Резолюция. По сему сообщению из вышеобъявленных церковников и священнослужительских детей, которые вместо себя рекрут поставили и указные на платье, ружьё и амуницию деньги отдали или вместо рекрут указное число денег заплатили, а сами записаны в купечество и в цехи, и положены в подушный оклад, и по канцеляриям в рассыльщики определены, для представленных от Святейшего Синода резонов по-прежнему к церквам определить и, выключа из подушного оклада, в ведомство синодальное отдать токмо тех, кои по подлинному епархиальных архиереев свидетельству явятся достойны быть действительными церковниками и к произвождению в священство надёжны, и притом накрепко подтвердить, чтоб под видом достойных неспособные к тому отнюдь выключены не были; а сколько оных уволено и из подушного оклада выключено будет, о том в Кабинет подать ведомость. Именем Его Императорского Величества, – Иоанн регент и герцог. ЭКСТРАКТ Сколько по ведомостям, собранным в Святейший Синод, в синодальной области праздных церквей и что к тем праздным и к прочим церквам священно и церковнослужителей потребно ЭКСТРАКТ Сколько по ведомостям, собранным в Святейший Синод, в синодальной области праздных церквей и что к тем праздным и к прочим церквам священно и церковнослужителей потребно ЗВАНИЕ ЕПАРХИЙ Сколько в которой праздных без священно и церковнослужителей Сколько к тем праздным церквам священно и церковнослужителей потребно протопопов дьяконов певчих и подьяков дьячков пономарей сторожей и звонарей Синодальной области в Московских шести сороках да сорока девяти духовных (кроме Рыльского, Нижеломовского, Пензенского, Солигаличского, Козловского, Торопецкого и Торцкой десятины) правлениях Новгородской Казанской Астраханской Тобольской Ростовской Псковской Смоленской Крутицкой Нижегородской и с приписными синодальной области городами Белоградской Суздальской Коломенской Архангелогородской Устюжской Воронежской кроме городов Бахмача, Павловска и Острогожска Рязанской А о священно и церковнослужителях, колико потребно вдобавок, ведомостей не прислано

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Не возбраняется прихожанам единоверческой церкви иметь для этой продажи при ней лавку. Назначения цены книгам для продажи и распоряжения суммою, какая от того будет получаема, предоставляется непосредственному заведыванию самих прихожан, яко содержателей типографии. Они же, по собственному усмотрению, назначают всем при типографии людям жалованье; но, какое положено будет духовным надзирателям, о том Преосвященный имеет донести Святейшему Синоду. Прихожане единоверческой церкви, яко содержатели помянутой типографии, о всем, что касаться будет по действию ее, сверх испрашивания дозволения на напечатание книг, входят прошениями к Епархиальному Преосвященному, а тот представляет Святейшему Синоду с мнениями. Они же, прихожане, или попечители, избранные ими, о звании и количестве напечатанных и печатающихся в той типографии книг представляют пополугодно Преосвященному ведомость, а он доносит о том Святейшему Синоду. Хотя нельзя предполагать, чтобы, с учреждением показанной типографии и с Всемилостивейшим позволением на издание богослужебных книг, сходных со старопечатными, могло открыться какое-либо злоупотребление в издании там книг непозволенных, однако ежели бы, паче чаяния, встретилось это, то отвечают за это избранные от прихожан попечители и предаются суду по законам, за чем иметь наблюдение и духовным надзирателям. Приложение к статье 880 Правила об учреждении миссии к Пермской епархии для обращения раскольников к Св. Церкви Бывший Синодальный член, Новгородский и С.Петербургский Митрополит, Преосвященный Серафим в предложении своем от 24 Апреля 1828 г. изъяснил Святейшему Синоду, что ГОСУДАРЬ ИМПЕРАТОР ВЫСОЧАЙШЕ повелев ему соизволил, чтобы он предложил Святейшему Синоду, дабы для обращения Пермских раскольников в недра православной церкви нашей сделан был опыт следующего распоряжения: Избрать из той или из ближайших епархий трех священников честного и благоговейного жития, с основательными сведениями как в учении веры вообще, так особенно в учении об истинной древности и правильности обрядов православной церкви и о лживости клевета, возводимых на нее раскольниками.

http://azbyka.ru/otechnik/Timofej_Barsov...

