Мужа в могильных пеленах, тленом не ставшего ныне!» Молвил – и возгремел Он всё проницающим гласом: «Лазарь, встань и иди!» И вот в безгласное тело Душу тотчас вдохнул мертвецов пробуждающий голос, Бездыханного мужа позвал – тот вышел на тропку, 160 Сам приблизился к ним, по земле преступая ногами. Бездыханного мужа позвал и, слыша средь мертвых Зов, из Аида вернулся беглец сей покойный, увидев За поворотом жизни последовавшее иное Чудо жизни как прежде. Аид у Леты соседней, 165 Всеукротитель, напрасно ищет скитальца средь теней; Распрямивши колена, ступая уверенно, стройный, Тот сквозь мрак непроглядный путь наверх совершает, Наделённый уж гласом, с ног и до самой до главы Весь в пелены закутан (они на нём затвердели), 170 Тёплый роняя пот с совершенно прикрытого лика (Ибо платом льняным виски его крепко стянули, Что по-сирийски зовётся «сударион»). И изумлённо Вставшей, словно бы облак, толпе Владыка измолвил: «Развяжите его, да идет сей мертвый свободно». 175 Только сказал Господин – собравшиеся принялися Саван снимать затвердевший, рвать торопились повязки С тела его, тугие, кожу и плоть обнажая. Мертвый пошёл восвояси опять стопою привычной, Жизни луч увидав лишь на пятый день; иудеи 180 К дому Марии и Марфы скорбящему поспешили, В Сына Бога поверили – собственными глазами Зрели, как дивное дело свершил Господин, воскресивший Лазаря из небытья, кто из бездны мрака бессветной, Быстрый из мертвых путь и обратный содеял. Но много 185 Было и тех, кто в город отправился, к иереям. Сообщили и сонму неверующих фарисеев О деяниях Бога Христа. Иереи в безумстве Там собрались на совет многочисленный, там же собрался Старцев сонм, восседавших, дабы принять им решенье. 190 Вот меж собой рекут: «Что делать? Смертный, соперник, Столькие чудеса явил народу внезапно! Коль станет он свершать чудеса, подобные прежним – Люд не пойдёт за нами, за мужем одним только этим Жители, вдруг поверив, последуют беспрекословно, 195 Не возмущался даже, вмиг авсонийские вои Явятся вслед, изведут весь народ, пока нам покорный.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

Общую отчую кровь с евреями сохраняя, Что же общего с родом твоим и с самаритидским, Дабы ты пил у меня? Се с твоим ли согласно законом? Робкими лишь устами тебя назову иудеем. Ведь иудеи общим законом не смешаны вовсе 40 В жизни друг с другом так, как смешаны самаритяне!» Ей же Христос ответил речением непонятным: «Коли б знала ты дар, благодать высочайшего Бога, Или Того, кто сказал „из этой тленной криницы Дай Мне, жаждущему, испить водицы невечной“, 45 Ты б сама доброхотно о влаге живущей спросила Вечной, и Он уделил бы от влаги, мудрость дающей!» Та, не вняв, отвечала речам о воде жизнетворной: «Я, господине, дивлюсь, что ведь с воротом кругообразным Ты крюка не берёшь, не вытягиваешь верёвки, 50 Дабы, вглубь запустив, из недр его преглубоких, Перебирая руками, добыть, зачерпнув, эту воду! Да и колодец глубок. От самого чрева земного Где ж тебе дать хлебодарной влаги? Или иное Есть питьё у тебя? Так что, мужедетный Иаков, 55 Нам Родитель святой и почтенный, тебя худородней, Тот, кто кладезь нам дал, дар пашне самаритидской? Сам он и пил от влаги, поле вдоволь питавшей, Дети его и стада зверей его четвероногих, Пасшиеся на горах!» Ответствуя вопрошавшей, 60 Рек Иисус, самарянку на свет вызволяя из мрака: «Кто краткотечную влагу пьёт из вертепов подземных От колодца, иль сладкую воду от тленного тока, Снова и снова возжаждет, но тот, кому Я дарую, Никогда не возжаждет, вкусив от влаги предвечной. 65 Ключ сей сердце навек сохранит во длани премудрой; Но из разумной глуби в Богокружащем напоре Бьёт из недр истока извечно новая влага, Из вечносущей жизни, не из земного потока!» Вот Иисуса смиренно снова та вопрошает: 70 «Дай мне, о господине, испить сей влаги живящей, Из родника неземного когда испью я водицы, То не возжажду уже и здешнюю не попытаюсь Из подземного лона черпать теснимую влагу». Молвила так, и во слове ответном таилось лукавство. 75 Стал Иисус испытывать многомужнюю тут же: «Что же, ступай и зови супруга сюда, и из града Поспеши и иди вдругорядь уже побыстрее!» –

