5) Какими местами новозаветного Писания доказывается необходимость для христиан почитать священные изображения? 5) а) Христос посещал храм Иерусалимский, учил в нем народ, но никогда не говорил, что священных изображений, бывших в храме, не нужно; напротив, изгнав из храма нарушивших святость его, Он сказал: «не написано ли: дом Мой – домом молитвы наречется для всех народов» ( Марк. 11:17 ). б) Св. Апостолы тоже часто посещали храм Иерусалимский, учили в нем и даже издалека приходили к нему для поклонения ( Деян. 24:11 ), очевидно, вследствие глубокого почитания той святыни, какая была в нем и какую он представлял сам собой. Ап. Павел говорит: «подражайте мне, как я Христу» ( 1Кор. 4:16 ). Почитая храм и св. изображения, мы и подражаем св. Апостолу и Самому Христу. 6) Если в Ветхом Завете дана заповедь о св. изображениях, а в Новом она нигде не отменена, то может ли человек сам ее отменить? 6) Конечно, нет! «Не думайте, сказал Спаситель, что Я пришел нарушить закон или пророков; не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдут небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших, и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном» (Мф. 5:17–19). 7) Почему в Ветхом Завете были изображения только херувимов, а не было изображений Бога и святых? 7) Бог никогда и нигде не запрещал Израильтянам иметь образ Его, но и не повелевал, ибо склонный к идолопоклонству и часто увлекавшийся язычеством еврейский народ легко мог обоготворить образ Божий, т. е. почитать его за Бога, как стал почитать за божество медного змия ( Числ. 21:4–9 ), которого поэтому и истребил царь Езекия ( 4Цар. 18:4 ). С другой стороны, Бога не могли изображать в Ветхом Завете и потому, что Святая Троица явила Себя людям только в Новом Завете. Что касается ветхозаветных святых, то их изображения в Ветхом Завете не могли чествоваться, ибо до совершенного Спасителем искупления мира все ветхозаветные праведники находились под проклятием, пока Христос, низойдя во ад, не освободил их от него ( 1Петр. 3:18–20 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Kalnev/...

Церковь созидается " на основании Апостолов и пророков " (Еф. 2, 20). Но пророки и апостолы не только были, но и остаются основаниями Церкви. Все достигшие святости занимают в Церкви особое положение. В Откр. (3, 12) сказано: " Побеждающаго сделаю столпом в храме Бога Моего " , то есть святые суть столпы Церкви. Находясь на небе, они продолжают пребывать в общении с верующими на земле. Святые — это прежде всего люди, стяжавшие любовь, и, следовательно, они не могут не помогать тем, кто нуждается в их помощи, потому что " Любовь никогда не перестает — говорит ап. Павел, — хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится " (1 Кор. 13,8). О предстательстве святых за живущих на земле в Новом Завете не говорится. Но это никак не может служить основанием, как полагают протестанты, для отвержения этого древнейшего верования Церкви. Вера в заступничество святых была неотъемлемой частью религиозных представлений людей Ветхого Завета. Господь Иисус Христос во время земной жизни, хотя и обличал многократно заблуждения фарисеев и книжников, нигде ни разу не высказался против подобной практики. В Ветхом Завете многократно сообщается о предстательстве святых за живущих на земле. Например, пророк Иеремия говорит: " И сказал мне Господь: хотя бы предстали пред лице Мое Моисей и Самуил, душа Моя не приклонится к народу сему " (Иер. 15, 1). О предстательстве святых здесь говорится как о чем-то вполне естественном. В 2 Мак. описывается, как Иуда Маккавей видел во сне бывшего первосвященника Онию: " ... видел, что он (Ония), простирая руки, молится за весь народ Иудейский " (2 Мак. 15, 12). Ония обращаыся к Иуде со словами, говоря о пророке Иеремии: " .. это братолюбец, который много молится о народе и святом городе, Иеремия, пророк Божий " (2 Мак.15,14). В Новом Завете также можно указать некоторое основание для учения о предстательстве святых за живущих: " ...тогда четыре животных и двадцать четыре старца пали пред Агнцем, имея каждый гусли и золотые чаши, полные фимиама, которые суть молитвы святых " (Откр. 5, 8).

