В 1805 и 1810 годах монастырям было разрешено с Высочайшего разрешения приобретать в собственность незаселенные земли. Благодаря этому в последние годы царствования Александра I многие обители смогли поправить свое положение, вызванное разгромом их во второй половине XVIII века. При Николае I положение монастырей еще более улучшилось. В 1835 году на содержание обителей положено было отвести земельные и лесные участки от 50 до 150 десятин из казенных земель и дач. В 1842 году графиня А. Орлова, почитательница архим. Фотия (Спасского) , пожертвовала по 5.000 рублей на 340 монастырей. Начали восстанавливаться некоторые ранее закрытые монастыри: Спасо-Каменный (Вологодская епархия), Максаковский (Черниговская епархия), Успенский Дивногорский (Воронежская епархия), Успенский Святогорский (Харьковская епархия), Нило-Сорская пустынь (Новгородская епархия) и многие др. В 1861 году, при освобождении крестьян, монастырям, взамен прежней казенной прислуги, было ассигновано 168.200 рублей на наем новой. Постепенно увеличивались штатные суммы на содержание. К 1890 году они возросли до 425.000 рублей. В 1879 году, по инициативе братства афонского Пантелеймонова монастыря, недалеко от Сухуми на Кавказе, была устроена чудная обитель, получившая название Новый Афон. Более всего увеличению обителей способствовало учреждение т. н. женских общин. Многие такие общины со временем становились полноправными монастырями. Из 127 общин, возникших до 1890 года, 78 были преобразованы в общежительные обители. Число их все возрастало. Особенно важное значение такие обители имели в Западном крае, и в первом ряду из них стоит Богородицкий Леснинский монастырь, основанный в 1889 году из женской общины в Холмской епархии. В 1881 году право открытия новых обителей и общин было предоставлено Синоду без испрашивания на то Высочайшего разрешения (если при этом не было необходимости в казенных средствах). В 1893 году Победоносцеву было Высочайше дано право увеличивать, сверх существовавших штатов, число монашествующих в монастырях, в которых имелись на то собственные средства. Всех монастырей, пустыней, скитов и женских общин (не включая приписных монастырей, в которых обычно жили несколько монахов) на 1 июля 1896 года было 789 (не считая 15 единоверческих). Из них 495 мужских (в том числе Лавры: Успенская Киевская, Троицкая Сергиева Московская, Александро-Невская Петербургская и Успенская Почаевская), 64 архиерейских дома, 7 ставропигиальных.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Так делали наставники монашества и в наше время, например оптинские старцы. «Старцем» назывался в монастырях опытный в духовной жизни монах, которому было поручено духовное руководство братии. В женских монастырях были старицы. Прп. Нил учил ежедневно открывать старцу малейшие свои мысли и грехи. Духовная польза от такой исповеди была столь велика, что даже опытные монахи ее не оставляли. Прп. Нил настаивал также на монашеской нищете во исполнение обета нестяжания. Монастыри, по его учению, должны питаться работой братии и не иметь никакой собственности. В крайнем случае прп. Нил разрешает принимать подаяние от мирян, но только умеренное. Церковь в скиту его была деревянная, простая, без украшений, согласно учению древних отцов. Ризница и утварь были самые простые. Скитяне, числом 12, жили по одному в маленьких, тесных кельях, на большом расстоянии один от другого, и только в канун воскресного дня и больших праздников они собирались все в церковь.  Всенощное бдение продолжалось всю ночь. Пения не было, только читали. Даже на Божественной литургии пели только Трисвятое, Херувимскую песнь и «Достойно есть». По совершении ее скитяне расходились по кельям на безмолвное житие. Лучшие из учеников прп. Нила по жизни и образованию были иноки Иосифо-Волоколамского монастыря — Дионисий и Нил, оба из княжеского рода.  Прп. Нил со старцем своим Паисием  принимал участие в соборах  1490 и 1503 гг., когда разбирались вопросы о еретиках — «жидовствующих» — и о монастырских землях. Прп. Нил настаивал на милосердии к еретикам и на отнятии у монастырей земель во исполнение обета нестяжания. Но он понят не был, и в обоих случаях восторжествовало обратное мнение прп. Иосифа Волоколамского (память его 9 сент.).  Прп. Нил скончался 7 мая 1508 г. •  Кирилло-Белозерский монастырь находился в Белозерском уезде на Новгородском Севере, ныне это Кирилловский р-н Вологодской обл. (Вологодская епархия). Там же находится Нило-Сорская пустынь, первый скит в России. Отличие устава его было в том, что все внимание уделялось внутренней духовной жизни во Христе, духовному воспитанию человека-христианина. Иноческая жизнь в обители прп. Нила была устроена не по распространенному общежительному уставу, а по скитскому, по образцу афонских скитов.  

