Кончина архипастыря Три года архиерейского служения в Чувашии стали последними годами земной жизни архиепископа Вениамина. При учете всех обстоятельств, вряд ли можно сказать, что они были спокойными. Владыка переживал за будущую судьбу Церкви. Вспоминается, как в 1973–м году он сказал архиепископу Брюссельскому Василию о том, что церковные дела «все хуже и хуже», а в 1970–м году при неожиданной встрече с клириком своей Иркутско–Читинской епархии Евгением Касаткиным в Александро–Невской Лавре поделился с ним во время беседы в гостинничном номере своими предчувствиями о том, что грядут сильнейшие гонения на Церковь, сравнимые с гонениями 1930–х годов. «Наша задача воспринять их по–христиански» – сказал он. Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Кончина праведника пришлась на праздник Покрова Божией Матери 14 октября 1976 года. О ее обстоятельствах известно из воспоминаний близких людей. 7 октября 1976 года с Владыкой Вениамином случился сердечный приступ. 14 октября в праздник Покрова Бож и ей Матери он собирался ехать в храм, но, почувствовав себя неважно, остался дома. По прочтении акафиста Покрову Пресвятой Богородицы Владыка почувствовал себя лучше. Вечером того же дня в начале 9 часа он тихо скончался. По воспоминаниям митрополита Чувашского и Чебоксарского Варнавы (Кедрова), определенный след тайны присутствует в вопросе о кончине Владыки Вениамина. Хотя приближенным людям хорошо было известно, что у архиепископа, прошедшего и войну, и лагеря Колымы, слабое, больное сердце, он пережил не один инфаркт, с конца 1960–х годов он начал терять из–за болезни волосы, давала о себе знать травма позвоночника, полученная на Колыме, а с начала октября 1976 года обострилась его сердечная болезнь. Многолетних друзей–врачей, помогавших ему поддерживать здоровье в Иркутске, здесь не было. Хотя владыка и сам разбирался в медицине (был медработником в заключении), к тому же имел духовный дар прозорливости. Кончина праведника пришлась на Праздник Покрова Пресвятой Богородицы, что указывает на особое его избранничество и Промысл Божий о нем.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Церковь отмечает обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского 17 октября, 2015. Новостная служба Обретение мощей этих святых произошло в Казани, в 1595 году. 17 октября. ПРАВМИР. Церковь отмечает обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского. Обретение мощей этих святых произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: “Видехом диво, его же не надеяхомся. Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае”. Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия. В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; + 14 октября 1976) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после 4 октября соборную память всем Казанским святителям. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/tserkov-otmechaet-obre...

Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского и Варсонофия, епископа Тверского Обретение мощей святителя Гурия, архиепископа Казанского († 1563), и Варсонофия, епископа Тверского († 1576) , произошло в Казани, в 1595 году. При строительстве новой каменной церкви в честь Преображения Господня в Спасо-Преображенском монастыре, основанном святителем Варсонофием, у алтарной стены прежнего деревянного храма были выкопаны гробы с телами святителей. Необычность вида нетленных гробов исполнила святителя Ермогена (память 17 февраля) благоговейным дерзновением открыть гробы при большом стечении народа. Сам святитель Ермоген так описывает это событие: " Видехом диво, его же не надеяхомся. - Рака бо святаго бе полна благоуханна мира, как чистой воды, мощи же святаго Гурия вверху мира, яко губа ношахуся. Нетлением бо одари Бог честное и многотрудное его тело, яко и ныне зрится всеми. Токмо мало верхния губы тление коснуся, прочие же его уды целы быша, ничем же невредимы. Осязахом же и погребальные ризы его и бяху крепки зело. Потом же открыхом раку преподобнаго Варсонофия и видехом: многим нетлением почтени от Бога мощи святаго Варсонофия. К ногам преподобнаго тление коснуся, но обаче не токмо кости не разрушены, но крепки бяху зело и никакоже слабости в составе имуще, яко же и Гурию святителю. И погребальныя ризы такожде, яко и Гурию преподобному, новых крепчае " . Многие больные исцелились, помазавшись святым миром, истекавшим от мощей святителя Гурия. В Иконописном Подлиннике под 4 октября сказано: " Гурий подобием сед, брада, аки Василия Кесарийского, в шапке, в омофоре, в руках Евангелие, риза святительская. Варсонофий подобием надсед, брада, аки Гуриева, на конец раздвоилась, в шапке, риза святительская, омофор и Евангелие " . (Сведения о святителе Гурии помещены 5 декабря, о святителе Варсонофии - 11 апреля); в соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого;14 октября 1976) Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после сего дня соборную память всем Казанским святителям.

