15 Предыдущий стих, казалось, может свидетельствовать об отстраненности Иисуса от борьбы Своего народа на Земле. Но наш небесный Первосвященник не может не сострадать нам в немощах наших, потому что Он, подобно нам, искушен во всем, кроме греха. Время греческого глагола (pepeirasmenon, «был искушен») указывает на то, что вознесенный Христос несет с Собой земной опыт противостояния греху, то есть Он сохраняет знание о том, что значит быть искушаемым, подобно нам. Но знания Иисуса о наших немощах не означают, что Он Сам согрешил (ср.: 9:14; Ин. 8:46 ; 2Кор. 5:21 ; 1Ин. 3:5 ). Он должен был уподобиться нам «во всем» (2:17; kata panta) и был искушен, как и мы, во всем (2:17, kata panta) (4:15). Однако быть искушаемым не означает согрешить. Иисус был как Адам, до того как он восстал против Бога: у Него не было истории греха и была свобода не согрешить. Вместе с тем это не умаляло Его человеческой природы! Действительно, только Он, сумевший противостоять искушению до конца, знает всю его силу. В борьбе Иисуса за исполнение воли Отца перед лицом всяческих трудностей (5:7–8; 12:2–3) проявилась Его человеческая природа – с той лишь разницей, что только Он мог спасти нас от силы и наказания греха. 16 В основе призыва приступить с дерзновением к престолу благодати лежит, в частности, учение о том, что Иисус может сострадать нам в немощах наших. Он воцарился на небе рядом с Богом как небесный правитель, восседающий на престоле благодати. Идея о приближении к Богу отчетливо выражена в Послании к Евреям (7:19,25; 10:1,22; 11:6; 12:18,22). Ветхий Завет обеспечивал ограниченный доступ к Богу через систему жертвоприношений в скинии или в храме. Но с первосвященническим служением Иисуса вводится лучшая надежда, посредством которой мы приближаемся к Богу (7:19). Получить доступ к Богу через Иисуса означает получить по вере спасение, которое Он сделал возможным для нас (7:25; 12:22–24). Постепенное приближение (букв. значение глагола proserhometha в настоящем времени здесь и в 10:22) означает, что в новом завете отношения с Богом устанавливаются непосредственно через молитву, что свидетельствует о милости к прошлым прегрешениям и обретении благодати для благовременной помощи. Такое обращение к Богу за помощью у современных христиан должно сопровождаться доверием Богу (греч. meta parresia, ср.: 3:6; 10:19), несмотря на самое искреннее признание своих грехов.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/novy...

5). Скиния, построенная им, не была истинной потому, что она была подражанием виденному нм на горе небесному храму. Однако и подражание, хотя и бывает само по себе несовершенно, однако не воспрещается, но, как мы видим, повелевается. Таким же подражанием небесному храму Божию являются и наши христианские храмыхраме стояще, читается у нас, на небеси стояти мним). Ст. 4. «Если бы Он (Христос) оставался на земле, то не был бы и священником». Этими словами апостол хочет высказать не то, что вообще для людей, пребывающих на земле, невозможно быть священниками (тогда бы здесь отрицалось всякое человеческое священство), но то, что именно Христос, происходивший из колена Иудина, а не Левиина, не мог на земле среди иудейского народа быть первосвященником, что Он открыл Свое первосвященничество только тогда, когда восшел на небеса и там, в небесном чертоге Божием, предстал Отцу, чтобы всегда ходатайствовать за нас. Ст. 7–13. «Если бы первый завет был без недостатка, то не было бы нужды искать места другому. Но пророке, укоряя их, говорит: Вот наступают дни, говорит Господь, когда Я заключу с домом Израиля и с домом Иуды новый завет – вложу законы Мои в мысли их, и напишу их на сердцах их; и буду их Богом, а они будут Моим народом. И не будет учить каждый ближнего своего, и каждый брата своего, говоря: познай Господа, потому что все, от малого до большого, будут знать Меня». На эти слова обыкновенно указывают штундисты и Другие подобные Им сектанты в доказательство своего ложного учения о том, будто ныне не должно быть пастырей и учителей, будто в этом нет надобности, так как истинные христиане обладают достаточным познанием о Боге и не нуждаются в том, чтобы их кто-нибудь учил. Посмотрим, как должно понимать слова пророка, и какое заключение выводит из них апостол Павел. Пророк Иеремия созерцает в этом месте времена Нового Завета из отдаленности времен ветхозаветных. При этом то, что будет совершаться (и совершается) в Новом Завете постепенно, представляется ему совершившимся вдруг.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Kohomsk...

