Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание НИЛ СИНАЙСКИЙ Прп. Нил Синайский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. Прп. Нил Синайский. Мозаика кафоликона мон-ря Осиос Лукас. 30–40-е гг. XI в. [Греч. Νελος Σινατης; Нил Постник] (сер. IV - 1-я пол. V в.), прп. (пам. 12 нояб., в Соборе Синайских преподобных), автор «Сказания об избиении монахов на горе Синайской». Н. С. приписываются корпус сочинений прп. Нила Анкирского , а также нек-рые сочинения Евагрия Понтийского и др. авторов. Согласно агиографической традиции и по мнению нек-рых ученых, Н. С.- одно лицо с прп. Нилом Анкирским. Жизнь Единственными сведениями о жизни Н. С. являются «Сказание об избиении монахов на горе Синайской» и краткое Житие, вошедшее в состав К-польского Синаксаря (X в.), составленное на основе «Сказания...» и содержащее ряд дополнительных сведений о происхождении Н. С., достоверность к-рых подтвердить невозможно. В К-польском Синаксаре имя Н. С. упоминается трижды: под 10 нояб.- простое упоминание в одной из рукописей (SynCP. Col. 209), под 12 нояб.- краткое Житие (Ibid. Col. 217) и под 14 янв.- память 40 преподобномучеников Синайских (Ibid. Col. 390; см. Синайские и Раифские преподобномученики ). Краткое синаксарное Житие в основных чертах воспроизводится в «Церковной истории» Никифора Каллиста Ксанфопула ( Niceph. Callist. Hist. eccl. XIV 54//PG. 146. Col. 1256), а в составе Пролога получило распространение в славянской традиции. Прп. Нил Синайский. Фреска Успенского собора Протата в Карее, Афон. 1310 г. Худож. Мануил Панселин Прп. Нил Синайский. Фреска Успенского собора Протата в Карее, Афон. 1310 г. Худож. Мануил Панселин Согласно краткому синаксарному Житию, Н. С. был епархом К-поля при имп. св. Феодосии I Великом (379-395), имел жену, сына и дочь. Уговорив супругу принять монашество вместе с дочерью в одном из егип. мон-рей, он направился на некую гору с сыном Феодулом (упоминание о Синае имеется только в статье под 14 янв.

http://pravenc.ru/text/2577647.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла История богословия (см. также " Общая история Церкви " ) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИЛ КАВАСИЛА (кон. XIII в. - март (?) 1363), митр. Фессалоникийский (1361-1363), визант. богослов, полемист, церковный и общественный деятель НОВАЦИАН [Новатиан; Новат] (ок. 200-257/8), раннехрист. лат. церковный писатель и богослов, рим. пресвитер; после 251 г.- предводитель новацианского раскола и антипапа НЬЮМЕН Джон Генри (1801-1890), блж. Римско-католической Церкви (пам. 9 окт.), кард.; брит. католич. деятель, богослов ОБРАЗЦОВ Павел Евфимьевич (Ефимович) (1840 - 1895), протоиерей, магистр богословия, правосл. богослов, библеист ОВАННЕС ВОРОТНЕЦИ [Ованнес (Ован) Кахик] (1315 - 1387 (?)), святой Армянской Апостольской Церкви (пам. в субботу 3-й недели Великого поста), философ, богослов, экзегет, педагог, церковно-общественный деятель ОДО [Одо из Турне, Одон, Одоард] (после 1060 - 1113), основатель и 1-й аббат мон-ря св. Мартина (Сен-Мартен) в Турне, епископ Камбре, средневек. философ и богослов ОЗОЛИН Николай (род. 26.05.1942), протоиерей Западноевропейского Экзархата Русской Православной Церкви, богослов, искусствовед, иконописец ОККАМ Уильям († 1347), англ. теолог, философ, церковный деятель; основоположник номиналистического направления в позднесредневек. схоластике; член монашеского ордена францисканцев

