Краткое сочинение " Против Акиндина " , или " О различии сущности и энергии в Боге " , сохранилось лишь в одной рукописи  без упоминания имени автора и заглавия. Тем не менее установлено, что оно написано рукой Нила Кавасилы; язык и стиль также убедительно указывают на его авторство . " Ответ философу Григоре " , по-видимому, был написан после июля 1361 года (когда Нил Кавасила был избран митрополитом Фессалоникийским) и до конца 1362 года ; представляет собой ответ на " Исповедание веры " Никифора Григоры. Слово " Против бессмыслиц Григоры " (Кατ τν το Γρηγορ ληρημτων) в настоящее время признается сочинением св. Николая Кавасилы . К исихастским текстам, непосредственное участие в составлении которых принял Нил Кавасила, относятся Соборный томос 1351 года и паламитский флорилегий о сущности и энергии в Боге. Сочинения Литература Использованные материалы   Упомянут в списке местных святых на официальном сайте Фессалонийской митрополии - Αγιολογα -> Τοπικο γιοι -> Ν -> ΝΕΙΛΟΣ ΑΓΙΟΣ 14ος αινας -> ΝΕΙΛΟΣ ΚΑΒΑΣΙΛΑΣ, ρχιεπσκοπος Θεσσαλονκης (π. 1300-1363), .   Théophile (Kislas). 2001. P. 44-45; Σπουρλκου. 1966. Στ. 337   см.: Théophile (Kislas). 2001. P. 45-46   Georg. Sphrantz. Chron. Min. 18. 2; Théophile (Kislas). 2001. P. 44   Niceph. Greg. Hist. XXI 5. Vol. 2. P. 1025:18   Niceph. Greg. Hist. XXII 4. Р. 1052:12-13   Théophile (Kislas). 2001. P. 47   Mercati. 1931. Р. 391   loan. Cyparis. De transgres. palamit. I 2//PG. 152. Col. 677; Plested. 2012. P. 96   Théophile (Kislas). 2001. P. 25, 48-50, 68 [перечисление всех известных рукописей, содержащих флорилегий], 74-79 [подробное описание рукописей]. Флорилегий не издан   Niceph. Greg. Hist. XXII 4 - XXIV 2   Théophile (Kislas). 2001. P. 50-51   τι διτης - Cantacus. Hist. IV 38   Théophile (Kislas). 2001. P. 51   Возможно, Нил Кавасила имел доступ к самым первым переводам трудов последнего, создававшимся Димитрием Кидонисом и еще не получившим широкого распространения: перевод " Суммы против язычников " , например, завершен в 1354; Макаров, Евневич.

http://drevo-info.ru/articles/13679535.h...

137-164 164-166 166-167 НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель 167-173 173-174 174-175 НИЛ МЛАДШИЙ [Нил Россанский, Нил Криптоферратский, Нил Гроттаферратский] (910-1004), прп. (пам. 26 сент.), основатель мон-ря Гроттаферрата, гимнограф 175-178 НИЛ СИНАЙСКИЙ [Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» 178-188 НИЛОВА СОРСКАЯ В ЧЕСТЬ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ МУЖСКАЯ ПУСТЫНЬ находилась в Кирилловском у. Новгородской губ., в 5 верстах от г. Кириллова (ныне дер. Пустынь Кирилловского р-на Вологодской обл.) 188-203 203-210 210-212 НИМБ в христ. иконографии изображение сияния вокруг голов Иисуса Христа, Божией Матери, святых, ангелов; символ святости и знак причастности изображенного к божественному миру 212-214 Мартин Фридрих Густав Эмиль (1892-1984), религ. и общественный деятель, «личный узник Гитлера», президент ВСЦ (1961-1968) 214-218 НИМРОД согласно библейской «таблице народов» (Быт 19) (см. в ст. Бытие), предок людей, населявших Месопотамию; в ислам. традиции считается нечестивым царем-богоборцем и врагом Ибрахима (Авраама) 218-219 219-226 НИНА (Шувалова Неонилла (Нионина) Андреевна; 1866-1937), мон., прмц. (пам. 6 нояб. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) НИНА Алексеевна Кузнецова (1887-1938), мц. (пам. 1 мая, в Соборе святых Архангельской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 226-227 227-230 НИНИАН [Ниния, Ниниав (Ниниау)] (V-VI вв.), св.пам. зап. 16 сент.), основатель церковного поселения Уитхорн (историческая обл. Галловей, Шотландия), почитается как просветитель юж. пиктов 230-240 НИНОЦМИНДА жен. мон-рь во имя св. Нины, кафедра Ниноцминдской епархии (ныне Сагареджойско-Ниноцминдской) Грузинской Православной Церкви (ГПЦ). 240-243 НИНОЦМИНДСКАЯ ЕПАРХИЯ Грузинской Православной Церкви (ГПЦ) (V в.- 1811 г.; восстановлена в 1925 г.; с 2003 г. Сагареджойско-Ниноцминдская) с кафедрой Ниноцминдского архиерея (ниноцминдели) в г. Уджарма (до 506/7 г.), затем в мон-ре Ниноцминда

