От Богоокого лика первого – взора сиянье; А у изножия (там, где лежал бы Мертвый Премудрый) 55 Мечет второй хитона белые искры в пространство. Оба стали расспрашивать женщину у гробницы: «Что ты, жено, рыдаешь?» Ответствовала Мария: «Кто-то из лихоимцев ночных моего Господина Выкрал, похитив, и я уж не разумею отныне, 60 Где Его бросили». Тут она обернулась внезапно И увидала Христа, по Ком так скорбела, но только Видеть-то видела, да не признала, что у гробницы Божией был Иисус; она думала: то – виноградарь; «Что же ты плачешь?» – спросил Он печальную Магдалину. – 65 «Ищешь кого, скажи!» Мария Ему отвечала, Мысля во упованье, что здешний пред нею садовник: «Если ты Мертвого взял из сей погребальницы мрачной, Молви, зачем и куда, Его заберу я оттуда!» Но Иисус излился и звучной, и ясною речью, 70 К ней обратившись: «Мария!» И та, в лице изменившись, «Раввуни!» закричала. Тут Бог её прерывает, Не позволяя коснуться рукой амвросийного платья, Слово ей возглашает: «Одежд Моих не касайся, Ведь после доли Моей Я ещё к Отцу не вернулся; 75 Ученикам передай и братьям, родимым и близким: К вашему и Моему Родителю отправляюсь, К вашему и Моему возвращаюсь Я общему Богу!» Устремилась Мария назад, где одиннадцать другов Под единою кровлей собрав, свидетельства речи 80 Молвила, как лежат во склепе пелена без тела, Как пред нею Христос засиял в Боготканных одеждах, Как рассказал про всё в ослепляющем взоры сверканье. Лишь только мрак ночной затопил теневидную землю, Оградивши себя и прочным, и крепким затвором, 85 Ученики неприметно, словно в норе, затаились. Вдруг, словно мысль или птица, над ними вверху воспаряет Он, Митроносный, и молвит другам: «С вами да будет Мир!» Такое издав внезапное восклицанье, Длани, пронзённые медью, ступни собравшимся другам 90 Стал Он показывать, рану в боку – и, на Господина Явленного взирая, возвеселилися други. Им же Владыка измолвил второй раз речью мелькнувшей: «Мира желаю! И если к спряжённому четверицей Миру Родитель направил – и вас Я в мир посылаю». 95

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

«О Господин, зачем Ты спешишь и куда Ты уходишь?» Но на вопросы Петра Иисус ответствовал речью: «Ты бы не смог идти туда, куда Я направляюсь Иль попытаться снова сопутником быть Мне и другом. 150 Во времени кругобегущем час назначенный близок – Сам воспоследуешь ты за Мною». Ответствовал Симон: «Следовать я ль не могу за Тобою, Быстроколенный, Двигаться за Тобою дорогою непроходимой? Жизнь тогда я отдам за Тебя душой добровольной». 155 Иисус же Петру сказал неожиданной речью: «Душу свою за Меня пожертвовать хочешь ужели? Трижды в единую ночь по выпавшей страшной судьбине Ты от Христа отречёшься, прежде чем, вытянув шею, Звонкую песню прокличет петел гласом бодрящим!» 160 ПЕСНЬ ЧЕТЫРНАДЦАТАЯ «Разума не теряйте, о, не падайте духом, 1 Верьте в Меня и в Бога, и Богославимой воздайте Почестию одной как Родителю, так и Сыну. Много обителей есть Моего горневластного Предка В доме рядом стоящих и, коли не так и пространна, 5 Многокровельна так и так всеприимна обитель, Как Я вам обещал, то Я пойду по дороге, Чтоб приготовить жилище под многопокойною кровлей, Новозданное место, где пребывать вы достойны. Через приют благовейный давно уж готового крова 10 Я возвращуся и снова под кровлею амвросийной Вас оставлю, живущих там, где и Я пребываю, В вечном живущих бессмертье. Вот вы Мой путь и узнали». Молвил, и тут возгласил внимавший Фома двуименный, Коего мать и отец нарекли ещё «Дидим», лишь только 15 Минуло утро восьмое празднества обрезанья: «Мы же не знаем, Владыка, куда Ты стопы направляешь; Как мы можем изведать незнаемые дороги?» Иисус возгласил, внимающего поучая: «Истинной жизнью, стезёю прямою Я лишь являюсь, 20 Жизнию истинной и Стезёй бытия, но не может К Богу идти, ко Предку, муж землеродный и смертный, Если не устремится следом за Мной, Богопутный, Праведный путь ради Сына к Родителю быстро направив. Коли Меня вы познаете словом Богорекомым, 25 Мудрым, познаете вы чрез Меня горневластного Предка, Уразумеете вы Властителя горних пределов». К Иисусу Филипп обратился со скромною речью:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