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2368...

Сам подвижник отличался крайним нестяжательством и трудолюбием. За святость жизни старца Нила глубоко почитали современные ему русские иерархи. Преподобный участвовал на Соборах 1490 и 1503 годов. Скончался святой 7 мая 1508 года, на 76м году жизни. Мощи его, погребенные в основанной им обители, прославились множеством чудотворений. Свято-Нило-Сорская пустынь до сих пор не возвращена Церкви, в ней находится психоневрологический диспансер.   475 лет преставления прп. Александра Свирского Преподобный Александр Свирский — великий русский подвижник. В 1508 году, на 23 году отшельнической жизни, ему было явление Живоначальной Троицы. Однажды ночью он молился в отходной пустыни. Вдруг воссиял сильный свет, и он увидел Трех Мужей, облаченных в белые одежды. Освященные Небесной славой, Они сияли чистотой ярче солнца. Каждый из них держал в Своей руке жезл. Преподобный пал в страхе, а потом, придя в себя, поклонился Им до земли. Подняв его за руку, Мужи сказали: «Уповай, блаженне, и не бойся». Преподобный получил повеление построить церковь и устроить обитель. Он снова пал на колени, взывая о своем недостоинстве, но Господь повелел ему исполнить указанное. Преподобный спросил, во имя кого должна быть церковь. Господь же сказал: «Возлюбленный, как видишь Говорящего с тобою в Трех Лицах, так и созижди церковь во Имя Отца и Сына и Святого Духа, Единосущной Троицы. Я оставляю тебе мир и мир Мой подам тебе». Тотчас преподобный Александр увидел Господа с простертыми крылами, словно по земле ходящего, и затем Он стал невидим. В истории Русской Православной Церкви это Божественное нисхождение известно как единственное. Александро-Свирский монастырь, место подвигов преподобного, в 2005 году был полностью возвращен Русской Православной Церкви. После десятилетий запустения и забвения обитель на реке Свирь восстанавливается.   100 лет со дня преставления св. прав. Иоанна Кронштадского 2 января 2009 года исполняется 100 лет со дня преставления одного из самых любимых русским православным народом святого — праведного отца Иоанна Сергиева, Кронштадского пастыря.

http://e-vestnik.ru/news/pamyatnye_daty_...

Сердце Северной Фиваиды. Фотовыставка архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана В начале этого года в Москве прошла фотовыставка «Сердце Северной Фиваиды», на которой было представлено более 160 работ архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана. И теперь она с успехом передвигается по другим городам России. Вологодская земля – сердце русской «Северной Фиваиды». Это и уникальная культура Русского Севера, пронизанная православным мироощущением, это один из крупнейших в дореволюционной России Кирилло-Белозерский монастырь, и Ферапонтовский монастырь, украшенный фресками Дионисия, и Нило-Сорская пустынь, где зародился новый – скитский – образ монашеского жития… В Вологде родился и духовно возрастал святитель Игнатий (Брянчанинов) – последователь и продолжатель дела отцов Фиваиды Египетской. Владыка Максимилиан, остро чувствующий красоту творения Божия и талантливо передающий свою любовь к святой Вологодской земле, предоставил часть своих фоторабот сайту Православие.Ru, чтобы наши читатели смогли воочию убедиться в правоте слов святителя Игнатия (Брянчанинова): «Земная природа подобна раю красотами своими и напоминает его собою падшему человеку». Северный страж Вид на Ферапонтов монастырь Панорама Спасо-Прилуцкого монастыря Крест колокольни Спасо-Каменного монастыря Пастырь добрый. Протоиерей Василий Глазов Спасо-Прилуцкий монастырь. Вид на крепостную башню Спасо-Каменный монастырь. Закат Собор праведного Прокопия Великоустюжского. Ледоход на Сухоне Кирилло-Белозерский монастырь. Молитва инока Крепостные стены Кирилло-Белозерского монастыря Храм прп. Димитрия Прилуцкого на Наволоке Один дома Золотые дали Монах Герасим Утро в монастыре Прошлый век Александр Николаевич Плигин. Инициатор восстановления Спасо-Каменного монастыря Зимний вечер Хуторянка Крещенский мороз Белые ночи Липовая аллея Осенняя нива Виток времени Синие сумерки Автопортрет с собакой Графика зимы Настенька Вологодский хрусталь Пою Богу моему дондеже есмь Зимний покой Пробуждение В мастерской вологодского художника В.Н.Страхова Спасо-Прилуцкий монастырь. Церковь Успения Пресвятой Богородицы Софийская площадь г. Вологды Коты-разбойники Радуга над Воскресенским Горицким монастырем Ранняя зорька 28 марта – 1 мая 2009 г. выставка «Сердце Северной Фиваиды» посетит Череповец; 24 мая – 18 июня разместится в Смольном соборе Санкт-Петербурга, 20 июня – 30 августа – в Кирилло-Белозерском историко-архитектурном музее-заповеднике, с 19 сентября посетит Великий Новгород.

http://pravoslavie.ru/gallery/gallery76....

