Тора, т. е. Закон, или Пятикнижие Моисеево/Буквальный пер. Л. И. Мандельштама, канд. Петерб. ун-та. Берлин, 5622 Об этом пер. см.: Чистович. История перевода Библии . С. 343. Закон, или Пятикнижие Моисея/Пер. с евр. архим. Макария. Бытие. М., 1863. 426 с. [Отд. отт. из: ПО. 1862. 8–12.] Штейнберг О. Н. Пятикнижие Моисеево, с дословным русским переводом и коммента­риями. Т. 1–2 (ч. 1–5). Вильна, 1899–1900; 2-е испр. изд.: Вильна, 1901; 3 1903; 4 1914. Перевод выполнен известным знатоком древнеевр. языка, белостокским раввином, и на­печатан с параллельным евр. текстом. Ред.: И. Т.//ХЧ. 1901. 5. С. 866–867; И. Троицкий//ХЧ. 1902. Ч. 1. С. 216–221. Священные книги ВЗ/В пер. с евр. текста. Вена, 1911. 351 с. От Бытия до Откровения: Пятикнижие Моисеево/Пер., введение и коммент. И. Ш. Шиф-мана.М., 1993. 335с. Пятикнижие Моисеево, или Тора/С рус. пер., коммент., основанным на классических толкованиях Раши, Ибн-Эзры, Рамбана, Сфорно и др., и гафтарой. Пер. и отбор ком­мент. Э. Левина, Б. Хаскелевича, И. Векслера, под общ. ред. проф. Г. Брановера. М., 5752(1991). 591с. Книга Бытия/Пер. и предисл. М. Г. Селезнева//Мир Библии. 1997. Вып. 4. С. 67–75. (Отд. изд.: М.: РБО, 1999.) Переизд.: Книга Бытия/[Пер., вступительная статья и коммент. М. Г. Селезнева; ред. А. Э. Графов]. 2-е изд., испр. М.: РГГУ, 2001. 125 с.; Бытие. Исход. М.: РБО, 2007. 240 с. Бытие/Пер. Международного Библейского Общества. [М.:] ББИ, 1998. Первая книга Моисея: Поэтическая интерпретация/А. П. Шведчиков. Лос-Анджелес, 2002. 52 с. Древнецерковная экзегеза 29 Никитин П. Б. Замечания к тексту «Шестоднева» Георгия Писидийского//Журнал Министерства народного просвещения. 1888. Т. CCLV. С. 1–29. Levene A. The Early Syrian Fathers on Genesis: From a Syriac ms. on the Pentateuch in the Mingana Collection; the First 18 Chapters of the Ms. edited with Introd., Translation and Notes, and Including a Study in Comparative Exegesis. London, 1951. 352 p. Devreesse R. Les anciens commentateurs grecs de l " Octateuque et des Rois (fragments tires des chaines). Cittä del Vaticano, 1959 (Studi e Testi; 201). 208 p.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Yungerov...

