Значительные изменения в жизни Г. произошли в царствование Феодора Алексеевича . К 8 июня 1678 г. (память вмч. Феодора Стратилата, именины государя) Г. написал гимн «Феодор, славный воевода» с тройным акростихом. Один акростих, рифмованный, был обращен к небесному покровителю юного самодержца: «Феодора восхваляю,/да защищает, умоляю,/царя тезоименнаго/Феодора благовернаго». Другой содержал подпись: «Убоги чернец Герман», 3-й - дату. Творение Г. было оценено царем. Вскоре в Воскресенский мон-рь пришли 2 царских указа: 24 июля - с повелением молиться о победе над турками, 10 авг.- с известием о победе под Чигирином. 5 сент. 1678 г. царь с семьей посетил Воскресенский мон-рь, и с этого времени Г. стал одним из самых значительных лиц обители. Он участвовал в составлении Устава церковного и Чина монастырского, где были описаны богослужебные особенности монастырского уклада, сложившиеся при патриархе Никоне (в 1-й пол. 60-х гг. в Новоиерусалимском мон-ре богослужение иногда совершалось «греческими глаголы, согласием киевским»; ежедневно после литургии пред иконой Божией Матери «Троеручица», привезенной с Афона, пелся молебен Пресв. Богородице «греческим речением и согласием»). В 1679 г. Феодор Алексеевич возобновил строительство Воскресенского собора в Нов. Иерусалиме, начатое патриархом Никоном. Последовали царские указы об отставке строителя Феофилакта и о Г., к-рый был назначен строителем. В янв. 1680 г. был уволен «за старостью» настоятель Новоиерусалимской обители архим. Филофей, место к-рого заступил переведенный из Тихвинского мон-ря архим. Варсонофий. В том же году к Воскресенскому мон-рю был вновь приписан Афанасиевский на р. Мологе мон-рь, и в июне Г. был назначен туда строителем. (Вероятно, Г. и ранее нес послушания за пределами своей обители: его имя отсутствует в перечне братии в монастырской описи 1679 г.) 18 сент. 1680 г. Г. вместе с настоятелем и казначеем встречал в Новоиерусалимском мон-ре царя Феодора Алексеевича. После кончины 25 окт. того же года архим. Варсонофия Г. вступил в управление Воскресенским мон-рем, в февр. 1681 г. был возведен в сан архимандрита.

http://pravenc.ru/text/164753.html

С. 68-83; он же. Археология Нового Иерусалима и францисканская идея в Центр. Европе XVII в.//От Смуты к Империи: Новые открытия в области археологии и истории России XVI-XVIII вв.: Мат-лы науч. конф. М.; Вологда, 2016. С. 400-417; он же. Европ. технологии и элементы иконографии в Новом Иерусалиме: мат-лы исслед. 2009-2016 гг.//Культурний шар: Cmammi на пошану Г. Ю. Ibakiha. К., 2017. C. 51-69; Воронова (Тихова) О. А. Колокололитейный комплекс XVII в. на территории Ново-Иерусалимского мон-ря//Реставрация и исследования памятников культуры. СПб.; М., 2012. Вып. 5. С. 34-36; Glazunova O. N. Lithuanian " s Roots in the Pottery of the Western Suburbs of Moscow of the 17th and 18th Cent.//Archaeologia Baltica. Klaipeda, 2012. T. 16. P. 129-143; она же (Глазунова О. Н.). Изразцы в культурном слое Нового Иерусалима: планиграфия, статистика, предварительная атрибуция//Рос. арх. 2013. 1. С. 68-77; Бадеев Д. Ю., Русаков П. Е., Майорова Е. В. Старый деревянный дворец и Каменные палаты в Ново-Иерусалимском монастыре: Археол. исслед. 2009-2011 гг.//Там же. С. 59-67; Беляев Л. А., Капитонова М. А. Погребение патр. Никона в Воскресенском Ново-Иерусалимском мон-ре: исслед. 2012 г.//Там же. С. 117-125; Капитонова М. А. Архитектурно-археологическая стратиграфия и конструкции ограды Ново-Иерусалимского мон-ря//Там же. 2013. 1. С. 42-52; Стахин В. Г. Графические мат-лы по истории строительства, ремонта и реставрации Воскресенского собора Ново-Иерусалимского мон-ря//Реставрация и исслед. памятников культуры. М.; СПб., 2013. Вып. 6. С. 15-28; Толстопятенко Е. И. Графическая реконструкция подземной ц. святых Константина и Елены в Ново-Иерусалимском мон-ре на основе вновь выявленных архивных данных и исследований в натуре//Там же. Вып. 7. С. 114-122; Ершов И. Н., Александровский А. Л., Ершова Е. Г., Кренке Н. А., Панин А. В. Пойма реки Истра у Ново-Иерусалимского мон-ря: природно-археол. аспект исследования//Археология Подмосковья. М., 2014. Вып. 10. С. 257-275; Беляев Л. А., Глазунова О. Н.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

