Михаил Вострышев " Москва православная. Все храмы и часовни " В 1833 году для Университета была приобретена усадьба Д. И. и А. И. Пашковых, расположенная на углу Моховой и Никитской улиц. Первоначально у Московского университета не было своей собственной домовой церкви, как и собственного здания, построенного специально для него. На первых порах он временно разместился в старинном здании Земского Приказа на Красной площади, где в ту пору находилась Главная аптека. Архитектор Д.Ухтомский наскоро обновил старую постройку для нужд Московского университета (теперь на этом месте - Исторический музей). Вскоре Московский университет получил в свое ведение усадьбы князей Волконского, Репнина и Борятинского на Моховой - там, где потом было выстроено его Главное здание по проекту Матвея Казакова. И приблизительно на том месте, где сейчас стоит здание Зоологического музея с огромной аркой соседнего Ботанического корпуса МГУ, в старину находилась древняя церковь св. Дионисия Ареопагита, построенная еще в 1519 году Алевизом Фрязиным. В ней были два придела, принадлежавшие Репниным, и князь Репнин завещал их вместе с церковной утварью Московскому университету. Университетская церковь св. Татианы, оставшаяся без крова, вновь открылась временно в 1817 году на втором этаже соседнего с университетом храма святого Георгия Победоносца на Красной горке. Храм этот, разрушенный большевиками, стоял на месте нынешнего дома на Моховой улице, построенного в 1934 году знаменитым архитектором И.В.Жолтовским как первый московский образец архитектуры " сталинского ампира " . В 1832 году император Николай I купил для Университета усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской улицами и построенную, возможно, самим Василием Баженовым (ныне это - Аудиторный корпус МГУ). Имя этого великого архитектора упоминается здесь неслучайно: Пашковы были родственниками того самого богача П.Е. Пашкова, сына денщика Петра Великого, для которого Баженов построил дворец на углу Моховой и Знаменки, известный как " Дом Пашкова " . В 1833-1836 годах архитектор Е. Д. Тюрин перестроил главный усадебный дом в Аудиторный корпус (так называемое «новое здание» Университета), левый флигель - в библиотеку, а манежную часть, где в 1805-1808 годах давала спектакли труппа сгоревшего Петровского театра - в Университетскую церковь. 12 сентября 1837 года митрополит Московский Филарет освятил домовую церковь Университета; первым настоятелем домовой церкви стал протоиерей Пётр Матвеевич Терновский,, где она действовала вплоть до 1918 года.

http://sobory.ru/article/?object=02389

Только в 1832 году император Николай I купил для университета соседнюю усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской, и построенную, возможно, самим Василием Баженовым. (Ныне этоАудиторный корпус МГУ). И в его левом флигеле в 1837 году открылась новая домовая церковь Московского университета, действующая там и ныне. (подробней см. нашу публикацию от 25 января с.г.) С того времени Георгиевская церковь опять стала обычной приходской. Только в ранние советские годы история вновь связала ее с судьбой Московского университета, когда его домовая церковь была закрыта большевиками почти сразу после революции. В январе 1920 года в Георгиевском храме тайком служили в Татьянин день, празднуя 165-летний юбилей Московского университета. Да и первые университетские богослужения после закрытия его собственной церкви вновь проводились в Георгиевском храме на Моховой. Однако революция обрекла этот храм на уничтожение. В апреле 1932 года Моссовет просил ВЦИК разрешения снести Георгиевскую церковь и на ее месте построить элитный жилой дом в новом архитектурном стиле. Разрешение было получено, и в 1934 году знаменитый архитектор И.В. Жолтовский построил на Моховой многоэтажный дом, ставший самым первым в Москве образцом архитектуры «сталинского ампира», тихо шедшей на смену революционному конструктивизму. И хотя этот новый стиль так прозвали на метком и остром московском народном языке, действительно, для декоративного оформления здания Жолтовский вновь использовал элементы классической ордерной архитектуры, от которой отказался еще сам теоретик конструктивизма Ле Корбюзье. Иногда вообще писали, что произведение Жолтовского построено в итальянском стиле «Палладио», однако чаще его называли сталинским ампиром и горько иронизировали – «Ам-пир во время чумы». Не случайным было это выражение – дом явно строился для высокопоставленной партийно-государственной элиты. Известный историк Москвы Сергей Романюк приводит данные о шлифованных деталях, о лепнине на потолке, о паркете без единого сучка, о полированных дверях и о комнате (алькове) для домработницы в каждой квартире этого «высеченного из камня памятника политике партии».