К вам Меня ниспославшего. Кто же смертного зреньем Видит Меня целокупно – Отца Моего прозревает! 180 Светом Я с неба пришёл в земной сей мир теневидный, Светом Я с неба пришёл, дабы смертный, Меня почитавший С неколебимою верой – не оказался во мраке! Тот же, кто Богопосланные токи речей Моих примет И не удержит сего ума нерушимого оттиск, 185 То не сужу Я такого смертного… Ибо иду Я В мир сей многообманный не для суда – для спасенья. Тот, кто Меня оболжёт, дерзновенный, и Наших речений Духа исполненные жизнедарные токи не примет, Судящего и суд да узнает – Наше же слово 190 (Ибо о нём говорю) неверящему и решенье Вынесет; как только в небе последнего утра ристанье Совершится, наступит суд для воскресших. Не Сам Я Речи вещей научен из Собственного разуменья, Но завет жизнедарный от Бога Отца Я имею, 195 Что возвещу и воскликну собравшимся человекам: „От всемогущего Я Родителя знаю завет Свой, Всякую жизнь, что айон в ристании круговратном Непрестанном нам дал“. Я в том и вас наставляю, В чём Отец наставлял, когда реку перед вами!» 200 ПЕСНЬ ТРИНАДЦАТАЯ Прежде чем к жителям пасха пришла, алтари возжигая 1 В храмах – знал Иисус, что близится час предреченный, Мир оставить земной и к горней выси взнестися, На небе засверкать, возвратясь к всемогущему Предку, Всех Он сопутников милых своих любил бесконечно 5 От начала до самого часа последнего. Вот уж Вечери час настал, а также трапезничать время Милое – стал Христос как раб прислуживать другам. Бес враждебный уже ужалил любостяжаньем И сребролюбьем неистовым в самое сердце Иуду, 10 Дабы осмелился тот на предание иудеям Своего же кормильца, Христа, за взятые деньги. В сердце Своём Иисус познал: Родитель всевластный В длани Собственные Его вложил всё на свете, Что в эфир от небес по единому в мире закону 15 К Богу от Бога, откуда явился, Он возвратится! Ради того и прислуживал, словно слуга пировавшим, Иисус быстродейный. Встав, Он покинул застолье, Ловко со членов сиявших совлёк Своё верхнее платье; Чресла, не так как обычно, льняным препоясал Он платом, 20

