НОВОПРОСЛАВЛЕННЫЕ СЕРБСКИЕ МУЧЕНИКИ Любой человек, хоть что-то знающий об истории Русской Православной Церкви в ХХ веке слышал о мучениках и исповедниках российских, в великом множестве пострадавших за Веру от безбожников. Для Сербской Церкви ХХ век тоже был и до последнего десятилетия остался веком мученичества и исповедничества. Мы представляем краткие жизнеописания сербских новомучеников, преимущественно пострадавших от хорватских усташей, и канонизированных Сербской Церковью в этом году. ТОРЖЕСТВЕННАЯ КАНОНИЗАЦИЯ СВЯТЫХ СЕРБСКИХ НОВОМУЧЕНИКОВ (Информационная служба Сербской Православной Церкви. 22 мая 2000г.) В воскресенье 22 мая, в Храме-памятнике Святого Саввы на Врачаре в Белграде состоялось главное торжество празднования в Сербии 2000-летия христианства, и была совершена торжественная канонизация святых новомучеников Сербской Православной Церкви, которые пострадали " Правды ради " . Празднование было украшено прибытием из Святой Земли через Болгарию чудотворной иконы Божией Матери Иерусалимской, которая своими святыми руками приняла новопрославленных мучеников, а всех сербов благословила в эти тяжёлые для них времена. В этот день архиерейскую литургию служил Патриарх Сербский Павел в сослужении всех архиереев и многих священников и диаконов Сербской Церкви. После малого входа начался чин провозглашения и канонизации новомучеников. Решение Архиерейского Собора СПЦ зачитал Епископ Западно-американский Иоанн. Потом семинарские хоры начали петь тропари новопрославленным святым, а архиереи и священники выносили иконы новомучеников, которыми патриарх Павел благословлял всех верных. В этот день были прославлены пострадавшие во время второй мировой войны от хорватских усташей священномученик Пётр (Зимонич), митрополит Дабробосанский, исповедник Досифей (Васич), митрополит Загребский, священномученик Платон (Йованович), епископ Банялучский, священномученик Савва (Трлаич), епископ Горнокарловацкий, священномученик Рафаил (Момчилович), игумен монастыря Шишатовац, священномученик протоиерей Бранко Добросавлевич, священномученик протоиерей Георгий Богич, мученик Вукашин из села Клепци, а также невинноубиенный в 1945г. югославскими коммунистами священномученик Иоанникий (Липовац), митрополит Черногорско-приморский.

http://pravoslavie.ru/put/sv/serbnovo.ht...

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Деяние Юбилейного Архиерейского Собора о соборном прославлении Новомучеников и исповедников Российских ХХ века Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! На исходе второго христианского тысячелетия, когда мир празднует Юбилей Боговоплощения, Русская Православная Церковь приносит Христу плод своих голгофских страданий – великий сонм святых мучеников и исповедников Российских ХХ века. Тысячу лет назад Древняя Русь приняла учение Христово. С тех пор Русская Православная Церковь просияла подвигами святителей, преподобных и праведных. Эпохой мучеников и исповедников для России явился XX век. Главой сонма Российских мучеников и исповедников за веру Христову явился святой Патриарх Тихон, который, характеризуя эту эпоху, писал: " Тяжкое время переживает ныне Святая Православная Церковь Христова в Русской земле: гонение воздвигли на истину Христову явные и тайные враги сей истины и стремятся к тому, чтобы погубить дело Христово... Зовем всех вас, верующих и верных чад Церкви: станьте на защиту оскорбляемой и угнетаемой ныне Святой Матери нашей... А если нужно будет и пострадать за дело Христово, зовем вас, возлюбленные чада Церкви, зовем вас на эти страдания вместе с собою словами святого апостола: " Кто ны разлучит от любве Божия: скорбь ли, или теснота, или гонение, или глад, или нагота, или беда, или меч " (Рим. 8, 35) " . Многие из тех, кто пострадал за веру в ХХ веке, ревнуя о благочестии, желали жить в то время, когда верность Христу запечатлевалась мученической кровью. " В детстве и отрочестве, — писал из камеры смертников священномученик Вениамин, митрополит Петроградский, — я зачитывался житиями святых и восхищался их героизмом, их святым воодушевлением, жалел всей душой, что времена не те и не придется переживать, что они переживали. Времена переменились, открывается возможность терпеть ради Христа от своих и от чужих. Трудно, тяжело страдать, но по мере наших страданий, избыточествует и утешение от Бога " .

