обладала значительным книжным собранием. Со времени правления династии Романовых пополнение столичных собраний древними книгами происходило в т. ч. за счет вывоза рукописей из К. Б. м. В XVIII-XIX вв. рукописи и книги поступали в б-ки Троице-Сергиевой лавры, новгородского Софийского собора, Воскресенского Новоиерусалимского монастыря, в Синодальное собрание, а также в частные собрания (гр. Н. П. Румянцева, М. П. Погодина). Были попытки реконструкции фонда б-ки К. Б. м. ( Дмитриева. 1968; Шевченко. 1998). В наст. время большая часть (1400) рукописей хранится в РНБ, древнейшие и интересные своим художественным оформлением - в ГРМ, отдельные рукописи - в КБМЗ, РГБ, ГИМ (подробнее см.: Вздорнов Г. И. Книгописание в Кирилло-Белозерском мон-ре// Он же. 1980. С. 127-130). Так, в РНБ в составе приобретенной частной коллекции попал «массивный фолиант Златоуста XVI в.» с заставками и инициалами ( Розов. 1983. С. 277). Большая часть рукописей, происходящих из К. Б. м., не являются лицевыми, что характерно для монастырской б-ки, но многие украшены орнаментами всех разновидностей: тератологическим, балканским, неовизантийским, старопечатным ( Враская. 1983). Наиболее подробно изучена Следованная Псалтирь (XV-XVI вв., РНБ. F.I.738; см.: Гордиенко, Семячко, Шибаев. 2011). В древнейших рукописях украшения присутствуют в виде заставок в тератологическом стиле, напр. в Евангельских чтениях - заставка-«плетенка» (XIV в., РНБ. Кир.-Бел. 1/1. Л. 1 об.) и инициалы; в Требнике XIV - нач. XV в. заставка имеет вид рамки с плетеными наугольниками, навершиями, ее центр составляют обращенные друг к другу 2 птицы, напоминающие лебедей (РНБ. Кир.-Бел. 5/5. Л. 1 об.). Наиболее совершенный пример тератологии представляет Канонник 1407 г., согласно преданию, принадлежавший прп. Кириллу (ГРМ. Др./гр. 15). Это произведение уже зрелого стиля, в том варианте, когда зоо- и антропоморфные формы не соединяются в хаотичном, ковровом плетении, а образуют рационально построенный и выверенный, архитектурно узнаваемый образ церкви, с куполами, с подчеркнутой осью симметрии, как это характерно для лучших новгородских и среднерус.

http://pravenc.ru/text/1840459.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Сщмч. Иона (Лазарев), еп. Велижский. Тюрьма НКВД. Фотография. 1937 г. (Лазарев Иван Иванович; 1869, Лучинский погост Тихвинского у. Новгородской губ.- 21.10.1937, полигон Бутово Московской обл., ныне в черте Москвы), сщмч. (пам. 8 окт., в Соборе новомучеников и исповедников Российских и в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших), еп. Велижский. Из семьи священника. В 1892 г., окончив Новгородскую ДС, определен надзирателем в Звенигородское ДУ. 4 нояб. 1892 г. пострижен в монашество с именем Иона, а 3 дек. того же года рукоположен во диакона. 23 дек. 1893 г. зачислен в число братии Саввина Сторожевского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мужского монастыря , 6 янв. 1895 г. рукоположен во иерея. 30 дек. 1899 г. по ходатайству Полоцкого еп. сщмч. Тихона (Никанорова) И. был переведен в число братии Полоцкого архиерейского дома, 5 янв. 1900 г. назначен казначеем и ризничим, 27 нояб. того же года - настоятелем Невельского Спасо-Преображенского заштатного необщежительного мон-ря. 2 сент. 1902 г. переведен на должность настоятеля Сковородского во имя архангела Михаила мужского монастыря . В 1900 г. возведен в сан архимандрита. 22 марта 1911 г. назначен на должность наместником Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мужского монастыря . В янв. 1918 г. отправлен в распоряжение Воронежского и Задонского архиеп. Тихона (Никанорова). 29 янв. 1926 г. хиротонисан во епископа Велижского, стал викарием Полоцкой епархии. В лит-ре также упоминается как епископ Невельский. Не смог приступить к исполнению своих архиерейских обязанностей, видимо, из-за засилия обновленцев. 14 мая того же года уволен на покой. Жил в с. Батюшкове Дмитровского р-на Московской обл., служил в Никольском храме. Пользовался любовью и уважением прихожан. В 30-х гг. ХХ в. помогал священнослужителям - заключенным Дмитровского ИТЛ. 15 авг. 1937 г. арестован по обвинению в том, что под видом церковных проповедей вел «контрреволюционную агитацию». Виновным себя не признал. 17 окт. 1937 г. Особой тройкой при УНКВД по Московской обл. приговорен к расстрелу. Казнен, погребен в безвестной общей могиле. Прославлен Архиерейским юбилейным Собором РПЦ 2000 г.

