Зри: В соответствии с докладом архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого; †14 октября 1976 г.), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Пимен благословил творить в первое воскресенье после сего дня соборную память всем Казанским святителям: Гурию, Варсонофию и Герману. Служба 4 октября соединяется тогда со службой святителю Герману, архиепископу Казанскому, из Минеи (память 6 ноября) В той же день. Святаго священномученика Иерофея, епископа Афинскаго ВЕЧЕР На Господи, воззвах: стихиры, глас 4 Подобен: Дал еси знамение: Благодать прием Всесвятаго, всеславне Иерофее, Духа,/всю прошел еси ныне вселенную,/уча Единицу в Трех Ипостасех чести:/Отца Безначальна, начало Божества,/с Нимже Сына яко Сопрестольна Отцу и Единосущна,/от Девы раждаема плотоносца яко Человека. Дар священнобожественный, Твою душу,/яко благоприятен, принесл еси/и тело предал еси священно яко Божественное/и священнодействующее души верующих Вседержителю Богу,/спасение верным источающее./Тем Твою память и погребение ублажаем,/и чудеса любим, и словеса проповедуем. Ты двоенадесятное число апостолов/видел еси на Успении Преславныя/Приснодевы же Пречистыя Богородицы, Матере Господни,/и Дионисий с тобою,/иже Божественныя списав чины ,/с нимиже твое всепразднственное и пресвятое торжество,/вернии, ублажаем, Иерофее славне. Слава, глас 2: Представ Успению Божественному, Богоповестниче, Богоматере,/вещании Божественными/возвеселил еси сердца, блаженне, верных/и священное сословие Богопроповедателей апостолов усладив,/изступлением Божественнейшим воспевая Божия тайны./Тем дерзновение ко Христу прием, иерарше Иерофее,/молися о душах наших. И ныне, Богородичен или Крестобогородичен. Подобен: Егда от Древа: Егда Нескверная Агница виде Своего Агнца/на заколение, яко человека, волею влекома,/плачущи, глаголаше:/безчадствовати Мя ныне тщишися, Христе, Рождшую Тя,/что сие сотворил еси, Избавителю всяческих,/обаче воспеваю и славлю Твою, юже паче ума и слова,/крайнюю благость, Человеколюбче.

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Владыка Вениамин поддерживал на высоте уровень уставного богослужения, так как сам его очень любил. В письме от 2 апреля 1957 года святителю Афанасию (Сахарову) из Омска владыка Вениамин благодарит его за присланный в напечатанном виде канон празднику Благовещения.  «Ваше Преосвященство, Преосвященнейший Владыко! Сердечно Вам благодарен за память, выраженную в присылке мне напечатанного канона предстоящего праздника Благовещения. Благодарение Богу, уставность служб здесь люди любят…». Еще со времен своей миссионерской работы во Львове и Остроге в 1930-х годах, когда требовалось свидетельствовать об Истине Православия перед лицом католиков и униатов, владыка старался использовать благолепие церковного пения и служб в качестве средства воздействия на сердца и умы людей. Любовь к службам у местного населения, о которой писал владыка Вениамин святителю Афанасию, была воспитана пастырями и архиереями. В Омске до самой кончины (в 1976 году) постоянно проживал, но был лишен реальной церковной власти, бывший Омский епископ Венедикт (Пляскин), отправленный «на покой». Он отличался любовью к службам без сокращений. Социальное происхождение, жизненный опыт и характер владыки Венедикта не позволяли советским властям оставлять его правящим архиереем, хотя он был фронтовиком и имел ранение – пролил кровь за Родину. Дед владыки Венедикта по материнской линии, епископ Григорий (Полетаев), был первым епископом образованной при Государе Николае II в 1895 году Омско-Семипалатинской епархии. Сам он в юности служил в армии А.В.Колчака, отступил с белыми на Дальний Восток, окончил там военное училище, был произведен в подпоручики и до 1927 года жил во Владивостоке, затем вернулся в Омск. В 1930-м году принял монашеский постриг. В 1937–1941 гг. находился в заключении. В 1941–1943 гг. был на фронте, где получил ранение и был комиссован как инвалид 2 группы. В январе 1946 г. хиротонисан во епископа. На короткие сроки он становился правящим архиереем Хабаровским и Владивостокским, Петрозаводским и Олонецким, трижды был временно управляющим Омско-Тюменской епархией. Когда он был правящим архиереем, в Патриархию поступали жалобы на него, в хрущевские времена он обвинялся в нарушении законодательства о культах (не согласовывал поездки по епархии с уполномоченными) и в итоге вынужден был пребывать «на покое».