– Кроме того, в аудитории, для практических занятий, было выдано в течение года 913 книг, ценных изданий и рукописей. – Требовательных листков, по которым студенты получают книги из библиотеки, в отчётном году израсходовано 69732, и на каждого студента за год приходилось до 300 отдельных требований. Уменьшение выдачи книг профессорам и студентам, сравнительно с прошлым годом, явление случайное, и стоит в связи с окончанием учебного года на месяц ранее. III . Учреждённая по § 213 академического устава Библиотечная Комиссия, состоявшая, под председательством профессора А. А. Спасского, из проф. Μ.Μ. Тареева, и. д. доцента свящ. П. А. Флоренского и библиотекаря Академии К.Μ. Попова, в отчётном году имела 4 заседания. Кроме рассмотрения заявлений наставников Академии о выписке новых книг, предметами занятий Комиссии были: а) дополнение одним параграфом утверждённых определением Совета Академии от 7 июня 1911 года правил о порядке приобретения книг в библиотеку и пользования ими; б) составление списка периодических изданий на 1912 г.; в) составление проекта сметы по фундаментальной библиотеке на 1912 г.; г) составление проекта изменений в распределении суммы по библиотеке практических занятий и др. – В отчётном году библиотекарь, кроме отправления текущих занятий, занимался следующими библиографическими работами: составил и напечатал Указатель к академическому —640— журналу „Прибавления к творениям Св. Отцов в русском переводе“ за 1887–1891 годы и начал печатанием составленный им Указатель к академическому журналу „Богословский Вестник“ за второе десятилетие (1902–1911 годы); по поручению Императорской Академии Наук составил для Отчёта Отделения Русского Языка и Словесности за 1912 год список трудов+академика профессора Е.Е. Голубинского ; подготовил к печати 2-й выпуск 1-го продолжения систематического каталога книг академической библиотеки и подготовлял к печати систематический каталог книг академической библиотеки по общей церковной истории. Помощник библиотекаря, в свободное от исполнения текущих дел время, занимался описью вновь поступающих кандидатских сочинений, каталогизацией епархиальных ведомостей, пополнением указателей к журналам из обложек и работами по подвижному алфавитному каталогу библиотеки.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

3 и 4) О штрафных деньгах и судебных пошлинах особо говорить не будем, ибо о количестве их мы не встретили в архивах документальных данных. Главнейшим источником содержания архиерейских кафедр являлись все-таки населенные имения, принадлежавшие им самим и приписным к архиерейским домам монастырям. Однако, не все архиерейские дома владели имениями и далеко не в одинаковом размере, как, равным образом, только к некоторым из них были приписаны монастыри. Если неравномерность архиерейских домов была значительна, хотя и неизбежна в зависимости от числа церквей и получавшейся с них дани, а также венечных и др. пошлин, то неравномерность доходов с недвижимых имений была еще более ощутительна. Со времени определения некоторых архиерейских домов Монастырским Приказом все их частные доходы и вотчинные оброки стали поступать в Приказ, выдававший им определенное жалованье, или они сами оставляли у себя определенную Приказом сумму. В неопределенных домах доходы расходовались под контролем Приказа. В последующее время, при открытии новых епархий, постоянно указывалось, из каких источников должны быть почерпнуты средства для содержания епархиальных домов. Таким образом в содержании их не было единства и равномерности, о чем можно судить по прилагаемой таблице. Она составлена главным образом по Ведомостям Счетной Экспедиции Коллегии Экономии 1739–1741 г. 932 . Внести порядок могли, конечно, только штаты, вопрос о которых был поднят еще в 1723 г. 933 . Однако, составлен и введен в действие до 1764 г. был только штат Новгородского архиерейского дома при следующих обстоятельствах. 7 сентября 1736 г. умер Феофан Прокопович , архиепископ Новгородский, и вместе с поручением епархиального управления консистории, велено было описывать все его, как личное, так и домовое имущество 934 . А 22 октября 1736 г. был дан Сенату Именной Высочайший указ, объявленный из Кабинета только 5 декабря о том, чтобы все доходы Новгородского архиерейского дома росписать по примеру других епархий, и все деревни, пожалованные или поступившие каким-либо иным способом в личное владение Феофана, отписать на имя Ея Императорского Величества и из них ингерманландскую приписать ко дворцу, а прочие отдать в прежние их места. Пока же собирать в Коллегию Экономии все доходы, из которых и выдавать Новгородскому дому необходимое на церковные потребы и проч. содержание по примеру других епархий 935 .

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Verhovsk...