http://pravenc.ru/vol/LI.html

В трактате " Правило богословия " Нила Кавасилы " подробно аргументирует мысль о том, что различие между сущностью и энергией в Боге не делает божественные энергии тварными - аналогично тому, как и различие между сущностью и Ипостасями... не делает тварными Ипостаси " . Нил Кавасила указывает на многозначность понятия " природа " в богословском языке св. отцов IV-V веков: под именем " природа " могли подразумеваться и Ипостась, и природные свойства Божии, и " Сам Бог, то есть Отец и Сын и Дух Святой " . В рассматриваемом выражении свт. Григория Нисского  Нил Кавасила видит именно такое словоупотребление; это позволяет ему утверждать, что имя " Бог " охватывает всё, относящееся к Богу: сущность , Ипостась и природную несотворенную энергию   . Сущность и природные свойства в Боге соотносятся как единство и множество; причина и то, что имеет причину («виновное», τ ατιατν); непричастное и причаствуемое; то, от чего божественные Ипостаси, и то, от чего тварь . При этом Нил Кавасила говорит об энергиях как одновременно и неисчислимых (гл. 8), так и определяемых числом (гл. 10), что может указывать и на внутреннее противоречие текста, и на представление о принципиальной неисчислимости божественных действий для человека; то же касается и беспредельности или неопределенности (τ πειρον) применительно к энергиям . Число, согласно Нилу Кавасиле, различает, но не разделяет, и это касается как сущности и Ипостасей, так и сущности и энергии: они отличны, но при этом они не существуют друг без друга; однако нельзя говорить, что они тождественны: их отношение описывается при помощи категорий " единства и различия " . По мнению Д. С. Бирюкова, " хотя указание Нила на мысленный характер различия (δικρισις) между сущностью и энергиями, несомненно, вводит терминологическую неоднозначность в текст трактата... в своем трактате Нил учит о различии между сущностью и энергиями в Божестве как о действительном и только постигаемом в умозрении, о чем свидетельствует, в частности, неоднократно озвучиваемый им тезис о нетождественности божественной сущности и энергий; тема же мысленного различения появляется у него в полемических целях, и эта тема у Нила не противоречит традиционному паламитскому учению о действительно существующем, а не только мысленном различении в Боге сущности и энергий, каковое и проводится Нилом в его трактате " .

http://drevo-info.ru/articles/13679535.h...

