562 . Soteropoulos Ch. G. Οι νηπτικο πατρες περ της κατ Χριστν τελεισωες του ανθρπου. θη ναι. 1991. 248. 563 . Soteropoulos Ch. G. Νηπτικο κα πατρες τω ν μσων χρνων. θη ναι 1994. 533. [I, 1: Краткие жизнеописания и библиографии 21 аскетич. автора, своего рода аскетич. патрология: Иоанн Лествичник , Максим Исповедник , Феодор Студит , Фотий, Симеон Новый Богослов , Никита Стифаг, Петр Дамаскин , Феолипт Филадельфийский , Каллист 1, Григорий Синаит , Нил Кавасила , Иоанн Кантакузин , Григорий Палама , Филофей Коккин, Николай Кавасила , Давид Дисинат, Иосиф Калофет, Феофан Никейский , Филофей Силимврийский, Каллист Катафигиот , Каллист и Игнатий Ксанфопулы: 9–92; I,2: Пять слов Феофана Никейского о Фаворском свете: 95–317; [I: Богосл. темы XIV века: Полемика Варлаама и Паламы, Фаворский свет, Различение сущности и энергий Божиих, Filioquë 327–533]. 564 . Souilhé J. Le silence mystique//RAM 1923. 4. 128–140. 565 . Špidik T. Ermites en Orient//DHGE 1963. 15. 766–771. 566 . Špidik T. La contemplazione nella spiritualità cristiana orientale//Enciclopedia delle religioni. Firenze 1970. 2. 385–390. 567 . Špidik T. L’obbedienza tra carisma e istituzione//Vita monastica. 1970. 24(100). 36–49. 568 . Špidik T. Spiritualität des östlichen Christentums//Handbuch der Ostkirchenkunde/Hrsg. Ivanka E. von, Tyciak J., Wiertz P. Düsseldorf 1971. 483–502. 569 . Špidik T. Esicasmo//Dizionario Encicl. di Spiritualita. 1. Roma 1975. 570 . Špidik T. Spiritualità degli slavi orientali//Dizionario Encicl. di Spiritualita. 2. Roma 1975. 1738–1741. 571 . Špidik T. Esicasmo, Esicasta//Dizionario degli lstituti di Perfezione. 1976. 3. 1306–1313. 572 . Špidik T. L’ascesi nella Chiesa orientale//Ascesi cristiana/Ed. Ancilli E. Roma 1977. 161–181. 573 . Špidik T. La spiritualité de l’Orient Chrétien. Manuel systematique. Roma 1978. 436. пер.: Шпидлик Ф. Духовная традиция восточного христианства. Систематическое изложение. М. 2000. 493. пер.: Spidlik Т. The spirituality of the Christian East: A systematic handbook. Kalamazoo 1986. (CistSt 79). [Фундам. труд, отличающийся детальнейшей рубрикацией понятий и тем правосл. духовности. Библ.].

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

10). Не следует считать, что учение о Божественных энергиях предполагает рассечение и разделение в Боге, как вносящее в Бога инаковость, поскольку следует признать, что принцип инаковости имеет место в Божестве, а именно, благодаря ипостасям Святой Троицы; если же ипостаси Троицы, будучи инаковыми по отношению друг к другу, не разделяют Ее, то и об энергиях нельзя говорить это (гл. 11). Число различает, но не разделяет. При том что сущность и ипостась отличны друг от друга, тем не менее, одно не существует без другого. То же верно для сущности и энергии. Они не тождественны друг другу и отношение между ними описываются Нилом через категории единства и различия: при том, что сущность и энергии не тождественны, единство между ними реальное, о различении же между сущностью и энергией Кавасила говорит как о мысленном (очевидно, о единстве здесь говорится в другом смысле, чем когда категория единства выше прилагалась к Божественной сущности) (гл. 12). Далее Кавасила использует пример света и тепла, исходящих от огня. Эти силы не тождественны друг другу, но отличны как друг от друга, так и от их сущности – огня, однако при этом они не существуют отдельно друг от друга (подробнее темы света и тепла в паламитском богословии я коснусь ниже) (гл. 13). Таким образом, если среди физических явлений встречается то, что отделяется друг от друга лишь в умозрении – когда некие нетождественные друг другу вещи различаются без разделения, то и в Божестве, где единство преобладает над различением (здесь Нил использует формулу Пс.-Дионисия) 6 , также следует мыслить различение подобным образом (гл. 14). На этом трактат заканчивается. В целом трактат Нила имеет определенный школьный оттенок. Его «схоластическая» составляющая заключается, в частности, в последовательном обсуждении различий между сущностью, ипостасями и свойствами=энергиями Божества; сначала в ходе трактата обсуждается отношение между сущностью и ипостасями, потом – между сущностью и свойствами=энергиями, и затем – между ипостасями и энергиями.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Palam...

