Значимость корпуса писем для реконструкции аскетического учения Н. А. ставится исследователями под сомнение, т. к. подлинность многих из них под вопросом. A. Камерон установил, что мн. адресаты писем не могли жить ранее VI в., ряд писем был включен в корпус позднейшими редакторами в V-VI вв. с целью представить Н. А. борцом с ересями ( Cameron. The Authenticity. 1976). Напр., Ep. I 286=рус. I 76 (магистру армии (magister militum) Гайне) обличает арианскую доктрину и является пересказом беседы свт. Иоанна Златоуста на Евр 1. 3. По мнению Л. Боссины, это и др. письма, адресованные Гайне ( Nil. Ep. I 70, 79, 114-116, 205-206), являются неподлинными ( Bossina. Il carteggio di Nilo di Ancira. 2013). В Ep. IV 1 автор советует своему ученику не читать ВЗ, что явно противоречит многочисленным местам из подлинных сочинений Н. А., в которых он ссылается на ветхозаветные книги, а также не согласуется с образом Н. А. как экзегета Книги Песнь Песней Соломона, Псалтири и Книги Екклесиаста. В кодексе Ath. Karakall. 251 (IX в., синайско-палестинского происхождения) помимо Ep. IV 1 содержится др. письмо с тем же названием (Ν(ε)λου πιστολ πρς τν ατο μαθητν), которое, по мнению Боссины, принадлежит тому же автору по имени Нил ( Bossina. 2011. P. 65-66). Б. Флюзен ( Flusin B. Le christianisme impériale et ses expressions: Théologie, spiritualité, piété//Histoire du Christianisme des origines à nos jours/Ed. L. Pietri et all. P., 1998. T. 3. P. 643. Not. 174) предлагает идентифицировать его с Нилом Скитским (VII в.), собеседником свт. Софрония I , патриарха Иерусалимского, и прп. Иоанна Мосха ( Acconcia Longo A. Il testo integrale della «Narrazione di Giovanni e Sofronio» attraverso le Ερμηνεαι di Nicone//RSBN. 1965/1966. Vol. 12/13. P. 223-267). Ep. IV 61=рус. IV 58 (епарху Олимпиодору об украшении церквей) и IV 62=рус. IV 59 (силенциарию Илиодору о мч. Платоне Анкирском) известны только по цитатам в актах VII Вселенского Собора (ACO II. Vol. 3(2). P. 330-332) и, по мнению исследователей, могли быть составлены в VIII в. для использования в полемике с иконоборцами ( Guérard . 1981. Col. 351).