«В четыре часа пополудни, – извещал он меня, – буду на Харьковской станции. Желал бы засвидетельствовать вам свое почтение». Я распорядился, разумеется, выслать к этому времени на станцию железной дороги экипаж для встречи почтенного собрата. Он пробыл у меня три или четыре дня и много рассказывал мне о совершившемся юбилейном торжестве Новгородского Владыки. Впрочем, об этом торжестве напечатаны подробные сведения в «Церковном Вестнике» за 1875 г. и других духовных газетах. 14-го ч. получен был мною из Витебска от Епархиального съезда духовенства Полоцкой епархии благодарственный адрес за пожертвование мною в пользу Попечительства о бедных духовного звания. Адрес этот изложен в следующих выражениях: «Ваше Преосвященство, Милостивейший Архипастырь! Духовенство Полоцкой епархии, осведомившись из «Епархиальных Ведомостей» о присылке Вашим Преосвященством для вспомоществования нуждающимся сирым семействам Полоцкой епархии 300 руб., поручило Епархиальному Съезду принесть искреннюю благодарность незабвенному Архипастырю за полное любви сочувствие к бедственному положению вдов и сирот. Помня, как все Ваши заботы ко благу Полоцкой епархии при управлении ею, так и ценя оказанное благодеяние Ваше, духовенство не престанет приносить свои недостойные молитвы о здравии Вашего Преосвященства пред св. престолом, уповая, что и духовенство Полоцкой епархии не забудет в святых своих молитвах Владыка святый. Вашего Преосвященства Милостивейшего Архипастыря и Отца нижайшие послушники». Из Витебска же писал от 18-го числа протоиерей В. Волков: «Кланяюсь Вам до лица земли и прошу благословения. Из Харькова в Витебск я приехал 10-го сентября... 11-го явился Его Преосвященству 2698 . Принял меня в ка- —188— 1875 г. бинете, весьма ласково и любезно; спросил о здоровье Вашего Преосвященства и, когда узнал от меня, что я получил от Вас и чрез Вас, встал – помолился Богу, поклонился в землю – это Вам в благодарность – и благодарил меня за труд, принятый для пользы собора. До подробностей расспрашивал о Харькове, о Вас, об удобствах жизни в Харькове, о даче, о монастырях, соборах, духовенстве и проч.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Определили: О непременном и всескорейшем, по оному его преосвященства приказанию, исполнению, с прописанием всего вышеписаннаго обстоятельства, послать всех, новгородских и епархиальных первостепенных имеющих архимандрические и игуменские степени, монастырей ныне обретающимся настоятелем указы вскоре, о чем сей указ к вам – властем з братиею и посылается. И Каргопольскаго уезда, Челмогорской пустыни властем з братиею о вышеписанном учинить по сему ея и-го в-ства указу. Июня 18 дня 1751 года. Дамаскин, архимандрит Хутынский. Сильвестр, архимандрит тихвинский. Секретарь Михайло Литвинов. Канцелярист Филимон Иванов». В приведенных нами «книгах росписочных», 1678 г. вовсе не упоминается о количестве владеемых пустынью земель, лесов и проч. угодий; от XVIII же века и никакой описи не сохранилось, хотя, как мы и упоминали выше, в 1721 и 1748 гг. описи Челменской обители и были составлены. Поэтому и неизвестно ее состояние за последнее время существования. Сохранились, впрочем, поэтому предмету отрывки двух ведомостей, – одной – неизвестного года о количестве пашенных земель, сенных покосов и проч.; другой – так сказать, сравнительной описи, произведенной 19 февраля 1755 г., на основании описи 1748 г., по приказанию архимандрита Крестного монастыря (Онеж. у., Арханг. губ.), заведывавшего в 1755 г. и Спасским Каргопольским монастырем с приписными. Но из этих описей, по их неполноте, ничего обстоятельно узнать нельзя, каковыя, однако, приводим: 1) «Ведомость, учиненная по силе присланного из Москвы, из Коллегии Экономии ея и-го в-ства самодержицы всероссийские печатного, и сообщенной при нем форме, указа Новгородской епархии, Каргопольскаго уезда, Челмогорской пустыни ко властем з братьею, сколько за той пустыней вотчин, сел и деревень и – в них, по свидетельству генералитета, мужеска пола душ и – по писцовым книгам – пашенные земли и сенных покосов, диково поля; и при том, где есть леса, к строенью годные, також дровянные и в строении негодные, и при каких реках и озерах или прудах прилежат, к тому ж, при селех имеются ли конюшенные дворы и в них – заводных кобылы и жеребцы, и колико на лицо какова строения и протчего, по силе выше сообщенного при указ. форме требуемого, о том значит ниже сего». «Челмогорская пустыня». «За оной Челмогорской пустыней, как по переписной 186 (1678) года книге двороваго числа, так и по свидетельству генералитета, мужеска полу душ николикого числа не значится». «К той Челмогорской пустыни, по писцовым книгам, обретается пашенныя земли 4 четверика (?!), да перелогом 2 четверти. Сенных покосов 10 копен». «Дикого поля при той пустыни ни каколико верст не имеется».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