http://sedmitza.ru/lib/text/443341/

2 . В этой формуле первое свойство Церкви есть «Божия» – той Θεο: оно показывает два «момента» в природе Церкви. Прежде всего, Церковь есть собрание народа Божия, который Сам Бог призвал к Себе. «Собирание» и выбор происходит от Бога. Только те, кто были избраны и призваны Богом, могут быть в Церкви. «Отче Святый! соблюди их во имя Твое, тех, которых Ты Мне дал, чтобы они были едино, как и Мы» ( Ин. 17: 11 ). Апостолы были даны Христу от Бога, и через апостолов те, кто уверуют благодаря их слову. Для апостола Павла, как и для апостола Иоанна, апостолы и все верующие составляют народ Божий. Совпадение между учениями апостола Павла и апостола Иоанна объясняется тем, что учение о народе Божием было «принято» апостолом Павлом как «предание». Особенность учения апостола Павла состоит в том, что он включает понятие народа Божия в понятие Церкви как Тела Христова. Этим объясняется то, что послания апостола Павла не развивают полностью учение о народе Божием. Далее, Церковь – «Божия», поскольку она принадлежит Богу. На горе Синай Бог заключил посредством Моисея завет ( διαθκη – berith) с еврейским народом 254 . Этот завет состоял в том, что Бог признал целый народ как Свой собственный, и Сам Бог стал его Царем. Моисей «взял книгу завета и прочитал вслух народу, и сказали они: все, что сказал Господь, сделаем и будем послушны» ( Исх. 24: 7 ). Принадлежность народа Богу определялась исполнением Закона, данного народу на Синае. Эта принадлежность была скреплена кровью. Моисей «послал юношей из сынов Израилевых, и принесли они всесожжения, и заклали тельцов в мирную жертву Господу [Богу]. Моисей, взяв половину крови, влил в чаши, а другою половиною окропил жертвенник... И взял Моисей крови и окропил народ, говоря: вот кровь завета, который Господь заключил с вами о всех словах сих» ( Исх. 24: 5–8 ). В Новом Завете народ принадлежит Богу совершенно особым образом. В Ветхом Завете принадлежность народа Богу не позволяла преодолеть трансцендентность Бога народу. «Вы приступили не к горе, осязаемой и пылающей огнем, не ко тьме и мраку и буре, не к трубному звуку и гласу глаголов, который слышавшие просили, чтобы к ним более не было продолжаемо слово» ( Евр. 12: 18–19 ). В Новом Завете эта трансцендентность устранена во Христе, поскольку Церковь как собрание народа Божия – это Сам Христос в Своем Теле. Народ Божий собран Богом уже не на Синае, как это было в Ветхом Завете, но в храме Тела Христова ( Ин. 2:21 ), через жертву на Голгофе. Не кровь тельцов скрепила печатью принадлежность народа Богу, но кровь Христа, пролитая Им раз и навсегда ( φπαξ – Евр. 7:27 ). В Церкви и через Христа происходит усыновление народа Богом. Во Христе весь народ стал возлюбленными сынами Божиими. Вот почему Церковь – «Божия»: она принадлежит Богу, как принадлежит Ему Христос.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Afanas...