Яннарас Х. Хайдеггер и Ареопагит//Яннарас. Х. Избранное: Личность и Эрос. – М.: РОССПЭН, 2005. Библиография работ автора: Ambigua . Избранные толкования из Ambigua /Пер. с древнегреч. и примеч. И. В. Фокиной ; под ред. Д. Е. Афиногенова//Вестник древней истории. – 2006. – N 3. – С. 235–250. В четырех сотнях о любви. – М., 1995. Вопросоответы к Фалассию/Пер.  с греч.: А.И.Сидоров//Альфа и Омега. – М., 1997. – 3 (14), 1999. – 1 (19), 2000. – 1 (23). Вопросоответы к Фалассию/Пер.  с греч.: А.И.Сидоров//Богословские труды. – М., 2003. – Сб. 38. Дионисий Ареопагит. Сочинения . Толкования Максима Исповедника. – СПб.:       Алетейя, 2003. Из славянского перевода корпуса сочинений Дионисия Ареопагита с толкованиями Максима Исповедника//Библиотека литературы Древней Руси. – СПб.: Наука, 1997. Мистагогия/Пред., пер. и коммент.: А.И.Сидоров//Восток. – М., 1991. – 2. О любви. – СПб., 1991. О различных трудных местах (апориях)/Пер.  с греч.:  И. Пролыгина//Альфа и Омега. – М., 2003. – 4 (38); 2004. – 2 (40). О различных трудных местах (апориях) у святых Дионисия и Григория к Иоанну/Пер. с греч.: С.В. Месяц//Историко–философский ежегодник " 2003. – М.: Наука, 2004. О различных трудных местах у святых Григория и Дионисия/Пер. с греч.: В.В.Петров//Космос и душа: учения о вселенной и человеке в Античности и в Средние века: (исслед. и пер.). – М. : Прогресс–Традиция, 2005. С. – С.272–288. Полемика с оригенизмом и моноэнергизмом/Сост. Г.И. Беневич, Д.С. Бирюков, А.М. Шуфрин. – СПб.: Изд–во СпбГУ, 2007. – 564 с. (Византийская философия. Т. 1; Smaragdos Philocalias). Послание XV об бощем и индивидуальном//Амвросий (Погодин), архимандрит. Святой Марк Эфесский и флорентийская уния. – М.: Сирин, 1994 Различные богословские и домостроительные главы. Толкование на 59 псалом/Пер.  с греч.: А.И.Сидоров//Символ. – Paris, 1989. – 22.      Состоявшийся в провинции Африка диспут Максима с Пирром/Пер.  с греч.:  Д.Е.Анфиногенов//Диспут с Пирром преподобного Максима Исповедника и христологические споры VII столетия. – М., 2004.

http://bogoslov.ru/person/2952050

Воспоем Богу песнь любви/Пер.  с лат.: П. Сахаров//Истина и жизнь. – М., 1992. -   Время из бдений бл. Августин/Пер. с лат.: С.Скворцов; О Троице (Кн.1)/Пер. с лат.: М.Сергеенко; Исповедь [Фрагменты]/Пер. с лат.: С.Скворцов//Августин: Pro et contra: Личность и идейное наследие блаженного Августина в оценке русских мыслителей и исследователей: Антология. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2002. (Русский путь). Избранные проповеди/Пер. с лат.:  Д.Садовский. – Сергиев Пасад, 1913. Исповедь/Пер.  с лат. и прим.: М.Е.Сергеенко//Богословские труды. – М., 1978. – Сб. 19. Исповедь//Психология памяти: Учеб. пособие для вузов: [Хрестоматия]/Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер и В. Я. Романова. - 3-е изд. - М. : ЧеРо ; М. : МПСИ, 2002. - С.14-27 Исповедь//Августин А. Исповедь. Абеляр П. История моих бедствий – М.: Республика, 1990. Исповедь Блаженного Августина, епископа Гиппонского/Изд. подгот. Столя­ров А.А. -  М.: Ренессанс, 1991. (Па­мятники религиозно-философской мысли. Вып. 1: Западная патристика). Исповедь. – М.: Гендальф, 1993. Исповедь. – М.: Канон+, 1995. Исповедь: Кн. Х//Одиссей-1989. – М.: Наука, 1989. Новая песнь//Амман А. Путь отцов: Краткое введение в патристику. – М., 1994.  О благодати и свободном произволении/Пер. с лат.: О.Е. Нестерова//Гусейнов А.А., Иррлитц Г. Краткая история этики. – М.: Мысль, 1987.  О граде Божьем в 22-х книгах. – М.: Издательство Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. – Т. 1-4. (Репринт 1906 г.). О книге Бытия, против манихеев/Пер. с лат.: прот. А.Сидоренко и Е. Тельминый//Альфа и Омега. – М., 2004. – 1 (39).  О свободе воли: Кн. 2/Пер. с лат. и прим.: М.Ермакова//Антология средневековой мысли: Теология и философия европейского Средневековья. – СПб.: Российский Христианский гуманитарный институт, 2000. – Т. 1. О символе веры/Пер. под ред. А. Фокина//Альфа и Омега. – М., 2002. – 3 (33). О супружестве и похоти: (Главы из трактата)//Кризис цивилизации? – М., 1991. – Вып. 2. О Троице: (Книга I)//Богословские труды. – М., 1988. – Сб. 29.

