О.Д. Лада Скачать epub pdf Хоровое церковное пение и «театральность» в его исполнении. И. Гарднер В одной из моих статей, наряду с «церковностью, «молитвенностью» и «модернизмом» в нашем церковном пении было упомянута и «театральность» и указывалось, что все эти выражения очень неопределенны и понимаются по-разному. До минувшей войны, а особенно в России до революции, выражение «театральность», по отношению к исполнению церковного пения, было очень ходким. Теперь, кажется, оно стало более редким. Но редкость его употребления не означает, что этот признак более не применим к исполнению богослужебного пения некоторыми хорами. Нет, он продолжает еще наблюдаться, только эту «театральность» многие перестали замечать или, вернее, воспринимать как «театральность»: стерлись, по-видимому, границы между «музыкой» и богослужебным пением. В России до революции эти границы все же многими чувствовались и сознавались. Их поддерживали общее благочестие, монастыри, с начала нашего столетия, медленно, но верно повышающееся музыкально-литургическое образование руководителей церковных хоров. Но теперь этих «пограничных стражей» больше не оказывается. Однако, было бы ошибочным думать, что и в России все обстояло идеально. Не раз приходилось слышать сетования серьезных знатоков и любителей церковного пения на то, что такой-то хор «поет чудесно, но театрально, не церковно». Особенно так говорили о сольном исполнении «Разбойника благоразумного», «Ныне отпущаеши», «Отче наш» оперными солистами. Помню еще отзыв одного весьма авторитетного, москвича-знатока, об исполнении «Разбойника» артистами Московского Большого театра (чуть ли не с Шаляпиным) с знаменитым хором храма Христа Спасителя (регент – В. М. Карпов): «Изумительно!.. Бесподобно! Но… знаете: что-то не то… Что-то постороннее слышится. Даже все настроение после Евангелий как рукой смыло. Театр – и все тут! А музыкально – безупречно. А вот, подите: иной раз что-то даже шокировало, а придраться решительно не к чему». Художественность исполнения высоко оценивалась, но в то же время констатировалась и «театральность» манеры, шедшая как-то вразрез с общим характером богослужения. А где же умели служить, как не в первопрестольной Москве!

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Об обетованном Мессии, Господе нашем Иисусе Христе Несть бο иного имене под небесем, даннаго в человецех, о нем же подобает спастися нам, кроме Иисуса Христа ( Деян.4:12 ). Более пяти тысяч пятисот лет люди, верующие с благоговением и нетерпением, ожидали Мессию – Искупителя и Спасителя, обещанного человечеству после грехопадения прародителей, который и явился в определенное Богом время. Велика была радость истинных Израильтян, когда они сподобились узреть Христа! Так, праведный Симеон, взявши на руки чаемого им Спасителя, воскликнул: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое» ( Лк.2:28 ). Радовались и многие другие, увидевши Христа: «мы нашли Мессию», говорил Апостол Андрей брату своему Симону ( Ин.1:41 ). И сколько было затем подобных голосов, когда Евангельская проповедь послышалась в мире и коснулась сердца людей. Число верующих в Господа Иисуса умножалось тогда с каждым днем. Но то ли теперь? Современные евреи, особенно ярые талмудисты, мало обращаются ко Христу, хотя ежедневно молят Господа о ниспослании им Мессии, не понимая, что тысяча восемьсот лет тому назад Он явился уже в мир и прежде всего к Израилю: во своя прииде и свои Его не прияша ( Ин.1:11 ). Не грустно ли это?! И как не пожалеть о заблуждении Израиля! Православный христианин нередко смущается безверием еврея и хочет ему в этом помочь, а еврей отворачивается от его доброго слова, а иногда прямо говорит: «ваш Христос не Мессия; если бы он был наш желанный Мессия, то мы не страдали бы так: Он совершил бы спасение Израиля, собрал бы нас от всех стран земли, ввел бы в Иерусалим, устроил бы там царство Израиля и Сам бы царствовал над нами, как сказано в священном писании ( 2Цар.7:16 . Иез.36:24 ). А ваш Христос сделал ли это? Христианин, нередко не знает, как нужно отвечать на это, а еврей остается в прежнем заблуждении. В виду сего и составлена эта маленькая книжка; цель ее – уяснить христианские истины и если не вразумить, то обличить заблуждающегося в вере еврея. Прими же ее благосклонно читатель христианин на пользу души и выступи, при удобном случае с ней, как Давид с пращею, против супостатов веры Христовой, которых теперь не мало, и не только среди евреев, но, к прискорбию, и между христианами; они заявляют громко и бесстыдно о своем безверии 1 и многих неопытных в вере христианской увлекают в погибель. Сражайся же верующий за веру Христову с кем бы то ни было – Иудеем или утратившим веру христианином. Помни заповедь христову: кто исповедует Меня пред людьми, исповедаю его и Я пред Отцом Моим Небесным ( Мф.10:32 ). Ο прообразах Иисуса Христа

