Мирная жизнь пустынских монахов закончилась в связи с революционными событиями в стране. По одному из первых декретов Советской власти монастырская земля и постройки обители перешли в распоряжение местных органов власти, В 1918 году специальная комиссия произвела учет имущества и ценностей Нило-Сорской пустыни, которые теперь стали " народным достоянием " . Однако декрет о свободе совести не препятствовал использованию церковно-религиозными организациями (общинами) зданий и предметов, предназначенных для богослужения, поэтому в апреле 1919 года братия пустыни и жители окрестных деревень заключили договор с Вогнемским советом, а в сентябре того же года Кирилловский исполком, рассмотрев устав Нило-Сорской общины, зарегистрировал ее. Это позволило сохранить ядро монашеской организации и структуру ее управления, но такое положение продолжалось недолго. Подлинным хозяином всех построек и имущества являлся, конечно, не народ, а губернские и уездные власти; по их инициативе в 1924 году договор с Нило-Сорской общиной был расторгнут и на территории монастыря разместили колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Возникшая угроза хищения церковных ценностей заставила местные власти хлопотать об их " изъятии для сохранения " . В 1927 году Череповецкий губисполком принял решение о закрытии Нило-Сорской пустыни и передаче ее сооружений для " культурных нужд " населению. Монахи еще какое-то время жили в Иоанно-Предтеченском скиту, но постепенно одни умерли, а другие разошлись. Колонию-тюрьму, просуществовавшую до 1930 года, сменил инвалидный дом, а затем психоневрологический диспансер, существующий там и поныне. Постройки Успенского скита разобрали, а Иоанно-Предтеченский скит сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни, частью перестроенные, сохранились до наших дней. Сохранилась и часть церковного имущества, переданного в 1920-1930-е годы в музеи. Смирнова Альбина Васильевна, Нило-Сорская пустынь. http://www.kirmuseum.ru/issue/article.php?ID=2152 Добавить комментарий Комментарии и обсуждение

http://sobory.ru/article/?object=14688

Комиссия Синодального отдела по монастырям и монашеству посетила монастыри Вологодской митрополии 24 апреля 2019 г. 13:46 18 апреля 2019 года по поручению председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству архиепископа Каширского Феогноста комиссия Отдела посетила монастыри Вологодской митрополии . Члены комиссии наместник Иосифо-Волоцкого ставропигиального мужского монастыря архимандрит Сергий (Воронков) и наместник Николо-Угрешского ставропигиального мужского монастыря архимандрит игумен Варфоломей (Петров) совершили инспекционную поездку на Архиерейские подворья «Нило-Сорская пустынь» и «Заоникиева Богородице-Владимирская мужская пустынь» в сопровождении благочинного монастырей Вологодской епархии игумена Иоасафа (Вишнякова). Целью поездки являлось изучение возможности преобразования пустыней в самостоятельные монастыри. С этим предложением к Священному Синоду и Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу обратился митрополит Вологодский и Кирилловский Игнатий . В ходе поездки гостей ознакомили с духовной и хозяйственной жизнью обителей: в Нило-Сорской пустыни — настоятель иеромонах Евфимий (Ершов), в Заоникиевой Богородице-Владимирской пустыни — настоятель иеромонах Николай (Ананьев). Члены комиссии ознакомились с особенностями внутренней жизни, распорядком дня и бытовыми условиями в пустынях, посетили храмы обителей, узнали подробности богослужебной практики и келейного молитвенного правила насельников, осмотрели жилые корпуса и трапезные. В завершение поездки члены комиссии посетили Кирилло-Белозерский и Спасо-Прилуцкий монастыри. По итогам визита будет составлен рапорт в Синодальный отдел по монастырям и монашеству, на основе которого будет рассматриваться вопрос о возможности преобразования подворий в самостоятельные монастыри. Нило-Сорская пустынь в местечке Пустынь Кирилловского района основана в 1480-е годы преподобным Нилом Сорским. В 1924 году монастырь был закрыт, в нем разместили колонию, затем инвалидный дом и психоневрологический интернат, который был выведен с территории пустыни в конце 2018 года. В марте 2019 года здания монастыря переданы Архиерейскому подворью «Нило-Сорская пустынь». Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь в деревне Лучниково Вологодского района основана в конце XVI века, закрыта в 1920-е годы. В зданиях монастыря размещалась спецшкола-интернат. В 2018 году сохранившиеся постройки были переданы Архиерейскому подворью «Заоникиева Богородице-Владимирская пустынь». Синодальный отдел по монастырям и монашеству /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/5419500.ht...