http://pravenc.ru/text/2577633.html

Чет. Минея 3 июня. Перенесение мощей его 3 июня. В службе два канона. 16 Преп. Феодора Освященного, ученика Пахомиева. Египтянин, наследовавший своему наставнику, после препп. Петрония и Орсисия, в управлении обителями. Преставился в 368 г., 64 лет. Получил проименование Освященного, вероятно, от того, что один, или первый, в своей обители имел сан священства. Чет. Минея от Жития Пахомиева. (Act. SS. 14 maii. Fabr. IX. 318). Мес. В. 15 мая. Март. Р. 28 дек. Есть служба. Блаженной отроковицы Музы. Римляныня; скончалась в малолетстве, быв предызвещена о смерти в сонном видении, Пресвятой Богородицей. Чет. Минея от св. Григория папы. (Кн. 4. гл. 17). (Act. SS. apr. I. р. 91). Св. Георгия, епископа Митилинского. Поставлен во епископа на соборе, восстановившем иконопочитание, в 842 году. Месяц. всех свв. (Or. Chr. I. col. 957). Мес. В. Преп. Ефрема Перекомского. Из Кашина, ученик преп. Саввы Вишерского, основатель обители Верендовской или Перекомской. Скончался 1492 года, сентября 26 дня. След. Псалт. Есть служба. 17 Св. ап. Андроника, от 70, и Иунии, помощницы его. О них упоминает ап. Павел в Рим.16:7 . Предание говорит, что Андроник был епископом в Паннонии. Чет. Минея. (Act. SS. maii IV. р. 4). Мес. В. Св. Андроник воспоминается еще 30 июля. В службе канон Иосифа. Свв. мучч. Солохона, Памфамира и Памфалона. Воины; умучены трибуном Кампаном в Хадкидоне, в царств. Максимиана. Чет. Минея. (Act. SS. maii IV. p. 25). Март P. Мес. В. Св. Стефана, архиеп. Цареградского. Сын имп. Василия Македонянина, брат имп. Льва Мудрого , преемник Фотия, рукоположенный в патриарха 886 г., скончался в 893. Пролог. (Or. Chr. I. col. 219. Act. SS. maii IV. р. 55). Мес. В. 17 мая и 25 авг. 18 Св. Феодота Анкирского, и свв. мучениц семи дев: Текусы, Александры, Клавдии, Фаины, Евфрасии, Матроны и Иулии. Пострадали в Анкире, около 304 г., от Феотекна: свв. девы утоплены в озере, Феодот, тайно погребший их тела, усекнут 7 июня. Прежде их, там же, пострадал св. Сосандр. Чет. Минея из Страдания, написанного сверстником и согражданином мученика Нилом. (Act. SS. 18 maii IV. р. 147. Gallandii Bibl. t. IV. Prolog, с. VII. Assem. Kal. VI. р. 354 et 418). Мес. В. 7 июня. Март. Р. Св. Феодот воспоминается еще 7 июня и 7 ноября. Есть служба.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Vershi...

Преподобный Неофит Затворник дважды упомянул об Иоанне Лествичнике в 4-й и 5-й гомилиях – «трижды преподобном и ангеле среди людей» (το τρισοσου κα γγλου ν νθρποις) и «всевеликом» (παμμγιστος) 445 – и один раз в «Пятидесятикнижии» 446 . В XIII веке помимо Никифора Каллиста Ксанфопула интерес к «Лествице» проявил Мелетий (Михаил) Галисиот, чья поэма из 13 тысяч строк «Алфавитный алфавит» (λφαβηταλφβητος) имеет «Лествицу» своим главным источником 447 . Например, здесь, так же как и в «Лествице», делается акцент на абсолютном послушании духовному отцу в духе глубочайшей любви: «Коль пожелаешь мя убить или отдать захочешь/зверям, что дикие живут на севере... всё с Богом/я храбро претерплю, что от тебя мне,/от пастыря доброго не отступив нисколько» 448 . Особый интерес к «Лествице» пробудился в исихастской традиции. Преподобный Григорий Синаит для описания ступеней духовного возрастания использовал образ «малой лествицы»: «Малая и большая и краткая лествица для находящихся в подчинении имеет пять ступеней, ведущих к совершенству: первая – отречение, вторая – подчинение, третья – послушание, четвертая – смирение, пятая – любовь, какой является Бог» 449 . Несколько раз он ссылается на Иоанна Лествичника более отчетливо, в частности приводит цитату из «Лествицы» «поражай врага именем Иисусовым» 450 , советует соединять Иисусову молитву с дыханием 451 , принимает определение безмолвия (συχα) как «отложения помыслов» (πθεσις νοημτων) 452 . Святой Григорий Палама цитирует Иоанна Лествичника в «Триадах...». В 1-й Триаде он дважды упоминает Иоанна Лествичника по имени: первый раз как автора определения исихаста συχαστς – того, кто «стремится ограничить своё бесплотное бытие в своём телесном доме» 453 , второй раз наряду со святым Диадохом Фотики йским , Нилом Анкирским и другими для обоснования непрестанной молитвы 454 . Особо часто святой Григорий цитирует Иоанна Лествичника во 2-й Триаде, не называя его. В Triad. II.2.7 он ссылается на учение Иоанна Лествичника о бесчувствии 455 , принимает его определение молитвы как матери и дочери слёз 456 , использует выражение «благословенный плач» 457 и определение слёз как крыльев молитвы 458 .

http://azbyka.ru/otechnik/Dionisij_Shlen...