В современном информационном пространстве голос Церкви очень часто превращается в глас вопиющего в пустыне ( Ис. 40:3 ; Мф. 3:3 ). Он тонет в хоре других голосов, призывающих строить жизнь по иным нравственным стандартам, чем те, которые установлены Христом. Тем не менее голос Церкви прорывается через весь тот поток шума, который пытается заглушить его. Доля присутствия Церкви в информационных источниках, как правило, весьма незначительна. Но голос Церкви – это голос Божий. Те, кто не хотят прислушаться к нему, идут не только против общечеловеческих ценностей, не только против здравого смысла, они идут против Самого Бога. К ним, а еще в большей степени к тем христианам, которые отказываются следовать заповедям Христа и предпочитают жить по законам мира сего, обращено грозное предупреждение: Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее соленою? Она уже ни к чему негодна, как разве выбросить ее вон на попрание людям ( Мф. 5:13 ). 2. «Свет мира» Образы света и свечи продолжают и расширяют ту же тему, для раскрытия которой был использован образ соли. Тема света – одна из центральных в проповеди Иисуса, как она передана в Евангелии от Иоанна. В беседе с Никодимом Иисус говорит о Себе как о свете, который пришел в мир, но люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы ( Ин. 3:19 ). Позже, находясь в Иерусалимском храме, Он скажет иудеям: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни ( Ин. 8:12 ) 172 . Свет – важнейший символ во многих религиозных и философских традициях. В Новом Завете, в том числе в корпусе Иоанновых писаний, термин «свет» часто применяется по отношению к Богу. О каком свете говорит Иисус, когда призывает Своих учеников: Так да светит свет ваш пред людьми ( Мф. 5:16 )? Термин «свет» здесь понимается в переносном смысле: речь идет о добрых делах, которые должны отличать христиан от язычников. Христианская нравственность должна служить примером для окружающих: в этом смысле христиане должны быть подобны городу, стоящему на вершине горы.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

Здесь может быть много причин: кто-то использует христианство для чисто меркантильных интересов, для таковых Церковь – это сытая кормушка, это представители церковной номенклатуры; а кто-то ищет в Церкви преимущества политического характера, таковые, как правило, много говорят о патриотизме, но в храме появляются более чем редко, не соблюдают посты и не молятся; есть и такие, которые имитируют православность с единственной целью, подорвать Церковь из нутрии, это шпионы Ватикана, или протестантские засланцы, засланные к нам извне. Иногда человек может начинать как православный, потом его перевербовали, и он оказывается в одной из выше названных групп. Есть и откровенные грешники, проникающие в христианские общины с целью развратить народ Божий. Ибо нечистое стремиться к чистому с целью осквернить его. Таковые стремятся совращать христианских девиц и женщин, покушаются на целомудрие верных. Сказано: «Таковые бывают соблазном на ваших вечерях любви; пиршествуя с вами, без страха утучняют себя. Это безводные облака, носимые ветром; осенние деревья, бесплодные, дважды умершие, исторгнутые; свирепые морские волны, пенящиеся срамотами своими; звезды блуждающие, которым блюдется мрак тьмы на веки» ( Иуд.1:12–13 ); и еще: «К сим принадлежат те, которые вкрадываются в домы и обольщают женщин, утопающих во грехах, водимых различными похотями, всегда учащихся и никогда не могущих дойти до познания истины» ( 2Тим.3:6–7 ). Итак, образ этих любодеев ясно раскрыт в Новом Завете: они приходят на литургические собрания для непристойностей, объявляют себя учащимися для установления контактов с верующими, с намерением развратить их. Мне приходилось беседовать с одним таким, на мой вопрос, почему он охотится именно за верующими девицами? Он нагло ответил, что верующие девицы его более возбуждают… Мы должны опасаться таковых! Сказано, слова апостола Павла: «Я писал вам в послании – не сообщаться с блудниками; впрочем не вообще с блудниками мира сего, или лихоимцами, или хищниками, или идолослужителями, ибо иначе надлежало бы вам выйти из мира сего. Но я писал вам не сообщаться с тем, кто, называясь братом, остается блудником, или лихоимцем, или идолослужителем, или злоречивым, или пьяницею, или хищником; с таким даже и не есть вместе» ( 1Кор.5:9–11 ). То есть Библия не запрещает общаться с блудниками, если они безбожники, не знающие заповедей Божиих. Но, если кто-то, «называясь братом, остается блудником… с таким даже и не есть вместе». И в большей степени этот запрет на совместную трапезу относится к еретикам, которые совершают суть духовный блуд, погружаясь в ересь сами и погружая других.

