Так, когда мы голодны, не грех поесть, хотя голод возник вследствие греха праотцев. И месячные у женщин не грешны, ибо происходят от их естества. Несмотря на это, из–за несовершенства нашей природы мы оскверняемся против воли, и человек отвечает как за грехи, сотворенные сознательно, так и за те, что совершены невольно. Предоставьте женщин собственному разумению, и если они во время месячных не осмелятся подходить к таинству плоти и крови Господних, следует похвалить их за благочестие. Если же они, привыкнув к благочестивой жизни, захотят принять это таинство, не следует, как мы уже сказали, им в этом препятствовать. Если в Ветхом Завете рассматриваются обстоятельства внешние, то в Новом Завете главное внимание уделяется не тому, что вовне, а тому, что внутри, и наказание за это налагается с большей осторожностью. Тогда как закон запрещает есть многие вещи как нечистые, Господь в Благовествовании Своем говорит: «Не то, что входит в уста, оскверняет человека, но то, что выходит из уст, оскверняет человека» . И после этого поясняет: «ибо из сердца исходят злые помыслы» . Отсюда совершенно ясно, что всякая скверна, как показано Всемогущим Богом, исходит из скверны мысленной. Так и апостол Павел говорит: «Для чистых все чисто, а для оскверненных и неверных нет ничего чистого» . И далее, говоря о причине этого осквернения, он добавляет: «но осквернены и ум их, и совесть» . Посему, раз никакая еда не испортит того, чья душа не подвержена порче, почему должно считаться нечистым то, что у чистой душой женщины исходит от ее естества? Мужчина, имевший сношение со своей женой, не должен входить в церковь, пока не омоется, и, даже омывшись, не может он входить сразу. В древности закон гласил, что мужчина после сношения с женщиной должен омыться и не входить в храм до заката , но это следует понимать и в духовном смысле. Когда мужчина имеет сношение с женщиной, их души совместно устремлены к удовольствию плотского вожделения; поэтому, пока огонь вожделения не угас в его душе, он не должен появляться среди верующих в храме, обремененный грешными желаниями.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=107...

Так что, кто бы ты ни был, ты не напрасно сюда пришел. А еще Господь своим ученикам сказал: «даром получили, даром давайте». И каждый священнослужитель силу совершать Таинства получает даром, через рукоположение епископа. Поэтому священник не имеет права требовать платы за то, что он делает, как священник, и отсутствие у тебя денег не может быть причиной отказа, например, в Соборовании. Но все-таки далее Господь не повелевает Своим посланцам перед дорогой запастись всем необходимым, чтобы ни от кого принципиально ничего не брать. Совсем напротив, Он говорит: «Не берите с собою ни золота, ни серебра, ни меди в пояса свои, ни сумы на дорогу, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, ибо трудящийся достоин пропитания» ( Мф. 10:9–10 ). Пропитание Своего служителя Христос все же возлагает на тех, к кому его посылает. Так что, если есть возможность, можешь, так или иначе, выразить свою благодарность священнику, вызванному тобою на дом. А если все происходит в храме, то тебе, скорее всего, назовут примерную сумму милостыни, которую, если хочешь, можешь внести. В четвертом апостольском чтении ( 2Кор. 6:16–7:1 ) апостол Павел, ранее сравнив нас с телом, члены которого неразрывно связаны друг с другом, теперь приводит другое сравнение: «Вы храм Бога живого, как сказал Бог: вселюсь в них и буду ходить в них; и буду их Богом, и они будут Моим народом. И потому выйдите из среды их и отделитесь, говорит Господь, и не прикасайтесь к нечистому; и Я приму вас. И буду вам Отцом, и вы будете Моими сынами и дщерями, говорит Господь Вседержитель. Итак, возлюбленные, имея такие обетования, очистим себя от всякой скверны плоти и духа, совершая святыню в страхе Божием». Сравнивая с единым телом, Господь подчеркивал нашу органическую неразрывность; в новом же сравнении Он указывает на святость и чистоту нашего союза. Подобно как из камней строится Божий храм, и мы собрались, чтобы Бог был посреди нас, и даже в нас. Но для этого надо быть чуждыми всякой нечистоты. Вообще нечистота появилась не из прекрасно созданного Богом мира, но из человеческого сердца, неправильно распорядившегося своей свободой. Поэтому очищение вовсе не в том, чтобы тщательно отмываться от всего окружающего.

http://azbyka.ru/otechnik/Vyacheslav_Rez...

