Северо-восточную часть тверской епархиальной территории в конце первой половины ХИШ в. составлял обширный Кашинский уезд, граничивший с несколькими тогдашними епархиями. Между 1740 – 1750 гг. в пределах Кашинского уезда в ведении Кашинского Дух. Правления было – 177 сел, разделенным на 11 станов. 657 С учреждением г. Калязина с уездом (1776 г.) для него из Кашинского уезда выделено 52 села, а с образованием г. Корчева с уездом в него выделено 36 сел; в Кашинском уезде оставалось 89 старых сел, из которых ныне 21 храм закрыт, 6 храмов приписаны к другим храмам, так что существует в Кашинском уезде 62 старинных самостоятельных прихода, кроме причисленных из Угличского и Краснохолмского уездов. При изменении границ, по случаю учреждения городов Калязина и Корчевы, к Калязинскому уезду присоединены два села – Кой и Васьянское от Угличского уезда из ведомства Ростовского Дух. Правления. В это же время из Кашинского и Переяславского уезда отошло 15 сел к Калязинскому уезду. Таким образом, по границам Кашинского уезда Тверская епархия во второй половине XVIII в. граничила с епархиями Новгородской, Ростовской и Переяславль-Залесской. Восстанавливая границы духовно-административного деления между Кашинским Дух. Правлением с одной стороны и Бежецким (Новгородской епархии), Угличским и Ростовским (Ростовской) и Переяславским (Переяславль-Залесской) Духовными Правлениями с другой по документам половины XVIII в., исследователь Кашинской старины, ныне покойный, И. Я. Кункин приходит к заключению, что они сойдутся с вероятными границами Тверского княжества, намеченными у г. Борзаковского в «Истории Тверского княжества» (стр. 51–56). 658 Ростовская епархия, лежавшая к северу и северо- востоку от Тверской епархии, в половине XVIII в. оставалась с старыми городами – Ростовом, Ярославлем, Романово-Борисоглебском, Угличем и Пошехоньем. Ее не коснулся раздел городов Синодальной области. Территория её с 768 церквами, 31 муж. и 5 женск. монастырями, 659 расположенная по бассейну излучины Волги с нижним и средним течением впадающих в нее рек Мологи, Шексны и частью Костромы, осталась прежней. На севере, как раньше, она граничила с Вологодской епархией, на востоке по левобережью Кострома с вновь образованной Костромской епархией, к юго-востоку с Суздальской, а на юге с Переяславль-Залесской. Тут на границах Переяславского и Кашинского уездов её граница сходилась с Тверской епархией.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

1881. 17. С. 160-168; Исмайлов Ф. Ф. Из восп. прокурора Грузино-Имеретинской синод. конторы/Сообщ.: Ф. Терновский//Странник. 1883. Май. С. 69-84; Июнь. С. 231-245; Июль. С. 448-461; Горталов Н. К. 11 нояб. 1834 г.- 11 нояб. 1884 г.: [Юбилей митр. Исидора]. Каз., 1884; Архипастырь и его паства: Два приветствия С.-Петербургской паствы высокопреосв. Исидору, митр. Новгородскому, С.-Петербургскому и Финляндскому, в дни 50-летних юбилеев: священнослужения - 5 сент. 1875 г. и святительства - 11 нояб. 1884 г. СПб., 1884; Высокопреосв. митр. Исидор//Ист.-стат. сведения о С.-Петербургской епархии. СПб., 1884. Вып. 8. С. 74-80; К юбилею (1834-1884) высокопреосв. Исидора, митр. Новгородского, С.-Петербургского и Финляндского, в день 50-летнего служения его в архиерейском сане 11 нояб. 1884 г. СПб., 1884; Образцов И. Я., прот. Слово на 11 нояб. СПб., 1884; Павел (Доброхотов), еп. Речь, сказанная по совершении литургии в Петрозаводском кафедр. Воскресенском соборе 11 нояб. 1884 г. Петрозаводск, 1884; Празднование в Казани юбилея высокопреосв. Исидора, митр. Новгородского и С.-Петербургского//Изв. по Казанской епархии. 1884. 22. С. 721-722; 23. С. 725, 743-750; Преображенский И. Высокопреосв. митр. Исидор. СПб., 1884; Троицкий И. Е. Иером. Исидор, бакалавр и библиотекарь СПбДА. СПб., 1884; Юбилей высокопреосв. Исидора, митр. С.-Петербургского//ЦОВ. 1884. 133. С. 5-6; 134. С. 3-5; 135. С. 2-5; 137. С. 3-5; Юбилейное торжество в память 50-летнего служения в епископском сане высокопреосв. Исидора. СПб., 1884; Сердечный привет: Сб. ст., изд. СПбДА в память 50-летнего святительского служения высокопреосв. Исидора. СПб., 1885; К юбилею высокопреосв. митр. Исидора//Изв. по Казанской епархии. 1885. 18. С. 595-596; О памятнике на Бородинском поле//РА. 1887. Кн. 3. 10. С. 198-199; Филарет (Дроздов), митр. Собр. мнений и отзывов. М., 1887. Т. 5. Ч. 1. С. 43-50, 359-362, 396-399, 422-424, 480-482; 1888. Ч. 2. С. 499-502, 548-551, 769-771, 884-886, 961-962, 978-979, 983-984; Благовидов Ф. В. Деятельность рус.