699 Еще будучи инспектором, исполняя должность ректора по случаю отъезда в отпуск, во время пасхальных каникул 1897 г. бывшего ректора о. архим. Лаврентия, он встречал архиепископа Йорского Вильяма Маклагана, приветствуя его при этом от Академии речью на английском языке (Бог. Вестн. 1897 5). 702 Эта статья между прочим и свидетельствует о преосвящ. Арсении как хорошем знатоке церковного пения. 703 На эти миссионерские съезды, происходившие в Москве 1887 и 1891 гг. он был командирован епархиальным начальством. 706 Между прочим, и в одной из статен своих, именно: «Была ли в Бельцах резиденция первого Молдавского митрополита» (Кишин Еп. В. 1893 г. 21) А.Г. делает «историческую поправку» к такому ученом сочинению, как труд проф. Е.Е. Голубинского : «Краткий очерк истории православных церквей – Болгарской, Сербской и Румынской или Молдо-Валашской» Москва, 1871. Примечание составители настоящей статьи. 707 Труды Киев. Дух. Академии за 1894 г кн. 10 (октябрь), приложение (извлечение из протоколов), стр. 103–105. В выпущенных нами словах отзыва почтенного профессора излагается подробно то, в чем «видимы достоинства» рассматриваемого им сочинения со стороны разработки темы и выполнения задачи. Надобно заметить, что диссертация А.Г. сверх того, удостоена опять Макариевской премии от Киевской Духовной Академии. 708 А.Г. Стадницкий издал и письма Филарета, митрополита Московского, к архиепископу Димитрию за 1827–1830 годы, дотоле не изданные (Кишинев. Епарх. Ведом. 1895 г. 23), чем также пополнил издание писем знаменитого святителя Московского. 709 О том, как ценилась педагогическая и административная деятельность, а равно и личные качества преосвященного Арсения в бытность его на службе в Кишиневе и Новгороде, можно видеть ясно из тех проводов, какие там ему делали и которые описаны в Кишиневских и Новгородских Епарх. Ведомостях за начальные месяцы 1896 и 1897 годов. 716 Архимандрита Никандра (Покровского), впоследствии архиепископа Тульского († 1893 г. июня 27). 719 Николаю Григорьевичу.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Римско-католическое . Доставление ведомостей из Коллегии Иностранных Дел в Св. Синод о находящихся духовных лицах при римско-католических церквах. 107 . ДУХОВНИЦЫ ИЛИ ЗАВЕТЫ . См. Завещания . ДУШИ РЕВИЗСКИЕ . См. Ревизия . ДЬЯКИ . Запрещение дьякам Преображенского Приказа вступаться в дела лиц духовного ведомства и в дела раскольников. 4 . Требование Св. Синодом указа из Сената об определении дьяков в Монастырский Приказ. 133 . Производство дьяку канцелярии Плещеева жалованья из сборных денег с раскольников. 144 . ДЕЛО ГОРОДОВОЕ . Сбор и высылка к сему делу определённого количества денег с архиерейских и монастырских вотчин Новгородской епархии. 198 . ДЕЛО ПЕНЕЧНОЕ . Избрание для обучения оному крестьян из вотчин духовного ведомства и сбор с них денег на жалованье мастерам этого дела. 134 . ДЕТИ : Боярские архиерейские . Исключение их из подушного оклада (п. 7, 2 стр. 365). 312 . Добор с них в Сибирской епархии рекрут. 316 . Священно и церковнослужителей . Освобождение детей священнослужителей города Костромы от сбора новоположенных окладных солдатских денег. 155 . Требование от Сената разрешения: кто должен платить положенный оклад за священнослужительских детей, когда они будут посвящены в священнослужители, или помещены туда, где с служащих не положено взимать оклада, или будут взяты в Санкт-Петербургскую семинарию или в епархиальные школы. 175 . Представление их по Московской губернии от 13 до 20 летнего возраста в Славяно-российские школы и о непосвящении не обучавшихся во священники. 192 . Представление об исключении их из подушного оклада (п. 6 стр. 365). 312 . Освобождение их от поступления в арифметические школы; определение обучать их в архиерейских школах (п. 10 стр. 366). 312 . Новокрещённых Черемис . Обучение их в школах Казанской епархии. 212 . Е ENAPXIU . Назначение в каждую из них по инквизитору. 22 , 151 . Требование немедленной присылки из епархий в Св. Синод денег, собранных на лазареты и на покупку драгунских лошадей; запрещение собирать впредь эти последние без указа Св. Синода; лазаретные деньги должны быть доставлены из епархий в Св. Синод в Марте месяце. 