Вероятно, появление данной иконографии в главном храме архиерейского дома Переславской и Дмитровской епархии связано с реализацией иконописцами Новоиерусалимского Воскресенского монастыря оригинальной программы иконостаса, в составлении к-рой принимал участие архиеп. Амвросий (Зертис-Каменский) ( Малицкий М. В. История Переславской епархии//Тр. Владимирской УАК. Владимир, 1911. Кн. 13. С. 192-196). С сер. XVIII в. образ Д. присутствует на иконах с изображением сонма Переславских чудотворцев. 14 авг. 1749 г. вышел указ Переславской духовной консистории (с припиской: «с разрешения Синода») с предписанием на всех службах в храмах Переславля-Залесского поминать местных святых - преподобных Даниила, Никиту Столпника и блгв. кн. Андрея ( Свирелин А. И. , свящ. Описание Переславского Никитского мон-ря. М., 1878. С. 71). Во Владимирском соборе Переславля-Залесского находится выполненная в академической манере икона «Переславские чудотворцы» кон. XVIII в. (?), на к-рой Д. изображен в рост, крайним справа. В XIX в. в состав местных святых был введен прп. Корнилий Переславский , и в новых вариантах этого извода Д. изображался 2-м слева, между прп. Никитой Столпником и блгв. кн. Андреем Переяславским (ПЗИХМЗ; икона над ракой Д. в Даниловом мон-ре). В композициях XVIII-XX вв. преподобный изображался в рост, в монашеских одеждах, а не в схиме, в зависимости от колористических задач варьировался цвет рясы. В 90-х гг. XX в. появились иконы, на к-рых кроме местных представлены общерус. святые, исторически связанные с Переславлем-Залесским: блгв. кн. Александр Невский, преподобные Димитрий Прилуцкий и Герасим Болдинский. В совр. произведении из мастерской МДА Д. 2-й справа, между прп. Никитой Переславским и блгв. кн. Андреем ( Сукина. Переславль-Залесский. С. 43). Среди совр. образов выделяется икона 1997 г. письма инокини Екатерины (Омельченко) (частное собрание) - святой изображен оплечно, со спущенным на плечи куколем, на полях иконы слева - свт. Макарий Московский, справа - блгв. кн.

http://pravenc.ru/text/171193.html

24 апр. совершил последнее богослужение в Одессе, 26 апр. покинул город. И. был избран почетным членом Кременецкого Богоявленского братства Волынской губ. (1881), Российского об-ва покровительства животным (1881), Имп. Православного Палестинского об-ва (1883; имел знак об-ва 1-й степени), Иоанно-Предтеченского братства в Каменце-Подольске (1884), братства свт. Димитрия Ростовского (1884), Ростовского музея церковных древностей (1885), Курского губ. статистического комитета (1887), Каменец-Подольского благотворительного об-ва (1887), Курского об-ва вспомоществования учащимся (1888), братства Св. Софии в Новгороде (1888), Суджанского благотворительного об-ва в Курской губ. (1888), Подольского епархиального историко-статистического комитета (1891), братства равноап. вел. кн. Владимира в Берлине (1892), Одесского Имп. об-ва истории и древностей (1894), СПбДА (1896), КДА (1901), КазДА (1903), действительным членом Холмского правосл. Богородичного братства (1884; имел знак 1-й степени) и др. Награжден орденом св. Анны 1-й (1879) и 2-й (1861) степени и знаками этого ордена с имп. короной (1865), орденами св. Владимира 1-й (1904) и 2-й (1883) степени, св. Александра Невского (1891) и бриллиантовыми знаками этого ордена (1896), бриллиантовым крестом для ношения на клобуке (23 июня 1901), а также болг. орденом «За гражданские заслуги» 1-й степени. Скончался во время богослужения в алтаре Воскресенского собора Новоиерусалимского мон-ря, погребен в этой обители. Заупокойную литургию 27 мая 1907 г. совершили митр. Московский сщмч. Владимир (Богоявленский) и еп. Омский Григорий (Полетаев) (друг И. по Нижегородской ДС, проживавший на покое в Новоспасском московском мон-ре) в сослужении новоиерусалимской братии. В отпевании принял участие и Дмитровский еп. Трифон (Туркестанов) . Слова, речи и поучения И. печатались в «Ярославских ЕВ», «Подольских ЕВ», «Волынских епархиальных ведомостях» , «Курских епархиальных ведомостях» , «Херсонских епархиальных ведомостях» . И. не любил длинных поучений, считая, что «надо говорить столько, сколько может внимательно, без напряжения прослушать человек, пребывающий в труде, в работе или в службе; не доводя его до притупления, при котором он стоит в храме, не слушая» ( Андреевский.