693 О Мануиле Ангеле как вселенском судье упоминает и историк Никифор Григора в своем рассказе о поездке императрицы Ирины, супруги Иоанна Кантакузина , в Орестиаду (Адрианополь) и Дидимотих, причем ей сопутствовали два архиерея и Мануил Ангел. 694 Затем, в августе 1383 г. патриарх Нил и Св. синод присудили протопопа Влахерн Константина Кавасилу к лишению сана за различные дисциплинарные нарушения, причем на одном из заседаний синода по этому делу была прочитана грамота вселенских судей, в которой заявлялось, что Константин Кавасила после первого состоявшегося синодального решения о лишении его сана говорил, что в том случае, если его не простят, он убежит к франкам или туркам. Это сообщение вселенских судей удостоверили и многие из архиереев, которым Кавасила говорил то же самое. 695 В октябре 1362 г. император Иоанн Палеолог послал в Венецию для возобновления политического договора в качестве своих легатов вселенского судью ромеев Феофилакта Дермокаита и Константина Кавалларопула. 696 А под синодальным актом от марта 1393 г., по поводу оправдания Афинского митрополита Дорофея в возведенном на него политическом преступлении, подписался и «смиренный митрополит Никомидии и вселенский судья ромеев Макарий». 697 Любопытное судебное дело восходило на решение патриарха Матфея и Св. синода в августе 1400 г. Анна Ласкарина Тагарина возбудила в царском секрете жалобу против Филиппа Дуки Априна при заседавших здесь вселенских судьях, Никомидийском митрополите Макарий и Алусиане Кавалларопуле относительно 45 иперпиров, 698 которые Филипп Дука занял у нее. Вселенские судьи выдали истице свою грамоту о том, что если должник не заплатит деньги в течение двух лет, то Ласкарина имеет право взять его аделфат 699 в монастыре Богородицы Марули. Истица так и поступила, потому что не получила в срок своего долга, и в течение некоторого времени владела аделфатом должника. Но грамота, полученная ею от вселенских судей, была случайно попорчена в большей своей части, и Ласкарина опять обратилась в царский секрет, представив сюда и остаток прежнего документа.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/o...