http://pravenc.ru/text/578268.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЕКСЕЕВ Михаил, иконописец XVII в. вотчины Кий-Островского Крестного мон-ря , из д. Огрушинской Конецостровской (позже Чекуевской) вол. Архангельской губ.; отец иконописцев Саввы, Андрея, Василия, Козьмы Михайловых (Алексеевых). К 1659 г. относится первое упоминание об А., исполнившем вместе с Иваном Никоновым и Ортюшкой Добрыниным ряд икон, в т. ч. по заказу Крестного мон-ря. С 1661 г. работал в Новоиерусалимском Воскресения Христова мон-ре ; в Казначейской описи 1665 г. значилось 5 икон Воскресения Христова «на золоте, письма Михаила иконника с товарищи». В 1661, 1663 и 1665 гг. направлял челобитные Патриарху Никону с просьбой облегчить подати; в Патриаршей грамоте 1665 г., присланной в Крестный мон-рь с указанием удовлетворить просьбу А., засвидетельствовано: «Мы... слушали его, Мишкина, челобитья...», «работает он... нам, великому господину, восьмое лето в Крестном и Воскресенском монастырях ежегодно без перемены...» В 1671 г. по благословению архим. Крестного мон-ря Сергия (1670-1672) А. и Артемий Афанасьев исполнили «образ Честнаго Животворящаго Креста Господня в чудесах». В 1672 г. А. с сыном Василием работал в Архангельске; в 1671-1673 гг. в Холмогорах писал икону «Воздвижение Креста Господня с чудесами». В 1684 г. подрядился вместе с детьми и А. Афанасьевым писать иконы для новой каменной ц. Успения Божией Матери Пертоминского Крестиморовского мон-ря ; в документе 1689 г. (ГААО. Ф. 10. Оп. 1. Ед. 54) содержится программа росписи церкви и трапезной, намеченная А. и его сыновьями Андреем и Саввой вместе с братией мон-ря. Лит.: Кольцова Т. М. Северные иконописцы. Архангельск, 1998. С. 82-87. Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/64520.html