http://pravenc.ru/text/1237941.html

До 2000-х гг. археологические исследования в мон-ре проводились эпизодически. В связи с планами масштабной реставрации в Н. В. м. под рук. Л. А. Беляева была создана Ново-Иерусалимская археологическая экспедиция Ин-та археологии РАН. Она работала с 2009 по 2016 г. в круглогодичном режиме, обеспечивая научную составляющую работ, мн. аспекты процесса реставрации, охрану культурного наследия, а также экспозиционно-музейную деятельность. В результате сделаны десятки открытий, осветивших ранний этап истории обители, развития искусства (включая иконографию) и технологий. Воскресенский собор. Фотография. 2017 г. Воскресенский собор. Фотография. 2017 г. Восстановлены палеорельеф и палеоландшафт в зоне Н. В. м., выделены его естественные и искусственные составляющие (гидросистема и др.). При этом выявлены следы жизни на монастырском холме в глубокой древности (поздний бронзовый и ранний железный века, раннее средневековье). Удалось проследить приемы преобразовательной деятельности эпохи патриарха Никона: подрезки и подсыпки склонов холма; их обстройку огромными деревянными засыпными тарасами с приложенными под острым углом стволами сосен (показанные на гравюре нач. XVIII в., они вызывали недоумение у мн. исследователей); линии песчаной обваловки с обкладкой валунами (основание деревянных стен и башен) от ранних укреплений эпохи патриарха Никона. Для 50-70-х гг. XVII в. важным оказалось открытие ранее неизвестного древнейшего кладбища (юго-западнее ротонды Воскресенского собора). Эпоха строительства патриарха Никона и его преемников, завершившаяся в 90-х гг. XVII в., оставила массу свидетельств развития технологий в области строительства и церковного искусства, на время превративших территорию Н. В. м. в огромную производственную лабораторию. К югу от собора открыта (впервые в России) центральная часть комплекса для литья колоколов - круглая «колоколенная яма» из кирпича с приспособлениями для формовки колоколов и с частью горновой системы; собраны фрагменты колоколов (лома от неудачных отливок); обнаружен фрагмент одного из отлитых в ней колоколов (с частью сцены «Воскресение Христово»). В «яме» (ширина внутри 380 см) отливали колокола с максимальным диаметром в 3-аршинную сажень (216 см) и высотой 185 см. Исключительно ценны эпиграфические находки раннего периода: фрагмент надписи эпитафии с гробницы патриарха Никона, кусочек камня с надписью «каменного путеводителя» Голгофской ц. (ранее неизв.).

http://pravenc.ru/text/2577827.html

реликвии вошли в состав собрания Московского областного музея, разместившегося в зданиях обители. Некрополь Некрополь Н. В. м. складывался с его основания. Он неравномерно окружает Воскресенский собор с востока, юга и запада; десятки захоронений были совершены и внутри храма. Древнейшая часть, открытая при раскопках к западу - юго-западу от ротонды Воскресенского собора, связана с 1-м деревянным собором и сохранила среди почти сотни безымянных могил художественно оформленное надгробие архим. Акакию († 8 сент. 1670), 3-му настоятелю Н. В. м. (1665-1669), благодаря усилиям к-рого в мон-ре после ссылки патриарха Никона сохранились богослужебные особенности. В числе самых ранних захоронений - погребения умерших в 1665 г. патриаршего иподиак. Никиты Никитина и главного художника монастыря П. И. Заборского (их эпитафии помещены снаружи, на белокаменной плите в юж. стене собора). На нижнем ярусе колокольни, в северо-зап. углу ц. Всех святых (возможно, по аналогии с храмом Гроба Господня, где под колокольней хоронили Иерусалимских патриархов), погребены настоятели Н. В. м. архимандриты Варсонофий († 25 окт. 1680) и Герман I († 11 дек. 1682). Позже внутри собора хоронили как настоятелей (в 1771 архим. Никон (Зертис-Каменский) погребен в ц. Успения Пресв. Богородицы), так и светских лиц. В приделе во имя 12 и 70 апостолов погребены Е. М. Загряжская (урожд. кнж. Черкасская) (1782), ее муж ген.-майор Б. А. Загряжский (1809) и сестра кнж. А. М. Черкасская (1847). В 1806 г. в приделе в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» подземной ц. святых Константина и Елены была похоронена вдова генералиссимуса кн. Италийского гр. А. В. Суворова-Рымникского Варвара Ивановна (урожд. кнж. Прозоровская), в 1811 г.- их единственный сын Аркадий Александрович. Особую часть некрополя представляют захоронения в приделах в юж. стороне Воскресенского собора, под Голгофой: Усекновения главы св. Иоанна Предтечи и арх. Михаила. В первом 26 авг. 1681 г. на месте, к-рое он сам приготовил и освятил, был погребен патриарх Никон.

