При этом они оба будут отличаться от какого-нибудь лжеученого, «открывшего» способ измерять биополе человека на приборном уровне (псевдонаучный клиентурный культ), или тренера самоучки, придумавшего новые способы путешествия по прошлым жизням посредством исполнения человеком определенного набора дыхательных или иных техник работы с организмом (псевдопсихологический клиентурный культ). Саморепрезентация отдельных астрологов (астрологические аудиторные культы) будет отличаться и от экстрасенсов или колдунов, организованных также по типу аудиторных культов. Можно предположить, что значимые отличия будут найдены по линии всех типов НРД, кроме культовой среды общества. То есть потенциально возможны 85 типажей основателей НРД. Конечно же, многие из них будут сильно похожи друг на друга, а для каких-то типов вообще невозможно будет выделить какие-то специфические особенности, отличающие их от других. Однако ввиду масштабности самой постановки вопроса он может быть разрешен только в рамках отдельного исследования, полностью посвященного харизме и лидерству в НРД. 6.7. Вопрос «новизны» в новых религиозных движениях В рамках данного исследования невозможно обойти стороной вопрос о том, в чем конкретно состоит новизна новых религиозных движений. Эта тема несколько отстоит от основного корпуса проблем и вопросов, связанных с анализом возникновения сект и культов. Гораздо большее значение проблема новизны НРД имеет в рамках анализа феномена сектантства в целом, а также при разработке понятийного аппарата сектоведения. Тем не менее, эта тема чаще всего ассоциируется именно с вопросом возникновения НРД и все же имеет к нему некоторое отношение. Бытует мнение о том, что тема «новизны НРД» в целом зародилась в рамках христианской богословской критики феномена сектантства, в процессе которой для эффективного обличения оппонента якобы нужно доказать «новизну» его идей по сравнению с уже имеющимся учением Церкви. Это мнение является неоправданным сужением проблематики апологетического дискурса, в рамках которого не столько изучается «новизна», сколько проводится критический сравнительный анализ учений, позволяющий установить в том числе и древность имеющихся искажений учения Церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

