2408 Епископы Белгородские носили титул митрополита до 1721 г., когда последний был отнят у кафедры. Впрочем, непосредственный предшественник святителя Иоасафа Горленко молдаванин Антоний Черновский титуловался митрополитом Белгородским, потому что он имел звание митрополита ранее в своей стране. А. С. Лебедев. Белгородские архиереи. Харьков. 1902 г., стр. XII, 13, 22, 63. 2409 Кроме Старобельского уезда и части Купянского. Н. Сенаторский. Пределы Белгородско-Курской епархии. Курские Епархиальные Ведомости 1890 г., 44, стр. 696. 2411 Ibid. – Всего к епархии отошло 38 городов, расположенных по «Белгородской черте» укреплений и за чертою. Следующие двадцать городов, входивших в черту, были выделены из патриаршей области: Белгород, Курск, Оскол Старый, Обоянь, Болховой, Карпов, Хотмыжск, Вольной, Алешина, Короча, Яблоновой, Новый Оскол, Верхососенский, Усерд, Алшанской, Коротояк, Недригайлов, Валуйки, Чугуев, Каменной; к поименованным (20-ти) городам присоединены были «новосазидаемые грады», числом восемнадцать: Харьков, Колонтаев, Городня, Краснокутск, Валки, Нежегольск, Двуречной, Салтанов, Печенеги, Змиев, Маяцкой, Тор, Булыклея, Царе-Борисов, Охтырской, Боровской, Острожской, Урыв. Историко-статистическ. описан. Харьковск. епарх… col. 10, примеч. 15. Н. Сенаторский, цитиров. сочин. и изд., 44, стр. 691–696. 2412 С учреждением 2 апреля 1682 г. Воронежской епархии в составе Белгородской наблюдаются незначительные изменения; в силу разновременных распоряжений церковно-гражданской власти к Воронежской епархии отошли от Белгородской; сначала Коротояк, Урыв, Острожек (последний при императоре Петре Великом. Воронежская Старина, вып. IV, 1904 г., стр. 61), Усерд и Ольшанск (в 1765 г.), Волуйки с округом и одним монастырем, Ливенск (в 1798 г.). Н. Сенаторский, цитир. сочин. и изд., V, 44, стр. 698–699. 2414 Дополнения к А. И. т. IX. СПБ. 1875 г., 106, стр. 257 и дал. Историко-статистическ. описан. Харьковск. епархии, отд. 1, coll. 3–8. Н. Сенаторский, цитиров. сочин. и изд., 44, стр. 691–692; 699–702. Н. Милюков. Колонизация России. Энциклопед. словарь Брокгауза и Евфрона, т. XVa стр. 744–745. Н. П. Василенко. Прикрепление крестьян в Малороссии. Великая Реформа. Юбилейное изд. т-ва Сытина, т. I, Москва. 1911 г., стр. 108–109, 121.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

4. Главой Новгородской митрополии назначить Преосвященного Новгородского и Старорусского Льва.   ЖУРНАЛ 174 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Тверского и Кашинского Виктора с предложением об образовании новых епархий в Тверской области. Справка: Архиепископ Виктор обратился к Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу с рапортом, в котором, в частности, сказано: «На территории Тверской области, площадь которой составляет 84201 кв. км, проживает 1 353 550 человек. Протяженность епархии с севера на юг составляет 260 км, с запада на восток — 450 км, при этом имеются приходы, находящиеся в отдалении от областного центра на более чем 400 км. Количество клириков епархии — 302 священнослужителя (за исключением насельников монастырей в священном сане). Всестороннее развитие епархиальной жизни, выражающееся в открытии новых монастырей, строительстве храмов и часовен, активизации работы в социальной, молодежной, миссионерской, образовательной, информационной и издательской сферах, требует от правящего архиерея повышенного внимания к нуждам каждого прихода. В нынешнее время весьма актуально звучат призывы Вашего Святейшества о важности доносить до каждого человека, будь то житель крупного мегаполиса или вымирающей деревни, Евангельские истины. На сегодняшний день стала очевидной и неоспоримой необходимость для каждого архипастыря быть ближе к клирикам и чадам своей епархии, жить их нуждами и потребностями, своевременно разделять с ними радости и испытания. Однако в условиях, когда в составе епархии имеются сотни приходов, порою чрезмерно удаленных от епархиального центра, эффективность и результативность административного управления епархией снижается». Архиепископ Виктор внес на рассмотрение Священного Синода предложение об образовании в Тверской области двух новых епархий. ПОСТАНОВИЛИ: 1. Образовать в административных границах Бежецкого, Весьегонского, Кесовогорского, Краснохолмского, Лесного, Лихославского, Максахатинского, Молоковского, Рамешковского, Сандовского, Сонковского, Спировского и Удомельского районов Тверской области, — Бежецкую епархию, выделив ее из состава Тверской епархии.

