Подле него любил он ложиться для отдыха и, глядя на него, размышлял о неизбежности часа смертного. Погребальные вещи все были им тоже заготовлены заранее и хранились в гробе; на крышке его стоял панихидный крест и чашка с кутьей и медом. Здесь любил старец петь заупокойные литии, ими заживо отпевал себя, готовился молитвенно к переходу в вечность. Написал старец и духовное завещание, в котором трогательно и молитвенно обращается к Нило-Сорской братии, всех прощает, у всех и себе прощения испрашивает, и просит по смерти не забывать его в молитвах. О каком-либо стяжании и распоряжении им нет и речи в этом завещании; старец, нищий духом и телом, таковым явился и по кончине: если и получал он пожертвования и деньги, то употреблял их целостию на тот предмет, на какой пожертвованы, не оставляя себе ничего. Так, вся Нило-Сорская пустынь и оба скита ее – Предтечевский и Успенский обстроились, украсились и обеспечились, по преимуществу, через посредство старца Нила, который привлекал к себе усердие народное и, получая пожертвования от благотворителей, не таил их у себя, но, что получал, то и отдавал или употреблял, куда нужно, или назначено было данное пожертвование, на пользу Нило-Сорской обители и ее скитов. Насчет своих келейных убогих вещей старец прозорливо говорил своему келейнику: «теперь, если кто просит у тебя что-либо на благословение из моей келлии, подожди давать; а когда я умру, то все раздай, тогда и тряпки-то все разберут, и, Бог благословит, давай тогда, пусть поминают меня». Так и случилось в точности: толпы народа осаждали келейника старца после его смерти, прося себе на память и благословение из его келлии хоть что-нибудь, самое пустое. Кому книжечку, кому иконочку, кому картинку какую, даже все платочки и утиральнички старца, до 40 дней, все было роздано усердствовавшим к его памяти. О кончине приснопамятного старца три удара большого колокола известили братию Нило-Сорской пустыни. Тотчас пришли к его телу настоятель и вся почти братия пустыни, иеромонахи облекли старца во всю схимонашескую одежду, положили его в гроб и, поставив его тут же в келлии, начали чтение над ним св.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