В рамках исследования были проанализированы материалы о возникновении и миграции 524 НРД (151 секта и культ, 342 клиентурных культа, 31 сектоподобная группа), действовавших в Беларуси, каждое из которых может иметь от одного до нескольких сотен филиалов в стране. Только для 272 НРД (72 секты и культа, 177 клиентурных культов и 23 сектоподобных группы) была найдена точная информация о времени и способе их появления в Беларуси. Таким образом, в исследовании был сделан акцент на анализе структурированных, сопоставимых друг с другом типов нетрадиционной религиозности: сект, культов, клиентурных культов. Малые группы, не развившиеся до уровня принятия уникального наименования, фиксации в той или иной форме своего вероучения и формирования каких-либо принципов организации внутренней дисциплины, во внимание не принимались. Кроме того, не учитывались аудиторные культы, культовая среда общества и внутрицерковное сектантство. Среди проанализированных материалов по степени частоты использования были представлены: а) материалы газет и журналов Беларуси, в которых преимущественно сами НРД рассказывали о начале своей деятельности в стране; б) общедоступные книги, брошюры, буклеты, листовки, газеты, журналы НРД; в) документы внутреннего пользования НРД: уставы, протоколы заседаний, отчеты о проделанной работе, официальная переписка и т.д.; г) материалы сети Интернет; д) письменные свидетельства бывших членов и руководителей НРД; е) аналитические материалы белорусских ученых о деятельности НРД в Беларуси. Специфика объекта и предмета исследования привела к возникновению ряда методологических сложностей и проблем. • При анализе документов выяснилось, что достаточно часто дата начала деятельности того или иного НРД на территории Беларуси не совпадает либо с датой его официальной регистрации, либо с датой официально декларируемого самим НРД (либо иными исследователями) времени его создания. При этом разница может составлять несколько лет. Так, например, объединение «Гармония» в своем рекламном буклете заявляет о том, что оно было основано в Беларуси в 2004 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Более того, мы не можем операционализировать, и просчитать степень влияния мигрировавших идей культовой среды на возникновение НРД. То есть важнейший аспект данной темы просто ускользает от точной его фиксации в рамках данной работы. Тем не менее, с учетом всех этих важных ограничений, в достаточном для более или менее адекватного анализа приближении полученная картина все же будет отвечать действительности. Для достижения максимально возможной в этом контексте степени надежности результатов мы вновь обратимся к анализу генеральной совокупности НРД Беларуси из 953 групп, включая аудиторные культы 788 . В результате 61,1% возникших в Беларуси НРД можно отнести к аудиторным культам, 29,4% – к клиентурным культам, 4,3% – к сектоподобным группам и 4,2% – к сектам и культам. По мнению автора, данное соотношение возникающих НРД с отклонением в +/– 3–5% для каждого типа, будет характерно для всех стран бывшего СССР и для значительного числа стран мира при условии стабильного протекания в них процесса воспроизводства нетрадиционной религиозности. При допущении отсутствия миграции на каждую секту и культ в Беларуси приходится около 7 клиентурных и 14 аудиторных культов. Принципиально иное соотношение получается при учете миграции НРД: общее число НРД значительно вырастает, при этом доля высоко- и среднеструктуриро ванных форм нетрадиционной религиозности увеличивается, а доля слабоструктурированных форм сектантства уменьшается. Так, в три раза вырастает доля сект и культов – с 4,2% до 15,8%. До 35,9% увеличивается количество клиентурных культов. Доля аудиторных культов падает с 61,1% до 45 % и сектоподобных групп – с 4,3% до 3,3%. В итоге на каждую секту и культ приходится 2,3 клиентурных и 2,8 аудиторных культа. Анализ содержательной составляющей влияния миграции также проводился путем простого «вычитания» мигрировавших НРД с последующим сравнением ситуации «до» и «после», опять же для генеральной совокупности. Результаты показали, что в Беларуси возникает всего 15 типов НРД по содержанию (не возникали вообще группы движения нового мышления и коммерческие культы). При этом 5 типов представлено 3 и меньшим количеством групп (политические, псевдохристианские, синкретические, утопические и сатанинские НРД), что составляет 1,4% от общего количества созданных в стране НРД. Еще 4 типа НРД (псевдонаучные, псевдопсихологические, спиритические и языческие) представлены от 6 до 8 групп и составляют всего 4,7% НРД. То есть 9 из 15 типов представлены в стране крайне слабо и составляют всего 6,1% от всех возникших в Беларуси НРД. Оставшиеся 6 типов охватывают 93,9% от общего числа созданных в Беларуси НРД. Примечательно, что 4 из 6 типов представлены близкими по своему содержанию организациями – астрологическими, оккультно-мистическими, уфологическими и целительскими группами – и вместе составляют 93% НРД. Доля оставшихся христианских (3,9%) и восточных (3,1%) НРД вместе равняется всего 7%.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