http://pravenc.ru/rubrics/122392_8.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Рубрикатор: Священное Писание (Библия) Священное Писание (Библия) НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» НИМРОД согласно библейской «таблице народов» (Быт 19) (см. в ст. Бытие), предок людей, населявших Месопотамию; в ислам. традиции считается нечестивым царем-богоборцем и врагом Ибрахима (Авраама) НОЙ прав., ветхозаветный патриарх; согласно христ. и иудейской традиции - праотец, родоначальник (через сыновей Сима, Хама, Иафета) послепотопного человечества ОБРАЗЦОВ Павел Евфимьевич (Ефимович) (1840 - 1895), протоиерей, магистр богословия, правосл. богослов, библеист ОЛБРАЙТ Уильям Фоксуэлл (1891 - 1971), амер. востоковед, эпиграфист, филолог, один из основоположников археологии библейской и археологического направления географии библейской ОРИГЕН (II-III вв.), христ. богослов и экзегет; церковный учитель и проповедник, пресвитер; представитель Александрийской богословской школы; в правосл. Церкви Поместными и Вселенскими Соборами посмертно предан анафеме как еретик ОРЛОВ Василий Сергеевич (1857-1907), регент Синодального хора, преподаватель и директор Синодального училища церковного пения ОСИЯ ветхозаветный прор. (пам. 17 окт.), согласно иудейской и христ. традициям, автор одноименной книги, входящей в собрание книг малых пророков ПАВЛА И АНДРЕЯ ДЕЯНИЯ условное название раннехрист. апокрифа, к-рый частично сохранился на саидском диалекте коптского языка ПАВСКИЙ Герасим Петрович (1787-1863), прот., доктор богословия, библеист, филолог, проф. СПбДА и С.-Петербургского имп. ун-та, действительный член Императорской СПбА ПАЛЕСТИНА историческая область на древнем Ближ. Востоке, у юго-вост. побережья Средиземного м.; регион, с к-рым связано большинство событий библейской истории ПАЛЕЯ название неск. древнерус. энциклопедических компиляций, повествующих о древнейших событиях истории человечества в изложении начальных книг ВЗ ПАСХАЗИЙ РАДБЕРТ († между 856 и 865, аббатство Корби), св. Римско-католической Церкви (пам. 26 апр.), аббат мон-ря Корби, католич. богослов, экзегет, автор 1-го на лат. языке трактата о таинстве Евхаристии ПЕЛЛИКАН [наст. фамилия Кюршнер] Конрад (1478 - 1556), нем. теолог, гебраист, экзегет, деятель нем. и швейц. Реформации ПЕТР первоверховный апостол (пам. 29 июня, 16 янв.), миссионер; согласно христ. традиции, автор 2 Посланий, вошедших в состав канона НЗ

