Узнайте больше о святителе Филиппе Свернуть 35. Преподобный Нил Сорский Когда жил: 1433–1508 Нил Сорский — основатель скитского пустынножительства на Руси по образцу древних скитов Египта, Афона и Палестины. Строгий подвижник, вдохновитель «нестяжателей», считавших, что инокам не престало быть землевладельцами и участвовать в политической и экономической жизни. Кроме того, в отличие от своего оппонента Иосифа Волоцкого, преподобный Нил призывал быть милосерднее к еретикам. Он был автором таких аскетических книг, как «Предание» и «Устав о скитской жизни», настраивающих на внутреннее совершенствование и созерцательную молитву. Но канонизирован преподобный не за свои взгляды, а за подвиг истинно христианской жизни, памятником которой стал основанный им знаменитый духовный центр — Нило-Сорская пустынь. Узнайте больше о Ниле Сорском и Нило-Сорской пустыни Свернуть 36. Святитель Иона Московский Когда жил: 1390-е — 1461 Когда Московская Русь отвергла утвержденную Константинополем после подписания Флорентийской унии кандидатуру митрополита Киевского и всея Руси и самостоятельно избрала на эту кафедру епископа Рязанского и Муромского Иону, Русская Церковь фактически стала автокефальной. Митрополит Иона имел большое влияние на великого князя Василия II, активно помогал ему объединять разрозненные русские княжества, но не оставлял и личные монашеские подвиги. Он при жизни еще прославился как чудотворец и прозорливец. А после смерти святителя в 1461 году при его гробе стали совершаться многочисленные исцеления. В 1472 году мощи святого были обретены нетленными и положены в Успенском соборе Кремля. Узнайте больше о митрополите Ионе: Свернуть 37. Преподобный Зосима Соловецкий Когда жил: XV век Новгородец Зосима, основатель большого Соловецкого монастыря, родился в селе на берегу Онежского озера и еще юношей принял постриг. Однажды в устье реки Сумы он встретил инока Германа, который вместе с другим монахом, Савватием, уже нашел место для иноческих подвигов — Соловецкие острова. Зосима присоединился к собрату. Со временем к ним стали стекаться ученики, построили храм, кельи и избрали Зосиму своим игуменом — первых игуменов присылали на Соловки из Новгорода, но они не выдерживали тягот жизни на северных островах. Наконец архиепископ Новгородский поставил игуменом Зосиму, и тот управлял обителью 26 лет. В 1547 году Русская Церковь причислила его к лику святых.

http://foma.ru/jepicheskaja-kartina-glaz...