Среди них - волости Чекуевская, Чюхчин Бор, Мудьюга, Вонгуда, Подпорожье, Пияла, Вазинга (Вазенская), Поле на р. Кодина и др. На морском берегу - Ворзогоры, Кушерека «с деревнями и с пустошами и реки и с озеры и с рыбными ловлями и со всякими угодьями». В 1658 г. мон-рю была передана часть земель вдоль рек «с рыбными ловлями» в Кольском у. Эти земли были известны соляными варницами, рыболовными и зверобойными промыслами, смолокурением и лесозаготовками. Патриарх приписал к строящейся обители Трифонов Печенгский мон-рь , а Новгородский митр. Корнилий - еще 2 пустыни - Сырьинскую и Благовещенскую на Касьяновом Волочке на р. Онеге (Там же; Гемп. 1966. Л. 3). В 60-х гг. XVII в. мон-рю принадлежали села в Вологодском и Белозерском уездах, но вскоре они были отобраны. Вотчины, пожалованные патриархом, либо покупались, либо отбирались у др. владельцев. У Соловецкого мон-ря в пользу К.-О. м. была отобрана Кушерецкая вол., у Антониева Сийского мон-ря - земли на р. Иоканьге. В 1686 г. К.-О. м. захватил дер. Калитинскую, принадлежавшую Кожеезерскому Богоявленскому мон-рю, после чего было проведено специальное расследование и размежевание земель ( Гемп. 1966. Л. 4). После низложения патриарха Никона (1666) К.-О. м. потерял не только своего покровителя, но и часть вотчин, возвращенных прежним владельцам. В 1682 г. на 3 месяца К.-О. м. был приписан к Новоиерусалимскому Воскресенскому мон-рю, затем указ был отменен. В период преобразований имп. Петра I с вотчин К.-О. м. собирали деньги на «корабельное строение», из монастырской казны направлялись средства на возведение Новодвинской крепости, монастырские крестьяне были ее строителями (Там же. Л. 18). Только в 1702 г. от К.-О. м. потребовали 99 чел. (по одному с 5 дворов), с лопатами, кирками и др. инвентарем, а также 27 лошадей ( Шилов Н. И. Крестный мон-рь//Арх. СГИАПМЗ. Ф. 2. Оп. 1. Д. 444. Л. 38). В XVIII в. земли по р. Онеге, богатые лесными угодьями, стали интересовать иностранцев. С 1756 г. при мон-ре на рогу (мысе), как на удобном и безопасном месте для пристанища всякого рода судов, устраивалась купеческая лесная биржа с таможней.