Тело Христово ! Совсем разные, непохожие, но – братья и сестры одной нераздельной семьи. Откровение, восприняв которое, уже не сможешь стать опять развинченным и формальным «захожанином». Здесь воочию наблюдаешь, что « любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится, не бесчинствует, не ищет своего, не раздражается, не мыслит зла, не радуется неправде, а сорадуется истине; все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит » ( 1Кор. 13:4-7 ). Это ошеломляет, когда вдруг осознаешь, что вся теоретическая, «идеальная» модель поведения христианина воплощена реально и множественно вокруг тебя. Что не только отдельные «православные чудики», но общество в массе может, оказывается, жить именно так, как и описано в Новом завете, в точном и полнокровном духе заповедей Христовых, и наиболее точно именно по главной заповеди, Новой: « Заповедь новую даю вам, да любите друг друга; как Я возлюбил вас, так и вы да любите друг друга » ( Ин. 13:34 ). Матушка лет 90, маленькая и согбенная, своими немощными узловатыми ножками в древних тяжелых сапогах проходила самые трудные участки мокрого глиняного месива тихо и безропотно, и чем дальше шла, тем увереннее и смелее становился ее шаг. И не мешали ей ни комары, ни палящее солнце, ни пауты с крупного шмеля размером, ни вязкая топь под ногами, ни увесистая котомка на палке за спиной, ни поваленные поперек тропы деревья. И трудно было найти человека с более разглаженным и умиротворенным ликом во храме Белогорской обители в конце крестного хода. На 140 километров ближе к Царствию Небесному! Худенькая и почти прозрачная молодая девушка, сестрица о Христе, прошла 53 километра в один день в зной и по каменистой дороге то неся на руках, то толкая в коляске свое годовалое дитя. И ведь было видно, как труден для нее такой подвиг; но, типично городской и далеко не спортивной внешности, она под конец дня выглядела лучше, чем перед переходом, а тихая радость на ее лице просто освещала все вокруг. А ее девочка за весь день (мотаясь и подпрыгивая по неровной дороге в коляске, в духоте и безжалостно кусаемая комарами, несмотря на накомарник) заплакала на минутку лишь один раз, уже в самом конце пути, остальное время лучезарно улыбаясь всему вокруг.

http://azbyka.ru/way/prostye-ljudi-o-bog...

То есть пророчество Иоанна имеет непосредственное отношение к современникам. Оно относится не к отдаленному будущему, но к настоящей ситуации семи церквей в Азии. Это их ситуация эсхатологична. Непосредственно за нею наступает конец истории. Книга Откровения чрезвычайно богата символами. И эти символы обладают силой преображенного восприятия мира. Но они действуют не только с помощью словесных картин. Их смысл во многом определяется композицией книги. Удивительно тщательная литературная композиция книги создаёт сложную сеть литературных ссылок, параллелей и контрастов, которые придают смысл частям и целому. Для иллюстрации этого наблюдения рассмотрим специфическую тему эсхатологии — тему “удержания” Конца. Темы “промедления” и “удержания” Сам термин “удержания”, или “удерживающей силы” находится во Втором послании к Фессалоникийцам. Феномен “удерживающего” или “удерживающей силы” представлял собою мучительную загадку для экзегезы начиная со II века. Вот то место, где говорится о некоей силе, которая “удерживает” эсхатологическое событие явления антихриста: “Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает (to katechon) открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (ho katechn) теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего” (2Фесс.2:3–8). Этот отрывок написан сознательно таинственным языком намёков. Цель — не загадочность сама по себе, но побуждение к вниманию и размышлению. При этом следует учесть, что получатели послания в принципе могли понять смысл написанного ( “Не помните ли?” ). Функция “катехона” — препятствовать появлению антихриста, точнее, до определённого момента удерживать явление “антибога”. То есть “удерживающее” начало (и в среднем и в мужском роде) — некая позитивная сила. Что же такое — это “удерживающее”? Кто этот “удерживающий”? Концепция антихриста здесь чисто религиозная, абсолютно не политическая. Следовательно, то же самое должно быть постулировано и относительно “удерживающего”.

http://azbyka.ru/apokalipsis/arkhimandri...