http://bogoslov.ru/person/2529560

688 Ер. XV. Р. 515; рус. пер.: Т. I. С. 128; Книга о падших. Гл. 17, л. 36; Corpus script, eccl. lat. Ill, 1. P. 249, 263; рус. пер.: Т. II. С. 160, 175. 690 Ер. LVIII. P. 661; рус. пер.: Т. I. С. 277. Ср.: Ер. LVII. Р. 653;. рус. пер.: Т. I. С. 285. Ер. X. Р. 492; рус. пер.: Т. I. С. 120. Мысль о харизматизме мучеников нередко встречается в древней христианской письменности. Тертуллиан пишет мученикам, что Дух Святой сопровождает их в темницы (Ad mart. 1). Эти выражения обозначают то же самое, что и слова о присутствии Христа в мученике. В Апостольских Постановлениях (V, 1) мученик называется «брат, Господа, сын Вышнего, приятелище Духа Святого». 691 См.: Ер. XVI. Р. 517, 519; рус. пер.: Т. I. С. 123, 125. Ср.: Ер. XV. Р. 514; рус. пер.: Т. I. с. 126. Ер. XX. Р. 528; рус. пер.: Т. I. С. 135. 692 Вот почти в целом виде письмо исповедников к Киприану: «Знай, что всем тем, о которых тебе сообщено, как они вели себя после своего проступка, мы даровали мир. Пусть это чрез тебя сделается известным и другим епископам. Желаем тебе иметь мир со святыми мучениками» (Ер. XXIII. Р. 536; рус. пер.: Т. I. С. 138, примеч.). 697 Надо сказать, что Запад шел впереди в этом отношении. Мы видели из приведенного выше письма Дионисия Александрийского , современника Киприана, что роль мучеников в деле принятия падших была здесь несравненно важнее епископской. Позднее, в гонение Диоклетиана (303–311), мученики на Востоке играют такую же роль, как при Киприане в Карфагене. См.: Евсе- вий. Церковная история. Кн. VI, гл. 1; рус. пер.: С. 465. «Из наших же одни протекшие поприще гонений верно и мужественно тотчас восприяли дерзновение пред лицем всех, другие, ослабевшие в вере и душевно обуреваемые, весело спешили исцелиться, ревностно прося спасающей десницы у сильнейших и умоляя Бога о милосердии». Отсюда видно, что в некоторых церковных кругах доверие в грехоотпустительную власть мучеников мало было поколеблено церковным постановлением. Ср.: Петр Александрийский , 5-й канон: падшим не в сильной степени, «как я слышал, явили снисхождение некие из исповедников». Ср.: 9-й канон Арелатско- го собора 314 г. (Mansi. Concilorum collectio… Vol. II. Col. 472).

