От стыда страдалец скрывает или отвращает лицо свое. Наказание, которому мы, люди. должны были подвергнуться для того, чтобы примириться с правосудным Богом, Он (Спаситель) принял на Себя. Т.е. казнь и мучение Его кончились и тем положено начало Его прославления. В рукописи, по свидетельству Якобсона стоит ε, а не , как читали некоторые ученые. И опять Он же, т.е. Христос. Глава XVII Святые, особенно Авраам, Иов и Моисей, - примеры смирения. Будем подражать и тем, которые скитались в козьих и овечьих кожах, проповедуя о пришествии Христовом: разумеем пророков Илию, Елисея и Иезекииля, также и тех, которые получили прекрасное свидетельство в Писании. Авраам получил великое свидетельство, и назван другом Божиим: но, взирая на славу Божию, со смирением говорит: я земля и пепел (Быт. 18, 27). Далее и об Иове так написано: Иов был праведен и непорочен, истинен и благочестив, и удалялся от всякого зла (Иов. 1, 1). Но он, сам себя осуждая, сказал: никто не чист от скверны, хотя бы и один день была жизнь Его (Иов. 14, 45). Моисей назван верным во всем доме его, и Бог чрез его служение совершил суд над Египтом посредством мучений и казней: но и он, столько прославленный, не величался, но, когда из купины было к нему Божественное слово, сказал: кто я, что Ты меня посылаешь? Я заика и косноязычен (Исх. 3, 11; 4, 10). И опять говорит: я пар из котла Эти слова не находятся в пятокнижии Моисеевом, и неизвестно, откуда взяты. Глава XVIII Давид - пример смирения. Что же скажем о прославленном Давиде, о котором сказал Бог: " Я нашел человека по сердцу Моему, Давида сына Иесеева, милостью вечною Я помазал его " (Пс. 88, 21; Деян. 13, 22)? Но и он говорит Богу: помилуй меня, Боже, по великой милости Твоей, и по множеству щедрот Твоих очисти беззаконие мое. Еще более - омой меня от неправды моей, и очисти меня от греха моего, ибо я знаю неправду свою и грех мой всегда предо мною. Тебе одному согрешил я и пред Тобою сделал зло, чтобы Ты оправдался в словах Твоих и победил, когда станут судить Тебя. Ибо в беззакониях зачат я и во грехах родила меня мать моя. Ты возлюбил истину: сокровенные тайны премудрости Твоей Ты открыл мне. Окропи меня иссопом, и буду чист, омой меня, и буду белее снега. Слуху моему дай радость и веселие: и сокрушенные кости мои возрадуются. Отврати лицо от грехов моих, и изгладь все беззакония мои. Создай во мне сердце чистое, Боже, и дух правый обнови в утробе моей. Не отвергни меня от лица Твоего, и Духа Твоего Святого не отними от меня. Воздай мне радость спасения. Твоего, и укрепи меня духом владычным. Научу грешников путям Твоим и нечестивые обратятся к Тебе. Избавь меня от пролития крови, Боже, Боже спасения моего. Язык мой воспоет правду Твою. Господи, открой уста мои, и уста мои возвестят хвалу Твою. Если бы Ты восхотел иной жертвы, я принес бы; но всесожжения тебе не угодны. Жертва Богу дух сокрушенный; сердце сокрушенное и смиренное Бог не презрит (Пс. 50, 319).

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/943/...

