Между тем, монастырь Задонский чудотворной иконой Богоматери, гробом святителя Тихона, святыми подвигами благочестивых мужей схимонаха Митрофана, затворника Георгия, иеросхимонахов Евсевия, Агапита и других привлекала издавна усердие богомольцев; особенно это христианское усердие и расположение посетителей к сей обители выразилось заметнее с 1780 года. А с этим заметнее становилось и благопроцветание самой обители – как в зданиях ее, так по преимуществу во внутреннем чиноположении и порядках в оной. Но при ограниченности третьеклассного штатного числа монашествующих все же нередко встречались затруднения в своевременном удовлетворительном отправлении богослужений по желаниям богомольцев. Для устранения такого недостатка в братии, а равно и для поддержания заведенного в обители благолепного богослужения, вдова штабс-ротмистрша Екатерина Семеновна Чебышева просила Святейший Синод увеличить число монашествующих, предложив при этом внести в Московский опекунский Совет на вечные времена в пользу Задонского Богородицкого монастыря 15714 руб. 28 3 / 4 коп. серебром. По всеподцанейшему о сем докладу г-на Обер-Прокурора Св. Синода о возведении третьеклассного Задонского Богородицкого монастыря в первый класс без увеличения производившегося ему дотоле из казны содержания в 3-й день февраля 1851 года Государь Император высочайше соизволил утвердить определение о сем Святейшего Синода 111 . Это происходило при епископе Воронежском и Задонском Парфении, при настоятеле монастыря архимандрите Серафиме; Торжественная молитва по сему случаю была вознесена накануне Благовещения 24 марта 1851 года. Впрочем, особенных отличий и преимуществ монастырь не получил, хотя некоторым настоятелям усвоялись и здесь личные права, выслуженные ими в других обителях. По преданию, здешний настоятель мантию имеет с красными гладкими бархатными скрижалями; посох с яблоками; перед началом литургии входит в алтарь Царскими вратами в мантии и епитрахили с пением «Достойно есть»; в литургии только «Приидите, поклонимся» поют на клиросе торжественней, и перводиакон при начале сего пения с Евангелием обращается к архимандриту; Царские врата не затворяются до причастна; по окончании литургии, когда настоятель разоблачается, поют «Ныне отпущаеши»; прочее все обыкновенное. С улучшением внутреннего положения Задонской обители и вообще с упорядочением экономических ее условий и численность братии монастырской постепенно увеличивалась. Из статистических сведений, взятых за 50 лет назад о численности монашествующих Задонского монастыря, видно:

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

О Вопр. Как святитель Тихон говорит об Обрезании? Отв. (Книга VII, стр. 297). Наконец, возсияло Солнце правды, из девственной утробы: родился от Девы Сын Божий , явился на земли Царь небесный; Слово плоть бысть и Ветхий деньми, яко младенец, пеленами повился; показался Невидимый, и питаяй всякую плоть – матерним млеком питается. При рождении Его, Ангели святые воспели славу и хвалу Божию: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Рождество по плоти Сына Божия Спаса нашего празднует Церковь декабря 25. Рожденный Сын Божий в осьмый день обрезан по закону Моисееву, и наречено имя Ему Иисус, нареченное Ангелом, прежде даже не зачатся во чреве ( Мф. 1:21 ). Иисус значит Спаситель, яко спасает людей Своих от грех их. Постоим здесь, любезный читатель, и почудимся благости Божией. Обрезался Тот, Который не имеет скверны; приял нарицание и имя Тот, Котораго род и имя неизреченно; нарекся Иисус, да сим именем покажет, что Он есть Спаситель мира и ведет людей своих не в Хананею, как Иисус Навин, но в Небесное царствие; нарекся сыном человеческим Тот, Который на земли не знает Отца; зачался Тот, Который начала не имеет; видим стал Тот, Который по естеству Своему не видим; осязался матерними руками Тот, Который Ангелам неприступен; повился пеленами Тот, Который одевает небо облаками. Мене ради и тебе, человече, восприял Сын Божий великое сие посольство. Благослови, душе моя Господа. Когда прошло четыредесять дней от рождения, святою Материю Он принесен во храм Господень по закону Моисееву. В то время, по смотрению Божию, пришел во храм Господень Симеон праведный, муж престарелый, которому обещано было не видеть смерти, пока не увидит Христа Господня. Только что он увидел младенца Иисуса, Духом Святым узнал, что младенец тот есть Мессия, от Бога обещанный и пророками проповеданный; итак, взявши Его с благословением на руки свои, благословил Бога и с радостию воскликнул: ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром, яко видесте очи мои спасение Твое, еже еси уготовал пред лицем всех людей ( Лк. 2:29, 31 ). И сие то значит праздник Сретения Господня, бывающий 2 Февраля.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Zadonski...