Традиция почитания Д. А. получает развитие с появлением корпуса богословских сочинений «Ареопагитики» (рубеж V и VI вв.), автор к-рых, возможно, для придания значимости сочинению отождествил себя со св. Дионисием, сподвижником ап. Павла, и включил фрагменты «собственного» жизнеописания, послужившие в дальнейшем источником для различных Житий Д. А. В 7-м послании (Areop. Ep. 7//PG. 3. Col. 1077-1082), представленном как письмо сщмч. Поликарпу Смирнскому, автор рассказывает, что в юности в поисках высшей мудрости он отправился с другом по имени Аполлофан в Египет и там в г. Гелиополь наблюдал затмение солнца, случившееся вопреки всем законам природы. Тогда Д. А. и его спутник сочли это знамением некоего таинственного события. Впосл. став христианином, Д. А. узнал от ап. Павла о дне и часе Крестной смерти Спасителя и о тьме, наставшей в это время по всей земле. Сопоставив это со своими воспоминаниями о затмении в Гелиополе, Д. А. понял, что это и было то необыкновенное явление. Его друг, софист Аполлофан, якобы поначалу стал одним из главных его противников. В 11-м послании (неподлинное; Ibid. Ep. 11//PG. 3. Col. 1119-1122), адресованном Аполлофану, уже обратившемуся под влиянием Д. А. в христианство, та же история затмения передана в виде общего воспоминания более подробно. Здесь уточняется, что тогда Д. А. было 25 лет. Биографические сведения о Д. А. содержит также 9-е послание, адресованное мон. Димофилу, в к-ром автор упрекает Димофила в нетерпимом отношении к пресвитеру, впавшему в смертный грех, но затем раскаявшемуся. Для увещевания своего адресата Д. А. приводит историю с ап. Карпом. Прибыв однажды на Крит к ап. Карпу, Д. А. застал его скорбящим по поводу некоего христианина, которого его знакомый язычник во время празднования привлек к исполнению обрядов; расстроенный ап. Карп уже желал погибели и совратившему и совращенному. Но однажды ночью в видении ап. Карпу явился Христос, Который освободил обоих грешников от змей, обвивавших их и увлекавших в бездну. Господь упрекнул ап. Карпа за жестокосердие, сказав, что ради исправления грешника Он готов вновь пострадать. Та же история видения ап. Карпу приведена аскетическим писателем нач. V в. Нилом Анкирским в послании к еп. Олимпию ( Nil. Epist. 2. 190//PG. 9. Col. 297-300; под именем прп. Нила Синайского); вероятно, у Нила Анкирского ее заимствовал автор «Ареопагитик», поместив этот эпизод в контекст воспоминаний Д. А. Этого заимствования не заметили ни западноевроп., ни визант. агиографы IX-X вв. Симеон Метафраст , считавший «Ареопагитики» сочинением Д. А., предположил, что мон. Димофил жил в Аттике и Д. А. составил послание в бытность епископом Афинским.

http://pravenc.ru/text/178443.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла АЛЬВИАН ( V в.), прп. (пам. в субботу сырную). Похвальное слово этому святому написано прп. Нилом Анкирским . А. род. в Анкире (совр. Анкара); уже в юном возрасте, прославившись чистой и добродетельной жизнью, он против воли был возведен в иерея. Не считая себя достойным звания священника, А. удалился в мон-рь, расположенный на горе недалеко от Анкиры, под начало подвижника Леонтия, а затем в Св. землю. Все это время А. скрывал свой священнический сан и как простой инок находился в полном послушании у духовных наставников. Через нек-рое время он переселился в Нитрийскую пустыню, где стал вести строгую отшельническую жизнь. За все время пребывания в пустыне преподобный ни разу не сменил одежду, не носил обуви и довольствовался лишь хлебом и водой. Главным утешением и подкреплением для него было чтение Свящ. Писания и духовных книг. Св. Нил приводит дословно одно из поучений А., в к-ром тот называет земную жизнь ночным сновидением, к-рое пройдет с наступлением дня - подлинной вечной жизни. Ист.: BHG, N 2020; PG. 79. Col. 696-712 (рус. пер.: Нил Синайский. Творения. М., 2000. С. 235-241). М. В. Большаков Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/114044.html

