Сохранив веру, обрели «жизнь вечную в избытке» Почитаем ли мы новомучеников, сложилось ли сегодня церковное их почитание? На вопросы портала «Правмир» отвечает наместник Донского монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл 16 августа, 2010 Почитаем ли мы новомучеников, сложилось ли сегодня церковное их почитание? На вопросы портала «Правмир» отвечает наместник Донского монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл 10 лет назад Юбилейный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, проходивший в Москве с 13-16 августа, принял решение о прославлении для общецерковного почитания в лике святых Собора новомучеников и исповедников Российских XX века , поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Собор рассмотрел материалы о 814 подвижниках, чьи имена известны и 46 подвижников, имена которых установить не удалось, но о которых достоверно известно, что они пострадали за веру Христову. Свидетельства об этих святых поступили из 30 епархий и 5 ставропигиальных монастырей. К этому числу 860 подвижников в Собор новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания включены имена 230 ранее прославленных новомучеников в лике местночтимых святых в различных епархиях России. На вопрос о том, как складывается почитание новомучеников и исповедников Российских в наши дни, порталу « Правмир » отвечает наместник Донского монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл. Наместник Донского монастыря епископ Павлово-Посадский Кирилл – В ХХ веке произошло самое важное. Сотни простых русских священников, дьяконов, мирян не пошли на сделку с совестью, не предали своих близких, и, самое главное, не предали Бога, в которого верили всей душой. У многих из них была возможность сохранить себе жизнь: публично отречься от Христа или втайне согласиться на условия тюремщиков. Но они не пошли на это. Почему? Потому ли, что желали славы? Можете ли вы представить, каково это – в тесноте камеры, в постоянном страхе смерти думать о мученической славе? Что помогало им пережить весь ужас допросов, несправедливого суда и непобежденными выйти из камеры в последний свой путь? Любовь. Любовь, побеждающая смерть и страх. И Господь не оставил их своей всепобеждающей любовью.

http://pravmir.ru/soxraniv-veru-obreli-z...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Новомученики ( русские святые канонизированные после 1988 г.) АВГУСТА (Защук Лидия Васильевна; 1871-1938), схимон., прмц. (пам. 26 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых) АВЕРКИЙ (Северовостоков Аверкий Яковлевич; † 1918), свящ., сщмч. (пам. 17 июня, в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе Уфимских святых) АВКСЕНТИЙ Калашников († 1922), мч. (пам. 27 апр., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АВКСЕНТИЙ, АКСИЙ, ТАРАСИЙ СОЛОВЕЦКИЕ, КАШКАРАНСКИЕ преподобные (пам. 9 авг. - в Соборе Соловецких святых, в Соборе Кольских святых и в Соборе Новгородских святых) АГАПИТ (Таубе Михаил Михайлович; 1894-1936), мон., исп. (пам. 5 июля и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АГАФАНГЕЛ (Преображенский Александр Лаврентьевич; 1854-1928), митр. Ярославский и Ростовский, исп. (пам. 3 окт., 30 окт., в Соборе Липецких святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской, в Соборе Новомучеников и исповедников Радонежских, в Соборе Отцов Поместного Собора Церкви Русской 1917-1918 гг., в Соборе Ростово-Ярославских святых и в Соборе святых Эстонской земли) АГРИППИНА Ивановна Лесина (1897 – 1938), послушница, мц. (пам. 26 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Тульских святых) АГРИППИНА Тихоновна Киселёва (1903-1942), мц. Карагандинская (пам. 29 дек. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) АДРИАН Александрович Троицкий (1872-1938), прот. сщмч. (пам. 3 фев. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) АЛЕКСАНДР Владимирович Агафоников [Агафонников](1881 - 1937), прот., сщмч. (пам. 1 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших)