«Патриархами» называются далее дети Иакова, как родоначальники двенадцати колен Израилевых. Деян.7:9. Патриархи, по зависти, продали Иосифа в Египет; но Бог был с ним,     «По зависти, продали Иосифа» — не без особенного намерения указывает Стефан на эту черту зависти: он желает указать, что это же злое чувство было причиной распятия Господа Иисуса Христа, прообразом Которого явился проданный братьями Иосиф. Дальнейшее повествование Стефана об Иосифе целиком основывается на свидетельствах кн. Бытия, так же как и повествование о Моисее из книги Исход. Деян.7:22. И научен был Моисей всей мудрости Египетской, и был силен в словах и делах.    О том, что Моисей «научен был всей премудрости египетской», ничего не говорится в священных книгах Ветхого Завета, но об этом говорит предание, записанное Филоном, да и нет ничего удивительного, что Моисей, воспитывавшийся в качестве сына дочерью фараона, получил самое высшее и многостороннее египетское образование. Это образование состояло тогда, главным образом, в изучении естественных наук и магии, астрономии, медицины и математики. Вся эта внешняя мудрость должна была стать у Моисея орудием в деле его великого служения истине Божьей. Выражение «и был силен в словах» не противоречит свидетельству Моисея о себе, что он неречистый и косноязычный (Исх. 4:10). Может быть, он был заика, но это не препятствовало его речи отличаться той внутренней силой, которая выражает собой сильный дух человека. Деян.7:23. Когда же исполнилось ему сорок лет, пришло ему на сердце посетить братьев своих, сынов Израилевых. Деян.7:24. И, увидев одного из них обижаемого, вступился и отмстил за оскорбленного, поразив Египтянина. Деян.7:25. Он думал, поймут братья его, что Бог рукою его дает им спасение; но они не поняли.    Указание Стефана, что Моисею было 40 лет, когда он вступился за обижаемого еврея, основано на предании, что 120-летняя жизнь Моисея разделяется на три периода по 40 лет каждый: 40 лет при дворе фараона, 40 лет в стране Мадиамской (Исх. 7:7)и 40 лет в пустыне с евреями по дороге в Обетованную землю. Убийство Моисеем египтянина Стефан представляет, как предзнаменование освобождения всего народа от рабства египтян, чего евреи не поняли по недостатку веры в Бога.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2761...

Я увидел себя наяву, и покорно поплелся за ним, как овца, припоминая в это время все, «в чем был и не был виноват» перед советской властью. Тем временем, человек в форме привел меня в комнату сестры, где было много других в такой же форме, удивительно похожих друг на друга людей. У двери стоял неподвижно часовой, а среди комнаты, точно на пляже я увидел в ночном белье Аню и мою сестру. Мебель была сдвинута, шкафы раскрыты, постель сброшена с кроватей на пол, и мне представилось, что нас грабят, и следует звать на помощь. — Вам полагается сидеть и молчать, — сказал обращаясь ко мне заика, и указал на стул. Я обратил внимание на его мясистое, откормленное лицо, на котором не было видно ни ресниц, ни бровей, никакой растительности. Неподвижные синие глаза казались нарисованными и имели поразительное сходство с плакатом. Пока другие производили обыск, заика призывал Аню к благоразумию. Он советовал ей отказаться от безумных мыслей свергнуть советскую власть, и убеждал ее помочь работе следственных органов, ничего не скрывая от них, как от самой себя, и что сейчас она сама может решить свою судьбу. — Что же вы молчите? — спросил он, не сводя с нее своих нарисованных глаз. Аня стояла неподвижно с плотно закрытыми губами, как оловянная фигурка на столе: ее можно было передвинуть или опрокинуть, но нельзя было заставить ее заговорить. — Вы напрасно упираетесь, — сказал заика, давясь словами. — Нам все известно. Нам известны не только нелегальные бумаги, которые храните вы в своем портфеле, но и все ваши нелегальные мысли, которые вы храните в своей голове. Аня молчала. Тогда он обернулся к двери и внезапно преобразился. — Стрелок! — закричал он другим голосом. — Заставь заговорить эту дрянь! Я не успел заметить, как Аня рванулась к открытому окну, пытаясь броситься вниз, но сильным ударом приклада стрелок отбросил ее от окна в мою сторону; она повалилась на пол, и застонала. Мне стало страшно от мысли, что я не могу защитить ее, что я должен «сидеть и молчать», когда на моих глазах совершается преступление. Я должен смотреть безучастно, как сильные бьют слабого, и как замкнутые гордостью губы женщины обливаются кровью.