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

Ноннос (VI в.) уроженец Сирии, талантливый дипломат и писатель, владевший сирийским, греческим и арабским языками. По своим религиозным воззрениям он был монофиситом, как и его отец. В своих трудах, сохранившихся лишь в извлечениях и отрывках в сборнике патриарха Фотия «Мириобиблион», Ноннос рассказал о поездках византийского посольства, в составе которого он был, к эфиопам (от Александрии на барках по Нилу и морем до Эфиопии); к химьяритам (сухопутным путем) и к арабам Аксума (по Красному морю, а затем по суше от гавани Адулис до Аксума, столицы одноименного царства). Автор подробно описал встречу с туземным племенем пигмеев, их внешний облик (низкого роста, черного цвета, не носят одежды) и мирный нрав, их пищу (питаются устрицами и рыбой). Писатель точно воспроизвел основные моменты дипломатического приема византийских послов аксумским негусом Элесбоа (византийский посол при встрече с царем преклонил колено и передал ему грамоту императора Юстиниана, который настойчиво рекомендовал негусу прекратить торговлю с персидским шахом Кавадом, объявить персам войну и начать торговать по нильскому пути с Византией). Большой интерес представляют сведения Нонноса о климате, флоре и фауне Африки и Аравии, о нравах, обычаях и религиозных праздниках арабских племен. В рассказ о путешествиях автор включает некоторые биографические детали (происхождение из семьи потомственных дипломатов, религиозные убеждения, взаимоотношения с императором Юстинианом, у которого Ноннос пользовался уважением и доверием). Нонн Панополитанский (V в.) – уроженец египетского города Хеммиса (греч. Панополь), последний эпический поэт, глава поэтической школы, сохранившей эллинистические традиции. Он произвел реформу метрической системы, учитывая не только музыкальное, но и тоническое ударение, привел к единой норме использование цезуры, ограничил число спондеев (стопа стиха, состоящая из двух долгих слогов в античном стихосложении), преобразовал содержание и форму парафразы, исключил те элементы стиха, которые затрудняли его восприятие.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Есть также параллельные сцены. Так, Дионис претворяет вино в воду (Ibid. 14), исцеляет слепого (Ibid. 25.281-301; Brill " s Companion. 2016. P. 43; ср.: Nonnus of Panoplius in Context. 2014. P. 14-18, 288-301). Диониса, как и Христа, не могут связать против его воли ( Nonn. Dion. 45.228-245; Gigli Piccardi. 1984). Исследователь Д. Жильи Пиккарди считает, что Н. П. христианизирует миф о Дионисе ( Nonn. Le Dionisiache. Vol. 1. 2003. P. 83), Ливреа - что Н. П. дает типологическое истолкование мифа ( Livrea. 2000. P. 72-76). Надо также учитывать, что дионисийские сюжеты были популярны в изобразительном искусстве поздней античности и перекличка дионисийской символики с христианской (образы лозы, вина, чаши и т. п.) была привычна читателям Н. П. Хотя «Деяния Диониса» - эпическая поэма, в ней смешиваются различные жанры. Помимо общеэпической основы, в ней есть места, к-рые тяготеют к буколической, эпиграмматической и гимнической поэзии. Отмечается также влияние на Н. П. повествовательных стратегий античного романа: переплетение первичного и вторичного повествований, использование описаний под влиянием риторического экфрасиса, частое употребление парадоксальной антитезы (Brill " s Companion. 2016. P. 549). Стиль Стиль поэмы Н. П. определяют как «маньеристическое изобилие» ( Agosti. 2012. P. 367), его называют «новым стилем» в противовес «архаическому», «гомеровскому» стилю Квинта Смирнского - анонимного автора «Блеммиомахии» (IV в.) и др. более ранних авторов. Отношение к стилю Н. П. было различным: в эпоху Возрождения он вызывал восторг (A. Полициано, Ф. Меланхтон, И. Ю. Скалигер), впосл. Н. П. нередко клеймили за вычурность (Brill " s Companion. 2016. P. 403). Основные принципы поэтики Н. П.- ποικιλα (пестрота), т. е. многообразие создаваемых изображений, многоликость и ντιτυπα, т. е. подобие и соответствие ( Захарова, Торшилов. 2003. C. 19-60). Выражение «ποικλος μνος» перевод помимо Н. П. ( Nonn. Dion. 1.15), есть у Пиндара ( Pindar. Olymp. 6.87), на к-рого Н. П. во многом ориентировался.