http://patriarchia.ru/db/text/1909396.ht...

Это возможно было при единственном условии – в продолжение года ни разу не заезжать в свой кафедральный город для административных распоряжений и служений в кафедральных соборах. А этого делать было нельзя. Местоблюститель или управитель бывшей патриаршей областью и при таком условии не в состоянии были объехать порученной им епархии с необъятной территорией и четырьмя с половиной тысячами церквей. Объехать Новгородскую, Рязанскую, Казанскую и Сибирскую епархии тоже было делом мудреным без потери здоровья, как это случилось с м. Сибирским Игнатием, употреблявшим все свои силы для знакомства с вверенной ему паствой. 238 Побывать в 10 – 15 селах в год, едва ли имеет смысл. Далее, первое правило рекомендует епископам посещать свои епархии летом, когда сена не надо, лошадям хватит и подножного корма; дров потребуется мало, хлеб и рыба дешевле.... Это верно. Но и останавливаться архиерею со свитой, во главе которой были почетные кафедральные персоны, цыганским табором, в поле и палатках под городом, чтобы «не трудить священства или граждан квартирой», для святителя, как бы Петр ни умалял его честь, совсем не прилично. А где останавливаться в селах? Или о посещении сел не могло быть и речи? Нельзя назвать приличной для епископа пастыря меру, рекомендуемую, хотя и с оговоркой, в 4-ом правиле посещений, тайком от меньших церковников и, «аще кто иной угодный покажется», спрашивать, как живут пресвитеры и дьяконы». 10-е правило: узнавать о монахах в городах и селах от священников и мирян, а не пытаться разузнавать об них в самых монастырях, также мера для архиерейской ревизии, не подобающая даже при тогдашних нравах. Само собой понятно, что требование 15-го правила о присылке в Духовный Коллегиум ежегодных отчетов о «состоянии и поведении епархии», по необходимости, должно было сойти на степень формальности и заканчиваться в большинстве случаев выражением самого Регламента: «слава Богу, все добре». 239 Правила Регламента о делах епископских очевидно могли быть короче и проще для исполнения, если их предварить общим положением о необходимости прибавки новых епархий, или, в крайнем случае, о назначении викариев, в качестве ближайших помощников епархиальным архиереям.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

