V. Е. В. Романенко. Сочинения преподобного Нила Сорского в контексте греческой патристики Ядром главного сочинения Нила Сорского «О мысленном делании» («От писаний святых отец о мысленном делании: что ради нужно сие и како подобает тщатися о сем»; в исторической литературе его чаще всего называют «Уставом») является трактат «О различии нашей борьбы и победы над восьмью главнейшими страстными помыслами и прочими». Это классическая тема в святоотеческой литературе: трактаты о борьбе с восьмью греховными помыслами есть среди сочинений преп. Нила Синайского («О осмих помыслех»), преп. Иоанна Кассиана Римлянина («Послание к епископу Кастору о восьми вредных помыслах» – PG 28. Col. 872–905). К подобного рода сочинениям можно отнести и «Лествицу» преп. Иоанна Лествичника . Творение Нила Синайского «О осмих помыслех» довольно часто встречается в русских списках XV-XVI веков, оно находится в сборнике, принадлежавшем преп. Кириллу Белозерскому (PH Б. Кир. -Бел. XV). В одном из сборников преп. Кирилла иноком Феогностом переписана также «Лествица» Иоанна Синайского (РНБ. Кир. -Бел. XI, 1422 г.). В литературе уже высказывалось мнение, что Нил Сорский «в значительной мере базировался» на сочинении Нила Синайского 112 . Однако сравнение текстов показывает, что преп. Нил Сорский , изучивший творения разных авторов, создал совершенно новое, оригинальное сочинение. В свое время известная немецкая исследовательница творчества Нила Сорского Ф. Лилиенфельд провела идентификацию святоотеческих цитат в сочинениях преп. Нила 113 . По ее подсчетам, чаще всего Нил Сорский цитирует Иоанна Лествичника (тридцать пять цитат), Исаака Сирина (тридцать четыре), Симеона Нового Богослова (девятнадцать), преп. Григория Синаита (тринадцать); Нила Синайского он цитирует четыре раза. Однако эта статистика дает неточное представление о литературных предпочтениях преп. Нила. Особенность авторской манеры Нила Сорского такова, что он очень часто прибегает к так называемому обобщенному, свободному цитированию, не указывая при этом источник.

http://azbyka.ru/otechnik/Patrologija/ru...

Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского. Часть 4 Прп. Нил Синайский. Фрагмент иконы сиайских отцов XIII в. Письма преп. Нила наиболее полно представлены в издании Leo Allamius’a , которое вошло в издание Миня ; они подразделяются на 4 книги. Всего имеется 1061 письмо. Значимость этого богатого наследия преп. Нила никто не может поставить под вопрос, ибо, как утверждает автор статьи о преп. Ниле в «A Dictionary of Christian Biography», «нет более богатого источника для иллюстрации жизни того времени, т. е. конца IV века, нежели эта переписка, которую преп. Нил вел со всеми слоями общества, начиная от императора и кончая простыми и неизвестными монахами» . С другой стороны, письма преп. Нила свидетельствуют и об огромном авторитете, которым он пользовался в широких кругах современного ему общества. Поэтому на VII Вселенском Соборе при решении вопроса о почитании икон обе спорящие стороны в своих диспутах искали поддержку в трудах преп. Нила, которого все ценили. Два его письма – епарху Олимпиадору и силенциарию Илиодору – были прочитаны на четвертом заседании этого Собора (1 октября 787 года) . Но, тем не менее, следует признать, что некоторые письма в той сокращенной форме, в которой они дошли до нас, не могли выйти из-под пера преп. Нила. Некоторые из этих писем состоят лишь из одного предложения с именем прилагательным (или с причастным оборотом) или же являются краткими сентенциями (нравоучениями) или извлечениями из других его писем и сочинений. Другие письма преп. Нила, вследствие своего сходства с трудами некоторых отцов Церкви, а особенно с трудами святителей Иоанна Златоуста, Василия Великого и Григория Назианзина, дали повод к сомнениям в их аутентичности. Однако параллельные места, встречающиеся как в письмах преп. Нила, так и в трудах других авторов, еще не дают нам права считать сами письма недостоверными. Ведь преп. Нил, когда дело касалось догматических и экзегетических вопросов, в подтверждение своего мнения имел обыкновение приводить места из сочинений святых отцов. Эта его особенность четко прослеживается в письмах диакону Ксенодору и пресвитеру Иерию , где преп. Нил, отвечая на вопросы Ксенодора и Иерия, опирается на епископа Цареградского свт. Иоанна Златоуста и приводит его мнение. Эти письма свидетельствуют о том, что преп. Нил стремился к тому, чтобы его наставления основывались на учении Церкви и святых отцов. Посему нередко берет он во внимание труды последних как самый надежный источник церковного учения . Таким образом, параллельные места, цитаты и заимствования из трудов других святых отцов, с которыми мы встречаемся в письмах, не могут служить твердой основой для отвержения их аутентичности.