Стр. 39 об. Тоже. Стр. 40 об. Тоже и просмотреть примечание. Стр. 45 об. Стихи, мне кажется, нельзя назвать трёхстишием, если написать их, как следует, они составят только двустишие. В промежуточных словах нет ни смысла, ни метра. Стр. 46 об. Sic. Я опять поверил слова рукописью. Стр. 64. Проповедь Афанасия можно сократить если угодно. Стр. 86. «Пословица». Стр. 90 обор. …, думаю не должно. Стр. 98 об. учители, действительно, доучивались в Сергиевом Посаде! Стр. 105. Первый период идет до 1462 года. Во все это время слово и дело было. о. Ректор желает, чтобы историю Семинарии Вы представили Владыке. Если Вы найдете это нужным представьте, впрочем, присоединив прошение, чтобы Владыка не задержал рукописи. о. Ректор желает еще, чтобы сокращена была статья о яствах. Предоставляю сие Вашему распоряжению. Простите, что дерзаю беспокоить Вас и похищать у Вас драгоценное время. Меня ободряет надежда на Ваше доброе расположение к искренно уважающему Вас С. Смирнову ». 5 дек. 1861 . В конце письма А. В-ч карандашом приписал: «а) Замечания о Богословии Афанасия надлежало бы поверить с книгой в руках, а не наобум исправлять. Первого не сделали. За второе не осмелился я приняться. б) § 101 осталось необъясненным: не писали о поступивших в 1775 г. в Моск. университет, что «они определены по аудиторно российской и латинской логике». —413— Что такое это?». Стрн. 228. Пропущено письмо от 22 дек.: «Слава Богу! Сестра пишет из Москвы, что она успела обменять билетов на 1.800 руб. и отсылает деньги в Болхов». Стрн. 238 14 и 8 и 2 : … «позвал к себе Миропольского – ий, – им». Стрн. 239 11 : … «позвал Акоронко»: 239 15 Славского и 239 9 – Ольтова. Стрн. 240 16 нужно читать: Николай Лебедев, а в 4-й строке снизу: Кудрявцев. Стрн. 241 12 : «исключая Геликонского». Стрн. 242 5 в скобах: Фортинский стрк. 15 св. – Славский. Стрнц. 243 11 – Акоронко и Добродеев. Стрнц. 245 14 – Касицын. Стрнц. 250. Письмо 3 авг. 1865 г. имеет такое окончание: «Из кого его [Учебн. Комит.] составить? Наши Академии так удалены друг от друга и от СПБ., что необходимо ограничиться только СПБ духовенством. Жалованья дать большого не от чего, а пособия тысячи в полторы одного – для содержания каждого было бы недостаточно.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

RELIGARE («РЕЛИГИЯ и СМИ») , religare.ru постоянный URL текста: http://www.religare.ru/2_66316.html 25 июня 2009 Протоиерей Димитрий Смирнов Проекты образовательного стандарта требуют нашего обсуждения! Заявление для средств массовой информации Источник:  http://www.rusk.ru/st.php?idar=114318 Русская линия Как педагог с 30-летним стажем, считаю необходимым принять участие в обсуждении проектов федерального государственного образовательного стандарта начального общего (т.е. школьного) образования. Прежде всего, важно отметить, что выделение на обсуждение свыше 700 страниц сложнейших технико-педагогических и юридико-образовательных текстов 3 проектов стандарта всего лишь 14 дней является чудачеством и не позволяет обеспечить их нормальное обсуждение, то есть является препятствием такому обсуждению. По моему мнению и мнению многочисленных коллег, проект группы А.И.Адамского, известного своей ненавистью к православным и разрушительными для системы образования фантазиями оккультно-религиозного и просто болезненного характера, и крайне слабо подготовленный екатеринбургский проект, разработанный человеком (А.В.Меренковым), прославившим себя активной защитой центра " Холис " , пропагандировавшего среди детей педофилию и детскую проституцию, наркоманию и оккультизм, должны быть отвергнуты и забыты. Но и в проекте группы А.М. Кондакова, А.А. Кузнецова и Л.П. Кезиной нас категорически не устраивает реальное отсутствие (несмотря на заявления разработчиков) части основной образовательной программы, формируемой участниками образовательного процесса и относимой в проекте стандарта к урочной деятельности, осуществляемой в первой половине учебного дня в рамках предельно допустимой аудиторной учебной нагрузки. Именно в рамках такой (отсутствующей в данном проекте) только и возможно реализовать курс изучения православной культуры на основе добровольности выбора (с альтернативными курсами иной религиозной культуры или курса нерелигиозной этики для детей из семей неверующих). Именно такой подход был предложен Русской Православной Церковью в Концепции включения в новое поколение государственных стандартов общего среднего образования учебного предмета " Православная культура " в составе новой образовательной области учебного плана " Духовно-нравственная культура " .