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 75 (рус. пер.: Указ. изд. С. 374: “теплохладность в желании дел Божиих”). Блж. Диадох Фотикийский. Сто глав. 58. Там же. Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 88 (рус. пер.: Указ. изд. С. 417). Ср.: “дух уныния обесценивает эту временную жизнь” (Блж. Диадох Фотикийский. Сто глав. 58). Ср. высказывание аввы Пимена: “Уныние стоит при начале всякого дела…” (Апофтегмы (алфавитное собрание). Об авве Пимене. 149). (Нумерация дана по рус. пер., см.: Достопамятные сказания, но сам перевод не совсем точен. — Ред.). Т. е. в полдень. Прп. Иоанн Лествичник также называет это время (Лествица. 13. 5). Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 10. 1 (рус. пер.: Указ. изд. С. 118). 10 часов утра. Т. е. до двух пополудни, см.: Евагрий Понтийский. Слово о духовном делании. 12 (рус. пер.: Указ. изд. С. 97). В гл. 36 Евагрий даже не называет уныние, употребляя лишь выражение “бес полуденный”. Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 10. 2 (рус. пер.: Указ. изд. С. 119). См. также: S. Macaire. Chapitres metaphrases par Symeon Metaphraste. 129 (рус. пер. см.: Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. С. 452). Авва Фалассий. Четыре сотницы. I. 90. Там же. III. 51 (рус. пер.: Добротолюбие. Т. 3. С. 306; перевод цитируется с небольшими изменениями. — Ред.). S. Macaire. Chapitres metaphrases par Symeon Metaphraste. 49 (рус. пер. см.: Макарий Египетский, прп. Духовные беседы. С. 393). Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 30 (рус. пер.: Указ. изд. С. 137). См.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 10.1–5,7,25; Евагрий Понтийский. О восьми духах лукавства. 13–14; S. Macaire. Chapitres metaphrases par Symeon Metaphraste. 49; Прп. Максим Исповедник. Главы о любви. 1. 67; Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 79; Авва Фалассий. Четыре сотницы. III. 51. Прп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. 1. 66. Ср.: Прп. Иоанн Кассиан Римлянин. О постановлениях киновитян. 10.2; Прп. Симеон Новый Богослов. Главы богословские, умозрительные и практические. 1.71; Прп. Исаак Сирин. Слова подвижнические. 88.

http://azbyka.ru/zdorovie/iscelenie-psix...

Григорий Нисский , свт. Точное истолкование Екклесиаста Соломона//Там же. Ч. 2. С. 203–358. Григорий Палама , свт. Триады в защиту священнобезмолвствующих/Пер. с греч. В. В. Бибихина. СПб.: Наука, 2004. Дамаский Диадох . О первых началах. Комментарий к Пармениду/Пер. с древнегреч. Л. Ю. Лукомского, ст. и комм. Р. В. Светлова и Л. Ю. Лукомского. СПб.: Изд-во РХГИ. 2000. Деяния Вселенских Соборов, изданные в русском переводе при Казанской Духовной Академии. В 7-ми т. Казань: Изд-во Центральная Типография, 1892–1913. Т. 5–7. Дионисий Ареопагит . О Божественных именах/Пер. с греч. игум. Геннадия (Эйкаловича). Буэнос Айрес, 1957. Дионисий Ареопагит . О Божественных именах/Пер. с греч. Л. Н. Лутковского. Киев: Изд-во Дух и литера, 1984. Святого отца нашего Дионисия Ареопагита книга о Церковной иерархии//Писания святых отцов и учителей Церкви, относящиеся к истолкованию православного Богослужения. В 3-х т. СПб.: Тип. Королева,1885. Т. 1. Дионисий Ареопагит . О мистическом богословии//Он же. Корпус сочинений с приложением толкований преп. Максима Исповедника /Пер. с греч. Г. М. Прохорова. СПб.: Изд-во О. Абышко, 2006. Дионисий Ареопагит . О Церковной иерархии. Послания/Пер. с греч. Г. М. Прохорова. под ред. В. М. Лурье. СПб.: Изд-во Алетейя, 2001. Дионисий Ареопагит . Сочинения. Максим Исповедник . Толкования/Пер. с греч. Г. М. Прохорова. СПб.: Изд-во Алетейя, 2002. Игнатий Антиохийский , сщмч. Послания/Пер. с греч. прот. Г. Павского //Христианское Чтение. 1829. Ч. 36. С. 241–248. Игнатий Антиохийский , сщмч. Послания//Писания мужей апостольских/в русском переводе с введением и примечаниями прот. П. Преображенского . СПб., 1895. Иоанн Златоуст , свт. Беседа 26 на 1-е послание к Коринфянам//Полное собрание творений св. Иоанна Златоуста . В 12-ти т. СПб.: Изд-во СПбДА, 1898–1906, Т. 10 (Кн. 1). С. 251–266. Иоанн Дамаскин , преп. Точное изложение православной веры/Пер. с греч. А. А. Бронзова . СПб.: Изд-во И. Л. Тузова, 1894. Иоанн Филопон. О вечности мира, против Прокла (фрагмент)/Пер. с греч. и прим. Г. И. Беневича//Антология восточно-христианской богословской мысли. Ортодоксия и гетеродоксия. В 2-х т./Сост. Г. И. Беневич. М., СПб.: Изд-во РХГА, 2009. Т. 2. С. 55–58.