http://pravoslavie.ru/3224.html

Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского. Часть 9 Принятие монашества и монашеские обеты Прп. Нил Синайский Пострижение в монашество в то время, когда жил преп. Нила (то есть в конце IV – начале V веков) представляло собой целый литургический обряд . В трудах преп. Нила он изложен не полностью. Лишь в отдельных произведениях находятся места, в определенной мере указывающие на составные части этого обряда. Преп. Нил, разделяя общераспространенное мнение , рассматривает монашеский постриг как одно из таинств, которое с постриженика совлекает «ветхого человека, истлевающего в обольстительных похотях» (Еф. 4: 22), и облекает его в нового человека, «который обновляется в познании по образу Создавшего его» (Кол. 3: 10) . Сам же чин принятия монашества, по учению преп. Нила, представляет собой торжественный литургический обряд, имеющий целью излить на постригаемого особую Божественную благодать. Это ясно видно из его письма, адресованного монаху Амфилохию, который, как казалось, ослабевал в духовной брани. Утешая его и укрепляя, преп. Нил указывает ему на Божественную благодать, сопровождающую монаха в его земной жизни и помогающую ему в делах духовного совершенствования. «Запомни, – пишет, в частности, преп. Нил, – что ты, приступив к пречестному монашескому лику, помазан, подобно блаженному Давиду, таинственным елеем… Божественным помазанием называю я благодать Святого Духа» . В другом письме, направленном затворнику Филомену, преп. Нил упоминает и об отдельных актах самого чина пострижения. Здесь он обращается к Филомену с вопросом: «Когда ты облекся в сию честную монашескую одежду? Какой авва возложил на тебя благословляющую руку?» Из этого письма очевидно, что чин монашеского пострига во времена преп. Нила был уже связан с облачением в особую монашескую одежду, с чтением определенных молитв и с возложением рук аввы. Помимо этих действий, чин монашеского пострига, как это отмечено во многих местах в произведениях преп. Нила, включает в себя и монашеские обеты, то есть добровольные обязательства по исполнению всего того, что требует «высокое монашеское достоинство». Сколь непременным считалось хранение обетов, видно из трактата «Слово подвижническое», в котором сам преп. Нил говорит, что «лучше умереть, чем сделать что-либо противное обетам» . Обеты, которые, по учению преп. Нила, суть одно из главных условий для принятия в монашеский чин, в широком смысле слова являются торжественным обещанием того, что постригаемый «возьмет крест и пойдет за Христом, оставив все: отца, лодку, сети и все виды занятий, а вместе с тем расторгнет он всякую родственную связь и даже воспоминание о ней».

http://pravoslavie.ru/3256.html

Архив Святые и святыни Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского. Часть 2 Часть 1   Глава 2 Преподобный Нил. Византийская гравюра Преп. Нил оставил после себя большое количество письменных трудов, свидетельствующее о его исключительных писательских способностях и о богатом личном духовном опыте. Св. патриарх Фотий (вторая половина IX века) в своем труде под названием «Библиотека» дает богословским трудам преп. Нила краткую, но весьма похвальную оценку, говоря об их совершенстве . И действительно, сочинения преп. Нила отличаются чистотой и пластичностью языка, правильным и живым слогом и ясностью мысли. Они проникнуты пламенной верой в Бога и преданностью святой Церкви. По форме изложения сочинения преп. Нила подразделяются на трактаты, повествования, изречения и письма. Что касается их содержания, то, хотя мы и находим у преп. Нила экзегетические и догматические места, все-таки характер его произведений по преимуществу морально-аскетический: предметом постоянных размышлений и поучений преп. Нила является духовная жизнь вообще, а в частности – монашество, которое является лучшим путем к осуществлению христианских идеалов. При обзоре трудов преп. Нила, для большей простоты и наглядности, мы, по примеру Фесслера, Дегенхарта, Барденхевера и др., разделим его сочинения на следующие группы: 1) сочинения о христианских добродетелях и пороках; 2) сочинения о монашеской жизни; 3) письма; 4) изречения; 5) утраченные и неаутентичные сочинения. Переходим к обзору произведений из первой группы.   I. Произведения о христианских добродетелях и пороках Во введении преп. Нил сам рассказывает о причине, побудившей его приступить к написанию этого труда. Дело обстояло так: когда однажды в раздумьях он прогуливался за городом «среди красоты перелесков, при пении птиц и тихом веянии чистого ветерка», к нему приблизился некий инок по имени Агафий и рассказал ему об одной благочестивой женщине, Перистерии , жизнь которой была подлинным примером христианской добродетели. Воздержание, любовь к нищим, постоянное пребывание в молитве и в чтении слова Божия, соучастие в любом горе ближнего, забота о монахах и их защита – вот черты, которыми монах Агафий охарактеризовал Перистерию. Женщина, обладающая такими добродетелями, удивила преп. Нила, и он, вдохновленный повествованием Агафия, решил оставить уже начатую работу над Псалмами и приступить к этой, которая сможет принести большую пользу, «отвращая людей от жизни в роскоши и утверждая их в рассудительности».