О церковном Октоихе Богослужение нашей Православной Церкви получило надлежащий чин и состав не вдруг, а постепенно, как то угодно было Божественной Главе Церкви и требовали ее обстоятельства. По вознесении на небо Господа нашего Иисуса Христа, горница Иерусалимская была первым Христианским храмом, в котором присутствовавшие единодушно пребывали в молитве и молении. 1 Когда сошел на Апостолов Дух Святой, тогда открылось новозаветное служение Богу духом и истиною. 2 Апостолы, проповедуя веру Христову, раскрывали Христианам более дух и смысл Христианского Богослужения, нежели чин и порядок его. Следуя благовествованию, а, может быть, и примеру самих Апостолов, первенствующие Христиане хвалили Господа седмирицею днем, именно: в первый час дня, третий, шестой, девятый, вечером, в полночь и утром, полагая в основание такого распределения времени молитв новозаветные события. 3 В их вечерних молитвенных собраниях произносили сперва псалом 140-й «Господи, воззвах»: потом известные ектении 4 , светильничные благодарения 5 , и песнь «Свете тихий» 6 , о древнем употреблении которой Василий Великий приводит в свидетели св. мученика Афиногена, жившего во втором веке 7 . Затем пели вечернее славословие и «Ныне отпущаеши» 8 , и читали св. книги Ветхого и Нового Завета 9 . Утреннее Богослужение Апостольских времен начиналось 62-м псалмом: «Боже, Боже мой, к тебе утреннюю» 10 ; продолжалось известными ектениями 11 , пением псалмов и других св. песен 12 , чтением писаний 13 , и заключалось 184-м псалмом: «хвалите Господа с небес» 14 и великим славословием 15 . В Апостольские времена к такому порядку Богослужения принадлежали еще особенные действия лиц, обладавших чрезвычайными дарами св. Духа; тогда каждый член Церкви, движимый Духом Святым, имел право произносить в Церкви свои песни, свое поучение и проч., на что указывал св. Апостол 16 . Св. Апостолы при этом заботились только о том, чтобы в Богослужении все было благообразно и по чину 17 . После времен Апостольских Богослужение более и более обогащалось молитвами и песнями. Настоятели Церквей составляли для своей паствы как св. песни, так и правила Богослужения, по духу Христианского Богослужения, переданнаго Церкви Апостолами. Так, во втором веке Св. Игнатий Богоносец , по образцу, виденному им на небе, учредил Антифонное пение, которое состояло из песен (но не из псалмов) в честь пресвятой Троицы 18 .

http://azbyka.ru/otechnik/Modest_Strelbi...