То есть пророчество Иоанна имеет непосредственное отношение к современникам. Оно относится не к отдаленному будущему, но к настоящей ситуации семи церквей в Азии. Это их ситуация эсхатологична. Непосредственно за нею наступает конец истории. Книга Откровения чрезвычайно богата символами. И эти символы обладают силой преображенного восприятия мира. Но они действуют не только с помощью словесных картин. Их смысл во многом определяется композицией книги. Удивительно тщательная литературная композиция книги создаёт сложную сеть литературных ссылок, параллелей и контрастов, которые придают смысл частям и целому. Для иллюстрации этого наблюдения рассмотрим специфическую тему эсхатологии — тему " удержания " Конца. Темы " промедления " и " удержания " Сам термин " удержания " , или " удерживающей силы " находится во Втором послании к Фессалоникийцам. Феномен " удерживающего " или " удерживающей силы " представлял собою мучительную загадку для экзегезы начиная со II века. Вот то место, где говорится о некоей силе, которая " удерживает " эсхатологическое событие явления антихриста: " Да не обольстит вас никто никак: ибо день тот не придет, доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога. Не помните ли, что я, еще находясь у вас, говорил вам это? И ныне вы знаете, что не допускает (to katechon) открыться ему в свое время. Ибо тайна беззакония уже в действии, только не совершится до тех пор, пока не будет взят от среды удерживающий (ho katechn) теперь. И тогда откроется беззаконник, которого Господь Иисус убьет духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего " (2 Фесс 2,3-8). Этот отрывок написан сознательно таинственным языком намёков. Цель — не загадочность сама по себе, но побуждение к вниманию и размышлению. При этом следует учесть, что получатели послания в принципе могли понять смысл написанного ( " Не помните ли? " ). Функция " катехона " — препятствовать появлению антихриста, точнее, до определённого момента удерживать явление " антибога " . То есть " удерживающее " начало (и в среднем и в мужском роде) — некая позитивная сила. Что же такое — это " удерживающее " ? Кто этот " удерживающий " ? Концепция антихриста здесь чисто религиозная, абсолютно не политическая. Следовательно, то же самое должно быть постулировано и относительно " удерживающего " .

http://religare.ru/2_22914.html

11:12 ). Понятно, как это исполнилось в Новом Завете. В Ветхом Завете содержатся пророчества о том, что на Христа будут лжесвидетельствовать. В 34м псалме Давида: «Восстали на меня свидетели неправедные: чего я не знаю, о том допрашивают меня» ( Пс. 34:11 ). На Господа одно из лжесвидетельств было о том, что Господь собирается разорить Храм. Формально это как бы напоминало истину, это описано при эпизоде первой Пасхи общественного служения у Иоанна Богослова. Христа Спасителя спрашивают после описания изгнания торгующих из храма: «Каким знамением Ты докажешь нам, что имеешь власть так поступать?» Это таинственное описание из 2й главы Евангелия Иоанна Богослова, которое с трудом согласуется с синоптическим описанием, и произошло уже после Входа Господня в Иерусалим уже на Страстной, за неделю до Крестной смерти. О том, как можно понимать изгнание торгующих из храма в самом начале четвертого Евангелия, речь будет позднее. В данный момент нам интересно то, как исковеркали Его слова. И вот Христос им отвечал: «Разрушьте Храм сей, и Я в три дня воздвигну его». Он не говорил: «Я разрушу этот Храм, и в 3 дня воздвигну его», как на него лжесвидетельствовали. Он говорил о храме Тела Своего, которое Он действительно воздвиг тридневно, как писано. О безгласии перед обвинителями говорится у прор. Исаии: «Он истязуем был, но страдал добровольно и не открывал уст Своих; как овца, веден был Он на заклание, и как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» ( Ис. 53:7 ). Эти слова теперь читаются при совершении Проскомидии перед Божественной Литургией при приготовлении Святого Агнца, когда Его надрезают. Формально это место не цитируется в Четвероевангелии, но фактически все Евангелисты отмечают безгласие Христа, отмечают, что Христос Спаситель молчал, молчал Он на одре у Пилата, молчал на суде у Ирода, понимая, что все для вопрошающих уже заранее решено и нечего отвечать. О поругании и оплевании Господа говорит тот же ветхозаветный евангелист Исаия в 50й главе.

http://azbyka.ru/novyj-zavet-vvodnaya-ch...