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_I_Mefod...

76 . Ориген. О началах. Самара, 1993. 77 . Патристика. Новые переводы, исследования/Под ред. М. Журинской. Нижний Новгород, 2001. 78 . Св. Симеон Новый Богослов . Главы богословские, умозрительные и практические/Пер. иером. Илариона (Алфеева) //Иларион (Алфеев), иером. Преподобный Симеон Новый Богослов и Православное Предание. М., 1998. 79 . Св. Симеон Новый Богослов . Творения. Т. 1. Слова 1–52/Пер. с новогр. еп. Феофана (Затворника). Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993. 80 . Слова духовно-нравственные Исайи, Марка, Симеона. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1995. 81 . Св. Стефан из Фиваиды. Слово аскетическое/Пер. Т. А. Миллер//Патристика. Новые переводы, исследования. 82 . Татиан. Речь против эллинов/Пер. прот. П. Преображенского //СДХА. 83 . Тертуллиан. О женском убранстве/Пер. Э. Юнца// Тертуллиан . Сочинения. М., 1994. 84 . Тертуллиан. О крещении/Пер. Ю. Панасенко//Там же. 85 . Тогожде [Давида Дисипата] сказание, како Варлаам изобрете и състави свою ересь//Прохоров Г. М. Сочинения Давида Дисипата в древнерусской литературе//ТОДРЛ. 1979. Т. 33. 86 . Преп. Феодор Студит . Малое оглашение. Слова. М., 2000. 87 . Св. Феолипт Филадельфийский . Послания к монахине Евлогии. Послание первое/Пер. А. И. Сидорова //Альфа и Омега. 2000. 3 (25). 88 . [ Феофан Никейский .] Три послания приснопамятного митрополита Никейского Феофана, споборника и современника св. Григория Паламы (XIV в.). Послание первое//Беседы (омилии)... Ч. 2. 89 . Феофила к Автолику Три книги/Пер. прот. П. Преображенского //СДХА. 90 . Святейшего патриарха Константина-града кир Филофея Предание своему ученику о том, как внимательно пребывать в келье вместе со своими послушниками/Пер. с древнерусс. монаха Алимпия (Вербицкого), под ред. и с примечаниями А. Г. Дунаева//Путь к священному безмолвию. 91 . Филофея, патриарха Константинопольского XIV века, Три речи к епископу Игнатию с объяснением изречения Притчей: «Премудрость созда себе дом» и проч./[Издал] еп. Арсений Греч, текст и рус. перевод. Новгород, 1898. 92 . Св. Фотий, патриарх Константинопольский . Слово на Рождество Пресвятой Богородицы/Пер.свящ. Максима Козлова//Альфа и Омега. 1998. (17).