П.Г. Проценко До тех пор я не успокоюсь, до тех пор не скажу своего «Ныне отпущаеши», пока не почувствую, что в сердце каждого из вас рухнули до конца перегородки, отделяющие Церковь и Ее мир от жизни и праздники от будней, служение Богу от обычного делания. Община наша... должна стать особым мирком, который обнимает, собирает под одним куполом жизнь каждого из нас во всей полноте ее проявлений... И детская улыбка, и обыденный труд, и светлая юность, и насыщенная жизнью старость, и все должно освятиться и просветлеть от Церкви и Церковью . Жизнь в Церкви и Церковь в жизни всех – это должно стать нашей задачей. О. Анатолий Жураковский В данном очерке в отличие от выходивших ранее публикаций приводятся некоторые новые данные об о. Анатолии Жураковском и связанных с ним лицах, поэтому он снабжен необходимым кратким комментарием. Цитаты из писем о. Анатолия и воспоминаний о нем чаще всего приводятся по книге: Свящ. Анатолий Жураковский . Материалы к житию/[Сост. П. Г. Проценко] Р.: YMCA-PRESS, 1984 (далее – Материалы...). Точная дата смерти о. Анатолия впервые приведена в следующей публикации: Солнце здесь невечереющее. Оно не знает заката/Публ. П. Г. Проценко//Северные просторы: Иллюстрированный журнал. М., 1992. С. 27–31; С. 28–33. Биография о. Анатолия издана на итальянском языке. См.: Procenko Pavel, Semenenko-Basin llija. Anatolij Zurakovskij. Milano: «La Casa di Matrona», 1999) и частично воспроизведена на русском в киевском издании. См.: Проценко Павел, Семененко-Басин Илья. Священник Анатолий Жураковский : Возрождение во время катастрофы//Синопсис: Православний часопис: Богослов я. Фiлocoфiя. Kyльmypoлoriя. Kuib, 2001. С. 373–411. Квадратные скобки в цитатах означают уточнения, введенные автором очерка. Все дальше уходит от нас XX век, но страшные испытания и катастрофы, сотрясшие его, еще долго будут определять пути человечества. Две смертоносные мировые войны, бесчисленные региональные столкновения и конфликты, терроризм, разлившийся по всему миру, – это лишь внешний контур сдвига, произошедшего за последнее столетие. С внутренней же стороны главное, что настигло народы, – массовое расчеловечивание, утрата индивидуальных черт не просто отдельными людьми (что скорее является темой века XIX), но огромными людскими массами. Оторванность достижений цивилизации от ее духовных корней породила бесчисленные «потерянные поколения». Потерянные, а потому и слабые. Расслабленные волей и душой, а потому добровольно отдающие свою свободу тем, кто обещает быстрейшее опьянение.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij-Zhura...

Разделы портала «Азбука веры» Богословие в тестах Популярное Сейчас в разделе 62  чел. Всего просмотров 15 млн. Всего записей 345 Подписка на рассылку ©2024 Богословие в тестах к содержанию Тест: Литература См. раздел: " Православная художественная литература " .   1. Автор стихотворения «Отцы пустынники и жены непорочны», написавший это произведение за полгода до своей смерти и выразивший в нем личный опыт переживания молитвы преподобного Ефрема Сирина. 1 Давыдов Д.В. 2 Кюхельбекер В.К. 3 Пушкин А.С. 4 Бунин И.А. Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Отцы пустынники и жены... Тест: Литургика См. раздел: Литургика - наука о богослужении.   1. Что из названного читается (поется) на вечерне? 1 Шестопсалмие 2 Лития 3 Полиелей 4 «Ныне отпущаеши…» 5 «Богородице Дево, радуйся…» 6 Великое славословие Возможен одновременный выбор нескольких правильных ответов. Правильные ответы: Верно! Материалы для изучения: Вечерня Ответить Пройти весь тест 2. Что из названного читается... Тест: География Нового Завета См. также: География Евангелий.   1. Назовите город, в котором родился Иисус Христос. Вопрос без списка ответов, с самопроверкой  После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку " Правильный ответ " и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку " Ответил правильно " или " Ответил неправильно " .  Материалы для изучения: Вифлеем – родина Христа Правильный ответ: Вифлеем Материалы для изучения: Вифлеем... Тест: Изречения Иисуса Христа 1. Дополните высказывание: Не хлебом одним будет жить человек, но ... Вопрос без списка ответов, с самопроверкой  После устного ответа на вопрос, нажмите кнопку " Правильный ответ " и оцените самостоятельно, правильно ли вы ответили, нажав кнопку " Ответил правильно " или " Ответил неправильно " .  Материалы для изучения: Евангелие от Матфея, 4:4 Правильный ответ: всяким словом, исходящим из уст Божиих... Тест: Богослужебный Устав 1. Как называется книга, являющаяся Богослужебным Уставом Православной Церкви? 1 Минея 2 Апостол 3 Типикон 4 Октоих Правильный ответ: Верно! Материалы для изучения: Типикон Комментарий: «Типикон сиречь Устав» – прочитаем мы на самой первой странице Типикона. Слово «типикон» переводится с греческого Τυπικν от τπος как «образец, вид, норма». Типикон является образцом идеального богослужения и...