К этому смирению и кротости присоединяется большая интеллектуальная тонкость. Как мы увидим, произведения Преп. Нила свидетельствуют о глубоком знании греческой святоотеческой литературы, а в его письмах проявляется личная вполне своеобразная одаренность. Чуждый всякого сухого рационализма, он тем не менее высоко ценит умственную деятельность, ибо «без мудрствования и доброе на злобу бывает». Его интеллектуальный метод выражен им в следующем тексте: «Наипаче испытую божественные писания, прежде заповеди Господни и толкования их и апостольские предания, тоже и учения св. отец; и тем внимаю и яже согласна моему разуму... преписую себе и тем поучаюся, и в том живот и дыхание мое имею». Для того, чтобы его первые братья имели, необходимое каждому подлинному иноку знание «заповедей Божиих и преданий отцов», Нил и написал свое «Предание ученикам», по существу представляющее собою лишь первый краткий набросок его «Монастырского устава», о котором речь будет ниже. Так началась Нило-Сорская пустынь. Там Нил и провел остаток своей жизни в труде и молитве. Этот труд, как мы уже говорили, был преимущественно интеллектуальным. На его методе работы интересно остановиться. Нил углубляется в смысл Писания, анализирует, действует критически, «Писания многа, но не вся божественна суть», говорит он; «яже согласна моему разуму... преписую себе и тем поучаюся... Свяжи себя законом божественных писаний и последуй тем». Нужно, однако, подчеркнуть, что свободу изучения Священного Писания Нил ограничивает церковным преданием: только когда «понимание» Слова Божия соответствует «толкованию и апостольскому преданию, тоже и святых отец», оно должно считаться истинным и дает «живот и дыхание». С другой стороны, доверие к силе и спасительности святоотеческого предания у Нила всегда основывается на соответствии этого предания слову Божию и ясно выраженным заповедям Божиим: «Испытую... прежде заповеди Господни... и учения святых отец; и тем внимаю», пишет он одному из своих «возлюбленных во Христе братьев», особо, более других «желанному Богом».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Кроме того, отсутствие оригинальных произведений по этой теме могло объясняться тем, что потребность в таких текстах вполне удовлетворялась переводными сочинениями». Таким образом, в науке сформировалось несколько устойчивых мифов. Миф первый: старчества на Руси не было вплоть до Паисия Величковского . Или: старческая традиция была принесена на Русь с Афона Нилом Сорским , после его смерти совершенно забыта и впоследствии возрождена Паисием Величковским . Миф второй: старчество несовместимо с общежительными нормами и потому на Руси развито не было (по словам В. И. Экземплярского , «господствуют пока у нас, бесспорно, традиции общежительных монастырей, неблагоприятные для старчества»). И в этом смысле Нило-Сорская пустынь оказывается чуть ли не единственным местом в Древней Руси, где возможно существование старчества. Миф третий: если старческая традиция в Древней Руси и существовала, то не имела словесного сопровождения и потому трудноопределима. Единственный корпус текстов, которые можно привлечь для разговора о средневековом русском старчестве, – это «Предание», Устав и Послания Нила Сорского . Первый миф был порожден оценкой старческой традиции с точки зрения монахов Оптиной пустыни, восприятием старчества по преимуществу как окормления иноком мирянина. В то время как старчество возникло и долгое время существовало как институт наставничества опытным иноком новоначального монаха, институт воспроизводства монашеской жизни. Материал для этого нам дают переводные патерики. И именно в таком виде оно и было принесено на Русь. И конечно, не Нилом Сорским , а скорее всего, Антонием Печерским, с которого традиционно и начинают историю русского монашества и который также, как и впоследствии Нил, проходил выучку на Афоне. Ибо нельзя себе представить существование монашества на Руси (да и вообще где бы то ни было) без механизма воспроизводства монашеской жизни. Антоний Печерский по отношению к Феодосию уже именовался старцем, и отношения их были аналогичны отношениям старцев и их учеников, описываемых переводными патериками.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/ni...

В Вологодской епархии открыт мужской монастырь Нило-Сорская пустынь 11 июня 2019 г. 13:02 На заседании Священного Синода Русской Православной Церкви, состоявшемся 30 мая 2019 года в Санкт-Петербурге, было принято решение об открытии мужского монастыря Нило-Сорская пустынь местечка Пустынь Кирилловского района Вологодской области и назначении на должность игумена этого монастыря иеромонаха Евфимия (Ершова) ( журнал 66 ). 9 июня, в день памяти преподобного Ферапонта Белоезерского, по окончании Литургии в Ферапонтом монастыре  митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий прибыл в Нило-Сорскую пустынь, где совершил чин поставления иеромонаха Евфимия (Ершова) во игумена монастыря с вручением игуменского посоха, сообщает сайт Вологодской митрополии . За богослужением молились игумены монастырей Вологодской епархии , монашествующие в священном сане Кирилло-Белозерского монастыря, клирики Вологодской епархии, а также настоятельница Воскресенского Горицкого женского монастыря игумения Тавифа (Федорова) с сестрами обители. «Нило-Сорская пустынь вновь стала монастырем, — сказал в своем слове по завершении богослужения глава Вологодской митрополии , — теперь предстоит долгая и кропотливая работа братии над собой, работа над зданиями, работа с паствой. Это сложное, но благодатное дело». «Я верю, что преподобный Нил, богоносный отец наш, будет руководить жизнью обители и всей округи, а мы будем ему помогать», — добавил архиерей. Митрополит Игнатий также напомнил, что заседание Синода, на котором было принято решение об открытии двух монастырей в Вологодской митрополии, состоялось ровно через пять лет после его назначения на Вологодскую кафедру, и с удовлетворением отметил: «В то время в епархии было четыре действующих монастыря, сегодня в Вологодской митрополии их 11». «Впрочем, успокаиваться рано: на территории области еще много порушенных церквей и обителей, которые предстоит еще возродить и восстановить», — завершил владыка митрополит. Нило-Сорская пустынь в местечке Пустынь Кирилловского района основана в 1480-е годы преподобным Нилом Сорским. В 1924 году монастырь был закрыт, в нем разместили колонию, затем инвалидный дом и психоневрологический интернат. В 2014 году указом правящего архиерея Вологодской епархии епископа Игнатия было учреждено Архиерейское подворье Нило-Сорская пустынь. В конце 2018 года интернат был выведен с территории пустыни.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