http://patriarchia.ru/db/text/912934.htm...

Но во время войны служение епископа Вениамина не было по достоинству оценено. В 1944 году он был вызван из Почаева в Киев и здесь арестован по обвинению в сотрудничестве с оккупантами. Епископ Вениамин был неправедно осужден, приговорен к десяти годам заключения, которое отбывал в тяжких условиях на Колыме. Но по освобождении в 1956 году он был сразу же возведен в сан архиепископа и назначен на Омскую кафедру. Власти не позволяли заслуженному архиерею вернуться в родные края, где его помнили и почитали, как исповедника. Разрешалось только назначать его на отдаленные восточные кафедры. В 1958 году он был переведен на Иркутскую кафедру, кроме того, во временное управление архиепископу Вениамину поручалась и еще и огромная территория Хабаровской и Владивостокской епархии. Здесь во время поездки по епархии владыка Вениамин попал под сильное облучение, в результате которого он сильно пострадал. У него выпали все волосы, искривилась шея, но он, к удивлению врачей, не только остался жив, но и продолжил свой подвиг архипастырского служения. 15 лет пребывал архиепископ Вениамин на Иркутской кафедре. Церковь, как могла в те годы господствующего государственного атеизма, отмечала великие заслуги архипастыря-страдальца. Крест для ношения на клобуке, орден Св. Владимира I степени – вот те награды, которые свидетельствуют, что архиепископ Вениамин не был забыт, о нем помнили и его великий подвиг Церковь высоко ценила. Лишь в 1973 году удалось перевести уже престарелого владыку с Дальнего Востока в центральную Россию, на Чебоксарскую кафедру. Посрамляя все прогнозы врачей, архиепископ Вениамин не умер вскоре. Несмотря на подорванное здоровье, он не прервал свой архипастырский труд, не уходил на покой, продолжал служение до самой своей кончины 14 октября 1976 года (на Праздник Покрова Божией Матери). Его отпевал архиепископ Куйбышевский Иоанн (Снычев), будущий митрополит Петербургский. Погребен архиепископ Вениамин (Новицкий) в Введенском кафедральном соборе г. Чебоксары. Имя архиепископа Вениамина (Новицкого) должно светится в нашей благодарной памяти среди имен тех иерархов, кто отстоял независимость нашей Церкви в условиях оккупации, кто укреплял свою паству в верности Матери-Церкви и Отечеству. Литература

http://pravmir.ru/russkaya-pravoslavnaya...