http://pravenc.ru/rubrics/122344.html

Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации Доклад митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Председателя Синодальной комиссии по канонизации святых Ваше Святейшество! Ваше Блаженство! Ваши Высокопреосвященства и Преосвященства! Мой доклад будет касаться работы Синодальной Комиссии по канонизации святых за межсоборный период с 2000 года до настоящего времени, а также предложений к общецерковному прославлению четырнадцати подвижников благочестия, ранее прославленных как местночтимых святых, и обозначения ряда проблем в современной церковной жизни, связанных с вопросами канонизации. I 1.1. Четыре года назад в жизни Русской Православной Церкви произошло одно из важнейших исторических событий — канонизация на Юбилейном Архиерейском Соборе новомучеников и исповедников Российских ХХ века, поименно известных и доныне миру неявленных, но ведомых Богу. Было также определено: «В послесоборное время поименное включение в состав уже прославленного Собора новомучеников и исповедников Российских совершать по благословению Святейшего Патриарха и Священного Синода, на основании предварительных исследований, проведенных Синодальной Комиссией по канонизации святых» (Деяния о канонизации новомучеников и исповедников Российских, пункт 14). В послесоборное время состоялось 19 заседаний Комиссии. На них обсуждались материалы, поступившие из различных епархий, касающиеся новомучеников и исповедников Российских ХХ века, а также других подвижников минувших веков. Итоги работы Комиссии обсуждались на 17 заседаниях Священного Синода (см. приложение За обозреваемый период в состав поименно прославленного Собора новомучеников Определениями Святейшего Патриарха и Священного Синода включены имена 478 подвижников, материалы о которых поступили из 35 епархий и 1 ставропигиального монастыря (см. приложение 2).

http://sedmitza.ru/lib/text/429622/

Закрыть itemscope itemtype="" > Святые двадцатого века 23.09.2009 1391 Время на чтение 5 минут Вышел в свет очередной том издания " Жития новомучеников и исповедников Российских XX века " . Одна из глав шестого тома посвящена священномученику Гермогену (Долганеву), епископу Тобольскому и Сибирскому. Это многотомное издание - проект фонда " Память мучеников и исповедников российских XX века " . Первый том был издан в 2005 году, сегодня выпущено в свет уже шесть томов. В этой серии публикуются жития всех новомучеников и исповедников Российских, канонизированных Русской Православной Церковью, составленные игуменом Дамаскиным (Орловским). Значительная часть жизнеописаний публикуется впервые, материалы остальных дополнены и уточнены. Основой для исследования подвига новомучеников послужили архивно-следственные дела. Поскольку написаны они были по большей части безграмотно, для публикации цитируемые тексты были приведены в соответствие с нормами литературного русского языка и правилами современной грамматики. Опечатки, содержащиеся в документах, исправлены; недописанные слова и сокращения раскрыты. Публикации составлены в результате комплексного изучения документов, хранящихся в государственных архивах России. Жития систематизированы по принципу " Четий-Миней " , то есть расположены в порядке празднования дней памяти этих святых Церковью. Каждый том посвящен одному календарному месяцу. Таким образом, запланирован выход двенадцати томов. Жития новомучеников, у которых нет определенного дня памяти, помещены в первом томе серии - январской книге, так как их память совершается в день празднования Собора новомучеников и исповедников Российских 25 января (7 февраля), если этот день совпадает с воскресным днем, или в ближайшее воскресенье после этого дня. Жития иллюстрированы фотографиями и иконами святых. Одна из глав шестого тома посвящена священномученику Гермогену (Долганеву), епископу Тобольскому и Сибирскому. Его имя неразрывно связано с историей Саратовской епархии. 14 января 1901 года в Казанском соборе Санкт-Петербурга состоялась хиротония архимандрита Гермогена во епископа Вольского, викария Саратовской епархии, а 21 марта 1903 года Преосвященный Гермоген был назначен епископом Саратовским и Царицынским.

http://ruskline.ru/monitoring_smi/2009/0...