http://pravenc.ru/text/1684594.html

В 60-х гг. XIX в. у св. источника, излюбленного места уединенной молитвы свт. Тихона, Д. устроил скит со строгим общежительным уставом. В 1873 г. скит был обращен в самостоятельный задонский Тихоновский муж. мон-рь. Д. был награжден орденами св. Анны 2-й степени и св. Владимира 4-й степени. Д. был погребен в задонском Богородицком мон-ре, в склепе Владимирского собора у сев.-зап. стены. К 2007 г. обретенные в ходе ремонта нижнего яруса собора останки священнослужителей не идентифицировались и были перезахоронены около собора мон-ря. Лит.: Геронтий (Кургановский), архим. Ист.-стат. описание первокл. Задонского Богородицкого мон-ря//Воронежские ЕВ. 1870. 22. С. 971-1000; То же. СПб., 18933; он же. Архим. Димитрий, настоятель Задонского Богородицкого мон-ря. Воронеж, 1888; он же. Описание Тихоновского общежит. муж. мон-ря, находящегося близ Задонска. СПб., 1892; Воскресенский Н. Н. О нищенстве в Воронежской губ. (по сведениям 1878 и 1879 гг.)//Воронежский юбил. сб. в память 300-летия г. Воронежа. Воронеж, 1886. Т. 1. С. 673, 681. Л. А. Морев Рубрики: Ключевые слова: АВГУСТИН (Пятницкий; 1884 - 1918), архим., последний настоятель Оранской муж. пуст. Владимирской иконы Пресв. Богородицы Нижегородской епархии АВРААМИЙ РОСТОВСКИЙ архим., прп. (29 окт. - обретение мощей, 23 мая – в Соборе Ростово–Ярославских святых и в Соборе Карельских святых ) ВАРЛААМ (Коноплёв Василий Евфимович; 1858-1918), архим., прмч. (пам. 12 авг. и в Соборе новомучеников и исповедников Российских) ГЕРМАН (нач. 40-х гг. XVII в.? - 1682), архим., настоятель Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня муж. мон-ря ДИОНИСИЙ (Зобниновский (Зобнинов, Зобнинский) Давид Федорович; ок. 1570 - 1633), прп. (пам. 12 мая, в неделю после 29 июня - в Соборе Тверских святых, 6 июля - в Соборе Радонежских святых, в неделю перед 26 авг.- в Соборе Московских святых), Радонежский ДОСИФЕЙ (Немчинов; ок. 1780 - 1845), архим., настоятель Соловецкого в честь Преображения Господня мон-ря и задонского в честь Рождества Пресвятой Богородицы мон-ря

http://pravenc.ru/text/178155.html

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у раки прп. Мефодия Пешношского. Фотография. 2015 г. Патриарх Московский и всея Руси Кирилл у раки прп. Мефодия Пешношского. Фотография. 2015 г. В мон-ре находились 2 чтимые иконы М., одну из них пожертвовала в 1677 г. вдова ключника Н. Л. Верёвкина. В иконописных подлинниках содержится описание образа святого: «сед, брада поменши Никоновой, ризы преподобническия»; «Надсед, брада подобием Козмины, ризы преподобническия» ( Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 2. 335. С. 168). Из Пешношского мон-ря происходят нек-рые памятники иконописи, книжного и прикладного искусства XV-XVI вв. (см.: Попов Г. В. Художественная жизнь Дмитрова в XV-XVI вв. М., 1973). В кон. XVII в. монастырь утратил самостоятельность: согласно «Привилегии на Академию» 1682 г. (которая, вероятно, так и не была утверждена, см.: Фонкич Б. Л. Греко-славянские школы в Москве в XVII в. М., 2009. С. 201), он должен был быть приписан ко вновь основанной академии; в 1700 г. по приказу Петра I Алексеевича его приписали к Троице-Сергиеву мон-рю, в 1764 г. обитель была преобразована в приход, однако в 1766 г. восстановлена по ходатайству М. И. Верёвкина. В XIX в. мон-рь был известен своим строгим уставом и благочинием. В 1885 г. издали Службу М. (до этого использовались списки XIX в., они находились и в др. обителях, см.: Амфилохий (Сергиевский-Казанцев), архим. Описание Воскресенской Новоиерусалимской б-ки. М., 1875. С. 114. 59). В том же году был составлен Акафист святому ( Руднев. 1895. С. 12). В 1928 г. обитель закрыли, в авг. 2007 г. началось ее возрождение, братии передали храм во имя прп. Сергия Радонежского. Летом 2014 г., после завершения реставрационных и восстановительных работ, состоялось торжественное освящение Пешношского мон-ря Патриархом Московским и всея Руси Кириллом (Гундяевым) . Изд.: Службы и молитвы//Минея. Июнь. М., 20114. Ч. 1. С. 531-545. Лит.: Соковнин С. П. Опыт ист. словаря о всех в истинной правосл. греко-рос. вере святою непорочною жизнию прославившихся святых мужах. М., 1784. С. 148-149; ИРИ. Т. 5. С. 520-524; Калайдович К. Ф. Ист. и топогр. описание муж. общежит. мон-ря св. чудотворца Николая, что на Пешноше, с присовокуплением устава его и чиноположения. М., 1837. С. 6-9, 15-16, 134, 136, 137; М., 18662; Барсуков. Источники агиографии. Стб. 361-362; Ист. описание муж. общежит. мон-ря св. чудотворца Николая, что на Пешноше. М., 1893; Руднев В. Ф., свящ. Прп. Мефодий, игум. Пешношский, чудотворец. М., 18953 , 19114; Зверинский. Кн. 1. 404. С. 217-219; Троицкий патерик. Серг. П., 1896, 1992р. С. 322-323; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 1. С. 386; Т. 2. С. 181; Цветник Пешношский. М., 1898, 1998р; Голубинский. Канонизация святых. С. 146; Будовниц И. У. Мон-ри на Руси и борьба с ними крестьян в XIV-XVI вв. М., 1966; Макарий. История РЦ. 1995. Кн. 3. С. 123, 140, 178; Спасский Ф. Г. Рус. литургическое творчество. М., 2008. С. 307, 470; Черныш Т. Николо-Пешношская обитель//Наше наследие. 2015. 112. С. 33-40.

