Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «БЕСЕДА ТРЕХ СВЯТИТЕЛЕЙ» древнерус. апокрифический лит. памятник, составлен в форме вопросов и ответов (от имени святителей Василия Великого , Григория Богослова и Иоанна Златоуста ). Древнейший рус. список «Б. т. с.» относится к XII-XIII вв. (Sinait slav. 39/0), южнослав.- к XIII-XIV вв. «Б. т. с.» возникла под влиянием апокрифических источников и народной поэзии (фольклора). Большинство вопросов касается библейских событий, мн. вопросы переходят в загадки, нек-рые имеют парадоксальный характер («Кто солгав спасеся, а истину рек погибе» (Петр и Иуда), «Город стоит, а пути к нему несть» (Ноев ковчег), «Кто дважды смерть вкуси» (Лазарь) и др.). Встречаются вопросы и ответы «научного» характера («Колико островов великих?»). Отдельные списки «Б. т. с.» имеют дополнение к названию - «Списано с патерика римскаго», что, вероятно, является лишь указанием на лат. тексты в жанре вопросов и ответов VII-IX вв. («Joca monachorum», «Interrogationes»). С текстом «Собеседований о жизни италийских отцев» рим. папы свт. Григория I Великого (Двоеслова) содержание «Б. т. с.» не имеет ничего общего. Греч. списки вопросов и ответов на библейские темы, сходные по характеру со слав. и лат., датируются XII-XVI вв., но вопрос о протографе до сих пор не решен (нек-рые ученые предполагают в нем фольклорные источники, отразившиеся в лат., греч. и слав. лит. памятниках). С XIV в. «Б. т. с.» включается в «Списки отреченных книг» (см. Книги отреченные ) в числе «ложных писаний», ее авторство приписывается болг. ересиарху Иеремии (его сборники произведений известны с XIII в.). Содержание «Б. т. с.» в различных списках имеет отличия, т. к. текст дополнялся под влиянием таких памятников переводной лит-ры, как «Словеса избранные толковые Григория Феолога», Палея в различных редакциях, «Книга бытия небеси и земли», апокрифические сказания, толкования Свящ. Писания, народные и книжные загадки. Влияние «Б. т. с.» заметно в «Повести о Дмитрии Басарге», азбуковниках , соч. «Повесть о бражнике» (XVII в.).

http://pravenc.ru/text/78224.html

О УСТРОЙСТВЕ ХРАМА Храм Божий по своему внешнему виду отличается от прочих зданий. Очень часто храм Божий имеет в основании форму креста, ибо Крестом Спаситель избавил нас от власти диавола. Нередко он устраивается в виде корабля, символизируя, что Церковь, подобно кораблю, как Ноев ковчег, ведет нас по морю жизни к тихой пристани в Царстве Небесном. Иногда в основании лежит круг — знак вечности или восьмиугольная звезда, символизируя, что Церковь, подобно путеводной звезде, сияет в этом мире. Здание храма обычно завершается сверху куполом, изображающим небо. Купол же венчает глава, на которой ставится крест — во славу Главы Церкви Иисуса Христа. Часто на храме ставят не одну, а несколько глав: две главы означают два естества (Божеское и человеческое) в Иисусе Христе, три главы — три Лица Святой Троицы, пять глав — Иисуса Христа и четырех евангелистов, семь глав — семь таинств и семь Вселенских Соборов, девять глав — девять чинов ангельских, тринадцать глав — Иисуса Христа и двенадцать апостолов, иногда строят и большее количество глав. Над входам в храм, а иногда рядом с храмом, строится колокольня или звонница, то есть башня, на которой висят колокола, употребляемые, чтобы созывать верующих на молитву и для возвещения о важнейших частях совершаемой в храме службы. Православный храм по внутреннему устройству делится на три части: алтарь, средний храм и притвор. Алтарь символизирует Царство Небесное. В средней части стоят все верующие. В притворе в первые века христианства стояли оглашенные, которые только готовились к таинству Крещения. Ныне в притвор иногда посылают стоять тяжко согрешивших для исправления. Также в притворе можно купить свечи, подать записки для поминовения, заказать молебен и панихиду и т. д. Перед входом в притвор устраивается возвышенная площадка, называемая папертью. Христианские храмы строятся алтарем на восток — в сторону, где восходит солнце: Господа Иисуса Христа, от Которого воссиял нам незримый Божественный свет, мы называем «Солнцем Правды», пришедшим «с высоты Востока».

http://pravoslavie.ru/put/shagi/perviesh...