http://pravoslavie.ru/123.html

Эта первая университетская церковь сгорела вместе со всем зданием на Моховой в пожаре 1812 года. Ее настоятелю о.Ионе удалось спасти из храма только старинную церковную утварь - видимо, ту самую, подаренную Екатериной II. А в тот день, когда армия Наполеона покинула Москву, именно отец Иона первым из московских священников отслужил в стенах Страстного монастыря благодарственный молебен Христу Спасителю. За свои подвиги во время Отечественной войны он был позднее награжден наперсным крестом. Университетская церковь св. Татианы, оставшаяся без крова, вновь открылась временно в 1817 году на втором этаже соседнего с университетом храма святого Георгия Победоносца на Красной горке. Храм этот, разрушенный большевиками, стоял на месте нынешнего дома на Моховой улице, построенного в 1934 году знаменитым архитектором И.В.Жолтовским как первый московский образец архитектуры " сталинского ампира " . Именно здесь, в новоосвященном Татианинском приделе Георгиевского храма, студенты Московского университета присягали Великому князю Константину Павловичу, а потом его брату Николаю I в 1825 году. И здесь же в Татьянин день 1831 года совершилось торжественное богослужение после страшной эпидемии холеры в Москве. Только в 1832 году император Николай I купил для Университета усадьбу Пашковых на Моховой, расположенную между Воздвиженкой и Большой Никитской улицами и построенную, возможно, самим Василием Баженовым (ныне это - Аудиторный корпус МГУ). Имя этого великого архитектора упоминается здесь неслучайно: Пашковы были родственниками того самого богача П.Е. Пашкова, сына денщика Петра Великого, для которого Баженов построил дворец на углу Моховой и Знаменки, известный как " Дом Пашкова " . В усадьбе же на Моховой ее владельцы собирались давать балы и театральные представления. Однако поначалу в левом флигеле этой усадьбы, где сейчас располагается университетская церковь, был устроен конный манеж. А в 1806 году Пашковы сдали флигель в аренду казне для выступлений труппы бывшего Петровского театра Медокса, который перебрался сюда из сгоревшего здания на Театральной площади. И именно здесь, в скромном усадебном флигеле, возник московский Императорский театр, ставший колыбелью и родоначальником Большого и Малого театров.

http://pravoslavie.ru/271.html

Дом сразу стал символом Москвы. Однако его владелец пожил здесь сравнительно недолго. Разбитый параличом и вынужденный передвигаться в кресле, он умер, по разным данным, в 1790 или в 1800 году, не оставив потомства, но еще при жизни передал дом своему кузену Александру Ильичу Пашкову вместе с огромным долгом казне по откупным делам. Новый хозяин вполне мог погасить этот долг, поскольку был женат на Дарье Мясниковой, дочери богатейшего уральского промышленника. По прихоти жены он стал строить на Моховой новый «дом Пашкова»: усадьбу для балов и театральных представлений, которую ныне занимает Аудиторный корпус МГУ, а ее флигель – университетская Татианинская церковь. Занялись Пашковы и собственным приходским храмом. В самом конце XVIII века с разрешения епархиальных властей был разобран придел Сорока мучеников, и из его камня соорудили церковную ограду, которая сохранилась до наших дней. Однако новый хозяин, невзирая на близость храма, построил во дворе конюшни. Появилась очередная жалоба священника, что прихожанин А. Пашков «сделал при церкви безобразие». Чем закончилось дело, неизвестно, но Пашков вскоре умер, а нашествие Наполеона сгубило не только дворец, но и Никольский храм. Он был так разорен неприятельскими солдатами, что оказался на грани закрытия. Его некогда богатые прихожане Пашковы уже не имели денег даже на ремонт собственного дома. Храм кое-как восстановили, но свою самостоятельность он утратил: в 1813 году его приписали к Антипьевской церкви на Волхонке, потом – к Крестовоздвиженской церкви бывшего одноименного монастыря, тоже упраздненного после пожара 1812 года. От последствий наполеоновского нашествия Никольский храм не оправился до начала ХХ века. А за дом Пашкова вступилось государство: поскольку замок был гордостью первопрестольной, его восстановили на казенный счет, поручив работы Осипу Бове. И уже вскоре в этих стенах произошла еще одна знаменитая история. В 1818 году в Москву приехал прусский король Фридрих-Вильгельм III с сыновьями – отец будущей русской императрицы Александры Федоровны (жены Николая I). Он пожелал увидеть лучшую панораму Москвы и его повели на бельведер Пашкова дома. Выйдя на балкон и увидев город, еще не отстроенный после пожара, король опустился на колени, велев сделать то же самое сыновьям, поклонился Москве и воскликнул: «Вот она, наша спасительница!». Так он благодарил первопрестольную за спасение Европы от Наполеона и поклялся никогда не воевать с Россией. В память о том императорском поклоне в чугунную ограду дома была вмурована корона, а сам балкон получил именование «балкон трех императоров», поскольку оба сына тоже со временем взошли на престол: это были король Фридрих Buльreльм IV и император Buльreльм I. Художник Н. Матвеев изобразил эту историческую сцену на картине, которая, по преданию, одно время принадлежала цесаревичу Алексею Николаевичу, а теперь ее копия находится в Третьяковской галерее.