http://azbyka.ru/otechnik/Oleg_Stenyaev/...

«Ибо Тот, о Котором говорится сие, принадлежал к иному колену, из которого никто не приступал к жертвеннику» (ст. 13). Мы знаем, что Господь принадлежал к колену Иудину, из которого происходили цари, а не священники. И при учреждении нового священства Господь Иисус Христос сделался и царем, мессией, помазанником, и первосвященником нового Израиля и, конечно, израильтян по плоти, если только они обращались ко Христу. В новом Израиле не важно, какого человек происхождения: еврей ли он и принадлежит к богоизбранному народу, или эллин, или скиф, или варвар. Потому что, родившись от Христа в купели Крещения, причащаясь Его Тела и Крови, мы становимся единой плотью с Ним и являемся новым народом, происходящим от Иисуса Христа и справедливо и разумно называемым христианами. «Ибо известно, что Господь наш воссиял из колена Иудина, о котором Моисей ничего не сказал относительно священства. И это еще яснее видно из того, что по подобию Мелхиседека восстает Священник иной, Который таков не по закону заповеди плотской, но по силе жизни непрестающей» (ст. 14–16). Господь стал священником, освятившись крестными страданиями и Воскресением из мертвых. Его священство никто никогда не сможет разрушить или отнять, и потому оно непоколебимо действует с того времени по сей день и пребудет во веки веков. И всякий сможет называться священником или архиереем только тогда, когда приобщится этого истинного священства. «Ибо засвидетельствовано: Ты священник вовек по чину Мелхиседека» (ст. 17). Не тот или иной священник или архиерей, а Господь наш Иисус Христос является священником вовек по чину Мелхиседека. И мы присутствуем в храме, где Он совершает все Таинства. Он посылает Свою благодать, освящающую нас иногда явно и ощутимо для нас, а иногда скрыто, но всегда действенно и могущественно. Понимаем ли мы это, будучи просвещенными, или не понимаем из-за невежества, из-за скудости и омраченности нашего ума, чувствуем ли это, будучи достойны, или не чувствуем, но в святой Православной Церкви сила Божия всегда будет действенна.

http://azbyka.ru/propovedi/apostolskie-p...