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

139 Лурье В. М. При участии В. А. Баранова. История византийской философии. Формативный период. – СПб.: AXIOMA, – 2006. С. 82. 141 Лурье В. М. Апокатастасис и свобода воли.//SCRINIUV/Журнал патрологии, критической агиографии и церковной истории. Т. 2. СПб.– С. 470–480. 142 В теории трихотомии человек состоит из «растительных сил» – «животных сил» – ума как богоподобия человека. Выражение «силы» соответствует учению Григория Нисского об энергийной природе вещества. В учении Григория Нисского отсутствует понятие «материя», т. к. в античной философии материя была «принципом зла» (см. митрополит Макарий (Оксиюк)), ей противопоставляется тварное «честное вещество». Вещественный состав человека сам по себе не является «злым» началом, он без-образен (не он, а ум непосредственно сообщается с Богом и затем последовательно и в определенной пропорции передает богоподобие и вещественному составу, в котором он, ум, пребывает несозерцаемо и повсеместно). 143 Лурье В. М. Апокатастасис и свобода воли.//SCRINIUV/Журнал патрологии, критической агиографии и церковной истории. Т. II. СПб.: Byzantinorossica – С. 470–480. 145 Рист Дж. М. Плотин: путь к реальности. Дж. М. Рист – СПб.: Издательство Олега Обышко, 2005. С. 16–19. 148 Лурье В. М. История византийской философии. Формативный период./В. М. Лурье при участии В. А. Баранова. – СПб.: AXIOMA, 2006, С. 13. 149 Kitzinger Е. Byzantine Art in the making: Main lines of stylistic development in Mediterranean Art 3rd – 7rd Centuru. – Cambridge. 1977. 175 p. Larousse encyclopedia of Byzantine and Medival art. (Gen. ed. R. Huyghe; Text by E. Evershed) – London, 1974. 150 Имеется в виду распад римской художественной системы на рубеже перехода от поздней Античности к раннему Средневековью. 151 Залесская В. Н. Прикладное искусство Византии IV–XII веков: опыт атрибуции./В. Н. Залесская – СПб.: Государственный Эрмитаж, – 1997. 157 Следует оговориться, Нумения из Апомеи историки философии относят то к платоникам, то к пифагорейцам. 160 Нонн Панополитанский; цит. по: Захарова А. Глобус звездного неба: поэтическая система Нонна Панополитанского/А. Захарова, Д. Торшилов. – СПб., Алетейя, – 2003. – С. 108.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Nissk...

5). Излагается миф о «первом Дионисе» Загрее, рожденном от Зевса Персефоной. Сюда же включается рассказ о Деметре и Персефоне. Загрея убивают титаны. В качестве мести за его гибель Зевс посылает на землю потоп (книги 5-6). Далее говорится о любви Зевса и Семелы и о ревности Геры (кн. 7), о гибели Семелы и о рождении Диониса (кн. 8); о его воспитании сначала у Ино, затем у Реи (книги 9-12). После этого следует рассказ о сборе войска Диониса для похода в Индию (книги 13-14), о самом походе с его битвами и попутными любовными увлечениями Диониса (книги 15-39); о победе и возвращении в Элладу (книги 40-43); о расправе Диониса с не признававшим его Пенфеем (книги 44-46). В кн. 47 сообщается о пребывании Диониса в Афинах, рассказывается об Икарии и Эригоне, о любви Диониса к Ариадне , а также о противостоянии Дионису Геры, к-рая собирает войско во главе с Персеем. После битвы Дионис и Персей примиряются. В заключительной книге появляются еще 2 возлюбленные Диониса - Паллена и Авра. Охотница Авра рождает от Диониса двойню, но потом в безумии хочет убить младенцев и одного из них отдает на растерзание львице. Второго удается спасти, он получает имя Иовакх и дополняет триаду: Загрей - Дионис (Бромий) - Иовакх. В конце поэмы Дионис восходит на Олимп, где разделяет с отцом трапезу, на к-рой вино сменяется нектаром. Поэма Н. П. представляет собой своего рода энциклопедию греч. мифологии. Однако мифология в ней, по-видимому,- лишь «пестрый покров» для скрытого онтологического смысла (точно так же о «пестроте священных покровов» (ποικιλα τν ερν παραπετασμτων), под которыми сияет божественный луч, говорится в «Ареопагитиках» (Areop. CH.1.2.12)). Дионис у Н. П.- божественный посредник между богами и людьми. В повествовании о Дионисе угадываются параллели со Христом. Уже в первых строках поэмы Дионис называется дважды рожденным (δισστοκος; Nonn. Dion. 1.4), подобно Христу, предвечно рожденному Отцом и потом Пресв. Богородицей. К Дионису иногда применяют те же эпитеты, что и ко Христу в «Парафразе...».