http://pravenc.ru/text/674896.html

Во Пскове была соборная поповская изба. Псковичи не мало тяготились зависимостью от новгородского владыки, но лишь с 1589 г. Псков получил особого епископа. С этого времени новгородская половина Гдовского уезда управлялась митрополитом новгородским, а псковская – епископами псковскими. В 1781 году, января 11 дня, именным указом императрицы Екатерины II, весь Гдовский уезд причислен к губернии и след. епархии с.-петербургской. Вот этот указ: «Уважая наместное положение, выгодность сообщения и другие обстоятельства, Мы признали полезным от Новгородского наместничества область Олонецкую и уезд Новоладожский, а от Псковского округа – Гдовский и Лугский уезды присоединить к С.-Петербургской губернии, составя сим оную в двух областях: С.-Петербургской и Олонецкой, из коих к первой принадлежать будут прежде учрежденные в сей губернии уезды да вновь причисляемые Гдовский, Лугский и Новоладожский, а вторая останется в своем настоящем положении». Указ этот был разослан святейшим синодом в том же году в подведомственные ему учреждения 15 . Во исполнение сего указа к с.-петербургской епархии были причислены от псковской епархии следующие церкви: 1) Гдовская соборная Дмитриевская; 2) гдовская Афанасьевская; 3) гдовская Пятницкая; 4) Ветвеницкая Петропавловская; 5) Петропавловская Куневского погоста; 6) Петропавловская погоста Рудницы; 7) Моцкая Георгиевская; 8) Озерская Покровская; 9) Ремядская Николаевская; 10) Кобыльегородищенская Архангельская; 11) Полновская Николаевская; 12) Гвозднинская Космодамиановская; 13) Мельницкая Архангельская; 14) Мыслогостицкая Николаевская; 15) Бельская Рождественская; 16) Кяровская Покровская; 17) Каменская Николаевская; 18) Павловская Воскресенская; 19) Доможирская Троицкая; 20) Ольгинская Николаевская; 21) Польская Николаевская; 22) Черновская Троицкая; 23) Сиженская Архангельская; 24) Руднинская Георгиевская; и 25) Вейнская Воскресенская. От новгородской же епархии отошли следующие церкви: 1) Быстреевская Николаевская; 2) Лосицкая Успенская; 3) Лядская Преображенская; 4) Прибужская Преображенская; 5) Щепецкая Михаилоархангельская; 6) Осьминская Георгиевская; 7) Доложская Архангельская; 8) Песейская Воскресенская; 9) Рельская Николаевская; 10) Ложголовская Георгиевская; 11) Пенинская Рождественская; 12) Старопольская Ильинская; 13) Дубягская Введенская; 14) Заянская Николаевская; 15) Ктинская Димитриевская; и 16) Бобровская Троицкая.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