О жизни во Христе Святой праведный Николай Кавасила «О жизни во Христе». – М.: Изд. Сретенского монастыря, 2006. – 224 с. ПРЕДИСЛОВИЕ Два солунских святых из XIV века носили имя Кавасилы. Старший Нил,  дядя Николая, по общепринятому мнению, управлял Солунской паствой до 1340 года, при Иоанне Кантакузине. Младший, Николай, родился в 1320 году в аристократической семье в Фессалонике. Детство его прошло под наставничеством дяди. В 1335 – 1340 гг. Николай получает классическое образование в Константинополе, где изучает философию, риторику, грамматику, естественные науки. Впоследствии он принимает активное участие в политической и церковной жизни империи и упоминается в должности сакеллария Константинопольской Церкви . При гражданских беспокойствах, вызванных движением зилотов, мы встречаем Николая Кавасилу на стороне Палеологов и военачальника Сигриана. Патриарх Иоанн в 1343 году посылал его в числе других к императору Иоанну Кантакузину, чтобы убедить его отречься от престола . Но когда тот был коронован в Адрианополе и когда Фессалоника и другие города перестали противодействовать благоприятствовавшей ему партии, посольство в 1346 году отправилось к сыну его Мануилу, чтобы обещать ему покорность под некоторыми условиями, и в этом посольстве был Николай Кавасила. Может быть, эти самые сношения приобрели Николаю благосклонность Кантакузина; по крайней мере, сам Кантакузин говорит, что удостаивал своей дружбы и даже причислял его к лучшим своим друзьям . Будучи склонным к созерцательной монашеской жизни, Иоанн Кантакузин в 1349 году удалился в монастырь Святого Маманта и потом перешел в монастырь Манганийский, недалеко от Константинополя. В это добровольное изгнание последовали за ним Димитрий Кидоний и Кавасила, мужи, по словам самого императора, достигшие вершины внешней мудрости, не менее любомудренные и в делах, избравшие жизнь целомудренную и свободную от несчастий брака . Пребывание императора и друзей его в монастыре было непродолжительным. Когда Кантакузин, незадолго до своего отречения ради принятия монашеского пострига, призвал в соправители себе сына своего Матфея и Палеолога Андроника, Кавасила опять встречается в числе посредников, которым надлежало вызвать удалившегося патриарха Каллиста и заставить его короновать Матфея (Cantac. hist. lib. IV. Vol. III. P. 275). Но когда Каллист отказался, приступили к выбору нового патриарха, и на это место предложены были Кавасила и еще двое: Макарий Филадельфийский и Филофей Ираклийский; император избрал последнего, и он короновал Матфея. При сем случае Кантакузин называет Кавасилу мирянином; а это дает понять, что он пользовался большим уважением, если предлагали его прямо на патриаршую кафедру, что с мирянами бывало редко.

http://pravoslavie.ru/6042.html

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИЛ КАВАСИЛА Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Нил Кавасила (греч. Νελος Καβσιλας; не позднее 1300 - 1363 ), митрополит Фессалоникийский (1361-1363), византийский богослов, исихаст , сторонник свт. Григория Паламы , антилатинский полемист, святитель Память в Соборе Фессалоникийских святых (Фесс. ) Принадлежал к знаменитой аристократической семье Кавасил, различные ветви которой были известны в Македонии, Эпире и Константинополе. Родился не позднее 1300 года в Фессалонике . При крещении получил имя Николай; его племянник, также знаменитый византийский богослов, праведный Николай Кавасила , предположительно был назван в честь Нила Кавасилы . О родителях Нила Кавасилы ничего не известно. Сохранились сведения о том, что сестра Нила Кавасилы в конце жизни (в 1362) поступила в монастырь св. Феодоры в Фессалонике . С юных лет Нил Кавасила отличался аскетическим настроем: по свидетельству Никифора Григоры , в течение всей жизни Нилу Кавасиле были свойственны " глубокое воздержание и нестяжание " . Еще в молодости он прилежно воспитывал в себе смирение и старался жить скромно, незаметно, что стало его характерной чертой на всю жизнь. Так как Фессалоника в начале  XIV века была очагом учености и привлекала многочисленных риторов, философов, грамматиков и других наставников, преподававших различные науки, Нил Кавасила имел возможность получить блестящее образование. Фессалоника славилась и как важный монашеский центр, тесно связанный со Святой Горой Афон . Овладев всеми необходимыми познаниями, Нил Кавасила стал преподавать фессалоникийским юношам различные науки: риторику, философию, астрономию и другие; вероятно, он также преподавал богословие. Известно, что Нил Кавасила был связан с Иоанном XIV Калекой  и последовал за ним в Константинополь, когда в 1334 году тот был избран патриархом . Нил Кавасила также был знаком с Варлаамом Калабрийским и связан особыми узами дружбы с Никифором Григорой , что свидетельствует о его принадлежности к византийской интеллектуальной элите того времени.

http://drevo-info.ru/articles/13679535.h...

