Ростовский уезд, входивший в состав митрополии, был самым большим. Он состоял из двадцати трех станов и трех волостей; станы – Горский, Савин, Согильский, Утемский, Сотемский, Луцкий, Холмецкий, Лахотский, Якимовский, Пегловский, и др., – волости: Карашская, Борисовская, и Годеновская. Те же станы оставались в Ростовском уезде в 1646 и 1686 г.г. 220 Севернее Ростовского уезда лежал значительный Ярославский уезд, расположенный по обеим сторонам Волги. Закоторжский стан и волости: Пажецкая, Норская, Игрицкая, Едомская, Череможская и Курбская находились на московской стороне р. Волги. В первой половине XVII в. известны другие ярославские станы: Городской, Служна, Верховский, Березопольский и Закудемский, а также волости: Путятинская, Шахова, Жары, Каста, Вокшера и Ухра. Как и где были расположены эти станы с волостями данных нет. Нужно полагать, если не все, то большинство из них лежало по левую сторону Волги 221 . Древний Угличский уезд обнимал собой земли по обеим сторонам Волги. С юго-востока он соприкасался с уездами Ростовским и Ярославским, на левой стороне Волги он обнимал почти весь нынешний Мышкинский уезд, за исключением стана Верховского. За этим станом к старому Угличскому уезду принадлежал весь нынешний Мологский уезд до земель и селений, расположенных на правом берегу Шексны, состоявших в Пошехонском уезде. В начале XVII в. там были станы: Городской, Моложский, Рожановский, Кадцкой, Елоцкой, Коской и волость Кестина 222 . Пошехонский уезд обнимал собой земли и селения по рекам: Шексне, Маткоме, Конгоре, Согоже и Ухре. Он в начале XVII века не имел особого уездного города (с 1582 г. известен как особая область с именем Пошехонья 223 . Пошехонский уезд состоял из двух станов – Белосельского, Ухорского и 21 волости 224 . Древний Романовский уезд сравнительно с прочими уездами Ростовской епархии был небольшой – в нем было только семь станов – Городской, Васильевский, Ильинский, Колохотский, Воздвиженский, Спасский и Здоровецкий 225 . По всему видно, что территория Ростовской митрополии ко второй половине XVII в. была очень велика. Южным городом её был Ростов на р. Которости, правом притоке Волги, западным – Углич, пограничный с Тверью, и поселения на р. Мологе, пограничные с Новгородской епархией. Северо-западные белоозерские приходы Ростовской епархии сходились с патриаршими и разграничить их совсем нельзя. Северные и северо-восточные пределы её от Пошехонья уходили по бассейну р. Сухоны далеко на сев.-восток, захватывая по пути Тотьму, Устюг и Сольвычегодск, быть может, и часть строгановских владений по притокам р. Камы 226 . Юго-восточные пределы Ростовской епархии едва ли переходили за р. Кострому, так как восточнее р. Костромы лежали г. Кострома, Буй и Солигалич, принадлежавшие патриаршей области 227 .