«В четыре часа пополудни, – извещал он меня, – буду на Харьковской станции. Желал бы засвидетельствовать вам свое почтение». Я распорядился, разумеется, выслать к этому времени на станцию железной дороги экипаж для встречи почтенного собрата. Он пробыл у меня три или четыре дня и много рассказывал мне о совершившемся юбилейном торжестве Новгородского Владыки. Впрочем, об этом торжестве напечатаны подробные сведения в «Церковном Вестнике» за 1875 г. и других духовных газетах. 14-го ч. получен был мною из Витебска от Епархиального съезда духовенства Полоцкой епархии благодарственный адрес за пожертвование мною в пользу Попечительства о бедных духовного звания. Адрес этот изложен в следующих выражениях: «Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь! Духовенство Полоцкой епархии, осведомившись из «Епархиальных Ведомостей» о присылке Вашим Преосвященством для вспомоществования нуждающимся сирым семействам Полоцкой епархии 300 руб., поручило Епархиальному Съезду принесть искреннюю благодарность незабвенному Архипастырю за полное любви сочувствие к бедственному положению вдов и сирот. Помня, как все Ваши заботы ко благу Полоцкой епархии при управлении ею, так и ценя оказанное благодеяние Ваше, духовенство не престанет приносить свои недостойные молитвы о здравии Вашего Преосвященства пред св. престолом, уповая, что и духовенство Полоцкой епархии не забудет в святых своих молитвах Владыка святый. Вашего Преосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца нижайшие послушники». Из Витебска же писал от 18-го числа протоиерей В. Волков: «Кланяюсь Вам до лица земли и прошу благословения. Из Харькова в Витебск я приехал 10-го сентября... 11-го явился Его Преосвященству 2698 . Принял меня в ка- —188— 1875 г. бинете, весьма ласково и любезно; спросил о здоровье Вашего Преосвященства и, когда узнал от меня, что я получил от Вас и чрез Вас, встал – помолился Богу, поклонился в землю – это Вам в благодарность – и благодарил меня за труд, принятый для пользы собора. До подробностей расспрашивал о Харькове, о Вас, об удобствах жизни в Харькове, о даче, о монастырях, соборах, духовенстве и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

I, стр.,78– 80, Опис. Докум. и Д. Арх. Св. Син. II, 263 ср. П. Семенов. Словарь... II, стр. 648); во-вторых, Заволочье, которое отождествляют с Пусторжевском (Ежемесячные сочинения., январь 1757 г. С.-Петербург... стр. 12), также называется пригородом г. Пскова (П. Семенов. Географ. Словарь, II, 244). Хотя в писцовых книгах второй половины XVII г. Заволочье не значится в числе псковских пригородов, но с г. Пусторжевском оно имеет общие станы (Подгородный в Заволочье) (Опис. Докум. и Бумаг Архива Минист. Юст. I, 793–794, ср. 2066–2074). В росписании городов по губерниям в 1708 г. Заволочье и Пустая Ржева отождествляются, в 1719 г. они соединяются союзом «и» (Полн. Собр. Зак. Русск. Имп. IV, 2218, ср. V, 3380). Правда, Заволочье в конце XVII в. принадлежало к Новгородской епархии, а равно и Пусторжевский уезд (Рус. епархии, I, 326), где последний оставался и после 1715 года. Но мы знаем, что в росписи новгородских городов 1715 г. нет ни Заволочья, ни Пусторжева, а только Пусторжевский уезд. Где же были эти города в 1715 г.? В-третьих – г. Красный в конце XVI в. был псковским пригородом (Опис. Докум. и Бум. Арх. Мин. Юст. I, 1142), затем приписан к г. Опочке, тоже в качестве пригорода (Ежемесячные сочинения., янв. 1757 г., стр. 12), поэтому и пригороду Красному естественно быть в Псковской епархии до конца 1719 г. Кстати заметить: Воронач, Врев, Выбор, Вышгород до XVIII в. были псковскими пригородами (там же 332–336; 353–362); в половине XVIII в. последние три пригорода, вместе с Владимиром и Дубковым, состояли пригородами г. Острова, а Воронач с Вельем и Красным – г. Опочки (Ежемесяч. сочинения... 1757 г. янв., стр. 12, ср. Ильинский. Историческое описание г. Пскова, ч. V, Спб. 1795 г. стр. 31 – 32– тут названы все пригороды). Наконец, не понятно, как часть Холмского посада могла поступить в состав Псковской епархии в 1719 г. Быть может Холмский Посад, стоявший при впадении (справа) р. Куньи в Ловать, в 100 верстах от г. Великих Лук, разделялся на две части и часть Посада по левую сторону Ловати передана в ведение Феофана Прокоповича ? Позже, в половине XVIII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