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Одно из первых отпеваний, в котором мне пришлось участвовать еще в сане диакона, было отпевание нашего великого артиста и певца Федора Ивановича Шаляпина. Кто такой Ф. И. Шаляпин и каково его место в русской культуре, думаю, говорить не надо. О его жизни и творчестве было написано много книг и при его жизни, и после его смерти. Одной из лучших, написанных еще до революции, была книга моего дяди, Эдуарда Александровича Старка (Зигфрида). Франция. Отпевания. Федор Иванович Шаляпин († 12.04.1938) Одно из первых отпеваний, в котором мне пришлось участвовать еще в сане диакона, было отпевание нашего великого артиста и певца Федора Ивановича Шаляпина. Кто такой Ф. И. Шаляпин и каково его место в русской культуре, думаю, говорить не надо. О его жизни и творчестве было написано много книг и при его жизни, и после его смерти. Одной из лучших, написанных еще до революции, была книга моего дяди, Эдуарда Александровича Старка (Зигфрида). Увы, сейчас остается все меньше и меньше тех, кто лично слышал этого великого во всех отношениях артиста. И я счастлив, что хоть мы с женой и жили под Парижем в довольно стесненных обстоятельствах, нам все же удавалось выбираться в Париж на спектакли с участием Федора Ивановича, а также на ежегодные концерты, которые он давал в зале «Плейель» совместно с архиерейским хором под управлением Н. П. Афонского. Обычно первую часть концерта он пел с хором церковные песнопения: «Ныне отпущаеши» Строкина, ектенью Гречанинова и другие; во второй части пел только хор, а в третьей Федор Иванович пел один арии из опер, романсы, русские народные песни. Всегда в первом ряду сидел наш владыка митрополит Евлогий с кем-нибудь из высшего духовенства. (Я в те времена был еще мирянином.) Также посещали мы, хоть и не без труда, его выступления в Русской опере князя Церетели, где Федор Иванович пел Бориса Годунова и Кончака. Как-то он два раза за вечер спел и Кончака, и Галицкого, но нам попасть тогда в Париж не удалось. К моменту смерти Федора Иванович я был совсем молодым и малоопытным диаконом, а пело три хора: архиерейский под управлением Н.

http://pravmir.ru/iz-sinodika-prot-boris...

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Зимнее солнце «Зимнее солнце. Из ранних воспоминаний» — мемуары Владимира Вейдле. Отец Александр Шмеман в своих «Дневниках» так пишет об этой книге: «Книга вся в тональности счастья и благодарности и этим сразу – близкая мне…», «из книги Вейдле льется, другого слова не сыщешь, свет. Это книга о свете, собирание жизни, памяти – светом», «Кончил «Зимнее солнце» Вейдле. «Религия без искусства немеет», – пишет он. Книга, родившаяся из радости. «Ныне отпущаеши», снова повторенное.» На письмо, где отец Александр описал свои впечатления от «Зимнего солнца», Вейдле откликнулся такими словами: «Вероятно, никто кроме Вас и не увидит ту благодарность, что в ней сквозит и которую действительно можно, да и следует назвать религиозной. Ни о чем я этом не думал ни когда замышлял ее, ни когда писал, совсем простодушно писал, без малейшей “задней мысли”, но с Вашим впечатлением соглашаюсь. Церковного христианина во мне только о. Сергий [Булгаков] пробудил, а потом он уснул во мне опять. Но все же я внутренне всегда в христианстве жил и продолжаю жить, с ужасом взирая на то, как мир и даже “исповедальный” церковный мир не только багателлизирует христианскую веру, но и расстается с христианской совестью.» Зимнее солнце Часть первая Лети, кораблик мой, лети. Жизнь моя, если о времени подумать и о судьбе моей страны, была до неприличия благополучна. Не воевал. В лагерях и тюрьмах не сидел. Бывало, что и подголадывал, вполне тягостным или мертвым делом, сплошь для одного пропитания, не занимался. Идеологией (той самой отражением ее навыворот) не был заражен, и от порабощения ею тоже ускользнул. Против совести ни говорить, писать, ни поступать не приходилось. Смерти совсем близких людей вблизи не видел; о своей с особой мукою не думаю. Не был и любовью обойден. Имел друзей. Повидал почти все, что мечтал увидеть. Сколько книг прочел, и каких хороших книг! Многое помню или могу вспомнить неожидаемо отрадное. Счастливчиком был, хоть и в голову не приходило «гнаться за счастьем», да и само это словцо никогда я всерьез не принимал. Таким, как я, говорят везет. Каким это «таким»? Об этом я подожду рассказывать.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=849...