5. Приобретения Московской митрополии на западе: а) присоединение к ней значительной части Черниговской епархии б) присоединение Смоленской епархии в) присоединение епархии Полоцкой, хотя временное г) учреждение епархии в Юрьеве Ливонском и потом ее закрытие 6. Епархии Московской митрополии под конец настоящего периода 7. Степени этих епархий 8. Пределы этих епархий ТОМ 7 Глава IV. Монастыри Вступление: число монастырей в Московской митрополии и сведения о них I. Монастыри в средней полосе России: 1. В Москве: шестнадцать новых монастырей 2. В Боровске, Волоколамске и Переяславле-Залесском: а) три замечательнейшие: Пафнутиев, Иосифов и Данилов б) прочие монастыри 3. В других городах и местностях не в далеком расстоянии от Москвы 4. Во Владимирском крае 5. В Нижегородском 6. В Костромском 7. В Рязанском 8. В Смоленском 9. В Тверском 10. В Ростовском 11. В Казани и Астрахани II. Монастыри в северной полосе России: 1. В Новгороде: девять новых монастырей 2. В пятинах Новгородских: а) Бежецкой б) Деревской в) Шелонской г) Вотской д) Обонежской 3. В Псковском крае: а) в самом Пскове — четырнадцать новых монастырей б) в области Псковской 4. В Беломорском крае 5. В Белозерском 6. В Вологодском и Пермском III. Различие монастырей и их внутреннее устройство: 1. Различие монастырей по происхождению: главные причины основания их 2. Различие по населенности: монастыри малые и большие, монастыри приписные 3. Различие по внутреннему устройству: монастыри общежительные и необщежительные, или особные 4. Уставы для общежительных монастырей: а) преподобного Евфросина Псковского б) преподобного Иосифа Волоколамского в) преподобного Корнилия Комельского г) Новгородского архиепископа Макария д) преподобного Герасима Болдинского 5. Наказная грамота для особных монастырей 6. Скиты и уставы скитского жития: а) преподобного Нила Сорского б) неизвестного 7. Монастыри мужеско-женские 8. Монастыри княжеские 9. Степени монастырей IV. Нравственное состояние монастырей и монашества: 1. Главные недостатки и меры против них

http://sedmitza.ru/lib/text/435711/

Вместо всех домовых и монастырских работ и окладов на бывших церковных крестьян положено оброку по полтора рубля. Приходское духовенство и храмы освобождались от церковного тягла, т. е., от взносов в кафедральную казну на содержание епархиального архиерея с его домом и штатом. Все это почти совершенно изменяло старый строй епархиального управления, носившего преимущественно вотчинно-владельческий характер, при котором духовные интересы сами собой отходили на второе место. С этой стороны отобрание церковных вотчин имело серьезные основания. Однако оно не улучшало положения дел в церковно-епархиальном управлении. Та энергия, которую до 1764 года церковная власть тратила на управление деревнями и вотчинами, после 1764 года и даже до «сего дне» еще больше стала тратиться на заботы по изысканию средств на содержание церковных учреждений, школ и духовно-учебных заведений. Правда архиерейским домам с их учреждениями, монастырям, соборам и ружным церквам вместо отобранных вотчин в 1764 г. положено было определенное годовое денежное содержание, даже увеличенное, сравнительно с петровскими окладами. Равным образом самому Синоду с его Московской Конторой положены были штатные оклады. Эти оклады без всяких хлопот со стороны духовных властей выдавались из Коллегии Экономии, но они были очень малы, сравнительно с государственной доходностью от церковных вотчин, взятых государством. Денежное жалованье и совсем незначительные недвижимости и угодья не могли восполнить прежних доходов церковных учреждений архиерейских домов и монастырей. Отмена денежных сборов с духовенства и приходских храмов, и натуральных повинностей с вотчинных крестьян была особенно чувствительна для самих архиереев с их домами и штатами. Этой отменой, однако, не достигнуто равенства архиерейских кафедр по содержанию. Впрочем, Комиссия о церковных имениях, решившая вопрос о церковных имениях в смысле секуляризации их, не задавалась этой целью и не могла выровнять архиерейские дома как по содержанию, так и по степеням. В Высочайше утвержденном 26 февраля 1764 г. проекте Комиссии все великорусские архиерейские кафедры и епархии разделены на три класса «по благопристойности и достоинству санов». Этим достоинствам соответствовали штаты и штатные оклады. К первому классу отнесены три епархии: Новгородская, Московская и Петербургская; ко второму классу восемь епархий – Казанская, Астраханская, Тобольская, Ростовская, Псковская, Крутицкая, Рязанская и Тверская, к третьему – пятнадцать епархий – Смоленская, Нижегородская, Белгородская, Суздальская, Вологодская, Коломенская, Вятская, Архангелогородская, Устюжская, Воронежская, Иркутская, Переяславль-Залесская, Костромская, Владимирская и Тамбовская. Нельзя не заметить, что все новые епархии, выделившиеся из территории Московской епархии по проекту 1744 г., заняли последние места, будучи распределены в последовательном порядке их открытия.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