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Вот еще когда русское духовенство, знавшее Сибирь, говорило о государственных интересах на Дальнем Востоке и указывало меры усиления русского влияния в стране, на которой ныне сосредоточены взоры всего мира. Этими мерами было взаимная деятельность местной высшей церковной и государственной власти, в лице архиереев и губернаторов, открытие церковных приходов и назначение туда духовенства из лиц с образованием и достаточным правительственным содержанием, о чем писали все камчатские миссионеры. Прошло более двадцати лет после доклада Хотуцинского, Св. Синод в 1771 г. сам «вознамерился» учредить Камчатскую епархию, даже занялся собиранием сведений, но когда сведения были собраны, он остановился на мысли учредить епископию в Якутске, с отделением в ней части Тобольской и Иркутской епархий. 509 Все оказалось преждевременным, хотя в действительности, время уже было упущено. Ни на Камчатке, ни в Якутске тогда не было открыто архиерейской кафедры. В то время, как Хотунцевский писал свой доклад о назначении на его место в Камчатку пастыря с архиерейской властью, Св. Синод все еще не мог закончить с устройством центральных епархий, выделившихся из состава огромнейшей Синодальной, бывшей патриаршей области. Поэтому ему было не до отдаленной Сибири. Сибирской пастве еще целое столетие пришлось испытывать большие неудобства в церковном отношении при существовании только двух сибирских епархий, раскинутых на десяток тысяч верст в границах, даже расширенных в начале XIX в. к югу, сравнительно с теми, которые определились в начале 30-х годов XVIII века. Северо-западная русская окраина с вновь завоеванными землями всегда больше интересовала высшую государственную и церковную власть, чем северо-восточная, где жили полудикие инородцы и ссыльные. Сам Иоасаф Хотунцевский, видимо, предпочел Ревельское викариатство, Новгородской епархии, самостоятельной Иркутской епархии не такой уже бедной церквами, какой она поступила в ведение Иннокентия Кульчицкого. Об этом можно судить по числу духовенства в Иркутской епархии. 510

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Глава седьмая Постепенное приспособление епархиального устройства Русской церкви к гражданскому – губернскому делению после образования наместничеств на основании Екатерининского Учреждения о губерниях (1775 года). Губернии или наместничества, их состав и время открытия с 1775 по 1784 год. Несоответствие епархиального и губернского делений. Письмо графа Безбородко к обер-прокурору С. В. Акчурину 1784 г. по этому вопросу. Предварительные работы в Канцелярии Св. Синода и проект о приведении епархиальных границ в соответствие с губернскими. Общие заседания Св. Синода и Сената по рассмотрению проекта. Сдача дела незаконченным в архив. Соединение (15 марта 1787 г.) двух епархий -Архангелогородской и Олонецкой в одну – Архангельскую и Олонецкую в составе двух соименных им губерний. Учреждение новгородского викариатства – епископства старорусского (15 марта 1787 г). Введение Ярославской и Вологодской епархий в границы их губерний. Присоединение к Вологодской епархии Устюжской епархии (17 янв. 1788 г.). Общий именной указ 1788 года 6-го мая о приведении епархий в соответствие с губернскими границами. Прикрытие епархий: Крутицкой, Переяславль-Залесской; соединение в одну епархию Суздальской и Владимирской епархий с прикрытием кафедры во Владимире. Учреждение московского викариатства – епископства Дмитровского. Состав епархий после указа 6-го мая 1788 года с указанием городов, уездов, монастырей и церквей – соборных, приходских и кладбищенских. Дела, возникшие после указа 1788 г. 6 мая, по частным случаям упорядочения епархиальных границ, вследствие отписки отдельных городов, сел и деревень из одной епархии в другую впредь до 1797 года. Губернское устройство России при Екатерине II было одной из правительственных мер для упорядочения государственного управления, улучшения народной жизни и к беспрепятственному течению правосудия. В самом начале своего царствования Екатерина Великая высказала мысль, что главные части, составляющие целое отечество суть губернии. На губернаторов, стоявших во главе губерний, она смотрела как на поверенных от государя. Губернатор в губернии – глава и хозяин всей губернии. Все гражданские места губернии состояли в ведомстве губернатора, как истинного опекуна врученной ему губернии. Он должен знать все в губернии и обо всем доносить Сенату или даже самой Государыне. 770