2-го Мая положено праздновать перенесение мощей св. князей Бориса и Глеба, 22-го Мая – обретению мощей св. Леонтия Еппа Ростовского. Евангелия воскресные написаные после Синаксаря. После них столпы Евангелий воскресных и гласов. Для образа языка и правописания выписываю Евангелие в день Благовещения пресвятые Бцы. Лист 131 и обор. Во но. затъ ёлисавефь жена захарьина. таше. мць. глще. ко тако створи мн гь. во дни в н же призр ти поношение мое в члвцхъ. въ же мць посланъ бы англъ гаврилъ ба въ гра галилйскъ. му же им назарефъ. к дв бручени мужеви. му же им и сифъ. дому двдва. дв мариамъ. вшедъ к ней нглъ ре блгтна гь с тобою блгна в жена. на же видвши англа. смутис слове го. помышлше каково будетъ цловани се ре ей нглъ не бойс мариамъ. брте бо блгть ба се зачнеши в чрев и родиши сна. и нареши йн му съ. се будеть велий и снъ въшнго нареть и дасть ему гь бъ пртлъ двда ца и воцрить в дому йковли в цртву го не будеть конца. ре же маримъ къ нглу. како будеть се. йд же мужа не знаю. вщавъ нглъ ре ей. дхъ стыи найдетъ на т. и сила снить т. тмъ же родит сто наретс снъ бин. й се лисавефь тво. та зачатъ в чрев. и роди сна встарости своеи. й се мць. й сть ей. нарицамй неплодови. ко не изнеможеть ба вскъ глъ. ре же мари се раба гн буди мн по глу твоему. й иде не нглъ. На странице по 28-ми и по 29-ти строк. Пометы, сколько тетрадей, при переплете обрезаны, несведущим переплетчиком, по недостатку наблюдения за этим. От чего многое в рукописях пергаменных навсегда для любителей древности затерялось, чего уже возвратить невозможно. Переплет такой, какой в Евангелии под 2. По характеру письма и по очертаниям букв, по замечанию г. Срезневского, сие Евангелие относится к XIV в. 4. Евангелие апракос (недельное), писанное уставом в лист в два столбца на пергамине в 258 листов. Заставка пред Евангелием Иоанна раскрашена кругами.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Начальные буквы в Евангелии раскрашены киноварью и красками с изображением жирафов. В Великий пяток Евангелия на Литургии не положено. С листа 289 об. начинается синаксарь, где положены чтения Евангелий в праздники и дни святых. 24 Июля положено праздновать св. князьям Борису и Глебу. По характеру письма и очертаниям букв, по замечанию И. И. Срезневского , относится к первой половине XIV века. Для образца языка и правописания выписываю Евангелие, читаемое в день Благовещения, лист 312 об., 313 и обор. 313 л. Во оно зачатъ илисаветъ жена захарьина. и ташес мцъ глщи. ко тако створи мн гь, во дни в н же призри. ти оукоризну мою въ члвцхъ, в шестыи же мцъ посланъ бы арханглъ гаврилъ ба в градъ галилеискии му же им назареъ. къ дв обручени мужеви му же им иосиъ. дому двдва и им дв мри. и вше к неи англъ ре. раис блгодатна гь стобою. блгна ты вжена. она же видвши смте о словеси го. и помышлше каково се буде целовани. ре англъ еи не боис мри обрте бо блть ба. и се въ чрев зачнеши и родиши снъ. и нареши им му се будеть велии и снъ вышьн наретс. дастъ му гь бъ пртл двда ца го. и воцритс гь вдому иковли в в и цртвию го не будеть конца. ре же мри ко англу. каково буде се. ко мужа не знаю. и вщавъ англъ ре еи дхъ стыи сниде на т и сила вышн оснить т тмже и же родитс. сто наретс снъ бжии. и се лисаветь оужика тво та зачатъ снъ встарость свою и се мць шестыи и неплодови. ко не изнемож ба вскъ глъ. ре же мри се раба гн, буди мн по глу твоему. и тъиде не англъ. Переплетено в досках, малиновым плисом обложенных. 3. Евангелие апракос (недельное), писанное уставом на пергамине в лист в два столбца на 137-ми листах: Заставки фигурные, но без изображений жирафов. Заглавные буквы также фигурные, но без изображений жирафов. В великий пяток Евангелия на Литургии не положено читать. Синаксарь начинается с 124-го листа, где положены чтения Евангелий в праздники и дни святых.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Начальные буквы раскрашены киноварью, но не фигурные, кроме первой буквы пред Евангелием Иоанна на св. Пасху. Евангелия в Великий пяток на Литургии не положено. Соборник 12-ти мцам начинается с 229-го листа, и продолжается до конца 258-го. Русского ни одного святого нет. Всех тетрадей, как видно внизу их на оборотной стороне, 33. Строк на каждой странице по 23. С 1-го листа по 21-й включительно скреплено рукою св. Патриарха Никона . По характеру письма и очертаниям букв сие Евангелие относится к XV веку. Для образа языка и правописания выписываю Евангелие в день Благовещения пресвятые Бцы. Въ дне о . зать жена таашес мц п глщи, ко тако мн сътворн гь въ дни въ н же призр ти мое въ члцхъ. въ мць шесты, посланъ бы агглъ ба. въ градъ ленскы емоу же им назаре. къ дв и броу ченй моужеви. емоуже им сифъ. домоу двва и им дв и въше къ неи агглъ ре. рауис брадованьнаа гь с тобою. на же видвши. смоутис о словеси его. и помышааше. каково боудетъ се и ре аггль еи. не боис амь. брте бо блгть ба. и се зачнши въ чрв. и родиши сна. и нареши им емоу съ боуде и и снъ вышнго наретс и дасть емоу гь бъ пртлъ двда ца его. въцаритс въ домоу въ вкы. его не боуде конца. ре же къ аггл. каково боуде идеже моужа незнаю. и вщавь агглъ ре еи. дхъ стыи наиде на т, и сила вышнго снитт. тмже и ражаемое сто. наретьс снь и се елисаве южнка тво. и та зача сна въ старости своеи. и се мцъ шесты есть ей цаеми неплоды. ко не изнеможе ба въскъ глъ. ре же се раба гн, буди мн по глоу твоемоу и тиде не агглъ Переплет такой же, как Евангелия 2 и 3-го. 5. Апостол апракос (недельный), написан на грубом пергамине в лист в два столбца на 153 листах. На 1-м листе на обороте заставка с изображением жирафов. Начальные буквы фигурные. Синаксарь оканчивается Июлем, а Августа недостает. С 3-го листа по 25-й включительно скреплено рукою патриарха Никона .

