Настроение благочестивой женщины передалось и преп. Нилу, так что «почувствовал он стыд за толикое малодушие, которому поддался, печалясь о своем сыне». И с того момента он уже мужественно переносит это искушение, весь предавшись воле Божией; он как бы забывает о своем нечастье и вместе с другими монахами уходит предать земле братию, убиенную теми же варварами в окрестностях Фарана. Между тем насельники Фарана после этого нападения направили к варварскому царю двух посланников с жалобой. Когда же преп. Нил, воздав последний долг умершим братьям, пришел в Фаран, посланники уже возвратились от варварского царя, неся с собой письменные обещания о мире и приглашение, чтобы пришли к царю все потерпевшие и те, чьи родственники были уведены в рабство. При этом царь обещал, что виновных он накажет, а награбленное имение возвратит. Услышав от гонцов такие благоприятные вести, фаранцы направили новое посольство, снабдив его богатыми дарами для царя. Среди посланных был и преп. Нил. До того места, где жил царь Аммон, нужно было 12 дней идти по безводной пустыне. Когда все запасы взятой с собой воды истощились, члены посольства, измученные сильной жаждой, на восьмой день своего путешествия разошлись в разных направлениях в поисках источника воды. Преп. Нил, отделившись от остальных, поднялся на один холмик и заметил невдалеке ручей, вокруг которого расположился станом большой отряд варваров. Те, как только заметили приближавшегося к ним преп. Нила, набросились на него, схватили, «связали и увлекли с собой. Нил спокойно предал себя варварам». «Я, – говорит он, – которого вязали, рвали, тащили, не обращал на это внимания и, будучи мучим, не знал, что со мной делают; весь мой разум был занят мыслью о поисках сына? Либо найду я его у них и тогда охотно останусь с ним в рабстве, дабы насладиться мне его лицезрением, либо буду убит, и это послужит концом моих бедствий». Между тем пока внимание варваров было поглощено преп. Нилом, на холме появилось вооруженное посольство; его неожиданное появление так поразило варваров, что они, объятые страхом, убежали, оставив на месте своей стоянки преп. Нила и большое количество награбленной добычи. Отдохнув у источника и утолив жажду, посланники на следующий день продолжили свой путь и через четыре дня благополучно прибыли к варварскому царю.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

По учению преп. Нила, сама природа поощряет нас ко взаимному общению, создавая тем самым благоприятную основу для морального единства людей и укрепления их взаимной любви. Впрочем, чистая христианская любовь к ближнему, по его мнению, не ограничивается заботами о внешнем благе, но своей конечной целью имеет духовное очищение ближнего и его спасение. «Надобно молиться Богу не только о собственном очищении, но и об очищении своего ближнего, подражая в этом ангелам» 254 . «Блажен тот, кто с радостью взирает на спасение и преуспеяние всякого ближнего как на свое собственное. Благо человеку, который всякого ближнего почитает как бога после Бога». Любовь – главное содержание нравственного царства. Все другие добродетели как духовные дары или настроения души составляют или свойства любви, или ее частичное осуществление в видимом мире или же служат лишь средствами для достижения любви как главной цели всех нравственных подвигов, которые без любви утрачивают свой смысл и значение. Любовь объемлет и соединяет в себе как все добродетели, так и всех людей взаимно и с Богом. Поэтому преп. Нил и называет любовь «стольным градом всех добродетелей». Для постепенного укрепления ревности к другим добродетелям у человека, по учению преп. Нила, имеются силы, побуждающие его к христианскому подвигу. Эти силы находятся в генетической зависимости от трех божественных добродетелей: от веры, надежды и любви. Однако прежде всего ревность к деятельному христианскому благочестию возгревается постоянной памятью о Боге. Дабы подчеркнуть это сильнее, преп. Нил пишет одному знатному сановнику Сосандру: «Как мы непрестанно вдыхаем воздух, так непрестанно подобает нам хвалить и величать Господа… Ибо мудрый и боголюбивый ум должен непреложно хранить память о Творце. «Поминаю Бога, – говорит Давид, – и воздыхаю» (по церк.