http://pravenc.ru/text/2577949.html

С помощью знаков звучащих ко Мне усердно стремиться! Чести от смертных Я не приемлю, ведь ведаю вашу160 Непримиримость нрава жестокую, вы не храните К Вседержителю горних высот уваженья с приязнью; Я же, клича Отцово Имя миропорядку, К тверди явился, – вы Сына Бога с Отцом не прияли! Если же кто иной придёт к вам обманноименный, 165 Лживый, на Бога похожий, – лукавого лихоимца Примете, поражённые, кто-то же только и молвит: „Праведника изгоняют, лукавого – принимают!“ Как же Меня вам, Сына Бога и Логос, возможно Чтить, когда вы друг другу славу поёте, не мысля 170 Богу всеродному только искать и славы, и чести? И не надейтесь, не стану Я обвинителем вашим, Рот открыв, разглашать пред Отцом всё ваше безумье! Вас же иной обвинитель в табличках своих порицает, Первый из всех, – Моисей, законоучитель. И в нём же – 175 Все упованья смиренные; коли его поученья В неискажённом звучанье храните неколебимо, То и Мне, уповая, поверите – ведь обо Мне он, Божий муж написал премудрый, – а коль совершенно Вы не верите в знаки, что Бог послал мирозданью, 180 Как же воспримете вы, не желая и не подчиняясь, То, что не писано Мною, тому, что от уст лишь исходит?“» 182 ПЕСНЬ ШЕСТАЯ Молвил – и пересек Он Тибериадские зыби, 1 В лодье многоскамейной противоструйную влагу, Высадившись на бреге ближнем. А с Ним – Его паства, Зрящая чудеса свершённые речью обычной, Тело целя болезное исстрадавшихся смертных. 5 Странствуя, Он по земле поднялся пустыни холмистой К выси высоковершинной горы и там оказался В учеников окруженье, венцом Его обступивших. Уж приближался евреев праздник многообрядный, Что называется Пасха; над благодревною чащей 10 Очи Он воздымает и видит безмерные сонмы Покрывающие весь путь, ведущий к изножью. Тут Он к Филиппу тотчас обращается с ласковой речью: «Молви, откуда достать многосевного хлеба обилье Стольким тут человекам?» Мысли Свои сокрывал Он, 15 Простодушного ум пытая расспросом Филиппа. Сам Он уж ведал, что именно намеревался содеять. Рассердился Филипп, ответил тотчас изумлённо:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