Свт. Григорий Палама цитирует И. Л. в «Триадах...». В 1-й Триаде он дважды упоминает И. Л. по имени: первый раз как автора определения исихаста συχαστς - того, кто «стремится ограничить свое бесплотное бытие в своем телесном доме» ( Greg. Pal. Triad. I 2. 6; ср.: Scala. 27. 6 (27. 1. 5)), второй раз наряду со свт. Диадохом Фотикийским, Нилом Анкирским и др. для обоснования непрестанной молитвы ( Greg. Pal. Triad. I 3. 2). Особо часто свт. Григорий цитирует И. Л. во 2-й Триаде, не называя его. В Triad. II 2. 7 он ссылается на учение И. Л. о бесчувствии (Scala. 18. 5 (17. 5)), принимает его определение молитвы как матери и дочери слез (Ibid. 28. 1), использует выражение «благословенный плач» (Ibid. 7. 4 (7. 6)) и определение слез как крыльев молитвы (Ibid. 28. 14 (28. 13)). Вслед за И. Л. повторяет, что «поток слез больше, чем само крещение» (Scala. 7. 6 (7. 8) - Greg. Pal. Triad. II 2. 17), а также, что ρπαϒ πρς Κριον (восхищение к Богу) является совершенством молитвы (Scala. 28. 19 (28. 20)) - Greg. Pal. Triad. II 3. 35), цитирует совет И. Л. соединять памятование Иисуса с дыханием (Scala. 27. 61 (27. 2. 26)) - Greg. Pal. Triad. II 2. 25) (ср. также: Scala. 6. 13 (6. 14) - Greg. Pal. Triad. II 2. 7; Scala. 7. 55 (7. 43) - Greg. Pal. Triad. I 3. 52; Scala. 27. 78 (27. 2. 47) - Greg. Pal. Triad. II 1. 11; Scala. 29. 9 (29. 6) - Greg. Pal. Triad. II 2. 19). Свт. Филофей Коккин приводил приспособленный вариант цитаты о соединении памятования Иисуса с дыханием в 12-м антирритике против Никифора Григоры (Antirrhetici duodecim contra Gregoram. 12. 393-394). Соч. «Метод и точное правило… о выбирающих безмолвническое и монашеское житие» Каллиста и Игнатия Ксанфопулов также содержит ссылки на «Лествицу» (Scala. 4. 5 (4. 6) - Callist Xanth. Method. 14; Scala. 4. 8 (4. 10), 10 (10. 13) - Method. 15; Scala. 27. 46 (27. 2. 12), 27. 51-52 (27. 2. 17-18), 27. 68 (27. 2. 34) - Method. 16; Scala. 27. 61 (27. 2. 26) - Method. 22; Scala. 7. 31 (7. 33) - Method. 25; Scala. 27. 77 (27. 2. 47) - Method. 26; Scala. 6. 13 (6. 14) - Method. 32; Scala. 25. 14 - Method. 37; Scala. 27. 6 (27. 1. 5), 27. 17 (17. 1. 16), 27. 18 (18. 17) - Method. 47; Scala. 27. 61 (27. 2. 26), 21. 7 (20. 6) - Method. 49; Scala. 28. 45 (28. 47) - Method. 54; Scala. 27. 21 (27. 1. 20) - Method. 72; Scala. 28. 19 (28. 20) - Method. 73; Scala. 7. 55 (7. 53) - Method. 76; Scala. 7. 31 (7. 33), 7. 33 (7. 35), 7. 35 (7. 37), 7. 66 (7. 67) - Method. 81; Scala. 7. 66 (7. 67) - Method. 83; Scala. 30. 1-9 (30. 1-4) - Method. 90; Scala. 28. 52 - Method. 92).