На время Пасхи паломники получали бесплатно кров и пищу. Конечно, все не могли уместиться в Иерусалиме и они останавливались в близлежащих городах и деревнях, в том числе в Вифании и в Виффагии. В период Пасхи люди были очень разгорячены. Воспоминания об избавлении из египетского плена вызывали у людей мысли и желания о новом избавлении от Рима. На время Пасхи в Иерусалим из Кесарии вводили особые отряды и размещали их в крепости Антония, возвышавшейся над храмом. Римляне понимали, что во время Пасхи всякое может случиться и они не хотели допустить этого. Иудейские власти также знали, что в такой взрывоопасной атмосфере арест Иисуса вполне мог вызвать мятеж. Ведь народ, с точки зрения Марка, все еще на Его стороне. Вот почему иудейские власти искали скрытых путей и возможностей арестовать Его до того, как широкие массы узнают об этом. Иудейские власти. Это не случайно, что отныне речь идет уже не о «традиционных» противниках Иисуса Христа, фарисеях, но о «первосвященниках и книжниках» ( Мк.14:1 ; то же Мк.14:43–53, 15:1, 31 ). Отныне земную участь Иисуса определяли те, кто чувствовали себя ответственными за веру и жизнь народа. К их решению разделаться с Иисусом у них были, как они справедливо полагали, веские богословские причины. Он открыто выражал недовольство всем ходом храмового Богопочитания с его жертвенным культом. Он называл современный Ему храм «вертепом разбойников»: «И учил их, говоря: не написано ли: дом Мой домом молитвы наречется для всех народов? а вы сделали его вертепом разбойников. Услышали это книжники и первосвященники, и искали, как бы погубить Его, ибо боялись Его, потому что весь народ удивлялся учению Его» ( Мк.11,17–18 ). Иисус изгонял торгующих из храма: «И когда Он ходил в храме, подошли к Нему первосвященники и книжники, и старейшины и говорили Ему: какою властью Ты это делаешь? и кто Тебе дал власть делать это?» ( Мк.11,27–28 ). А после притчи о злых виноградарях они «старались схватить Его, но побоялись народа, ибо поняли, что о них сказал притчу; и, оставив Его, отошли» ( Мк.12,12 ). Ввиду той симпатии, какую ко Христу испытывал народ, книжники и первосвященники не рисковали выступить против Него открыто. Поэтому «искали первосвященники и книжники, как бы взять Его хитростью и убить; но говорили: только не в праздник, чтобы не произошло возмущения в народе». б) Помазание в Вифании (Мк.14,3–9; Мф 26,6–13; Ин 12,1–8).

http://azbyka.ru/otechnik/Iannuarij_Ivli...

На ней каждый имел свое место 76 , и Иаков настаивает на том, что это место не должно зависеть от социального статуса члена общины. Все члены равны перед Богом, все они являются тем «царственным священством», о котором говорится в Первом послании Петра: Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет; некогда не народ, а ныне народ Божий; некогда непомилованные, а ныне помилованы ( 1Пет.2:9–10 ). Употребляя термины «род» (γνος) и «народ» (θνος, λας), апостол подчеркивает «кровное родство» между членами Церкви. Это родство обеспечивается не кровными связями между людьми, а «драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого Агнца, предназначенного еще прежде создания мира, но явившегося в последние времена...» ( 1Пет.1:19–20 ). В словах Петра о царственном священстве отражено раннехристианское представление о том, что христианский культ пришел на смену культу ветхозаветному, а христианское евхаристическое собрание – на смену Иерусалимскому храму. Священство же принадлежит не отдельной касте избранных, унаследовавших его от своих предков, а всему народу Божию: Ветхозаветное священство было поставлено на служение в храме, как целый род. В Новом Завете священство принадлежит всей Церкви. Христиане призываются к служению в ней каждый в отдельности, ибо никто не может приступить к крещению, не будучи призван Самим Богом… Каждый член Церкви призван Богом, Им поставлен, как член Церкви, через сообщение дара Духа… Каждый поставляется для служения царственного священства, но служат, как священники Богу и Отцу, все вместе… 77 Представление о царственном священстве всех христиан не умаляет иерархического характера Церкви, а наличие в Церкви иерархии не противоречит этому представлению. Структура древней Церкви, как мы видели из посланий Павла, не была анархичной. В ней с самого начала существовало служение управления, сосредоточенное в руках апостолов – ближайших учеников Христа, свидетелей Его жизни, смерти и воскресения.

http://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev...