http://pravenc.ru/rubrics/121016_19.html

Традиция почитания Д. А. получает развитие с появлением корпуса богословских сочинений «Ареопагитики» (рубеж V и VI вв.), автор к-рых, возможно, для придания значимости сочинению отождествил себя со св. Дионисием, сподвижником ап. Павла, и включил фрагменты «собственного» жизнеописания, послужившие в дальнейшем источником для различных Житий Д. А. В 7-м послании (Areop. Ep. 7//PG. 3. Col. 1077-1082), представленном как письмо сщмч. Поликарпу Смирнскому, автор рассказывает, что в юности в поисках высшей мудрости он отправился с другом по имени Аполлофан в Египет и там в г. Гелиополь наблюдал затмение солнца, случившееся вопреки всем законам природы. Тогда Д. А. и его спутник сочли это знамением некоего таинственного события. Впосл. став христианином, Д. А. узнал от ап. Павла о дне и часе Крестной смерти Спасителя и о тьме, наставшей в это время по всей земле. Сопоставив это со своими воспоминаниями о затмении в Гелиополе, Д. А. понял, что это и было то необыкновенное явление. Его друг, софист Аполлофан, якобы поначалу стал одним из главных его противников. В 11-м послании (неподлинное; Ibid. Ep. 11//PG. 3. Col. 1119-1122), адресованном Аполлофану, уже обратившемуся под влиянием Д. А. в христианство, та же история затмения передана в виде общего воспоминания более подробно. Здесь уточняется, что тогда Д. А. было 25 лет. Биографические сведения о Д. А. содержит также 9-е послание, адресованное мон. Димофилу, в к-ром автор упрекает Димофила в нетерпимом отношении к пресвитеру, впавшему в смертный грех, но затем раскаявшемуся. Для увещевания своего адресата Д. А. приводит историю с ап. Карпом. Прибыв однажды на Крит к ап. Карпу, Д. А. застал его скорбящим по поводу некоего христианина, которого его знакомый язычник во время празднования привлек к исполнению обрядов; расстроенный ап. Карп уже желал погибели и совратившему и совращенному. Но однажды ночью в видении ап. Карпу явился Христос, Который освободил обоих грешников от змей, обвивавших их и увлекавших в бездну. Господь упрекнул ап. Карпа за жестокосердие, сказав, что ради исправления грешника Он готов вновь пострадать. Та же история видения ап. Карпу приведена аскетическим писателем нач. V в. Нилом Анкирским в послании к еп. Олимпию ( Nil. Epist. 2. 190//PG. 9. Col. 297-300; под именем прп. Нила Синайского); вероятно, у Нила Анкирского ее заимствовал автор «Ареопагитик», поместив этот эпизод в контекст воспоминаний Д. А. Этого заимствования не заметили ни западноевроп., ни визант. агиографы IX-X вв. Симеон Метафраст , считавший «Ареопагитики» сочинением Д. А., предположил, что мон. Димофил жил в Аттике и Д. А. составил послание в бытность епископом Афинским.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Исходя из этих отрывочных просопографических данных можно заключить, что Н. А. жил на рубеже IV и V вв. в г. Анкире (главном городе М. Галатии) или в окрестностях этого города, в горах, где подвизались монахи-отшельники. Такая локализация подтверждается рукописью (Vat. Ottob. gr. 250, X-XI вв. Fol. 38r), в к-рой сохранилась наиболее древняя редакция писем Н. А. Имя автора в ней представлено следующим образом: Αγου Νελου το σκητο το ν Αγκρ τς Γαλατας (Святого Нила аскета, [жившего] в Анкире Галатийской). Тот факт, что о Н. А. практически не упоминают его современники, свидетельствует о том, что его влияние и известность в IV-V вв. носили локальный характер и ограничивались пределами Анкиры и ее окрестностей. После смерти Н. А. с его именем не связывалась к.-л. агиографическая традиция: особое внимание последующих поколений привлекали не столько подробности биографии Н. А., сколько сочинения, оказавшие значительное влияние на монашескую традицию. Отсутствие подробных сведений о жизни Н. А., а также распространенность имени Нил в монашеской среде (напр., мн. адресаты писем прп. Исидора Пелусиота носили это имя - É vieux P. Isidore de Péluse. P., 1995. P. 401-402; 7 писем, приписываемых самому Н. А., также адресованы неск. разным Нилам) привели в позднейшей агиографической традиции к отождествлению Н. А. с прп. Нилом Синайским. Согласно наиболее распространенному мнению, прп. Нилу Синайскому были приписаны все сочинения Н. А., а также ряд трудов Евагрия Понтийского и сочинение прп. Исихия Иерусалимского . О согласовании хронологии жизни Н. А. с данными «Сказания об избиении монахов на горе Синайской» см. в ст. Нил Синайский . Сочинения Условно разделяются на 2 группы: аскетические (включая как общие трактаты и письма о добродетелях и пороках, так и поучения, обращенные к монахам) и экзегетические. До недавнего времени последняя группа сочинений оставалась практически неизученной. Н. А. довольно рано (возможно, с VI-VII вв.) стали приписывать мн. трактаты Евагрия Понтийского, а также «Сентенции», автором к-рых традиционно считается прп. Исихий Иерусалимский. Рукописная традиция сочинений Н. А. довольно сложная, т. к. его аскетические трактаты и письма, по всей видимости, подвергались неоднократному редактированию и сохранились в составе визант. компиляций (сборников, флорилегиев и проч.), а его толкования на Песнь Песней и Екклесиаст - в составе катен. В рукописной традиции имя автора всех трактатов, приписываемых ныне Н. А., не предваряется эпитетами «святой» (γιος), «преподобный» (σιος) или «блаженный» (μακριος). Его называют или просто «Нилом монахом» (Νελος μοναχς), или «Нилом аскетом» (Νελος σκητς). Исключение составляют собрания писем: в них Н. А. именуется святым и блаженным (см., напр., ркп. Vat. Ottob. gr. 250: το μακαρου Νελου (Fol. 1), το γου Νελου (Fol. 38)).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