http://azbyka.ru/fiction/carstvo-tmy/

Людей недавнего советского прошлого буквально потряс его фильм «Пролетая над гнездом кукушки», снятый в 1975 году. Действие происходит в сумасшедшем доме, что, с лёгкой руки А. Чехова («Палата 6»), само по себе подталкивает к ассоциации с российской жизнью, тем паче с её советским вариантом. Сумасшедшие страстно «хотят перемен», что однозначно аукается с «жаждой реформ» советского (российского) интеллигента. В конце концов во имя свободы они поднимают в сумасшедшем доме бунт, который выражается в ночной пьяной оргии «с девочками». Больной заика впадает с одной из них в грех, чем излечивается от заикания. Но с наступлением утра приходит расплата: появляются санитары и медсестра, наделённая явными тоталитаристскими замашками, и исцелённый заика, испугавшись того, что она обо всём «расскажет маме», начинает вновь заикаться. Однако он уже, что называется, хлебнул свободы, и возвращение в прежний «тоталитаризм» для него невозможно, поэтому он перерезает себе вены стаканом. Главный свободолюбивый герой Макмерфи, попавший сюда за изнасилование малолетки, как зачинщик бунта подвергается операции, которая делает из него идиота, за что — исключительно из милосердия — его удавливает подушкой сумасшедший индеец. В раже свободы он громит стены и окна психушки и убегает в никуда. То, с какой безоговорочной лёгкостью этот фильм был воспринят в качестве гимна свободе и назван «Библией второй половины ХХ века», выдаёт существенные черты и установки либерализма. Первое: свобода есть абсолютная ценность сама по себе. Являясь целью, она бесцельна. Она — путь в никуда, по которому убежал сумасшедший индеец. Второе: человек, ограниченный в своих свободных проявлениях, а также оказавшийся перед лицом личной ответственности и возмездия, как юноша-заика, имеет право реализовать последний дар свободы — самоубийство. Третье: человек, лишённый внутренней возможности осуществлять свободу, как Макмерфи после операции, заслуживает смерти. Однако фильм М. Формана не столь однозначен: свободы жаждут действительно сумасшедшие. Их свобода — это воистину свобода умопомешательства, вседозволенность безумия. Плоды её — насилие, убийство, суицид, пьянка, блуд, разгром. И для таких («почто стадам дары свободы, — их резать надобно да стричь!») единственно возможной формой жизни оказывается пребывание в доме для умалишённых, в противном случае они представляют опасность и друг для друга, и для всего общества.

http://azbyka.ru/pravoslavie-i-svoboda-n...