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Благодаря некоторым странностям своего характера и действий он в это время иногда и доставлял много беспокойств и огорчений святителю Филарету, однако, в общем добрые отношения их между собою никогда не прекращались, главным образом, конечно, потому, что сам Филарет не переставал быть ему истинным отцом, щадившим его немощи, как о том свидетельствуют многочисленные случаи из обширной переписки Филарета с разными лицами. Филарет с нежностью любящего отца и старшего брата посещал его во время его болезненных состояний, и если не мог быть на погребении его, то единственно потому, что сам сильно занемог. В свою очередь и Агапит ценил это расположение и добрые отношения к нему Филарета. 1149 Так всегда крепки для Филарета были узы, которыми связывались епископы по рукоположению. Мы не забыли, конечно, как, например, сам он относился к своему рукоположителю Серафиму, митрополиту Новгородскому, не смотря на огорчения, которые иногда от него испытывал. Так он относился и к своим сынам по рукоположению. И от того-то для самих рукоположенных им так плодотворно было это его к ним отношение. Помощь, которую оказывали Филарету его викарии и другие, пребывавшие в Москве и Московской епархии, епископы, была многообразна и в общих чертах своих была точно определена особыми частью синодальными, частью местными консисторскими указами и постановлениями. Но в лествице лиц церковного управления Московской епархии далеко не последнее место занимали и другие лица духовенства Московского, как-то: архимандриты, протоиереи, священники и т.д. В настоящем нашем исследовании нам нет надобности входить подробно в эту сторону жизни Московской епархии. Мы только скажем, что если святитель Филарет самих епископов не оставлял без своего отеческого наставления с церковной кафедры и без дальнейшего руководства, то тем более этого нужно было ожидать в отношении к низшим чинам церковной иерархии в подведомой ему епархии. Говорить ли о том, как много было назидательного в этих архипастырских беседах мудрого святителя с вверенным ему духовенством, в этих его наставлениях последнему, раздававшихся не только с церковной кафедры, но и в частных, личных его сношениях с теми или другими духовными лицами.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunski...

С нач. XVII в. в Патриаршей области начинаются первые дозоры церквей, во время которых стали учитывать наличие церковной земли. В 20-30-х гг. XVII в. дозоры и переписи церквей учащаются, дань начинает собираться с учетом каждого приходского двора и церковной земли. При составлении О. ц. к. в Вологодском у. принимались во внимание «сказки» священников (напр., окладная книга Вологодского архиерейского дома 1676/77 г. содержит «сказки» священно- и церковнослужителей о количестве деревень, дворов, размере запашки, сенных покосов и угодий и о прежних платежах в приходе), их данные сравнивались, привлекались выписки из писцовых книг. В 1632 г. патриарх Филарет (Романов) приказал упорядочить сбор дани в своей епархии, в результате были установлены размеры дани с приходских дворов духовенства, причта, прихожан, а также с пахотных церковных земель, угодий и проч. ( Шимко. 1894. С. 123-125). Многие устаревшие сборы были сведены в единую статью «десятильничьи деньги и заезд» (гривна с прихода). Унификация многочисленных мелких сборов с церквей (превращение их в единый взнос - дань), в епархиях происходила позднее. Так, в Вологодской епархии этот процесс в 40-70-х гг. XVII в. ( Черкасова. Архиерейские окладные книги. 2012. С. 137) сопровождался ростом размера дани. Наиболее стройная система сбора церковной дани установилась в Патриаршей области и в связи с жалобами из др. епархий на несправедливые поборы была распространена в 1667 г. на Псковскую епархию (АИ. Т. 4. 195. С. 366-367), в 1687 г.- на все епархии Русской Церкви (Описание док-тов и бумаг, хранящихся в МАМЮ. СПб., 1869. Кн. 1. Ч. 3. С. I-II; РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 123. Л. 1-16). Большинство сохранившихся О. ц. к. относятся к XVII - нач. XVIII в. Наиболее ранняя из окладных книг Новгородской епархии датирована 1576/77 г., 1-я полностью сохранившаяся окладная книга Вологодского архиерейского дома - 1612/13 г., Патриаршего дома - 1626/27 г. (РГАДА. Ф. 235. Оп. 2. Д. 2), Рязанского архиерейского дома - 1676/77 г., Тобольского архиерейского дома - 1696/97 г. Комплексы О. ц. к. Патриаршей области (более 50 книг за XVII в., 70 книг 1701-1738 гг.) и Вологодского архиерейского дома (12 окладных книг) сохранились наиболее полно. Ведение О. ц. к. в епархиях прекратилось после реформы 1764 г., когда была отменена церковная дань в архиерейскую казну.