1907. S. 125, 142), в каталоге Псевдо-Ипполита (VII-VIII вв.) - ошибочно епископом Берита во Фракии (PG. 10. Col. 957). Синаксарь К-польской ц. (архетип кон. Х в.) повторяет информацию о епископстве в Веррии Фракийской (SynCP. Col. 709, 787). Кроме того, в кратком синаксарном Житии говорится, что К. служил ап. Павлу во время его проповеди, разносил его послания, впосл. обратил ко Христу мн. язычников в Троаде и в др. местах, был убит иудеями, которых он обличал и поучал, и от его мощей происходили исцеления (в наст. время их местонахождение неизв.). Согласно Минологию имп. Василия II и ряду Синаксарей, К. скончался мирно (MenolGraec//PG. 117. Col. 476). Из-за разногласия визант. источников противоречия присутствуют и в более поздних памятниках: напр., в «Житиях святых, на русском языке изложенных по руководству Четьих Миней свт. Димитрия Ростовского» под 26 мая говорится, что К. был «с жестокостью убиен иудеями» (ЖСв. Май. С. 722), а под 4 янв.- он «окончил жизнь в мире» (Там же. Янв. Ч. 1. С. 168). Болландисты , исходя из того что ап. Павел проповедовал не в Веррии Фракийской, а в одноименном городе Веррии в Македонии (Деян 17. 10-14), предполагали, что К. был епископом именно там. Веррийская, Наусская и Камбанийская митрополия почитает К. как одного из своих епископов. Хотя совр. исследователи склоняются к мнению, что этот апостол скорее занимал кафедру в Веррии Фракийской, тем не менее они не исключают, что К. мог быть предшественником или преемником ап. Онисима , еп. Веррии Македонской ( Χιονδης Γ. Χ. Ιστορα τς Βροιας. Βροια, 1960. Τ. 1. Σ. 171-172; I dem. Σντομη στορα το χριστιανισμο στν περιοχ τς Βροιας. Βροια, 1961. Σ. 17; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 431). Свт. Димитрий Ростовский, прп. Никодим Святогорец, архиеп. Димитрий (Самбикин) и нек-рые другие отождествляли К. с Карпом, к-рый просил Христа в молитве наказать 2 грешников (рассказ о нем содержится в составе «Ареопагитик» , в 9-м письме, адресованном мон. Демофилу ( Areop. Ep. 8), и приводится Нилом Анкирским в послании к еп.

http://pravenc.ru/text/1681123.html

НИКОСТРАТ мч. (пам. зап. 8 нояб.) - см. в ст. Клавдий, Никострат, Семпрониан (Симпрониан, Симфориан), Касторий (Кастор) и Симплиций, мученики «НИКТОЖЕ ДОСТОИН» обозначение одной из молитв визант. чина Божественной литургии к-рая читается предстоятелем до великого входа НИКУЛИЦЕЛ археологический комплекс римского, византийского и славянского происхождения в одноименной коммуне, расположенной в 11 км от придунайского порта Исакча (рим. Noviodunum - Новиодун; ныне в жудеце Тулча), в сев. части Добруджи (Румыния) НИЛ (1433-1508), Сорский, прп. (пам. 7 мая, в 3-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Вологодских и в Соборе Новгородских святых, во 2-ю Неделю по Пятидесятнице - в Соборе Афонских преподобных), Сорский, основатель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня мужской пустыни,духовный писатель, богослов 80-101 НИЛ (кон. XV в. - 1554), Столобенский, прп. (пам. 7 дек., 27 мая, 26 июня, в Соборе Новгородских святых и в Соборе Тверских святых) 101-111 НИЛ сщмч. Египетский (пам. 17 сент.) - см. в ст. Пелий и Нил, священномученики и др. мученики Египетские НИЛ Михайлович Смирнов (1881-1938), протоиерей, священномученик (пам. 19 сент. и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 111-112 НИЛ (Тютюкин Николай Федорович; 1871-1938), иером., прмч. (пам. 7 марта, в Соборе новомучеников, в Бутове пострадавших, и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской) 112-115 115-117 116-117 117-125 НИЛ (Полев Никифор Васильевич; XV-XVI вв.), мон. Иосифова Волоколамского (Волоцкого) в честь Успения Пресвятой Богородицы монастыря, автор посланий, книгописец 125-128 НИЛ (Прихудайлов Николай Иванович (в монашестве Никон); 1801-1870), иеросхим., настоятель Ниловой Сорской в честь Сретения Господня пустыни 128-136 НИЛ (Сычёв Андрей Николаевич; род. 19.04.1964), еп. Муромский и Вязниковский, викарий Владимирской епархии 136-137 НИЛ АНКИРСКИЙ [Нил аскет, Нил монах; в слав. традиции - Нил Постник, Нил Черноризец, Нил Чернец] (сер. IV - после 430), прп. (пам. 12 нояб., под именем прп.Нила Синайского), автор корпуса аскетических и экзегетических сочинений, отождествляемый в Византии (примерно с IX в.) с прп. Нилом Синайским, автором «Сказания об избиении монахов на горе Синайской»