была слабо населена. Крайним северным пунктом здесь был Лапских Шуезерский погост на 631/2° с. ш. (между 3° и 4° в. д.), другие крайние погосты Выгодерскин и Лапских Паданский). К западу граница шла на Ладожское озеро через густо заселенную местность по западному побережью Онежского озера; затем по озеру Сандаль она поднималась до северной его оконечности и направляясь к западной границе Петрозаводского уезда, спускалась к берегам Ладожского озера, огибая его восточный берег и почти весь южный до соединения пограничных линий Шлиссельбургского и Ладожского уездов, где упиралась в Ладожское озеро; в дальнейшем своем направлении она совпадала с современными восточными границами Шлиссельбургского уезда, а затем шла до северных границ Новгородской губернии. Самым северо-западным пунктом был Ложголов, отсюда граница направлялась к верховьям р. Оредежи – правого притока Волги и р. Оредежью до впадения её в р. Лугу, далее рекой Лугой до озера Самро и затем поднималась к северу, захватывая погост Ложголово. 143 Западная граница, начинаясь с Ложголова, шла по р. Долгой (левый приток р. Луги) до самых верховьев отсюда она направлялась к западу и севернее г. Гдова достигала р. Плюсы и по р. Плюсе к ее верховьям и далее к северной пограничной линии нынешних Псковского и Порховского уездов, затем по западной границе Порховского уезда до северных границ Новоржевского уезда; северо-западные и западные границы того же уезда совершенно определяют конец западной границы вообще Новгородской епархии. В конечном южном пункте, пограничном с Невельским уездом, западная граница переходила в южную. 144 Южная епархиальная граница шла по южной границе. Великолуцкого уезда и далее, отделяя г. Торопец к бывшей Патриаршей области, шла на озеро Селигер, к южной границе нынешней Новгородской губернии. Там, где южная граница Валдайского уезда встречается с восточной – Осташковского уезда, южная епархиальная граница переходила за р. Цну, правый приток р. Тверцы, затем спускалась к югу и шла южными границами Вышне-Волоцкого уезда, пересекаясь сначала р.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Pokrovski...

Епархия Новгородская, обнимавшая всю землю и все владения Новгородские, и относительно была самой обширной епархией периода до-монгольского и безотносительно епархией чрезвычайно обширной. Государство Великого Новгорода составляли: во-первых, область или волость Новгородская в собственном и теснейшем смысле, во-вторых, – владения внешние или, так сказать, колонии. Собственная область Новгородская обнимала около двух третей нынешней губернии Новгородской без северо-восточной трети Белозерской, затем – некоторую часть губернии Тверской, невступно до Бежецка, Торжка и Осташкова, значительную часть губернии Псковской (нынешние уезды Порховской, Новоржевский и Велико-луцкий), всю губернию Санкт-Петербургскую, часть Финляндии по 47 долготы, и до 64 градус широты, около двух третей губернии Петрозаводской приблизительно по 55 градус долготы на востоке и ту северную часть губернии Архангельской до моря, которая на севере против помянутой части губернии Петрозаводской. Внешние владения или колонии Новгородцев составляли: во-первых, ближайшие к Новгороду: Волок Ламский (Волоколамск), Торжок, Бежичи или нынешний Бежецк и Вологда с их большими или меньшими волостями; во-вторых, – отдалённейшие: область Тре или Терь, под которой разумеется Кольская Лапландия 1303 , Двинское Заволочье от Онеги до северной Двины и от последней до Мезени, Пермь, состоявшая из двух половин, – западной или земли Зырянской (в нынешней Вологодской губернии) и восточной или Перми в теснейшем смысле этого слова (нынешняя Пермская губерния), Печора от Мезени до Печоры и Югра по ту сторону Урала в Сибири. Впрочем, чрезвычайная земельная обширность Новгородской епархии вовсе не означает таковой же многочисленности паствы Новгородских епископов; напротив, по количеству христианских душ, епархия, вероятно, принадлежала к числу самых последних, между большими епархиями, ибо население Новгородских безмерно пространных владений в наибольшей своей части было инородческое и языческое. К епархии Новгородской принадлежал Псков с его областью. Последняя была весьма незначительна и гораздо менее нынешней губернии Псковской, именно – она представляла собой полосу по обоим берегам реки Великой, по восточную сторону реки столько же широкую, сколько в настоящее время она широка по западную от губерний Лифляндской и Витебской (Холмский уезд принадлежал к области Суздальско-Владимирской, а Торопецкий – к Смоленской).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

За заслуги Патриарха перед столицей Новгородчины ему было присвоено звание ‘Почетный гражданин Великого Новгорода’. Этого звания он был удостоен за большой вклад в духовное и нравственное возрождение Новгородской земли. 16 августа. ПРАВМИР. В Великом Новгороде установят памятник покойному Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Торжественная церемония открытия памятника запланирована на начало сентября, сообщает Интерфакс-Религия. За заслуги Патриарха перед столицей Новгородчины ему было присвоено звание «Почетный гражданин Великого Новгорода». Этого звания он был удостоен за большой вклад в духовное и нравственное возрождение Новгородской земли. До избрания патриархом Алексий II с 1986 по 1990 годы возглавлял Ленинградскую и Новгородскую епархию и много сделал для возвращения древнейшей в России Новгородской епархии самостоятельности. Он лично подписывал акты о передаче епархии древнейшего православного храма России — Софийского собора и других значимых святынь, в том числе Покровского собора, который стал в 1989 году вторым действующим храмом Великого Новгорода. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 11 апреля, 2024 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира.

http://pravmir.ru/v-velikom-novogorode-u...