http://azbyka.ru/test/page/12

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Встреча с Христом — встреча с собой. Поразительная история на Сретение 6 мин., 15.02.2023 «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко»... Сретение — встреча. Старого и нового, созревшего и расцветающего, зимы и весны, человека ветхого — и нового, человека — и Христа. В этот день я иногда ее вспоминаю, женщину преклонного возраста, пришедшую на исповедь много лет назад... «Прихожанкой» ее не назвать, помню, она была в нашем маленьком сибирском городке проездом, на службу приходила всего два или три раза. А исповедовалась — как раз в день Сретения Господня . Исповедь происходила, каюсь, недолжным образом: известно, что на исповеди надо емко и по возможности без лишних слов каяться в грехах, а задушевные беседы — переносить на другое время. Но я был тогда молод (как странно и непривычно применять к себе это «был»! Эх, жизнь, тянешься ты долго, пролетаешь — в один миг), терпеливо выслушивал все, что-то отвечал, стараясь не поддаваться нервному зуду, порожденному ощущением, что за спиной у меня — еще целая терпеливая очередь, ждущая возможности подойти к аналою... Нет, не думайте, я не стану пересказывать чужих грехов. Да я их и не помню: вопреки чьим-то представлениям, в грехах нет ничего этакого интересного, пикантного, из ряда вон выходящего — за тысячи лет грехи одни и те же у всех у нас, они скучны и противны, как насморк или геморрой, чего о них особо рассуждать, покаялся, с Божьей помощью вылечился — и забыл, здоровье важнее и интереснее болячки. Но то, что было рассказано этой женщиной после разрешительной молитвы, помню до сих пор — к слову, там не было ничего такого, всё обычное, житейское, но вот помнится почему-то. «Дочь свою я как-то не любила никогда... Нет, все делала для нее, и в общем любила, конечно, но, наверно, не во всю силу, не так, как следует матери. Когда она была маленькая — умилялась, конечно, на нее, как обычно на малышей... Как бы мы ни выискивали у младенцев каких-то особенностей — они, в общем, все на одно лицо, все умилительные до поры до времени...

http://foma.ru/vstrecha-s-hristom-vstrec...

