, правда, работала исправно, там можно было получить обед по продовольственной карточке. Ему запомнилось, что некоторые студенты предпочитали иметь при себе ломоть черного хлеба, который не очень отягощал карман: к вечеру он приобретал особые вкусовые качества.

http://azbyka.ru/otechnik/Pitirim_Nechae...

Наверное, каждый студент, который учился в то время в Московских духовных школах, помнит, как Алексей Иванович радовался тому, что его дочь вышла замуж за одного из студентов Академии. Этим студентом, между прочим, был мой однокашник. Это была, с одной стороны, как бы наивная, а с другой — весьма добрая, внутренняя, давно желанная радость от того, что теперь и он тоже входит в иерархическую семью Церкви. Спустя многие годы после того, как я окончил обучение в Московской духовной академии и уехал из Троице-Сергиевой Лавры, я неоднократно встречался с Алексеем Ивановичем. И эти встречи были похожи на встречи с близким, родным человеком. Он всегда находил те добрые слова, от которых на душе становилось тепло. Поэтому сегодня, когда исполняется сорок дней его преставления, усердно молюсь, чтобы Всемилостивый Господь простил ему все его согрешения вольные и невольные и даровал Царство Божие. Алексей Иванович всю свою жизнь стремился к Богу. Он всю свою жизнь стремился ко Христу. И потому верим и уповаем, что его душа пребывает в предвкушении райских блаженств и молит Бога, чтобы и каждый из нас прожил свою жизнь достойно, для того, чтобы унаследовать Вечное Царство Христово. Епископ Петергофский Силуан , ректор Санкт-Петербургской духовной академии: Образ настоящего человека церковного и человека ученого, соединения столь редко в нашей жизни встречаемого В Сретенской духовной семинарии были собраны созвездия замечательных преподавателей, ярких и неповторимых людей — настоящих верных рабов Божиих, сознательно вставших на путь служения Церкви через обучение ее будущих служителей. Одним из них был приснопоминаемый Алексей Иванович Сидоров, преподававший у меня курс патрологии. Лично мне очень нравилась методика проведения им аудиторных занятий — рассмотрение личностей святых отцов через многосложную и красочную призму исторических эпох, а также вызывает огромную благодарность его искусство прививания хорошего вкуса неокрепшим юношеским умам, в том числе и в выборе авторов и духовных произведений.

http://pravoslavie.ru/130002.html

Брестской епархией организована научно-практическая конференция, приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне 19 ноября 2019 г. 19:03 18 ноября 2019 года на базе Брестского государственного технического университета состоялась региональная научно-практическая конференция «Духовность. Молодежь. Отечество», приуроченная к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. Организаторами форума выступили Брестский государственный технический университет и Брестская епархия , сообщает епархиальный сайт . В состав президиума пленарного заседания вошли: архиепископ Брестский и Кобринский Иоанн , кандидат богословия, доцент; ректор БрГТУ, кандидат технических наук, доцент А.В. Драган; проректор по воспитательной работе БрГТУ, кандидат технических наук, доцент Н.П. Яловая. Членами организационного комитета конференции стали: председатель отдела Брестской епархии по религиозному образованию и катехизации протоиерей Евгений Лихота; начальник отдела воспитательной работы с молодежью, кандидат исторических наук, доцент кафедры гуманитарных наук БрГТУ В.В. Сушко; заведующий кафедрой гуманитарных наук БрГТУ, кандидат исторических наук, доцент Т.В. Лисовская; заведующий кафедрой белорусского и русского языков БрГТУ, кандидат филологических наук, доцент Н.Н. Борсук. Перед началом пленума к участникам конференции, среди которых были учащиеся Брестского государственного технического университета, Брестского государственного педагогического университета, Полесского государственного университета, а также духовенство Брестской и Пинской епархий, обратился архиепископ Иоанн с докладом на тему «Великая Победа сквозь призму времени». Ректор БрГТУ А.В. Драган также обратился к участникам конференции со словами приветствия и напутствия, пожелав успехов и плодотворной секционной работы. В рамках пленума и трех секций («Христианские ценности и молодежь», «Православная Церковь в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.», «Православные духовные ценности в культуре Беларуси») было представлено более 40 докладов, авторами которых выступили преподаватели брестских университетов, духовенство Брестской епархии и студенты. Доклады юных исследователей были посвящены храмовой православной архитектуре Беларуси, истории возникновения унии на территории Беларуси и борьбы с ней, историческим данным о подвиге Русской Православной Церкви, православного епископата и духовенства в годы Великой Отечественной войны. По окончании секционных заседаний архиепископ Иоанн поблагодарил всех участников мероприятия за обстоятельные доклады и богатый материал исследований, выразив надежду на расширение формата подобных мероприятий в будущем и увеличение лекторского и аудиторного составов. Официальный сайт БПЦ /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