В 1367 г., уже простым монахом, он излагает свои мысли папскому легату Павлу (номинальному латинскому константинопольскому патриарху), посетившему константинопольский двор. Он подчеркивает, что папе не стоит надеяться на «директивную» унию – латинское понимание объединения как «подавления» неприемлемо, веру нельзя навязать силой. Папе следует также отказаться от стремления выступать как всеобщий судья и подойти к делу «дружески и братски», а не «наставнически, самовластно» – «как если бы вы были господами, заявляя, что ни мы, ни вообще кто-либо из людей не может иметь взгляды, отличные от того и противоречащие тому, что папа говорит или же скажет, поскольку он является наследником Петра и говорит то же самое, что и Христос». Кантакузин дает понять, что Византия – даже ослабевшая – не склонна «выслушивать слова папы, склоняя сердца и головы, как если бы они исходили от самого Христа». В этой же интеллектуальной среде, воспринявшей философию томизма, развиваются пролатинские тенденции. Со временем некоторые византийские томисты перешли в католичество и даже вступили в орден доминиканцев, к которому принадлежал Фома Аквинский (в числе этих конвертов были Виссарион Никейский, Максим Хризоверг, Прохор Кидонис и переводчик Максим Калека). С другой стороны, возникает увлечение «секулярным эллинизмом», в некоторых случаях приводившим даже к отказу от христианства (как это случилось с Георгием Гемистом Плифоном). Восточный унионизм стимулировался существенным осложнением положения Константинопольского Патриархата в связи с нарастанием турецкой инвазии. К началу XV в. патриархия вступает в борьбу за выживание. Результатом турецкой экспансии становится истребление греческого населения, его порабощение, запустение деревень и целых городов, опустошение монастырей и исчезновение церковных институтов, как таковых, – вплоть до того, что здесь не остается ни священников, ни епископов. Сокращению православного населения способствует массовая исламизация малоазийских греков – отчасти насильственная, отчасти добровольная. С лица земли исчезают целые епархии, и заботу об оставшемся на их территориях христианском населении нередко приходится возлагать на уцелевших соседних епископов. Обедневшие вдовствующие кафедры прямо присоединяются к более жизнеспособным епархиям: если в XIII в. в состав Вселенского Патриархата входило более 600 епархий, то к началу XV в. их число не превышало 200. Патриархату перед лицом этой новой опасности пришлось встать на защиту собственных наднациональных христианских идей и византийского имперского универсализма. В этом направлении много сделали патриарх Филофей, Иосиф Вриенний , Ангел Панарет и Георгий Воила. Митрополит Фессалоникийский паламит Нил Кавасила составил убедительное опровержение схоластического метода, вызвавшее положительные отклики современников. Его племянник Николай Кавасила также отказывал томизму в претензии на подлинную мудрость. § 4. Унионизм – католическое осмысление церковного единства

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Marc. Erem. De lege spir. Maximus Conf. Ambig. De chant. Disp. Pyr. Quaest. ad Thalass. Scholia in «De eccl. hierarch.» Maximus Confessor Ambigua//PG 91, 1031–1418. – Pyc. пер.: Максим Исповедник , npn. О различных недоумениях у святых Григория и Дионисия (Амбигвы). – М.: Институт философии, теологии и истории св. Фомы, 2006. Capita de charitate//PG 90, 959–1080. – Pyc. пер.: Максим Исповедник , npn. Главы о любви//Творения: в 2 т. – М.: Мартис, 1993. – Т. 1. – С. 96–145. Disputatio cum Pyrrho//PG 91, 287–354. – Рус. пер.: Максим Исповедник , npn. Диспут с Пирром. – М.: Храм Софии Премудрости Божией, 2004. Quaestiones ad Thalassium//PG 90, 243–786. – Pyc. пер.: Максим Исповедник , npn. Вопросоответы к Фалассию//Творения: в 2 т. – Т. 2. – С. 21–209. Scholia in librum «De ecclesiastica hierarchia»//PG 4, 115–184. – Pyc. пер.: Максим Исповедник , npn. О церковной иерархии// Дионисий Ареопагит . Сочинения. Толкования Максима Исповедника . – СПб.: Алетейя; Изд-во Олега Абышко, 2002. – С. 566–735. Nemes . Ernes. De