В Чебоксарах перезахоронены останки архиепископа Чебоксарского и Чувашского Илария (Ильина) 19 октября 2007 г. 15:43 По благословению митрополита Чебоксарского и Чувашского Варнавы 12 октября состоялось перезахоронение в притворе чебоксарского кафедрального Введенского собора останков (Ильина, +1951). Архиепископ Иларий управлял Чебоксарской епархией с 1946 по 1951 год. Он умер в возрасте 82 лет и был похоронен в особом склепе у северной стены чебоксарского Введенского кафедрального собора. Из-за подвижки грунта, связанного с поднятием уровня воды водохранилища Чебоксарской ГЭС и подъема грунтовых вод, в северной стене Введенского собора образовалась глубокая трещина, которая прошла через могилу архиепископа Илария. На заседании епархиального совета от 22 июня 2007 года под председательством епископа Алатырского Савватия , викария Чебоксарской епархии, было решено просить благословения правящего архиерея, митрополита Варнавы перенести останки приснопамятного владыки Илария из склепа северной стены храма в притвор и перезахоронить рядом с надгробием другого чебоксарского архиерея — архиепископа Вениамина (Новицкого, + 1976). 12 октября останки архиепископа Илария были подняты из склепа, очищены от земли, переложены в новый гроб и перезахоронены в новые архиерейские одежды. Затем митрополит Варнава совершил здесь же в храме заупокойную литию. После литии священники Введенского собора перенесли гроб с останками архиепископа Илария в притвор, где настоятель храма протоиерей Геннадий Антонов совершил панихиду. После положения гроба с останками в новый склеп была вновь совершена лития и всем народом приснопоминаемому владыке Илларию была пропета «Вечная память». Сайт Чебоксарской епархии /Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/310766.htm...

6) Препятствия к браку; 7) Приведение церковных требований о посте в соответствие с требованиями современной эпохи; 8) Отношение Поместных Православных Церквей к прочему христианскому миру; 9) Православие и экуменическое движение; 10) Вклад Поместных Православных Церквей в торжество христианских идей мира, свободы, братства и любви между народами и устранение расовой дискриминации. Упрочению всеправославного единства способствовал визит делегации Русской Церкви во главе с Патриархом Пименом в Константинополь и встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси со Вселенским Патриархом Димитрием I. В 70-е годы встречи между Предстоятелем Русской Церкви и главами других Православных Церквей стали носить регулярный характер. Представители Русской Церкви активно участвовали также в деятельности Всемирного Совета Церквей. На V ассамблее Всемирного Совета Церквей, состоявшейся в Найроби в 1975 году, одним из Президентов Всемирного Совета Церквей был избран митрополит Ленинградский и Новгородский Никодим, безвременно скончавшийся 5 сентября 1978 года в Ватикане, на аудиенции у новоизбранного Папы Иоанна-Павла I. В 1970-е годы Русская Церковь потеряла и других своих видных архипастырей: митрополита Орловского Палладия (Шерстенникова; + 1976), митрополита Алма-Атинского Иосифа (Чернова; +1975), архиепископа Вениамина (Новицкого; +1976), архиепископа Ермогена (+1978). Но на смену им приходили новые архипастыри. В результате частичной нормализации взаимоотношений между государственными органами и Церковью на рубеже 70-х годов появились возможности для увеличения числа учащихся духовных школ. За десятилетие, с 1975 по 1985 года, оно выросло почти в два раза - с 750 до 1200. В 1976, 1979, 1983 года Московская Патриархия выпустила Библию, общим тиражом 300 тысяч экземпляров. Большим событием церковной жизни явилась канонизация просветителя Америки и Сибири митрополита Московского Иннокентия (Вениаминова), совершенная Деянием Священного Синода в ответ на прошение Священного Синода Православной Церкви в Америке 6 октября 1977 года.