Это позволило сохранить ядро монашеской организации и структуру ее управления на некоторое время, но по инициативе губернских и уездных властей в 1924 году договор с Нило-Сорской общиной был расторгнут и на территории монастыря разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Возникшая угроза хищения церковных ценностей заставила местные власти хлопотать об их " изъятии для сохранения " . В 1927 году Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Нило-Сорской пустыни и передаче ее сооружений для " культурных нужд " населению. Монахи еще какое-то время жили в Иоанно-Предтеченском скиту, но постепенно одни умерли, а другие разошлись. Колонию-тюрьму, просуществовавшую до 1930 года, сменил инвалидный дом, а в 1961 году - психоневрологический диспансер. Постройки Успенского скита разобрали, а Иоанно-Предтеченский скит сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни, частью перестроенные, сохранились. Сохранилась и часть церковного имущества, переданного в 1920-1930-е годы в музеи. Возрождение обители 3 декабря 2018 года закрылся находившийся на территории пустыни почти 60 лет Пустынский психоневрологический интернат. В том же месяце началось полноценное возрождение обители. Первоначально Нило-Сорская пустынь была возрождена как архиерейское подворье Вологодской епархии и его настоятель, иеромонах Евфимий (Ершов) , начал заниматься оформлением документов по передачи имущества, находящегося в областной собственности, в собственность возрождаемой обители. 30 мая 2019 года решением Священного Синода Русской Православной Церкви Нило-Сорская пустынь была возрождена как епархиальный монастырь, а отец Евфимий был назначен её игуменом . Настоятели Документы, литература Использованные материалы   По ряду данных пустынь была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю в 1764 году. Возможно этим указом было лишь подтверждено уже существовавшее положение. См. Булгаков, С. В., " Сорская Нилова пустынь " , ;   Подвижник Нило-Сорской пустыни иеросхимонах Нил, Кириллов, 1891, 38-39.   Описание Нило-Сорской мужской общежительной пустыни Новгородской епархии, Москва, 1913, 18-20.   Рисунок для гравюры " Вид Нило-Сорской мужской общежительной пустыни " сделан с натуры Е. Панфиловским.   Калинин, Иоанн, " Памяти сердца о. схиигумена Нила " , Русский инок, 1914, 1.    " Журнал 66 " , ЖУРНАЛЫ заседания Священного Синода от 30 мая 2019 года, официальный сайт Русской Православной Церкви, 30 мая 2019, http://www.patriarchia.ru/db/text/5444198.html Редакция текста от: 01.06.2019 17:10:47 Дорогой читатель, если ты видишь, что эта статья недостаточна или плохо написана, значит ты знаешь хоть немного больше, - помоги нам, поделись своим знанием. Или же, если ты не удовлетворишься представленной здесь информацией и пойдешь искать дальше, пожалуйста, вернись потом сюда и поделись найденным, и пришедшие после тебя будут тебе благодарны.