Он род. в Симбирске, учился в гимназии в одном классе с Александром Ульяновым (старшим братом Владимира Ульянова-Ленина), бывал в доме Ульяновых. В 1931 г. он вспоминал о лидере Октябрьской революции: «Шустрый рос мальчонка. Вот уж не думалось, что он станет таким…» ( Голицын. 1990. С. 334). Дальнейшее образование Новинский получил в КазДА, которую окончил со степенью кандидата богословия, затем преподавал в Симбирской ДС, за заслуги в педагогической деятельности был награжден орденом св. Станислава 3-й степени и получил чин статского советника. В 1894 г. Новинский был назначен инспектором семинарии, но через год подал прошение об увольнении, был хиротонисан во иерея, переведен в Новгородскую епархию и в 1902 г. определен в Н. С. п. Благочинный архим. Иаков (Поспелов) в рапорте для консистории писал о нем: «Выдающийся строгою жизнию и духовным рассуждением иеромонах... в мире бывший священником градской Симбирской церкви… и в конце избравший иноческое пустынное житие» (КБМЗ. ОПИ. Ф. 1. Оп. 1. Д. 17. Л. 112 об.). В 1913 г. иером. Иоанн стал настоятелем Кириллова Новоезерского мон-ря и оставался им в тяжелые послереволюционные годы до закрытия обители в 1931 г. Первым историографом Н. С. п. стал ее насельник, инок Иоанн (Калинин Иван Федорович; 1887 - 14 апр. 1939). Он род. в крестьянской семье в дер. Селище Череповецкого у., окончил 2 класса церковноприходской школы. В 1901 г., когда юноше исполнилось 14 лет, поступил на испытание в Н. С. п., в 1908 г. был определен послушником. Инок Иоанн начинал монашескую жизнь под духовным руководством схиигум. Нила (Никитина), в 1904-1913 гг. он состоял при нем келейником в Иоанно-Предтеченском скиту. После пострига в схиму в 1907 г. старец подарил ему 4-томное «Сказание о странствиях и путешествиях по России, Молдавии, Турции и святой земле постриженика Святой горы Афонской инока Парфения» (М., 1856; сохр. с дарственной надписью схиигум. Нила: КБМЗ. 9416-9419). В 1913 г. увидела свет собственная книга инока Иоанна «Описание Нило-Сорской общежительной пустыни».

http://pravenc.ru/text/2577651.html

По возвращении на Родину Нил Сорский основал первый в России скит в глухом лесу среди болот на реке Сорке, где ввел особый строгий скитский устав по образцу афонского с обязательным участием монахов в производительном труде, чему он показывал личный пример. Чтобы построить скит, монахам пришлось наносить целую гору земли. Скитяне, числом 12, жили в маленьких тесных кельях на большом расстоянии друг от друга и только в канун воскресного дня и на праздники собирались вместе. Трудовой характер русских пустынных монастырей обрел при Ниле Сорском новое дыхание. Святой настаивал на монашеской нищете во исполнение обета нестяжания, считал, что монастырь не должен иметь никакой собственности. Творчески развивая учение исихастов, Нил Сорский уделял особое внимание вопросам психологии человеческих страстей. Его учение легло в основу русской психологии, он предлагал свою научную схему развития страстей, разрабатывая формы их регулирования. Он учил, что усилием воли и переменой внешнего образа жизни человек должен преодолевать свои страсти на ранних стадиях их развития. В качестве идейного главы нестяжателей Нил Сорский поддерживал политику, направленную на лишение монастырей земли, выступал за реформу монашества на строгих началах скитской жизни, рекомендовал отказаться от насилия и гонений по отношению к еретикам, предлагал перевоспитывать их силой убеждения. Деятельность Нила Сорского оставила глубокий след в культурной жизни Древней Руси и продолжилась в трудах его учеников Вассиана Патрикеева и Артемия Троицкого. На Соборах 1490 и 1503 годов Нил Сорский осудил ересь жидовстующих. В поселок Пустынка, как сейчас называется Нило-Сорская пустынь, ведет скользкая глинистая дорога. Основные постройки монастыря сохранились, хотя многие из них сильно перестроены для приспособления к нуждам психоневрологического дома-интерната. В 50-е годы были полностью разрушены сооружения скита. Монастырь представляет собой сомкнутый в квадрат комплекс сооружений, выполняющих одновременно роль стен с башнями по углам, надвратной церковью с западной стороны и собором и настоятельским корпусом во дворе квадрата.

http://ruskline.ru/analitika/2022/10/16/...