В Иоанно-Предтеченском скиту Нил прожил около восьми лет, после чего в поисках еще большего уединения построил новую келью в пятидесяти саженях от того места, в лесной и болотистой чаще. Это было начало второго скита, в котором старец поставил церковь Успения Пресвятой Богородицы, две часовенки, выкопал два небольших пруда, расчистил землю под огород и сад. Территорию Богородичного Успенского скита также окружала деревянная ограда. В последнем старец провел остаток жизни (умер в 1870 г.). Никон был, пожалуй, единственным постоянным обитателем указанных скитов, хотя иногда там появлялись и другие старцы, стремящиеся к уединенной монашеской жизни. В 1890 г. но ходатайству братии Нило-Сорской пустыни ее настоятелем назначили отца Герасима (в миру Глеб Никитин). Он управлял пустынью четырнадцать лет, и этот период для нее, по словам инока монастыря Иоанна Калинина, был «благотворным и светлым». Отцу Герасиму удалось «привить здесь среди иноков редкое трудолюбие, безропотное послушание и отсечение своей воли, трезвую жизнь, взаимную братскую любовь и иноческое терпение и смирение, а также истовое уставное богослужение». В 1904 г. Герасим ушел на покой, а впоследствии принял схиму с именем Нил и жил в скитах. Его сменил игумен Илларион (в миру – Иван Павлинов). Нило-Сорская пустынь широко отметила 400-летие со дня кончины преподобного Нила. 7 мая 1908 г. состоялись церковные торжества, начавшиеся Всенощным бдением и завершившиеся крестным ходом в скиты. Вскоре произошло другое важное событие для пустынских иноков. Летом 1912 г. они встречали архиепископа Новгородского и Старорусского Арсения. В приветственной речи архиепископу иеромонах пустыни Иоанн сказал: «Жизнь наша далеко теперь отстоит от жизни святого первооснователя нашей обители... И при общем упадке и ослаблении нашей иноческой жизни чувствуется, что будто какая-то невидимая рука поставляет нас снова и снова на путь спасения и угождения Богу всякий раз, как мы заметно начинаем сбиваться с него». Мирная жизнь пустынских монахов закончилась в связи с революционными событиями в стране.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Зосима Соловецкий (17 апреля 1478) – преподобный (память 17 апреля и 8 августа – перенесение мощей в 1566 г.), основатель Соловецкого в честь Преображения Господня монастыря. Иосиф Волоцкий (в миру Иван Санин; 9 сентября 1515) – преподобный (память 9 сентября и 18 октября), один из авторов «Просветителя». В 1479 г. основал Иосифо–Волоцкий в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь. В 20–х гг. XX в. обитель была закрыта, возрождена в 1989 г. Кирилл Белозерский (в миру Косма Вельяминов; 9 июня 1427) – преподобный (память 9 июня), в 1397 г. основал Кирилло–Белозерский в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь (г. Кириллов Вологодской области). Монастырь закрыт в 1924 г., возобновлен в 1998 г. Мощи преподобного находятся под спудом Успенского собора обители. Корнилий Комельский (19 мая 1537) – преподобный (память 19 мая), основатель Корнилиево–Комельского в честь Введения Пресвятой Богородицы во храм монастыря (ныне Грязовецкий район Вологодской области). По штатам 1764 г. монастырь отнесен к третьему классу. В обители хранились фелонь преподобного и часть его власяницы. Мощи находятся под спудом церкви во имя прп. Корнилия Комельского. До недавнего времени в обители размещался психоневрологический диспансер. Никандр Псковский (в миру Никон; 24 сентября 1582) – отшельник, преподобный (память 24 сентября), основатель Благовещенской Никандровой пустыни близ г. Порхова. Никодим Кожеозерский (3 июля 1639 или 1640) – преподобный (память 3 июля), 36 лет прожил отшельником на реке Хозъюге в окрестностях Кожеозерского монастыря (ныне Онежский район Архангельской области; добраться до места монастыря можно только на вездеходе или вертолетом). Нил Сорский (Майков; 7 мая 1508) – преподобный, основатель Нило–Сорского в честь Сретения Господня скита (ныне местечко «Пустынь» Кирилловского района Вологодской области), духовный писатель. Нило–Сорская пустынь была упразднена в 1764 г., возобновлена как общежительный монастырь в 1850 г., закрыта в 1930 г., сейчас там размещается психоневрологический диспансер.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Нило-Сорская пуст. и ее подвижники. Кириллов, 1914; Романенко Е. В. Первый скит России: Страницы истории XV-XX вв.//К свету. М., 1997. Вып. 15: Край Кирилла Белозерского. С. 83-87; она же. Иконография Нила Сорского: Традиции почитания//Рус. агиография: Исслед. Мат-лы. Публ. СПб., 2017. Т. 3. С. 159-175; Смирнова А. В. Книги из Нило-Сорской пуст. в собр. КБМЗ//Кириллов: Краевед. альм. Вологда, 2001. Вып. 4. С. 117-118, 121-122, 124. Примеч. 19; Стрельникова Е. Р. Прот. Валентин Парамонов//Рассказ о Е. В. Тихоновой/Сост.: А. Е. Фёдоров. М., 2002. С. 178-181; Шевченко Е. Э. Служба и Житие прп. Нила Сорского, сост. в сер. XIX в. иеросхим. Нилом (Прихудайловым)//Рукописная книга Др. Руси и слав. стран: От кодикологии к текстологии. СПб., 2004. С. 166-186; она же. История создания Жития прп. Нила Сорского//Рус. агиография: Исслед., публ., полемика. СПб., 2005. С. 744-760; Прп. Нил Сорский и основанная им пустынь: К 500-летию со дня преставления святого: Кат. выст. Кириллов, 2008. С. 30-31. 35; С. 43. 59; С. 50. 74; С. 51. 75, 76; С. 52-53. 77-79; Подписные и датированные произведения церк. искусства: Кат. выст./Сост.: М. Н. Шаромазов. Кириллов, 2017. С. 10-11, 272-277, 282-285. Кат. 94, 97, 98. Е. В. Романенко Рубрики: Ключевые слова: ВИССАРИОН (Толмачёв Василий Максимович; 1808 - 1862), иеросхим., основатель и 1-й игумен Свято-Андреевского скита на Афоне ЕЛЕАЗАР (Севрюков; кон. XVI в. - 1656), прп. (пам. 13 янв., 21 мая - в Соборе Карельских святых, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Новгородских святых, 9 авг.- в Соборе Соловецких святых) ИЛАРИОН (Кириллов Иван Андреевич; 1776 - 1851), архим., настоятель Коневского в честь Рождества Пресв. Богородицы и тихвинского Большего в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рей, духовный писатель ИЛИЯ (1-я пол. XVI в.), новгородский иером., свящ. домовых владычных церквей, агиограф и гимнограф, миссионер, вероятно, архиепископский нотарий МАРКЕЛЛ (Безбородый?), игум., агиограф, гимнограф и распевщик (?), принадлежавший к писательскому кругу митр. Московского и всея Руси Макария МОИСЕЙ игум. киевского Выдубицкого во имя архангела Михаила мужского монастыря (не ранее 1189 - нач. XIII в.), древнерусский писатель НИКОДИМ (Кононов Александр Михайлович; 1871-1919), сщмч. (пам. 22 окт., 28 дек., в Соборе новомучеников и исповедников Соловецких, в Соборе С.-Петербургских святых, в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской), еп. Белгородский, духовный писатель, агиограф