С точки зрения своей программы брошюра от 17 ноября 1742 г. представляла собой значительно более умеренный вариант первой записки тех же авторов: проблема патриаршества была на этот раз едва затронута. Дело ограничилось указанием на то, что «Духовный регламент», отвергая патриаршество, не содержит никаких формальных препятствий для восстановления Московской епархии. Второй главной темой была критика Коллегии экономии. Императрица пошла в общем навстречу этим пожеланиям: указом от 15 июля 1744 г. управление церковными вотчинами было из ведения Коллегии экономии передано Святейшему Синоду 528 ; в июле 1742 г. Иосиф Волчанский был поставлен архиепископом Московским (1742–1745), а 1 сентября того же года Никодим Сребницкий (1742–1745) стал первым епископом новоучрежденной Петербургской епархии 529 . При жизни Амвросия, пользовавшегося особым доверием императрицы Елизаветы, его влияние на церковные дела было прочным, как явствует уже из самого выбора кандидатов для посвящения в епископский сан и назначений на епархии 530 . После смерти в 1745 г. своего единомышленника Арсений остался в одиночестве. Из-за властного характера он нажил в своей епархии и в Петербурге немало врагов. Да и его успешная борьба против Коллегии экономии не доставила ему сторонников среди бюрократии 531 . Преемником Амвросия в Святейшем Синоде стал сначала мало чем замечательный архиепископ Стефан Калиновский, который в связи с назначением был переведен из Псковской епархии на Новгородскую. После его смерти (1753) первоприсутствующим в Святейшем Синоде стал Московский архиепископ Платон Малиновский, а за ним – Петербургский архиепископ Сильвестр Кулябка. В 1757 г. его место занял Димитрий Сеченов, который, как обнаружилось в правление Екатерины II, и лично, и по существу дела не сходился с Арсением 532 . При Елизавете планам Арсения противостоял также обер-прокурор князь Я. П. Шаховской, ставивший государственные интересы выше церковных дел. Его церковная политика нашла себе последователей, и ее направление осталось неизменным даже после того, как императрица по просьбе епископов сместила его с поста, который он занимал в течение 10 лет 533 . Несмотря на то, что Арсений был малороссом, у него не было сторонников среди епископов украинского происхождения. Не сумел он наладить отношений и с влиятельным графом А. Г. Разумовским , который вообще-то покровительствовал епископам из малороссиян 534 . Не числился среди его друзей также духовник императрицы Елизаветы протоиерей Ф. Я. Дубянский, пользовавшийся доверием государыни в столь высокой степени, что она, случалось, передавала с ним Синоду свои повеления. И в 1763 г., будучи уже духовником Екатерины II, он снова не оправдал надежд, которые возлагал на него Арсений. В этот критический период Арсения поддерживал, по-видимому, только канцлер граф А. П. Бестужев-Рюмин, заступавшийся за него перед императрицей 535 .

http://azbyka.ru/otechnik/Igor_Smolich/i...