-слав.: «Помянух Бога и возвеселихся», Пс.76:4 . – Прим. пер.). Посему, если памятование о Владыке производит в наших душах веселье, то не будем столь ленивыми, чтобы им не воспользоваться» 255 . «Потрудимся, – поучает он в другом письме, – ни одно мгновение нашего дыхания не проводить без памятования о Боге, ибо воспоминание о Нем есть величайшее благо» 256 . Человек, разум которого лишен мысли о Боге и памяти о Нем, «согрешает и во внешних чувствах». И наоборот, памятование о Боге не только очищает душу от греха, но и обусловливает благодатную помощь свыше. «Во время глубокого душевного отчаяния память о Боге умягчает скорбь и производит веселье, утешая сердце несказанным радованием». «Бог не забывает памятующих о Нем, – говорит преп. Нил. – Напротив, Он тщательно хранит того человека, в котором пребывают слова Господни. Ибо Сам говорит устами пророка: Так как слова Мои – в них, то буду держать их в Моей памяти».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

По учению преп. Нила, благотворное действие молитвы на человеческую душу заключается, в первую очередь, в очищении души от грехов и страстей. «Молитва, – говорит он, – приносимая Христу без внутренней раздвоенности и рассеянности, всемогуща; всемогуща настолько, что воскрешает мертвых, врачует всякую болезнь души и тела, изгоняет бесов, отъемлет силу у чародеев, угашает неразумные плотские страсти, истребляет возбуждаемые бесами вожделения и внезапно излечивает душевные язвы, которые считались неисцелимыми» 279 . Впрочем, действие молитвы не ограничивается этим. Имеет она и мощную положительную силу, просвещающую человека и возводящую его на высшую ступень всех добродетелей. «Молитва, – пишет преп. Нил, – не только очищает и питает людей, но и имеет силу сделать молящегося лучезарным, как солнце»; сообщает она ему и благодатную силу «беспрепятственно шествовать по пути добродетели». Во время самой молитвы человек должен вести внутреннюю брань с разными помыслами, ослабляющими молитвенную сосредоточенность. «Избегай, – поучает преп. Нил, – любого помысла о житейских заботах, потому что смущают они тебя, тревожат и расслабляют крепость твоих сил». Для достижения живого единства с Богом человеческий ум во время молитвы должен освободиться от всякого чувственного помышления и, «оставив земное, жительствовать на небе». «Молящийся духом и истиной, – говорит преп. Нил, – почитает Творца не в сотворенном [веществе], но славит Его в Нем Самом». По учению преп. Нила, полное освобождение ума от вещественных (чувственных) предметов является характерным признаком созерцательной молитвы. В ней преобладает внутреннее, духовное начало. Без слов, без образов, без поклонов, в глубине духа совершается это действие молитвы. Этой высшей степени молитвы достигают редкие люди, отчего преп. Нил и называет такую молитву «молитвой совершенных». Она не ограничивается ни временем, ни местом, ни чем бы то ни было внешним. «Она есть возношение ума, полное его разрешение от чувственных предметов: когда ум неизреченными воздыханиями приближается к Богу, а Бог видит расположение сердца, без единого слова выражающего свою волю» 280 . Следовательно, для того чтобы удостоиться чистой и совершенной молитвы, человек должен освободить свой ум от всякого конкретного содержания, дабы дать уму возможность вступить в полное единение с Богом. Ибо лишь при таких условиях возможна совершенная молитва , не занимаемая ничем, кроме как только мыслями о Боге как о Существе бесконечном. Такую молитву имел апостол Павел, вознесенный до третьего неба и не ведавший, был ли он тогда в теле или вне тела (см.: 2Кор.12:2 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Существуют три пер. на рус. язык· 1066 . (I) частичный Д. С. Вершинского://ХЧ 1826, 1827, 1830, 1844, 1845; 1067 . (II) полный в сер. ТСО: М. 1858. 31 [=1]; 32 [=2]; 1859. 33 [=3], с указ. разночтений по греческой ркп Моск. синод. б-ки. Частично перепечатан: 1068 . Нил Синайский , преп. О чтении и молитве. О различении лукавых помыслов. Репр.: М. 1999. 382. 1069 . Нил Синайский , преп. Слово подвижническое. Письма. М. 2000. 477. 1070 . Творения преподобного отца нашего Нила Синайского . СТСЛ 2000. 380 [Нил.Твор.]. (III) частичный пер. еп. Феофана Затворника в составе «Добротолюбия» (с использованием ТСО). К монаху Агафию (Peristeria) (CPG 6047) Рус. пер.: 1071 . ТСО 31 4 .1067). 