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

В целом сходные, они различаются в существенных деталях, что позволяет многим современным экзегетам, вслед за Оригеном, видеть здесь двух разных женщин (см. например: Lagrange M. J. L’Йvangile de Jйsus-Chrism. Paris, 1920, p. 159 s. — Прим. пер.). 56 Под девушками Ориген здесь подразумевает “души веры”, а под Невестой — душу, достигшую совершенного ведения и любви. Все толкование Оригена строится на двойственности символов Невесты и девушек: Невеста — это и Церковь, и совершенная душа, девушки — и ищущие просвещения язычники, и “души веры”. — Прим. пер. 68 Заключенная в скобки фраза отсутствует во многих рукописях и является, по всей видимости, позднейшей глоссой. — Прим. пер. 72 Рим 11:30, в синод. переводе (Рим 11:30—31): Как и вы (язычники — Ред.) некогда были непослушны Богу, а ныне помилованы, по непослушанию их (Израиля — Ред.), так и они теперь непослушны для помилования вас, чтобы и сами были помилованы. — Прим. пер. 76 Песн 1:6, в синод. переводе (Песн 1:5): разгневались на меня, поставили меня стеречь виноградники, — моего собственного виноградника я не стерегла. — Прим. пер. 79 В несколько темных выражениях Оригена заключена следующая мысль: Церковь стережет “чужие виноградники”, то есть языческие народы, но при этом не сберегла своего собственного, то есть иудеев — Прим. пер. 87 Песн 1:8, в синод. переводе (Песн 1:7): Если ты не познаешь этого, прекраснейшая из женщин, то иди себе по следам овец и паси козлят твоих подле шатров пастушеских. — Прим. пер. 90 Песн 1:9, в синод. переводе (Песн 1:8): Кобылице моей в колеснице фараоновой я уподобил тебя. — Прим. пер. 96 Числ 24:9, в синод. переводе: Преклонился, лежит как лев и как львица, кто поднимет его? — Прим. пер. 97 Песн 1:11, в синод. переводе (Песн 1:10): золотые подвески мы сделаем тебе с серебряными блестками. — Прим. пер. 98 Все цитаты из Священного Писания даны в переводе с латыни по тексту Sources Chretiennes. При расхождении нумерации стихов и/или перевода с синодальным изданием Библии приводится параллельный синодальный перевод.

http://pravmir.ru/gomilii-na-pesn-pesnej...

Сохранились также нек-рые письма И. В своих произведениях И. не прибегал к сложным риторическим построениям с архаическими книжными оборотами и лексикой, использовал народный греч. язык, создав образцы подлинного красноречия. Соч. (рус. пер.): Поучения во святую и великую Четыредесятницу, то есть великопостные недели/Пер.: С. Писарев. СПб., 1759-1760. 2 т.; То же. 1765. 2 т.; Два слова поучительные и четыре речи похвальные/Пер. с итал.: С. Писарев. СПб., 1773; Панегирики, поучительные слова в разные праздники Пресвятой Богородицы и похвальные речи/Пер. с греч.: С. Писарев. СПб., 1776. 3 т.; Собрание разных поучительных слов/Пер.: С. Писарев. М., 1781; Камень соблазна, или Историческое изъяснение о начале и причине разделения Восточной и Западной Церкви/Пер. с греч.: С. Писарев. СПб., 1783; То же, изм. загл.: Камень соблазна, или Изложение начала и причин отпадения Церкви Западной от Восточной и предметов несогласия между ними/Пер. с греч.: Е. И. Ловягин. СПб., 1854; То же, изм. загл.: Камень преткновения, или Изложение начала и причин отпадения Церкви Западной от Восточной и предметов несогласия между ними. М., 1999; Собрание поучительных слов во святую и великую Четыредесятницу, также в разные Недели и праздничные дни, с присовокуплением панегириков, или похвальных слов, в разные праздники Пресвятой Богородицы/Пер. с греч.: С. Писарев. М., 1787; От совести никуда не убежишь. Од., 1890, 1902; Рождество Господа нашего Иисуса Христа/Пер. с греч.: прот. М. И. Хитров. М., 1898; Христова скорбь. Серг. П., 1901, 1915; Зависть. Серг. П., 1901; О смерти. Серг. П., 1902; О рае. Серг. П., 1902; О совести и Божием правосудии. Серг. П., 1902; Проповеди: Новый пер. с греч. Серг. П., 1902; Ключи от рая и ада: Из поучительных слов. Козельск, 1997; Проповеди/Изд. Сретенского мон-ря. [М.], 2000. Лит.: Gregorina M. A. Panoplia per i Greci in cui si dà un saggio del libro mss. intitolato Pietra dello scandalo. Napoli, 1764; Salaville S. Élie Méniatis et l " immaculée conception: observations nouvelles à propos des diverses éditions des Didaca(?)//EO. 1928. Vol. 27. P. 278-294; idem. Miniatis ou Mèniatès Élie//DTC. Vol. 10. Col. 1769-1773; idem. Ηλα Μηνιτη θεομητορικα διδαχα. Αθναι, 1954; Τατκης Β. Σκοφος, Μηνιτης, Βολγαρις, Θεοτκης. Αθναι, 1953; Ερμωνικς Ι. Ηλας Μηνιτης (1669-1714) Απ τ ζω κα τ δρση του//Ακτνες. 1960. Τ. 23. Σ. 49-54, 93-98; Grumel V. Élie Miniatis//DHGE. T. 15. Col. 192 [уточнения дат изданий и доп. библиогр.]; Πατρινλης Χ. Γ. Ηλας Μηνιτης//ΘΗΕ. Τ. 6. Σ. 32-37; Couloumbis E. Le grand prélat et prédicateur Élias Miniatis//Theologia. 1969. Vol. 40. P. 430-436; Δημαρς Κ. Ιστορα τς νεοελληνικς λογοτεχνας. Αθναι, 19725. Σ. 106-108; Stiernon D. Miniatis (Élie)//DSAMDH. Vol. 10. Col. 1236-1238.