http://pravenc.ru/text/2578243.html

Для дальнейшего расширения и координации благотворительной работы необходимо иметь ясную картину усилий епархий в данной сфере. Для этого по моему благословению Отдел церковной благотворительности и социального служения разослал Преосвященным соответствующие анкеты. К сожалению, только треть епархий заполнили их и вернули в Отдел. Есть немало положительных примеров усилий епархий в сфере благотворительности и социального служения. Среди наиболее деятельных в данной области необходимо выделить Воронежскую, Калужскую, Костромскую, Краснодарскую, Ставропольскую и Тамбовскую епархии. Неплохо обстоят дела с возрождением церковной благотворительности в Астраханской, Йошкар-Олинской, Красноярской, Омской, Петрозаводской, Рязанской, Санкт-Петербургской и Симферопольской епархиях. Особая активность проявляется в деле опеки детских домов, яслей и приютов. В целом ряде епархий есть благотворительные столовые. Существуют единичные примеры создания богаделен (Вятская, Костромская, Красноярская, Орловская, Петрозаводская, Рязанская епархии), патронажных служб (Воронежская, Йошкар-Олинская, Калужская, Симферопольская и Тамбовская епархии). В некоторых местах открыты магазины для неимущих (Барнаульская, Екатеринбургская, Йошкар-Олинская, Кировоградская, Костромская, Красноярская и Чимкентская епархии). В Астраханской, Вятской, Омской, Санкт-Петербургской, Ставропольской и Тамбовской епархиях действуют благотворительные фонды и организации, соучредителями которых выступили Епархиальные управления или отдельные приходы. К сожалению, неудовлетворительными остаются межъепархиальные контакты в делах милосердия. Сотрудничество существует лишь в отдельных случаях, и основано оно главным образом на личных отношениях правящих архиереев. Речь идет о положительных примерах взаимодействия между Вятской, Костромской, Ярославской и Ивановской, Новгородской, Петрозаводской, Псковской и Санкт-Петербургской епархиями. Оптимистическими и вселяющими надежду являются благотворительные планы большинства епархий. Однако некоторые из них связывают будущее социального служения лишь с получением финансовой или иной поддержки от соответствующего Синодального отдела. Это не путь решения проблемы. Необходимо более активно привлекать к реализации благотворительных проектов местных спонсоров, а не ждать помощи сложа руки.