Подчиненность Нилова скита Кирилло-Белозерскому монастырю продолжалась до 1777 года. К этому времени братии в нем уже не было вовсе. Лишь для совершения богослужения жили священник, дьячок и пономарь. За сохранностью построек и имущества присматривали монахи Кириллова монастыря, а наиболее дорогие предметы " для сохранения " были вывезены в Кириллов. В 1777 году по указу Вологодской Духовной Консистории Нило-Сорскую пустынь перевели в ведомство Кирилловского Духовного Правления. Ее деревянные строения постепенно ветшали, все приходило в запустение. В самом конце XVIII века была сделана попытка вновь вдохнуть жизнь в некогда известную обитель. Настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря игумен Феофан взял пустынь под свое управление и начал ее восстановление. Но из-за дальнего расстояния (около семидесяти верст) вести дела в пустыни из Кирилло-Новоезерского монастыря было неудобно, поэтому в 1805 году Нило-Сорская пустынь вновь возвращается в ведение Кирилло-Белозерского монастыря. В это время должность строителя (настоятеля) пустыни выполнял переведенный сюда еще из Новоезерского монастыря иеромонах Серапион, вместе с которым жили также священник и три послушника. Вскоре Серапиона сменил иеромонах Кирилло-Белозерского монастыря Варсанофий. Денежная сумма при передаче составляла всего девяносто три рубля. В ведомстве Кирилло-Белозерского монастыря в этот раз пустынь оставалась почти полвека. Кирилловский настоятель назначал управляющих пустынью обычно из состава своей монастырской братии " с полным доверием в хозяйственных распоряжениях " . Общий хозяйственный и духовный упадок обители преподобного Нила беспокоил настоятеля Кириллова монастыря Иннокентия 8, поэтому в 1837 году он уговорил принять на себя обязанности строителя пустыни иеромонаха Никона, прибывшего сюда в поисках уединенного жительства. Грустная картина открылась перед Никоном, приехавшим в первый раз в Нило-Сорскую пустынь: " Во всех церквах обители все было ветхо и убого, требовало обновления и улучшения. Ограды вокруг церквей не было никакой, небольшие ветхие кельи настоятельские стояли боком, близкие к падению... скотный двор, погрязший в болоте, лежал в развалинах... " . Кроме того, его смутило, что в обители, в традициях которой было поддержание сурового аскетизма и отстранение от мирских соблазнов, явно преобладали недуховные радости. Еще по дороге к месту нового своего служения ему встретилась толпа женщин, возвращавшихся с веселыми песнями из пустыни, где они рубили капусту для братии и где их " хорошо угостили " . Вместе с тем, в самом воздухе иеромонах Никон почувствовал " тонкое духовное благоухание " . " Все скорбное и неприятное, что видел и встретил он в ней, уступало этому благодатному чувству " , и Никон решил посвятить свою жизнь восстановлению обители.