Второй день. Поуч. 5-ое. Сретение Господне. (Жизнь есть дар Божий, которым мы не можем распоряжаться по своему усмотрению). I. Ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром ( Лук. 2, 29 ). Так кончает свое земное поприще старец Симеон: какая ясность взора, какое спокойствие духа! Ни тени какого-либо страха и смущения: не только без страха, но радостно идет он в открывающияся пред ним врата вечности. Ныне так часто слышится недовольство жизнию, так кощунственно и дерзко попираются ее дары и обязанности, так легкомысленно и презрительно разрываются самые дорогия и крепкие ее связи. «Не стоит жить, жизнь надоела», – не только говорят, но даже пишут нам самоубийцы. Сколько развращенных учений должно было пройти чрез эти несчастные головы и сердца, чтобы можно было сказать эти слова безумия? Сколько падений в жизни должны были испытать эти люди, чтобы упасть наконец так глубоко и непоправимо? Какая сила должна быть у него, человекоубийцы искони, чтобы омрачить так человека и в такую страшную петлю наконец его затянуть?! Да ослабит Господь хотя часть вины их ужасной, да отымет это безумие от нашего века несчастнаго. II. Нет, братие, великое и важное значение имеет жизнь человеческая. а) Прежде всего это драгоценный дар небесного Отца. Его всеблагая воля была – воззвать нас из ничтожества и дать нам почувствовать это биение жизни, это благо бытия. Этот расцвет жизненных сил в золотом возрасте юности, это чувство бодрости и здоровья, эта мудрая смена труда и покоя, – сколько она одна, эта низшая телесная жизнь, дает нам наслаждений и радостей. Природа, точно одушевленное существо, пред нами то замирает, то оживает и дробится на безконечное множество явлений и предметов, услаждающих взор, пленяющих сердце, приводящих в восторг пред величием Творца. И какое же безумие и какая дерзость не только сказать, даже подумать: нет, Владыко Господи, Твой дар мне не нужен! Но я еще не коснулся главного источника наслаждений жизни, – глубины человеческого духа. Здесь впрочем, встает предо мною такая ширь и даль, что нет возможности даже взором окинуть их. Возьму одно, сравнительно малое, воспоминание прошедшаго. Какие там возникают светлые образы – дорогих сердцу: отца, с раннего утра до поздняго вечера трудившегося для нашего воспитания и устроения, матери, проводившей бессонные ночи над нашею колыбелью, благодетелей, друзей! Они были люди не непричастные слабостей. Но время очистило эти дорогие нам образы, и вот они рисуются там вдали в одной нетленной красоте их духа. Ах, как они хороши, велики даже теперь в наших глазах! Может быть, при воспоминании об этих дорогих умерших, братие, я наполнил сердце ваше грустию, так как прошедшее невозвратимо; но как дороги сердцу эти образы, хотя бы самые лица и были невозвратимы. Впрочем нет: они возвратимы! Наши близкие там у небесного Отца; мы их увидим, мы вечно будем с ними, если только будем этого достойны.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