Народу было сказано: твердо держите в душах ваших, что вы не видели никакого образа в тот день, когда говорил к вам Господь на горе Хориве из среды огня. Глас слов Его вы слышали, но образа не видели, а только глас ( Втор.4:15,12 ). По этой причине и невозможно было для народа изображать лице Божие. 15 . На каком основании в Новом завете в храмах сооружаются изображения святых апостолов и мучеников и святых угодников? До времени искупления все люди были под грехом и клятвою; посему ветхозаветные угодники и пророки не были тогда прославлены на небе, ибо не достигали обетований совершенства ( Евр.11:40 ), а только издали видели оные и радовались ( Евр.11:13 ). По этой причине в Ветхом завете, по установлению Божию, подлежали изображению и почтению только имена их, а не лица: И возьми два камня оникса и вырежь на них имена сынов израилевых… и положи два камня сии на нарамники ефода; это камни на память сынам израилевым; и будет Аарон носить имена их пред Господом ( Исх.28:9,12 ). На подире его был целый мир, и славные имена отцов были вырезаны на камнях в четыре ряда, и величие Твое было на диадеме главы его. Этому уступил истребитель и этого убоялся ( Прем.18:24–25 ). Но уже к концу Ветхого завета, ближе ко времени искупления и примирения человека с Богом, Бог научил через пророка Иезекиля изображать во храме и лица человеческие ( Иез.41:19 ) Без сомнения, это были лица ветхозаветных праведников. Назначение этих изображений было то, что они, предуказывая прославление, с пришествием Сына Божия, святых угодников, приуготовляли и располагали людей к мысли о почитании их изображений. И мы видим, что в Новом завете Иисус Христос обещает Своим апостолам прославить их ( Ин.17:22 ) и иметь их в общении с собою на небе ( Ин.14:2–3 ), как Своих друзей ( Ин.15:14–15 ); а Иоанну Богослову было показано, что святые угодники действительно предстоят на небе престолу Божию прославленными ( Откр.4:1–11 ): Он прославляет их принятием в общение с Собою, облачением их в белые одежды и увенчанием золотыми венцами.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

– Не ошибся Апостол Иаков, – ответил Никита, – а только в Новом Завете о Боге сказано, что Он не живет «в рукотворенных храмах» ( Деян. 17, 24 ). Я возразил: – То, что сказано о Боге кратко в книге Деяний, надобно понять и уяснить. – В самом деле, поставим еще вопрос: где же живет Бог ? За ответом обратимся не к нашему бедному и немощному разуму, а к словам Самого Бога истинного, который возвестит нам всю правду. У пророка Исаии сказано: «Так говорит Высокий и Превознесенный, вечно Живущий – Святый имя Его: Я живу на высоте небес и во святилище, и также с сокрушенным и смиренным духом...» ( Ис.57:15 ). Заметьте, друзья, Сам Бог объявляет, где Он живет: во-первых, на небе, во-вторых, во святилище рукотворенном и в-третьих, в людях. Коротко сказать: Бог наполняет Собою всю вселенную и истинные рукотворенные храмы... Никита, помедлив немного, сказал: – Мы веруем, что Бог пребывает в рукотворенных храмах только тогда, когда там были люди . Выходил народ, и Бог отступал от святилища, потому что Он «не живет в рукотворенных храмах»... Православные «диву дались», услышав такое возражение Никиты. Как после того понять учение Священного Писания о вездесущии Божием: если Бог не живет в рукотворенных храмах, – значит он не вездесущ? А это ложь... Но я, зная темноту наших сектантов, не удивился их ошибочным суждениям. А прямо отыскал по Библии ясное опровержение заблуждения штундистов. – Слушайте, сказал я народу. В книге царств читаем: «когда священники вышли из святилища, облако наполнило дом Господень; и не могли священники стоять на служении, по причине облака, ибо слава Господня наполнила храм Господень» ( 3Цар.8:10–11 ). Видите, как ясно слово Божие свидетельствует, что Бог пребывает в храмах тогда, когда в них люди, но «слава Божия» наполняет Дом Господень и тогда, когда все люди выходят из него... Значит, сектанты, говоря, что Бог не живет в рукотворенных храмах без людей , – заблуждаются, не зная писаний... – Нет, мы не заблуждаемся, – заметил Никита. – Вы нам всё доказываете, что в Ветхом Завете Бог жил в рукотворенном храме. Этому мы верим. А где написано в Новом Завете, что Бог живет в рукотворенных храмах?