1–169. же://Нил.Твор. 4 .1070). 14–103. Фрагменты (другой рукописной традиции) у Пс.- Анастасия Синаита (PG 89). Слово на евангельское изречение: Иже имат влагалище и проч. ( Лук. 22, 36 ) (CPG 6050) Рус. пер.: 1072 . ТСО 31 4 .1067). 312–328. же://Нил.Твор. 4 .1070). 181–189. Похвальное слово Алвиану (CPG 6045) Рус. пер.: 1073 . ТСО 31 4 .1067). 414–426. же://Нил.Твор. 4 .1070). 235–241. Слово подвижническое (Liber de monastica exercitatione) (CPG 6046, сравн. CPGS 6060, CPG 6067) 1074 . Φιλοκαλα. θναι 4 1974. 1. 190–232. PG 79, 720–809 (текст отличается от рус. Добротолюбия). пер.://ТСО 32 4 .1067). 1–97. же://Нил.Твор. 4 .1070). 242–292. 1075 . Gli scritti siriaci di Nilo il Solitario/Introd., ed. e trad. a cura di Bettiolo P. Louvain 1983. XIV, 364. (Publications de l’lnstitut Orientaliste de Louvain. 30). [Сир. пер., отражающий более раннюю версию текста. Сод. публ.: «О монашеской жизни», текст: 75–124, итал. пер.: 124–151; также «Слово к желающему принять монашество " ]. Colafemmina//Vetera Christianorum. Bari. 1984. 21. 406; Gribomont J.//RSLR 1985. 21. 487–489. «Слово подвижническое», наряду со «Словом о молитве» Евагрия, вошло в греч. «Добротолюбие» (где под именем Нила числятся только два эти творения), однако было опущено в рус. переводе еп. Феофаном, к-рый заменил «Слово подвижническое» др. произведениями, известными под именем Нила. В CPG 3978 отмечено сходство отрывка из «Слова подвижнического» с закл. частью слова Ефрема Сирина «Ответ брату о священнике Ниле» (Assemani. 3. 11 5 .172), рус. пер. во 2-м томе Творений Ефрема Сирина , слово 59), однако мы не заметили особых совпадений.

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/isihaz...

19 Если открытая у Авариса-Раамсеса гробница действительно принадлежала Иосифу (что доказать, к сожалению, невозможно – ни одной надписи в ней не сохранилось, кроме знака «чужеземец» на обломке плеча разбитой статуи), то его прибытие в Египет должно было предшествовать вторжению гиксосов, по крайней мере, на полстолетия. Можно, конечно, предположить, что тот «новый царь, который не знал Иосифа» ( Исх. 1. 8 ) и потому стал угнетать израильтян, и был первым гиксосским правителем Египта. 20 Город Раамсес – городище Телль эль-Даба в дельте Нила (примерно в 100 км к СВ от Каира), в последние годы (с 1966 г.) исследовался австрийским археологом Манфредом Биетаком. Это был царский город, получивший свое имя при Рамсесе II. Основан же он был гораздо раньше, в эпоху Среднего царства; первоначальное его имя – Ровати, «Врата Двух Дорог», затем, при XIV династии, он был переименован в Аварис – это же имя он носил и в период гиксосского владычества. В древности мимо него проходил Пелузийский рукав Нила, что давало ему выход к Средиземному морю, через него же шла знаменитая «Дорога Гора», ведущая в Ханаан. Следы пребывания сиро-палестинцев в Ровати прослеживаются начиная с XII династии (около 1850 г. до Р.Х.). 21 Согласно последним хронологическим расчетам, Рамсес II (Усермаатра Сетепенра Рамсес Мериамон, сын Сети I и царицы Туйи) взошел на престол в 1279 г. до Р.Х. – E. Wente and C. Van Siclen. A Chronology of the New Kingdom. Studies in Honor of George R. Hughes, January 12, 1977, J. H. Johnson and E. F. Wente, ed., Studies in Ancient Oriental Civilization, 39 (Chicago, The Oriental Institute, 1977), pp. 217–261. Если дата стелы – около 1270 г., то основание Авариса следует относить примерно к 1670 г. 22 Израильский археолог Зеев Герцог сомневается в том, что мы когда либо найдем подлинные свидетельства Исхода или следы странствования израильтян по Синайской пустыне. Египетские тексты, которых от того времени сохранилось достаточно много, не упоминают об этих событиях, зато время от времени сообщают о прибытии в Египет небольших групп кочевников-скотоводов из Азии, особенно в периоды голода и засухи. Они селились на окраине дельты Нила, затем покидали ее и возвращались в Ханаан, когда там складывались более благоприятные для жизни условия. Не исключено, предполагает Герцог, что в основе предания об Исходе лежит возвращение из Египта в Ханаан относительно небольшой группы людей, нескольких семей, но никак не целого многомиллионного народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/biblejs...