на сем основании Апостол и говорит в этом же послании к Евреям (на русском): «Итак, братия, имея дерзновение входить во святилище посредством крови Иисуса Христа, путем новым и живым, который Он вновь открыл нам чрез завесу, то есть, плоть свою» ( Евр.10:19, 20 ). Этими словами Апостол ясно изобличает ваше ложное понимание о земном святилище, которое для вас ныне находится ненужным, и вы заменяете его небесным святилищем, куда одним духом надеетесь войти, но Апостол не о небесном святилище говорит, а о земном, и не в небесное святилище повелевает нам входить дерзновенно с кровью Христовою, но в земное, а посему и упоминает о двух путях, о ветхом и новом, то есть, о ветхозаветной жертве и о новозаветной – Христовой. Там, древним путем входил один первосвященник и однажды в год с кровью животных во святилище ( Евр.9:7 ); ныне же новым путем всякий день священницы имеют дерзновение входить во святилище с кровью Христовою; на сем основании Апостол и говорит о своем христианском жертвеннике: «Мы имеем жертвенник, от которого не имеют права питаться служащие скинии» и дальше объясняет о ветхих жертвах и о новой христианской жертве; посему если судить по вашему и не иметь ныне земного святилища по подобию древнего, то эти слова Апостола были бы совершенно лишни, так как в них он упоминает о своем алтаре или жертвеннике, к которому никак не должны приступать древние священнослужители, которые приносили в жертву животных, между тем как новозаветные священнослужители приносили на своих жертвенниках новую христианскую жертву, тело и кровь Господа нашего Иисуса Христа. Молок. Хотя ваше толкование о земном святилище и правильно, и мы согласны поверить вам и принять ваше толкование, но каким образом должно понимать те слова Апостола, которые содержатся в 24-м стихе девятой главы, где ясно сказано, что Иисус Христос вошел не в рукотворенное святилище, в самое небо. Итак, скажите нам, как должно разуметь эти слова? Христ. Этими словами Апостол поясняет о всесовершеннейшей жертве Христовой, которою Он нас вполне примирил с Богом: «Аще бо врази бывше примирихомся Богу смертию сына его,» говорит Апостол ( Рим.5:10 ; 2Кор.5:18–19 ; Колос.1:22 ; Рим.5:16–19 ; Еф.2:12–18 ; 1Пет.2:9.10 ; Ин.3:14–18 ; Рим.3:23, 25 , – 4:24–25).

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/besedi-p...

Но это разъяснил другой пророк, говоря от лица Бога: “Небо — престол Мой, а земля — подножие ног Моих”(Ис. 66, 1.). Давид повелевает поклоняться подножию Бога, другой пророк говорит, что земля — подножие ног Его. Разве повелевает Давид поклониться земле? Нет. Когда ты слышишь: “Земля — подножие ног Моих”, — не думай, что говорится только о земле, по которой мы ходим; пророк говорит, что вся земля, каждое живое существо, каждое создание — подножие ногам Божиим. Честнее всякого живого существа и всякого создания на земле — Церковь Господа Бога Вседержителя, и находящиеся в ней святые предметы. Так повелел Сам Господь Бог. Пророки же и апостолы чтили храм более всего и заповедали поклоняться ему и почитать его; и люди все через храм спасались и спасаются. Хорошо сказал пророк, что земля и все, что на ней, есть подножие ногам Божиим. Давид праведно заповедал поклоняться подножию ног Божиих, то есть храму. Сам Давид свидетельствует, что и храм Божий, и подножие ног Божиих — одно, ведь он прежде сказал: “Поклонюсь святому храму Твоему”, — сейчас же повелевает поклоняться подножию ног Его. Если бы не был храм подножием ног Божиих, не повелел бы Давид поклоняться как храму Божьему, так и подножию ног Божиих. Как в Ветхом завете храм и Божественные предметы в нем были подножием ног Божиих, так и в Новом завете храм, животворящий Крест честной, Божественные иконы и другие освященные предметы суть подножие ног Божиих. Также и Иеремия свидетельствует, что храм Божий и подножие ног Божиих — одно и то же. Иеремия, оплакивая Иерусалим, говорит: “Как помрачил Господь во гневе Своем дщерь Сиона! с небес поверг на землю красу Израиля и не вспомнил о подножии ног Своих в день гнева Своего”(Плач. 2, 1.). Дщерью Сиона Писание называет народ Сиона, который помрачил Господь, предав его в плен халдеям, и красу Иерусалима сверг с небес. Как дьявола низринул с небес, так и красу Иерусалима, то есть красу Иудеи, отверг от Себя Господь из-за их грехов: были преданы они разным народам на поругание. “Не вспомнил о подножии ног Своих” означает, что не вспомнил Господь о святом Своем храме, но и его предал на бесчестие и осквернение. Видишь, подножие ног Его и храм — одно и то же! Потому и Моисей, и Давид, и бывшие с ними люди поклонялись храму, который есть подножие ног Божиих. И если бы Моисей не поклонялся храму — не поклонялся бы ему и Давид, ибо ничего от себя не делали пророки, но поступали так, как повелел законодатель Моисей. Если Давид поклонялся храму, как сам он свидетельствует, то достоверно известно, что и Моисей поклонялся храму. И если Моисей и Давид поклонялись храму, ясно, что и все люди вместе с ними поклонялись. Ведь Моисей — великий законодатель, Давид же — царь и пророк, от Бога посланный править Израилем, Его владением. И если законодатель Моисей и царь и пророк Давид поклонялись храму — как мог весь народ не поклоняться храму, видя законодателя и пророка-царя, посланных Господом Богом, поклоняющихся храму?