http://pravenc.ru/text/2577949.html

Практика «центонов» более характерна для латиноязычной, нежели для грекоязычной поэзии. Но дух «центонов», их принцип, их коренная установка ощущается в ранневизантийских «парафразах» и «метафразах» на темы Библии. Одна из них принадлежи! Нонну Панополитанскому: это переложение Евангелия от Иоанна в классических гекзаметрах, обильно уснащенных архаическими гомеровскими оборотами и словосочетаниями. Вот как Нонн описывает смерть Христа на кресте: …Тою порой Иисус, череду неизбежных свершений В сердце объемля Своем и зная, чему оставалось Сбыться, конец торопя, промолвил толпе предстоявшей: «Жажду!» Уже недалече была уготована чаша, Полная уксусом горьким; и некто, с неистовым духом, Губку, возросшую в бездне морской, в непостижной пучине, Взял и мучительной влагой обильно насытил, а после На острие тростника укрепил и приподнял высоко; Так он к устам Государя приблизил смертельную горечь, Прямо пред ликом Его на шесте длиннотенком колебля В воздухе губку высоко и влагу в уста изливая Вместо живительных вод и божественныя яств неистленных. Вот ощутили уста и гортань горчайшую влагу; Весь обмирая, Он молвил последнее слово: «Свершилось!» — И, преклоняя главу, предался добровольной кончине . Вовсе нельзя сказать, будто у Нонна христианское «содержание» просто соединено с эллинской «формой». То и другое оказывается преобразованный во взаимном противоборстве. Современному читателю легче всего оценить это преобразование чисто негативно, то есть отметить, что от эпической простоты Гомера и от библейской простоты Евангелий осталось одинаково мало; и это действительно так. Евангельские реалии становятся как бы загадкой в присутствии гомеровских оборотов речи. Гомеровские обороты речи становятся как бы загадкой в присутствии евангельских реалий. Одно «остраняется» другим. То и другое оказывается в равной степени наделено плотной непроницаемостью и тяжелой, вещественной непрозрачностью. Сильнее всего темные, малопонятные места, пугающие как бы самостоятельной жизнью вырвавшихся из общего контекста образов. Так, когда речь доходит до губки с уксусом, поданной умирающему Христу, воображение поэта едва ли не совсем отвлекается от сцены как таковой и едва ли не до конца заполняется словами «губка», «море», «пучина», неожиданно вырастающими в неясные, но тем более тревожно-загадочные символы. Путь «парафразы» и «метафразы», путь «переложения» отнюдь не приводит Нонна к невыразительной эклектике, к примирению непримиримой). Скорее поэт играет на непримиренности непримиримою, приводящей к некоторому взрыву и трансформации. Полюсы как бы меняются местами. Эллинская «форма» становится мистически бесплотной. Евангельское ссодержание» становится мистически материальным. Напряжение, заложенное в каждую метафору Нонна, всегда такую «несообразную», «неуместяую» и ·, «бестактную», распространено на весь текст, на все художественное целое.

http://predanie.ru/book/217170-poetika-r...

Вы, обуянны безумьем, в бездну глухую падёте, Следуя жизни греховной вашей всенепременно, Коль не узнаете точно, Кто – Я, а Кто – Мой Родитель, Все вы умрёте, чреваты нечестием». И надменный Люд иудейский снова подъемлет глас любопытный: 60 «Кто ж ты?» – спросили они. Христос возгласил им: «Об этом Я изначально беседовал, выступая многажды, Как судья и ответчик. Поистине кто к воплощенью Посылал Меня смертному – Сущий, о Нём уже много Слышали, Им же Я прямо в мир неправедный послан». 65 Только не вняли народы, что Он об Отце им измолвил. К ним Иисус обратился, Божьи уста разрешивши: «Только когда вознесёте с непорочным желаньем Смертного Человека премудрого Сына – поймёте, Что без Родителя Бога и малого не замышляю, 70 Но, как Мой заповедал Предок, так и вершу Я; Что всемогущий Родитель во Мне является только, Что Я не Сам по Себе предназначенное совершаю, Но, что Родителю мило в вечности круговратной!» Он проповедал, пред Ним склонялся люд многочинный, 75 В узах теперь неразрывных нерасторгаемой веры. Иисус взговорил Своё слово новообращённым: «Вот Вы уверовали и с Нашим водительным словом, И со Мной – познаёте истинную дорогу, Радующую Отца. А истина эта при вашей 80 Несомнительной вере вам дарует освобожденье». Возопияли евреи во слове единогласно: «Мы от отца Авраама, богатством текущего мужа, Кровь наша вечно свободна, и ни перед кем в этом свете Выи мы не склоняем под плетью в рабстве яремном, 85 Так отчего говоришь „умерев, обретёте свободу: Узрите вы покой беспредельной истинной правды?“» Иисус изъяснил надменной толпе, порицая: «Всякий смертный, свершая грех в помраченье рассудка – Раб греха. И там, под кровлей тою бессмертной, 90 Раб, в круговратном нечестье повинный, вовек не пребудет Там насельником. Сын жизненосный и беспорочный В Отчем жилище пребудет, пока мету во времени долгом Неуловимый в ристалище, вечный айон огибает. Если у вас, избежавших неотвратимости рабства, 95 Сын власы венком, достойным свободных, венчает, Сбросите вы греха раздранные узы навеки,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