БОДРСТВОВАНИЕ Желающий быть истинным христианином, должен помнить о вездеприсутствии и всеведении Божием Когда хощешь должности сии исполнять, так поступай: помышляй всегда «вездесущее» величество Божие, и с тобою присутствующее; помышляй «всевидящее» Его око, вся твои дела, слова и помышления проницающее; разсуждай со страхом и трепетом «праведный» и неизбежный суд Его; помни высочайшую Его любовь и неисчетная Его благодеяния. И тако во исполнении должности к Нему благоуспеешь (1:62). Для своего спасения нужно бодрствовать (4:243, см. БРАНЬ , 120). Христианин должен бдеть и готовым быть к сретению Царя небесного (4:32, см. СУД СТРАШНЫЙ , 1005). Христианин должен непрестанно бодрствовать (4:18, см. ХРИСТИАНИН , 1116). Смерть неизвестна, но от состояния души в минуту кончины зависит вечная участь Мудрые и разумные рабы бдят и всегда ожидают, когда господин позовет. Христианине! подражай и ты в том сынам века сего; бди и ожидай звания Господа твоего. Буди в сем важном деле разумен и мудр, да и блаженным будеши. От сего часа зависит вечное или благополучие, или неблагополучие; тут отворится дверь к вечности или блаженной, или неблагополучной; смерть и мучение. Видишь, коль страшен час сей. Блажен бдяй и ожидаяй часа сего! Бди и ты, душе моя, и ожидай часа сего, да тогда с радостию возможеши воспеть: «ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром», и проч. ( Лк. 2, 29–32 ) (4:89). Неизвестность кончины мира подвигает к бдительности (3:278, см. СУД СТРАШНЫЙ, 1020). Быть бдительным, т.к. время смерти неизвестно (3:264, см. СМЕРТЬ , 936). Не должно дремать, так как предстоит лютая и всегдашняя БРАНЬ с Диаволом Понеже так лютая и всегдашняя брань надлежит нам, то не должно нам дремать. Не должно, говорю, дремать, когда враги наши на погибель нашу всегда и везде бодрствуют; но, оттрясши сон лености, всегда бдеть и на стражи противу нападения их стоять, по увещанию Христову: «бдите, и молитеся, да не внидете в напасть» ( Мф. 26, 41 ). И паки: «буди верен даже до смерти, и дам ти венец живота» ( Апок. 2, 10 ) (3:230).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Maslov/s...