Речь Святейшего Патриарха Кирилла в кафедральном соборе святого Григория Просветителя в Ереване 17 марта 2010 г. 20:05 Вечером 17 марта 2010 года в кафедральном соборе в Ереване Верховный Патриарх и Католикос всех армян Гарегин II   вручил Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу высшую награду Армянской Апостольской Церкви — орден святого Григория Просветителя. Затем Предстоятель Русской Церкви обратился к собравшимся с речью. Ваше Святейшество! Ваше Превосходительство, господин Президент! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Всечестные отцы! Дорогие братья и сестры! Позвольте мне выразить глубокую благодарность за вручение мне высшей награды Армянской Апостольской Церкви — ордена Григория Просветителя. Получая ее из рук Вашего Святейшества, я расцениваю ее как знак братской любви верующего армянского народа к верующему народу Русской Православной Церкви. Армянская Церковь — одна из древнейших в мире. Мы слышим о территории исторической Армении уже на первых страницах Священного Писания: «страна Араратская» — так говорит Слово Божие и упоминает эту страну несколько раз на страницах Ветхого Завета. Как свидетельствует книга Бытия (8:4-5), Ноев ковчег «остановился в седьмом месяце, в семнадцатый день месяца, на горах Араратских». Таким образом, эта земля оказывается тесно связанной с домостроительством спасения всего человеческого рода. Согласно Преданию, проповедь Евангелия в Армении восходит к апостолам Фаддею и Варфоломею. Они не только словами проповедовали Христа, но и свидетельствовали о Нем своей мученической кончиной. Всем известно, что Армения стала первой страной в мире, которая официально приняла христианство в качестве государственной религии. Когда христиане еще подвергались жестоким гонениям в Римской империи, армянский царь Трдат не только разрешил проповедь Благой вести о Христе, но и крестился сам и принял христианство вместе со всей своей страной. А после создания алфавита выдающимся сыном армянского народа монахом Месропом Маштоцем, как выразился его ученик Корюн, «Бог заговорил по-армянски», потому что именно Месроп Маштоц создал армянскую азбуку, грамматику и положил начало великой письменной армянской культуре.

http://patriarchia.ru/db/text/1116780.ht...

Тигра, льва и медведя спасли из притона наркоторговца. Как хищники подружились в приюте навсегда 8 ноября, 2019. Дарья Кельн Хорошие новости от «Правмира» Балу, Лео и Шерхана спасли зоозащитники, когда они были еще детенышами. Медведя, льва и тигра нашли в подвале дома наркоторговца в Атланте. Вместе их поселили в приюте «Ноев ковчег» в штате Джорджия, где звери вместе провели всю свою жизнь. Удивительная история дружбы и другие хорошие новости — в подборке «Правмира». Львы, тигры и медведи в дикой природе не живут в одной стае. Но в США эти животные привязались друг к другу, потому что вместе пострадали от рук человека и были спасены, рассказывает Inspire More. В 2001 году полиция обыскивала дом торговца наркотиками в Атланте. В подвале офицеры нашли трех испуганных и раненых детенышей — медведя, льва и тигра. Африканского льва держали в тесном ящике, на его морде была рана — возможно, животное били. Бенгальский тигр был сильно истощен. А медвежонок был закован в цепи, которые врезались в его тело. В тот день их мучения закончились. Департамент природных ресурсов штата Джорджия передал животных в приют «Ноев ковчег» — заповедник площадью в 100 гектаров. Детеныши за свою короткую жизнь слишком многое пережили, чтобы вернуться в дикую природу. — Мы назвали их Балу, Лео и Шерхан. Когда звери впервые приехали в наш заповедник, они были ранены и напуганы. Утешения они искали друг в друге, — рассказала их куратор Эллисон Хеджекот. — Потом хищники оправились. Они стали играть вместе и не отходили друг от друга.  Балу и Шерхан Сотрудники заповедника думали, что друзей придется разлучить, когда они подрастут. Боялись, что между ними возникнут конфликты, как и случается в дикой природе. Но лев, тигр и медведь не расставались и по-прежнему ладили между собой. Поэтому «Ноев ковчег» позволил им и дальше жить вместе. Так продолжалось 15 лет — Балу, Лео и Шерхан жили в одной среде обитания. Балу любил играть с Лео, а Шерхан часто прижимался к своим названным братьям и укладывался спать рядом с ними.

http://pravmir.ru/tigra-lva-i-medvedya-s...