http://pravenc.ru/text/2563098.html

С XII в., по мере формирования древнерус. типа храма на 4 опорах с 9-дольным планом и 3 притворами, началось активное строительство внешних наземных Г., к-рые часто соединяли между собой притворы и служили местом погребения (особенно в мон-рях); в них иногда освящали особые приделы. Такие Г. могли сооружать и после окончания основного строительства (Михайловская ц. в Переяславле, 1089, Г. 1090; ц. святых Петра и Павла, сер. XII в., Г. 2-й пол. XII в. и ц. св. Иоанна Богослова в Смоленске, 60-70-е гг. XII в., Г. 2-й пол. XII в.). Г. были широко распространены как в юж. княжествах, так и на северо-востоке Руси (ц. Покрова на Нерли, 1166; Успенский собор во Владимире, 1158-1160, Г. 1185-1189), где встречаются и их романские типы (переход на аркаде, соединявший собор с башней и дворцом, в мон-ре в Боголюбове). Галерея ц. Вознесения в Коломенском. 1532 г Галерея ц. Вознесения в Коломенском. 1532 г О развитии Г. в послемонг. период сведений не сохранилось, но с рубежа XV-XVI вв. в рус. архитектуре появились 2-ярусные Г.- гульбища с аркадами по наружной стене, окружавшие храмы с 3 сторон ( Благовещенский собор Московского Кремля , 1484-1489, 2-й ярус Г.- тогда же или в 1505-1508; собор Спасо-Преображенского мон-ря в Ярославле, 1506-1515; собор Покровского мон-ря в Суздале, 1510-1513). Сооружение внешних крытых Г. к кон. XVI в. стало устойчивой традицией при строительстве храмов как на подклетах (ц. свт. Петра, митр. Московского, в Переславле-Залесском, 1592), так и без подклетов (Троицкий собор Герасимова Болдинского мон-ря, 1585/86-1591). Особое значение Г. 2-го яруса приобрели в русско-итал. памятниках XVI в., где они охватывали храмы с 4 сторон, включая и восточную ( Вознесения Господня церковь в Коломенском , 1532). Этот своеобразный внешний амбулаторий сохранялся в ряде памятников до сер. XVI в. (собор Покрова Пресв. Богородицы на Рву , 1555-1560, зодчие Барма и Посник), затем исчез. Вторично такие Г. были введены в сер. XVII в. в строительстве патриарха Никона (Успенский собор Валдайского Иверского мон-ря, 1655-1656; собор Новоиерусалимского мон-ря, 1656-1685) и стали распространенным решением для центрических храмов на подклетах в эпоху нарышкинского барокко (Сергиевская ц. Высокопетровского мон-ря в Москве, 1690-1694; ц. Покрова в Филях, 1693; ц. Успения на Покровке, 1696-1699, архит. П. Потапов, не сохр.).