Нёсся над всею землёй, цепенящий хлад навевая. Грелись рабы у огня уютного. Там, между ними, Молча, едва узнаваем, и Пётр стоял, растерявшись. 90 Иисуса расспрашивал речью изострой служитель Анна, широкобрадый, во гневе привычной рукою Лён осязая пучка нечёсанного подбородка; Окружённый учёными – знал господин мудрецов сих С их заветом священным. И словом прочным ответил, 95 Неколебим, Иисус: «Я с миром сим любознатным Говорил, не скрываясь под благозданною кровлей, На перекрёстках на всех и в Боговещательном храме, Там, где всегда собирался народ, отовсюду пришедший; Тайного ничего не рек Я словом разбойным 100 Или грозящим кому-то; что ж вопрошаешь? Ведь кругом Здесь стоят все свидетели гласов Моих и речений, Все от Меня различный смысл речей познавали, Люду Я проповедывал Богопокорных евреев!» Но держащему слово начальник, неистовый воин, 105 Дерзновенною дланью разбил святую ланиту. 106 Рек Иисус, упрекнув косматого мужа лихого: 108 «Коли Я безрассудно, дерзкий, сказал не по чину – Сам свидетелем будь возмездия злобного гласом, 110 Коли сказал хорошо – то что же битьём укрощаешь?» Анна, в сем сплетенном силке смертельной ловитвы Руки скрутив за спиною Ему лишь вервием только, Иисуса послал к обуянному злобою зятю, Взяв под стражу – к тому, кто водительствовал, ко другому. 115 Симон стоял у костра, неизбывной тоскою объятый, Тело иззябшее грея у еле тлеющих углей. Спутники первосвященника тут, пригревшись, спросили Симона, только вошедшего: «А не из другое ли будешь Иисуса Христа?» И тут же в гласе ответном, 120 Перед рабами, его признавшими, Пётр и отрекся: «Я не с Христом», – промолвил он словом притворным, обманным. Раб домашний жреца сказал Петру, порицая (Родичем был он вою ночному, которому Симон Правое ухо отсек, мечом безрассудно вращая): 125 «Разве ты не провозвестник Христов? Тогда не тебя ль я Как соучастника видел в самой чаще садовой?» Снова, и в третий раз, как прежде, от Иисуса Пётр отрекся в сей день – и петел закликал тотчас же! Рой обличительный, двор Каиафы после оставив, 130

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

Подал знак ему Пётр: «Пока пребываем в безмолвье, 105 Вопроси же, о ком Он сказал». И тот, хоть трепещет, В страхе павши на грудь непорочную (был он любимым), Шепчет на ухо тихо Распорядителю пира: «Кто же это содеет?» Изрек Христос: «Кому в винной Влаге хлеб омочив подам, орошённый, во длани – 110 Тот Меня и предаст». И в кубке вином омочивши Хлеб остатний, подал его нечестивцу Иуде, Хлеб, возвещающий всем об убийстве корыстолюбивом. В хлеб освященный вмешав стяжанья безмерную жажду, Демон, сопутник греха, завладел совершенно сим смертным. 115 Рек Христос, посылая ведующему согласье: «Делай скорее, что делаешь!» Из пировавших не понял Ни один этой речи тёмной, даже и слыша, Но из реченья сего непонятного уразумели: Встал Иуда, свой ларь деревянный забравши с собою, 120 Дабы веленье исполнить данное Господином, Либо для праздника средства, какие нужны, приготовить, Либо нищим скитальцам выдать чего на дорогу. Он, неистовой жаждой наживы уже обуянный, Хлеб святой прихватив, во мраке ночном исчезает. 125 Так их двенадцатый спутник тогда и оставил, Иуда. Прочим одиннадцати Иисус богословный промолвил: «Ныне Дитя Человека и свет получает, и почесть, Бог нерожденный – снова славу в Нём же воспринял. Если же Бог Родитель через Него же возвышен, 130 Бог Отец возвысит и Сына, воздав Ему славой. Дети, недолгий срок пребывать средь вас Мне осталось, То, что молвил евреям когда-то, Я выскажу снова Речью привычно звучащей, что может быть понятой вами: 134 Не в состоянии вы ступить, куда Я ступаю, 136 И недоступен вам путь по тропе, предназначенной Мне лишь. Заповедь ныне последнюю вам Я сейчас возвещаю: Так же, как Я вас любил, по Моим беспорочным заветам, Равно запечатлейте любовь с уваженьем другу к другу, 140 Неразрывною связью в единомыслии слиты. Пусть, увидевши вас, и все на свете узнают Уваженье с любовью, что в почитающем сердце Ученики вы Христа светоносного, чтящие Бога». Уразумев, что Христос в путь дальний отправиться хочет, 145 Сладостные словеса внимательный Симон промолвил:

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

К Пращуру Я устремлюсь!» И ученики возгласили, Речь удержав в груди, не давая ей выйти наружу, 55 Речь, что готова сорваться, соревнуясь с безмолвством: «Что те вещания значат?» – «Что близко пора подступила…– Боле на тверди скудельной спутником вам Я не буду; Близко пора подступила, и времени мало осталось Круговратного, все вы, однако, собравшись в сем месте, 60 Узрите вскоре Меня, как взойду к Родимому Предку». Иисус, что изведал бурный соратников норов, Их разговоры о Нём, что они расспросить пожелают, Взговорил, упредив их, ученикам многоумным: «Что за домыслы вы друг другу передаёте 65 После того, как сказал Я, что скоро из виду исчезну, Чуть погодя – явлюсь, и Меня вы увидите въяве! Нерушимую клятву – Аминь! Аминь! – говорю Я: Все вы восплачете, вопль погребальный подъемля. И ярый Мир благочестным сначала не будет рад. Только ваше 70 Слезное скорби стрекало язвить вас будет недолго: Ведь и носящей под сердцем горе приходится мыкать, Острою болью терзаема женщина близких уж родов, Вплоть до часа рожденья от схваток мучится в корчах; Жгучее жало когда разрешившейся боли уходит, 75 Прежних терзаний не помнит, ведь в мире сем вечнорастущем Только что человек расцвёл на лоне рожденья. Так же и вы – подобье жены, рождающей в муках – Скоро освободитесь в сердце от скорби бессонной; Только вскоре и Я вас увижу, и бодрое сердце 80 Возвеселится внезапно в груди вашей, поздняя радость Явится необратимая и не отнимется боле Временем всеунимающим. В день некий так, как и прежде, Снова ко Мне припадёте все вы во слове премудром: Что ни попросите вы призывающим Бога реченьем, 85 Будет дано непременно Отца милосердного волей. Ныне, дабы свершилось деяние жизни, такого Доброго дара у Предка вы не просили, молите, Дабы исполнилось это и всё, что бы вас ни манило, Примете вы из рук Моего Всемогущего Предка. 90 Ныне окольным словом, не прямо, к вам обращаюсь: 92 Близок уже и скоро час божественный минет, Выслушав истину всю от Бога Отца, Я не медля Голосом чистым и ясным пойду возвещать по-другому, 95