Слово на Сретение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Св. Фотия, митрополита Киевского и всея Руси 125 Егда исполнишася дние очищения ею, по закону Моисеову, вознесоста Его во Иерусалим, поставити Его пред Господем, якоже есть писано в законе Господни. И се бе человек во Иерусалиме, емуже имя Симеон: и человек сей праведен и благочестив. И бе ему обешанно Духом Святым, не видети смерти, прежде даже не видит Христа Господня. И прииде духом в церковь : и егда введоста родителя Отроча Иисуса, сотворити има по обычаю законному о Нем, и той прием Его на руку своею, и благослови Бога и рече: ныне отпущаеши раба Твоего Владыко, по глаголу Твоему с миром ( Лук. 2:22–29 ). Кто возглаголет силы Господни, слышаны сотворит вся хвалы Его ( Пс. 105:2 )? Вмещается на руках Содержай землю горстию, и носятся Носяй всяческая глаголы уст Своих. Да радуется днесь Адам, с Симеоном говоря ко Христу: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему, с миром: ныне отпущаеши меня от вечных уз, ныне отпушаеши меня от тли, ныне отпущаеши меня от смерти, ныне разрешаешь мою скорбь. Днесь Симеон благовествует всем языкам и велегласно взывает о Нем, говоря: Сей есть Сый, прежде и присно Сый, Отцу соприсносущный, безначальный, несозданный, Источник живота из Источника жизни Отчей происходящий. Это – Отроча, о Коем возгласил Исаия, говоря: яко Отроча родися нам, Сын и дадеся нам. И нарицается имя Его: велика совета Ангел, чуден, советник, Бог крепкий, Князь мира, Отец будущаго века ( Пс. 9:6 ). Это – Отроча, о Котором изрек Давид: явится Бог богов в Сионе ( Псал. 83:8 ), – и воспел Иеремия: яко Бог на земли явися, и с человеки поживе ( Варух. 3:38 ). Это – Отроча, Которое древле разделило море и потопило фараона, даровало закон и днесь – в нынешний день вошло в земный Иерусалим. О Нем вопиет пророк Аввакум, говоря: Бог от юга приидет ( Аввак. 3:2 ), от юга Иерусалимского, от Вифлеема. Это Отроча предвозвестили все пророки, сие Отроча поют ангелы, Его трепещут Власти, Его славят Силы, Ему работает солнце, Ему служит луна, Его слушают стихии, Ему покоряются источники. Увидевши сие Отроча, затворились двери адовы и отверзлись небесные двери; увидев сие Отроча, вострепетал ад. Оно упразднило смерть, посрамило диавола, разрушило клятву, сокрушило губителя змия, пресекло средостение, раздрало лукавое рукописание, попрало грех, упразднило лесть, восставило тварь, спасло праотца нашего, призвало языки, просветило мир.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Smirnov/t...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЕНЕВСКИЙ (псевдоним - Хорошевич-Терницкий) Василий Дмитриевич (14.08.1864, с. Антиповка Камышинского у. Саратовской губ.- 28.11.1930, Ставрополь), хоровой дирижер, регент, композитор, педагог. В 1874 г. окончил Камышинское ДУ, в 1887 г.- Астраханскую ДС. С янв. по май 1887 г. помощник регента архиерейского хора в Астрахани. С 1887 г. преподавал пение в Камышинском ДУ, с 1889 г.- в реальном уч-ще Астрахани. С авг. 1890 г. жил в Ставрополе, преподавал пение в епархиальном уч-ще, ДС (1891-1909), учительской семинарии (1906-1920), учительском (затем педагогическом) ин-те (1912-1920), Ин-те народного образования (1920-1923), муз. техникуме (1923-1929). В 1908 г. председатель Ставропольского церковно-певч. об-ва. С 1888 г. выступал как хоровой дирижер в концертах; 20 марта 1903 г. был исполнен «Реквием» Л. Керубини с участием хора А. А. Кошица. Духовно-муз. переложения Б. просты по гармонии и фактуре, написаны в традициях обиходного пения, нек-рые - в концертном стиле. Остались неизданными: «Духовно-музыкальные переложения из всенощного бдения» (50 номеров), «Ирмосы праздничные разных распевов с задостойниками греческого распева для однородного хора», «Пение в Св. Четыредесятницу для однородного хора», «Литургия св. Иоанна Златоуста для смешанного хора», а также его учебное пособие «Церковник: Уроки церковного пения для начальных школ» (Музыкальные соч. и переложения В. Д. Беневского. С. 23-25, 27). В сер. 50-х гг. XX в. О. И. Кудрявцева подготовила материалы для книги о Б., к-рая осталась неизданной (материалы хранятся в архиве Б.- ГЦММК. Ф. 400). Соч.: Духовно-муз. соч.: [Вып. 1: Для смешанного хора:] «Ныне отпущаеши» 1, «Хвалите имя Господне», «Милость мира», «Ныне отпущаеши» 2. М., 1888; [Вып. 2: Песнопения литургии для однородного хора, 21 номер]. М., 1896 (изд. П. И. Юргенсона); [Вып. 3: 5 номеров. 1901]; [Вып. 4: Для смешанного хора:] «Ныне отпущаеши» 3, Кондак Архистратигу Михаилу (с припевами), «Ныне отпущаеши» 4, «Хвалите имя Господне» 2, «Тебе Бога хвалим» (обычного напева), М., 1912; Ирмосы воскресные (для жен. или муж. хора). М., 1893; Ирмосы воскресные. Церковное осмогласие. Вып. 1: Стихиры воскресны на «Господи, воззвах» с запевами, богородичными и стихиры на стиховне Киевского и обычного распевов; Вып. 2: Тропари воскресны на «Бог Господь» с богородичными разных распевов.