http://sedmitza.ru/lib/text/440013/

Храм этот был основан святителем Казанским Гурием и его сподвижниками - святителями Варсонофием и Германом. В 1555 году, летом, после праздника пророка Илии эти три святых мужа во главе со с вятителем Гурием, архипастырем Казанским, прибыли на место, где сейчас устроены Чебоксары, с духовной миссией. Исторические источники говорят, что «по совещании с местной гражданской властью» ими было указано место собору в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и для начала поставлена полотняная церковь. Обозначив место для крепости, святитель Гурий обошел вокруг него, окропил святой водой место будущей стены... Потом трое святителей совершили Божественную литургию на месте будущего Введенского собора. Архиепископ Гурий произнес поучение и благословил Чебоксары Владимирской иконой Божией Матери, которая по сей день является святыней города. Три святителя Казанских были прославлены Господом нетлением и мироточением их мощей, и чебоксарцы гордятся тем, что святители основали и благословили их город. В 1976-м году настоятель Введенского собора протоиерей Илия Карлинов писал в «Журнале Московской Патриархии»: «Введенский собор красиво вписывается в старую часть города и хорошо виден почти отовсюду, особенно со стороны Волги. Все это говорит о том, как глубоко и тонко святитель Гурий ощущал строгую гармонию будущего собора и окружающей местности». Одним из значимых дел духовного устроительства жизни Чувашской епархии, совершенных архиепископом Вениамином (Новицким) в 1970-х годах явилось установление соборного п раздника трех святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа. В ступив в управление Чебоксарско–Чувашской епархией в 1973 году, он обратился к Святейшему Патриарху Пимену с просьбой совершать соборно празднование памяти трех Казанских святителей 4/17 октября или в ближайшее воскресение после этой даты. На что получил положительный ответ. О ходатайстве архиепископа Вениамина об установлении соборной памяти святителей отмечено в Минее. В Чебоксарах установлены памятники святителям, в ковчежцах имеются частицы их цельбоносных мощей. И почитание чудотворцев связано с почитанием архиепископа Вениамина (Новицкого).

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

В Чебоксарах установлены памятники святителям, в ковчежцах имеются частицы их цельбоносных мощей. И почитание чудотворцев связано с почитанием архиепископа Вениамина. «Дела все хуже и хуже»... Многие фотографии свидетельствуют о том, что в Чебоксары к владыке Вениамину приезжал архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев). Старые черно–белые фото говорят об их совместном служении у Престола Божия в Введенском кафедральном соборе и о духовном общении. Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Владыка Вениамин (Новицкий) с Владыкой Иоанном (Снычевым) и духовенством Чебоксарской епархии Архиепископ Чебоксарский и Чувашский Вениамин (Новицкий) и архиепископ Куйбышевский и Сызранский Иоанн (Снычев) Ежегодно Владыка участвовал в архиерейских богослужениях на праздник преподобного Сергия Радонежского в Троице–Сергиевой Лавре. В 1974 году он был в Лавре 18 июля, когда СССР посещала делегация Александрийской Православной Церкви. А в 1973 году он ездил в святую обитель на праздник 8 октября и вновь встретился с архиепископом Брюссельским и Бельгийским Василием (Кривошеиным). «С архиепископом Вениамином мне пришлось встретиться еще раз несколько лет спустя на всенощной в канун праздника преподобного Сергия в Успенском соборе в Троице–Сергиевой Лавре 24 сентября старого стиля 1973 года, – пишет в своих воспоминаниях архиепископ Брюссельский. Я подошел к нему в алтаре и спросил, как церковное положение в его новой епархии. (Он уже с мая был архиепископом Чебоксарским и Чувашским). «Все хуже и хуже», – ответил он, по обыкновению, шепотом. «А что? – спросил я. – Закрывают церкви?» «Нет, – ответил архиепископ Вениамин, – этого они сейчас не делают. Зато во все вмешиваются, ставят повсюду своих людей». – «А почему Вас перевели на новую епархию? Вероятно, власти были недовольны Вашей деятельностью?» – «Нет, – ответил архиепископ Вениамин. – По крайней мере никто мне об этом не говорил. Не знаю, почему меня перевели». К сожалению, метод разрушения организации изнутри, через внедрение «своих людей», апробированный на Западе, начал использоваться и для ослабления Русской Православной Церкви. И Владыка Вениамин это прекрасно почувствовал и понял опасность тенденции.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Одна из публикаций в «Журнале Московской Патриархии» частично содержала проповедь Владыки Вениамина на праздник святителя Николая, которую он произнес в Никольском храме Канаша. «»Святитель Николай важный образец для подражания в первую очередь пастырям, – сказал Владыка. Читая строки проповеди, произнесенной почти 50 лет назад, мы можем ощутить и то время, и духовную атмосферу, которая окружала архиепископа. «Благочестия учители и Православия наставницы». Установление соборной памяти трех Казанских святителей Одним из значимых дел духовного устроительства жизни Чувашской епархии, совершенных Владыкой, является установление соборного п раздника трех святителей Казанских Гурия, Варсонофия и Германа. Дело в том, что в 1555 году, летом, после праздника пророка Илии эти три святых мужа во главе со святителем Гурием, архипастырем Казанским, прибыли на место, где сейчас устроены Чебоксары, с духовной миссией. Исторические источники говорят, что «по совещании с местной гражданской властью» ими было указано место собору в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы и для начала поставлена полотняная церковь. Обозначив место для крепости, святитель Гурий обошел вокруг него, окропил святой водой место будущей стены... Потом трое святителей совершили Божественную литургию. Архиепископ Гурий произнес поучение и благословил граждан города Чебоксары Владимирской иконой Божией Матери, которая по сей день является святыней города. Позже архиепископами Казанскими становились святитель Варсонофий, а затем Герман. Господь прославил этих святых людей нетлением и мироточением их мощей и чебоксарцы гордятся тем, что святители основали и благословили их город. Поэтом у архиепископ Вениамин (Новицкий), вступив в управление Чебоксарско–Чувашской епархией, обратился к Святейшему Патриарху Пимену в 1973 году с просьбой, чтобы совершать соборно празднование памяти трех Казанских святителей 4/17 октября или в ближайшее воскресение после этой даты. На что получил положительный ответ. С тех пор в Минее на дату 4/17 октября есть примечание: « В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; †14 октября 1976 г.), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после сего дня соборную память всем Казанским святителям: Гурию, Варсонофию и Герману. Служба 4 октября соединяется тогда со службой святителю Герману, архиепископу Казанскому, из Минеи (память 6 ноября)».

