Рис. 24. Число библиотек при церквах и в благочиннических округах, ед. Источник: составлено автором по данным В заключении краткого анализа данных статистики приведем данные по числу, доступных населению, библиотеках при храмах и в благочиннических округах из Приложения «О библиотеках при церквах [и в благочиннических округах] (Ведомость с. 122. На рис. 24 наглядно видно, что количество библиотек неуклонно росло. Их число увеличилось с 12380 в 1870 г. до 33497 на начало 1915 г., то есть выросло в 2,7 раза. При весьма внушительной цифре числа библиотек, приходится констатировать, что только около двух третей церквей имели свои библиотеки, которых в 1916 г. насчитывалось 33884 единицы, в том числе 13 – епархиальных, 1574 – благочиннических и 32298 – храмовых. Наибольшее число библиотек было в следующих епархиях (первая «десятка»): Полтавская – 98, Ярославская – 92, Тамбовская и Самарская – по 89, Воронежская – 88, Киевская, Владикавказская и Владимирская – по 86, Харьковская, Ставропольская и Новгородская – по 85. Как бы это ни было странным, но меньше всего библиотек было при храмах Московской епархии – всего 5 (пять!) ед. с. 221]. Показанное выше ясно свидетельствует об активной и разносторонней миссионерской деятельности Русской Православной Церкви в целом, в период 1870–1917 гг. В последующие годы начались серьезные катаклизмы, изменившие как государственный строй, так и положение РПЦ в государстве и обществе. Нельзя не принимать во внимание, что задолго до революций 1917 г. церковная среда, как и все общество, была подвержена духовным болезням. Суть этих духовных болезней, приведших к духовной катастрофе, предельно ясно определил православный религиозный философ Ильин И.А. , который так охарактеризовал произошедшие в последующем события: «… с самого начала нам надо признать, что кризис, приведший Россию к порабощению, унижению, мученичеству и вымиранию, был в основе своей не просто политический и не только хозяйственный, а духовный. … Политические и экономические причины, приведшие к этой катастрофе, бесспорны. Но сущность ее гораздо глубже политики и экономики: она духовна. Это есть кризис русской религиозности»

http://azbyka.ru/otechnik/missiya/russka...

При этом отмечалось, что «лучшую часть сочинения» составляет «вторая его половина, где автор с большею компетентностию говорит о предмете, ближе ему известном – о талмуде и ново-иудейской религии». В предисловии к третьему – дополненному – изданию книги «Беседы православного христианина из евреев с новообращёнными из своих собратий...», увидевшему свет в Новгороде в 1897 г., А.А.Алексеев (В.Ю.Нахлас) писал: «Беседы эти, печатавшиеся предварительно в Духовном журнале и изданные отдельною книгою в свет почти 25 лет тому назад, были весьма милостиво приветствованы Духовенством многие епархий 110 , так что скоро пришлось повторить это издание, которое также имело значительный успех. Достаточно сказать, что одною Енисейскою Консисториею было потребовано от меня 200 экземпляров. Немало было выписано этих бесед Каменец-Подольскою Консисториею, Могилёвскою, Варшавскою, Астраханскою и другими. Вот, что между прочим писал мне о беседах приснопамятный Высокопреосвященный Платон Архиепископ Рижский, впоследствии – Митрополит Киевский: «Прочесть беседы ваши во второй раз не есть трата по пустому времени. Господь да благословит труды ваши на пользу Святой церкви». На беседы продолжаются требования и до настоящего дня, но оне все давно разошлись». 111 А.А.Алексеев (В.Ю.Нахлас) много публиковался в периодических церковных и светских изданиях: в том числе, в журнале «Духовная Беседа» и приложении к нему (официальном разделе) «Церковная Летопись», журналах «Странник» и «Домашняя Беседа», издававшихся в Санкт-Петербурге, в «Киевских Епархиальных Ведомостях» и газете «Новгородские губернские ведомости». Заметное сочувствие к его просветительно-миссионерской деятельности проявлял редактор «Духовной Беседы» духовный писатель, протоиерей И.К.Яхонтов. На страницах этого журнала и приложения «Церковная Летопись» были опубликованы статьи А.А.Алексеева (В.Ю.Нахласа): «Как смотрят евреи на нарушение государственных законов» (1868 г.), «О еврейской присяге» (1868 г.), «О суевериях и предрассудках евреев» (1868 г.), «Вероучение и толки нынешних евреев о Мессии» (1868 г.), «О кагале и его влиянии на евреев» (1868 г.), «О еврейских братствах – «хеврес«» (1869 г.), «Суждения о мерах к обрусению евреев» (1869 г.), «Правда о русских и, так называемых, польских евреях» (1870 г.), «Талмудический рассказ о разорении Иерусалима» (1870 г.), 112 «О религиозном движении современных евреев» (1870 г.), 113 «Талмудические сказания о храме иерусалимском и о богослужениях, совершавшихся некогда в нём» (1872 г.), «Русское законодательство о евреях и противодействие оному со стороны кагала» (1873 г.), «Толкования раввинов на книгу: «Песнь Песней»» (1873 г.), 114 и другие.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Alek...