http://sedmitza.ru/lib/text/429316/

Чепурин Николай Викторович; (27 апреля 1881 – 7 февраля 1947). Окончил Харьковскую ДС (1902) и поступил на юридический факультет Киевского университета. С 23 февраля 1903 – священник с. Павловки Сумского уезда Харьковской губ. Учился на философском факультете Оксфордского университета в Англии. В 1905–1908 – уездный, затем окружной миссионер Харьковской епархии. 23 декабря 1910 – 4 января 1911 – епархиальный миссионер-проповедник Новгородской епархии, с 10 января 1914 – С.-Петербургский епархиальный противосектантский миссионер-проповедник, приписан к Смоленской кладбищенской церкви. В 1915 – вольнослушатель Петроградской ДА. С апреля 1918-священник Покровско-Коломенской церкви Петрограда, с 1 октября 1919 – протоиерей. 10 июля 1918 избран членом Петроградского епархиального миссионерского совета и стал его председателем. С апреля 1920 – председатель правления общеприходских советов Петрограда и епархии. С января 1921 преподавал на Богословских курсах 2-го благочиннического округа, преподавал на Богословских курсах при Введенской церкви на Петроградской стороне. 13 октября 1919 – 13 февраля 1920 – член Комиссии духовно-учебных заведений Петроградской епархии. Преподавал церковное проповедничество, с 23 ноября 1921 – преподаватель кафедры истории русского сектантства и раскола Петроградского Богословского Института, секретарь Совета (6 февраля – 1 марта 1920), член Правления. 23 ноября 1921 был перемещен преподавателем кафедры русского сектантства и раскола. В 1924–1925 читал апологетику на Богословских курсах Центрального городского района. Член Комиссии по выработке Положения о Высших Богословских курсах. На Высших Богословских Курсах 7 декабря 1927 защитил магистерскую диссертацию («Анимистическая теория о происхождении религии и ее доанимистические и тотемистические придатки [опыт философско-антропологического исследования в апологетическом освещении]») [тезисы – ОР РНБ. Ф. 253. Д. 875; отзыв проф.-прот. А. В. Петровского – ОР РНБ. Ф. 216. Оп. 2. Д. 1985]. Арестован 8 июня 1930, 10 февраля 1931 приговорен к 8 годам лагерей. Освобожден в ноябре 1934. Заведующий отделением сыворотки в медицинском научно-исследовательском институте в г. Фрунзе. Инспектор, с 23 октября 1946 – ректор Московской ДА. С октября 1946 – настоятель Пименовской церкви в Москве.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Вед. 1905, 6). – В Волынской епархии местным Е.Н. было сделано распоряжение, по которому служба в св. Четыредесятницу везде должна быть ежедневно и при этом еженедельно должно быть по две полных литургии и по две или более (когда это положено Уставом, напр., на 5-й нед.) преждеосвященных; на Страстной седмице первые три дня должна быть литургия преждеосвященных Даров, а в четверток и субботу св. Василия Великого (Ц.Вед. 1904, 15). Согласно этому указу Св. Синода, епархиальными преосвященными в том же году были даны по сему предмету соответствующие распоряжения местному духовенству (см. Всепод. Отч. Обер-Прокурора Св. Син. за 1886 г., 63 стр.). И в последующее время в некоторых епархиях местным Е.Н. были издаваемы особые распоряжения по епархии по тому же предмету. Так, в 1892 г. распоряжением Ставропольского Е.Н. духовенству епархии было вменено в обязанность по праздничным и воскресным дням служит торжественные вечерни и акафисты, а после вести беседы, не стесняясь малым числом прихожан, в рассуждении, что Господь Бог заботится о всякой душе христианской; душеспасительные беседы вести с прихожанами после вечерен, не стесняясь тем, что такие беседы бывают между утреней и литургией; последние не мешает вести, но следует служить и вечерни, а после них вести беседы, ибо сие установлено для отвлечения народа от несвойственных воскресным и праздничным дням развлечений, – что при опущении причтами совершенно не достигается; почему последние должны всемерно бороться с равнодушием народа и даже с уклонением его от посещения церкви на вечерни и беседы в летнее, страдное время (Ставроп. Е.В. 1892, 5). Точно такое же распоряжение было сделано и Оренбургским Е.Н. (см. Ц.Вед. 1894, 7). Равным образом и Новгородским Е.Н. в 1891 г. было строжайше предписано духовенству, чтобы оно не уклонялось под теми или другими предлогами от вне-богослужебного собеседничества с прихожанами и служения по воскресным дням торжественных великих вечерен с акафистами, под опасением перевода на другие худшие места и даже удаления вовсе от должностей, в виду того, что объяснения лиц, не исполняющих доселе сделанных на этот предмет распоряжений, вообще не основательны и указывают только на одно нерадение и холодность их к тому делу, к которому призваны, как это усматривается из того, что имеются же в виду пастыри, которые, состоя в приходах с большим народонаселением, находят время и возможность и отправить богослужение своевременно, и исполнить необходимые требы, и побеседовать с прихожанами, а затем и отслужить вечерню с акафистом, – и не думают отказываться несовместимостью того и другого, как делают иные, состоящие в приходах с населением гораздо меньшим. В 1892 г. то же Е.Н. нашло необходимым ещё предписать духовенству епархии, чтобы:

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Новости 13 февраля, 2014 В Кемеровской области участковый спас ребенка, провалившегося в воду Было установлено, что 8-летний ребенок должен был находиться в школе. Полицейские проверили его мать. Она находилась в состоянии алкогольного опьянения. 13 февраля, 2014 Митрополит Екатеринодарский Исидор поддержал протесты жителей против анатомической выставки В целом не может не тревожить размывание традиционного отношения к человеку, сведение его существования лишь к телесности, притом что и к ней потеряно всякое уважение. Человек становится объектом экспериментов и музейным экспонатом, - говорится в письме митрополита. 13 февраля, 2014 В Новгородской области создадут православный центр адаптации бывших заключенных Сбор священнослужителей Новгородской епархии и Боровичской епархии прошел в исправительной колонии поселка Топорок Окуловского района. 13 февраля, 2014 Федор Конюхов: Сегодня Тихий океан - пустыня " Сегодня Тихий океан - пустыня, нет летучих рыб и, соответственно, нет тунцов, дельфинов, акул. Я ежедневно веду дневник, записывать в журнал наблюдений мне особо нечего " , - рассказал путешественник. 13 февраля, 2014 Архиепископ Южно-Сахалинский Тихон: Дай Бог, чтобы мы извлекли из этой трагедии правильные уроки Когда Господь призывает к себе людей? Либо когда человек укореняется во зле и перестает совершенствоваться, либо когда человек созревает для Царствия Небесного. Так и здесь - плод созрел и люди пошли ко Господу, - сказал архиепископ Тихон. 13 февраля, 2014 Двухлетней девочке из Татарстана восстановят зрение за счет средств, собранных для Жанны Фриске 2-летняя Амелия еще не научилась сидеть, когда ее уже носили на химиотерапию - диагноз - наследственный рак сетчатки обоих глаз. 13 февраля, 2014 После стрельбы в Южно-Сахалинске казаки на Кубани удвоили охрану храмов Станичники из районных казачьих обществ решили проводить дежурства во время проведения церковных служб. 13 февраля, 2014 В Тюмени запустят православную выездную службу помощи бездомным Организаторы социально-реабилитационного центра «Богадельня»в Тобольско-Тюменской епархии планируют открыть выездную службу помощи бездомным и гуманитарный центр. На данный момент в рамках проекта работает уникальная больница для бездомных.

http://pravmir.ru/category/news/page/409...

С 16 октября 1799 года Имена Сведения бывший архиепископ Казанский и Свияжский с 16.10.1799 по 19.12.1800 переименован архиепископ Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 19 декабря 1800 года Имена Сведения бывший архиепископ Санкт-Петербургский, Эстляндский и Выборгский, с 19.12.1800 митрополит с 10.03.1801 по 04.12.1803 переименован митрополит Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 4 декабря 1803 года Имена Сведения бывший митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 04.12.1803 по 26.03.1818 митрополит Новгородский и Олонецкий бывший архиепископ Черниговский и Нежинский с 26.03.1818 по 25.06.1818 переименован митрополит Новгородский, Санкт Петербургский. Эстляндский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская, Эстляндская и Финляндская С 25 июня 1818 года Имена Сведения бывший митрополит Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 25.06.1818 24.03.1821 Дамаскин (Россов), епископ Старорусский, викарий Новгородской епархии временно управлял с 06.11.1821 епископ Тульский и Белевский Серафим (Глаголевский), митрополит бывший митрополит Московский и Коломенский с 19.06.1821 17.01.1843 Антоний (Рафальский), митрополит бывший архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 17.01.1843 по 04.11.1848 на покое; 16.11.1848 бывший архиепископ Варшавский и Новогеоргиевский с 20.11.1848 17.09.1856 бывший митрополит Казанский и Свияжский с 01.10.1856 17.06.1860 бывший митрополит Киевский и Галицкий с 01.07.1860 по 21.06.1865 переименован митрополит Новгородский, Санкт Петербургский и Финляндский Новгородская, Санкт-Петербургская и Финляндская С 21 июня 1865 года Имена Сведения бывший митрополит Новгородский, Санкт-Петербургский, Эстляндский и Финляндский с 21.06.1865 07.09.1892 Санкт-Петербургская и Ладожская С 18 октября 1892 года Имена Сведения бывший архиепископ Карталинский и Кахетинский, экзарх Грузии с 18.10.1892

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010