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

Первосвященников сонм просил, умоляя, Пилата: 110 «О, не пиши, не пиши, что Он-де Царь иудеев, Только лишь то, что Он Сам сказал Своей ложною речью: „Повелитель евреев, Иисус скиптродержец“». Только и молвил Пилат, упрекнув человеков жестоких: «Что написал – написал!» И так, подъятого кверху, 115 Иисуса невинного подчинённые слуги Распластав на кресте подвешенного, и убили; Платье божественное Богородного Самовластца Стража там поделила (хитон блистающий также, Что с испода до верха всегда несшитым носился, 120 Цельнотканым куском от выи и до лодыжек). Между собою же так они соглашались друг с другом: «Сей необычный хитон виноцветный и Богодивный Рвать не станем, хитон, облекающий чуженина, Лучше пальцами рук (по броскам их победа приходит) 125 Жребий кинув, узнаем, кому он достанется точно». Так исполнилось слово, хоть поздно – но истинным стало, Спетое звонкой кифарой в песне Богоречивой: «Гнусные же убийцы, споря между собою, Соберутся и станут делить Мои одеянья, 130 Жребий станут бросать, кому же теплолюбезный Плащ Мой носить придётся, кто будет ризы владельцем!» Так свершились деянья войска неправедных мужей. Подле того креста поблизости други собрались С Богородицей Девой, матерью Иисуса. 135 Одноименна была Ей другая Мария, а также Магдалина Мария слезящая. Милого только Ученика увидал Христос и с ним Богоматерь, Молвил тотчас: «О жено, о девство взлюбившая матерь, Вот пред тобою сын девства!» И ученику Он измолвил: 140 «Любящий девство! Тебя родила Пречистая Матерь Без роженицы мук!» И с того быстроногого часа Деву-Мать, как родную, ученик в своём доме Принял, навеки он стал жены, беспорочно зачавшей, – Сыном стал нерожденным не знавшей родов Царицы. 145 Уразумел Иисус – всё должное неотвратимо, И восхотел, чтоб свершилось быстрее то, что вершится, Чтобы конец настал Его жизни остатней, Он молвил: «Жажду». Поблизости там, заранее приуготовлен, С уксусом был сосуд. И быстрый воин, то слыша, 150 Губку, цветок пещер подводных солёного моря, Напитавши горьким питьём, ненасытною солью,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

Дам тебе имя второе, новое: мужи иные Звать тебя станут Петром, и скроет это прозванье 165 Симона имя, коего выше прозвание „камень“, Веры оно нерушимой знак». И лишь близлежащий, В высях хребта, в росистом утре Сион заалелся, Восхотел после ночи бестенной отправиться тут же В благоплодный Он град галилеян изысканнокудрых. 170 Скоро нашёл там Филиппа Владыка и молвил, что станет Тот Ему верным сподвижником, спутником по дороге: «Следуй же, о Филипп, за Мною!» И, пламенный, только Слово услышал, как гласу вослед поспешает стопами. Отчей землёю был для Филиппа край Вифсаиды, 175 Где Андрей обитал, где жил и доблестный Симон. К Нафанаилу Филипп обратился с ласковой речью, Под благолиственным дубом найдя его: «Сей – Древлеродный, Муж Моисей Кого описывал в книге священной, Найден нами, о Ком все молвили равноречиво 180 Вестники дел грядущих, и знали когда-то пророки, „Иисусом“ назвав, чистейшим Иосифа Сыном, Назарета насельником, семенем Бога». Тотчас же Нафанаил быстромудрый молвил слово Филиппу: «Можно ль из Назарета добра ожидать?» И сопутник 185 Молвил Филипп в ответ добродушною речью простою: «Что ж, иди и смотри!» На сопутного Нафанаила Быстроколенного тут указывает Владыка: «Се потомок Израиля истинный, ни бо лукавства Он, ни подмены не мыслит, ни мнений не искажает!» 190 Нафанаил же, услышав, смешал слова с удивленьем: «Так хорошо меня знаешь, раньше не видя ни разу? Молви, откуда и как?» И гласом дивным Владетель Молвил – и речь полилась от пророческого подбрадья: «Прежде зова Филиппа тебя под смоквой тенистой 195 Видел Я высококронной, под сенью сидящего купной, Мнящего же себя невидимым и незримым!» Нафанаил воскликнул, за миг единый поверив В чудо, коснулся чела он богочтящею дланью: «О Равви, Ты горних святилищ Высокопрестольный 200 Пастырь, Израиля Царь, Ты как Христос пребываешь, Бога, сущего вечно, Логос и Сын, обоюдно Назову и Владыкой, детей Израиля Богом, Возглашу Тебя Сыном истинным Бога Живого!» Ободряет Владыка, влечёт упованьем сильнейшим: 205 «Слову бесстрашному внемля, незыблемой верой владеешь,

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/dejanij...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010