Переход на кафедру богословских наук в 1893 году в Семинарии тоже обусловливался все более и более возраставшею мыслью о монашестве... В 1895 году каникулами летними я предпринял почти каждый год совершаемое мною путешествие на север в Новгородскую губернию, в Старую Руссу, к среднему брату Михаилу, военному врачу в Новгороде, но лето проводившему в Старой Руссе. По дороге заехал я в Троицкую лавру, где познакомился с ректором Академии архимандритом Антонием (Храповицким) , который вскоре же переведен был в Казань – ректором же Академии 722 вследствие того, «будто он не сошелся с митрополитом Сергием». Много тогда слыхал я у него же в квартире, где было много неофитов 723 монахов-студентов из различных епархий, версий по сему вопросу... В разговоре с ним я и сказал, что рано или поздно, а я намерен постричься... Каникулы прошли; я опять вернулся в свой Кишинев и принялся с обычною ревностью за дело преподавания, особенно же за «редактирование», чему я всей душой предался. Но мысль о монашестве не покидала меня, хотя я и не думал, что так скоро решится, как решилось. В конце ноября получаю я письмо от В.К. Саблера 724 , который, узнавши о моем намерении поступить в монахи, вероятно, от о. Антония, предложил мне инспектуру в Новгородской семинарии 725 . Помолившись Богу, я ответил согласием, только чтобы пострижение было не в Кишиневе, где, по многим понятным причинам, я не считал удобным делать оное. Последовало по телеграмме приглашение в Петербург, и притом в самом скором времени. И вот я в каких-нибудь полторы недели должен был распроститься с родиною, со всеми друзьями, сослуживцами, с миром... Слишком много я пережил в это время... Не пишу здесь ничего о последних днях пребывания моего в Кишиневе, потому что это, с одной стороны, относится к области чувств, которые, разумеется, не воспроизведешь, а с другой – это описано, хотя, по моей просьбе, в значительно меньшей степени, чем было на самом деле, в «Кишиневских епархиальных ведомостях», а затем вышло отдельною брошюрою. Там же вкратце представлена и оценка моей скромной деятельности в Кишиневе... 726 14-го декабря, в восемь часов утра, я оставил навсегда Кишинев, дорогой мне по воспоминаниям учения семинарского, десятилетней службы и по привязанности к моим сослуживцам, среди которых много достойных тружеников и людей. Два денька пробыл дома, простился с родителями-стариками, получив от них благословение на предпринятый мною дальний и тернистый путь.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Это и должно быть первейшей обязанностью всякого из нас дома. А здесь усердствующими чтецами вместе с тем для желающих будут предлагаться чтения, уясняющие дело веры и на все в жизни научающие правильно смотреть при свете веры и Евангелия Спасова. Как живописец, или музыкант, или писатель постоянно упражняются в своем художестве, чтобы рука не загрубела, так истины веры и жизни по вере постоянно нужно возобновлять в своей душе, чтобы не умереть смертью духовной и не охладеть к вере. Под впечатлением известий последнего 4 «Новгородских епархиальных ведомостей» 8 Разумею в данном случае краткие, но весьма отрадные известия об открытии обществ трезвости при Дементьевском приходе Череповецкого уезда и при Верховском приходе Боровичского уезда. Очевидно, назрела жизненная потребность в делах такого рода, если призывы к трезвости встречают скорый отклик. Народ сам видит, что нужно отрезвиться, придти в здравый рассудок из частого опьянения и начать здоровую и трезвую работящую жизнь. Но как всякая слабость убивает волю в человеке, так тем более к этому приводит убийственный яд алкоголя. Отравленный им и сам видит свою беду от него, да не имеет силы воли бороться со своим врагом, со своей слабостью. Вот тут великую услугу и окажут все, кто займется делом раскрытия всяческого вреда алкоголя и заведения начал трезвости в народной жизни. И прежде всего разумею в данном случае духовенство в полном его составе и учащих всех народных школ. Они по своей образованности и по своему положению для того и пошли в деревню, чтобы всячески окормлять к доброму концу деревенскую заброшенную жизнь, чтобы поднять ее на возможную высоту, как духовную, так и мирскую-вещественную. При всем том, имея в виду именно слабость воли предавшегося алкоголю, хотелось бы дать прежде всего совет – не записывать на долгие сроки трезвости. Как пьяницей делается человек постепенно, с одной рюмки через рюмки и стаканчики втягиваясь и в штофы, и в четверти, и в ведра проклятого зелья, просасываясь им и присасываясь к нему до мучительного пристрастия, так и отстать от него ослабевший может только постепенно.