http://sobory.ru/article/?object=14688

И вот наступают дни, когда на этой подготовленной почве внутреннего мира человеческого начинает совершаться Божественная тайна. К душе слетает «неизреченная радость». Язык перестает шептать слова хвалы, молитва уже не нужна. Ум – «кормчий чувств» уже водится не собою, а какою-то чудною «силою иной». Это открылось то дивное состояние, когда «не молитвой молится ум, но превыше молитвы бывает», когда существо человеческое наполняется предчувствием вечного блаженства. Таковы плоды той отрешенной от всего мирского чистейшей молитвы, которая называется на языке аскетов «умное делание» и открывает им громадные духовные горизонты, давая порой минуты сверхчувственной радости. Читавшие аскетические книги люди знают, что долгими трудами приобретается этот дар «умной молитвы», и мы уже вкратце здесь говорили о таинственных путях к ней. Жизнь и счастье духа – вот к чему звал учеников своих преподобный Нил Сорский . Если бы мы так же созерцали дух, как смотрим на внешний мир, то пред дивными озарениями, посланными душе великого русского скитянина, мы бы испустили крики восторга. Но нет. – Все скрыто там, внутри. Все тайна между уединенной безмолвной душой и ее Богом. И как мало доступна и сколь непонятна миру захватывающая красота этой жизни. 1 . Смирнова А. В. Нило-Сорская пустынь// 60 С. 140–156. 2 . Романенко Е. Нило-Сорская обитель// 42 С. 453–459. Нило-Сорская пустынь основана более пятисот лет назад. На протяжении этого времени она знала расцвет и упадок духовной и хозяйственной жизни. Но во все времена как для самой обители, так и для Русской церкви лучом света было имя ее основателя – преподобного Нила Сорского . Его взгляды на устройство и цели монашеской жизни, история самой обители привлекали и продолжают привлекать внимание церковных деятелей, ученых, исследователей. За XIX – XX вв. издан ряд монографий, научных статей, не раз печатались сочинения самого Нила Сорского . 60 Постриг преподобный Нил принял в Кирилло-Белозерском монастыре, примерно в 1453 – 1455 гг. После 1475 г. он вместе со своим учеником Иннокентием «ушел из монастыря на Афон и в страны Царьграда».

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 НИЛО-СОРСКАЯ ПУСТЫНЬ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Нило-Сорская пустынь. Фото нач. XXI в. Стоит в 15 верстах от города Кириллова при реке Сорке (Соре), впадающей в реку Бородаву. Скит преподобного Нила Основана в 1480-е годы преподобным Нилом Сорским , иноком Кирилло-Белозерского монастыря . Постепенно стали собираться к преподобному Нилу и другие монахи. Преподобный Нил дал своим ученикам скитский устав , на основе уставов бытовавших тогда на Православном Востоке где он до этого побывал, почему и пустынь его сначала называлась скитом . При нем же был построен и храм в честь Сретения Господня . По преставлении преподобного Нила в 1508 году на месте его захоронения монахи положили камень, а позднее поставили часовню. После смерти основателя скит продолжал оставаться небольшим, монахов в нем было немного. В 1515 году в скиту жили священник, дьякон и двенадцать старцев. Как и при Ниле Сорском, все имущество, пища и одежда их были общими. Слава преподобного Нила росла и Московские князья взяли скит под свою защиту и на свое материальное обеспечение. Вторым храмом обители стала такая же небольшая, как и первая, деревянная церковь Ефрема Сирина с трапезной. Царь Иван Грозный , посетивший скит в 1569 году, хотел поставить в нем каменную церковь, но преподобный Нил, явившись к нему в сонном видении, запретил нарушать предание скитской нищеты, поэтому долгое время скит оставался полностью деревянным. Есть известие, что и позже воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. По отписным книгам первой половины XVII века, в нем имелись, кроме двух церквей, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, часовенка над гробом основателя, сторожка, житница, амбар, ледник, конюшня и старая мельница. Приписной скит В 1641 году Нилов скит по указу царя Михаила Федоровича приписали к Кирилло-Белозерскому монастырю , что позволило несколько оживить ремонтные и строительные работы.