http://sedmitza.ru/lib/text/429385/

Во имя новомучеников Российских Храм во имя новомучеников и исповедников Российских. Село Юровка Анапского района В селе Юровке Анапского района освятили новый православный храм, один из многих, построенных в России за последние годы. Он строился в рамках патриаршей программы «Храмы российской глубинки», осуществляемой Международным фондом единства православных народов (МФЕПН), и был освящен 26 октября во имя новомучеников Российских митрополитом Екатеринодарским и Кубанским Исидором в сослужении сонма духовенства. Корреспонденту «Православия ru» выпала честь быть одним из московских гостей, приглашенных в село Юровка на торжество освящения храма и совершения в нем первой Божественной литургии.   Приезд Мы подъехали к храму, в котором уже началось богослужение, на двух автобусах, специально поданных к Анапскому аэропорту для группы московских гостей. Перед этим был вылет из аэропорта Внуково. Небо было затянуто бесконечными толпами облаков, моросил дождь, но когда самолет вырулил на взлетную полосу и разогнался, равнодушная морось на стекле иллюминатора вдруг метнулась, на мгновенье превратившись в подобие кленового листа, и исчезла, насухо стертая бешеным потоком – мы в воздухе. Облаков оказалось еще больше, чем это казалось снизу, самолет пробивал их слой за слоем и все равно, даже на высоте в 10 тысяч метров, нам постоянно встречались облака – бесформенные, грустные, осенние. И вот Анапа, пустынный аэропорт, не сравнить с оживленным Внуково, где «борты» со всех концов света и самые разнообразные толпятся и в воздухе и на земле. Сиротливо стоящая «тушка», небольшое здание аэропорта – и ничего, ровным счетом ничего больше на огромном летном поле. Да и понятно: аэропорт курортного города после закрытия летнего сезона. У трапа делегацию встречают казак и казачка. Казак в роскошной, ярко-красной черкеске, на голове папаха, держит в руках хлеб-соль. Мелочь, но приятно, все-таки очень красива народная одежда, несмотря на то, что сейчас невозможно спокойно и просто носить ее, так, чтобы это не было похоже на театр, музей или кино. Туристический налет почетной встречи легко снимает самый юный член нашей делегации, мальчик лет десяти, сын одного из строителей храма. Подбежав к немного потерявшимся среди толпы пассажиров казаку и казачке, он отломил от каравая кусок хлеба, макнул в соль, быстро засунул в рот и побежал дальше. Все смеются и рассаживаются по автобусам: пора ехать, и так немного опоздали к началу службы, из-за задержки с вылетом.

http://pravoslavie.ru/628.html

Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): биография 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин. 19 апреля, 2005 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин. Содержание статьи Архимандрит Иоанн (Крестьянкин): биография 5 февраля, в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских, в возрасте 95 лет отошел ко Господу старейший насельник и духовник Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, горячо всеми любимый старец архимандрит Иоанн (Крестьянкин). Он преставился через несколько минут после принятия Святых Христовых Таин. Отца Иоанна знают и почитают в самых разных странах мира. Словами невозможно выразить, что значил отец Иоанн для своих духовных чад и для всей Русской Православной Церкви. Последние годы, из-за возраста и болезней, он не имел возможности принимать всех жаждущих его совета. Однако письма из разных концов света продолжают приходить на адрес Псково-Печерского монастыря. Проповеди, книги отца Иоанна продолжают открывать новый, духовный мир для тысяч людей и приводить истосковавшиеся души к Богу. Среди наиболее известных и популярный книг, составленный по его беседам и письмам можно назвать «Опыт построения исповеди», «Проповеди, размышления, поздравления», «Настольная книга для монашествующих и мирян», а также сборник «Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина)». Беседы и письма отца Иоанна переведены и изданы на иностранных языках. 11 апреля 1910 года в городе Орле в семье Михаила Дмитриевича и Елизаветы Илларионовны Крестьянкиных родился восьмой ребенок. Мальчика назвали Иоанном в честь празднуемого в этот день преподобного Иоанна Пустынника. Знаменательно, что в этот же день празднуется память преподобных Марка и Ионы Псково-Печерских. Еще в детстве Ваня прислуживал в храме, был послушником у известного своей монашеской строгостью орловского архиепископа Серафима (Остроумова). Когда Ване было два года, умер его отец Михаил Дмитриевич. Воспитанием сына занималась глубоко религиозная и благочестивая мама – Елизавета Илларионовна. Архимандрит Иоанн (Крестьянкин) и его наставники

http://pravmir.ru/ob-otce-ioanne-krestya...