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=722...

РЕГИОНАЛЬНЫЙ ОБЩЕСТВЕННЫЙ ФОНД ПАМЯТЬ МУЧЕНИКОВ И ИСПОВЕДНИКОВ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ Священномученик Онуфрий (Гагалюк), архиепископ Курский. Смысл православных праздников. Опубликовано: 19 августа 2022 Не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего. Итак, будем через Него непрестанно приносить Богу жертву хвалы, то есть плод уст, прославляющих имя Его. (Евр. 13, 14-15) Почему так много в Православной Церкви больших праздников? К чему это? Ведь таким образом пропадает масса времени, каждый нерабочий день приносит много убытков стране. Подобные вопросы возникали и раньше, не говоря уже о сегодняшнем дне. Как же отвечать на это православным христианам? Церковные праздники имеют целью отвлекать христианина хотя бы на короткое время от земли, ее интересов. Они напоминают нам, что мы не только граждане земли, а и неба (Евр. 13, 14). Они говорят нам о новой земле и новом небе, куда мы призываемся после смерти тела для вечной жизни (2 Пет. 3, 13). Земля и так уже заполонила нас, тянет к себе всеми своими способами, мы к земле прильнули и не желаем расстаться с ней. А расстаться необходимо, потому что смерть ожидает решительно всех. Как человек, привыкший жить в душной комнате, ленится выйти на свежий чистый воздух, так и люди в большинстве своем предались земным интересам, и не тянет их подышать чистым святым воздухом неба. Пусть неприятным будет напоминание всем, не признающим больших церковных праздников, пусть они уходят от Бога и вечной жизни, а Церковь Православная все же будет звать к Богу в дни своих праздников, потому что истинно Христово речение: не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих (Мф. 4, 4; Втор. 8, 3). Праздники святые не только напоминают нам о Боге и вечной жизни за гробом, но вместе и приготовляют нас, сынов земли, к общению с Богом и вечной блаженной жизни. Всякое пребывание наше в храме Божием, соединенное с истинной молитвой и покаянием в своих грехах, а особенно в дни поста и очищения себя в Таинстве Исповеди и приобщения Христовых Таин, приближает нас к Богу и является этапом нашего внутреннего возрождения в духовной жизни. Ведь спасение наше – сложный духовный процесс: оно есть преображение наше из ветхого человека с его страстями – в нового человека, созданного по Богу, в праведности и святости истины (Еф. 4, 24).

http://fond.ru/slovo-novomuchenikov/752-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010