http://pravenc.ru/text/2577629.html

  ЖУРНАЛ 65 СЛУШАЛИ: Прошение Преосвященного митрополита Владимирского и Суздальского Тихона об утверждении его в должности священноархимандрита особо значимой обители Владимирской епархии. ПОСТАНОВИЛИ: Утвердить Преосвященного митрополита Владимирского и Суздальского Тихона в должности священноархимандрита Богородице-Рождественского мужского монастыря города Владимира.   ЖУРНАЛ 66 СЛУШАЛИ: Рапорт Преосвященного архиепископа Каширского Феогноста, председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, относительно поступивших прошений епархиальных Преосвященных об открытии епархиальных монастырей, освобождении от должности и назначении на должность игуменов и игумений монастырей. ПОСТАНОВИЛИ: 1. В связи с прошением Преосвященного митрополита Калужского и Боровского Климента открыть Успенский Гремячев женский монастырь в селе Гремячево Перемышльского района Калужской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Михаилу (Осипову). 2. В связи с прошением Преосвященного митрополита Тобольского и Тюменского Димитрия освободить игумена Михея (Селякова) от должности наместника Свято-Троицкого мужского монастыря города Тюмени. 3. В связи с прошением Преосвященного митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия освободить игумена Макария (Зеленкова) от должности наместника Донского Старочеркасского мужского монастыря станицы Старочеркасской Аксайского района Ростовской области. 4. В связи с прошениями Преосвященного митрополита Вологодского и Кирилловского Игнатия: 4.1. Открыть мужской монастырь Нило-Сорская пустынь местечка Пустынь Кирилловского района Вологодской области и назначить на должность игумена этого монастыря иеромонаха Евфимия (Ершова). 4.2. Открыть мужской монастырь Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь деревни Лучниково Вологодского района Вологодской области и назначить на должность игумена этого монастыря иеромонаха Николая (Ананьева). 5. В связи с прошением Преосвященного архиепископа Калининградского и Балтийского Серафима открыть женский монастырь во имя святой великомученицы Екатерины поселка Родники Гурьевского района Калининградской области и назначить на должность игумении этого монастыря монахиню Феодосию (Изгину).