http://religare.ru/2_66316_1_21.html

Базовый механизм, отвечающий за процесс непрерывного воспроизводства сектантства в обществе, должен быть прост, нагляден и иметь настолько общий характер, чтобы, с одной стороны, гармонично вписываться в исторический контекст разных стран мира, а с другой – оставлять пространство для влияния этого контекста на формирование индивидуального портрета нетрадиционной религиозности. Иначе говоря, он должен равно успешно работать в древней Месопотамии, среди туземных племен Австралии и в современных мегаполисах, а слагающие его ключевые элементы должны присутствовать в любом обществе. В основании механизма непрерывного воспроизводства нетрадиционной религиозности лежит одна из разновидностей ее взаимодействия с окружающим обществом. Основными элементами такого взаимодействия являются: 1) несектантские идеи в обществе; 2) культовая среда общества; 3) структурированные формы сектантства. Основные процессы такого взаимодействия включают в себя: 1) изменение в обществе «общего объема несектантских идей» под влиянием формирования новых идей культовой среды общества; 2) появление структурированных форм сектантства под влиянием культовой среды общества; 3) изменение в обществе «общего объема несектантских идей» под влиянием структурированных форм сектантства. Беглый взгляд на выделенные элементы показывает, как изменение темы, целей и задач исследования повлияло на изменение или перегруппировку вычленяемых ключевых элементов системы 369 . Разберем подробно выделенные элементы и процессы системы воспроизводства нетрадиционной религиозности. 3.2. Основные элементы системы воспроизводства нетрадиционной религиозности Уже сама архитектура выделенного нами набора элементов позволяет выстроить простейшую иерархию значимости отдельных типов сектантства в системе воспроизводства нетрадиционной религиозности. Собственно говоря, все шесть описанных ранее типов НРД по структуре делятся в данном случае на две более или менее равные по значению группы. В первую входит культовая среда общества, а во вторую – все структурированные формы нетрадиционной религиозности (секты и культы, клиентурные и аудиторные культы, сектоподобные группы, внутрицерковное сектантство).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/netradit...

– Если посмотреть назад, что вам дала семинария? – Я отвечу на ваш вопрос как бы с другой стороны. Когда я поступил в семинарию, мне духовник сказал: «Ни с кем и ни в коем случае не пей алкоголь в семинарии». Я этого совета твердо держался, и всегда получалось так: ребята собираются, что-то там у них происходит. Я отказываюсь, на меня обижаются и потом обязательно это событие имеет какие-то последствия. Инспекция узнавала, ребят вызывали для объяснений, наказывали. А я, наверное, благодаря этому совету за все время обучения в семинарии не написал ни одной объяснительной. Если говорить о формировании каких-то принципов, то этого не было, ведь у нас есть единые христианские принципы, которых мы все стараемся придерживаться. Конечно, в семинарские годы я проходил через пробы и ошибки, какое-то смятение, а иногда и непонимание – в силу юного возраста. – А теперь обратимся к такой составляющей части вашей деятельности, как преподавание. Вы сейчас разрабатываете пособие по Священному Писанию Нового Завета. Как оно строится, каково его содержание? Что оно будет представлять из себя? И вообще, как вы представляете место преподаваемого вами предмета в Болонской системе, которая стала краеугольным камнем современной реформу духовного образования? – Насколько мне известно, будут увеличиваться время на самостоятельную работу студентов. А значит, должны сокращаться аудиторные часы – часы общения с преподавателями. Несомненно, что ребята должны научиться самостоятельно работать, писать, изучать, размышлять, читать разные источники. Но все-таки общение с преподавателем трудно переоценить. И еще: Болонская система создавалась для определенной ситуации. И будет не совсем хорошо, если мы будем применять ее не творчески. Из нее надо брать то, что нам действительно подходит. Что касается моего пособия, то я пока конкретно не ориентирую его на определенное количество часов. Просто я пишу такую книгу, какую мне самому бы захотелось прочитать и по какой бы я сам изучал Священное Писание. Но по окончании работы, конечно, буду что-то дорабатывать – в зависимости от конкретных программных рамок.