Всемирный потоп В шестисотый год жизни Ноевой, во второй месяц, в семнадцатый день месяца, в сей день разверзлись все источники великой бездны, и окна небесные отворились; и лился на землю дождь сорок дней и сорок ночей (Быт 7, 11–12). Ноев ковчег. Лавра Прп. Саввы Освященного      Грехопадение повредило человеческую природу. Состояние мира после изгнания прародителей из рая свидетельствует о нарастании человеческой немощи. Грех распространяется по лицу земли и все глубже вкореняется в природу человека. Истинное богопочитание продолжало сохраняться у потомков Сифа. Но через несколько поколений они ( сыны Божии ) стали смешиваться с потомками Каина ( дочерями человеческими ). Жизнь людей стала плотской, бездуховной: И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому что они плоть (Быт 6, 3). Когда открылась вся мера всеобщего развращения на земле, Господь навел всемирный потоп. Это был суд Божий над человечеством, забывшим Бога и погрузившимся в пучину растления. Святитель Филарет Московский так объясняет, почему потоп был неизбежной мерой в отношении древнего человечества: «Бог видел человека в таком состоянии, в котором он совсем не соответствовал предначертанию Премудрости, явленному в его сотворении, и более не мог быть причастным любви и благости Творческой». Лишь патриарх Ной был человек праведный и непорочный и ходил пред Богом (Быт 6, 9). Господь повелел Ною построить большой ковчег. Некоторые исследователи на основе слов Божественного правосудия: пусть будут дни их сто двадцать лет (Быт 6, 3) заключают, что Ной строил его сто двадцать лет. Это значит, что современники Ноя имели сто двадцать лет для покаяния. Ковчег представлял собой огромный плавучий дом в три этажа со множеством отсеков. Вода изливалась сто пятьдесят дней и покрыла всю землю. В водах потопа погибло допотопное человечество. Затем вода стала убывать. Ковчег пристал к горе Арарат. Благочестивый патриарх, выйдя из ковчега, устроил жертвенник Господу. Это первое упоминание жертвенника в Священном Писании. На нем Ной совершил всесожжение, взяв из всякого скота чистого и из всех птиц чистых. Жертва эта была угодна Богу. Она была принесена от всего мира и за весь мир и «была посему совершеннейшим прообразованием всеродной и всеобщей жертвы Христовой» ( Святитель Филарет Московский . Записки, руководствующие к основательному разумению книги Бытия. М., 1867. Ч. 2. С. 6). Святые отцы называют Ноев ковчег прообразом Церкви, которая является кораблем спасения в житейском море.

http://pravoslavie.ru/103601.html

Ной и Ноев ковчег: Библейская история 12 декабря, 2016 Содержание статьи Кто такой Ной? После грехопадения первых людей и братоубийства (Каин убивает Авеля) прошло некоторое время. Люди продолжали населять Землю, но, увы, они вели совсем неправедную жизнь, не чтили Господа, творили злые дела. И все же среди них был один праведник по имени Ной. У Ноя была семья и три сына: Сим, Хам и Иафет. Ной — это библейский персонаж, благодаря которому человеческий род сохранил свое существования, несмотря на все злодеяния в прошлом. Вот житие Ноя: Ной был человек праведный и непорочный в роде своем; Ной ходил пред Богом. (Бытие, глава 6) Ной: история Увидев, как неправедно живут люди, Господь обратился к Ною, единственному праведнику. И увидел Господь, что велико развращение человеков на земле, и что все мысли и помышления сердца их были зло во всякое время; и раскаялся Господь, что создал человека на земле, и восскорбел в сердце Своем. И сказал Господь: истреблю с лица земли человеков, которых Я сотворил, от человека до скотов, и гадов и птиц небесных истреблю, ибо Я раскаялся, что создал их. Ной же обрел благодать пред очами Господа. (Бытие, глава 6) Богу не понравилось то, что Он увидел на Земле, Он пожалел, что создал человека, увидев его деяния и решил истребить человеческий род, оставив только Ноя и его семью. Господь повелел Ною сделать большой ковчег из дерева гофер, взять смолу осмолить его внутри и снаружи, так вода не проникла бы в щели. Внутри надо было сделать множество отделений, а сбоку дверь, сверху окно, чтобы можно было смотреть наружу. Строительство ковчега описывается в Билии достаточно подробно. Сделай себе ковчег из дерева гофер; отделения сделай в ковчеге и осмоли его смолою внутри и снаружи. И сделай его так: длина ковчега триста локтей; ширина его пятьдесят локтей, а высота его тридцать локтей. И сделай отверстие в ковчеге, и в локоть сведи его вверху, и дверь в ковчег сделай с боку его; устрой в нем нижнее, второе и третье жилье. (Бытие, глава 6) В этом ковчеге Ной и его семья должны были спастись, когда с небес хлынут потоки дождя, посылаемого Господом и вода покроет всю землю. Господь предупредил, что много дней придется провести в воде и также сказал взять по паре всех животных на ковчег.