http://pravenc.ru/text/161519.html

И. был сторонником присоединения белорусских земель к России. Во время русско-польской войны 1654-1655 гг. И. вместе со шляхтичем К. Поклонским агитировал за добровольную сдачу русским Могилёва, что встретило «немалое озлобление» у ряда горожан (вероятно, польской части населения). 25 авг. 1654 г. жители Могилёва открыли городские ворота русским отрядам, взамен городу были сохранены его права. В окт. И. уговаривал защитников осажденной крепости Дубровно сдаться рус. войскам, что и произошло 12 окт. того же года. 7 сент. 1654 г. И. возглавил посольство православного духовенства Орши к находившемуся тогда в Смоленске царю Алексею Михайловичу , в котором участвовали также наместник Буйничского монастыря Мефодий, другие старцы, доставившие в Смоленск «святыни». Тема переговоров неизвестна; возможно, на этой встрече И., опасаясь мести со стороны поляков за его участие в сдаче Могилёва, впервые поднял вопрос о своем переселении с братией в Россию. Официально И. ходатайствовал об этом перед царем в Могилёве в нач. 1655 г., о чем упоминается в записках игумена могилёвского братского мон-ря Ореста (АСЗР. Т. 2. Прил. С. XII). И. скончался во время переезда большей части насельников Кутеинского Богоявленского и Буйничского мон-рей с движимым имуществом в Валдайский Святоозерский в честь Иверской иконы Божией Матери мужской монастырь , основанный патриархом Никоном в 1653 г. Точные обстоятельства переезда западнорусских иноков в монастырь близ Новгорода неизвестны. Как считается, в 1654 г. патриарх просил царя о разрешении поселить в новооснованном Иверском монастыре И. с братией для введения в обители общежительного устава свт. Василия Великого и устройства типографии. Свою роль в переселении иноков, по-видимому, сыграли обстоятельства военного времени, когда мн. беженцы из белорус. земель находили приют в России. Из Кутеинского мон-ря в Иверскую обитель было перевезено все имущество вплоть до иконостаса монастырского храма (Опыт описания Могилёвской губ. Могилёв, 1882. Т. 1. С. 50). В обитель под Новгородом переехали 60 иноков и мастеровых людей из Кутеинского мон-ря, в к-ром тогда проживало более 100 насельников, и группа насельников Буйничской обители во главе с наместником Буйничского и Могилёвского братского мон-рей Мефодием. В 1657 г. кутеинская типография продолжила книгопечатание в Иверском мон-ре, в 1665 г. была переведена по решению патриарха Никона в Новоиерусалимский мон-рь , в 1676 г. ее оборудование поступило на Московский Печатный двор в распоряжение Симеона Полоцкого . Отъезд большей части кутеинских монахов в Россию во главе с игуменом пристрастно оценивался в Речи Посполитой. В 1655 г. перешедший на сторону поляков могилёвский полковник К. Поклонский, близко знакомый с И., писал нежинскому протопопу о том, что «черньцов в неволю загнали, где с кручины отец игумен Иоиль умер».