Вероятно уже в 30-е гг. XIV в. св. Нил начинает активно включаться в богословскую полемику своего времени. Наиболее важными вопросами, о которых он пишет, являются, во-первых, спор с латинянами о Filioque, и во-вторых, полемика вокруг исихазма. Что касается первого, то важным историческим событием здесь было прибытие в 1334 г. легатов папы Uoahha XXII в Константинополь для обсуждения вопроса о соединении Церквей. Не исключено, что св. Нил участвовал уже в этих дискуссиях с латинянами; в любом случае, не приходится сомневаться, что он принимал участие в других дискуссиях – с легатом Павлом, в 1355 г. Для Византии тогда, как, впрочем, и для всего последнего периода ее истории, вопрос стоял о выборе: подчинение Риму ради получения помощи против турок или сохранение своей духовной свободы с риском (все увеличивающимся) утраты политической независимости. Св. Нил в этой ситуации выступил однозначно как защитник традиционного православного учения. Именно к этому периоду, вероятно, относятся его антилатинские сочинения, в частости трактат, обличающий латинян в нежелании созвать Вселенский собор для обсуждения разногласий по богословским вопросам и в их желании навязать свое учение ссылкой на авторитет папы. Кроме того, сохранился его трактат «О главенстве папы» и целый ряд сочинений, посвященных полемике с латинянами по вопросу Filioque. Другая группа сочинений св. Нила посвящена защите исихаст-ского учения. К таким сочинениям относятся трактат «Против Акиндина, или О различии между сущностью и энергией в Боге» и «Ответ философу Григоре»; св. Нил участвовал также в написании Томоса собора 1351 г. Как богослов, св. Нил сочетал строгую приверженность Писанию и Преданию Церкви с обширной философской образованностью, глубиной и систематичностью мысли 1641 . Согласно о. Феофилу Кисласу, он участвовал в соборе 1351 г. против антипаламитов, и в частности, Григоры, в качестве эксперта по святым отцам, именно он находил святоотеческие свидетельства в пользу исихастского учения и ему принадлежит знаменитый пала-митский флорилегий. После собора он посетил Григору в заключении, чтобы уговорить его отказаться от заблуждения и принять учение собора. В период между июлем 1361 г. и первой половиной 1362 г. св. Нил, уже будучи митрополитом Фессалоникийским, внес решающий вклад в анафематствование Никифора Григоры, хотя до этого порядка двух десятилетий являлся его другом 1642 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

К сочинению " Об исхождении Святого Духа " примыкают 2 флорилегия, собранные самим Нилом Кавасилой в процессе работы над основным текстом этого произведения и добавленные к нему св. праведным Николаем Кавасилой, который осуществил подготовку к изданию труда " Об исхождении Святого Духа " и способствовал сто распространению . Первый флорилегий представляет собой 9 фрагментов из творений блж. Августина (в греч. переводе), в которых тот признает, что может в сочинениях допускать ошибки и что лишь Свящ. Писание непогрешимо . Второй - " О святом и вселенском Соборе, который восстановил Фотия, святейшего патриарха, на Константинопольском престоле и покончил с соблазнами, [разделявшими] две Церкви, ветхого и нового Рима "  - представляет собой собрание фрагментов деяний Собора 879-880 годов , текстологическая традиция которых крайне запутанна и до сих пор вызывает много споров. Нил Кавсила стремился показать, что осуждение прибавления " и от Сына " (Filioque) в Символ веры на этом Соборе, в случае признания обеими сторонами его вселенского статуса, может привести к согласию обеих Церквей. В сочинении " Об исхождении Святого Духа " Нил Кавасила часто обращается к деяниям Собора 879-880 годов  . В большинстве антилатинских полемических текстов Нила Кавасилы демонстрирует основательное знание богословия Фомы Аквинского . Вполне вероятно, что он с интересом и уважением относился к только что переведенным Димитрием Кидонисом на греческий язык сочинениям, однако влияние последних на Нила Кавасилу прослеживается в значительно меньшей мере, чем в случае других византийских богословов того же времени, в отношении учения которых И. Димитракопулос употребил термин " томистский паламизм " . Использование элементов томистского богословия заметнее в исихастских трактатах Нила Кавасилы, чем в сочинениях, посвященных антилатинской полемике. В произведениях, посвященных проблеме исхождения Святом Духа, Нил Кавасила, как правило, сознательно опровергает тезисы Фомы Аквинского, что вызвало критику сочинений самого Нила Кавасилы со стороны филотомистов и антипаламитов второй половины XIV века .