http://pravoslavie.ru/3852.html

С 90-х гг. XX в. зрело решение о воссоздании традиций преподавания истории Церкви в МГУ. Эта идея была поддержана ректором МГУ акад. Садовничим, деканом исторического фак-та чл.-кор. РАН С. П. Карповым и профессорами исторического фак-та МГУ. Решение было принято Ученым советом исторического фак-та осенью 2006 г. Кафедра истории Церкви исторического фак-та МГУ образована приказом ректора 7 февр. 2007 г. Заведует кафедрой д. и. н., проф. архим. Филипп (Симонов). Среди выпускников и обучавшихся в МГУ - священномученики Вячеслав Занков, Владимир Амбарцумов, Сергий Мечёв, Илия Громогласов , Василий (Росляков), Владимир Смирнов, Марк (Новосёлов), еп. Сергиевский, Борис Назаров, Петр Петриков, Илия Четверухин , Петр Зверев, архиеп. Воронежский, преподобномученики Владимир (Пищулин) , Феодор (О. П. Богоявленский), Серафим (Тьевар), мч. Леонид Сальков, исповедник иером. Никон (Беляев). К 2017 г. МГУ - крупнейший классический ун-т России, в к-ром учатся 38 150 чел., граждан РФ и иностранных граждан. В МГУ 43 фак-та, 15 научно-исследовательских ин-тов, ок. 750 лабораторий, отделов и кафедр. Действуют Медицинский научно-образовательный центр, 4 музея, Ботанический сад, Научный парк, филиалы в Севастополе, Ташкенте, Астане, Баку, Душанбе, Ереване. 130 стран из всех регионов мира сотрудничают с МГУ, ведущим научным центром страны; в его составе сформировались крупные научные школы, здесь реализуется 228 основных образовательных программ высшего образования, в т. ч. 139 программ на основе собственных образовательных стандартов. Открыты Интеллектуальный центр - Фундаментальная б-ка, Медицинский научно-образовательный центр, Шуваловский и Ломоносовский корпуса. Общая численность научно-педагогических работников МГУ - ок. 10 тыс. чел., в т. ч. более 5 тыс. профессоров и преподавателей и более 4 тыс. научных работников; 11 нобелевских лауреатов являются выпускниками или профессорами МГУ: А. А. Абрикосов, В. Л. Гинзбург, М. С. Горбачёв, П. Л. Капица, Л. Д. Ландау, Б. Л. Пастернак, А. М. Прохоров, А. Д. Сахаров, Н. Н. Семёнов, И. Е. Тамм, И. М. Франк. Попечительский совет МГУ возглавляет Президент РФ В. В. Путин.