http://azbyka.ru/otechnik/Andronik_Nikol...

Если вы охладеете к делу духовного просвещения, то охладеют вместе с вами и другие, и не только охладеют, но и удалятся от вас, тогда как в начале готовы были с усердием помогать вам: ревность, составляющая отличительную черту истинного христианина (помните) должна одушевлять преимущественно пастырей Церкви. В надежде на содействие вам со стороны христианского общества, молю вас, пастыри Церкви Новгородской, поревнуйте о деле духовного просвещения, так важном и так благопотребном в настоящее время. Вы сами очень хорошо знаете, что учительство ( Mф. XXVIII, 19, 20 ) есть важнейшая и самая существенная ваша обязанность: для того вы и образование получили в разсадниках духовного просвещения; для того просили себе и священства, как свидетельствуют о том отобранный от вас пред посвящением «ставленнический допрос» и данная вами « присяга »; тот же долг указан вам и в «святительском поучении»; о том же напоминает постоянно и данная вам свя щенническая « грамата », которою повелевается «вверенныя вам люди учити благоверию, заповедями Божиим и всем христианским добродетелем по вся дни»; для этого вы получили и особую благодать в Таинстве Священства. Умоляя вас, возлюбленные, как соработников у Бога ( I Kop. III, 9 ) на Его благодатной ниве, не вотще благодать Божию прияти вам ( 2Kop. VI, 1 ), считаю долгом присовокупить ко всему сказанному, что учительство в церковно-приходских школах будет для вас самым могущественным средством для благотворного влияния на вверенный попечению вашему народ: раз овладев посредством начальной школы детьми, вы будете владеть ими и в юности, когда особенно важно и необходимо ваше влияние на них, и в лета мужества, когда они сами будут хозяевами и главами семейств и не перестанут дорожить вашими советами, и в годы преклонной старости, когда вы одни останетесь для них утешителями пред исходом их в жизнь будущую. Не забудьте только, что здоровое слово учения должно быть неразлучно в нас с доброю христианскою жизнию. Благословение Господне да будет на вас и на трудах ваших, предпринимаемых для просвещения душ, вверенных попечению вашему. Митрополит Новгородский и Санкт-Петербургский ИСИДОР Читать далее Источник: Архипастырское воззвание Высокопреосвященнейшего Исидора, митрополита Новгородского, к пастырям Новгородской епархии//Новгородские епархиальные ведомости. 1885. 20. С. 271-286. Вам может быть интересно:

http://azbyka.ru/otechnik/Isidor_Nikolsk...