В качестве сильного побуждения к благочестивой жизни преп. Нил упоминает и о страхе пред Богом. Опираясь на слова Священного Писания ( Пс.110:10 ), он называет страх Божий «началом всякой премудрости» 257 , то есть началом жизни, исполненной добродетелей. Страх пред Богом необходимо отличать от обычного чувства страха перед какой-либо опасностью, ибо, по учению преп. Нила, страх Господень производит в душе живое стремление и ревность к христианскому подвигу. Объясняя различие между двумя видами страха, преп. Нил пишет: «Сказано: «Не бойся страха нощного ( Пс.90:5 ), то есть от страха людского и демонского, ибо страх Божий именуется дневным и светлым; он веселит сердце» 258 . «Если не боишься ты Бога, – пишет он в другом месте, – то следствием этого будет неспокойство (тревога, смятение) и бесчувствие. Страх же пред Богом производил бы в твоей душе добрые чувства и привел бы тебя к покаянию» 259 . По учению преп. Нила, страх Божий возникает в душе, с одной стороны, от сознания нашей греховности пред Богом, а с другой – благодаря размышлениям о Его бесконечном величии и о вере в то, что Он есть Судия и Дародатель. «От наказания Божия суда, – говорит он, – надобно облечься в страх Божий, дабы из-за страха перед вечным огнем в человеке могло воспламениться неугасимое желание благочестивой жизни». Страх Божий, пробуждающий в душе всякого человека тягу к добродетели, преп. Нил часто как бы умягчает учением о Божием человеколюбии, на которое он нередко ссылается в своих наставлениях. Так, желая смягчить сердце пресвитера Харикла, строго поступавшего с кающимися грешниками, он в частности пишет следующее: «Не проповедуется ли в Священном Писании не только строгость и гнев Божий, но и безмерное и непостижимое Божие человеколюбие… Когда наши грехи велики, тогда Господь изливает на нас, кающихся, обилие Своего милосердия, и оно истребляет плод наших злых дел. Посему подобает тебе помышлять не только о суде, но и о Христовом человеколюбии» 260 . И светлая сторона Божия суда – чаяние небесных благ – служит важным мотивом пробуждения стремления к добродетели. «Благочестивых людей Бог прославит за понесенные подвиги, – говорит преп. Нил, – и увенчает их в день суда, когда будет судить каждого не по ошибочным земным понятиям, а по правде, определяя истинную ценность наших поступков».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

В обзоре его письменных трудов мы уже видели, что детальному анализу страстей и изложению средств и способов борьбы с ними посвящены специальные исследования и огромное число его писем. Всю необъятность самых разноликих страстей, изнутри раздирающих человека, преп. Нил подразделяет на две группы: на страсти телесные и страсти душевные. «Телесные страсти (чревоугодие и блуд), – говорит преп. Нил, – ведут свое начало от естественных потребностей тела, а душевные страсти рождаются из потребностей душевных» 204 . Но это все-таки не означает, что преп. Нил понимает телесные (плотские) страсти лишь как исключительно физиологические процессы. Напротив, есть основания приписать преп. Нилу разделяемое и другими аскетами мнение о том, что связь между физиологическими и психическими элементами в телесных страстях настолько тесна, что трудно провести между ними границу. Так, например, в трактате «К Евлогию монаху», анализируя страсть блуда, преп. Нил пишет: «Знай, что два отдельных вида блуда сопрягаются воедино: блуд телесный и блуд духовный». Поэтому центр тяжести телесных страстей, как и страстей преимущественно душевных, тоже находится в душе. Телесные страсти и их специфические особенности, по учению преп. Нила, не могут быть объяснены лишь естественными функциями человеческого организма, так как сии последние являются для них лишь поводом или исходной точкой, а в дальнейшем процессе их градации самое важное значение принадлежит душе. Вследствие этого телесные страсти – не как физиологические явления, а как душевные падения – подлежат моральной ответственности и зависят от того, насколько душа «сочетается с возникшим в ней соблазнительным представлением». Другими словами – насколько страсти принадлежат сфере душевной жизни. Касаясь процесса развития страсти или способа, которым зачатая страсть возрастает в душе и реализуется на деле, преп. Нил говорит: «Хаотичные устремления чувств обычно производят страстный помысел и срамное пожелание, пожелание-наслаждение (вожделение), а затем одобрение; после же сего приходит совершение греха на деле» 205 . Таким образом, в развитии и усилении страсти еще в самом начале принимают участие все стороны души: разум, чувство и воля, причем действию разума принадлежит в этом процессе основная роль. Помрачение и немощь разума являются необходимым условием, исходным пунктом, или началом, страсти, а также ее завершением. Поэтому и самую страсть преп. Нил называет «злым помыслом», придавая понятию «помысел» моральное значение и содержание, заимствованное из «свойств», соответствующих данной страсти. Любая страсть, по учению преп. Нила, через помысел делается господином человека. Поэтому причину рабствования той или иной страсти нужно искать в удалении от «чистых естественных помыслов».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Нил вел борьбу против несторианской ереси, которая в определенной форме уже вышла наружу. Термин «Феотокос» дал повод Х. Кину утверждать, что преп. Нил скончался после III Вселенского Собора, то есть около 435 г. (см. H. Kihn. Patrologie. Paderborn, Band II, 1908, стр.235). 54 Наиболее полный сборник трудов преп. Нила мы находим в Migne Patrol. gr.s., t.79. Сюда внесены его письма по изданию Лео Аллатиуса (Leo Allatius, Rom, 1668), «Narrationes» по Anekdota Petrus Possinus, Paris, 1639, а остальные произведения по изданию Суаресиуса (Suaresius, Rom, 1673). 57 Hyacinthus Libellus (см.: Migne gr.s., t.79, col.1323A), K. Heussi («Untersuchungen…», с.161), O. Bardenhewer («Geschiste altkir. Lit.» IV, 177) считают, что Перистерия, о которой здесь повествуется, идентична с Перистерией, упоминаемой в Актах Халкидонского Собора (см.: Mansi Col. Sacr. Concil., VI, col.1013). F. Degenhart же полагает, что для идентификации этих двух Перистерий нет прочного основания, так как общие в ее характеристике черты (а именно богатство и добродетель) «можно встретить и у других индивидуумов» (см. его работу «Beitraege zur Nilusforschung», с.10). 58 См.: Quaest. II, XI и XXI преп. Анастасия Синаита (Migne gr.s., t.89, col.349C, 437C и 536ВС) и «Peristeria» преп. Нила (Migne gr.s., t.79, sectio IX, cap.V, col.829BC; sect.VI, cap.II, col.857D; sect.IX, cap.I, col.860ABC). 59 См.: S. Tillemont. Memoires pour servir a l " histoire eccelsiastique des six premiers siecles, 14, 209. 64 F. Degenhart. Nilus Sinaita, с.4; Migne gr.s., t.79; Epist. lib. III, CCXXXVII–CCXXXIX, col.493BCD. 65 См.: Migne gr.s., t.79, «De malignis cogitationibus», cap.XXIII, col.1228AB. Здесь сам преп. Нил напоминает, что в своем труде «О молитве» он уже говорил о том, почему помысел о чувственных вещах оскверняет знание: «Какова же причина того, что постоянные помыслы о чувственных вещах оскверняют знание, сказано в главах [трактата] «Слово о молитве " ». 66 См.: «Apophthegmata Patrum» (Migne gr.s., t.65, col.306ABC 1–8) и Nilus Sinaita «О молитве» (Migne gr.s., t.79, cap.XIII, XIV, XVI, XVII, XIX, XX, LXXXIX, CXXI, col.1165–1169). Трактат «Apophthegmata Patrum» относится ко второй половине V в. (460–500 гг.). См. подробнее: W. Bousset. Apophthegmata. Tuebingen, 1923, с.68. 70 K. Heussi. Untersuchungen…, с.119, прим.6 и Haidacher. Nilusexzerpte im Pandektes des Antiochus – Revue Benedictine, XXII, Nr.2,249.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

– Знай же, что чем обильнее твоя сокровищница, тем вящее и ужаснейшее вечное мучение тебя ожидает» 218 . Особое внимание преп. Нил уделяет тем монахам, которые под разными предлогами предаются корыстолюбивым помыслам и заботам, хотя и дали они обет нестяжания. Ясными сравнениями и антитезами указывает он на суетность и пагубность их материальных стяжаний и на великую пользу нищеты. «Богатый монах, – говорит он, – подобен перегруженному кораблю, который легко потопят морские волны во время бури» 219 . «Связан он земными заботами и попечениями, как пес цепью… И если придет к нему смерть, то он со скорбью и болью оставляет землю. Испускает он душу, но глаза не отводит от того, что имеет… Расстается с телом, но не расстается с имением». Напротив, «монах, не вожделеющий имения, подобен путнику, который ничего с собой не носит и в любом месте находит