http://pravenc.ru/text/471351.html

Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых Климента, еп. Анкирского, и Агафангела. Миниатюра из Имп. минология на январь. 2-я четв. XI в. (Cod. Walters. 521. Fol. 207v) Мученичество святых К. и Агафангела, как наиболее яркий пример страданий ради Христа и упования в немощи на Бога, стало одной из тем иллюстраций Псалтири. Так, в Лондонской (Феодоровской) Псалтири (Lond. Brit. Lib. Add. 19352. Fol. 163r, К-поль, 1066) маргинальная миниатюра с изображением К. и мч. Агафангела отнесена к тексту Пс 118 (92-95): «Если бы не закон Твой был утешением моим, погиб бы я в бедствии моем. Вовек не забуду повелений Твоих, ибо ими Ты оживляешь меня. Твой я, спаси меня; ибо я взыскал повелений Твоих. Нечестивые подстерегают меня, чтобы погубить; а я углубляюсь в откровения Твои». Имена мучеников подписаны киноварью. Они изображены в 3/4-м повороте, руки протянуты в молении, головы обращены вверх к благословляющей их из небесного сегмента деснице Спасителя. К. облачен в красно-коричневую с золотой разделкой фелонь, у него недлинная клиновидная борода и короткие гладкие седые волосы. Подобно Лондонской Псалтири проиллюстрирован 59-й псалом в Киевской Псалтири (РНБ. ОЛДП. F. 6. Л. 806, 1397), где фигуры святых расположены на полях возле строф 13-14: «Подай нам помощь в тесноте, ибо защита человеческа суетна. С Богом мы окажем силу, Он низложит врагов наших». К. изображен с едва проявившейся проседью в темных волосах, с густой клиновидной бородой, облачен в охристо-золотистую фелонь. Предположительно К. представлен на созданном в К-поле Арбавильском триптихе (резные пластины из слоновой кости, кон. X - сер. XI в., Лувр, Париж), где помещен рядом со свт. Иоанном Златоустом на внешней стороне правой створки в верхнем ряду. Образ К. входит в обширную программу шитых изображений Большого саккоса митр. Фотия (10-е гг. XV в., Византия, ГММК), он представлен в числе др. святителей на оборотной стороне левого рукава (2-й ряд сверху), в паре со свт. Анфимом Никомидийским. Частица мощей К., закрытая металлической пластиной с гравированным изображением святого, включена в состав Кийского креста-мощевика (1656, ц. прп. Сергия Радонежского в Крапивниках, Москва).