37 ...кто жаждет, иди ко Мне и пей. 38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой ( Ин. 37:38 ). Евангелист Иоанн поясняет: Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен ( Ин. 37:39 ). В силу такого пневматологического понимания слов Иисуса о воде жизни Евангельское чтение Ин. 7, 37–52; 8, 12 нашло себе место в Литургии праздника Пятидесятницы. И если в Ин. речь идет о празднике Кущей, то в православном литургическом календаре он наслаивается на празднование Пятидесятницы, в основе которого лежит другой иудейский праздник. Причем, что интересно, задействованным оказывается не только последний, восьмой день праздника, но и его половина (слав. npenoлobe1hie 829 ). Мы привели яркий пример того, как, кажется, чистое, высокое, очень символичное богословие (о Духе как о воде Жизни или живой воде) в Ин. базируется на великолепном знакомстве с исторической действительностью и самом что ни на есть реалистичном ее воспроизведении, ни в коем случае ее не искажая и не «подгоняя» под богословие. Для полноты картины обратим внимание еще и на то, что упомянутое Евангельское чтение православного праздника Пятидесятницы включает в себя одиночный стих 8, 12, добавленный к 7, 37–52. Он содержит знаменитые слова Христа: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни. Какими бы самодостаточными ни казались эти слова, они также укоренены в обычае все того же праздника Кущей, так как сказаны на фоне еще одной его примечательной церемонии. Во Дворе Женщин при храме возжигались светильники, причем в таком количестве, что храмовый двор утопал в свете 830 . То же самое касается и слов Иисуса на том же празднике: «...если не уверуете, что это Я, то умрете во грехах ваших» ( Ин. 8, 24 ; ср. ст. 28), где «это Я» (точнее, «Я есмь»=ЕК) есть греческий эквивалент (в переводе LXX: e)gw/ei)mi) еврейского Имени Божия 831 , также задействованного в праздновании 832 .

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/hristos...

«Агнец» – это истинно библейский символ. В Библии мы находим козла отпущения, агнцев для жертвоприношения в храме. И самое главное, закланного пасхального агнца. В Новом Завете «Агнец» становится одним из имен Иисуса: Агнец Божий. И вы должны знать, что хлеб, используемый для Святой Евхаристии, в Православии называется Агнцем. В католической церкви он называется host – гостия, от слова hostia (лат.) – жертва; оно также означает Агнца. Этот образ повторяется на протяжении всего Евангелия и в Апокалипсисе используется 38 раз, Иисус – это Агнец, Который побеждает, Агнец, через Которого Бог побеждает всех врагов, но Он и Агнец, Которого принесли в жертву, Который умер и воскрес. Вот мы наконец и добрались до Креста. Иисус Христос, Сын Божий, Бог, Агнец Божий, Жизнь, Свет, Истина, Путь, Мир, Сила, Спасение, Освящение – все эти слова сказаны о Христе в Священном Писании , то есть в 27 канонических книгах Нового Завета. Но самое главное во всем этом то, что Он должен пострадать и умереть. Чтобы Господь победил, Его должны предать, оставить, отдать в руки язычников, предать смерти. Смерти, которая согласно Закону Моисея была проклятием, потому что в Законе Моисеевом сказано: «Проклят пред Богом всякий повешенный на дереве». Он должен был умереть именно этой смертью и никакой другой – в руках язычников, как разбойник, вместе с другими разбойниками. И все это должно произойти – о в этом и состоит христианское Евангелие – для победы Господа на планете Земля. Все это должно произойти. А начинается все с зачатия в утробе Пресвятой Девы. Мы иногда говорим сокращенно – мы пару раз говорили об этом вчера, – что в православии все Евангелие и победа Господа и Иисуса Христа заключается в чреве Пречистой Девы и гробнице Иосифа Аримафейского. Исаия предсказывает, что Он будет «погребен у богатого», и действительно, этот богатый человек снял тело Иисуса в креста и положил в свой собственный новый гроб. Таким образом, Иисус из Назарета – Господь, ставший человеком. Он само Слово Божие и через Него все начало быть. В Нём, через Него и для Него держится мир. Он рука Божия, dmiourgos. Так говорит о Нем Библия . Он действительно Бог и действительно становится человеком, чтобы пострадать и умереть и обеспечить победу Бога, и таким образом показать, что именно Он Помазанник.

http://azbyka.ru/otechnik/Foma_Hopko/pon...