Однако, крещатые ризы, данные Феогностом Василию, представляли собой не настоящий полиставрий или ризы, сплошь украшенные крестами, как можно было бы подумать само собой, вопреки тому, что ризы эти мог дать лишь патриарх, но, как ясно говорится в греческих актах, ризы, украшенные только четырьмя крестами (в Памятниках Павлова col. 55). А таким образом, если усвоять Новгородцам замыслы присвоить своим архиепископам с помощью их крещатых риз автокефалию, то должно думать, что они надеялись заменить одни ризы другими. 575 При совершенном молчании наших летописей и наших актов о том, чтобы для своего апелляционного суда митрополиты сами приезжали в Новгород или присылали своих уполномоченных, об этом необходимо было бы заключать – во-первых, по аналогии нашего суда митрополитов относительно Новгорода с таковым же судом новгородских архиепископов относительно Пскова (псковского наместничества их епархии), который также назывался месячным и о котором мы имеем известия в летописях и в актах. Во-вторых, из того, что с этим судом кроме пошлин собственно судебных соединены были ещё другие пошлины (Никоновская летопись IV, 200), под которыми необходимо разуметь то же, что «подъезд» новгородских архиепископов в Пскове, состоявший в поголовной дани со всего духовенства наместничества, а эти пошлины могли быть взимаемы только за приезд. Но в греческих актах прямо и ясно говорится, что митрополиты или сами ездили в Новгород для суда или посылали своих уполномоченных, – в Памятниках Павлова col. 255 sub fin..– Что митрополиты ездили или посылали в Новгород своих уполномоченных через три года на четвёртый, об этом заключаем от срока поездок для того же апелляционного суда архиепископов новгородских в Псков.– Обстоятельно будем говорить о нашем суде во второй половине тома, в главе об управлении. 576 Можно думать, что дань взималась – с одной стороны за обозрение (мнимо-действительное) епархии, а с другой стороны – за труд приезда. В 1478 году Новгородцы предлагали великому князю Ивану Васильевичу приезжать к ним для управы в больших судных делах через три года на четвёртый и за это вызывались платить ему по тысяче рублей, – Софийский Временник Строева, II, 182. 578 См. грамоту царя Ивана Васильевича новгородскому архиепископу Пимину от 1551 года в Истории княжества Псковского митрополита Евгения, ч. II, стр. 91. 579 Несколько раз встречали мы указание, что обычай брать вместо корма натурой кормовые, во много раз большие деньги, есть обычай татарский. 581 Δι σκαδαλσθητε, говорит патриарх Новгородцам в послании к ним, ες τν καιρν τς πισκοπς το Ποιμνος κενου, и ещё: ε τι γον κα μες παρ το Ποιμνος δικεσθε; своему экзарху, посылаемому в Россию, он поручает передать Новгородцам об его скорби, что они отделились от митрополита δι πεσμα ρημον κα κακν, – в Памятниках Павлова col. 235 fin., 249 sub fin. и 285 sub fin..

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Г) Согласно указаниям Церковной истории и многочисленным каноническим определениям (например IV Всел. Соб. 17-е пр.; VI Всел. Соб. 38-е пр.), при решении вопроса о том, где должны быть митрополии, должно руководиться, во-первых, гражданским делением государства (древние диоцезы, нынешние генерал-губернаторства и подобные им административные единицы), а во-вторых – сравнительной древностью и авторитетом епископии. По нужде, как было и прежде, так могут быть сделаны и теперь некоторые отступления. Сообразуясь с такой точкой зрения, деление российской Церкви на округа можно предположить в таком виде: 1) Митрополия Московская 90 включающая в себя епархии коренного великорусского центра: Московскую, Владимирскую, Рязанскую, Ярославскую, Тверскую, Костромскую, Калужскую, Тульскую, Курскую, Орловскую и Смоленскую. 2) Митрополия Киевская 91 обнимающая епископии с малорусским (преимущественно) населением: Киевскую, Черниговскую, Полтавскую, Харьковскую, Подольскую, Волынскую и Воронежскую. 3) Митрополия С.-Петербургская 92 , обнимающая северо-запад и север европейской России со включением Финляндии (по малочисленности её православного элемента), т. е. епархии: С.-Петербургскую, Новгородскую, Псковскую, Олонецкую, Рижскую, Архангельскую, Вологодскую и Финляндскую. 4) Митрополия Новороссийская (Одесса), включающая в свой район край степной европейской России, т. е. епархии: Херсонско-Одесскую, Таврическую, Екатеринославскую, Кишиневскую и Донскую. 5) Митрополия Виленская с губерниями Белорусско-Литовского края и русской Польши, которая, подобно Финляндии, имеет особого генерал-губернатора, но по тем же соображениям не имеет основания для особой митрополии. Сюда должны войти епархии: Литовско-Виленская, Полоцко-Витебская, Гродненская, Минская, Могилевская, Варшавская и Холмская. 6) Митрополия Кавказская в приблизительном объёме нынешнего экзархата, т. е. епископий: Карталинско-Кахетинской, Гурийско-Мингрельской, Имеретинской, Сухумской (Горийской, Алавердской) и Владикавказской.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