http://pravmir.ru/noj-kto-takoj/

Библейский взгляд на научно-технический прогресс: Ноев ковчег или Вавилонская башня? «Возможен ли прогресс, логичен ли, оправдан ли, потребен ли прогресс миру, в котором смерть – самая неизбежная необходимость?» 25 ноября, 2011 «Возможен ли прогресс, логичен ли, оправдан ли, потребен ли прогресс миру, в котором смерть – самая неизбежная необходимость?» Ежегодная конференция «Наука. Философия. Религия» прошла в Дубне. В ней принимают участие философы, ученые, богословы из разных стран мира. На этот раз тема ее звучала так: «Человек в техническом мире: вызовы XXI века». Публикуем доклад участника конференции священника Олега Мумрикова. Священник Олег Мумриков Техника (τεχνικς от τχνη — искусство, мастерство, умение) — это общее название различных приспособлений, механизмов и устройств, не существующих в природе и изготовляемых человеком для осуществления процессов производства и обслуживания потребностей общества. Философы, богословы, общественные деятели, вступая в XXI век и оглядываясь назад, пытаются осмыслить прожитый человечеством отрезок времени, прежде чем перевернуть очередную страницу истории. Что дал нам ХХ век? Чему научил? В материале для размышлений недостатка нет: две страшные мировые войны, унесшие сотни миллионов жизней; экологический кризис; попытки манипуляций сознанием; сведение человека до уровня практически неодушевленной детали, простой структурной единицы общей биомассы планеты – с одной стороны. Абсолютизации исключительно материальных, потребительских, эгоцентрических установок при полном господстве внешне различных, но сходных по своей сути богоборческих идеологий – с другой. Научно-технический прогресс постоянно изменяет условия существования человека, открытия и технологии постоянно порождают мировоззренческие и этические вопросы, остро встающие перед обществом и Церковью. Какую оценку христианское сознание может дать научно-техническому прогрессу? Для ответа на этот вопрос важно осмыслить саму сущность процесса научно-технического развития с позиций библейского богословия.

http://pravmir.ru/biblejskij-vzglyad-na-...

Разделы портала «Азбука веры» 19 Дек 2022 Турецкие исследователи будут работать на горе Арарат, где, как они считают, находится Ноев ковчег В Избранное Команда из Стамбульского технического университета (ITÜ) и Университета Ибрахима Чечена Агры (AÇÜ) отправилась в район горы Арарат (турецкий Агры), где, как полагают, находятся остатки Ноева ковчега, пишет «Cедмица.RU» со ссылкой на ArkeoNews. Большое количество образцов почвы и фрагментов горных пород, взятых с поля командой, включая экспертов по геофизике, химии и геоархеологии, было отправлено в лаборатории TÜ для исследования. «Лабораторные исследования экспертов, вероятно, будут завершены через полтора-два месяца. На основе этих результатов мы определим дорожную карту», — сказал профессор Фарук Кайя, проректор AÇÜ, который продолжает свою работу в этой области с 2003 года. Остатки неизвестного происхождения были впервые обнаружены инженером-картографом капитаном Ильханом Дурупинаром в 1959 году во время разведывательного полета для составления карты региона Восточной Анатолии. Правда, имеются свидетельства, что еще в период Первой мировой войны с аэропланов были замечены структуры, которые тогда также приняли за остатки Ноева ковчега. Район находится в опасности, так как ему угрожают оползни, а поблизости уже образовались гигантские трещины. По этой причине в сотрудничестве с AIÇU и ITU была создана «Исследовательская группа горы Арарат и Ноева ковчега» для проведения научных исследований в этом районе. Проректор AIÇU Фарук Кайя сказал: «Мы сформировали рабочую группу ученых из университета, и они исследовали природную структуру между деревнями Телчекер и Юзенгили, то есть образование, напоминающее силуэт Ноева ковчега». «У этого региона очень большой потенциал для религиозного туризма, поскольку большинство источников обращают внимание на гору Агры и ее окрестности», — сказал Кайя. Европейцы начали первые исследования в этом районе, сказал Кайя, имея в виду Иоганна Якоба Фридриха Вильгельма Паррота, поднимавшегося на гору в поисках останков Ноева ковчега в 1829 году.

http://azbyka.ru/news/tureckie-issledova...