http://pravenc.ru/text/78022.html

30. В день Сретения Господня Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко Лк.2:29 Тягостно наконец стало старцу Симеону жить на свете; и он рад, рад был, когда Духом Святым приведенный во храм Божий, узнал, что предел жизни его близок, что он держит на руках того Младенца, Которого он столь долго ожидал; что этот Младенец есть Владыка неба и земли, Который сотворил его и весь мир, Который спасет весь мир; Который дал ему пожить столь долго на свете и теперь отпускает его в мир лучший, блаженный, в котором ни лета старости, ни болезни не будут его более удручать. В восторге старческой души он сказал: «наконец Ты и меня, Господи, отпускаешь с миром в другой мир; ибо я увидел Виновника спасения, которое Ты приготовил для всех людей Израиля и для язычников: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко» и проч. Отчего мы не радуемся, когда видим, что наступает предел нашей жизни, что нам придется скоро умереть? От того, что мы не готовы к смерти; от того, что слишком любим сию временную жизнь; от того, что мы не уверены в нашем спасении и в том, что за гробом нас ожидает лучшая и блаженнейшая жизнь. Легко сказать: «приготовиться к смерти». Что нужно для этого? Частая исповедь и приобщение святых таин, пост, молитва , покаяние, вера и добрые дела. Что за тягость обдумывать свою жизнь, свои дела, и, припоминая все, чаще посещать духовника и просить его разрешения от грехов; чаще ходить в церковь и приобщаться телу и крови Христовой, отказывать себе в излишней пище и чаще стоять на молитве? Почему же мы так не приготовляемся? Потому, что нам умирать не хочется. Сколько хотелось праведному Симеону умереть, столько нам не хочется расставаться с любимыми грехами, не хочется трудиться для спасения. Нет, мы желаем обманывать себя, что еще не скоро умрем. Вот почему смерть чаще всего врасплох нас застает – в такое время, когда мы вовсе не готовы еще умереть. Праведный Симеон, радовался наступлению смерти, потому что он был праведный и благочестивый; а мы уверены только в том, что мы не праведные и не благочестивые.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Bandak...

Общественный Комитет " За нравственное возрождение Отечества " В праздник Сретения Церковь, подобно ангелам Рождественской ночи, возвещает о радости, которая будет всем людям. О том, что жизнь каждого человека призвана стать предощущением этой великой радости, предпразднством Сретения, встречи с Богом. И одновременно Церковь предупреждает, что этой радости мы можем лишиться. С одной стороны — ликование отходящего к смерти праведного старца Симеона, бессмертная песнь человечества: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыка, по глаголу Твоему с миром, яко видеста очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей», с другой — напоминание, что смерть может быть страшна и трагична. Он видит Бога телесными глазами, он касается Его, он держит на руках Младенца, Победителя смерти, он с миром отходит — который Христос дает, «не так, как мир дает» — и в радости, которой никто не может отнять. Старец Симеон жил в Иерусалиме. Ему было обещано Духом Святым, что он не умрет, пока не увидит Христа Спасителя. Проходили годы, десятилетия, наступила глубокая старость. Но время чудесно длилось, снова шли десятилетия и годы — он так желал увидеть Христа, что смерть преодолевал этим желанием. Мы знаем, что нет больше благодати, чем умереть за Христа, как Христос умер за нас. Можно сказать, что праведный Симеон умер за Христа — такова была глубина его веры, которой он жил, — в молитве, в терпении, в смиренном, исполненном верности ожидании. Вот смысл человеческой жизни — жить, чтобы увидеть Христа. Не так, как мы хотим, — как Он благоволит. Ждать дня, когда Бог утешит Свой народ не просто избавлением от исторических бед, но бесконечно большим утешением. Какое же может быть большее утешение, чем то, когда Сын Божий приходит к Своему народу? Святые совершают свой подвиг ради всего народа и всего человечества. И праздник Сретения предупреждает: надо, чтобы прежде смерти было дано нам увидеть Христа, иначе там мы можем Его не увидеть. Много людей было в Храме, когда Божия Матерь принесла туда Своего Младенца, но никто, кроме праведного Симеона и Анны пророчицы, не увидел в Нем Бога. Мы должны так жить и так молиться, чтобы, как сказал один епископ, наше последнее «ныне отпущаеши» соединилось со словами Христа на Кресте: «Совершилось!» Но есть реальная опасность, что это может не произойти, — потому праведный Симеон пророчествует, обращаясь к Божией Матери: «Се, лежит Сей на падение и восстание многих, и в предмет пререканий», — и добавляет: «И Тебе Самой оружие пройдет душу, да откроются помышления многих сердец».

http://moral.ru/жить-чтобы-увидеть-христ...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010