http://drevo-info.ru/articles/11273.html

Радостная новость пришла на Кирилловскую землю в 2018 году. В скором времени психоневрологический интернат, располагающийся на территории Нило-Сорской пустыни, покинет стены святой обители и здесь начнёт возрождаться духовная жизнь. Указом от 1 октября 2018 года за митрополита Вологодского и Кирилловского, священноархимандрита Кирилло-Белозёрского монастыря Игнатия насельник Кирилло-Белозёрского монастыря иеромонах Нил (Андрощук) назначен настоятелем Архирейского подворья " Нило-Сорская пустынь " . Из журнала " Православные Храмы. Путешествие по святым местам " . Выпуск 2013 г. и сайта: html www.drevo-info.ru/Энциклопедия/11273/Нило-Сорская пустынь Нило-Сорская пустынь, основанная более 500 лет назад, расположена в лесном болотистом месте в 16 км от Кирилло-Белозерского монастыря. На протяжении этого времени она знала расцвет и упадок духовной и хозяйственной жизни. История монастыря тесно связана с личностью его основателя Нила Сорского (1433–1508), одного из основоположников нестяжательства. Паломничество из стен Кирилло-Белозерского монастыря в Константинополь и на Афон убедило его в преимуществах «скитской» созерцательной жизни. По возвращении около 1480 года он удалился на речку Сору, где и попытался воплотить свой идеал. Каменный ансамбль Нило-Сорской пустыни сложился к 1870 году. Мирная жизнь пустынских монахов закончилась в связи с революционными событиями в стране. По одному из первых декретов Советской власти монастырская земля и постройки обители перешли в распоряжение местных органов власти. 16 января 1919 года была произведена опись ризницы, храмов и всего движимого и недвижимого имущества. 20 сентября 1924 года Президиум Кирилловского исполкома принял решение о передаче церквей и имущества под охрану милиции волостного исполкома. Вскоре в Нило-Сорской пустыни была размещена колония Кирилловского уездного исправительного дома. 8 августа 1927 года Президиум Череповецкого губисполкома с согласия Главнауки принял решение о закрытии Нило-Сорского монастыря и передаче его для культурных нужд населению Кирилловского уезда (до 1930 года здесь размещалась колония) в ведение Главнауки; «как исторический памятник» был оставлен Иоанно-Предтеченский скит со всем имуществом.

http://sobory.ru/article/?object=14688

В Иоано-Предтеческом скиту при Нило-Сорской пустыни в уединении и безмолвии жили схимники. В 1860 году в 50 метрах к югу от Предтеченского скита иеросхимонах Нил устроил еще более уединенный Успенский скит и прожил здесь последние 10 лет своей жизни, до 1870 года. Нила уважали и почитали в пустыни, многие подвижники монастыря начинали свою монашескую жизнь под его духовным руководством. 4 Запустение и возрождение В ХХ веке мирная жизнь монастыря, как и большинства обителей в стране, закончилась. По одному из первых декретов советской власти монастырская земля и постройки обители перешли в распоряжение местных органов власти. В 1919 году описали ризницу, храмы, все движимое и недвижимое имущество. В 1924 году церковь и имущество передали под охрану милиции волостного исполкома, а вскоре в пустыни разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Нило-Сорская пустынь в 1931 г. 8 августа 1927 года президиум Череповецкого губисполкома с согласия Главнауки принял решение о закрытии Нило-Сорского монастыря и передаче его для культурных нужд населению Кирилловского уезда (до 1930 года здесь размещалась колония) в ведение Главнауки; «как исторический памятник» был оставлен Иоанно-Предтеченский скит со всем имуществом. С 1 октября 1927 года Череповецкий окружной музей сдал скит в арендное пользование без права богослужения монахам. Этот договор действовал до 1 октября 1930 года. Последний настоятель Нило-Сорской пустыни архимандрит Иларион после изгнания насельников из обители скитался по деревням, начал юродствовать. Осенью 1937 года он пришел умирать в родное Есипово. Попросил похоронить его тайно на картофельном поле, как когда-то просил о тайном безвестном захоронении основатель Нило-Сорского монастыря. Просьбу архимандрита Илариона исполнили. Архимандрит Илларион – последний настоятель Нило-Сорской пустыни. Фото из архива о. Сергия Телицына Почти 60 лет в Нило-Сорской пустыни располагался Пустынский психоневрологический интернат. Сейчас Нило-Сорская пустынь, каменный архитектурный ансамбль середины XIX — начала ХХ веков, статуса памятника архитектуры не имеет, ветшает и разрушается.