http://pravoslavie.ru/put/070424164746.h...

Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского. Часть 7 Преподобный Нил. Византийская гравюра Религиозно-нравственное развитие человека и его уподобление Богу представляет собой, с одной стороны, глубокий внутренний процесс, а с другой – сложную и непрестанную борьбу по преодолению различных препятствий. Об этих препятствиях преп. Нил говорит подробно, обнаруживая глубокие познания самых сокровенных сторон людской души. По учению преп. Нила, препятствия, стоящие на пути человеческого обожения и восхождения к небесному царству, могут быть субъективными и объективными. Это зависит от того, где находится их источник, то есть основывается ли он на немощной и поврежденной психофизической человеческой природе или же приходит извне как влияние на человека чуждой и враждебной демонической силы . Препятствия субъективного характера – это человеческие грехи, а объективного – различные козни диавола и его служителей, которые раз и навсегда избрали зло и покушаются всеми способами помешать осуществлению человеческого спасения, производя в людях нравственные аномалии. Преп. Нил и его учение о грехе В предыдущей главе, посвященной учению преп. Нила о человеке, мы уже ознакомились с его воззрениями на сущность, природу и характер греха. Излагая взгляды преп. Нила на следствия грехопадения первых людей, мы коснулись и его учения о «страстях», то есть о таком состоянии души, в котором ее расстройство и превратное направление ее развития находит свое самое сильное и самое существенное выражение. Страсть, являясь болезнью воли par exellence, воздействует и на другие душевные силы и людские способности. Под влиянием той или иной страсти, которая становится как бы второй человеческой натурой, извращаются и приобретают одностороннее, ложное направление не только воля, но и интеллектуальные и эмоциональные силы, и тем самым нарушается гармония всей психо-физической жизни человека. Вот почему страсти как душевные болезни привлекают особое внимание преп. Нила.

http://pravoslavie.ru/3247.html

иерей Александр Полховский Аннотация Настоящая публикация 1 посвящена ранее не переводившемуся на русский язык собранию сирийских изречений под названием «Жемчужины» (), изданному итальянским сирологом П. Беттиоло 2 и приписываемому преподобному Нилу Синайскому , или Отшельнику († 430 г.). Весьма скудные сведения, касающиеся жизни и литературной деятельности святого Нила, которыми располагает сегодняшняя патрологическая наука, являются причиной того, что личность этого христианского писателя во многом остается загадочной. Целью данной статьи является введение в проблематику происхождения сирийских апофтегм, которые, с одной стороны, явно зависят от древнегреческого прототипа, с другой, могут считаться параллельно сосуществующими с греческим собранием сентенций. Сравнительный метод, применяемый по отношению к обоим собраниям изречений – сирийскому и греческому, поможет более ясно увидеть, каким образом они соотносятся между собой и какова степень зависимости первого собрания от последнего. Ключевые слова: патрология, прп. Нил Отшельник, сирийская христианская письменность, христианская монашеская литература, сирийские изречения прп. Нила Отшельника, древнегреческие изречения прп. Нила Отшельника. 1. Проблема авторства Проблема весьма скудных сведений о святом Ниле Отшельнике усугубляется еще и тем, что его современником был святой Нил Анкирский (сер. IV – после 430 г.), биографические сведения о котором также весьма невелики, но творения которого пользовались большой популярностью в монашеских кругах. Некоторые исследователи полагают, что в силу этого в последующей агиографической традиции не только личности обоих подвижников, но и их сочинения постепенно были отождествлены. 3 При этом, как считается, «прп. Нилу Синайскому (Отшельнику) оказались приписаны все сочинения Нила Анкирского , а также ряд трудов Евагрия Понтийского и одно сочинение прп. Исихия Иерусалимского ». 4 Тем не менее, существуют достаточно аргументированные доводы, позволяющие говорить о том, что прп. Нил Отшельник и прп. Нил Анкирский – одно и то же лицо. По мнению П. Беттиоло, контаминация сочинений прп. Нила Отшельника с сочинениями других авторов является одной из ключевых сложностей при изучении его литературного наследия и делает точную атрибуцию текстов крайне затруднительной. 5 Как известно, подобное смешение сочинений имело место в истории христианской святоотеческой письменности применительно и к другим церковным авторам. Популярность того или иного писателя нередко становилась основанием для постепенного формирования целого псевдоэпиграфического литературного корпуса, причем неверная атрибуция текста имела разные причины. Иногда это было следствием ошибочной гипотезы об авторстве в отношении какого-либо анонимного текста, созданного его переписчиком, а иногда – вполне осознанной попыткой «обеспечить дальнейшее распространение сочинения, автор которого вызывает подозрение и неискусен». 6 2. «Сирийский» Нил