поиск:   разделы   рассылка Алексей Львович Беглов Жизнь во Христе: уроки отечественной церковной истории ХХ столетия (К осмыслению феномена новомучеников и исповедников Российских) Источник:  Богослов.ру Русская Церковь обогатилась большим числом мучеников и исповедников за многострадальный ХХ век. Их подвиг, вне сомнения, достоин стать одной из центральных тем богословского осмысления современной религиозно-философской мысли. Автор доклада размышляет над возможными направлениями этого вектора осмысления. ХХ столетие стало временем мученического и исповеднического подвига Русской Церкви. Мученического подвига по своим масштабам – как отмечали многие современники – сопоставимого с эпохой мученичества первых веков христианской эры. Образ и опыт мучеников этого периода, новомучеников и исповедников Российских должен был бы стать (но пока не стал) одной из центральных тем богословского осмысления сегодняшней российской богословской и религиозно-философской мысли. В настоящем докладе мы хотим предложить несколько размышлений историка о том, в каком направлении могло бы двигаться это осмысление. 1. " Жертвы " или " герои " : осмысление подвига новомучеников в современной литературе Как мы сказали, сопоставление российских новомучеников и мучеников первых веков достаточно распространено. Наряду с этим обращалось внимание и на существенное отличие этих явлений. Мученики первых веков были и сохранились в церковном предании как свидетели веры и воскресения, которые будучи поставлены перед выбором – вера во Христа и смерть или отречение от Него и сохранение жизни – выбрали веру и пребывание со Спасителем и тем самым засвидетельствовали истинность Его воскресения. В отличие от них, мученики ХХ столетия часто были лишены какой бы то ни было возможности выбора. Будучи представителями групп, подлежавших социальной сегрегации, они были обречены на лишение гражданских прав, а затем и жизни. В подавляющем большинстве случаев им никто не предлагал сохранить жизнь ценой отречения от Они оказывались не свидетелями, а жертвами. В этой связи можно вспомнить афоризм Варлама Шаламова, сказавшего, что в сталинских лагерях нет героев, а есть только жертвы.

http://religare.ru/2_80988.html

Закрыть 2017-й мы особым образом посвящаем памяти новомучеников и исповедников Владимир Легойда о главных итогах заседания Священного Синода Русской Православной Церкви 10.03.2017 781 Время на чтение 3 минуты Председатель Синодального отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир Легойда, комментируя итоги заседания Священного Синода, состоявшегося 9 марта под председательством Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в московском Даниловом монастыре, отметил, что одним из основных вопросов, рассматривавшихся в ходе него, стали планы проведения памятных мероприятий, посвященных 100-летней годовщине начала эпохи гонений на Русскую Православную Церковь, сообщил «Русской народной линии» СИНФО. По словам главы Отдела по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ, открывая заседание Священного Синода, Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что 2017-й — «юбилейный год, год воспоминания о трагических событиях 100-летней давности, год, который мы особым образом посвящаем памяти новомучеников и исповедников Российских, и год, в котором надлежит состояться Архиерейскому Собору». Как сообщил В.Р.Легойда, на заседании была рассмотрены и одобрены предложения Организационного комитета по реализации программы общецерковных мероприятий к 100-летию начала эпохи гонений. Священный Синод постановил на протяжении текущего года проводить в епархиях Русской Православной Церкви торжественные богослужения, приуроченные к памяти новомучеников и исповедников, крестные ходы, а также научные и общественные мероприятия. «Согласно решению Священного Синода, памятные мероприятия должны состояться не только в 2017 году, но и в последующие годы, если на местах имеются такие планы. Издательскому совету Русской Православной Церкви поручено осуществлять координацию публикаций, посвященных 100-летию начала гонений, а Издательству Московской Патриархии — выпустить иллюстрированный альбом, повествующий о подвиге и почитании новомучеников и исповедников Церкви Русской», — подчеркнул В.Р.Легойда.

http://ruskline.ru/news_rl/2017/03/10/20...