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

В октябре 1976 года на праздник Покрова Пресвятой Богородицы Владыка Вениамин скончался, погребение его состоялось 18 октября в Введенском кафедральном соборе Чебоксар у северной стены. Там был уже захоронен в 1951 году архиепископ Чебоксарский Иларий (Ильин; 1946–1951). И вот, в 1976 году появилась могила архиепископа Вениамина. Северная стена собора, где расположили могилы архиереев, расписана сюжетами кондаков и икосов из Акафиста Божией Матери. Свой монашеский путь Владыка начинал в обители Богородицы – Свято–Успенской Почаевской Лавре, завершил служение в древнем соборе Введения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы и погребен был в храме Божией Матери. На Колыме с ним была маленькая иконка Царицы Небесной, напечатанная на папиросной бумаге. Владыка был исповедником Христа и мучеником страшного бурного, восставшего в своем безумии на Бога двадцатого века. Все смертельно опасные пути и испытания этого века он прошел с именем Господа и Богородицы на устах. В 2004 году возникла острая необходимость произвести перезахоронение Чебоксарских архиереев, погребенных у северной стены Введенского собора. Произошла необъяснимая трагедия. И з–за подвижки грунта, связанного скорее всего с поднятием уровня водохранилища Чебоксарской ГЭС и подъема грунтовых вод, по стене, полу и куполу древнего прекрасного собора пошла большая трещина. По одной из версий, появлению трещины предшествовала сильная гроза. Эта огромная трещина, расколовшая стену храма, прошла и над склепом Владыки Вениамина. Протоиерей Михаил Степанов, бывший у Владыки водителем, иподиаконом и жезлоносцем, так сообщал в письме родным своего архипастыря о духовных событиях весны 2004 года: « ...Весной после Пасхальной седмицы собор треснул снизу до купола, трещина большая. И по всему зданию собора пошло много разных трещин. Надо было спасать собор. Комиссия была государственная. И начали вокруг бурить под фундамент глубиной 12 метров... Так вот, самая большая трещина опускалась в могилку Владыки Вениамина, и тут надо было бурить для укрепления фундамента. И чтобы не задевать бурами Владыку Вениамина, решили выкопать его из могилы. И случилось самое важное...»

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010