http://drevo-info.ru/articles/11273.html

Из описи первой половины XVII столетия, в пустыни находились две церкви, двенадцать келий, колокольня с четырьмя колоколами, сторожка, часовня над могилой основателя, житница, амбар, конюшня, ледник и старая мельница. В 1641 году пустынь по указу царя Михаила Фёдоровича присоединили к Кирилло-Белозёрскому монастырю, после чего здесь были проведены ремонтные и строительные работы. А ещё ей нашли новое применение: стали ссылать сюда иноков из других монастырей " за неблаговидное поведение " . То есть, как правило, за пьянство. Разумеется, это не способствовало духовному возрастанию братии скита. Количество монахов в конце XVII века насчитывалось всего-навсего шесть человек. В 1777 году Нило-Сорская пустынь была переведена в ведомство Кирилловского Духовного Правления. Но в конце 1830-х - начале 1840-х годов, при управлении иеромонаха Никона (Прихудалова), жизнь в пустыни постепенно начала исправляться. Настоятель Никон строго следил за исполнением устава, ввёл ежедневное богослужение. Хотя пустынь давно уже развивалась в общемонастырском русле, имея триста десятин земли и проценты с капитала, при ней существовали скиты, где как раз и теплилась традиция, завещанная ученикам преподобным Нилом. В 1860-1870-х гг. скит обрёл каменные здания. Появились Свято-Тихвинский собор, надвратная Покровская церковь, игуменский и келейный корпуса, каменные монастырские стены. После Октябрьской революции на Кирилловской земле установилась новая власть. В 1918 году специальная комиссия произвела учёт ценностей и имущества Нило-Сорской пустыни. Братия скита и жители соседних деревень решили заключить договор с Вогнемским советом, который помог сохранить ядро монашеской организации. Но это продолжалось недолго. В 1924 году уездные власти разорвали договор с братией пустыни и решили здесь организовать колонию Кирилловского уездного исправительного дома. Часть церковного имущества передаётся в Кирилловский музей. В 1927 году Нило-Сорскую пустынь закрывают и передают для организации " культурных нужд " населению. Монахи тогда проживали в Иоанно-Предтеченском скиту, без права проводить богослужения. Спустя некоторое время им пришлось покинуть насиженное место. Последний настоятель скита прп. Илларион завещал похоронить его в картофельном поле без всяких почестей, точно так же как и преподобный Нил - основатель скита. До 1930 года здесь была колония-тюрьма, затем инвалидный дом, а с 1961 года - психоневрологический диспансер, находящийся там и поныне. От Успенского и Иоанно-Предтеченского скитов не осталось и следа; последний сгорел в 1946 году. Каменные постройки пустыни были частично перестроены под нужды находившейся там психоневрологической лечебницы. Так, в соборе во имя иконы Божией Матери Тихвинская разместили столовую, в юго-восточном углу которого под спудом находились перенесённые сюда из деревянной часовни мощи прп. Нила Сорского.

http://sobory.ru/article/?object=14688

Пустынь. Предтеченский скит Нило-Сорской пустыни. /// Объект утрачен Скит.  Утрачен. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Год основания:Между 1840 и 1852. Год утраты:1946 (сгорел) Ссылки:   Адрес: Россия, Вологодская область, Кирилловский район, д. Пустынь Координаты: 59.981351, 38.288601 Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью Сорская Нилова пустынь Новгородская еп., в окрестностях Кириллова, при р. Сорке. Начало ее относится к сер. XV в., к тому времени, когда прп. Нилом Сорским был устроен скит с особым уставом. В 1569 царь Иоанн Грозный хотел выстроить в скиту каменную церковь вместо деревянной, но прп. Нил явился ему во сне и запретил нарушать предание скитской нищеты. Есть известие, что и позже воздвигли было каменную церковь, но своды ее обрушились. Целые столетия эта обитель оставалась в своем первобытном виде. В 1764 она была приписана к Кирилло-Белозерскому Успенскому монастырю, в 1798 — к Кириллову-Белову Новоезерскому монастырю, в 1808 — опять к Кирилло-Белозерскому; в 1850 была восстановлена под именем заштатной пустыни. Соборный храм во имя Сретения Господня устроен в 1-й пол. XIX в. Воспоминанием о прежде бывшем ските служил только малый скит в лесу за оградой монастыря с деревянною церковью во имя Иоанна Предтечи, перенесенной из обители прп. Нила при устройстве каменной церкви. Этот новый скит был устроен, по преданию, на том самом месте, где стояла келья прп. Нила. В небольшой церкви этого скита все напоминало древнюю обстановку: в ней было все деревянное, иконы древнего письма. На память о преподобном поддерживалась малая кельица против церкви. Мощи прп. Нила покоились под спудом. В обители хранилась власяница прп. Нила. С.В. Булгаков ...Вернувшись в пустынь, иеромонах Никон устроил неподалеку от самого монастыря (двести метров на юго-запад) скит, где можно было жить в уе­динении и безмолвии. Келию свою он поставил около колодца, ископанного преподобным Нилом Сорским, здесь же был пруд преподобного, и когда-то стояла его келья. В новый скит пере­несли церковь Иоанна Предтечи, сло­женную из остатков древних храмов Сретения и Иоанна Предтечи. Новопостроенную церковь и скит освятили 15 ноября 1852 года, а 16 ноября иеро­монах Никон был облечен в схиму и наречен по своему желанию Нилом — в честь преподобного. Здесь, на месте поселения преподобного Нила, он и остался жить. Незадолго до пострига в схиму, 8 ноября 1850 года, иеромонах Никон отправил на Афон написаннуюим икону Иерусалимской Божией Ма тери. Эта икона до сих пор находится в Покровском храме Пантелеймонова монастыря на Афоне, над святыми вратами; во время молебнов ее тор е­ственно опускают к молящимся. После отправки иконы, как пишет сам иеросхимонах Нил, сбылось его главное желание: по указу Синода, в декабре1850 года Нило-Сорская пустынь бы­ла восстановлена как самостоятельный общежительный монастырь.