для себя пристанище. Он словно орел, возлетающий ввысь и спускающийся лишь тогда, когда к тому вынудит его потребность». Такой монах «выше всякого искушения. Смеется он над всем вещественным, восходит высоко и, удаляясь от земного, живет небесной жизнью… В смертный же час он радостно отсюда переселяется, потому что крылья у него легки и никакими земными заботами не связал он свою душу». Для борьбы со сребролюбием преп. Нил советует читать Священное Писание и непрестанно молиться. Четвертое место в схеме грехов занимает гнев, который, по словам преп. Нила, представляет собой «безумную страсть». «Он легко может помрачить разум и тех людей, которые обладают знанием, и сделать человеческую душу дикой, заставляя ее уклоняться от всякого общения с людьми». По учению преп. Нила, страсть гнева особенно сродни сребролюбию и отчасти его следствие. Ведь люди, стремящиеся к обогащению, сталкиваясь с помехами в реализации этих своих самолюбивых целей, обычно утрачивают душевное самообладание и предаются гневу. «Сребролюбцы, – говорит преп. Нил, – неминуемо должны гневаться на людей, мешающих им осуществлять их материальные цели» 220 . Гневное состояние не исчерпывается лишь стремлением устранить встречающиеся на пути препятствия; оно сопровождается и враждебным отношением к людям. Это – душевное состояние, связанное с неукротимым желанием отомстить своему врагу. «Гнев, – поучает преп. Нил, – это жажда мщения». Эта характерная психологическая особенность гнева, отличающаяся невыносимым упорством, нарушает душевную гармонию и вносит разлад в жизнь души. Под влиянием гнева человеческий ум помрачается и настолько ослабевает, что утрачивает свою способность рассуждения, делается грубым и лишается истинного знания (ведения). «Гневливые помыслы, – пишет преп. Нил, – помрачают ум, подобно тому как облако скрывает за собой солнце».

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Трогательно описывает преп. Нил свое расставание с сыном. Привязанный к сыну нежной любовью, он и не помышлял о собственном спасении и не имел сил удалиться, но «молча» оставался на месте. Побуждаемый же сыном, подававшим ему знаки глазами, он после всех двинулся с места и пошел вслед за оставшимися монахами, направлявшимися в гору. «Ноги мои, – говорит преп. Нил, – двигались вперед за ними, не знаю, как следовало за ними тело, но сердце не хотело идти и принуждало меня часто оборачиваться к сыну. Так, следуя за идущими впереди, пришел я на гору и с высоты смотрел, как уводят моего несчастного сына и как он украдкой? бросает на меня свой взор». После того как варвары удалились, преп. Нил вместе с оставшимися монахами сходит ночью с горы и предает земле тела святых мучеников, а затем в поисках сына уходит в Фаран. Здесь он получает первые известия об участи своего сына: один юноша, бежавший из варварского плена, пришел в Фаран и рассказал преп. Нилу, что варвары решили его и Феодула принести на следующий день утром в жертву утренней заре. С этим намерением они уже сделали жертвенник и наложили дров, ничего не сказав осужденным. Бежавший же, узнав от одного из пленников, понимавшего варварский язык, об их намерении, немедленно сообщил об этом Феодулу, убеждая его бежать вместе. Однако Феодул отклонил предложение юноши, сказав, «что от воли Божией, какой бы они ни была, убежать невозможно, хотя бы и удалился ты в самую неприступную крепость». Таким образом, обреченный на смерть Феодул остался, тогда как поведавший обо всем этом юноша, воспользовавшись ночным мраком, убежал. Весть о страшной опасности, грозящей Феодулу, усугубила скорбь преп. Нила, и он, потеряв самообладание, готов был впасть в полное отчаяние. Однако его ободрило поведение одной женщины, удрученной не меньше преп. Нила, ибо она получила известие о смерти сына, убитого теми же варварами. И все-таки это горе не лишило ее мужества. Напротив, узнав о том, что ее сын убит и что он отважно сражался с кровожадными злодеями, она облеклась в белую одежду и с веселым выражением лица принесла Богу молитвы благодарения за то, что удостоил Он принять в Свои руки чистую душу ее сына Женщина эта проявила великую силу духа, утвержденную на живой вере в Бога и на безграничной преданности Божию Промыслу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010