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Bogoly...

Характерно, что в Новом Завете слово εκκλησα никогда не обозначает здание, но служит только для описания общины христиан. Действительно, в эпоху Нового Завета у Церкви еще не было своих храмов. Христиане собирались в домах, обладавших достаточным пространством, чтобы вместить всех собравшихся, что нашло свое отражение в словосочетании «домашняя Церковь» (Рим. 16, 5; Кол. 4, 15). От Синая к Сиону Книга Деяний повествует, что после Вознесения апостолы «единодушно пребывали в молитве и молении» (Деян. 1, 14) - согласно церковной традиции, в Сионской горнице, где Христос совершил Тайную Вечерю. Именно в этой атмосфере единодушной молитвы и происходит чудо Пятидесятницы - рождается христианская Церковь. Святой Дух сходит не на группу разрозненных индивидуумов, но на общину услышавших Благую весть и пребывавших в этот день «единодушно вместе» (Деян. 2, 1). К ней и через нее ко всем народам земли Бог обращает Свой новый призыв. Читая Деян. 2, нетрудно заметить ряд важных экклезиологических параллелей с Ветхим Заветом. В праздник Пятидесятницы иудеи вспоминали величайшее событие своей истории - дарование Закона на Синае, когда единодушно собранные израильтяне ожидали призыва Божьего у подножия горы. Результатом стало возникновение народа Завета, поэтому Септуагинта называет этот день «днем экклесии», то есть днем собрания, днем Церкви (Втор. 9, 10). Христианская община в день Пятидесятницы становится эсхатологическим продолжением ветхозаветной Церкви, созидаемой Богом на новом Синае - Сионе (в Ветхом Завете они часто рассматриваются в параллели друг к другу). Бог созывает Свой новый народ, чтобы сделать его участником нового Завета. Говорение на языках «о великих делах Божиих» (Деян. 2,11) является знаком начала распространения Благой вести по всему миру. Благодарный ответ Церкви на призыв Божий выражается в совершении Евхаристии (греч. ευχαριστα - благодарение, благодарность): «И каждый день они единодушно пребывали в храме и, преломляя по домам хлеб [т. е. совершая Евхаристию], принимали пищу в веселии и простоте сердца, хваля Бога» (Деян. 2, 47).

http://old.aquaviva.ru/archive/2007/9/24...

Объясн. Это место пророчески относится к крестному знамению, появившемуся в Новом Завете, после крестных страданий за нас Спасителя мира. Подобное предуказание на крестное знамение видно ещё из книги Бытия: Быт.48:14 . В Новом Завете крестное знамение прямо предполагается в наставлении апостола «воздевать руки» во время молитвы: 1Тим.2:8 , носить знак «поругания» Христа: Евр.13:13 , сохранять «печать Бога живого на челе» своём: Откр.7:2–3:9:4 . О крестных ходах Иер.10:2–5 . «Так говорит Господь: не учитесь путям язычников, и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота: вырубают дерево в лесу, обделывают его руками плотника при помощи топора. Покрывают серебром и золотом и прикрепляют гвоздями и молотом, чтобы не шаталось. Они – как обточенный столп, и не говорят, их носят, потому что ходить не могут». Объясн. Здесь говорится об идолах, кумирах, т.е. ложных богах, которых из металла и дерева делали себе язычники. Поступая таким образом, последние считали за божество самый материал, из которого сделаны были идолы: Исх.44:17 ; Иер.2:27 . Церковные же хоругви означают то, что Церковь Христова на земле шествует к небу по пути крестному и воинствует с плотью, миром и диаволом под знаменем креста: Евр.13:13 . В Священном Писании хоругви именуются знамёнами; Чис.2:2:10:4 . Как ветхозаветные хоругви находились при всяком колене и племени сынов избранного народа Божия, как ополчения Его, – так и у нас ныне при каждой приходской церкви и храме имеются хоругви. При виде торжественного крестного хода дух христианина невольно воспламеняется любовью к Богу и возгорается готовностью жить одному Ему, подобно тому, как у воинов в сражении при виде знамени возгорается с большей силой храбрость и преданность царю и отечеству. Основные места Священного Писания, относящиеся к вопросу о крестном знамении и крестных ходах 1Кор.2:2 . Я рассудил быть у вас не знающим ничего, кроме Иисуса Христа, и притом распятого. 2Тим.1:8 . Итак не стыдись свидетельства Господа нашего Иисуса Христа, ни меня, узника Его; но страдай с благовестием Христовым силою Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Smolin/m...