550, д. 148, л. 1] Опускаем дальнейшее перечисление их «преступных» деяний . 12 февраля Трибунал, «применив к ним амнистию ВЦИК от 6 ноября 1920 г., [приговорил] к условному наказанию митрополита Арсения, протоиереев Яковцевского и Соколова, граждан Финикова и Скородумова сроком на пять лет каждого, а епископа Алексия (Симанского) и протоиерея Вихрова (Венедикта) на три года каждого... Кроме того, [постановил] в целях ограждения завоеваний Октябрьской революции и в интересах трудящихся масс избрать постоянным местопребыванием митрополита Арсения – город Архангельск... Настоящий приговор может быть обжалован ...в кассационном трибунале при ВЦИК в течение 48 часов с момента вручения с него копии». Копия была препровождена митрополиту Арсению 15 февраля. 17 февраля митрополит Арсений подал кассационную жалобу, где, между прочим, указал, что: ..II. «Применение... двух наказаний, а именно – условного лишения свободы и ссылки на житье в Архангельск недопустимо, как являющихся двойным наказанием за одно деяние... III ...Согласно параграфа II Циркуляра НКЮ от 3 января 1919 г. по вопросу об отделении Церкви от государства, ссылка служителей Церкви из пределов одной губернии в другую не допускается. IV. Действия мои ...не носят преступного характера, на что косвенно указывает в своем постановлении и заведующий церковным отделом Левендаль...» [ oai ?a, д. 149, л. 1]. Кассационный трибунал ВЦИК в составе Красикова (предсе-датель), тов. Карклина и Анского в присутствии члена-докладчика трибунала т. Нехамкина в своем заседании 16 июня 1921 г. «рассмотрел жалобу на приговор Новгородского Революционного трибунала от 12 февраля 1921 г. по делу митрополита Арсения и иже с ним в противодействии политике Советской власти и приговоренных к условному наказанию на 5 лет Арсения и еще трех лиц из Епархиального Управления, а епископа Алексия [Симанского] и прот. Вихрова на три года, и решил: – в виду отсутствия поводов к отмене приговора, оставить приговор в силе, отменив лишь высылку в Архангельскую губернию митрополита Арсения, и выяснить через ВЧК обстоятельства печатания Епархиальных Ведомостей (откуда бумага, типография, разрешение [на печатание] с выяснением виновных в упущениях лиц и учреждений и пр.» [д.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Golubco...