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

Закрыть Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря 24.06.2020 1918 Время на чтение 30 минут Архиепископ Вениамин (Новицкий) (1900–1976 гг.) В 2020 году исполняется 120 лет со дня рождения видного архипастыря Русской Православной Церкви – архиепископа Чебоксарского и Чувашского Вениамина (Новицкого) (1900–1976 годы жизни). Постриженик Свято-Успенской Почаевской лавры, владыка был значимой фигурой в непростых религиозных процессах на Украине в годы Великой Отечественной войны. Он проявил себя как духовный воин, боровшийся вместе со своими преосвященными собратьями за каноническую чистоту православия на Украине в тех сложных обстоятельствах. Многие наши современники, лично общавшиеся с владыкой, вспоминают о нем как о молитвеннике, прозорливом старце, стойком поборнике канонической чистоты Церкви и пастыре добром. Сложно сосчитать всех людей, удостоившихся стать священниками и архиереями благодаря молитвам, глубокому духовному видению, попечению и покровительству владыки Вениамина в то безбожное советское время. В 1958–1973 годах Вениамин (Новицкий), будучи архиепископом Иркутско-Читинским, управлял и церковной жизнью в Приморье. В 1959 году именно он дал рекомендацию на обучение в Московской духовной семинарии Борису Пушкарю – будущему главе Владивостокской и Приморской митрополии, который принял монашеский постриг с именем Вениамин. В память и благодарность об этом Христовом труженике, по благословению митрополита Вениамина (Пушкаря), и от всех жителей Приморья мы предлагаем вниманию читателей журнала пока первый биографический очерк о Владыке Вениамине (Новицком) – о Почаевском периоде его жизни. Очерк по крупицам составлялся из известных фактов биографии владыки, анализа некоторых доступных фотографий, воспоминаний, биографий людей из ближайшего его окружения. В следующих номерах журнала мы планируем продолжить публикацию этих биографических очерков. 1900 год, Минская область, село Кривичи Раковского уезда, в день преподобного Сергия Радонежского 25 сентября старого стиля в семье протоиерея Василия Дионисьевича Новицкого и матушки Людмилы Николаевны Новицкой родился мальчик Сергей – третий в семье. Всего детей в семье было шестеро – две дочери и четыре сына.

http://ruskline.ru/analitika/2020/06/24/...

Закрыть Свято-Введенский собор Чебоксар - место упокоения архиепископа Вениамина (Новицкого) 04.12.2023 269 Время на чтение 6 минут Белоснежный красавец собор Введения во Храм Пресвятой Богородицы - украшение Чебоксар. Этот собор в 1976 году стал местом упокоения великого архиерея Русской Православной Церкви архиепископа Вениамина (Новицкого) (1900 - 1976 гг). В настоящий момент Центр «Берег Рус» завершил работу над рукописью и допечатную подготовку книги о жизненном пути архиепископа Вениамина (Новицкого). Сейчас идёт работа над макетом издания об этом выдающемся архиерее. В свежем, 11-м номере журнала «Берег России» была опубликована статья о Чувашском периоде в жизни архиепископа Вениамина, о его кончине и обретении нетленных мощей. Каждый период и этап жизни этого подвижника насыщен удивительными событиями и фактами, примерами духовной борьбы, стояния в вере и сопротивления богоборческим силам. Очень важно, что все эти события и примеры, происходившие многие десятилетия назад актуальны для современности. Родился будущий архиерей в Белоруссии, духовно возрастал в Свято-Успенской Почаевской лавре, боролся против автокефалистского раскола на Украине во время Великой Отечественной Войны, будучи епископом Полтавским. Затем прошел двеннадцатилетнюю каторгу на Колыме и с 1956 по 1973 годы служил Святой Церкви в архиерейском сане в Сибири и на Дальнем Востоке - сначала в Омске, а затем в двух обширных епархиях, простиравшихся от Иркутска до Тихого океана - Иркутско-Читинской и Хабаровско-Владивостокской. Господь так судил, что скончался архиерей, прошедший путь исповедника, гонимый властями в СССР, в древних Чебоксарах, куда был направлен на служение за три года до смерти... И сегодня прекрасный и древний кафедральный собор Чебоксар является местом упокоения почитаемого Владыки. Хочется сказать несколько слов об этом соборе в связи с судьбой архиерея. Свято–Введенский собор Чебоксар – белый пятиглавый красавец храм с шатровой колокольней 1650–х годов постройки – духовная, архитектурная и историческая жемчужина Чувашии и Поволжья. При владыке Вениамине этот древний кафедральный собор был единственным приходским храмом Чебоксар и два его придела были заняты фондами Краеведческого музея Чувашской республики. В соборе сохранились древние фрески и резные иконостасы. Владыка внес существенный вклад в реставрацию Собора.

http://ruskline.ru/analitika/2023/12/04/...