Русские святые, прославленные в Синодальный период Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 2 сентября, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 43, 2005 Православная Церковь благословляет почитание своих угодников, причисляя их к лику святых. Святые — это светильники веры, которые своими подвигами осуществили христианские идеалы, Евангельские заветы; это — соль земли (Мф 5:13), на которой стоит мир. Молитвами и предстательством угодив­ших Богу подвижников укрепляется наша вера, утверждается добродетельная жизнь наша и всего общества. Первым канонизованным святым Синодального периода (1700–1917) был святитель Димитрий Ростовский (1651–†1709; пам. 28 окт.), канонизованный в 1763 году. Сей Святитель — выдающийся иерарх петровского времени, богослов-агиограф, историк, борец со старообрядческим расколом, драматург и просветитель. Свой главный труд, Четьи Минеи, он завершил в 1705 году; для написания ему потребовалось двадцать лет напряженных усилий. В первые три года своего архиерейства он все свободное время отдавал работе. 9 февраля 1705 года, кончая последний том, посвя­щенный июньским, июльским и августовским святым, он мог с полной правдивостью написать: «Сегодня день восьмой после праздника принесения Христа во храм, где Симеон, приняв Иисуса на руки свои, сказал: Ныне отпущаеши раба Своего, сегодня день шестой недели, день, когда Господь, вися на кресте, сказал: “Свершилось”». Радость Святителя о проделанной работе была вполне оправданной. Действительно, трудно найти после Евангелия другую книгу, которая бы оказала такое влияние на русское благочестие. Труд митрополита Димитрия оказался для русского народа неисчерпаемым духовным сокровищем, живою духовной школой, показывающей истинные ценности земной жизни. Святитель внес вклад в распространение этой книги на Руси: она была впервые растиражирована печатным способом. При этом он использовал труд своего предшественника — Великие Четьи Минеи святителя Макария (†1563; пам. 30 дек.) 1 . При составлении житий святых святителю Димитрию были благодатные явления святых, над житиями которых он работал 2 .

http://pravmir.ru/russkie-svyatyie-prosl...

Святейший Патриарх Алексий и Митрополит Лавр, Бутово. 12 января 2009 г. Святейший Патриарх Алексий: пятнадцатый всероссийский, первый зарубежный «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог» – (Апостольское чтение на второй день праздника Рождества Христова, послание к Евреям, гл. 2, ст. 13) Каждый священник, каждый семьянин, знает, насколько тяжело, когда духовные чада или члены семьи находятся в ссоре, в несогласии, в разделении. Мне ясно вспоминается картина одной умирающей в больнице прихожанки, у которой дети из-за имущественного вопроса были в разладе. Эта женщина мне поведала, что лучше было бы, если она лишилась всего имущества – лишь бы ее дети жили дружно и в единомыслии. Она из-за разделения в семье страдала гораздо больше, нежели от своих физических недугов и в таком тяжелом состоянии скончалась, не имея мира на душе из-за душевных мук за своих детей. Если на уровне семейном и приходском приходится переживать разделения, то насколько тяжелее это переживается на уровне глав Церквей, какая это тяжесть и ответственность. По благому промыслу Божию, Русской Церкви и русскому народу были посланы два первоиерарха, которые несли в своих сердцах скорбь о церковном разделении, острое ощущение ответственности перед Богом и людьми, мужество сделать все возможное для преодоления разделения, и благодать, без которой восстановление русского церковного единства было бы немыслимым. В начале 2008 года отошел ко Господу один из этих иерархов, Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр, а в конце 2008 года второй – Святейший Патриарх Алексий. После того как они увидели первые плоды церковного единства, они чуть ли одновременно, вместе со святым Симеоном Богоприимцем вздохнули: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Теперь нам почти невозможно говорить об одном, не вспоминая другого. Так они вместе вошли в историю Русской Церкви как победители церковного разделения. В течение этого сорокадневного периода со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия возникало очень много мыслей и переживаний, а также выявлялись разные, как-то раньше не замеченные, общности между ушедшими в 2008 году двумя иерархами и духовные нити между Патриархом и русским зарубежьем.