http://drevo-info.ru/articles/13679535.h...

Нил Кавасила, архиепископ Фессалоникийский, также был замечательным представителем византийского полемического богословия. Биографические сведения о нём скудны. Известно лишь, что он отличался выдающимся образованием, принимал участие в исихастских спорах, причём примыкал к церковной партии Григория Паламы и написал обличительный против Варлаама и Георгия Акиндина трактат, который ещё хранится в рукописи (cod. Vallicell. в Риме). По смерти фессалоникийского архиепископа св. Григория Паламы († 1360г.), Нил был назначен его преемником по кафедре, но скончался, прежде чем прибыл в Фессалонику, как говорит Симеон, архиепископ Фессалоникийский (1423г.). Его племянник Николай Кавасила , известный византийский богослов-мистик и преемник по Фессалоникийской кафедре, составил следующую эпитафию блаженному Нилу: «Гроб этот скрывает Нила знаменитого тело, чистейшее жилище девственной души. Нил блаженнейший! Ты, сияя, достиг неба, а нам ослепил взор, когда закрыл свои прекрасные очи...». Нил принимал участие в полемике против латинян и написал несколько сочинений, на которые потом ссылались, как на церковный авторитет, противники Флорентийской унии. Из его сочинений, прежде всего, известны «Две книги о власти и первенстве папы», где доказывается, что причиной отделения Латинской церкви было нежелание папы предоставить Вселенскому собору расследование разногласий, так как он стремился только один пользоваться правами учительства, а всех иных предстоятелей Церкви признавал обязанными оставаться на положении послушных его учеников, – между тем как в действительности такое отношение чуждо апостольских и отеческих деяний и законов; кроме того, в сочинении раскрывается истинный характер отношений между предстоятелями автокефальных Церквей, основывающийся на византийской системе пентархии патриаршей власти. Сочинение Нила, направленное против папства, неоднократно издавалось протестантами в XVII b., так как содержит сильную и разностороннюю критику папско-куриальной системы. В XVII b. против трактата Нила о папской власти писал латинствующий грек Иоанн-Матфей Кариофилл (1633г.), верный слуга папства, но его «Опровержение» не ослабило значения византийского произведения. 432

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Sokolov/l...