454 Таким образом, главным побуждением к возвышению иркутской епархии из третьеклассной во второклассную была скудость материальных средств тамошнего архиерея, которые синод хотел увеличить возведением её на степень второклассных епархий, пользующихся более высокими окладами. Совершенно другими побуждениями руководилось правительство при возвышении епархий, вновь открытых в царствование покойного Государя, возводя их во второй класс или прямо при самом их открытии, или из викариатств: здесь уже имелись в виду или цели политические и административные, или соображения и условия, вытекавшие из значения тех городов, в которых полагалось учредить архиерейские кафедры, или, наконец, личные качества и заслуги иерархов. На основании таких побуждений стали вдруг выше многих старых епархий обращенные из викариатств в самостоятельные: варшавская, занявшая десятое место в ряду наших второклассных епархий и бывшая при покойном Государе дверью к петербургской метрополии, которой она дала в лице Антония и Никанора двух митрополитов, и рижская, получившая особенное значение по важности Риги для Остзейского края, как в промышленном, так и в религиозном отношении, а потому и поставленная только одною степенью ниже варшавской. По тем же причинам и обстоятельствам, при самом открытии, получили второй класс епархии: литовская, олонецкая, донская и херсонская. Первая заняла девятое место, сколько по значению этой епархии для нашего Западного края, столько же по личным заслугам своего иерарха, удостоенного саном митрополита и званием члена св. синода. Вторая и третья сделаны архиепископиями как потому, что они были образованы из частей старейших епархий – одна была отделена от новгородской метрополии (олонецкая), а другая (донская) от астраханской архиепископии – так и потому, что религиозное состояние паствы этих епархий требовало пастырей опытных, испытанных, а следовательно приобретших своими заслугами право на архиепископское достоинство. Возвышение херсонской епархии, занявшей прямо восьмое место между второклассными епархиями, условливалось и священною для русских древностью самых мест, вошедших в её состав, и торговым значением для Одессы, в которой было назначено пребывание херсонского архиепископа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Багалея – о Северской земле, г. Андриашева о Волынской земле, г. Голубовского о Смоленской земле, г. Грушевского о Киевской земле, г. Молчановскаго о Подольской земле и в самое последнее время г. Ляскоронскаго о Переяславской земле. Видимо, что и первоначальное деление России на епархи, в соответствии с делением на уделы, применялось к этнографическим условиям. Укажем в пример первоначальные северо-восточные епархии. Новгородскую составили северные славянские племена ильменских славян с кривичами; затем первые двинулись на север и подчинили себе тамошние финские племена; вместе с движением их расширилась и церковная область новгородскаго владыки; земли кривичей образовали особую Смоленскую епархию; юго-восточные соседние славянские племена северян, родимичей и вятичей образовали Черниговскую епархию; вятичи по соседству объединились с финскими племенами мещерой и муромой и вместе с ними выделились в особую епархию Муромо-Рязанскую; два чисто славянских племени северян и родимечей остались в территории прежней Черниговской епархии. Интересно знать, как сказалось на верованиях и нравах муромо-рязанской паствы смешение славянского племени с финским. Известно одно, что инородцы упорно не хотели знать христианства, даже в XVII в. при Мисаиле; несомненно и то, что верования черниговской паствы были чище верований рязанской. Чисто финские племена, составившие Ростовскую епархию, оказались не особенно восприимчивыми к усвоению христианских понятий. С развитием государственности, конечно, всюду стали слабеть этнографические начала, тем не менее в истории епархиального устройства они, видимо, долго идут в параллели с государственными началами. Открытая в 1383 году Великопермская епархия представляет собой особую церковную этнографическую единцу; начальная Казанская и Астраханская тоже; позже состав Вятской епархии скорее имел этнографическую связь; по этнографическим условиям и Сибирь удобнее было ведать вологодскому архиерею, управлявшему Пермью, примыкавшей к сибирским инородцам; наконец область украинной Белогородской епархии выделена едва ли не на основании этнографических особенностей; тоже нужно сказать о Нижегородской и др.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010