http://pravenc.ru/text/2577827.html

В 1681 г. Н. сопровождал Никона в поездке до Ярославля. 16 авг. струги достигли Ярославля, но Никон был уже при смерти. Тогда Н. «начаша исходное последование над ним пети» ( Шушерин. 1871. С. 104). Н. провожал тело патриарха до Троице-Сергиева монастыря (см. Троице-Сергиева лавра ), где получил царский приказ немедленно прибыть в Москву. Н. присутствовал на отпевании Никона в Новоиерусалимском мон-ре, прибыв туда вместе с царем и Освященным Собором. 6 нояб. 1681 г. Н. был хиротонисан во епископа Архангельского и Звенигородского. Одноименную кафедру планировалось вскоре открыть, но реформа затянулась, поэтому Н. в течение месяца служил в кремлевском Архангельском соборе, а 24 дек. того же года был переведен на Коломенскую и Каширскую кафедру в сане архиепископа. В 1682 г. Н. был вызван в Москву. 12 мая Н. служил в кремлевском Архангельском соборе панихиду по царю Феодору Алексеевичу , а 25 июня он участвовал в чине венчания на царство Иоанна V Алексеевича и Петра I Алексеевича . Вероятно, в дальнейшем Н. часто бывал при дворе и был там хорошо известен. Так, во время выборов патриарха в 1690 г. Н. стал одним из кандидатов на престол и присутствовал на церковном Соборе 24 авг., избравшем патриарха Адриана . В 1698 г. Н. присутствовал на Соборе по делу дьячка-самосвята Юшки Микляева (Михеева). После смерти патриарха Адриана среди кандидатов на Патриарший престол снова обсуждалась фигура Н. В сер. 80-х гг. XVII в. Н. выступил против коломенского воеводы, запретив последнему вызвать в приказную избу попов и дьячка, обвинявшихся в нанесении побоев и помощи в побеге из тюрьмы. Н. даже запретил священникам впускать в церковь воеводу, детей и людей его и входить в его дом «со всякой потребой» (ОДБМЮ. Т. 16. 872.I). К концу архиерейства Н. относится еще одно столкновение архиепископа с представителями местной власти. 30 мая 1695 г. подьячий коломенской приказной избы Яков Обрашов «в приказной избе на площади при многих людех, затеяв напрасно, поносил архиепископа и называл смертным убойцею». Обстоятельства дела показывают, что Н. находился в натянутых отношениях с коломенским воеводой Иваном Аврамовым, сыном Бабыниным, и просил отстранить его от следствия. Расследование было перенесено в Разрядный приказ, но обстоятельства его завершения не сохранились (Там же. Т. 17. 1810.I).

http://pravenc.ru/text/2565394.html

XVII в. в мон-ре было начато строительство каменных башен и стен с бойницами, которые в большей степени имели декоративно-художественное, чем практическое значение. Тогда же успели возвести одну из 3 башен, 8-гранную юго-восточную. В XVIII в. стены постепенно достроили. В кон. XVII в. был построен комплекс святых и проездных ворот с «палаткой» привратника. Выполненный в стиле рус. узорочья с использованием более десятка видов фигурного кирпича, он является примечательным памятником зодчества своего времени. В этот же период на средства обители была возведена 4-главая кирпичная Всехсвятская ц. с трапезными палатами на подклете. В монастырском синодике упоминается имя строившего ее подмастера Филиппа. Основной объем церкви - высокий бесстолпный 3-апсидный четверик. Над карнизом церковь была украшена резными белокаменными раковинами. После ремонта 1883 г. она являлась домовым храмом ДУ до 1918 г. Возможно, на рубеже XVII-XVIII вв. при св. воротах была построена ц. свт. Николая Чудотворца (имеет 2-ярусную главку и кокошники). По бокам к церкви примыкают галереи, идущие по нижней границе яруса ворот. В 1744 г. в связи с созданием Переславской епархии на территории П.-З. Г. м. была задумана перепланировка. Перестроен в стиле барокко и превратился в 5-главую бесстолпную церковь, получившую оригинальные башнеобразные приделы, Успенский собор. Для декорирования его интерьера были приглашены живописцы и лепщики из патриаршего Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова мужского монастыря . В кон. 50-х гг. XVIII в. для Успенского собора под рук. известного московского резчика Я. Жукова был выполнен барочный иконостас. Собор и Всехсвятскую ц. соединило здание т. н. Гефсимании, предназначенное для особого культа Гроба Пресв. Богородицы. Т. н. Гефсимания представляла собой 2-этажную галерею, пышно декорированную внутри. Это здание не успели достроить до упразднения епархии. Больше века оно пустовало, пока не было разобрано на кирпич. В 1768-1777 гг. на средства имп. Екатерины II Алексеевны (после ее посещения обители в 1763) была построена в стиле барокко 4-ярусная колокольня с ц.