Фото: Екатерина Гура Откуда взялись «Монах и бес» Многосерийный фильм «Раскол» я снимал в Кирилло-Белозерском музее-заповеднике, а в 15 километрах от города Кириллова находится Нило-Сорская пустынь, от которой почти ничего не осталось. И я стал читать о монахах этой обители. В середине XIX века был там такой Иван Семенович Шапошников. Убогий, хромой, но большой праведник. Даже кого-то исцелял. Рассказывали о нем, что слышали в его келлии по ночам какой-то шум, а наутро у него появлялись царапины на лице. Там не было сказано, что он воевал с бесом, но, тем не менее, так можно подумать. И вот этот Иван Семенович запал мне в душу как персонаж. После премьеры «Раскола» меня старообрядцы пригласили в Великий Новгород. И я побывал в Софийском Соборе, в Кремле, где лежат мощи преподобного Иоанна Новгородского. А в его житии написано, как, будучи простым монахом, он поймал беса в рукомойнике. Бес просил: «Отпусти, отпусти», а он отвечает: «Отпущу, если свозишь меня в Иерусалим». Тот свозил, но стал мстить: подкидывать разный компромат в его келью. Братия узнала, Иоанна схватили, связали, положили на плот и пустили в речку Волхов. Но плот поплыл обратно. Все монахи на колени: чудо! Вернули его в монастырь. И со временем он стал архимандритом и даже был прославлен как святой. Эти две истории у меня срослись. И я думал, кто такое может написать? Только Юрий Арабов. Он и стал автором сценария. Но ради тщеславия я написал в титрах: режиссер и автор идеи Николай Досталь. Ну, надо же тщеславие подкармливать как-нибудь… Кадр из фильма «Монах и бес» Как вернуть государству миллион Сценарий был написан в 2012 году, и четыре года я собирал бюджет и искал продюсера, который бы взялся за этот проект. (Наш бюджет тогда составлял около 4 млн долларов). Юра привел меня в «Православную энциклопедию», снимавшую фильм «Орда». Там нашли для нас 1 млн и стали искать остальные деньги, но не справились. А потом я читаю заголовки: «Досталь вернул государству миллион долларов». Ну, действительно, они должны были вернуть эти деньги государству.

http://pravmir.ru/monah-i-bes/

В 1780 г. такая же реформа была проведена в юго-западных епархиях. Закрылось еще более 40 монастырей. Численность монашествующих в результате указа о секуляризации населенных церковных земель сократилось с 12 до 5 тысяч. Закрылись древние и прославленные обители: Нило-Сорская пустынь и Спасо-Каменный монастырь – на севере, Киево-Братский, Межигорский, Дивногорский и Святогорский монастыри на юге. Закрытые монастыри обращались в казармы, госпитали и даже в дома сумасшедших. Дом сумасшедших был устроен в помещениях Максаковского монастыря на Черниговщине. В Московском Симоновом монастыре целый год располагались казармы. Суммы, выдававшиеся штатным монастырям из казны, были крайне скудными. Их едва хватало на содержание братии. Монастырские храмы, братские келии, хозяйственные постройки из года в год ветшали и разрушались, а настоятели не решались доносить об этом Синоду из-за опасений, что монастырь в этом случае будет и вовсе упразднен. При императоре Павле содержание штатных монастырей было удвоено, но и денежный курс к тому времени упал в два раза в сравнении с 1764 г., когда вводились монастырские штаты. Из государственной казны стали тогда выдавать содержание и заштатным монастырям – по 300 рублей в год. Монастырям было дозволено увеличить размеры принадлежавших им незаселенных земельных участков, отведенных под огороды, покосы и выгоны. Секуляризация церковных имений и введение монастырских штатов, повлекшие за собой упразднение многих древних обителей, вызвало неоднозначную реакцию со стороны иерархии. Одни архиереи, вроде страдальца за Церковь священномученика Арсения или тобольского митрополита Павла, открыто протестовали против ограбления монастырей, другие возмущались втайне и только в доверительных беседах с единомышленниками давали волю своему негодованию. Некоторые же архиереи, особенно из числа великороссов, вместо тщетных сокрушений о понесенных Церковью утратах, обдумывали пути устроения монастырской жизни в новых условиях. В оскудении монастырей «селами и виноградами», в их обнищании они открывали новые возможности для возрождения в них подлинно аскетического духа.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