http://pravenc.ru/text/389365.html

Пахомия, откуда заимствовано свидетельство, признается очень надежным источником; вовторых, по связи с приведенным выше показанием еп. Аммона слова жития надо относить к частной исповеди, заменявшей публичную как акт покаяния. 319 См.: Vita Pachomii. P. 18. Acta Sanctorum. Maii. Т. III. P. Annales du musee Guimet. Т. XVII. P. 33–34, 40, 372, 385–386. Лавсаик. PG. Т. 34. Col. 1161; рус. пер.: С. 182–183. Ср.: Besse. Les moines dOrient… P. 413–414. КазанскийП. С. История православного монашества. Т. I. С. 139. Арх. Палладий говорит, что «ни греческие, ни коптские источники не указывают пресвитеров» между монахами Пахомиевых монастырей. Исключение – а: вва Григорий, который, сделавшись пресвитером после пострижения, пробыл в монастыре Пахомия тринадцать лет, затем перешел к преп. Макарию. См.: Св. Пахомий Великий … С. 88, примеч. 271. Когда в Пахомиевых монастырях появились свои пресвитеры, точных данных на это не имеется. См.: LadeuzeP. Etude sur le c6nobitisme Pakomien pendat le Γν-е siecle et la premiere moitie du Ve. Paris, 1898. P. 290. 321 Epist. Ammoni. P. 13, 15. P. рус. пер.: С. 43, рус. пер.: С. 38–39. Ср.: Annales du mus6e Guimet. Т. XVII. P. 471, 473. Ср.: P. 103–104, 134–135. 322 См.: Epist. Ammoni. P. 2; Acta Sanctorum. Maii. Т. III. P. рус. пер. в: Христианское чтение. 1827. Ч. 26. С. 7–10. 325 PG. Т. 34. Col. 1092; изд. Робинзона. Р. 82; рус. пер.: С. 107. Петр, пресвитер Диосский, на общей молитве не становился впереди других, как подобало это ему по сану, а позади, «исповедуя грехи свои (ξομολογομενος), как написано об этом в жизни аввы Антония» (Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 385; рус. пер.: С. 343. Но в житии преп. Антония, написанном св. Афанасием, этот факт не рассказывается). Впрочем, здесь можно понимать исповедь как простое заявление о своем недостоинстве. 327 См.: PG. Т. 65. Col. 1033; в рус. пер.: Добротолюбие. Т. I. С. 414 – произвольно прибавлено «и ближними». 329 Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 509; рус. пер.: С. 254–255; Патерик, изложенный по главам. Гл. 16, § 29. С. 369–370. 333 См.: Annales du musee Guimet. Т. XXV. Col. 222–225; рус. пер.: Арх. Палладий. Новооткрытые сказания о преп. Макарии Великом по коптскому сборнику. Казань, 1898. С. 23–25. Apophthegmata. PG. Т. 65. Col. 269–272; рус. пер.: С. 208–209. Здесь рассказ несколько изменен.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010