http://pravenc.ru/text/578242.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ВЛАДИМИР Владимир (Филантропов), еп. Ковенский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) Владимир (Филантропов), еп. Ковенский. Фотография. Нач. XX в. (РГИА) (Филантропов Василий; 1842 (1841?), Владимирская губ.- 10.07.1916, Москва), еп. Ковенский, вик. Литовской епархии. Из семьи священника. Обучался во Владимирской ДС (1852-1862), затем служил учителем сначала в Шуйском (с 1864), затем в Симферопольском (с 1876) духовных уч-щах. С 1880 г. исполнял должность помощника синодального ризничего в Москве. 19 окт. 1880 г. пострижен в монашество, 6 дек. рукоположен во иерея и утвержден в должности помощника ризничего. В авг. 1882 г. занял должность ризничего и настоятеля синодальной ц. во имя 12 апостолов в Московском Кремле (при Московской синодальной конторе, располагавшейся в бывш. Патриаршем дворце). В 1886 г. возведен в сан архимандрита. С 1892 г. являлся настоятелем московского в честь иконы Божией Матери «Знамение» мон-ря , с 1895 г.- настоятелем Заиконоспасского московского в честь Нерукотворного образа Спасителя мон-ря . В 1896 г. освобожден от должности ризничего, в 1898 г. назначен настоятелем Новоиерусалимского в честь Воскресения Господня мон-ря . 30 янв. 1904 г. В. определено быть епископом Киренским, викарием Иркутской епархии, хиротонисание состоялось 22 февр. в Свято-Троицком соборе Александро-Невской лавры . 22 февр. 1908 г. перемещен на Ковенское вик-ство Литовской епархии с управлением Пожайским в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рем . 25 июня 1911 г. по преклонности лет уволен на покой с назначением управляющим арзамасским Преображенским мон-рем. 4 июля 1914 г. уволен от управления мон-рем, жил подвижнически в Новоспасском московском в честь Преображения Господня мон-ре , где и погребен. Свои сбережения (10 тыс. р.) пожертвовал на постройку церквей для переселенцев в Сибири. Будучи синодальным ризничим, В. оказывал поддержку ученым, для к-рых была отведена часть его квартиры при храме во имя 12 апостолов. Составил систематическое описание рукописей московской Синодальной (Патриаршей) б-ки, дополнив описание слав. рукописей А. В. Горского и К. И. Невоструева . Была издана 1-я часть труда В.- каталог греч. рукописей, на сегодняшний день остающийся основным справочником по своей теме. 2-я часть - описание слав. рукописей - не опубликована.

http://pravenc.ru/text/159082.html

Большая часть выбранных А. книг была оплачена на месте и прибыла с А. в Москву, др. часть была привезена позднее из мон-рей св. Павла и Хиландарского, за них было уплачено в Москве. Нек-рое количество рукописей и книг, выбранных А. и имеющих его пометы, по неизвестным причинам не было отправлено в Москву и осталось на Афоне. Из привезенных А. книг и рукописей 395 были отправлены в Новоиерусалимский мон-рь, 48 - на Печатный двор. Позднее привезенные А. греч. рукописи составили основу Синодального греч. собрания, славянские разделились между Патриаршей (Синодальной) б-кой и б-кой Новоиерусалимского мон-ря (все хранятся в ГИМ). Печатные издания поступили на Печатный двор, книжное собрание к-рого легло в основу Б-ки московской Синодальной типографии (РГАДА). Со Св. горы А. отправился в К-поль, чтобы выполнить заказ Патриарха Никона на приобретение кипарисных досок для икон и греч. печатных книг. По возвращении в Москву в 1656 г. А. стал келарем Троице-Сергиева мон-ря, в 1661-1664 гг. жил в московском Богоявленском мон-ре и заведовал Печатным двором. Похоронен около Серапионовской часовни в Троице-Сергиевом мон-ре. Сочинения и б-ка А. является автором «Прений с греками о вере», «Проскинитария» («Путник», «Дорожник», «Поклонник святых мест»), записки «О чинах греческих вкратце», стихотворения, посвященного Патриарху Никону (РГБ. Троиц. 189. Л. 359), а также многочисленных челобитных, отписок, грамот и др. «Прения о вере» сохранились, по мнению А. П. Богданова, в 3 авторских редакциях: 1-я является отчетом, предназначенным для Посольского приказа, 2-я и 3-я были созданы путем переработки 1-й редакции в публицистическое сочинение. «Проскинитарий» состоит из 3 разделов: 1) «Статейного списка» (продолжает «Статейный список» 1649-1650 гг.), 2) «О граде Ерусалиме и о еже внутрь и окрест его святых местах», 3) «Тактикон, или Чиновник, како греки церковный чин и пение содержат». В «Проскинитарии» А. приводит подробные сведения о греч. богослужении, святынях и достопримечательностях, о природных условиях, местных нравах и обычаях, городских укреплениях, описывает увиденные им книги и старинные рукописи. «Проскинитарий» существует в 2 авторских редакциях: полной, предназначавшейся для Патриарха Иосифа, и краткой, созданной для Никона (лето 1653); полная редакция известна в одном неисправном списке - РНБ. СПбДА. 317 (XVII в.). После 1653 г., используя текст «Проскинитария», А. составил соч. «О чинах греческих вкратце», известное в 2 редакциях: как приложение к «Прениям» и как самостоятельное произведение, включающее в себя дополнения из «Прений».