2408 Епископы Белгородские носили титул митрополита до 1721 г., когда последний был отнят у кафедры. Впрочем, непосредственный предшественник святителя Иоасафа Горленко молдаванин Антоний Черновский титуловался митрополитом Белгородским, потому что он имел звание митрополита ранее в своей стране. А. С. Лебедев. Белгородские архиереи. Харьков. 1902 г., стр. XII, 13, 22, 63. 2409 Кроме Старобельского уезда и части Купянского. Н. Сенаторский. Пределы Белгородско-Курской епархии. Курские Епархиальные Ведомости 1890 г., 44, стр. 696. 2411 Ibid. – Всего к епархии отошло 38 городов, расположенных по «Белгородской черте» укреплений и за чертою. Следующие двадцать городов, входивших в черту, были выделены из патриаршей области: Белгород, Курск, Оскол Старый, Обоянь, Болховой, Карпов, Хотмыжск, Вольной, Алешина, Короча, Яблоновой, Новый Оскол, Верхососенский, Усерд, Алшанской, Коротояк, Недригайлов, Валуйки, Чугуев, Каменной; к поименованным (20-ти) городам присоединены были «новосазидаемые грады», числом восемнадцать: Харьков, Колонтаев, Городня, Краснокутск, Валки, Нежегольск, Двуречной, Салтанов, Печенеги, Змиев, Маяцкой, Тор, Булыклея, Царе-Борисов, Охтырской, Боровской, Острожской, Урыв. Историко-статистическ. описан. Харьковск. епарх… col. 10, примеч. 15. Н. Сенаторский, цитиров. сочин. и изд., 44, стр. 691–696. 2412 С учреждением 2 апреля 1682 г. Воронежской епархии в составе Белгородской наблюдаются незначительные изменения; в силу разновременных распоряжений церковно-гражданской власти к Воронежской епархии отошли от Белгородской; сначала Коротояк, Урыв, Острожек (последний при императоре Петре Великом. Воронежская Старина, вып. IV, 1904 г., стр. 61), Усерд и Ольшанск (в 1765 г.), Волуйки с округом и одним монастырем, Ливенск (в 1798 г.). Н. Сенаторский, цитир. сочин. и изд., V, 44, стр. 698–699. 2414 Дополнения к А. И. т. IX. СПБ. 1875 г., 106, стр. 257 и дал. Историко-статистическ. описан. Харьковск. епархии, отд. 1, coll. 3–8. Н. Сенаторский, цитиров. сочин. и изд., 44, стр. 691–692; 699–702. Н. Милюков. Колонизация России. Энциклопед. словарь Брокгауза и Евфрона, т. XVa стр. 744–745. Н. П. Василенко. Прикрепление крестьян в Малороссии. Великая Реформа. Юбилейное изд. т-ва Сытина, т. I, Москва. 1911 г., стр. 108–109, 121.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

В Софийской новгородской библиотеке было много древних рукописей. Каталог библиотеки, внимательно пересмотренный преосв. Макарием, заключал в себе три частнейших реестра под следующими заглавиями: 1) реестр, сочиненный в силу присланного из новгородской духовной Консистории указа от 18 декабря 1784 года, находящимся в софийском соборе на хорах книгам древлепечатным и древлеписанным (первых показано 1247, а последних 2189 названий), 2) ведомость рукописным кирилловской книгохранительницы, до российской истории относящимся, книгам, с показаниями под коими в книгохранительнице состоят (всего поименовано 116 рукописей) и 3) реестр, какие летописцы и другие им подобные сочинения, к российской истории относящиеся в Св. Синод от епархиальных архиереев и ставропигиальных монастырей настоятелей присланы (здесь поименованы 103 рукописи). Рукописи 2-го и 3-го реестра, как показывают и самые их названия, были взяты преимущественно из Кирилло-Белозерского монастыря и отчасти из некоторых других библиотеке древних, особенно новгородской и Петербургской епархий. «Принимая во внимание», – писал далее преосв. Макарий, – «что а) новгородская софийская библиотека весьма богата и собственными рукописями, б) рукописи 2 и 3 реестра (319), за исключением 17, принадлежавших и прежде софийской библиотеке, взяты из других духовных библиотек; в) оставаясь в новгородской софийской библиотеке, эти рукописи и не могли и не могут, по местным обстоятельствам, приносить для отечественной истории той пользы, какую могли бы принести, если бы помещались при одном из высших наших духовно-учебных заведений, какова напр. Академия С.-Петербургская, где и наставники и воспитанники при общем сочувствии в настоящее время к трудам историческим, могли бы воспользоваться столь богатыми пособиями для разработки разных частей нашей церковной истории; г) что в числе этих 402 рукописей – 26 значатся взятыми из библиотеки Александро-Невской семинарии, которая вскоре (именно в 1767 г.) переименована в Академию, а прочие 279 рукописей из разных духовных библиотек собственно здешнего края, – предлагаю Академическому Правлению ходатайствовать пред высшим начальством о перемещении означенных 302 рукописей, из новгородской-софийской библиотеки в библиотеку С.-Петербургской духовной Академии» 559 .

http://azbyka.ru/otechnik/Fedor_Titov/mo...