http://sever.foma.ru/nilo-sorskaja-pusty...

Два с половиной столетия (XVI – первая половина XVIII в.) Нило-Сорская пустынь прожила по уставу скитского жития. Но в середине XVIII в. жизнь в снизу постепенно замирает, что в немалой степени было связано с общей государственной политикой по отношению к монастырям. Секуляризационная реформа 1764 г. прямо скита не коснулась, так как земли и крестьян он не имел. Но «государево жалованье» поступать перестало, Кирилло-Белозерский монастырь, разоренный реформой, уже не мог помогать своему приписному скиту (с 1641 по 1777 гг. Нило-Сорский скит был приписан к Кириллову монастырю). В 1798–1805 гг. монашескую жизнь в Нило-Сорском скиту пытался восстановить игумен Кирилло-Новоезерского монастыря Феофан, но безуспешно – скит находился за 70 верст от Новоезерского монастыря. В 30 годах XIX в. начинается новая история Нило-Сорской пустыни, но уже как общежительного монастыря. «Богодарованным жребием» стала Нило-Сорская пустынь для иеромонаха Никона (в миру Николай Прихудайлов), который пришел сюда в 1837 г. из Троицкого Кривоезерского монастыря (Костромская епархия). Будучи еще монахом Троицкого монастыря, он стремился найти обитель уединенную и пустынную. Три раза иеромонах писал записки с названием трех пустыней и клал их за икону Божией Матери «Иерусалимская». Жребий трижды указал ему на Нилову пустынь. 12 Грустная картина открылась перед Никоном, приехавшим в первый раз в Нило-Сорскую пустынь: «Во всех церквах обители все было ветхо и убого, требовало обновления и улучшения. Ограды вокруг церквей не было никакой, небольшие ветхие кельи настоятельские стояли боком, близкие к падению... Скотный двор, погрязший в болоте, лежал в развалинах». Вместе с тем в самом воздухе иеромонах Никон почувствовал «тонкое духовное благоухание». «Все скорбное и неприятное, что видел и встретил он в ней, уступало этому благодатному чувству», и Никон решил посвятить свою жизнь восстановлению обители. Иеромонах Никон выполнял должность строителя пустыни в 1837–1842 гг. Известный своей подвижнической жизнью и имевший почитателей в высшем свете, он привлек к Нило-Сорской пустыни большое внимание.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Пустынь. Нило-Сорская пустынь. Архиерейское подворье Монастырь. Действует.  ( все монастыри в каталоге → ) Год основания:не ранее 1480. Ссылки:   Адрес: Россия, Вологодская область, Кирилловский район, п. Пустынь Координаты: 59.983547, 38.293508 Проезд:От Кириллова по шоссе в направлении Вогнемы и дальше по указателю вправо идет грунтовая дорога. Изменить описание Храмы монастыря: Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Нило-Сорская пустынь — упразднённый православный монастырь в Вологодской области. Находится в 15 километрах от города Кириллова. Обитель основал в конце XV века преподобный Нил Сорский, инок Кирилло-Белозерского монастыря. В обители был принят скитский устав, поэтому эта пустынь сначала называлась скитом. С 1961 года и по настоящее время на территории монастыря располагался психоневрологический диспансер. В настоящее время сохранилась часть монастырских построек: перестроенный Тихвинский собор, надвратная Покровская церковь, игуменский корпус и келейные корпуса, встроенные в стены монастыря. Нило-Сорская пустынь, заштатная, общежительная, в 15 верстах от города Кириллова, при реке Сарке. Начало ее относится к половине XV века, к тому времени, когда преподобным Нилом был устроен скит с особым уставом (см. 7 мая). В 1569 году царь Иоанн Грозный хотел выстроить в скиту каменную церковь вместо деревянной, но преподобный Нил явился ему во сне и запретил нарушать предание скитской нищеты. Есть известие, что и в близкое к нашему время воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. Целые столетия эта обитель оставалась в своем первобытном виде. В 1764 году она была приписана к Кирилло-Белозерскому монастырю, в 1798 году — к Кирилле-Новоезерскому монастырю, в 1808 году — опять к Кирилло-Белозерскому; в 1850 году была восстановлена под именем заштатной пустыни. Соборный храм во имя Сретения Господня устроен в 1-й половине XIX века. Воспоминанием о прежде бывшем ските служит теперь только малый скит в лесу за оградой монастыря с деревянною церковью во имя Иоанна Предтечи, перенесенную из обители преподобного Нила при устройстве каменной церкви. Этот новый скит устроен, по преданию, на том самом месте, где стояла келья преподобного Нила. В небольшой церкви этого скита напоминает древнюю обстановку; в ней все деревянное, иконы древнего письма. На память о преподобном поддерживается малая кельица против церкви. Мощи преподобного Нила покоятся под спудом. В обители хранится власяница преподобного Нила.