http://pravenc.ru/text/2564224.html

В 1993 году группа профессоров обратилась к ректору МГУ с предложением восстановить домовый университетский храм на его историческом месте. И вообще, как отмечалось, не мешало бы празднование Дня Татьяны начинать, как в былые времена, молебном в университетской Татьянинской церкви и не сводить его, как в последние годы, только к торжественному концерту на Воробьевых горах, молодежным гуляньям и грандиозной студенческой пьянке, но дать этому празднику несколько иное направление. Ученый совет МГУ одобрил инициативу профессорско-препода­ва­тельского состава и 20 декабря 1993 года постановил: “Восстановить в прежнем виде архитектурный памятник — здание Московского университета по ул. Герцена, 1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета…”. Студенческому театру приказом ректора МГУ В. А. Садовничего от 17 марта 1994 года выделялись другие помещения: в главном здании МГУ на Воробьевых горах и в старом здании на Моховой. 27 апреля 1994 года по согласованию с ректором МГУ указом Патриарха Алексия II в бывшем храме святой мученицы Татианы учреждено Патриаршее подворье. Исполняющим обязанности настоятеля возрождаемого университетского храма назначается священник Максим Козлов, выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ, доцент Московской Духовной Академии. До начала богослужений в Татьянинской церкви отец Максим служил в Казанском соборе на Красной площади. Именно там собираются первые прихожане будущего храма, появляются первые студенты и преподаватели — ядро православной университетской общины. Итак, начало возрождению храма святой Татианы, казалось бы, положено. И началось восстановление? — Нет! Началось… Противостояние Дальнейшие события, связанные с открытием Татьянинской церкви, все более принимали детективный характер… Как оказалось, решение Ученого совета МГУ пришлось по вкусу не всем. И прежде всего руководству Студенческого театра — Е. И. Славутину и его супруге. Основная масса студентов МГУ учится сейчас на Воробьевых горах и, казалось бы, Студенческому театру логичнее всего было бы переехать поближе к студентам, в главном здании МГУ. Но не так-то все было просто. Сразу нашлось множество “причин”, по которым Студенческий театр никак не может и не должен переезжать на другое место. По словам руководства театра, выделенные ректоратом помещения не до конца отремонтированы и вообще “непригодны”. И вообще, Студенческий театр останется на прежнем месте, по ул. Герцена, дом 1 — и точка!

http://pravmir.ru/hram-ostavlennyiy-vse-...

Москва. Домовая церковь Татианы при Московском университете. Татианы при новом университете Карта и ближайшие объекты Храм находится в бывшем театральном флигеле городской усадьбы конца XVIII в., принадлежавшей роду Пашковых. В нач. 1830-х гг. усадьба была приобретена университетом и перестроена (архит. Е.Д. Тюрин). Храм был освящен в 1837 г. свт. Филаретом, митр. Московским. Интерьер храма украшали скульптуры работы И.П. Витали. В июле 1919 г. храм был закрыт, вскоре появляется приказ ликвидировать интерьер церкви. В помещении храма устраивается читальный зал юрфака, на фронтоне вместо прежней надписи «Свет Христов просвещает всех» выбивается лозунг «Наука — трудящимся»; правда, потом и его снимут. В 1922 г., в пятую годовщину октябрьской революции, в университетской церкви открывают клуб. 6 мая 1958 года в здании бывшего храма открывается Студенческий театр МГУ. 25 января 1991 г. в храмовых стенах, но все еще в помещении Студенческого театра, впервые после долгих десятилетий тотального атеизма отслужил молебен святой Татиане Святейший Патриарх Алексий. В 1992 г., выступая в МГУ в присутствии ректора В.А. Садовничего и мэра Москвы Ю.М. Лужкова Святейший Патриарх выразил пожелание возродить университетский храм. В 1993 г. группа профессоров обратилась к ректору МГУ с предложением восстановить домовый университетский храм на его историческом месте. Ученый совет МГУ одобрил инициативу профессорско-преподавательского состава и 20 декабря 1993 г. постановил: «Восстановить в прежнем виде архитектурный памятник — здание Московского университета по ул. Герцена, 1. Воссоздать в этом здании православную домовую церковь Московского университета…». Студенческому театру приказом ректора МГУ В.А. Садовничего от 17 марта 1994 г. выделялись другие помещения: в главном здании МГУ на Воробьевых горах и в старом здании на Моховой. 27 апреля 1994 гг. по согласованию с ректором МГУ указом Патриарха Алексия II в бывшем храме святой мученицы Татианы учреждено Патриаршее подворье. Исполняющим обязанности настоятеля возрождаемого университетского храма назначается священник Максим Козлов, выпускник кафедры классической филологии филологического факультета МГУ, доцент Московской духовной академии. За 10 лет существования храма восстанавливается прежний облик церкви — воссозданы надпись и крест на фронтоне храма, воссозданы хоры и центральный вход в верхний храм, ведется восстановление росписей и лепнины.