http://pravenc.ru/text/1841335.html

11:9). И Апостол: всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить соответственно тому, что он делал, живя в теле, доброе или худое (2 Кор. 5:10). Посему с нас, полагающих о себе, что знаем Писания, и не соблюдающих, будет взыскано более, [Col. 1488] чем с незнающих, по слову Господа: Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много, и продолжает: И от всякого, кому дано много… с того больше взыщут (Лк. 12:47). Ему же слава во веки веков. Аминь.     Преп. Нил Анкирский. О восьми лукавых духах. 4—5//PG. T. 79. Col. 1145—1164.    В данной цитате из 2 Кор. у Антиоха Монаха стоит φανερομεθα (открываемся) вместо πεφανερμεθα (открыты, явлены). Слово 19. О блуде    Многообразная блудная страсть восстает от общения с женщинами, ибо ужасное обольщение закладывает в сердце человеческое льстивыми речами развязных женщин; и не только это: бес блуда двойственен, так как восстает и в душе, и в теле. Поэтому и борьбу против него следует вести двойную. Один лишь телесный пост оказывается недостаточным, чтобы достичь совершенного целомудрия и чистоты, если не будет сокрушения сердечного и не будет прилежной молитвы к Богу, частого поучения в Писаниях, рукоделия и тяжелого труда, которые могли бы усмирить беспорядочные устремления души. Прежде всего надо достичь смирения души, без которого никто не сможет победить ни блудную, ни какую-либо иную страсть. И следует всяким хранением блюсти сердце от нечистых помыслов, ибо из него, по слову Господа, исходят злые помыслы (Мф. 15:19). Посему, если, по слову Апостола, нам можно законно подвизаться и увенчиваться (2 Тим. 2:5), побеждая нечистого духа блуда, то не на нашу собственную силу или подвизание будем полагаться, но на помощь Владыки Бога. Ибо человек не прекращает быть боримым этим духом, пока воистину не уверует, что не собственным усердием и трудом, но Божественными покровом и помощью он избавляется от этой болезни. Посему прекрасно для обращения супротивника в бегство и чистоты тела прежде сна на кровати эту [молитву читать]: [Col. 1489]     Молитва    «И даждь нам, Владыко, на сон грядущим, покой тела и души, и сохрани нас от мрачнаго сна греховнаго и всякаго темнаго и нощнаго сладострастия. Утиши стремление страстей и угаси разжженныя стрелы лукаваго, яже на ны льстиво движимыя. Плоти нашея востания утоли, и всяко земное и вещественное наше мудрование успи. И даруй нам, Боже, бодр ум, целомудр помысл, сердце трезвящееся, сон легок и всякаго сатанина мечтания изменен. Возстави же нас во время молитвы утверждены в заповедех Твоих, и память судеб Твоих в себе тверду имуща. Всенощное славословие нам даруй, во еже пети и благословити и славити пречестное и великолепое имя Твое, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь».

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2687...

18-е † Блаженной Магны Анкирской В городе Анкире Галатской, – пишет усердный посетитель подвижников Палладий 276 , – много дев, около двух тысяч или более; они подвизаются в святой, добродетельной жизни, хранят воздержание и совершают дело святое с ревностию. Между ними первое место по благочестивой жизни занимает Магна, жена почтеннейшая и опытнейшая. Не знаю, называть ли ее девою или вдовою. Мать вынудила ее выйти замуж, но она отклоняла от себя мужа под разными предлогами, давала вид, будто больна она, и, таким образом, осталась неприкосновенною и непорочною, как говорят родные ее. Муж ее скоро умер, и она осталась единственною наследницею после него. Тогда она всю себя посвятила Богу». «Великое приобретение быть благочестивым и довольным (умеренным в желаниях). Мы ничего не принесли в мир: явно, что ничего не можем и вынести из него ( 1Тим.6:6–8 ). Чистое и непорочное благочестие пред Богом и Отцом есть то, чтобы призирать сирот и вдов и хранить себя неоскверненным от мира ( Иак.1:27 ). Достойно начальствующим пресвитерам должно оказывать двойную честь, особенно тем, которые трудятся в слове и учении» ( 1Тим.5:17 ). Таково учение Апостольское! Так и поступала блаж. Магна. «Богатство, какое было у нее, раздала она на монастыри, на дома бедных и странных, церквам, епископам, вдовам, сиротам и прочим нуждающимся. Охотною душою, но тайно, совершала она подвиги благотворительности». Не только не выставлялась пред людьми благотворительницею, но старалась скрывать добрые дела свои и от себя самой; она боялась обманчивой приятности славы людской так же, как своего самолюбия и берегла сердце свое в смирении. Вместе с тем, она «ревностно посещала Богослужение церковное, вела жизнь подвижническую, воздержную. Знаменитейшие епископы уважали ее. Стараясь исполнить всякую добродетель, она жила надеждою на жизнь лучшую – загробную». В жизни блаж. Магны более всего изумительно то, что она, выданная в замужество, с такою твердостию воли отстояла свою девственную чистоту. Так в лучшие времена христианства любили девство! В одном провинциальном городе были целые две тысячи дев! Ликия была областию соседнею с Галатиею. Анкирские девы, конечно, читали разговор: «Праздник дев», святителя и мученика Мефодия, писанный им, когда был он епископом Олимпа Ликийского. Если ныне, к несчастию людей, мало ценят девство, не так думали в лучшие времена. Вот как учил о девстве великий учитель мученик:

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

1Кор.7:7, 32–33, 38 ). Сами апостолы предоставили себе свободу, пребывать ли в брачном состоянии (апостол Петр – ср. Мф.8:14 ; 1Кор.9:5 и др. апостолы) или оставаться девственниками (апостол Павел, Иоанн Богослов, Иаков Заведеев). «Епископ должен быть непорочен, одной жены муж. Говорит это (апостол)», – объясняет святой Иоанн Златоуст , – «не поставляя в качестве закона, будто без этого ему нельзя было сделаться епископом, а только полагая предел неумеренности, потому что у иудеев позволено было вступать во второй брак и одновременно иметь две жены». 277 – «Проповедь», – говорит блаженный Феодорит , – «была вначале. Язычники не упражнялись в девстве, иудеи не дозволяли его, потому что многочадие почитали благословением. Итак, поскольку в то время невозможно было без труда найти соблюдающих плотскую чистоту, апостол повелевает рукополагать из бывших в брачном состоянии тех, кто чтил целомудрие». 278 7) Епископ должен «иметь доброе свидетельство от внешних» ( 1Тим.3:7 ). Апостол требует от кандидатов на епископство такой внутренней чистоты, чтобы и враги христиан – «внешние» (язычники – ср. 1Кор.5:12 ; Кол.4:5 ; 1Фес.4:12 ) – давали о нем добрый отзыв. В православной Церкви о нравственных качествах кандидатов на священные степени требуется обязательно доброе свидетельство от соответствующих учреждений и лиц. 8) У православных, кроме епископов, пресвитеров и диаконов, есть патриархи, митрополиты, архиепископы, протопресвитеры и проч. Эти наименования означают особые заслуги и достоинства иерархических лиц, но не степени священства. Ср. «Иаков и Кифа, и Иоанн, почитаемые столпами» ( Гал.2:9 ), «знаменитые» ( Гал.2:6 ), «знаменитейшие» ( Гал.2:2 ). 1 Вселенские соборы: Никейский (в 325 г.), Константинопольский (в 381 г.), Ефесский (в 431 г.), Халкидонскиий (в 451 г.), Константинопольский (в 551 г.), Константинопольский (в 680 г.) и Никейский (в 787 г.). Поместные соборы: Анкирский (в 314 г.), Неокесарийский (между 314 и 325 г.), Гангрский (в 340 г.), Антиохийский (в 341 г), Лаодикийский (в 343 г.), Сердикский (в Сердике, ныне Софии, в 343 г.), Карфагенский (в 419 г.), Констатитинопольский (в 861г.) и Константинопольский (в 879 г.). Никодим еп. Правила правосл. Церкви с толкованиями. Том 1-й. Перев. с серб. 1911 г., стр. 8–32. 10 О них пророчествовал и Енох, седьмый от Адама, говоря: «се, идет Господь со тьмами святых Ангелов Своих – сотворить суд над всеми и обличить всех между ними нечестивых во всех делах, которые произвело их нечестие, и во всех жестоких словах, которые произносили на Него нечестивые грешники». 23 Секта баптистов. Основателем секты баптистов, которые вначале назывались анабаптистами (перекрещенцами), был ученик Мартина Лютера Николай Шторк, который с своим другом Фомою Мюнцером произвел религиозно-политическую революцию в Германии, известную под именем «Великой крестьянской войны» и стоившей человечеству более ста тысяч жертв. Мюнцер, взятый в плен, был обезглавлен в 1525 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Vlady...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010