http://sobory.ru/article/?object=14688

Начало скиту было положено в 1480-е годы: по традиции прп. Нил поставил крест на облюбованном месте. После он построил часовню, келью, выкопал колодец и устроил пруд. Вокруг Нила, по обыкновению, собрались ученики, которым он дал весьма строгий устав (изначально был принят скитский устав, поэтому эта пустынь долгое время будет именоваться скитом). Его ученики ставили свои кельи на небольшом расстоянии от кельи учителя. В своих кельях последователи учения Нила хранили иконы, книги и нужную для жизни утварь. Питание они добывали самостоятельно. Для потребностей на реке Соре была построена небольшая мельница, а в центре скита сооружена деревянная Сретенская церковь. 7 (20) мая 1508 года преподобный скончался. На месте его захоронения ученики возложили камень с надписью года, месяца и дня его ухода в мир иной. Позже в его честь поставили часовню. После смерти Нила Сорского скит по-прежнему оставался небольшим и небогатым. В 1515 году там оставались священник, дьякон и двенадцать старцев. Поначалу братия хранила заветы основателя, но затем - " оскуде преподобный " . Беда ещё в том, что власти - как светские, так и церковные - не всегда понимали особый путь Нилова скита. В контексте победившего иосифлянство Сорская пустынь не вписывалась (и не должна была!), а между тем именно иосифлянский путь развития монастыря в определённый момент стали понимать как " нормальный " . Находились многие, кто искренне пытался помочь Нило-Сорскому скиту " дорасти " до принятой нормы. Обзавестись каменными зданиями, земельными угодьями, богатой утварью. Московские князья, уважавшие старца Нила, начали материально обеспечивать скит самым необходимым. Монахам выделяли припасы из государственных запасов: рожь, овёс, пшеницу, горох, соль и др., но Нило-Сорская пустынь всё равно оставалась бедной и малолюдной. Царь Иоанн Грозный, посетивший скит в 1569 году, хотел поставить в нём каменную церковь... Но, говорят, во сне ему явился преподобный Нил и строго-настрого запретил нарушать " нищенствующий " устав монастыря. Здания скита продолжали ещё долгое время оставаться деревянными. Впоследствии всё-таки каменные здания, хотя и достаточно скромные в Нило-Сорской пустыни появились.

http://sobory.ru/article/?object=14688

  001     002    003    004    005    006    007    008    009