http://patriarchia.ru/db/text/5444198.ht...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance У преподобного Нила Сорского 5 мин., 20.05.2013 Вологодская земля славится своими святыми, но преподобный Нил Сорский в истории русского монашества стоит особняком. Осенью прошлого года мы с фотографом-документалистом Алексеем Мякишевым отправились в село Пустынь, что под Кирилловым. В этом селе находится Нило-Сорская пустынь, в которой с 1961-го размещается психо-неврологический интернат. Фото Алексея Мякишева Огромную помощь в поездке нам оказал протоиерей Алексий Мокиевский. Священник Горицкого монастыря, он также духовно окормляет пациентов интерната. Отец Алексий давно занимается изучением жития преподобного Нила Сорского и написал на тему святого много статей. Фото Екатерины Соловьевой Фото Екатерины Соловьевой Вот отрывок из материала о. Алексия о судьбе мощей преподобного: «Мыслитель, писатель, творец, оставивший драгоценное учение о нравственном совершенствовании, при жизни удостоенный и вниманием, и почитанием людей, Нил оставался все тем же смиренным иноком. Труды свои он подписывал на греческом – «грешный Нил и неразумный». Нестяжательность его выразилась как нигде в его знаменитом завещании. В этом автографе преподобного, написанном на смертном одре, он смиряет себя, отказывая себе даже в праве на достойное погребение. В этом выразилось его нестяжание даже посмертного почитания. В этих последних словах, как в некоем зерцале отразилась вся суть прожитого им пути ко Христу». Фото Екатерины Соловьевой « К сему и еще аз недостойный Нил, моих присных господий и братий, иже суть моего нрава, молю: по скончании моем повергните тело мое в пусты­ни, да изъядят е зверие и птицы, понеже согрешило есть Богу много, и недос­тойно есть погребения. Аще ли сице не сотворите, то ископавше ров на месте, идеже живем, со всяким бесчестием погребите мя. Бойтеся же слова, еже Вели­кий Арсений завеща учеником своим, глаголя: на суде стану с вами, аще кому дадите тело мое. Тщание бо и мне было то, елико по силе моей, да не сподоблен буду чести и славы века сего ни которыя, якоже в житии сем, тако и по смерти моей. Молю же всех, да помолятся о души моей грешней, и прощения прошу от всех, и от мене прощение да будет: Бог да прости всех нас ».

http://foma.ru/u-prepodobnogo-nila-sorsk...

Как настоятель мон-ря, прп. Нил следил за благочинием и соблюдением устава. В «Предании...» он различал «самочинников» и согрешивших «от разленениа или небрежениа». Все согрешения монахов полагалось исправлять только исповедью и духовным наставлением. «Предание...» не упоминает о монастырских наказаниях. Не желавшие изменить свою жизнь должны были оставить обитель. Согласно «Повести о Нило-Сорском ските» 1674 г., иноков, самовольно покинувших мон-рь, но впосл. раскаявшихся и вернувшихся, принимали обратно. Предупреждения прп. Нила о «самочинниках» оказались провидческими: уже в сент. 1513 г. ситуация в пустыни потребовала вмешательства вел. кн. Владимирского, Московского и всея Руси Василия III Иоанновича , к-рый отправил на Белоозеро грамоту своим приказчикам Своару и Гнену «об обережении от татей и разбойников Ниловой Сорской пустыни, и о высылке из оной безчинных старцов». В дек. 1515 г. последовала новая грамота вел. князя белозерским приказчикам с напоминанием оберегать пустынь «от лихих людей и безчинных чернцев». Прп. Нил Сорский детально разработал систему скитского жительства и создал мон-рь, уклад жизни к-рого полностью соответствовал состоянию исихастского безмолвия и созерцания. Уникальный устав, а также харизматичная личность старца Нила привлекали в пустынь неординарных паломников, искавших ответы на сложные вопросы монастырской и общественной жизни своего времени. В последние годы жизни прп. Нила в его скиту нек-рое время подвизались волоколамские монахи Нил (Полев) и Дионисий (Звенигородский). В скиту шла работа над текстом «Просветителя» Краткой редакции, к-рый Нил (Полев) впосл. увез в Иосифов Волоколамский (Волоцкий) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастырь вместе с др. рукописями старца Нила. В пустыни бывал князь-инок Вассиан (Патрикеев), занимавшийся здесь изучением Кормчей книги. Именно по челобитию Вассиана скит в 1515 г. получил грамоту вел. кн. Василия III Иоанновича о руге, а по грамоте от 14 сент. 1526 г. стал неподсуден Ростовскому архиепископу (грамота подтверждена царем Феодором Иоанновичем 21 авг.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