    Я желал научиться играть и на фисгармонии. У ме­ня были планы на будущее. Если бы я построил монас­тырь, то когда бы мы находились там и говорили бы разные поучения или говорили бы на какие-нибудь пре­красные темы, то брали бы фисгармонию и использова­ли бы ее для песнопений.   Но в музыкальной школе не было фисгармонии, и меня посадили за пианино. Тогда я научился играть на пианино, но больше любил фис­гармонию. Как только Бог все устроил! И что же вам сказать! В музыкальной школе меня полюбили и дали мне учительницу, которая была святейшим человеком. Однажды, когда я служил литургию, я взял заме­чательную большую просфору, которую мне принесли. И что могло быть самым лучшим подарком тогда, ког­да мы были под оккупацией и голодали? Я принес ее ей и с улыбкой говорю:     —  Мне принесли прекрасную просфору. —   Нет, нет, — отвечает она, — не могу, не могу, я не буду ее есть! —    Я прошу тебя, — настаиваю я. —    Нет, — говорит, — так нельзя.     И я смутился. Она дала мне урок игры на пиани­но, а в конце я признался ей, что огорчился. Тогда она, бедняжка, взяла просфору.     Но и я не желал ее огорчать своими занятиями. О чем я думал? Вечером после своей смиренной молитвы, прежде чем лечь спать, я ставил свои руки так, как буд­то сижу за пианино, и повторял урок: до, си, ля, соль, соль, соль, ми. Делал это мысленно. И так я готовил уроки. Зачем я это делал? Чтобы не огорчать свою учи­тельницу.   Этому я научился на Святой Горе. То есть я не могу огорчать другого, потому что с юного возраста научился послушанию. Так я совершал и ошибки в сво­ей жизни. То есть когда я вижу, что кто-нибудь огорча­ется, понуждает меня и просит, чтобы я сделал или ска­зал что-либо, я жалею его и делаю, даже если не хочу.       Я видел смерть, которая косила людей ежедневно. Я делился с больны­ми просфорами и всем, что мне приносили. Их душев­ная боль подталкивала меня к состраданию. Даром про­зорливости я видел глубины их душ. Я молился о тех, кто приходил ко мне и рассказывал о своей телесной бо­лезни. Это побуждало меня к изучению. Видя больной член тела, я хотел узнать его научное название и ту роль, которую играют все органы тела: печень, поджелудоч­ная железа и другие члены. Поэтому я купил книги по медицине, анатомии, физиологии и тому подобном, что­бы изучить это и быть информированным. Для лучшего образования некоторое время я посещал аудиторные за­нятия на медицинском факультете. Такая любознатель­ность у меня была ко всему. Я все хотел узнать во всей глубине и широте. Если я шел на какой-нибудь завод, я хотел узнать во всех подробностях о том, как он работа­ет. Если посещал музей, то часами интересовался скульптурой. Я вам расскажу один случай.

http://isihazm.ru/1/?id=790

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010