Какая национальность была у Христа? Иногда приходится слышать, что Он все-таки был больше арамейской национальности. 08.06.2017 08:58:36 Протоиерей Олег Стеняев Слушать: http://radonezh.ru/radio/2017/05/28/21-00.html -Где в Библии говорится о мощах и о святых предметах и о благоговейном отношении к ним? -Во-первых, мы знаем, что когда был исход евреев из Египетского рабства - то выходили, что называется, не с пустыми руками. Выносили Ноев ковчег, саркофаг с мощами - останками Иосифа Прекрасного. Сам Иосиф завещал, чтобы так поступили. В книге Бытия 50, 24 мы читаем: И сказал Иосиф братьям своим: я умираю, но Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о которой клялся Аврааму, Исааку и Иакову. И заклял Иосиф сынов Израилевых, говоря: Бог посетит вас, и вынесите кости мои отсюда. И умер Иосиф ста десяти лет. И набальзамировали его и положили в ковчег в Египте. И вот прохождение сквозь Чермное море, чудесное странствование в течение 40 лет, когда в виде огненного облака Господь вел их ночью, сияющего облака - днем. Это было все притом, что мощи Иосифа находились в стане еврейского народа. Собственно говоря, в Библии много говорится о разных святых предметах. Неуважительное отношение к ним может непосредственно вызвать Божий гнев. Например, в книге Даниила 5, 3 мы находим такие слова: Тогда принесли золотые сосуды, которые взяты были из святилища дома Божия в Иерусалиме; и пили из них царь и вельможи его, жены его и наложницы его. 4. Пили вино, и славили богов золотых и серебряных, медных, железных, деревянных и каменных. И ниже сказано -30. В ту же самую ночь Валтасар, царь Халдейский, был убит. То - есть наказание не замедлило. Казалось бы, с формальной точки зрения чашка - она и есть чашка, какая разница? Но это были сосуды дома Господня, использование таких сосудов не по назначению влекло за собой Божий гнев, Божие наказание. И в 4 книге Царей; 13 глава, 21 стих: И было, что, когда погребали одного человека, то, увидев это полчище, погребавшие бросили того человека в гроб Елисеев; и он при падении своем коснулся костей Елисея, и ожил, и встал на ноги свои.

http://radonezh.ru/text/kakaya-natsional...

Двери автобуса закрылись прямо перед носом. Евгения забарабанила кулаками в закрытую дверь с таким ожесточением, как будто это был последний автобус, Ноев ковчег, готовый отплыть от последнего островка суши.      Двери открылись. – Девушка, вы что – на свидание опаздываете? – улыбнулся парень у выхода. И она зачем-то виновато объяснила: – Мне в больницу. К бабушке. Срочно! Парень перестал улыбаться, сочувственно кивнул головой, а она уже забыла о нём, села на свободное место к окну – ехать нужно было далеко, через полгорода. Да, бабушка позвонила и сказала: «Пожалуйста, приезжай побыстрее…» И её голос, всегда такой уверенный, такой командирский, звучал совсем иначе – как голос маленькой девочки, испуганной маленькой девочки. Только вчера Женя сидела в просторной и светлой палате, выкладывала на новёхонькую красивую тумбочку сок, фрукты, куриные котлетки, – всё, что обычно носят в больницу. Бабушка морщилась: внучка никогда не умела готовить так, как она сама. Такие ароматные пироги, наваристый борщ, сочное жаркое, нежные, во рту тающие котлеты, как у Натальи Изотовны, – пальчики оближешь, – вполне могли бы украсить стол самого изысканного гурмана. Женя как-то сказала про бабушкину кухню словами из книги: «Баба, ты готовишь котлеты с таким искусством, как будто им предстоит долгая и счастливая жизнь!» И все согласились – сущая правда! Всё, что ни делала бабушка , было самым лучшим! Она сама – всегда самая красивая, самая видная, умеющая из ничего сотворить королевский наряд. Невысокая ростом, пухленькая, русоволосая, боевая, быстрая – первая на работе и запевала за столом. Бригадир, чья фотография не сходила с доски почёта. Умела вести хозяйство, экономить, у неё всегда и на всё хватало денег. Умела белить и шпаклевать, красить, вбивать гвозди, вкручивать лампочки, чинить и ремонтировать. В квартире всегда идеальная чистота. На стирку уходил весь день: всё кипятилось, отбеливалось, крахмалилось, подсинивалось, гладилось ещё влажным. Да, стирка была кошмаром из Жениного детства – она не могла выдержать ни темпа, ни нагрузки бабули.

http://pravoslavie.ru/71013.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010