Владыка отошел ко Господу в возрасте 76–ти лет. В монашестве он провел 49 лет своей земной жизни. В архиерейском сане – 35 лет. Хиротонисан в архиереи был в Луцке в 1941 году митрополитами Николаем (Ярушевичем) и Поликарпом (Сикорским), до ухода последнего в раскол. Церкви начал служить на территории Польши в 1921 году, когда официально стал псаломщиком в храме. Двенадцать лет провел во узах на Колыме, где потерял здоровье, но вопреки всем обстоятельствам выжил. Вся его жизнь была посвящена Церкви с самого детства, поскольку возрастал он в церковной семье белорусского приходского священника Василия Дионисьевича Новицкого и матушки Людмилы. А затем прошел серьезную монашескую и духовную школу в Свято–Успенской Почаевской Лавре. Из «Журнала Московской Патриархии» мы узнаем, что п олучив известие о кончине Владыки Вениамина, святейший Патриарх Пимен направил в епархию телеграмму со словами: «Вечная память почившему архиепископу Вениамину. Прошу передать мое соболезнование пастве и родственникам покойного. Патриарх Пимен». Отпевание почившего архиепископа Вениамина было поручено Святейшим Патриархом архиепископу Куйбышевскому и Сызранскому Иоанну (Снычеву). В отпевании Владыки и похоронах участвовало сорок священников и шесть диаконов из Чебоксарской, Ивановской, Казанской, Иркутской, Московской и Архангельской епархий. Прибыли и его ученики, известно что в эти дни в Чебоксарах были архимандрит Иннокентий (Просвирнин) и преподаватель МДА Борис Пушкарь, будущий митрополит Владивостокский и Приморский Вениамин. Архиепископ Вениамин был погребен в Введенском кафедральном соборе Чебоксар у северной стены. Тогда епархии был доступен лишь главный четверик Собора, приделы были заняты фондами музея. У северной стены был уже захоронен в 1951 году архиепископ Чебоксарский Иларий (Ильин; 1946– 1951). И вот, в 1976 году появилась могила архиепископа Вениамина (Новицкого). Северная стена собора, где расположили могилы архиереев, расписана сюжетами кондаков и икосов из Акафиста Божией Матери. Свой монашеский путь Владыка начинал в обители Богородицы – Свято–Успенской Почаевской Лавре, завершил служение в древнем соборе Введения в праздник Покрова Пресвятой Богородицы и погребен был в храме Божией Матери. На Колыме с ним была маленькая иконка Царицы Небесной, напечатанная на папиросной бумаге. Владыка был исповедником Христа и мучеником страшного бурного, восставшего в своем безумии на Бога двадцатого века. Все смертельно опасные пути и испытания этого века он прошел с именем Господа и Богородицы на устах.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Закрыть Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Глава VI. Служение архиепископа Вениамина в Чувашии (1973 – 1976 годы) 16.11.2023 273 Время на чтение 25 минут Фото: Архиепископ Вениамин (Новицкий) в 1970-е годы Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война Часть II.2. Война Часть III. Духовное золото Колымы Часть IV. На Омско-Тюменской кафедре Часть V. I. На Иркутско-Читинской кафедре (1958 – 1973 гг.). Часть V.II. На Иркутско-Читинской кафедре. Травля и клевета Центр «Берег Рус» завершает цикл публикаций о выдающемся архиерее Русской Православной Церкви архиепископе Вениамине (Новицком) в журнале «Берег России» и на «Русской Народной линии». Длительное время мы изучали малоизвестные страницы жизни архиерея и делились своими находками с теми, кому дорога память этого подвижника. Новый материал посвящен трехлетнему пребыванию Владыки на Чебоксарской и Чувашской кафедре и кончине праведника. В настоящее время Центром «Берег Рус» уже подготовлена к печати книга об архиепископе Вениамине (Новицком), содержащая значительно больший объем биографических материалов об этом архипастыре, духовном подвижнике и исповеднике Христовом. Во время архипастырского путешествия в Амурскую область Владыка получил известие о результатах заседания Синода 31 мая 1973 года и переводе его на Чувашскую кафедру. 15 июня 1973 года, через две недели после решения Синода он прибыл на место своего служения в Чебоксары. Первая служба, которую отслужил Владыка в кафедральном соборе города, пришлась на праздник Святой Троицы. Чебоксары встретили архиерея во всей красе: река Волга, город, утопающий в зелени, прекрасный старинный Введенский собор, украшенный березками. Верующие и пастыри прекрасно приняли и полюбили Владыку. В 1976 году в Чувашской епархии было 35 храмов. С формальной точки зрения это даже больше чем в Иркутской и Хабаровской епархиях, где до самого побережья Тихого океана духовными маяками были 26 церквей в крупных городах и поселках (больше безбожники открывать не разрешали). Но при 35 церквях в Чувашии, большей частью сельских, в Чебоксарах действовал на весь город лишь один Введенский собор, к тому же приделы его были заняты фондами музея. В том же Иркутске действующих храмов было три. В Чувашии работал один уполномоченный Громов П.К., ранее Владыка работал с семью уполномоченными и на пастырские поездки по Сибири уходило несколько месяцев.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