ЦВ 1-2 (398-399) январь 2009 /  22 января 2009 г. Нераскрытая тема Со времени массовых гонений на веру в Советском Союзе прошло много десятилетий, но до сих пор опыт новомучеников и исповедников российских не осмыслен и не воспринят большинством верующих. Наш постоянный обозреватель размышляет о причинах этого явления и о попытках его преодоления с помощью современного искусства. Сохранение исторической памяти, в том числе и личной, — это всегда сложная и трудная работа. А беспамятство не требует никаких усилий. Поэтому оно доступно всем. На этом основывается и так называемая «массовая культура», легко воспринимаемые образы которой сразу становятся «всеобщим достоянием». В начале прошлого года мне довелось беседовать об этом с игуменом Дамаскиным (Орловским) — членом Синодальной комиссии по канонизации святых и руководителем фонда «Память мучеников и исповедников Русской Православной Церкви». В разговоре мы коснулись выхода очередного тома «Житий Новомучеников и исповедников Российских ХХ века», и я задала давно мучивший меня вопрос: «Почему опыт новомучеников практически не воспринят массовым сознанием? Почему этой теме общество, не только светское, но и церковное, уделяет так мало внимания?» Ответ игумена Дамаскина был прост: «Приходя в Церковь, люди ищут устроения их материального и социального бытия и не помышляют о том, что она может им дать Царствие Божие». Недавно я задала тот же вопрос протоиерею Кириллу Каледе, настоятелю храма во имя Новомучеников и исповедников Российских в Бутове: «Почему сюда, на Бутовский полигон, приезжает гораздо меньше народа, чем, например, к мощам блаженной Матроны Московской?» Он ответил почти теми же словами: «Здесь надо просить Царствия Небесного. А оно, получается, никому не нужно». Как же сложилось так, что большинство людей, озабоченных духовными поисками и приложивших в 1990-х годах немало усилий для своего воцерковления, явно отворачивается от опыта новомучеников? Вопрос этот с новой силой встал после обнародования результатов общероссийского голосования в телевизионном проекте «Имя Россия». Этот проект, сразу следует отметить, вызвал неоднозначную оценку. Результаты голосования то откровенно подтасовывались, то обнулялись, но в итоге, когда в тройке лидеров оказался Иосиф Виссарионович Сталин, многие ахнули: «Вот какова она, народная любовь…»

http://e-vestnik.ru/reviews/neraskrytaya...

Соборное прославление новомученников 10 лет назад, 13 августа 2000 года в Москве открылся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором был прославлен сонм новомучеников и исповедников Российских. О тех исторических днях специально для портала «Правмир» рассказывает иеромонах Симеон (Томачинский), директор издательства Сретенского монастыря. 13 августа, 2010 10 лет назад, 13 августа 2000 года в Москве открылся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором был прославлен сонм новомучеников и исповедников Российских. О тех исторических днях специально для портала «Правмир» рассказывает иеромонах Симеон (Томачинский), директор издательства Сретенского монастыря. Чем примечательно Соборное прославление сонма новомученников 13 августа 2000 года в Москве? Читайте подробности в нашей статье! Соборное прославление новомученников и исповедников 10 лет назад, 13 августа 2000 года в Москве открылся Архиерейский Собор Русской Православной Церкви, на котором был прославлен сонм новомучеников и исповедников Российских. О тех исторических днях специально для портала «Правмир» рассказывает иеромонах Симеон (Томачинский), директор издательства Сретенского монастыря. Поместный Собор 2000 года был действительно историческим. И совсем не потому, что он значился юбилейным. Просто его решения стали по-настоящему эпохальными. Прежде всего речь, конечно, идет о прославлении Собора Новомучеников и Исповедников Российских, которое готовилось долго, тщательно, с изучением всех исторических и биографических деталей. В случае если некоторые эпизоды жизни того или иного человека, представленного на канонизацию, вызывали сомнения в чистоте его подвига, комиссия принимала решение о преждевременности прославления — и таких примеров немало. Но главным вопросом и основной, с позволения сказать, «интригой» Собора была канонизация Царской семьи, вокруг которой уже много лет шла бурная полемика. До последнего момента оставалось неизвестным, каким же будет соборное решение архиереев. В этой ситуации некоторые СМИ постарались оказать воздействие на церковное сообщество и выступили с позиций яростных противников грядущей канонизации. Особенно отличились «НГ-религии», тираж которых по такому случаю был увеличен в три раза. Один из обозревателей по этому случаю констатировал: «Церковные либералы заклинают архиереев» .