В каждом новом историческом действии видится образ первообраза – библейского со-бытия. Важно было увидеть и установить эту эпифаническую и духовную связь реальностей. Прежде всего, они присутствуют в Божественной литургии, когда здесь (в храме) и сейчас (служба ведется только в настоящем времени) происходит сопереживание событий прежде бывших в земной жизни Спасителя и Богородицы и ныне во время службы повторяющихся. На этом же уровне эпифанического взаимодействия расценивались и исторические события. Между ними также можно провести ретроспективную историческую аналогию. Важнее, однако, оценка действий Богом поставленного князя через призму Священного Писания, которое есть единственный критерий оценки поступков человека. Горько плачет пророк Иеремия о судьбе Израиля, отпавшего от Бога Истинного и поклонившегося языческим идолам, устремившегося к земным ценностям. «Так говорит Господь: остановитесь на путях ваших и рассмотрите, и расспросите о путях древних, где путь добрый, и идите по нему, и найдете покой душам вашим. Но они сказали: «не пойдем»» (Иеремия: 6. 16). Тогда возвещает пророк волю Божию и предупреждает о пленении Израиля Вавилоном. Но не внемлет возгордившаяся Иудея словам пророка и сбывается прореченное о ней. Забывает и Игорь Святославич Бога Истинного, т. е. становится по сути дела, как и его предки, язычником, а потому и выступает праправнуком языческого Даждьбога, ибо дед Игоря, Олег Святославич [Гориславич] дважды назван в «Слове» «Даждьбожьим внуком», идет за земными ценностями – славой, не внемлет предупреждению – солнечному затмению, и в результате попадает в половецкий плен. Это будто бы о нем пишет пророк Иеремия: «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (10; 2). В ветхозаветных и новозаветных событиях древнерусский книжник – автор «Слова» – увидел эпифаническую связь и провел параллель в развитии разновременных событий, а потому и попытался через скрытые экзегезы из книги пророка Иеремии прояснить их духовный смысл.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=994...

В наиболее емкой форме этот тезис развит Иисусом в беседе с иудеями в храме Иерусалимском: Сказываю вам, что отнимется от вас Царство Божие и дано будет народу, приносящему плоды его ( Мф. 21:43 ). В этой беседе Иисус говорит о Себе как о камне, который отвергли строители, но который сделался главой угла ( Мф. 21:42 ). Впоследствии учение Иисуса о новом Израиле будет продолжено апостолом Павлом. Критерий веры для него, как и для Иисуса, является ключевым: Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона. Ибо преткнулись о камень преткновения… ( Рим. 9:30–32 ). Павел ставит серию вопросов и дает на них ответы: Неужели Бог отверг народ Свой? Никак… Неужели они преткнулись, чтобы совсем пасть? Никак. Но от их падения спасение язычникам ( Рим. 11:1, 11 ). Иными словами, благодаря тому, что израильский народ не уверовал, открылась возможность спасения язычников. В исторической перспективе это было именно так: после того как первые попытки проповеди апостолов среди иудеев не увенчались успехом, Церковь – прежде всего под воздействием Павла – приняла решение обратить основное внимание на язычников. Именно с этого момента она начала стремительно расти. При этом апостол Павел продолжал считать, что неверие израильтян носит временный характер: ожесточение произошло в Израиле отчасти, до времени, пока войдет полное число язычников; и так весь Израиль спасется ( Рим. 11:25–26 ). Павел искренне надеялся, что рано или поздно израильский народ уверует в Христа и все будут помилованы ( Рим. 11:33 ). Капернаумский сотник был одним из тех самых язычников, которые получили праведность от веры. История спасения язычников начинается не с Павла, а с Иисуса. Именно Он был Тем, Кто – вопреки прочно установившимся в Израиле обычаям – обратил внимание на язычников. Отношение иудеев к язычникам было крайне презрительным, их не считали за людей: слова Иисуса в Мф. 18:17 (да будет он тебе, как язычник и мытарь) вполне отражают это умонастроение. Однако для Самого Иисуса такое отношение не было характерно. Безусловно, Его проповедь была адресована иудеям, Он считал, что послан только к погибшим овцам дома Израилева ( Мф. 15:24 ), и мы не находим в Евангелии ни одного случая, когда Он проповедовал бы перед группой язычников. Однако Он не отказывал язычникам в исцелении, когда они обращались к Нему с верой, и в беседах с иудеями приводил в пример веру язычников, как это было в случае с капернаумским сотником.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010