http://pravoslavie.ru/46263.html

Самыми близкими и нелживыми свидетелями той глубокой, но миру незримой, не умственной только, а вообще духовной работы почившего, как ученого труженика, которая лежала в основе записанной в послужной список его профессорской деятельности, были конечно совсем заслонявшие собою стены кабинета полки с книгами, каждая из которых может быть не раз от доски до доски была им перечитана и по местам помечена в длившиеся далеко за полночь осенние и зимние трудовые вечера; но кто возьмётся и осилит произвести выкладку и подсчет всем перечитанным страницам этих часто тяжеловесных фолиантов, бессонным ночам, проведенным в чтении их и тем напряжениям умственных и вообще духовных сил, которые потребны были для критического рассмотрения, обсуждения перечитанного и выводов из него!.. С другой стороны можно бы, кажется, произвести учет работе учителя по тем беседам его с своими учениками, в которых и выражается обыкновенно то добытое им в тиши кабинета духовное сокровище, которое и должно было просвещать слушателей; но кто подслушал все эти беседы, которые велись им не в аудиториях только пред целой толпой слушателей, а и в домашней обстановке наедине, в отдельности, если не с каждым, то со многими из слушателей и преимущественно такими, которые по указанию учителя и под его руководством и сами трудились в той же области „испытания писаний,» которое было предметом занятий учителя? Правда, некоторые из этих ученических работ (разумеются семестровые, кандидатские и магистерские диссертации слушателей почившего в Академии, которых в десять лет было конечно не мало 1 после появились и в печати; но что в этих работах принадлежит учителю и что ученику и все ли воспроизведенное учеником из указаний и советов учительских воспроизведено так, как обдуманно было учителем, кто подсчитает? Даже аудиторные чтения профессора разве во всей полноте воспроизводили те его мысли, соображения, выводы и положения, по исследуемому им вопросу, которые проходили чрез его сознание и были пло­дом его личных умственных работ и воспроизведенные в раздававшихся в аудиториях чтениях все ли доходили до слуха слушателей не всегда понятливых и внимательных? У кого из профессоров не бывало таких случаев, что чтение, на приготовление которого им потрачена была не одна бессонная ночь, в которое он, можно сказать, вложил душу свою и которое по достоинству своему стояло высоко-высоко даже пред самыми книжными источниками своими, не только не усвоялось слушателями, а и проходило мимо слуха их и даже, так сказать, не видело их? И всегда ли можно поставить такие случаи, мучительно конечно, отзывавшиеся на сердце учителя, в укор ему?..

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Solovev/...