http://pravmir.ru/sobornoe-proslavlenie/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Соборы святых Русской Православной Церкви ДАЛМАТ (Мокринский Дмитрий Иванович; 1594 - 1697), прп. (пам. 25 июня, 10 июня - в Соборе Сибирских святых) ДАМАСКИН (Цедрик Дмитрий Дмитриевич; 1878 - 1937), еп. бывш. Глуховский, сщмч. (пам. 2 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ДАМИАН († между 1062 и 3.05.1074), целебник, прп. (пам. 5 окт., 28 сент.- в Соборе преподобных отцов, в Ближних пещерах почивающих, в неделю 2-ю Великого поста - в Соборе всех преподобных отцов Киево-Печерских и всех святых, в Малой России просиявших) ДАМИАН (Диомид Иерофеевич, в схиме Диодор; между 1586 и 1593-1633), прп. (пам. 27 нояб., в 3-ю неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 21 мая - в Соборе Карельских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ДАМИАН (Воскресенский Дмитрий Григорьевич; 1873-1937), архиепископ, священномученик (пам. 21 окт., в Соборе Курских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких) ДАН 5-й сын ветхозаветного патриарха Иакова, родоначальник одноименного колена, именем к-рого были названы территория и город в Палестине ДАНАКТ (Калашников Дометиан Ианнуариевич; 1882-1937), иером., прмч. (пам. 2 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших) ДАНИИЛ (ок. 1350? - ок. 1430), прп. (пам. 13 июня святых, в Андрониковом мон-ре подвизавшихся; 6 июля - в Соборе Радонежских святых; воскресенье перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), древнерус. иконописец ДАНИИЛ († после 576), игум. Скитский, прп. (пам. пам. суббота сырную - в Соборе всех преподобных, пам. греч. 18 марта) ДАНИИЛ (2-я пол. XIV-XV в.?), прп., Киево-Печерский (пам. 28 авг.- в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов, в Дальних пещерах почивающих, во 2-ю Неделю Великого поста - в Соборе Киево-Печерских преподобных отцов и всех святых, в Малой России просиявших) ДАНИИЛ (Димитрий Константинович; ок. 1460-1540), прп. (пам. 7 апр., 30 дек., 28 июля, 23 мая - в Соборе Ростово-Ярославских святых)

http://pravenc.ru/rubrics/122338_17.html

поиск:   разделы   рассылка Архимандрит Тихон (Шевкунов) О новом храме Сретенского монастыря Источник:  Православие.ру Дорогие прихожане Сретенского монастыря! 3 октября 2012 года был объявлен, а 10 декабря 2012 года завершился открытый конкурс на эскизный проект храма Новомучеников и Исповедников Российских на крови, что на Лубянке. Необходимость нового, вместительного храма в нашем монастыре назрела давно: кому, как не вам, известно, что нередко множество прихожан не помещаются в единственном уцелевшем соборе Сретения Владимирской иконы Божией Матери и вынуждены слушать трансляцию богослужения, стоя на улице. Испрашивая у Святейшего Патриарха Кирилла благословение на проектирование и строительство храма, братия Сретенского монастыря просила назвать его собором Новомучеников и Исповедников Российских на Крови, что на Лубянке и приурочить его освящение к февралю 2017 года. В целях и задачах конкурса особо подчеркивались следующие требования к будущему проекту. " Храм должен отображать традиционную для русской церковной архитектуры идею Дома Божиего, а также подвиг и торжество духовной победы Новомучеников Российских " . Это стало важнейшей задачей для проектантов. Мы ожидали творческого решения, которое смогло бы выразить идею небесного торжества Новомучеников, нести в себе радость и свет победы Воскресения Христова, Церкви Христовой над злом этого мира, Вечной Жизни над смертью. Построенный к столетию начала трагических событий минувшего века, этот собор должен быть именно Храмом-Памятником победе Господа Иисуса Христа и Его святых учеников – Исповедников и Новомучеников. В задании конкурса были и непременные технические моменты. Храм должен быть вместительным: в идеале – на две тысячи человек. Еще одно требование – предусмотреть проведение богослужений под открытым небом в теплое время года, как это делается, в частности, в Псково-Печерском монастыре, при особом стечении народа. Из-за особой стесненности территории обители проектантам необходимо было учесть и возможность совершения крестного хода по галерее вокруг храма.

http://religare.ru/2_100491.html

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010