св. Синод сознался, что по всем его указам «достодолжного исполнения не учинено» и «из многих епархий ведомостей о раскольниках не прислано же». Два года спустя, когда велено было ведомости о раскольниках и о сборе с них денег передать в Сенат, в синодальной конторе нашлись ведомости одной только Московской губернии. Пришлось снова и неоднократно требовать ведомости для отсылки в «высокий Сенат» 4655 . Если так медленно исполняло законы епархиальное начальство, то, что требовать от простого, низшего духовенства? Священники сплошь и рядом укрывали не говеющих и ведомости подавали неполные. Московские приходские священники в 1716 и 1717 гг. многих прихожан своих написали не исповедавшимися, а духовники отметили их бывшими на исповеди. Вышла разность в показаниях, и на очной ставке выяснилось, что духовники укрывали не говевших. А один из них прямо сознался, что он так поступил, задабривая тех, кого записал – «оные люди в духовности у него не бывали, а он их называл детьми своими знатно скверных ради прибытков». Таких духовников-укрывателей оказалось в Москве 78, а укрытых ими не исповедавшихся 718. В 1722 г. поручик Коптелов производил дознание о раскольниках и не исповедавшихся в Новгородской епархии и нашел, что в Старой Руссе приходскими священниками утаено в их сказках 2904 человека не говевших 4656 . Питирим Нижегородский писал Петру: «Указ о том, что б не исповедавшихся штрафовать, а раскольников окладывать – очень помогали обращению; но сделалось препятствие большое: попы едва не все укрыли раскольников, то писали исповедающимися, то никак не писали»... С виновными в укрывательстве раскольников Питирим поступал решительно: –720 – предавал гражданскому суду, – их били кнутом, и посылали в каторжные работы. Но в одном донесении Петру, указав, что 85 священников укрывали раскольников и писали не исповедавшихся исповедавшимися, он просит освободить виновных от тяжкого наказания – лишения сана и ссылки в каторгу, потому что «они в том не научены. И не остережены были от архиерея своего» 4657 .

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

—63— её изменил, что их магистерские сочинения по отношению к кандидатским в значительной части представляют совершенно новое. Те отделы, которые по свойству тем их кандидатских сочинений должны были перейти в магистерские, являются в магистерских диссертациях профессора Глаголева и доцента Спасского существенно переработанными. 8) По § 16 вышеозначенного Положения о премиях покойного Митрополита Московского Макария постановления Совета академии о присуждении премий представляются на утверждение Епархиального Преосвященного. Определили : 1) Премии за лучшие магистерские сочинения из процентов с капитала покойного Митрополита Московского Макария в 276 р. и 262 р. назначить: первую – экстраординарному профессору МДА Сергею Глаголеву, вторую – доценту академии Анатолию Спасскому. 2) Постановление сие представить на Архипастырское благоусмотрение и утверждение Его Высокопреосвященства. XII. По случаю приближающегося окончания учебного года рассуждали о вызове воспитанников духовных семинарий в состав нового (LVI) академического курса и о назначении предметов поверочного испытания. Справка : 1) § 109 устава духовных академий. 2) По определению Святейшего Синода от 4 мая – 3 июня 1887 года для каждого курса академии положено по 30 казённых вакансий. 3) § 81 лит. а. п. 1 устава духовных академий. Определили : 1) В состав нового академического курса вызвать на казённый счёт из семинарии: Вифанской, Вологодской, Московской, Рязанской, Тульской и Ярославской – по 2 воспитанника из каждой; из Владимирской, Воронежской, Калужской, Костромской, Нижегородской, Новгородской, Орловской и Харьковской – по 1 воспитаннику из каждой, всего 20 воспитанников, а остальные 10 вакансий предоставить волонтёрам. 2) Предназначение сие предоставить установленным порядком на благоусмотрение Святейшего Синода. 3) Об имеющем быть приёме в академию для желающих поступить в оную напечатать объявление в «Церковных Ведомостях», издаваемых при —64— Святейшем Синоде. 4) Устные испытания произвести в начале будущего учебного года по догматическому богословию, общей и русской церковной истории, латинскому языку и одному из новых языков, по выбору экзаменующихся; для письменных упражнений дать три темы: по Священному Писанию Нового Завета, основному богословию и психологии.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010