http://pravenc.ru/text/2580002.html

Здесь он проявил себя как типичный представитель московской дипломатии - малоинициативный, запоздало реагирующий на быстро меняющуюся обстановку. Не проявил О. и должной проницательности, поверив в искренность обещаний польск. стороны избрать царя наследником Яна II Казимира. В результате зашедшие в тупик переговоры завершились подписанием 24 окт. 1656 г. не мирного «докончания», а Виленского перемирия, которое позволило Речи Посполитой преодолеть последствия «потопа» и позднее возобновить войну с Русским государством. Изменившаяся в 1658 г. не в пользу Русского гос-ва международная обстановка побудила царя срочно искать мира со Швецией. Предварительные переговоры в авг. 1658 г. в Москве были поручены О., к-рому удалось добиться заключения соглашения о прекращении военных действий. В том же году в Вильно возобновились переговоры с комиссарами Речи Посполитой, главную роль на них играли О. и думный дьяк Алмаз Иванов. Несмотря на ряд уступок с рус. стороны, переговоры приняли затяжной характер. В вопросе о принадлежности Украины рус. великие послы проявляли твердость и не шли на уступки (позднее подобная неуступчивость О. привела к его замене А. Л. Ордин-Нащокиным, подписавшим Андрусовское перемирие 1667 г.); отклонили они и требования польск. стороны о возвращении части белорус. земель. В результате неуступчивость сторон привела к срыву переговоров. С 50-х гг. XVI в. за О. прочно закрепилось первенство в Боярской думе и при дворе. На новолетие (1 сент.) он традиционно поздравлял государя от имени думных чинов, председательствовал в Боярской думе и в боярских комиссиях, царь поручал ему щекотливые дела, к-рые требовали участия наиболее авторитетных лиц. В июле 1663 г. О. по поручению царя Алексея Михайловича расследовал донос Р. Ф. Боборыкина, стремившегося вернуть свои вотчины, проданные Новоиерусалимскому в честь Воскресения Христова ставропигиальному мужскому монастырю , на патриарха Никона. Боборыкин обвинял опального патриарха в том, что во время литургии в Новоиерусалимском мон-ре он произнес проклятия в адрес царя и его семейства.

http://pravenc.ru/text/2578215.html

Позднейший вид Кувуклии помимо многочисленных гравюр отражен в фотографиях. Воспроизведения Гроба Господня Благословение Гроба Господня могли нести разные по типу копии архитектурных объемов, в т. ч. «меры Гроба Господня» в виде лент, шнуров или записи цифр. Иногда они являлись единственным связующим звеном между вновь возводимыми храмами и св. местом. Мера часто сопрягалась только с архитектурным планом в виде круга или многоугольника - ее было достаточно для установления подобия с ротондой Гроба Господня. Еще одним способом уподобления было воспроизведение иконографически узнаваемых деталей иерусалимской композиции, как крупных (шатрового свода, формы Кувуклии), так и сравнительно небольших (погребальной скамьи). Облик Гроба Господня в более позднем оформлении представлен в архитектурных копиях в Глогувеке и в Новоиерусалимском мон-ре под Москвой. Однако восточнохрист. традиция почти не знала прямых архитектурных копий Гроба Господня; исключением являются 2 храма в К-поле, заложенные, согласно источникам, «в подражание церкви Гроба Христова»: ц. св. Мины, кон. IV в. (?) (позже мартирий святых Карпа и Папилы),- ротонда с амбулаторием, криптой и развитой вост. частью, и ц. Богородицы, 457-474 гг., построенная для мощей св. Марии и Марфы, сестер прав. Лазаря,- небольшой гексагон с апсидами. Особую группу составляют зап. памятники - архитектурные «копии» иерусалимской Кувуклии или храма Гроба Господня. Большинство из них отличается от образца по размеру и форме: они упрощены, уменьшены, их архитектура приведена в соответствие с местной традицией. Символическую связь укрепляло посвящение, связанное с иерусалимской святыней, присутствие палестинских реликвий, а также и особые функции: «копии» Гроба Господня использовали как погребальные и паломнические комплексы, как баптистерии и даже как гражданские здания, они являли собой материальное доказательство путешествия в Св. землю. Имитации Гроба Господня уподоблялись иконам и были способны передать духовную силу первосвятыни через сходство с ней, отчасти заменяя собой паломничество, к-рое по тем или иным причинам не состоялось.