(РНБ. Соф. 1469). Патристический сборник (Там же. 1290) был переписан в 1612 г. уставщиком пустыни старцем Серапионом, который находился в это время в Ростове у митр. Ионы. Ростовский митрополит выдал старцу для переписки кодекс из ризницы патриарха Иова. Письму строителя Космы Колмогорца, постриженика Кириллова мон-ря, принадлежат книга поучений аввы Дорофея (РНБ. Кир.-Бел. 129/254, авг. 1645) и Псалтирь (Там же. 18/23, 16 июня - 8 июля 1640). В период строительной деятельности инока Космы в пустыни произошел пожар. В результате разбойного нападения на скит было похищено монастырское имущество, в т. ч. книги. После этих происшествий строитель скита приложил старания, чтобы пополнить б-ку: описи фиксируют поступление «книг числом 25 купленых и вкладных» ( Шевченко. Писцы Нило-Сорского скита. 1997. С. 82). Герасим Новгородец, постриженик Кириллова мон-ря и строитель Нилова скита с 23 мая 1681 по 9 янв. 1682 г., находясь в пустыни, переписал Псалтирь (РНБ. Кир.-Бел. 20/25) и литературно-патристический сборник (Там же. 115/1192). Последний содержит выписки из Скитского патерика и творений преподобных Исаака Сирина, Григория Синаита и Нила Синайского; здесь же переписано послание прп. Нила Сорского иноку Вассиану (Патрикееву). Именитые вкладчики, как правило, жертвовали в пустынь книги. В 1542 г. кнг. Анна, жена кн. Ивана Ивановича Кубенского, подарила в скит Евангелие-тетр; вклад был достаточно ценным: кодекс написан на тонкой бумаге, с заставками на золоте неовизант. стиля, с шелковыми прокладицами (РНБ. Кир.-Бел. 64/69, см.: Шевченко. Книжные вклады. 1997. С. 147). В 1-й пол. XVI в. в память о родителях и брате И. И. Брюхове-Морозове известный книжник В. М. Тучков дал вкладом в пустынь Пролог на весь год в 3 книгах (РНБ. Соф. 1334, 1340, 1352). В 1607 г. Арсений , архиеп. Димоника и Елассона, пожертвовал в скит Служебник (РНБ. Кир.-Бел. 816/1073) и печатное воскресное Евангелие. Книги жертвовали царь Алексей Михайлович, патриарх Московский и всея Руси Филарет (Романов), кн.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