http://sobory.ru/article/?object=02389

Второй корпус двухэтажный, устроенный схиигумениеи Марией; третий также двухэтажный громадный корпус с келлиями для сестер, т. н. " Казенный " . Между этими тремя корпусами имеются небольшия пространства, замененныя высокою каменною оградою. От северо-восточнаго угла, с круглою башнею, стена идет по направлению к югу с воротами, от которых начинается одноэтажный каменный корпус монахини Александры Протасовой , и далее большой двухэтажный каменный корпус, посредине котораго устроена больничная Покровская церковь. Как корпус, так и церковь построены на средства княжны схимонахини Параскевы Хованской. Корпус приспособлен для помещения престарелых и больных сестер, где пользуются оне тщательным уходом за ними и медицинскою помощию. От Покровской церкви далее идет опять каменная ограда с воротами и поворот по направлению к западу. На этой южной стене ограды устроены погреба с ледниками, далее двухэтажный корпус для помещения скотниц и прачек и затем помещения для хлебной, также с жилыми помещениями. От юга-западнаго угла идет высокая каменная ограда с проездными воротами и оканчивается к святым воротам второй Деревянной одноэтажной гостиницей, которая с наружной стороны обложена кирпичом и отштукатурена. Здания, находящаяся внутри монастыря Против летняго Воскресенскаго собора на северной стороне величественный настоятельский двухэтажный деревянный корпус, устроенный игуменией Нилой (1884-1895). 2. По одной линии с настоятельским корпусом второй двухэтажный деревянный большой корпус, в коем в верхнем этаже помещается живописная мастерская, а в нижнем - келлии для сестер. 4. Рядом с ним такой же деревянный двухэтажный корпус, в верхнем этаже котораго помещается портная мастерская и рукодельная, оба эти корпуса выстроены игуменией Арсенией Корчагиной. 5. Далее деревянный двухэтажный корпус, в котором сапожная мастерская, устроенный при Игумений Андриане (1904-1910). 6. Корпус двухэтажный деревянный квасной с жилым помещением в верхнем этаже. 7. Двухэтажный деревянный корпус, в верхнем этаже котораго помещается вторая портная мастерская и рухлядная, внизу помещение для сестер.