http://sobory.ru/article/?object=42352

К теплой церкви главного храма примыкала колокольня. В северной части монастыря стоял двухэтажный настоятельский корпус, построенный в середине XIX столетия. Монастырь окружала каменная ограда с четырьмя башнями. В ограде размещались кельи, трапезная, различные службы. Над святыми воротами в 1860-е годы была возведена церковь Покрова Пресвятой Богородицы где была поставлена деревянная рака, в которой мощи преподобного хранились прежде. Так, к 1870-м годам сложился новый каменный ансамбль Нило-Сорской пустыни. В 1871 году в обители уже жили сто тридцать человек, из них пятьдесят монахов и послушников. Годовой доход пустыни в это время составлял более двенадцати тысяч рублей. Однако это возрождение обители преподобного Нила не означало возвращения прежних традиций монастырской жизни, завещанных основателем. Благочинному архимандриту Иакову требовал запрета походов групп монахов за милостынью по селам, не раз разбирал дела, связанные с нетрезвостью пустынской братии. Все это время Нило-Сорская пустынь оставалось местом ссылки для исправления лиц духовного звания. Вместе с тем в этот период в ней жили старцы, прославившие ее своим подвижничеством. Недалеко от самой пустыни находились два скита - Иоанно-Предтеченский и Успенский, - в которых в уединении и аскезе жили схимники. Устройству этих скитов положил начало возродитель обители иеромонах Никон , который любил уединяться в келье, поставленной на том месте, где когда-то была келья Нила Сорского (в 100 саженях от непосредственно самой пустыни) и сохранялся вырытый им колодец. Здесь же было начато в 1841 году строительство церкви Иоанна Предтечи из разобранных деревянных церквей, но из-за удаления Никона она стояла незаконченной. Вернувшись из ссылки, Никон, с разрешения нового настоятеля, поселился в келье около недостроенной церкви. Его трудами она была завершена, украшена и 15 ноября 1852 года освящена. На другой день иеромонах Никон принял пострижение в схиму с именем Нил и было положено начало Иоанно-Предтеченскому скиту. Скит был окружен невысокой деревянной оградой, посторонних, особенно женщин, на его территорию не пускали. С приходящими за помощью старец общался в основном через своего келейника. Подвижническая жизнь старца являлась образцом для других. В Иоанно-Предтеченском скиту Нил прожил около восьми лет, после чего в поисках еще большего уединения, построил новую келью в пятидесяти саженях от того места, в лесной и болотистой чаще. Это стало началом второго скита, в котором старец поставил церковь Успения Пресвятой Богородицы , две часовенки, выкопал два небольших пруда, расчистил землю под огород и сад. Территорию Успенского скита также окружала деревянная ограда. Здесь старец провел остаток жизни и скончался в 1870 году. Схимник Нил был, возможно, единственным постоянным обитателем указанных скитов, хотя иногда там появлялись и другие старцы. Изображение скитов при Нило-Сорской пустыни можно видеть на гравюре 1876 года .