Арх.: Грамота царя Иоанна Васильевича на Белоозеро городовому прикащику Леонтью Ошанину о выдаче руги «на будущее время ежегодно в Кириллов монастырь… да в Нилову пустынь…»//РГАДА. Мазур. Оп. 2. Ед. хр. 3, 6 янв. 1577 г.; Грамота митр. Ростовского и Ярославского Варлаама в Кириллов мон-рь игум. Феодосию с братией о запрещении священнослужения строителю Нилова скита черному диакону Кириллу//Там же. Ед. хр. 12, 4 марта 1632 г.; Государева жалованная грамота на Вологду стольнику и воеводе И. Д. Голохвастову да дьяку Перфилью Ляпину о даче руги строителю старцу Нифонту с братией Сорской пустыни, всего на 15 человек//Там же. Ед. хр. 289, 25 янв. 1677 г.; Грамота царя Михаила Феодоровича на Белоозеро воеводе Н. И. Ласкиреву о выдаче ружного жалованья строителю Нилова скита старцу Нафанаилу//Арх. СПб ИИ РАН. Колл. 260. Оп. 1. Ед. хр. 47, 26 янв. 1638 г.; Грамота царя Алексея Михайловича архим. Кириллова мон-ря Авраамию о переводе в Нилов скит старца Иоасафа, сосланного в 1649 г. в Кириллов мон-рь из приказа Большого дворца//Там же. 12 авг. 1658 г.; Грамота Св. патриарха Всея Руси Иоакима архим. Кириллова Белозерского мон-ря Никите о «смирении монастырским смирением старца Корнилия Затворникова»//Там же. Ед. хр. 406, 26 нояб. 1678 г.; Книги переписные Ниловой Сорской пустыни//Там же. Кол. 115. Ед. хр. 668-673, 679-681, 683-691, 693; РГАДА. Ф. 1441. Оп. 2. Ед. хр. 493; Книги приходно-расходные Нилова Сорского скита//ГИМ. ОПИ. Ф. 484. Оп. 1. Ед. хр. 74; То же//Арх. СПб ИИ РАН. Колл. 115. Ед. хр. 666-667, 674-678, 682, 692; Кол. 260. Оп. 2. Ед. хр. 60; РНБ. СПбДА А II. 46; РГАДА. Маз. Оп. 1. Ед. хр. 502; Синодик Нилова Сорского скита//КБМЗ. РК 127, XVII-XIX вв.; «Книга послужных списков настоятеля и братии Кирилло-Белозерского монастыря и приписных к оному монастырю пустынь 1732 г.»//РНБ. 119/1354. Л. 129-135; «Опись приписной к Кириллову Белозерскому монастырю Нилову скиту именно 1761 г. Сорской пустыни»//Там же. 105/1341; Послужной список настоятеля и братии Нило-Сорской пуст. за 1920 г.//ГАВО. Ф. 1067. Оп. 1. Д. 527; То же за 1917 г.//ГАНО. Ф. 480. Оп. 1. Д. 4766.

http://pravenc.ru/text/2577651.html

Северодвинский канал в Кириллове, вид на Кузьминский канал с понтона_фото Ymblanter_ wikipedia Кириллов — центр водных путей. Помимо того что в районе насчитывают порядка 100 озер и 66 рек, вблизи него проходит одна из главных водных артерий страны — Волго-Балтийский канал, соединяющий обе наши столицы, Москву и Санкт-Петербург. Тут же, в местечке Топорня, к Волго-Балту примыкает Северо-Двинский водный путь, ведущий через реки Сухону и Северную Двину в Белое море, в город Архангельск. Каналы эти были проложены по местам некогда весьма оживленных древних волоков. Главным причалом на пути «из варяг в греки» издавна было село Горицы. Вот уже много лет это село занимает первое место в России по количеству принимаемых теплоходов, около 900 круизных лайнеров за навигацию, обогнав в этом списке Москву, Питер и Нижний Новгород. Судоходство вблизи Гориц столь интенсивно, что вынужденно были устроены два фарватера — один для пассажирских теплоходов, а другой для нефтеналивных судов и грузовых барж. Христианская Фиваида Трудно сыскать место в России более намоленное, чем Кириллов и его округа. Славу его составили великие монастыри — Кирилло-Белозерский, Ферапонтов, Горицкий, Нило-Сорская пустынь и множество других малых монастырей и пустыней. Такая концентрация здесь святых мест, храмов и монашеских обителей позволила сравнить эти места с христианской египетской Фиваидой. Препо­доб­ный Кирилл Белозерский. Икона XVI в. Кирилловский монастырь — самый крупный по размерам монастырь в России. Его площадь — 12,7 га. Периметр стен — около двух километров. В лучшие годы в нем проживало до тысячи насельников. В монастыре почивают под спудом мощи основателя этой Северной Лавры — преподобного старца Кирилла. По сути, это даже не один монастырь, а два — Успенский и Иоанновский. Последний использовался в качестве богадельни: в нем жили престарелые и больные монахи, убогие и калеки различных битв. В общей сложности в монастыре обретается 16 храмов, среди которых деревянная часовня, поставленная еще преподобным Кириллом в 1397 году, деревянная церковь Ризоположения 1485 года и каменный собор Успения Богородицы 1497 года.

http://foma.ru/kirillov-gorod-pomogayush...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009