В Москве открылись Рождественские чтения Москва, 26 января 2004 г. 25 января в Государственном Кремлевском дворце Патриарх Алексий возглавил церемонию открытия XII Международных Рождественских образовательных чтений, сообщает «Седмица.Ru». Участников Чтений также приветствовали министр юстиции РФ Юрий Чайка, министр здравоохранения РФ Юрий Шевченко, сопредседатель блока " Родина " Сергей Глазьев. Телеграммы в адрес форума направили Председатель Государственной Думы Борис Грызлов и губернатор Московской области Борис Громов. В церемонии приняли участие митрополиты Минский и Слуцкий Филарет, Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Смоленский и Калининградский Кирилл, Волгоградский и Камышинский Герман, Воронежский и Борисоглебский Сергий. Рождественские чтения 2004 года посвящены теме «Подвиг новомучеников и исповедников Российских и духовное возрождение Отечества». Форум проводит Отдел религиозного образования и катехизации при участии Синодальных отделов и учебных заведений Русской Церкви, Синодальной комиссии по канонизации святых и Церковно-научного центра «Православная энциклопедия», Министерства образования РФ, Российской Академии образования, Российской Академии наук, Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова, Национального фонда «Русская школа», Российского земского движения и других организаций. Открывая чтения, Патриарх Алексий обратился к присутствующим с первосвятительским словом. «Нынешние Рождественские чтения уже двенадцатые. Каждый год на этом форуме мы обсуждаем широчайший круг вопросов, связанных с религиозным образованием и другими сторонами жизни Церкви. Однако почти всегда одна из тем была ведущей: в средоточии нашего внимания оказывались наука, культура, русская школа, проблемы воспитания. Ныне чтения посвящены значению подвига святых новомучеников и исповедников Российских для нашей жизни и судеб Отечества», - сказал предстоячтель Русской Церкви. «Соборное прославление новомучеников и исповедников Российских в 2000 году явилось воистину промыслительным и исторически востребованным деянием. Оно становится духовной основой возрождения нашей Церкви и нашего народа», - отметил также Патриарх.