Закрыть Жизнь и подвиг архиепископа Вениамина (Новицкого) Часть IV. На Омско-Тюменской кафедре 24.01.2022 1270 Время на чтение 15 минут Фото: из архива автора   Часть I. 1900–1930-е годы. Становление пастыря Часть II.1 Война Часть II.2. Война Часть III. Духовное золото Колымы   Продолжаем публиковать очерки о жизни архиепископа Вениамина (Новицкого) (1900 – 1976). В данном материале приоткрывается малоизвестная «омская» страница его жизни. С 22 ноября 1956 года по 12 февраля 1958 года Владыка Вениамин был правящим архиереем на Омско-Тюменской церковной кафедре. Этот период был краткосрочным (14,5 месяца), но очень важным. В 1940-50-е годы Русская Церковь значительно усилилась консервативными и прошедшими испытания архиереями. Вышли из заключения и вернулись из эмиграции православные епископы, архимандриты, представители монашества, белого духовенства. Многие из этих людей, преодолев все невзгоды и испытания веры, достойно стали правящими архиереями и настоятелями храмов в СССР . Владыка Вениамин, выйдя из лагерей Колымы, был представителем такой группы духовенства. Наступил период духовного укрепления Церкви перед эпохой новых хрущевских гонений и испытаний. Осенью 1956 года Владыка Вениамин пребывал в Свято-Троицкой Сергиевой лавре, где служил Божественную литургию со святителем Афанасием (Сахаровым), прославленным ныне Церковью в лике святых. Молитвенная связь владыки Вениамина со святителем Афанасием продолжилась, мы видим это из писем и знаем, что они оба общались с людьми (духовенством) из одного круга. И для святителя Афанасия и для владыки Вениамина достаточно близким человеком был архиепископ Симон (Ивановский) – однокашник владыки Афанасия по Московской духовной академии и архиерей Украинс кой автономной церкви, с ним владыка Вениамин был близок еще с 1930-40-х годов. Через этих архиереев епископ Вениамин познакомился и подружился с митрополитом Новосибирским Нестором (Анисимовым), который, отбывая срок заключения в Дубровлаге, переписывался и сдружился со святителем Афанасием.

http://ruskline.ru/analitika/2022/01/24/...

«Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана» — памяти священномученика Валериана Новицкого Он писал: «Диночка! Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и от священнического сана. Я отказался. Как ты справишься одна с детками?» В ответ она написала ему: «Валечка! Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь»… 23 февраля, 2013 Он писал: «Диночка! Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и от священнического сана. Я отказался. Как ты справишься одна с детками?» В ответ она написала ему: «Валечка! Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь»… 23 февраля (10 февраля ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Валериана Новицкого. Молодой сельский священник, отец троих детей, он был расстрелян в 1930 году в Несвижском районе Минской области (Белоруссия). Ему предлагали сохранить жизнь и даже получить «хлебную» должность, если он публично отречется от веры в Бога и снимет с себя сан. Он отказался. «Диночка!» В феврале 1930 года в г. Слуцк из села Телядовичи Минской губернии приехала молодая женщина, Доминика Игнатьевна Новицкая. Она ехала не в гости и не за покупками. Ей нужно было навестить мужа. Муж был священник. Муж был в тюрьме. Она пришла в слуцкую тюрьму. Свидания им не разрешили. Лишь передали жене священника записку. Он писал: «Диночка! Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и от священнического сана. Я отказался. Как ты справишься одна с детками?» В ответ она написала ему: «Валечка! Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь»… Он не отрекся. Валериан Новицкий с супругой, 1920-е годы (до рукоположения). pstbi.ru Отцу Валериану было 33 года.  У них с матушкой было трое маленьких детей – пяти, трех лет и одного года. Матушка Доминика всю жизнь ждала возвращения мужа. Та записка была последней весточкой, которую она получила от отца Валериана. Она умерла почти полвека спустя, в 1976 году, так и не узнав, как и за что погиб ее муж. «Надо спасать веру»

http://pravmir.ru/ne-otrekajsya-ni-ot-bo...

Митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава тоже поведал о духовном событии: «Гроб весь истлел, только доска нижняя осталась. Но он весь целый лежал, только ноги истлели, ступни, а остальное все сохранилось в целости. И запах такой хороший, благовонный даже!» Через 28 лет со дня кончины люди, любившие Владыку, снова увидели его. «На нем и все одеяние целое – продолжал в своем письме родным Владыки священник Михаил Степанов. – Владыка митрополит Варнава мне отрезал кусочек от покрова лица, как святыню, я его с собой всегда ношу. Старый гроб разрезали на небольшие кусочки и раздали верующим. Новый гроб купили очень дорогой, красивый и положили его... со службой и большой панихидой...» Могила Архиепископа Вениамина (Новицкого) в Свято–Введенском соборе Чебоксар (находится слева) Перезахоронение Архиепископа Вениамина (Новицкого) произошло в 2005 году в пределе Введенского собора. В 2007 году рядом был перезахоронен и архиепископ Иларий (Ильин). К этому месту приходят люди поклониться Владыке, помолиться праведнику и заступнику и испросить его благословения и духовной помощи, которую он по молитвам обильно изливает всем просящим. В «зоне оккупации» святых нет? Известно, что с 2004 года много писем из Иркутска и других городов пришло в Чувашскую епархию, люди в них высказывали просьбы о канонизации архиепископа Вениамина, рассказывали о его чудесной помощи. Обращались с этими просьбами и чебоксарские священники в Синодальный отдел Патриархии по канонизации святых, поскольку для прославления Владыки в Чебоксарах все готово и все документы, факты собраны. Но, к большому сожалению, в канонизации Синодальная комиссия отказала. Причиной стало то, что Владыка во время войны находился на территории, оккупированной немцами... Оказывается, государство несколько лет назад засекретило те архивы, которые содержат необходимые с точки зрения Комиссии по канонизации документы о прошлом тех лиц, от которых тысячи верующих получают обильную духовную помощь. Потому процессы по канонизации подвижников из «зоны оккупации», которых, по словам апостола «весь мир не был достоен», приостановились на неопределенный срок.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

В Чувашии Владыка и его деятельность не могли устраивать безбожные власти. Например, по воспоминаниям современников, после кончины архиепископа Вениамина, от нового правящего архиерея Владыки Варнавы чуть ли не первым делом потребовали увольнения с должности секретаря епархии протоиерея–исповедника Иоанна Рузавина, который занимал эту должность в 1976 году. Ведь Владыка нередко приглашал в секретари ценных священников, которых светские власти повсюду лишали регистрации. Протоиерей Илия Карлинов вспоминал, что в свое время Владыка Вениамин таким образом его просто спас – батюшку с семинарским и академическим образованием после многих лет службы в Никольском храме Канаша, лишили регистрации. «Меня начали в Канаше притеснять, горсовет, горисполком, начали таскать по разным заседаниям и, в конце концов, уволили из храма, – вспоминал священник. – Мы же были тогда наемными работниками у церковных советов. И если тебя уволили, уже ничего сделать не можешь, остаешься без средств к существованию. А у меня семья... Конечно, мне было очень тяжело. И тут вызывают меня в Чебоксары телеграммой. Приезжаю к Владыке. Он спрашивает: «Будешь у меня секретарем?» Отвечаю: «Я солдат, куда пошлют, туда и поеду». Я ему очень благодарен...» Таким образом, многолетние проблемы с Советом по делам религий Владыки Вениамина никуда не исчезли. Он был всецело предан Церкви и продолжал считаться злостным «нарушителем государственного законодательства о культах». Значительную нервотрепку Владыка пережил за несколько месяцев до своей кончины летом 1976 года, когда дерзнул встретить тайно путешествующего по Волге на теплоходе Святейшего Патриарха Пимена. Патриарх «в качестве туриста» В то время архиереи и священники не были полноправными хозяевами церковного достояния и были всесторонне стеснены. Даже положение Патриарха было по большому счету бесправным, он не мог противодействовать разрушительным процессам в Церкви и обществе. Такое положение Патриарха образно сравнивалось с жизнью птицы в золотой клетке. Он не мог по своему желанию посещать епархии, монастыри, встречаться с паствой.

http://ruskline.ru/analitika/2023/11/16/...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010