natura homin. Nemesius Emesenus episcopus De natura hominis//PG 40, 503–818. – Pyc. пер.: Немесий Эмесский , en. О природе человека. – М.: Канон+, 1998. Niceph . Const. Ad Leon. Nicephoros Constantinopolitanus patriarcha Epistola ad Leonem III papam. PG 100, 169–200. – Рус. пер.: Никифор I Константинопольский, исп. Послание ко Льву III, папе Римскому//Творения. – Минск, 2001. – С. 82–111. Nicol . Cabas. Sacr. Liturg. interpr. Nicolaus Cabasila Thessalonicensis metropolita Sacrae Liturgiae interpretation//PG 150, 367–492. – Pyc. nep.: Николай Кавасила . Изъяснение Божественной литургии// Николай Кавасила . О жизни во Христе. – М.: Сретенский монастырь, 2006. – С. 160–217. Nicol . Const. De vita monastica Nicolaus Constantinopolitanus patriarcha Ad praepositum Sacri Montis, ut typum in ordine vitae//PG 111, 391406. – Пер. заглавия: Николай Константинопольский, свт. Проту Святой горы устав жизни, изложенный по порядку. Nil . Ep. Nilus Sinaita Epistolae//PG 79, 81–582. – Pyc. пер.: Нил Синайский , прп. Слово подвижническое. Письма. – М.: Изд-во им. свт. Игнатия Ставропольского, 2000. – С. 74–479.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

до 1359 г. Умер около 1359–1369 г, до конца своих дней не прекратив борьбы со сторонниками Григория Паламы . См.: агиография, историки Византии, эпистолография. Никифор Каллист Ксанфопул (Каллист монах, Нил монах) (ум. ок. 1335 г, хотя есть предположение, что уже ок. 1312 г.) – в начале XIV в. написал историю Церкви в 18 книгах, которую довел до смерти императора – узурпатора Фоки, казненного в 610 г. Автор Житий некоторых святых, включая «Чудеса монастыря Пиги " (1308–1312 гг). См.: агиография, церковные историки. Никифор Уран – военный чиновник, дипломат, писатель, магистр и дука Антиохии, автор «Тактики», одного из самых поздних византийских военных трактатов по полиоркетике конца Х – начала XI в. Никифор Хумн (1250/1255–1327) – византийский ученый, государственный деятель, автор речей и писем (последних издано 172). См.: эпистолография. Никифорица – еанух, дука Антиохии при василевсе Константине Х (10591067 гг), служил также в Элладе и Пелопоннесе, логофет дрома и самый влиятельный, жестокий советник безвольного василевса Михаила VII Дуки Парапинака (1071–1078 гг.); разбогател на взымании налогов, конфискации имуществ, вымогании взяток, но не смог сохранить трон своего покровителя, который отрекся от престола и, приняв сан монаха, стал архиепископом Эфеса. Сам же Н. был изгнан на крошечный эгейский остров Оксия, где и умер. Николай Ириник – хартофилак при царском дворе в Никее XIII в., автор стихов, в том числе, по случаю бракосочетания ок. 1244 г. Никейского императора Uoahha III Дуки Ватаца (1222–1254 гг.) с Анной, дочерью императора Священной Римской империи Фридриха II Гогенштауфена (12121259 гг.). Николай Кавасила (1320/1323 – не позже 1396 г.) – теолог и мистик, соперник Григория Паламы . Принял имя своей матери (настоящее имя Николай Хамает); племянник Нила Кавасила, митрополита Фессалоники (1361 – ок. 1363 гг.). Обучался в Константинополе, в середине XIV в. писал астрономические трактаты, комментировал сочинения математика Феона Александрийского. Активный участник политической и религиозной жизни, последовательный сторонник исихасма, друг и советник василевса Иоанна Кантакузина . Известен благодаря своим семи книгам «Жизнь во Христе», где содержались наставления о путях познания Бога через добродетель и молитву, исследовалась природа православной духовной жизни. В его «Изьяснении Божественной литургии» давалось объяснение христианских символов, богослужебных действий и молитв. Н. К. осуждал отшельническую жизнь и приближался по взглядам к Симеону Новому Богослову и Максиму Исповеднику . Среди 18 писем Н. К. есть адресованные Иоанну V Палеологу (1341–1391 гг) и Мануилу II Палеологу (1391–1425 гг.).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