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

С 227-го листа по 231-й сказание Евангелиям всего лета, писано на бумаге, отличной от первой с знаком воловьей головы, над которою изображена корона с звездочкою вверху ее. Для образца языка и правописания выписываю Евангелие, читаемое в день Благовещения Пресвятые Богородицы. Лист 108 – 109. На блгов. въ дне н. зач елисаве жена ∼ … и ташес мць пть. глщи. ко тако, мн сътвори гь въ дни въ н же призр ти мое въ члцхъ: ко за :–стани зде. и поими крта роствоу анновоу: ∼ разставленное писано киноварью. Въ мць же щестыи, посланъ агглъ ба въ градъ емоу же им назареть. къ дв брчен мжеви, емоу же им сифъ. домоу двдва. и им дви и въше къ не аггль. ре. рауис брадованнаа гь с тобо. блвена ты въ женахъ. она же видвши, смтис о с ло ве си его. и въ се б каково бдеть се. и рече агглъ къ не и. не боис брте б блгть ба и се зачнеши въ чрв. и родиши сна и наре че ши им е моу съ. бде ть и. и снъ вышнго наре че тс. и дасть моу гь бъ прстолъ дда ца его. и въцритс въ домоу въ и цртвию его не бдеть конца. ре че ж марамь къ гглоу. како б деть се иде мжа не зна. и вщавъ агглъ ре че еи. дхъ наиде на т, и сила вышнго снитт. тмже и раждаемое сто, наречетс снъ и се елислветъ жика твоа. и та зачть сна въ старсть сво. и сии мць есть е и. нарицаеми неплоды. ко не изнеможеть ба вскъ глъ, рече же се раба гн. бди мн по глоу твоемоу. и тиде не агглъ Переплетено в досках, малинов. плисом обложенных. По характеру письма и очертаниям букв относится к концу XIV или началу XV века. 2. Четвероевангелие, писанное уставом на бумаге в поллиста на 348 листах. На 1-м листе в конце страницы написано: старца александра булатникова». На 13, 18, 20, 23, 27, 29, 30, 33, 37, 38, 39, 40–43; 45, 50, 53 – 56 скреплено рукою св. Патриарха Никона . С 324 по 335 «сборникъ мцемъ. сказу главы комждо избраннымъ стымъ, и праздникмъ». Съ 335 до конца же како на вскъ днь, должно есть честн нлмъ всего лта».