http://pravenc.ru/vol/LI.html

Нельзя объяснить несоответствие между содержанием и надписанием «Слова о нестяжательности» тем соображением, что слово не адресовано Магне, а лишь посвящено ей, так как, с одной стороны, надписание «Слова» имеет совершенно ту же форму, что и надписание других трудов и писем св. Нила, в коих несомненно говорится об адресате, а с другой стороны, дошедшее до нас посвящение Евстафием своего перевода Шестоднева Василия Великого диакониссе Синклетике 13 , как и вообще посвящения, имеют другую форму, не дозволяющую смешивать их с адресом. Но если все существовавшие до сих пор гипотезы должны быть признаны неудачными, то вполне законна попытка объяснить противоречие между надписанием и содержанием другим путем, исходя из истории чина диаконисе. Уже Суарец сопоставляет надписание «Слова о нестяжательности» с Лавсаиком Палладия, одна из глав 14 которого посвящена Магне и предполагает, что св. Нил и Палладий говорят об одном и том же лице. В пользу этого мнения существуют весьма веские основания 15 , и его можно считать общепринятым в науке 16 . А если так, то список известных в истории диаконисе 17 необходимо восполнить именем достойной представительницы этого служения – св. Магны Анкирской 18 . Все, что известно о житии св. Магны, известно из этих двух источников – вышеприведенного надписания одного из творений св. Нила и упомянутой главы Лавсаика. Первый источник, несмотря на свою краткость, помимо имени св. Магны говорит о времени и месте ее жизни. Кроме того, прямо называет ее диакониссою, чего не делает Палладий 19 . Из титулования и факта отправления ей слова св. Нилом можно сделать вывод, что она была диаконисса не рядовая, а выдающаяся своими достоинствами. Палладий посвящает Магне целую главу. «В том же городе Анкире, – пишет он 20 , – славятся и многие другие девы, около двух тысяч или более, и подвижницы ( γκρατευμεναι), и знаменитые жены. Среди них выдается по благочестию ( ν α ς νκρατε κατ’ υλυειαν) Магна, почтеннейшая женщина, которую не знаю, как назвать, девой или вдовой. Ибо, насильно выданная замуж своею материю, отклонялась от мужай, пережив его, как говорят многие, осталась неприкосновенною. После того, как он, спустя короткое время, умер, она всю себя отдала Богу, заботясь прилежно о своих слугах, живя самою подвижническою и целомудренною жизнью и имея такое влияние ( συντυχαν), что и епископы уважали ее за ее чрезвычайное благочестие. Удовлетворяя нужды, и даже в избытке, странноприимниц и бедных и путешествующих ( διοδεουσιν) епископов, она непрестанно благотворила втайне сама и через вернейших слуг, и не покидала церкви даже ночами».

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Troicki...