9 . Я же ударил одного и даже схватил его, сына Стамателло, но и меня били; били и меня и моего коня столько, что он без сил упал и придавил меня. Прекрасный конь, которого султан дал Исааку Асану, когда встретился с ним, Асан же – своему зятю Георгию Филантропину, а тот – своему племяннику Комнину, зятю протостратора Кантакузина; а когда он бежал на этом коне в Галату, мой брат настиг и схватил его, а в награду получил от василевса его коня. Я же взял его у него, отправляясь в Морею. 10 . Итак, меня, израненного, схватили, повели и бросили в башню, в тёмное помещение, с муравьями, долгоносиками и мышами, так как прежде в нем был хлебный склад. Надели на меня железные колодки, а на левую ногу – крепкую цепь, прикрепленную к большому колу. И я лежал в этой темнице, тяжко страдая от ран, от оков, жесткого ложа и от других неудобств, которые имело это помещение, на которые я указал выше. XVIII,1. Здесь же следует рассказать и о благочестивейшей Фомаиде. Она происходила из хорошего рода из Анатолии. Когда она осиротела, родственники привезли ее в Константинополь и отдали сестре трех архиереев, братьев Кавасила, матери мудрейшего Николая Кавасилы : 101 2 . Она содержала и воспитывала ее, а через некоторое время уехала в Фессалонику, когда епископом там был ее брат Нил Кавасила . И они поселились в монастыре св. Феодоры вместе с Палеологиней, добродетельной и образованной женщиной, о которой я часто слышал от незабвенного василевса кир Мануила много похвал; и я читал множество канонов ее сочинения в честь св. Димитрия, св. Феодоры и других святых. У них жила и воспитывалась в добродетели и в знании святая Фомаида. 3 . А когда наступила их кончина, они ей завещали все, особенно же жену Киприана, которая, измученная жестокостью своего мужа, ушла к упомянутым монахиням и стала послушницей. Когда же приблизился их конец, она подчинилась их наследнице как в жизни, так и в добродетели, и хорошо прошла путь повиновения вплоть до смерти. Я говорю о жене Киприана, явившегося в Константинополь и основавшего монастырь в честь святых Феодоров, но называемый Киприановым.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Если расположение Опровержений в начале может быть обусловлено их литературным сходством с сочинением Григория Паламы «Против Иоанна Бекка», где выдвигаются, а затем опровергаются аргументы Бекка, то состав других блоков, таким образом, объяснить невозможно, как и вставку других текстов в Опровержения. Если эти вставки не являются следствием перепутанных листов в греческом оригинале, то требуются другие причины. Из «Апологии» Димитрия Кидониса нам известно, что Нил Кавасила не публиковал своих трудов при жuзhMercami 1931:392–393; см.: Kislas 1998:75, 101. . Их публикацией, мы обязаны племяннику Нила Николаю, снабдившему их также вступлением («Protheoria»), которое присутствует в разных рукописях начиная с XV в. В этом вступлении он говорит о важности труда Нила и описывает его структуру. Необходимо задаться вопросом о степени и природе вмешательства Николая в издаваемые тексты: речь идет о публикации уже готового труда или племяннику Нила пришлось привести в порядок материал, который остался не завершенным его дядей? Возможно, славянский переводчик имел дело не с реорганизованным и отредактированным самим Николаем трудом, а с еще неорганизованными сборниками в том виде, в котором их оставил Нил. В обратном случае пришлось бы предположить, что славянский переводчик, внимательный к каждой букве своих текстов, не трогает одни произведения и в то же время яростно бросается переделывать только трактат Нила «Об исхождении Святого Духа». В Константинополе в 1360-е гг. имели хождение издания сборников в уже законченной форме, но рассматриваемый перевод выполнен в 1370-х гг. на Афоне, где, возможно, существовали копии трудов Нила, предшествующие обработке Николая. До сих пор не были найдены греческие копии сочинений Нила, предшествующие обработке Николая, поэтому, как и во многих других известных случаях, возможно, именно славянский перевод служит нам проводником к более древней версии самого труда, давая возможность реконструировать один из этапов истории его редактирования. Использованная литература

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/s...