Михаило-Архангельскии монастырь на открытке 1902 года. Фото: Архив Архангельского археологического общества И это были не первые и не последние иноки в истории Руси, кто в неведомых холодных широтах водружали поклонные кресты, строили часовни, церкви и монастыри. Одни из них забирались в эти суровые края в поисках уединенной молитвенной жизни. Другие проповедовали коренным жителям Евангелие. В любом случае они несли сюда православную веру. Если в советское время работяги стремились «на севера» в основном, чтобы «поднять длинный рубль» вахтовым методом, то сотни лет назад люди стали здесь селиться, лишь когда появилась возможность вести христианскую жизнь. Ведь раньше русский человек, независимо от того, монах он или мирянин, на новом месте первым делом строил церковь. Это позволяло ему придерживаться своего исконного обихода — участвовать в богослужениях, исповедоваться, причащаться, венчаться, крестить детей и отпевать умерших. Когда монастырей на Севере еще не было, русские люди здесь ловили рыбу, добывали пушнину, вываривали соль, но не жили постоянно. Появились монастыри — и вскоре рядом возникли деревни, а затем и города. В результате из глухих скитов в медвежьих углах на краю земли вырастали духовные и культурные центры, которые нередко превращались в военные и стратегические форпосты Отечества. 2 Колыбель русской оппозиции В 1508 году в своем скиту, затерянном в болотистых лесах на реке Соре, что в пятнадцати верстах от Кирилло-Белозерской обители, лежал на смертном одре преподобный Нил Сорский. Своим ученикам он строго-настрого запретил хоронить себя с почестями. Вместо этого старец завещал бросить его тело в лесной чаще, на съедение зверям, или, на худой конец, с презрением зарыть в яме. Он говорил им, что в земной жизни всегда сторонился чести, поэтому и после смерти хотел бы той же участи. Ученики, однако же, не выполнили его волю и похоронили своего наставника по-христиански. Спустя время на месте его скита возникла Нило-Сорская пустынь, а сам преподобный в памяти Церкви остался «начальником скитского жития» и главным идеологом монашеского учения нестяжателей…

http://sever.foma.ru/skvoz-holod-opasnos...

   В 1780 году такая же реформа была проведена в юго-западных епархиях. Закрылось еще более 40 монастырей.    Число монашествующих сократилось с 12 до 5 тысяч. За­крылись древние и прославленные обители – Нило-Сорская пустынь и Спасо-Каменный монастырь – на севере;Киево-Братский, Межигорский, Дивногорский и Святогорский монастыри – на юге. За­крытые монастыри обращались в казармы, госпитали и даже в дома сумасшедших.Дом сумасшедших был устроен в помещениях Максаковского монастыря в Черниговщине. В Симоновом монастыре целый год располагались казармы.    Суммы, выдававшиеся штатным монастырям из казны, были крайне скудными. Их едва хватало на содержание братии. Мо­настырские храмы, братские келии,хозяйственные постройки из года в год ветшали и разрушались, а настоятели не решались доносить об этом Синоду из-за опасений, что монастырь в этом случаебудет и вовсе упразднен.    При императоре Павле содержание штатных монастырей было удвоено, но и денежный курс к тому времени упал в два раза в сравнении с 1764 годом, когдавводились монастырские штаты. Из государственной казны стали тогда выдавать содержание и за­штатным монастырям – по 300 рублей в год. Монастырям былодозволено увеличить принадлежавшие им незаселенные земельные участки, отведенные под огороды, покосы и выгоны.    Секуляризация церковных имений и введение монастырских штатов, повлекшие за собой упразднение многих древних обителей, вызвало неоднозначную реакцию состороны иерархии. Одни архиереи, вроде страдальца за Церковь митрополита Арсения или Тобольского митрополита Павла открыто протестовали против ограблениямонастырей, другие возмущались втайне и только в доверительных беседах с единомышленниками давали волю своему негодованию. Некоторые же архиереи, особенноиз числа великороссов, вместо тщетных сокрушений о понесенных Церковью утратах, обдумывали пути устроения монастырской жиз­ни в новых условиях. В оскудениимонастырей «селами и виноградами», в их обнищании они открывали новые возможности для возрождения в них подлинно аскетического духа.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009