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

молитва ∼ . Лист 14 об. – 18 об. и 19. Бе на въ вон еже въ принбны тво жрътвени. въ ниспосл на блгть стго твоего дха. гоу по. же покадивь полагаеть на сты хлбомь гле. пришеши взда ста верхоу идеже б отр ч . гоу помоли. кад пръвы покро. покрываетъ сты хлбъ гл. гъ въцрис въ блечес. ибо оутрь весь алмь до конца. гоу помолимс покры влко. покадивь вторы покровь. покрывае. ст чаш гл покры нбса добродтель ти хе. и хвалы твое исполнис земл. гоу помолимс. покры влко. ере покадивь г. покровъ. еже е аерь. покрываетъ обо гл. покры на бе кровмь крилоу твое жени на въского врага и съпостата. оумири наш жизнь ги. помилоу на и миръ сво и спси дша наш. ко блгъ бъ и члколюбецъ. ∼ Та свзавша оба рц сво. и поклншас. съ глета. блвенъ бъ иже сице изволивы. всегда и нн и прно и ввкы вкомь аминь. о прложены честны дарвъ гоу помолимс. ере мо. Млтва Бже бе нашъ иже небены хлбь. пищ въсемоу мироу. га нашего и ба у ха . пославъ спса избавител и блгодтел. блвщ и стщ нас. самъ блви се. и е. на прнбны сво жрътовникь. и помни ко блгъ и члколюбець и ихже ради принесош и на неосженны съхрани. въ бжтвеныхъ твои таинъ. ко стис и прославис. прчтное и великолпо им тво. ца и сна и стго дха, нн и прно и ввкы вком аминь и по семъ покади самъ твори поу тамо и тако въземь кадильниц. ходи и кади ст трапез крестаобрано гл къ себ тро въ гроб плътскы. въ ад же съ дше ко бъ. въ ра же съ рабоиникмь. и на пртл бше хе съ цемъ и съ дхо въс исплън не писанны. и по семь пл . н . помилоу м бе. покадивъ стлище въсе и храмъ. въходить въ сты олтарь и покадивъ ст трапез ре. кадилиц. оубо л живъ на сво мсто. самже приходи къ ере. и ставш въкп пр сто трапезо . и покланетас г. къ себ молщас и глша. цр нбнныи оутшителю до коца. слава въ вышни боу и на земл миръ въ члц в. ги оустн мо връзеши оуста моа възвст хвал тбо аю. та цлоуе ре оубо стое еуе. же ст трапез. посемъ приклонивь главоу сво ереоу, држа рарь своими трими пръсты десьныа ркы. гл врм же сътворити гви влко блви. ере же блвнь бъ нашь въсегда и нн и въ вкы вкомъ аминъ. тад помолис мн влко. и да исправить гь стопы твоа. и пакы помни м владыко сты помне т гь бъ въ цртви его.