http://drevo-info.ru/articles/11273.html

Нило-Сорская пустынь: как была устроена жизнь аскетов с непроходимых болот Многие знают, что преподобный Нил Сорский был аскетом и проповедовал нестяжательство. А в чем это нестяжательство заключалось? Как жили монахи и сам святой в Нило-Сорской пустыни? Жизнь в скиту среди монахов считается «золотым», или «срединным», путем. Это, с одной стороны, и не полное отшельничество, которое выдержать очень трудно, потому что оно сопряжено со многими духовными опасностями и искушениями, с другой — и не монашеское общежитие (киновия), которое больше раскрыто миру, наполнено заботами о монастырском хозяйстве, отвлекающими от безмолвия и созерцания. Скиты, как правило, укрывают в малодоступных и малоприспособленных для жизни местах: изначально — буквально в пустынях, а позже — и в горных ущельях, и на болотах, и в глухих лесах… Живут в скитах (или, как их еще иначе называют, пустыньках) лишь несколько монахов, общего большого хозяйства здесь нет, зато есть духовное наставление, которое помогает избежать опасных «прелестей» на пути спасения души. 1 С чего все началось Преподобный Нил Сорский (мирское имя неизвестно) родился в 1433 году. Родом он был москвич, происходил из семьи дьяка (говоря современным языком, госслужащего). До пострига, полагают историки, служил подьячим (мелким чиновником). Известно, что у преподобного Нила был брат, Андрей Майко (Майков), который служил дьяком у великих князей Василия II Темного и Ивана III, в течение 50 лет выполнял важные дипломатические поручения, участвовал в посольствах. В конце жизни принял монашество с именем Арсений в том же монастыре, что и его брат Нил, — в Кирилло-Белозерском. Нил Сорский был пострижен в Кирилло-Белозерском монастыре в начале 1450-х годов, а после 1475 года ушел вместе с учеником Иннокентием (Охлябиным) из монастыря на Афон и в Константинополь. Есть предположение, что они побывали и в палестинских обителях. Там Нил долго изучал практику «умной» молитвы и скитского жития. Вернувшись в Россию в 1480-х, преподобные Нил и Иннокентий в 1480 году построили кельи по скитскому обычаю на реке Соре, в болотистом месте, в 16 верстах от Кирилло-Белозерского монастыря, и некоторое время жили там. Из окна одной кельи можно было увидеть только другую келью: ничто не должно было отвлекать подвижников от созерцания, безмолвия и изучения божественных писаний. В будущем уединенное житие каждого инока в Нило-Сорской пустыни сохранялось вплоть до XVII века. Лес вблизи келий рубить запрещалось.

http://sever.foma.ru/nilo-sorskaja-pusty...

Были возведены новая колокольница и небольшая холодная церковь во имя Третьего обретения Честной Главы Иоанна Предтечи над захоронением основателя скита. Строилась церковь на государево жалованье (десять рублей) и вклады (шестьдесят рублей двадцать девять алтын две деньги). Вкладчиками являлись ярославец Федор Федоров Неждановский, Кондратий Лукин с товарищами и боярин Борис Иванович Морозов. Через несколько лет в церкви установили деревянную резную золоченую раку, В этой церкви висели и самые дорогие иконы из имеющихся в скиту. Серебряные оклады на иконах и серебряные сосуды, появившиеся во второй половине XVII века, тоже были вкладными. Вкладами и перепиской книг пополнялась и библиотека скита - в 1641 году она насчитывала семьдесят книг, а в 1689 году уже сто сорок, являясь значительным для того времени собранием. Число монахов в скиту постепенно уменьшалось и составляло в конце XVII века всего пять-шесть человек. Подчиненность Нилова скита Кирилло-Белозерскому монастырю продолжалась до 1777 года . К этому времени братии в нем уже не было вовсе, лишь для совершения богослужения жили священник, дьячок и пономарь. За сохранностью построек и имущества присматривали монахи Кириллова монастыря, а наиболее дорогие предметы для сохранения были вывезены в Кириллов. В 1777 году по указу Вологодской духовной консистории Нило-Сорскую пустынь перевели в ведомство Кирилловского духовного правления. Ее деревянные строения постепенно ветшали, все приходило в запустение. С конца XVIII века в Нило-Сорскую пустынь стали ссылать монахов " за неблаговидное поведение " из других монастырей. В самом конце XVIII века была сделана попытка возродить некогда известную обитель. Настоятель Кирилло-Новоезерского монастыря игумен Феофан взял пустынь под свое управление и начал ее восстановление. Но из-за дальнего расстояния (около семидесяти верст) вести дела в пустыни из Кирилло-Новоезерского монастыря было неудобно, поэтому в 1805 году Нило-Сорская пустынь вновь возвращается в ведение Кирилло-Белозерского монастыря.

http://drevo-info.ru/articles/11273.html

   001   002     003    004    005    006    007    008    009