– Началась моя преподавательская деятельность в вузе сразу же после окончания университета в Московском горном институте, затем после окончания аспирантуры я преподаю в Авиационном институте. У меня всегда были хорошие студенты. В Горном учились, как правило, люди, отслужившие в армии, поработавшие в шахте, узнавшие, почем фунт лиха стоит. Среди них были уроженцы Урала, Камчатки, Сахалина, Донбаса. Вся география Советского Союза… Все они очень хотели учиться. Я, всегда ощущая потребность поделиться тем, что знала сама, со своими студентами, организовывала экскурсии, поездки. И это нас объединяло, сплачивало. Кроме того, я была заместителем декана по работе с иностранными студентами, и мне приходилось часто посещать студенческое общежитие. Это обстоятельство, конечно, помогало тому, что складывались отношения добрые, неформальные, доверительные.Для меня было самым большим подарком, когда мои бывшие студенты присылали мне письма, просили переписать какие-то стихи, о которых мы говорили во время наших встреч. Такие отклики очень приятны, они как бесценная награда за преподавательский труд. А Московский авиационный институт стал своеобразным возвращением к моим истокам, потому что мое первое профессиональное образование – техник-конструктор по авиадвигателям. Но я убедилась, что «роман» с авиацией не для меня, что важнее всего понять, как мы живем, и тогда поступила на истфак Московского университета. МАИ – один из ведущих инженерно-технических вузов страны. Институт с большой историей, в 2010 году осенью он будет отмечать свое восьмидесятилетие. Когда я туда пришла работать, вуз переживал лучшие времена, так как на подъеме была наша авиация и ракетная техника. Студентами были, как правило, молодые люди, только что успешно окончившие школу. Другие в МАИ просто не шли: программа очень сложная. Студенты были отзывчивы к новому, тянулись к русской культуре. Потом грянули 90-е годы – очень сложное время, когда в стране СМИ создавали из Запада, из США безусловный фетиш. Потом эта шелуха стала отпадать, появился вполне критический взгляд на вещи. Первыми готовность к конструктивному диалогу изъявили студенты-математики. Помимо того, несколько изменился преподаваемый мною предмет: это уже была не история России, а культурология, история и теория культуры. И я уже с полным правом могла говорить в рамках аудиторных занятий о русской православной культуре.

http://pravoslavie.ru/30872.html

4 июня никому не известная преподаватель Массачусетского университета Меридит Локен написала в своем Твиттере: «Раса – не “один из подходов” к международным отношениям, на который можно потратить неделю аудиторного времени. Раса – неотъемлемая часть современной системы государств, дипломатии, конфликтов, торговли, глобального управления. Раса – ключ к пониманию того, как развивалась теория международных отношений и вытекающих политических рекомендаций» . В другой обстановке это довольно бессмысленное заявление, вероятно, осталось бы очередной попыткой недавнего студента создать общую теорию всего на свете на основе единственного известного ему принципа, но оно попало в струю. Через несколько дней в статье, опубликованной на сайте влиятельного журнала “ Foreign Policy ”, близкого к лево-либеральному истеблишменту, его поддержали известный международник, сотрудник Института Брукингса и бывший декан Школы международной службы Американского университета Джеймс Голдгейер и исполнительный директор Ассоциации профессиональных школ по международным отношениям Кармен Меззера. В программной статье «Как переосмыслить преподавание международных отношений» они, соглашаясь с Локен, заявили, что программы дисциплины теперь необходимо ориентировать на изучение, прежде всего, рас, хотя дополнить расовый вопрос можно и ещё некоторыми факторами, входящими в набор новой идеологии: изменением климата, растущим экономическим неравенством, искусственным интеллектом . 19 июня воодушевлённая Локен в соавторстве с аспирантом университета Южной Калифорнии Келебогиле Звобго опубликовала на том же сайте статью «Почему раса имеет значение в международных отношениях». В ней утверждалось, что «доминирование Запада» и «привилегии белых» пронизывают эту область знаний. Авторы представили новую, довольно безграмотную, но по нынешним временам политически корректную версию мировых событий. Утверждая, что «раса – не один из подходов к международным отношениям, это центральная организующая характеристика мировой политики», они высказали следующие мнения. Оказывается, «антияпонский расизм руководил и поддерживал участие США во Второй мировой войне», «широкие антиазиатские чувства повлияли на развитие и структурирование НАТО», «во время холодной войны расизм и антикоммунизм были неразрывно связаны со стратегией сдерживания, которая определяла подход Вашингтона к Африке, Азии, Центральной Америке, странам Карибского бассейна и Южной Америке». Сегодня, по их мнению, «раса формирует представления об угрозе и ответы на экстремизм, направленных против личности, внутри и вне “войны с террором”».

http://ruskline.ru/opp/2020/07/16/teoriy...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010