http://sobory.ru/article/?object=04074

— Говорят, при МГУ построят новый храм по программе, но не все студенты этим довольны. — Расписанием и ценой за обучение тоже не все довольны, наверное. Уже после того, как мы объявили о намерении построить этот храм, я видел новости, что студенты собирали подписи за строительство церкви «макаронного бога». Студенчеству привычны всякие -измы: максимализм, нигилизм. Я это расцениваю скорее как не слишком удачную шутку или троллинг. Что же кается строительства программного храма на территории МГУ, это инициатива прихода. Кстати, еще в 2000 году к ректору МГУ Виктору Антоновичу Садовничему с просьбой о строительстве храма обратились свыше 2000 сотрудников МГУ. А сегодня только благодаря существованию «Программы-200» такое строительство стало возможным. Оно начнется в 2021 году. Нужно учитывать, что МГУэто крупнейшее в России высшее учебное заведение, которому в этом году исполнилось 265 лет. Сегодня общая численность студентов и профессорско-преподавательского состава — свыше 49 тысяч человек. Университет развивается, строятся новые корпуса, в этом году построен новый корпус общежития. Понятно, что храмовый комплекс будет востребован. Да и возводится он с учетом перспективных изменений самого крупного образовательного кластера, каким является МГУ. Новый храм равноапостольных Кирилла и Мефодия на проспекте Вернадского будет 46 метров в высоту и рассчитан на 1000 человек. Он будет многоглавым с шатровой колокольней. В подземных этажах разместятся приходские помещения и духовный центр МГУ. Цокольный этаж и парадные лестницы строители облицуют гранитом, стены выложат полнотелым облицовочным кирпичом и декоративными элементами из фибробетона, а фасад украсят мозаичными панно. Элементы куполов, шатров и кресты будут выполнены из листов нитрита титана под золото. Замечу, наша программа возрождает традицию строительства храмов при ведомствах и высших учебных заведениях. В Москве за десять лет реализации «Программы-200» возведено и восстановлено несколько университетских храмов. Есть яркие примеры: восстановлен Князь-Владимирский храм при Свято-Тихоновском университете в Лиховом переулке, возведены храм Александра Невского при МГИМО и храм Иверской иконы Божией Матери при Академии ФСБ на Мичуринском проспекте, восстановлен храм в честь иконы Божией Матери «Взыскание погибших» при РЭУ имени Плеханова в Стремянном переулке. Возведены или восстановлены ряд ведомственных храмов — храм Смоленской иконы Божией Матери в Фили-Давыдково, который стал главным храмом МЧС России, храм Николая Мирликийского на улице Лодочной стал главным храмом столичных речников. Восстановлены храм Преображения Господня на Преображенской площади (главный храм Сухопутных сил России), храм Благовещения Пресвятой Богородицы в Сокольниках (главный храм Воздушно-десантных войск), построен храм Федора Ушакова в Южном Бутове (главный храм сотрудников Службы внешней разведки России, погибших при исполнении своего воинского долга). И это лишь некоторые примеры.

http://patriarchia.ru/db/text/5738751.ht...

1) Троицкий собор. 2) Храм Иверской Божией Матери. 3) Успенский больничный храм, при оном больница, богадельня и аптека. 4) Колокольня, книжная, иконная лавка и привратный корпус. 5) Трапезный корпус с трапезною, кухнею и хлебопекарнею в нижнем этаже и мастерскими: иконописною, чеканною, золотошвейною, ризошвейною и кельями для сестер в верхнем. 6) Игуменский корпус. 7) Певческий корпус. 8) Корпус с мастерскою свечного завода в нижнем этаж и кельями для сестер в верхнем. 9) Корпус с помещением рухольной, просфорной и кельями для сестер. 10) Корпус с мастерскими: переплетной, цветочной, башмачной, портновской и кельями для сестер. 11) Прачечный корпус и баня при нем. Корпуса под 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26 и 27 кельи для сестер. 28) Кладбище и часовня при нем. 29) Квасоварня и погребная. 30) Кладовые. 31, 32 и 33) дровяные сараи. 34, 35, 36 и 37) монастырские гостиницы. 38) Конный двор и дом для рабочих. 39) Монастырский корпус. 40) Привратный корпус. 41 и 42) дома священнослужителей. 43) Странноприимная. 44) Домик старца-строителя обители о. Варнавы. 45) Скотный двор и корпус с кельями для сестер. 46) Монастырские огороды с оранжереей и корпус с кельями для сестер в верхнем этаже и подвалами для хранения овощей в нижнем. Виртуальная Выкса, http://wyksa.ru/ Выксунский Иверский женский монастырь основан в 1863 году преподобным Варнавой Гефсиманским. Обитель началась с богадельни, правительницей которой признавалась и в течение десяти лет управляла одна из первых двенадцати насельниц – Неонилла Честнова. Местность, избранная старцем, издавна почиталась в народе святою. Предание говорит, что здесь в ночное время многократно раздавался колокольный звон и были видимы горящие свечи. Иверский монастырь процветал и славился своим благолепием по всей Руси, привлекая толпы паломников. Три монастырские святыни были особо почитаемы: Иверская икона Божией Матери, металлическая гробничка с частицами мощей святых угодников «числом до 100», купель и статуя Плачущего Христа (сейчас находится в Христорождественской церкви).

http://sobory.ru/article/?object=08837

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010