Сам же Я чтил Тебя, труды совершая земные, 10 Ты же волей Своей Меня не оставь во свершенье. Мне же ныне воздай привычною почестью, Отче, Коей Ты чтил Меня прежде, чем Божией речью Твоею Ты связал основанья Тобой обретённой вселенной. Имя Твоё возвестил Я народам, для коих Ты Сына 15 Собственного послал как зренье незрячему миру, Стали они Твоими, Ты их направлять в этой жизни Дал Мне, как и хранить в незыблемом уложенье, В слове Твоём, и они сердцем, и разумом вняли, Что от Тебя всё исходит, данное Мне, и что им же 20 Я предаю жизнедарные речи Твои, и прияли Верное слово прямое умом они, уразумели Сами, что от Тебя Я пришёл; тотчас же узнали: Слово Твоё не имеет общего с здешним стремленьем, Именно Ты на землю послал Меня, и милосердья 25 Ради прошу Я за верных, не ради заблудшего мира; Отче, молю, защищаю Я только лишь тех человеков, Коих Ты Сыну доверил, – Твои они, ибо ведь ясно: Всё, что Ты ни даруешь, – Моё, и всё, что свершаю Я, – от Тебя лишь исходит. И в сотоварищах, в другах 30 Вечноживущую славу имею, земной их сопутник. Там они остаются; Я же, землю оставив, Отче, к Тебе возвращусь, восстав, но учеников Ты Наших единомысленных от бичеванья соблазна Охрани и прикрой, как щитом, от упорного беса. 35 Отче, о Чистый, единомысленных Наших храни Ты, Дабы, как Мы с Тобой, и они пребывали в единстве! И когда говорил Я средь них в сем мире скудельном, Сам Я всех их хранил невредимых, никто из их круга 39 Не погиб от нечестья обманнолукавого жала, 41 Кроме погибели сына, мужегубного беса, Дабы в грядущем исполнилось слово закона в писанье. Ныне же, Отче, к Тебе от земли сей вновь Я прииду; Всё это им Я открыл, чтоб свершенную радость в грядущем 45 Вечно они несли о Моих деяньях по миру; Слово Твоё им дал Я божественное, но смущаюсь: Возненавидел их мир, ведь они же Священного Предка Дети, горних просторов, мнимые жители мира; Я ведь тоже лишь гость, Я Сам не от смертного мужа, 50 Не от брака земного происхожу; и не словом, Отче, молю, чтобы Ты соратников верных станицу