Сохранилось множество актов периода Патриаршества М. Самые известные: послание к Киприану, митр. Киевскому в марте 1400 г. с просьбой о помощи в борьбе против турок (RegPatr, N 3112; Miklosich, M ü ller. Vol. 2. P. 359-361); апологетическое послание, опровергающее обвинения, выдвинутые против М., в том, что он вел секретные переговоры с турками (RegPatr, N 3189; Miklosich, M ü ller. Vol. 2. P. 463-467; Barker. 1969. P. 202-211). После кончины свт. Киприана , митр. Киевского (16 сент. 1406), вел. кн. Василий I Димитриевич обратился к М. и императору Мануилу с просьбой поставить нового митрополита. Одновременно вел. кн. литовский Витовт отправил в К-поль для поставления своего кандидата на Киевский престол архиеп. Полоцкого Феодосия. М. не поддержал эту кандидатуру и поставил митр. Киевским и всея Руси находившегося в это время в К-поле грека по происхождению свт. Фотия . Греч. текст грамоты о поставлении не сохранился, она известна только в слав. переводе (RegPatr, N 3282; АИ. 1841. N 254. С. 482-483), в к-ром акт приписан не М., а его предшественнику Антонию IV и датирован 11 марта 1393 г. (RegPatr, N 2918). Действительная дата поставления Фотия 1 сент. 1408 г. известна благодаря его духовному завещанию (ПСРЛ. Т. 12. С. 11-15) ( Макарий. История РЦ. Кн. 3. С. 430-431; Голубинский. История РЦ. Т. 2. Ч. 1. С. 357-362). Основные сведения о церковно-политической борьбе в период Патриаршества М. содержатся в сочинениях его противника Макария Анкирского, они полны личных нападок на патриарха и характеризуют его исключительно в негативных тонах. М. был автором двух кратких сочинений, сохранившихся в ркп. Vindob. hist. gr. 55: Первое - «Ипотипосис», обращенный «к себе, подчиненным епископам и клиру Великой Церкви» (1398) (Fol. 43v - 55v; RegPatr, N 3066), и 2-е - «Предсмертная воля» (Επιτελετιος βολησις, 1407) (Fol. 1-43; RegPatr, N 3283), в которой М. совместил элементы автобиографии и наставления монахам; основная часть текста была заимствована из «Ипотипосиса», составленного игум. Марком и отредактированного патриархом Нилом.

http://pravenc.ru/text/2562680.html

879 Страницы в скобках даны по изданию: Десять слов о промысле. М.: Благовест, 1996 (репринт издания: Творения. Ч. 5, кн. 4. ТСЛ, 1907). Перевод слов на архаичный рус. язык издавался в кон. XVIII в.: Поучительныя слова о промысле/Переведены с елиногреческаго языка Н.М. М.: Привилегированная типография у содержателя Ф. Гиппиуса, 1784. 880 Страницы в фигурных скобках даны по изданию: Творения блж. Феодорита, еп. Кирского. История боголюбцев. М.: Паломник, 1996 (Библиотека Отцов и Учителей Церкви. Т. III). 881 1-е изд.: М.: Типография В. Готье, 1858 (Ч.1:2) и 1859 (Ч. 3). До революции не переиздавался. В совр. время имели место два неполных, но взаимно дополняющих переиздания: Творения прп. отца нашего Нила Синайского . М.: Подворье ТСЛ, 2000; Прп. Нил Синайский . Слово подвижническое. Письма. М.: Издательство свт. Игнатия Ставропольского, 2000. Историч. и внутр. критика позволяет утверждать, что прп. Нил жил в конце IV и первой половине V века (крайние даты, засвидетельствованные в его творениях, приблизительно 390430 годы) в Анкире, епископской кафедре Малой Галатии, на горе, в окружении монахов. Творения Нила Анкирского пользовались авторитетом как у древних аскетов, так и у современных читателей (его «Подвижническое слово» включено в «Добротолюбие»). Однако отсутствие сведений о его жизни привело в позднейшей агиографической традиции к отождествлению его с прп. Нилом Синайским (этот вывод разделяется, однако, не всеми учеными). В свою очередь, Нилу Синайскому были приписаны сочинения Евагрия (после соборного осуждения последнего), чтобы спасти их от уничтожения. Таким образом, произошло тройственное смешение авторов. По данным CPG, большая часть аскетических сочинений, опубликованных в ТСО под именем Нила Синайского , написана Нилом Анкирским , меньшая – Евагрием, а также Исихием Иерусалимским (см. подстрочные примечания ниже и таблицу «CPG – рус. пер.»). 883 В рус. пер. по ошибке содержание первой главы отделения 11 было принято за название всего отделения, которое состоит из 21 главы. В PG отдельное название получили главы 1, 711, 15 и 19, остальные отмечены только номером.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010