Мудрость свою Соломон показал особенно на суде. Раз пришли к нему на суд две женщины. Одна из них сказала: «Государь! Я и эта женщина живем в одном доме. Я родила сына, а на третий день и она родила сына. Вот ночью она заспала своего сына и положила ко мне, а моего живого взяла себе». Но другая женщина говорила, что это ложь и что живой младенец есть ее сын. Трудно было решить их спор, потому что кроме них в доме никого больше не было. Тогда Соломон приказал подать меч. Когда принесли меч, он сказал: «Разрубите живого младенца и дайте одной и другой по половине». Женщина, которая заспала свое дитя, сказала на это: «Хорошо! Пусть не достанется оно ни ей, ни мне!» Но настоящая мать дитяти, обливаясь слезами, сказала: «Ах, Государь, лучше отдай дитя ей живым, только не убивай его». Тогда царь сказал: «Отдайте дитя вот этой женщине, которая жалеет его: она и есть его мать». Построение храма и освящение его На четвертом году царствования Соломон по завещанию своего отца начал строить великолепный храм на горе Мориа в Иерусалиме. Храм строился семь лет. Как он был велик! Это видно из того, что над его постройкой семь лет трудились 180 000 работников. Как он был великолепен! Это видно из того, что на украшение его употреблено одного золота 125 000 пудов. Когда храм был построен, к освящению его собрались в Иерусалиме все израильские старейшины и множество народа. Соломон приготовил в жертву Богу 22 000 волов и 120 000 овец. Как только ковчег завета был перенесен из скинии и поставлен в новом храме, слава Божия, как светлое облако, наполнила его. Тогда Соломон пал на колени перед жертвенником и с поднятыми вверх руками молил Господа принимать в этом храме молитвы не только евреев, но и язычников. После молитвы сошел с неба огонь на приготовленные жертвы, а народ, увидев это, пал ниц и прославил Бога. Праздник продолжался семь дней. Разделение еврейского народа на два царства (за 980 лет до Рождества Христова) После смерти Соломона его народ собрался в город Сихем для избрания царя. Сюда прибыл и его сын Ровоам. Народ сказал ему: «Отец твой наложил на нас тяжкое бремя податей, облегчи нас, и мы останемся твоими подданными». Благоразумные люди советовали Ровоаму исполнить желание народа, но он не послушался их, а принял совет своих молодых друзей. Выйдя к народу, он сказал: «Отец мой наложил на вас тяжкое бремя, а я сделаю его еще тяжелее. Он наказывал вас бичами, а я буду наказывать скорпионами». Скорпионы – это род плети с колючими концами.

http://azbyka.ru/deti/uroki-dlya-voskres...