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского. Часть 6 Прп. Нил Синайский В произведениях преп. Нила встречаются мысли, глубоко освещающие моральную проблему, связанную с учением о благодати, а именно: проблему взаимоотношений двух принципов – Божественного и человеческого – в деле спасения, или проблему отношения освящающей благодати к свободной воле. Из многочисленных разобщенных мест в его письмах и трактатах мы справедливо делаем вывод, что преп. Нил признает и Божественную благодать, и человеческую свободу равно необходимыми факторами в деле спасения, хотя главенствующее значение придает благодати. Так, например, в письме к Оривасию преп. Нил говорит: «Хотя и удостоены мы свободной воли, однако без содействия свыше не можем на пути нынешней жизни свершить ни одного славного дела… Посему не будем самим себе приписывать победу в подвигах. От нас зависит, изберем ли мы лучшее и будем ли к тому прилагать попечение, а Божие – это исполнить наши добрые намерения» . В другом письме преп. Нил поясняет: «Из того, что сказал святой (Давид): “Кто даст ми криле яко голубине” (Пс. 54: 7), мы научаемся, что дарование духовных крил принадлежит Богу, дабы беспрепятственно могли мы избегать пагубных страстей… Но Господь дает Божественную духовную благодать не всякому, а лишь тем, которые в трудах, в самоизнурении, с потом молятся Ему днем и ночью» . Преп. Нил учит, что «надобно всегда молиться, потому что Господь дарует Свою благодать не кому бы то ни было, но тем, которые молятся непрестанно, не взирая на утомление и не щадя сил и пота» . Таким образом, из этих приведенных цитат достаточно ясно видна мысль преп. Нила о безусловной необходимости в деле спасения как Божественной благодати, так и личного участия со стороны самого человека. Ибо перерождение человека в новую тварь возможно лишь при гармоничном взаимодействии обоих факторов. И тем не менее в ряде научно-богословских трудов исследователи пелагианства на основании отдельных писем преп.

http://pravoslavie.ru/3242.html

Путь к добродетели Серию " Письма о духовной жизни " продолжает сборник эпистолярного наследия преподобного Нила Синайского " Путь к добродетели " . Преподобный Нил Синайский. Путь к добродетели: Сб. писем/Сост. иеродиакон Никон (Париманчук). - М.:Изд-во Сретенского монастыря, 2006. - 320 с.: ил. - (Письма о духовной жизни) ISBN 5-7533-0012-X В сборник включены избранные письма преподобного Нила Синайского (V в.), достославного среди святых отцов и учителей Церкви. Письма великого подвижника к монашествующим, клирикам и мирянам входят в православное Священное Предание. В этих письмах читатель и сегодня найдет сокровищницу ответов на многие вопросы, а также духовные советы. Для удобства пользования в конце книги дан предметный указатель. Письма проиллюстрированы репродукциями с икон. Ниже приводится вступительная статья из книги.   «Всему предпочитай душу» Преподобный Нил Постник, называемый также «Синайским», — один из великих восточных византийских подвижников и церковных писателей IV—V веков. Родился он в Константинополе во второй половине IV века в знатной, богатой семье и получил превосходное образование. По складу своего характера и по воспитанию Нил проводил жизнь добродетельную и богоугодную. После достижения совершеннолетия юноша вступил в брак со столь же добропорядочной девицей, светлого ума и прекрасных душевных качеств. Супруги имели двух детей — сына и дочь. В кратком житии святого Нила говорится: «Преподобный Нил... вероятно... тогда, как святой Златоуст был проповедником в Антиохии (то есть еще в сане пресвитера и, значит, до 397 года. — В.О.), был слушателем и учеником его» . Это обстоятельство непременно подчеркивается в различных изданиях творений и житий святого Нила . Знатному и богатому юноше в силу его общественного положения была уготована блестящая светская карьера. И сначала так оно и было. Молодой человек, благородного происхождения, со многими достоинствами, со способностями к государственной службе, был назначен на весьма высокую должность — префекта Константинополя, византийской столицы (столичным префектом было должностное лицо, в подчинении которого находились все, если говорить современным языком, полицейские службы города).