http://e-vestnik.ru/church/pa_40dnei/

Святейший Патриарх Алексий: пятнадцатый всероссийский, первый зарубежный 12 января, 2009. Протоиерей Петр Перекрестов В течение этого сорокадневного периода со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия возникало очень много мыслей и переживаний, а также выявлялись разные, как-то раньше не замеченные, общности между ушедшими в 2008 году двумя иерархами и духовные нити между Патриархом и русским зарубежьем. К 40-му дню со дня кончины   «Се аз и дети, яже ми дал есть Бог» – (Апостольское чтение на второй день праздника Рождества Христова, послание к Евреям, гл. 2, ст. 13) Каждый священник, каждый семьянин, знает, насколько тяжело, когда духовные чада или члены семьи находятся в ссоре, в несогласии, в разделении. Мне ясно вспоминается картина одной умирающей в больнице прихожанки, у которой дети из-за имущественного вопроса были в разладе. Эта женщина мне поведала, что лучше было бы если она лишилась всего имущества – лишь бы ее дети жили дружно и в единомыслии. Она из-за разделения в семье страдала гораздо больше, нежели от своих физических недугов и в таком тяжелом состоянии скончалась, не имея мира на душе из-за душевных мук за своих детей. Если на уровне семейном и приходском приходится переживать разделения, то насколько тяжелее это переживается на уровне глав Церквей, какая это тяжесть и ответственность. По благому промыслу Божию, Русской Церкви и русскому народу были посланы два первоиерарха, которые несли в своих сердцах скорбь о церковном разделении, острое ощущение ответственности перед Богом и людьми, мужество сделать все возможное для преодоления разделения, и благодать, без которой восстановление русского церковного единства было бы немыслимым. В начале 2008 года отошел ко Господу один из этих иерархов, Высокопреосвященнейший Митрополит Лавр, а в конце 2008 года второй – Святейший Патриарх Алексий. После того как они увидели первые плоды церковного единства, они чуть ли одновременно, вместе со святым Симеоном Богоприимцем вздохнули: «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко». Теперь нам почти невозможно говорить об одном, не вспоминая другого. Так они вместе вошли в историю Русской Церкви как победители церковного разделения. В течение этого сорокадневного периода со дня кончины Святейшего Патриарха Алексия возникало очень много мыслей и переживаний, а также выявлялись разные, как-то раньше не замеченные, общности между ушедшими в 2008 году двумя иерархами и духовные нити между Патриархом и русским зарубежьем.

http://pravmir.ru/svyatejshij-patriarx-a...

Скачать epub pdf 17. Сретение Господне. О встрече с Господом (Лк. 2:22–40) «Ныне отпущаеши раба Твоего, Владыко, по глаголу Твоему с миром» ( Лк. 2:29 ). Через 40 дней после Рождества Христова святая Церковь празднует Сретение Господне. Это потому, благочестивые слушатели; что в сороковой день после рождения Христа Спасителя Пречистая Приснодева принесла Его из Вифлеема в Иерусалимский храм, чтобы «представить, как первенца пред Господом» и совершить для Себя Самой обряд очищения. Еврейский народ считался богоизбранным, и должен был своих первенцев мужского пола посвящать на служение при скинии, а потом при храме. Когда же было избрано колено левино (левиты) на постоянное служение при храме ( Чис. 8:11 ), то за своих первенцев каждая семья приносила выкуп (5 сиклей, или 4 рубля). Еврейская женщина по рождению младенца считалась нечистой и в течение семи дней, а затем ещё 33 дня не могла являться в храм, после чего приносила голубицу (голубя) и очистительную жертву за грех, и другую голубицу (или овцу) – в жертву всесожжения. Так было, и на 40-й день после рождения Богомладенца. Вместе с праведным Иосифом Богоматерь принесла Его в храм. Здесь встретил их старец Симеон. В Евангелии сказано о нём, что он был праведен и благочестив. По толкованию святителя Дмитрия Ростовского , у евреев праведным считался человек, выполняющий правду Божию о людях, т. е. любящий их и служащий им. Благочестивым назывался человек, соблюдающий истину о Боге, т. е. любящий Его и служащий Ему. Таким образом, праведный и благочестивый выполнил весь ветхозаветный закон, – закон и пророки, когда любил Бога и человека и служил им. Таковым и был старец Симеон. В Евангелии ещё сказано, что Дух Святой был на нём. В Ветхом Завете Святой Дух почивал обычно на пророках, которые обличали еврейский народ за пороки и отступления от Бога и пророчествовали о грядущем пришествии в мир Мессии, как Избавителя и Спасителя народа от духовной гибели. Об этом же и пророчествовал старец Симеон и теперь, когда встретился лицом к лицу с младенцем Христом в Иерусалимском храме.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Vete...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010