Но для внешнего церковного благоустройства необходимы материальные средства, тем более, что, хотя оно предпринимается во имя Бога и ради Бога, но не остается без плода и для наших ближних. Жертва, даруемая на украшение храма Божия, не только содействует поддержанию храма в приличном виде, но вместе с тем, устрояя благолепие церковное, способствует возвышению нравственного настроения и духовного утешения в тысячах людей, приходящих молиться в благолепном храме. Поэтому христиане должны охотно содействовать благосостоянию храмов Божиих, а равно и их служителей посильными жертвами. Такие пожертвования мы видим уже в Ветхом Завете ( Исх. 35:20–29; 36:4–7 ; 1Пар. 29:9 ). Пример тому в Новом Завете имеем в лице бедной вдовы, положившей в дар Богу от скудости своей две лепты ( Мк. 12:41–44 ; Лк. 21:1–4 ), и в Лице Самого Спасителя, Который, хотя и считал Себя, как Сына Божия, свободным от храмовой подати, тем не менее уплатил на храм требующуюся от всякого иудея дидрахму ( Мф. 17:24–27 ). И св. Церковь молится о создателях св. храмов, почитая их достойными «присной памяти», а также о всех «плодоносящих и добродеющих» для храмов, равно как и для «труждающихся и поющих в них». Сам Господь ясно дает понять, что служители Церкви имеют право на материальную помощь себе от христиан. Советуя Своим ученикам, отправлявшимся на проповедь , не брать с собою ни золота, ни серебра, ни меди, ни сумы, ни двух одежд, ни обуви, ни посоха, Он говорит: «трудящийся достоин пропитания» ( Мф. 10:9–10 ). Мысль Спасителя повторяется и ап. Павлом: «разве не знаете,»– пишет он, – «что священнодействующие питаются от святилища? что служащие жертвеннику берут долю от жертвенника? Так и Господь повелел проповедующим Евангелие жить от благовествования» ( I Kop. 9:13–14 ). Внушая нам заботу о материальных нуждах служителей алтаря, Церковь имеет в виду, главным образом, нашу же пользу, так как только при этом условии они могут беспрепятственно исполнять свое святое дело при храме. Ап. Павел, выражая Филиппийцам радость свою по поводу их попечения о его нуждах, в то же время говорит, что радуется «не потому, чтобы я искал даяния; но ищу плода умножающегося в пользу вашу» ( Флп. 4:10–17 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Stelle...

Очень часто по совету близких и друзей человек едет к какой-то «профильной» святыне. Вот прикоснешься именно к ней или искупаешься в таком-то источнике, сразу получишь то, что хотел! Есть, например, источник — сразу восстанавливает здоровье, а вот то дерево — и супруга забеременеет. И действительно, (массовые случаи подтверждают) чудеса происходят! Но происходят они, безусловно, не потому что святыни «особенно заряжены» благодатью, у нас ведь не магия… Желания исполняются, потому что Всемилостивый Творец, сжалившись над нашей немощью и маловерием, по Своей великой милости дарует нам требуемые блага. Зная, что некий видимый образ необходим человеку для укрепления в вере, Святой Дух сходит на апостолов в виде зримых образов — огненных языков (были и еще причины, но наличие видимого образа — одна из них). Про историю В Ветхом и Новом Заветах мы имеем многочисленные свидетельства паломничеств. Так, святое семейство каждый год ходило в Иерусалим на праздник Пасхи (Лк. 2: 40-51). Это делали все благочестивые евреи Израиля и диаспоры. В раннем иудаизме паломничество было обязательно. Этому способствовала особенность иудейской религии, потому что богослужение, собственно, возможно было только в одном месте — в Иерусалимском Храме. В синагогах как такового полноценного богослужения не совершалось (и не совершается у иудеев до сих пор, вот почему они так хотят восстановить Храм). Законный жертвенник был только в Святом городе царя Давида, и израильтяне Северного Царства, и самаряне, имеющие другие святилища, гневно осуждались. Кстати, именно поэтому возникает вопрос самарянки ко Христу о том, «где должно поклоняться». И Христос удостоверяет правильность мнения иудеев о Иерусалимском храме: « Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев» (Ин. 4:22). Но к вышесказанному Христос добавляет: «Поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу» (4:21). «Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.  Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине (4:22-24)».

http://pravmir.ru/ryinok-palomnicheskih-...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010