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

Вы же не ведаете, куда Я иду и откуда, Видите вы лишь облик смертного человека, 15 По человеческой плоти несведущей судите речью – Я никого не сужу отверзанием уст правоведных. Коли б Я и судил, изрекая правду прямую, Праведен бы, беспорочен был Суд Мой, но Я – не бранитель, Только единый иду Я вслед за Отцом всемогущим,20 С Ним всё соразмеряю. В ваших же уложеньях, В богоречивой книге премудрой начертано древле: Двух лишь мужей свидетельство только и правомерно. Истинным было Моё свидетельство о Себе же, Собственный Мой Отец возглашает свидетельство это!» 25 И вопрошали тогда иудеи во слове ответном: «Кто он, отец твой, вспитавший тебя?» А Он им отмолвил: «Ни обо Мне, ни о Нём вы не знаете в злоумышленье. Ни о Сыне Его, ни зачем Я Родителем послан. Если б Меня вы узнали, желая и вправду изведать, 30 Вы бы тотчас распознали тогда, и кто Наш Родитель!» Молвил так Господин божественное поученье Там, у сокровищницы, где народ внимал, куда люди Многие приносили различного рода даянья. Там никто не схватил Его, ибо то не было смертным, 35 Богом предопределённым, последним здесь Его часом. Им взговорил Владыка: «Пойду своей Я стезёю, Вы же в безумии вашем станете вечно скитаться, Старость страшную вы познаете и в довершенье Узрите, впавши во грех , волоса вы на главе седые; 40 Там, где оставлю Я след стопою многоизвивный, Вам идти не по силам вашей стопою пытливой!» Дерзкие сонмы евреев, выслушав, возмутились, Ток изливая безумный с хулительного подбрадья: «Жаждет он рока кровавого? Выхватив меч свой изострый, 45 Чрево своё пронзить, свершивши самоубийство?» Иисус произнёс, открыв богословные губы, Речь Свою изливая, споря с хулящей толпою: «Вы же явились сюда из самой бездны ущелий, Родом вы из подземья, а Я– с поднебесья. Исчадья 50 Бед и всяких напастей сего вы ничтожного мира, В вас лишь земная кровь. Но Я – и во славе безмерной Гость лишь миропорядка, ведь Предок Мой – не из смертных; Гость Я миропорядка, и выси – град Мой соотчий. Сказано вам, что в смертной пребывая судьбине, 55

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

Зрит и толпу густую на скамьях торголюбивых, Лишь торговли и ждущую… Тут, во дланях скрутивши Бечеву, Он, соплетши бичу подобное нечто, После стадо быков погнал и овечью отару От благовонного дома; свалил в единую груду, 80 Наземь их опрокинув, торговые лавки и скамьи, Выбросив их из святыни. Стремительной дланию быстрой Ринул Он наземь монеты со стойки с краем округлым; Мужу, торговцу голубками, Он тотчас возглашает: «Всё немедля убрать из камнеподобного храма! 85 Алчнолюбивых стремлений терзаемы только стрекалом, Дом пречистый Отца не делайте домом торговли, Ибо се дом молитвы!» И вспомнили ученики тут Начертанье, вплетённое некогда в книгу святую: «Ревность сжигает Меня о Родителя Божием доме!» 90 Люд же излил тогда на это глас Ему грозный: «Знаком каким отличным явишь ты это евреям, То, что содеешь здесь?» И пред толпою упорных Глас изливает Владыка и сокровенный, и дивный: «Кровлю эту обрушьте. Я вам её и воздвигну 95 Только лишь за три дня!» Ему же они отвечали: «Сотворил Соломон пестроцветному миру строенье Со стеною, вокруг бегущею, длинной, высокой, Только за сорок шесть любозданных лет круговратных; Новые ты строенья вместо разрушенных хочешь 100 Выстроить по истеченье бега трёх зорь после меты!» Он говорил о храме Плоти, в ней же по страшным Знаменьям предстояло Христу в день третий воскреснуть. Быстро Он после лона пропасти безвозвратной Возвращён из Аида для жизни и участи новой; 105 Вновь на свет появившись к небесной славе превечной, Он взошёл, и тогда же ученики Его слово Вспомнили: домом Он Плоть называл, в Богоречной же книге Уразумели слово Божие, вняли и речи, Что Иисус сказал. Он во храме в честь Бога явился; 110 Долго там пребывал, в чертогах Иерусалима Праздник Пасхи справляя; овноядных там иереев Многошумное буйство вершилось, празднество жертвы. Многие от безверья безумного отреклися Ради веры во имя Христа, но многим же людям, 115 Веру обретшим, не верил………… умел Он также не слушать 116 Речи иного звучащей, лживого поученья, 117 Распознавая стремленье неявное человека;

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010