http://pravoslavie.ru/8757.html

Коллектив авторов Скачать epub pdf Священномученик Тихон Архангельский, Исповедница Хиония Архангельская июня 1875 – †4/17 октября 1937 апреля 1883 – †4/22 декабря 1945 Священномученик Тихон Архангельский прославлен Юбилейным собором 2000 г. 215 Исповедница Хиония Архангельская прославлена в 2001 г. Память празднуется 4/17 октября и в первое воскресенье после 25 января/7 февраля (Собор новомучеников и исповедников Российских) Из определений Священного Синода В заседании Священного Синода 22 февраля 2001 года под председательством ПАТРИАРХА Слушали: Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию за истекший со времени последнего заседания Священного Синода срок и касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. Постановили: 1 . Одобрить доклад Преосвященного митрополита Ювеналия. 2 . Включить в Собор новомучеников и исповедников Российских ХХ века следующие имена: от Московской епархии: Хионии Архангельской (1883 – 22 декабря 1945) 3 . Сообщить имена этих святых Предстоятелям братских Поместных Православных Церквей для включения их в святцы. Патриарх Московский и всея Руси АЛЕКСИЙ Священномученик Тихон Архангельский родился 1 июня 1875 г. в селе Попово Тамбовской губернии в семье потомственного священника Иоанна Архангельского. Он был старшим из троих детей. Когда ему исполнилось семь лет, скончался его отец; мать умерла ещё раньше. Детей взял на воспитание дядя, тоже священник, а затем их воспитывала его дочь, вышедшая замуж за священника, – такое приданое получила она от отца: троих сирот. В 1893 г. Тихон Архангельский поступил в Тамбовскую семинарию, которую окончил в 1899 г. В сентябре этого же года он был определён в псаломщики, а в феврале следующего, 1900 г. женился на дочери священника Иоанна Димитриева, Хионии; можно предположить, что они были знакомы с ранних лет, потому что жили в одних и тех же местах. 5 марта 1900 г. Тихон Иоаннович был рукоположен во диакона, а 19 марта – во иерея, клирика монастырско-приходской церкви во имя святого Димитрия Солунского при женском монастыре в селе Троекурове, где в своё время служили его дед и дядя.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ИЗМАИЛ Иванович Кудрявцев (1876 - 1937), сщмч. (пам. 10 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских), свящ. ИЗЯСЛАВ АНДРЕЕВИЧ († 1165), блгв. кн. (пам. 23 июня - в Соборе Владимирских святых), старший сын владимиро-суздальского кн. св. Андрея Юрьевича Боголюбского ИИСУСА НАВИНА КНИГА 6-я книга Свящ. Писания, следующая за Пятикнижием Моисеевым и повествующая о завоевании и разделе Св. земли (Ханаана) израильтянами под предводительством Иисуса Навина ИЛАРИОН († ок. 1054/55?), митр. Киевский, свт. (пам. 28 сент.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих; во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН (Григорович; 1696 - 1760), еп. Крутицкий (Сарский и Подонский), свт. (пам. 11 сент.- в Соборе Святогорских святых; 22 сент.- в Соборе Тульских святых) ИЛАРИОН (XI - нач. XII в.), прп., (пам. 21 окт.; 28 авг. - в Соборе Киево-Печерских преподобных, в Дальних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов) ИЛАРИОН († 28.03.1476), прп. (пам. 28 марта; 21 окт.; в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Псковских и в Соборе С.-Петербургских святых) ИЛАРИОН (Пономарёв Иродион (Родион) Никитич; 1805 - 1873), иеросхим., прп. (пам. 18 сент.; 11 окт.- в Соборе Оптинских старцев) ИЛАРИОН (Фомин [Фокин] Иларион Мефодиевич; 1774 - 1853), прп., Троекуровский (пам. в Соборах святых Рязанской, Тамбовской, Липецкой и Воронежской епархий) ИЛАРИОН Максимович Соловьёв (1868-1937), свящ., сщмч. (пам. 25 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН (Троицкий Владимир Алексеевич; 1886-1929), архиеп. Верейский, духовный писатель, богослов, сщмч. (пам. 15 дек., в Соборе Московских святых, Соборе С.-Петербургских святых, Соборе новомучеников и исповедников Российских) ИЛАРИОН († 1804), прмч. (пам. во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных; пам. греч. 20 сент.)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_23.html

Новости Пасха. Воскресение Христово. Осталось 17 дней Н.Е. Емельянов. Святогорцы-новомученики и исповедники Российские     Н.Е. Емельянов. Святогорцы—новомученики и исповедники Российские Разработка компьютерной базы данных о гонениях на Русскую Православную Церковь началась в 1990 г., а в 1992 г. было получено благословение Святейшего Патриарха Алексия «сосредоточить работы по исследованию истории Русской Православной Церкви XX века в Православном Свято-Тихоновском Богословском институте1» и передать в Институт архив данных, собранный Синодальной Комиссией по изучению материалов о реабилитации духовенства и мирян РПЦ.   Одновременно большая исследовательская работа по выявлению данных о репрессиях велась в самом Институте. При сборе данных использовались: архивные документы, письма родственников и знакомых пострадавших, печатные материалы - книги, статьи в светской и церковной прессе, неопубликованные рукописи, магнитофонные и видеозаписи, материалы, присланные епархиями или отдельными исследователями-энтузиастами, материалы, собранные сотрудниками ПСТБИ. В базе данных (далее — БД) приводится большое количество данных из документов Центрального архива ФСБ РФ, ГАРФ, а также из местных областных архивов, краеведческих музеев, других государственных и частных хранилищ.   Ежедневно БД пополняется примерно на 3-5 новых имени. На 1 октября 2006 г. в базе данных содержалось 28 460 биографических справок и 4590 фотографий. Среди пострадавших за Христа: патриархов — 4, митрополитов - 66, архиепископов — 176 и епископов - 240 (всего иерархов — 486); протоиереев — 1760, всего священнослужителей — -14 тыс.; расстреляны - тыс. человек. Убит каждый третий-четвертый. База данных содержит миллионы биографических фактов и десятки тысяч ссылок на источники. С июня 1996 г. она размещена на сайте ПСТГУ. Это один из первых православных сайтов России, он насчи- тывает около 500 тыс посещений и выдает из БД по запросам около 3 тыс. страниц в сутки. На сайте каждую полночь автоматически запускается специальный запрос, который выдает списки всех расстрелянных и арестованных в следующий день.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=0&iid=2458