61 . Рассылка в оные напечатанного Духовного Регламента для руководства в делах. 294 . Рассылка в оные книжки о браках православных с инославными. 333 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Для этой цели составлены были особые комиссии из двух старших членов местных консисторий, под председательством тамошних преосвященных. Следственная комиссия в Вологде открыла свои заседания на другой-же день по прибытии Иринея. По предъявлении ему указа об учреждении комиссии, начали допрашивать его письменно и требовали от него также письменного объяснения по следующим пунктам: а) «Почему он усомнился в письменном указе о удалении его от управления иркутской епархией после того, как на переведение его из Пензы в Иркутск имел он также письменный указ, в котором сомнения в то время не изъявлял, и когда в подлинности указа удостоверяли его, кроме печати, подписи бывшего обер-секретаря Журихина и секретаря Гиновского, коих почерк был ему известен из прежних указов? б) Если подлинно усомнился он в подлинности указа, полученного 3-го сентября, то почему сомнения своего не изъявил немедленно, а обнаружил оное словесно 20-го сентября, а письменно 29-го? в) Какое происшествие было между ним и чиновником Голубевым в архиерейском доме, на заставе и главной гауптвахте, от каких оное произошло причин и какими сопровождалось обстоятельствами и последствиями? объяснить с точностью по сущей справедливости. г) Чрез неделю после сего происшествия какой разговор имел он в своем доме с г. гражданским губернатором в присутствии коменданта»? На эти предложенные вопросы Ириней своеручно написал ответы, которых содержание следующее: 1) «Об удалении меня от управления иркутской епархией я всегда судил в связи с моим преемником, преосвященным Мелетием. Обстоятельство, что я не был распубликован печатным указом, считал я за величайшую милость; но в тоже время имел долг требовать, по силе указа от 2-го мая 1783 г., коим письменные государственные указы называются пасквилями, краткого печатного циркулярного указа о моем преемнике, преосвященном Мелетии, каков мне и прислан высокопреосвященнейшим Серафимом, митрополитом с.-петербургским и новгородским, уже после, от 20-го октября сего года. Я бы и тогда не усомнился в истине письменного указа, ежели-бы хотя в консисторию был прислан таковой печатный циркулярный указ, или увидел оный напечатанным хотя в Московских Ведомостях.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

2) в дополнение к изменениям, объявленным в указе Святейшего Синода от 8-го сего марта за 4 и применяемым во всех богослужебных книгах в тех местах, где упоминаются имена императора и царствовавшего дома, напечатать на отдельных листах следующие необходимые изменения в тексте богослужебных книг: [...]. 54 Обсудив приведенный рапорт преосвященного Финляндского и признавая предположенные Комиссией по исправлению богослужебных книг изменения в богослужебных книгах и молитвословиях правильными, Святейший Синод ОПРЕДЕЛЯЕТ: поручить Синодальным типографиям напечатать для каждой из упомянутых выше богослужебных книг соответствующие изменения на отдельных листах, каковые листы и вкладывать в продаваемые книги, при напечатании же вновь упоминаемых выше богослужебных книг принять к руководству намеченные Комиссией изменения; 55 вместе с сим, для объявления об указанных выше изменениях по духовному ведомству, напечатать настоящее определение в журнале «Церковные Ведомости». 56 РГИА. Ф. 796.Оп. 209. Д. 2833. Л. 707Зоб. Машинопись, подлинник; ЦВ. 1917. 1617. С. 8386. Приложение I к 10 Из определении Св. синода 28 «О возносимом на великой ектений прошении об утверждении мира в земле нашей» 57 12 января 1905 г. ПРИКАЗАЛИ: На основании бывших рассуждений, Святейший Синод ОПРЕДЕЛЯЕТ: 1) восстановить возношение на великой ектений прошений, установленных указом святейшего Синода от 8-го мая 1881 года («Церковный вестник» за 1881 г., 22). 58 ЦВ. СПб., 1905. 3. С. 3132. Приложение II к 10 Из распоряжения высшей московской епархиальной власти 59 Опубликовано 16 октября 1905 г. В воскресенье, 16 октября, во всех храмах Москвы во время литургии следовало читать следующие прошения 60 : 1) На Великой ектений после [прошения] «О плавающих»: О еже 61 услышати глас молитвы нас недостойных рабов твоих, и простите нам вся 62 прегрешения, ими же раздражихом, ярость же и негодование Его на ся воздвигохом, 63 Господу помолимся. О еже отвратити весь гнев ярости Своея, праведно на ны 64 движимый, и милостиву и благоуветливу 65 быти нам недостойным, Господу помолимся.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010