http://drevo-info.ru/articles/12681.html

Др. не менее важной и насущной задачей являлась необходимость вынести церковный суд действиям Патриарха Никона, в июле 1658 г. из-за личного конфликта с царем оставившего Патриаршую кафедру, и избрать нового Всероссийского Патриарха. После отъезда Никона из Москвы Местоблюстителем Патриаршего престола по воле царя стал Новгородский митр. Питирим, однако Никон, живший в Новоиерусалимском Воскресенском мон-ре , не считал возможным уступить к.-л. управление Русской Церковью. В 1659 г. Никон анафематствовал митр. Питирима, совершившего в Вербное воскресенье «шествие на осляти», что, по мнению Никона, было прерогативой Патриарха (хотя сам он совершал этот обряд будучи Новгородским митрополитом). Последовала короткая сердитая переписка между Патриархом и царем, в результате к-рой Никону было запрещено вступаться в архиерейские дела. После этого события впервые было принято решение о созыве Собора для избрания нового Патриарха. Собор открылся 16 февр. 1660 г. До 27 февр. составляли выписки из канонических правил, к-рые могли послужить обоснованием для лишения Никона Патриаршего сана. Отцы Собора предложили считать его чуждым архиерейства, чести и священства. Соборный акт поручили написать Епифанию (Славинецкому) , но он заявил, что не согласен с решением Собора, поскольку российские архиереи, как стоящие ниже Патриарха, судить его не могут. Единственное, что они вправе сделать,- это выбрать нового Патриарха при условии добровольного ухода Никона с престола. Никон же посчитал неканоничным как сам факт созыва Собора, так и его постановления. Он основывался на том мнении, что Патриарх не подлежит суду своих епископов, а сами епископы, собравшись по приказу царя, нарушили данную ими при поставлении присягу ничего не совершать без согласия Патриарха. Решительная позиция Никона, аргументы в его пользу, изложенные Епифанием, колебания части епископов и самого царя заставили отложить принятие соборного решения. Началось изучение вопроса, и 14 авг. 1660 г. было принято сложно сформулированное постановление о необходимости избрания нового Патриарха.

http://pravenc.ru/text/149721.html

(Павинский Иван Дмитриевич; 1773, Олонецкая пров. Новгородской губ.- 3.02.1828, Казань), архиеп. Казанский и Симбирский. Сын сельского священника. Обучался в Олонецкой ДС в Петрозаводске, затем в Александро-Невской ДС, где среди его сокурсников были М. М. Сперанский , А. А. Орнатский (впосл. Пензенский еп. Амвросий ), А. И. Телятев (впосл. Донской архиеп. Афанасий ), Ф. Г. Русанов (впосл. митр. Феофилакт , экзарх Грузии), Г. И. Мансветов . 23 марта 1793 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров) рукоположил Павинского во диакона к Исаакиевскому собору С.-Петербурга, а в 1797 г.- во иерея к церкви при российском посольстве в Копенгагене. Назначение на службу за границей было обусловлено, в частности, тем, что Павинский свободно владел нем., франц., англ. языками. В 1802 г. он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем ц. во имя св. праведных Захарии и Елисаветы в С.-Петербурге, в 1803 г. переведен настоятелем в ц. во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Одновременно с 1806 г. служил законоучителем правосл. Закона Божия в Иезуитской коллегии в С.-Петербурге. В 1808 г. Павинский стал духовником вел. кнж. Екатерины Павловны, младшей и любимой сестры имп. Александра I. Вместе с ней выехал в Тверь, куда ее муж, принц Георгий Петрович Ольденбургский, был назначен генерал-губернатором. Когда в нач. 1813 г. Екатерина Павловна последовала за имп. Александром I в заграничный поход русской армии, Павинский остался в России. 24 дек. 1813 г. был пострижен в монашество, через неск. дней возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря . В 1814 г. по инициативе И. и на средства гр. Ю. П. Литты придел свт. Андрея Критского при Воскресенском соборе был возобновлен и переименован во имя прп. Иулия и вмц. Екатерины, небесных покровителей графа и его супруги. 24 авг. 1816 г. И. встречал в Новоиерусалимском мон-ре имп. Александра I (приветственная речь настоятеля опубл.). С 9 марта того же года был также членом Московской синодальной конторы.

http://pravenc.ru/text/578314.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010