Особенности прочтения следственных дел в свете канонизации новомучеников и исповедников российских Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 19 июля, 2012 Опубликовано в альманахе “Альфа и Омега”, 26, 2000 Человеку, мало знакомому со следственными делами, даже трудно представить себе, какие опасности поджидают его в этой работе. В настоящий момент в государственных и ведомственных архивах Москвы и других городов проводится большая работа по просмотру так называемых “церковных” следственных дел. Это связано с тем, что появилась возможность на примерах многих и многих подвижников проследить мученический путь Русской Православной Церкви в нашем XX веке, и с тем, что идет сбор материалов для канонизации и прославления новомучеников и исповедников Российских. Знакомясь со следственными делами, бесценными для нас во многих отношениях (и прежде всего потому, что подчас это единственный источник сведений о пострадавших за веру), нам необходимо знать, насколько можно доверять этим материалам, и помнить о некоторых особенностях работы с ними. Начнем с общеизвестного — того, что дела эти заводились отнюдь не для выяснения истины, а как раз с противоположными целями. Придерживаясь темы, к сожалению, придется меньше вспоминать мучеников, а больше — мучителей. Это нужно для того, чтобы обобщить хоть и известные, но разрозненные сведения о том, как именно проводилось следствие на протяжении конца 20–30-х гг. Так как я занимаюсь делами расстрелянных под Москвой на Бутовском полигоне (их по имеющимся на руках документам около 21 тысяч), мне в отличие от моих коллег по Православному Свято-Тихоновскому Богословскому институту приходится просматривать не только “церков­ные”, но и политические, и уголовные дела, и те, что невозможно отнести ни к тем, ни к другим (к этим последним относятся дела, заведенные за прошлые судимости, по которым вновь обвиняемый уже полностью отбыл срок наказания). Между делами “церковными” и “нецерковными”, проходящими по одной и той же 58-й статье (в основном, пп. 10–11, реже — 6 или 8) — большая разница. Мы видим, что в большинстве случаях ни кровь, ни страдания, понесенные чадами Церкви, не могут заставить христиан возвести хулу на Церковь, поколебать их любовь к Богу даже перед лицом смерти; работая со следственными делами христиан, мы удостоились видеть их подлинную радостную готовность умереть за Христа.

http://pravmir.ru/osobennosti-prochteniy...

Принять На сайте используются cookie-фaйлы, которые помогают показывать Вам самую актуальную информацию. Продолжая пользоваться сайтом, Вы даете согласие на использование ваших Метаданных и cookie-фaйлob. Управление cookie Журналы 43-84 заседания Священного Синода от 21 августа 2007 года Ниже публикуются Журналы заседания Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшегося 27 марта 2007 года в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. Журналы Священного Синода подписали: Патриарх Московский и всея Руси Алексий II члены Священного Синода: митрополит Киевский и всея Украины Владимир; митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Владимир; Патриарший Экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет; митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий; председатель Отдела внешних церковных связей митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл; митрополит Кишиневский и всея Молдовы Владимир; митрополит Виленский и Литовский Хризостом; архиепископ Тульский и Белевский Алексий; архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан; архиепископ Томский и Асиновский Ростислав; епископ Кагульский и Комратский Анатолий; управляющий делами Московской Патриархии митрополит Калужский и Боровский Климент. Журнал СЛУШАЛИ: Доклад Преосвященного митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной Комиссии по канонизации святых, о материалах, поступивших в Комиссию, касающихся прославления новомучеников и исповедников Российских, пострадавших в различных епархиях Русской Православной Церкви. СПРАВКА: Архиерейский Юбилейный Собор 2000 года определил: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (пункт 14 Деяния о Соборном прославлении новомучеников и исповедников Российских).

http://mospat.ru/archive/86318-zhurnaly-...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010