Пасха. Воскресение Христово. Осталось 4 дня Дендерид       Дендерид   ( Афоское предание )   При дворце Феофила был шут, заика по имени Дендерид. Его обязанность состояла, подобно Омирову Ферситу, смешить своими глупостями Феофила и двор его. В одно время глупый Дендерид случайно забежал в спальню Феодоры, и в то мгновение, когда она благоговейно лобызала Божественные иконы.   - Что это такое? - с глупою улыбкою спро­сил Феодору Дендерид, указывая на святые иконы и подходя к ним.   - Это мои милые игрушки, - отвечала, сме­шавшись, императрица.   На ту пору Феофил пировал со своими приближенными. Глупый заика Дендерид от Феодоры удалился на половину пирующего иконоборца и застал его в самом веселом распо­ложении духа.   - Где ты был теперь? - спросил Феофил вбежавшего шута.   - У маны, - отвечал тот. - Какие у нее прекрасные игрушки я видел!   - Игрушки? -   спросил торопно иконобо­рец.   - Да, прекрасные игрушки! -   заикаясь, произнес бессмысленный Дендерид.   Феофил догадался, что за игрушки у Феодоры, и тогда же, в запальчивости своей, бросился к ней в спальню, порицал ее, называл идолопоклонницею и наговорил ей много огор­чительного.   - Помилуй, Государь, с улыбкою наконец говорит Феодора гневному Феофилу, за что такая немилость? Чем я заслужила все это?   - Как чем! - крикнул иконоборец. - А игрушки?.. Мне все рассказал Дендерид.   - Дендерид? - подхватила с усмешкою импе­ратрица. - Прекрасный доносчик! Успокойся, Государь, и выслушай меня. Ты напрасно обижа­ешь меня. Ты знаешь, что Дендерид глуп; ему ли лучше поверишь или мне и моим горничным?   Феофил смягчился.   Ты не понял, Государь, Дендерида, - про­должала почтительно Феодора. - Когда вошел ко мне этот заика, я с моими девушками стоя­ла и смотрелась только в зеркало; отражение наших лиц в стекле его заняло, он принял их за игрушки и бестолково тебе наболтал про меня.   Спокойствие Феодоры при этих словах убе­дило иконоборца в справедливости ее оправда­ния; растроганный ее нежностью, он удалился на свою половину. Между тем Феодора тайным образом жестоко высекла Дендерида и запре­тила болтать о ее игрушках.

http://isihazm.ru/1/?id=1696

Логически из этой схемы сама собой вытекает и аксиома плюрализма: сколько людей, столько и истин, ибо сколько людей – столько и прихотей. И действительно, многие герои М. Формана становятся на путь утоления своей прихоти. Людей недавнего советского прошлого буквально потряс его фильм «Пролетая над гнездом кукушки», снятый в 1975 году. Действие происходит в сумасшедшем доме, что с легкой руки Чехова («Палата 6») само по себе подталкивает к ассоциации с российской жизнью, тем паче с ее советским вариантом. Сумасшедшие страстно «хотят перемен», что однозначно аукается с «жаждой реформ» советского (российского) интеллигента. В конце концов во имя свободы они поднимают в сумасшедшем доме бунт, который выражается в ночной пьяной оргии «с девочками». Больной заика впадает с одной из них в блуд, чем излечивается от заикания. Но с наступлением утра приходит расплата: появляются санитары и медсестра, наделенная явными тоталитаристскими замашками, и исцеленный заика, испугавшись того, что она обо всем «расскажет маме», начинает вновь заикаться. Однако он уже, что называется, хлебнул свободы, и возвращение в прежний «тоталитаризм» для него невозможно, поэтому он перерезает себе вены стаканом. Главный свободолюбивый герой Макмерфи, попавший сюда за изнасилование малолетки, как зачинщик бунта подвергается операции, которая делает из него идиота, за что – исключительно из милосердия – его удавливает подушкой сумасшедший индеец. В раже свободы он громит стены и окна психушки и убегает в никуда. То, с какой безоговорочной легкостью этот фильм был воспринят в качестве гимна свободе и назван «Библией второй половины ХХ века», выдает существенные черты и установки либерализма. Первое: свобода есть абсолютная ценность сама по себе. Являясь целью, она бесцельна. Она – путь в никуда, по которому убежал сумасшедший индеец. Второе: человек, ограниченный в своих свободных проявлениях, а также оказавшийся перед лицом личной ответственности и возмездия, как юноша-заика, имеет право реализовать последний дар свободы – самоубийство.

http://azbyka.ru/sovremennaya-kultura-i-...