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

и паче мнгомь свтомь. Неразоуми потрбл ють разоумы. и паче мн зи разоумы. Си првьсходительн нь не пооулишени разоумвь сно рци зл истинн. Переплет кожаный с досками внутри и двумя застежками. 76-й. Творения св. Дионисия Ареопагита с толкованием писаны полууставом Сербским, переходящим в скоропись в лист, на 280-ти листах. Начальных и конечных листов недостает. При переплете края очень урезаны, от чего многих листов уяснений на поде разобрать нельзя. По характеру письма относится к 15-му веку. Бумага сера, на ней знак Единорог яснее других листов виден на неписанном 257-м листе. Для образца языка выписываю из первого послания к Гаию рабу. а. Лист. 228 и об. Тма, везвсти быва ть свт . и паче многомъ свтомь. неразмн потрвлють, разоумы. и паче мнозы размы. Си првьсходителн. нь не пооулишени разоумвь сно. ци ло истинн... тль а. Непщоую а сего быти, м же трети послани написа бтвны назнамен и иныи имиже бы сь аплы бжтвны сьь мжь, 37 Рабы же ре нарицатисе вь иже црквно сщеннначели въ главизн шестои инокы. рекъ тамо и како страютсе не сще црквници. нь вышьши симже мнитсе дивитисе нь нинь вь иже зрително или рабьь рабы тхъ нарица , и ставьь и сповдоу , «Удивительное сходство сего списка с предьидущим, кроме некоторых букв. По всей вероятности сей список списан с предьидущаго даже со всеми объяснениями на поле, которые здесь помещены и на поле и внизу, как снесены здесь в послании к Гаию слова: рабы рекше... Хотя низ довольно и урезан, но с помощию предъидущого объяснения в списке под 73-м легко можно было разобрать. Переплет корешковый. 77-й Творения св. Ефрема Сирина , писанные уставом в лист на 394-х листах в конце 16-го или начале 17-го века. С 5–8, 10–20 лист скреплено рукою патриарха Иова так: «Лета (1603) Марта в кг днъ сию святую книгу преподобного Ефрема Сирина положил великий Гднъ Иев патриарх Московский и всея въ црковь стыхъ стлей Петра и Але и и ны и всея и и чудотворцев от себя из кельи свою собственную впрок из церкви без выносу».

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

Лист. 133. После отче нашь в литургии в день св. Пасхи молитва сия: Г и бе мо преславную мтрь свою. ви чтнишю силь. хровимъ срафимъ. пртл гьстви. начала власти. и михала гаврила. милитвами (такъ) тво мтри стави вс мо жени мене. вскъ блудъ. прилюбодство клевету рвностъ зависть. и рость ненависть гнвъ тщеслови скупость. немлрди. биду которую вражду ражьжень похоти. жесточань бьдень пьньство. желань клтв приступлень. горкую славу члвцьскую. ги бе мо си вс жени мене млтвми влчца на бца присно двца мрь. всхъ стхъ твои :: Та ги поми . та единъ стъ . та буди им гне. та блгвлю га. дотоль по:: нелишайтес вского добра:: та мо. сию. Лист. 133 об.–134 об. 131. 135 об. Г и бе и црю. влад всею тварью видимою невидимою. сд на хровимхъ. по молимъ англъ. всхъ силъ. тоб служатъ горнии цинов. нижн тварь страхомь трепещетъ. си динъ бъ. безъгршенъ не презри мене молщаго ти с в годину шестую сего дни. внюже вис плмъ свомъ по въскрнии. сущимъ. премни скорбь на радость показанимь прчту ти руку ребръ. примни мою скорбь дшевную збави м печали не призри мене в си ча влко вонже ре зак ви. днь спни дому твому. же стъ си даже спсени дшвному ми дому. зане скврнихъ тлньную ми храмину и нсмь достонъ прчтаго твого тла. ко члвколюбць. прими бесду мо в си ча воньже бесдова съ женою рекъ велше просити ги бе мо ты вси тана срц а мого. даже ми каплю млти тво: ко оу тебе сть сточникъ животу. оугаси сгорвшюю ми дшю. пламенемь. оустави жажю срца мо го. и даже ми радостно прити днь си. вонь же дастьс агнць авраму. вь сака мсто жьрьтву пробразу. за всь миръ тво заколени. блгодателю агнць би. призри на смрени мо. справи млтву мою раба твого. призри на млтву оустъ аще бо нечтъ и скверненъ смъ. нъ на тво надс млрдь . понеже не верже дву мдницю но вдовица но паче похвали ю молщас оправда. и мене не оуничьжи. просща съгршенимь прощен. но ко разбоника блуднаго помилу. кающихс своихъ съгршенихъ. ко блгенъ ёси. съ оцмъ стм::

http://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Serg...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010