http://pravenc.ru/text/Арсений ...

Оглавление рукописного сб. «Духовные псальмы». Ростов Великий, 1838 (РГБ. Троиц. 213. Л. 1) Происхождение К., вошедших в сборник Новоиерусалимского монастыря, было впервые определено Позднеевым. Во-первых, здесь присутствует типичный для того времени стилевой «слой» К.- транслитерации, переводы и переработки польск. песен ( Келдыш. 1978. С. 68-70). В данном мон-ре все духовные К. назывались «псалмы» или, согласно польск. и укр. произношению, «псальмы» (напр., «Оглавление псалем» в сборнике К. 1838 г.; в укр. языке термины «псалом» (Давидов) и «псальма» - сочиненная или народная духовная песня - дифференцированы; время разделения этих терминов неясно). Имеются сочинения южнорусских мастеров пения (К.-колядка «Новый год бежит»; покаянный «Радость моя днесь» и мн. др.). Известно, что украинцы приезжали в Новоиерусалимский мон-рь: так, для руководства его хором и обучения многоголосному пению был вызван «вспевак» Игнатий Папоротка (Там же. С. 71). В песенник ГИМ. Муз. 1743 вошло ок. 50 известных авторских текстов укр. К., созданных вне Воскресенского мон-ря: более 40 из них, по предположению Позднеева, сочинено иером. Епифанием (Славинецким), несколько - свт. Димитрием Ростовским; 2 «справлены» Дилецким («К Тебе, Господи, Боже мой, воззову», «Ныне Бог на Иордане»; см.: Келдыш. 1978. С. 71), один - государевым певчим дьяком, мастером партесного пения Василием Титовым («Днесь Христос раждается»; см.: История русской музыки. 1983. С. 239). Возможно, что напевы для большинства этих текстов были сложены уже в мон-ре. К. в этом сборнике в основном анонимны, но их происхождение можно иногда определить по характерным особенностям языка и интонационным истокам, авторство - по акростихам. В новоиерусалимском сборнике можно выделить неск. тематических групп К.: праздничные и покаянные, переработки псалмов, песни о святынях Иверского монастыря и чудотворном образе Божией Матери («Златоизваянная, небовосходная», «О Пресвятая Марие Девице», «Небесная двери, Сионские врата», «Радосте миру, Дева Пресвятая», «Что Тя именуем, Обрадованная» - развивающие укр. традицию прославления икон, возможно, написаны иером. Епифанием; см.: Медведик. 2006. С. 153). Оригинальные К. этого сборника - исторические, созданные по мотивам недавних событий, напр. перехода Левобережной Украины под протекторат Москвы в 1654 г. и русско-польск. войны 1654-1657 гг. («Слышите людие и внушите», «Кто хощет, приди и узри»; в др. сборниках также «В жалости днесь зело обомираю»; см.: История рус. музыки. 1983. С. 241-242). Уникальные в кантовом творчестве образцы переложений-толкований библейских лирических стихов из Книги Песни Песней Соломона созданы, согласно Позднееву, «в эпическом стиле» («Да лобжет мя», «Аз есмь цвет польный (полевой)», «Се еси добра», «Да снидет брат мой», «Се брат мой сниде», последняя не завершена). Они могли быть написаны в 1663-1666 гг., после московского издания Библии и до начала нестроений в мон-ре после суда над патриархом Никоном ( Васильева. 2011. С. 134-135).

http://pravenc.ru/text/1470271.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010