Загибалов Потап, крестьянин, 1636 г., Устюг Заглуздин Семен, 1624 г., Нижний Новгород Загорский Лаврин, помещик, 1606 г., Арзамас Загоска, Загоскин : Загоска, крестьянин, 1545 г., Новгород [см. Тихомир] Загреба Тарас, крестьянин, 1498 г., Новгород; Гаврило Загреба, крестьянин, 1624 г., Курмыш; Загребин Иван, 1595 г., Арзамас Загряжские , известны со второй половины XV в.; несколько человек на поместье в Бежецкой пятине 41 [см. Ашихта, Бекляш, Копос, Курбат, Мижуй, Мосол, Паскуха, Полосуха, Саврас, Худяк] Загуста, Загустин : Загуста, крестьянин, 1539 г., Новгород; Ефим Загустин, 1638 г., Тихвин Загуста – заваруха, крутая саламата, ржаная каша (Даль) Задонский Василий, подьячий, 1601 г., Новгород Задора, Задорин : Иван Задора, староста, 1634 г., Белоозеро; Задорины, московские гости, XVII в. Зажигало , крестьянин, 1570 г., Дмитров Зажога, Зажогин : Андрей Михайлович Зажога Меликов [см. Мелик], начало XVI в.; Васюк Зажогин, крестья нин, 1564 г., Олонец Зазирка, Зазиркин : Парфений Зазирка, слуга митрополита, середина XV в.; Давид Зазиркин, великокняже ский подьячий, 1536 г.; Зазирка Тимофеевич Ошанин [см. Ошаня], 1675 г. [см. Тургень] Зазирка – от глагола «зазрить», «пристыдить» Заиграев Юрий, царский ситник, 1573 г.; Заиграев Иван, подьячий, 1613 г., Москва Заика, Заикин : Никита Константинович Заика Вельяминов, вторая половина XVI в.; Алексей Нежданов [см. Неждан] Заикин, помещик, 1587 г., Тула Зайков Афанасий, 1537 г., Кострома Зайцевы см. Заяц Закала Иван Григорьевич Бутурлин [см. Бутурля], конец XV в., Новгород Закалихин Якуня, крестьянин, 1579 г., Шуя Заколотка Иван, крестьянин, 1624 г., Нижний Новгород Закоркин Мартин, посадский человек, 1630 г., Гремячий Закуса , крестьянин, 1545 г., Новгород Закусиха Третьяк [см. Третьяк], посадский человек, 1612 г., Нижний Новгород Залеж Сысоев, приказный, 1587 г., Новгород Залесский Степан Астафьевич, иноземец, 1621 г., Углич Залешенин Никифорович Волохов [см. Волох], 1583 г., воевода; Залешенин Иванович Баскаков [см. Баска ковы], 1596 г., Кострома [см. Френев]

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Самые иконы Феоктиста хранила в ларчике, боясь Феофила, который с яростью воздвигал иконоборство и преследовал истинных чтителей и поклонников святых икон. Такое обращение Феоктисты с внучками не утаилось от Феофила. Однажды, когда они пришли от нее, Феофил ласково спросил своих дочерей, что они делали у бабушки и что она подарила им? Старшая из них и самая младшая ни слова не отвечали на этот опасный вопрос, а Пульхерия по детской простоте, рассказывая о множестве лакомств у бабушки, между тем младенчески разболталась и о ее прекрасных игрушках, которым все они и сама бабушка кланялись и целовали. – Этих игрушек, – прибавила с детским простосердечием Пульхерия, – у бабушки много в ларчике… Феофил нахмурился... Он понял, что такое игрушки бабушкины, впрочем, подавил в себе чувство явного негодования и гнева на Феоктисту, которую не смел тронуть из любви к своей супруге, несмотря на то что Феоктиста при всяком случае упрекала, обличала и стыдила Феофила за его иконоборство. На этот раз иконоборец ограничился тем, что воспретил отпускать внучек к бабушке для игры в ее опасные игрушки. Между тем и с самою Феодорою, императрицею, случилось подобное обстоятельство. Дендерид ( Афоское предание ) При дворце Феофила был шут, заика по имени Дендерид. Его обязанность состояла, подобно Омирову Ферситу, смешить своими глупостями Феофила и двор его. В одно время глупый Дендерид случайно забежал в спальню Феодоры, и в то мгновение, когда она благоговейно лобызала Божественные иконы. – Что это такое? – с глупою улыбкою спросил Феодору Дендерид, указывая на святые иконы и подходя к ним. – Это мои милые игрушки, – отвечала, смешавшись, императрица. На ту пору Феофил пировал со своими приближенными. Глупый заика Дендерид от Феодоры удалился на половину пирующего иконоборца и застал его в самом веселом расположении духа. – Где ты был теперь? – спросил Феофил вбежавшего шута. – У маны, – отвечал тот. – Какие у нее прекрасные игрушки я видел! – Игрушки? – спросил торопно иконоборец. – Да, прекрасные игрушки! – заикаясь, произнес бессмысленный Дендерид.