По возвращении в Россию с 1766 г. служил в сане архимандрита настоятелем мон-рей Новгородской епархии: Вяжищского, Валдайского Иверского (с 1770) и Юрьева (с 1775). 24 янв. 1783 г. еп. Виктор «отправился для посещения епархии» в Каргополь. 22 сент. 1783 г. назначен епископом Владимирским и Муромским. Последним епископом Олонецким и Каргопольским стал ректор Новгородской ДС архим. Амвросий (Серебренников). Его архиерейская хиротония состоялась 26 дек. 1783 г. Уже 1 янв. следующего года в присутствии императрицы он произносил новогоднюю проповедь в Большом соборе Зимнего дворца. 18 марта 1784 г. ему велено иметь пребывание в С.-Петербурге. В 1784-1785 гг. еп. Амвросий неоднократно проповедовал в придворных церквах, в т. ч. в день именин императрицы. В марте 1784 г. он безуспешно пытался предотвратить самосожжение старообрядцев (до 50 чел.) в дер. Фофановской Ребольского погоста Повенецкого у., командировав для их увещания, «яко к тому способного», протопопа петрозаводского Петропавловского собора Григория Фёдорова. Однако «скопище раскольническое» сожгло себя до приезда увещевателя. При еп. Амвросии, в 1784 г., Олонецкая провинция была преобразована в наместничество и объединена с Архангельским наместничеством под управлением Архангельского и Олонецкого генерал-губернатора Т. И. Тутолмина. В дек. 1784 г. епископ находился в Петрозаводске для участия в мероприятиях, связанных с открытием Олонецкого наместничества, 1-м правителем к-рого был Г. Р. Державин . Епископ служил торжественные литургии в Петропавловском соборе и говорил «приличные сему проповеди» 15 дек. (в день приведения к присяге прибывших для выборов дворян) и 17 дек. (в день открытия губ. присутственных мест). 28 нояб. 1786 г. по усмотрению Екатеринославского и Таврического генерал-губернатора кн. Г. А. Потёмкина еп. Амвросий был назначен епископом Славянской и Херсонес-Таврической епархии, переименованной при этом в Екатеринославскую и Херсонес-Таврическую, с возведением в сан архиепископа. Ему предстояло готовиться к встрече императрицы, в янв.

http://pravenc.ru/text/2578349.html

Различными потребностями снабдили новую кафедру митрополии новгородская и московская. Для избрания на неё архиерея со стороны св. синода не было представлено, как это всегда делается, трех кандидатов, ибо он был назначен непосредственно от Государя. «По утверждении Нами, сказано было в Высочайшем указе, поднесенного от св. синода доклада об учреждении в Симбирске особой епархии, повелеваем на архиерейскую кафедру сей новоучреждаемой епархии перевести минского архиепископа Анатолия, с сохранением между преосвященными архиереями того самого старшинства, которое имеет уже по степени носимого им сана и управляемой им епархии». Причина такого отступления от принятых правил объясняется особенным значением, которое в это время приобрели в глазах правительства так называемые западные епархии, где оно было особенно озабочено сближением униатской церкви с православною и постепенным приготовлением общего их воссоединения. Естественно, что в таком деле первыми и главными пособниками правительства долженствовали быть тамошние архиереи, но, к несчастью, они не отличались особенными способностями, необходимыми для столь важного дела, и правительство нашлось вынужденным заменить их пастырями более деятельными и искусными. Вследствие этого и Анатолия, минского архиепископа, который был признан неспособным долее там оставаться, предполагали перевести из Минска в Вятку; но как вятская кафедра была епископией, а минская архиепископией, то и нельзя было перевода из высшей епархии в низшую произвести обыкновенным порядком. Синод, как докладывал Государю князь Мещерский, «не имея в виду примеров избрания архиепископа на кафедру епископскую и не находя по делам церковного управления, чтобы преосвященный Анатолий заслуживал столь явное свидетельство неблаговоления св. синода, не мог его поместить в число представляемых кандидатов на вятскую кафедру, а избрал трех архимандритов». Но чтобы устранить это затруднение при переводе Анатолия из Минска в Вятку, Мещерский полагал дать о переводе его именной указ синоду, подобно тому, как епархиальные начальники производятся в члены синода и митрополиты, без избрания синода, а Высочайшими указами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010