на данную тему, вплоть до произведений Варлаама и о собирании им огромного теологического материала, который не был легко доступным. Нилом была проделана колоссальная работа по поиску текстов, вероятно, в лучших библиотеках Константинополя и различных монастырях. Кроме того, сочинение свидетельствует о близком знакомстве автора с западными точками зрения (в особенности с позицией Фомы Аквинского), которые были доступны Нилу в переводах его ученика Димитрия Кидониса и брата последнего Прохора. Мы располагаем также доказательствами, что Нил пытался выучить латынСм. Kislas 2001:86; Loenertz 1937:81.. Такая обширная и основательная работа Нила была связана с теологическими дискуссиями с папским легатом Павлом Смирнским в 1355 г 3 : именно для них предназначались приобретаемые знания. Именно благодаря этим, получившим наиболее широкое распространение, антилатинским произведениям Нил приобрел известность, так что Геннадий Сколарий упоминает его, наряду с Феофаном Никейским , Григорием Кипрским и Григорием Паламой , как одного из главных антилатинских abmopoScholarios, Jugie, Petit, Siderides 1929:3. См. также Rigo, Scarpa 2013.. Славянская рукописная традиция Известность Нила у славян также связана с его антилатинскими трудами. Славянский перевод этих произведений находим в двух рукописях 1375–1390 гг. афонского (в сербской среде) происхождения, которые с большой вероятностью восходят к Хиландарскому монастырю: Хил. 47 4 и ГИМ, Син. 38 5 . В обоих сборниках труды Нила против латинян следуют за сочинением Григория Паламы «Против Иоанна Бекка». В Хил. 474 за ними располагается обширная антология (л. 191r-337v) текстов из Священного Писания и трудов святых отцов об исхождении Святого Духа, которые заслуживают более тщательного рассмотрения, а также других полемических или аскетических произведений (среди которых встречаются и тексты Григория Паламы ). Некоторые элементы свидетельствуют о том, что переводы «Против Иоанна Бекка» Паламы и произведений против латинян Нила были выполнены одновременно, как часть одного и того же проекта, о чем свидетельствует их близкое соседство в рукописях, а также наличие в славянском тексте сочинения Нила фрагмента, отсутствующего в оригинале, где говорится о «дв свтил слоуиьсци, стишии зллтословьновыи, и ниль» 6 . Кроме того, как отмечают А.В. Горский и К.И. Невоструев : «Перевод творений Григория и Нила Солунских одинаковûГорский, Невоструев 1895:476.. Чуть ниже, они указывают на верность перевода оригиналу: «Переводчик, стараясь быть ближе к подлиннику, нередко сам составляет слова».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Kavasila/s...

По смерти императора Феофила, который лютостью своих гонений против чтителей св. икон, неуступал Копрониму и Арменину, окончилось гонение на Церковь от иконоборцев; тогда православные иноки употребляли все усилия к восстановлению почитания св. икон, особенно преп. Мефодий, Иоанникий и друг. Их молитвами был исцелен от тяжкой болезни Мануил – опекун юного императора Михаила, – под условием, что он будет содействовать восстановлению почитания икон. Подвиги иноков против латинства и протестантства Крепко иноки подвизались против латинствующих во дни крестовых походов. Императоры в видах политических склонялись на принятие унии. Паписты заключали и томили в темницах защитников православия, особенно иноков; но они оставались непоколебимыми и были примером для всего народа. Писали в обличение латинян сочинения, как напр., Нил Кавасила , Максим Плапуда, Григорий Палама , Нил Дамила. Эти сочинения были так важны, что греки, призванные на Флорентийский собор, изучали их, чтобы приготовиться к опровержению латинян (Ист. флор, соб. М. 1847 г. стр. 34). Патриарх Геннадий обличал своих соотечественников, принявших унию; и священники и народ проклинали унию. И по падении Византийской империи монастыри были самыми верными хранителями правоверия для страждущих греков. Особенно гора Афонская в своих подвижниках доставляла непоколебимых противников латинства не только для Греции, но и для России. Русские иноки начали подвизаться против папизма с самых первых времен. Преподобный Феодосий печерский обличал папистов. «Если кто скажет тебе: ту и другую веру Бог дал» отвечай: «разве Бог двоеверен» Когда иезувиты в южной и западной Руси усиливались всеми способами истребить православие, то православные иноки не только словом и писаниями подвизались за православие против сильных папистов, но страданиями, мучениями и смертно увенчали свою верность православию. Как велики заслуги иноческих обителей для защиты православия против папистов, свидетельствует вся история последних трех столетий. Лютеранство сделалось в России рано известным.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Elagin...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010