Таким образом, в антилатинских трактатах св. Нил одним из первых среди византийских авторов стал полемизировать с фи-лиоквистскими аргументами Фомы Аквинского. Наряду с этим Кавасила полемизировал по вопросу о Filioque и с латиномыслящими среди византийцев. Здесь традиционной мишенью являлись Иоанн Векк 1647 и Константин Мелитениот (осужденные на Влахерн-ском соборе 1285 г.). В то же время, как пишет о. Феофил Кис-лас 1648 , св. Нил спорит и с некоторыми высказываниями Никифора Влеммида, а именно с цитатой из Слова 1, О Святом Духе (PG 142, 533–566). Этот факт интересно отметить, поскольку, по мнению ряда современных исследователей, учение Никифора Влеммида является православным 1649 . Вероятно на полемике Кавасилы с Влем-мидом сказалось то понимание богословия Влеммида, которое было у Иоанна Векка. Впрочем вопрос об отношении к наследию Влеммида в позднем византийском богословии требует дальнейшего изучения. Как бы то ни было, наряду с собственными, «доморощенными» латинофилами, св. Нил подробно критикует и собственно Фому Аквинского (в частности, в своем главном труде «Пяти словах об исхождении Святого Духа» – одном из наиболее авторитетных после св. Фотия византийских сочинений на эту тему 1650 ). Димитрий Кидонис, как известно, ответил св. Нилу на его критику аргументов Фомы. Наконец, Димитрий Хрисолор (XV в.) написал сочинение, где вывел спорящими по вопросу о Filioque всех троих: Фому Аквинского, Нила Кавасилу и Димитрия Кидониса. В этом сочинении он явно становится на сторону Кавасилы против Кидониса 1651 . Таким образом, полемика св. Нила с Фомой стала заметным явлением для византийского богословия и интеллектуальной жизни. Само же монументальное сочинение св. Нила «Пять слов о Святом Духе» датируется Кисласом периодом с 1358 по 1361 гг. В 1358 г. Кидонис закончил перевод «Суммы теологии», а в 1361 г. св. Нил занял Фессалоникийскую кафедру. Другим важнейшим сочинением св. Нила, посвященным полемике с латинянами, является трактат «О том, что нельзя латинянам, пользуясь силлогизмами, доказать, что Святой Дух исходит от Сына» 1652 (другое название: «Опровержение пятнадцато силлогизмов латинян»), где дан подробный разбор сочинений томистов. Следуя Кисласу 1653 , остановимся кратко на этом сочинении, поскольку оно затрагивает до сих пор актуальные проблемы полемического богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Произведения Нила Кавасилы (дяди знаменитого Николая Кавасилы), рукоположенного за несколько месяцев до смерти во епископы Солунские, находятся в непосредственной зависимости от писаний Варлаама. Нил часто просто списывает выражения Калабрийского «философа», но затем развивает и углубляет их. Так, он повторяет слова Варлаама о двух не связанных между собой достоинствах папы — Римском епископстве и вселенском примате — и, так же как Варлаам, видит происхождение примата в «Константиновом даре» [  ], в 28–м правиле Халкидонского собора и в новеллах Юстиниана. Но он снова, и в новых выражениях, настаивает на общем вопросе о преемстве Петра. «Петр, — пишет он, — апостол и начальник апостолов, но папа — ни апостол (ибо апостолы рукополагали пастырей и учителей, а не апостолов), ни, тем более, корифей апостолов. Петр — учитель всей Вселенной… а папа — епископ Римский… Петр рукополагает епископа Римского, а папа Римский не производит другого папу». Нил возражает некоторым латинянам, которые, по его словам, говорят, что «папа не есть епископ какого–нибудь города, Рима или другого какого, подобный пастырям, находящимся в каждом городе, но он есть просто епископ, и в этом отличается от других». Но православие не знает «просто епископов», ибо епископское достоинство связано неразрывно и онтологически с предстоятельством в местной церкви. Слова Христа Нил толкует именно в свете этого учения о Церкви. Если папа есть хранитель истинной веры, как преемник Петра, то, «утеряв эту веру, слова Господа не имеют силы… Ибо благочестие может соблюдаться и другими епископами. Ясно поэтому, что не одной только Римской Церкви подобает быть утвержденной на Камне… Христос утвердил Церковь на богословии (то есть на исповедании Христа Богом) Петра, и все хранители этого исповедания будут (утверждены на Камне)». Мф.16:18 понимается Нилом в том же смысле, что Оригеном, — всякий истинно верующий есть преемник Петра, но византийский богослов сознает лучше, чем Ориген, существующие в Церкви различия служений, он принимает сакраментальный, иерархический строй Церкви, а поэтому под хранителями истины и преемниками Петра он в первую очередь, как и Варлаам, понимает предстоятелей местных церквей, то есть епископов.

http://predanie.ru/book/72001-stati/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010