http://azbyka.ru/otechnik/prochee/pisma-...

Они жили в кишлаке под Рухсором. Класса с шестого отец уже позволял ему садиться за руль «Беларуси». Это было хорошо, потому что, когда вся школа собирала хлопок, он, вместо того чтобы целый день по жаре семенить по рядам колючих пыльных кустов, набивая проклятущим белым золотом тяжелый канор, раскатывал на тракторе, перевозя в прицепе урожай с поля на хирман. Не всем везло так, как ему. После восьмого класса раис — председатель колхоза — приказал записывать на него трудодни и даже давал немного денег, потому что он уже стал полноценным трактористом и мог пахать землю, возить хлопок на завод или удобрения с базы не хуже, чем взрослые мужики. Это тоже было везение. Его сверстники не хотели работать на полях, многие уехали в Хуррамабад, но только двое поступили в техникум; кое-кто все-таки зацепился в городе — но лишь благодаря участию родственников; а у кого не было в городе родственников, к осени вернулись и взялись за кетмени. Да и то сказать, неизвестно, что лучше — жить в родном кишлаке или мыть сальные котлы в какой-нибудь вонючей хуррамабадской столовой… Если бы не армия, раис уже тогда дал бы ему свой, личный трактор. Он давно мечтал об этом. Приходилось работать на чужих — заменяя заболевших или, скажем, поехавших к родственникам на похороны или свадьбу. Уж свой-то он бы, конечно, знал до последнего винтика, а с чужими было одно мучение — вечно ломались в самый неподходящий момент. Они твердо договорились с раисом — как только возвращается из армии, получает самый новый трактор. «Только чтобы обязательно три медали! — шутил раис, жирный живот которого был перетянут широким офицерским ремнем с двумя рядами дырочек. — Обязательно три!..» Низом служил под Омском в бронетанковых. Два года тянулись долго, но кончились и они. Снова ему повезло — в части было много земляков. Он сносно говорил теперь по-русски. Новый трактор раис ему не дал, потому что новых не было. Он получил старый, на котором прежде ездил Юсуф-заика. Юсуф-заика был турком-месхетинцем. После Ферганских событий он продал дом и увез семью.

http://azbyka.ru/fiction/xurramabad/10/

Иаков (Заика) Иаков (Заика), еп. б. Черниговский и Нежинский. Пострижен в монашество, возведён в сан архимандрита в Успенско-Почаевской Лавре. Упоминается ризничным Почаевской Лавры. 2 февраля 1947 года хиротонисан в Киеве во епископа Винницкого и Брацлавского. Чин хиротонии совершали: митрополит Киевский и Галицкий Иоанн, епископ Каменец-Подольский Панкратий и епископ Уманский Нифонт. 18 ноября 1948 года – епископ Черниговский и Нежинский. 17 ноября 1953 года по болезни уволен на покой. Местожительство Полонное, Хмельницкой области. Литература «ЖМП» 1947, 5, стр. 5. 1949, 3, стр. 6. 1953, 12, стр. 3 «Журнал Засед. Св. Син.» 24 от 18.11.1948 г. 15 от 17.11.1953 г. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев, 1966./Ч. 3: Давид (Качехидзе) – Иоан (Штальберг). – 414 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010