http://pravoslavie.ru/6058.html

«Открой очи мои, и увижу чудеса закона Твоего. Странник я на земле; не скрывай от меня заповедей Твоих» (Псалтирь 118:18-19) Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского Нил Синайский (ум. ок. 450 г.) — ученик Златоуста, выходец из знатной и богатой фамилии, дослужился до префекта столицы, но имея жену и двоих детей, решил уйти в монахи (вместе со всей семьёй): подвизался на Синае вместе с сыном. Нил Синайский обличал императора в гонении на Златоуста. Вёл обширную переписку на аскетические и нравственные темы. «Жизнь, богословские труды и нравственно-аскетическое учение прп. Нила Синайского» Викентия Фрадински — чуть ли не единственная монография о Ниле Синайском. Фрадински, представитель дореволюционной русской церковной историографии написал её в 30-е гг., будучи профессором Белградского Университета. Предисловие Жизнь и труды преп. Нила, аскета Синайского, относятся ко второй половине IV и началу V века, то есть той эпохе христианства, которая по числу и славе учителей Церкви справедливо называется " золотым веком христианского просвещения " . Изучая эту эпоху, ученые, что весьма естественно, обращались прежде всего к величайшим святителям того времени: Василию Великому, Григорию Богослову, Григорию Нисскому, Иоанну Златоусту, Иерониму Стридонскому, Амвросию Медиоланскому (Миланскому) и Августину Иппонскому. Рядом с этими великими светочами христианского просвещения преп. Нил, на первый взгляд, занимает скромное место. Заслоненная тенью знаменитых современников, его личность остается немного в стороне, и потому ученые богословы уделили ему гораздо меньше внимания. До 1915 года не было ни одной монографии, посвященной жизни и учению этого великого учителя Церкви, особенно прославившегося в качестве духовного руководителя монахов. И лишь в новейшее время появились две работы на немецком языке: 1) католическое сочинение д-ра Фр. Дегенхарта (Degenhart) " Der hl. Nilus Sinaita. Sein Leben und seine Lehre vom Moenchtum " . (Beitraege zur Geschichte des alten Moenchtum und des Benediktinerordens. 6. Heft), Muenster in Westf., 1915; 2) протестантское сочинение К. Хойсси (K. Heussi) " Untersuchungen zu Nilus dem Asketen " . (Texte und Untersuchungen. 42. Band. Heft 2), Leipzig, 1917.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=882...

Коллектив авторов Н. В. Синицына. Типы монастырей и русский аскетический идеал (XV-XVI вв.) 1. Терминология; источники Типология монастырей в России относится к числу неразработанных проблем 360 . Крупные общежительные монастыри изучены лучше, нежели меньшие по размерам и представляющие другие типы организации монашества и монашеского подвижничества. Трудно, например, ответить даже на вопрос, когда на Руси появляются скиты; в ранних источниках известен этот термин, но он относится к реалиям из жизни восточного монашества. Так, митрополит Ки- приан в «ответах» игумену Афанасию (ок. 1378 г.) упоминает «монастыри и скиты», существующие в Палестине, Синае и Святой горе 361 . Терминология, относящаяся к типам русского монашеского подвижничества, неустойчива, в ряде случаев лишена идентичности: особножитие, особство, особь сущие монастыри, особняки, пустынножитие, пустынничество, пустынь, отшельничество, отшельство (ошельство), скит, келья, отходная келья, затвор и др.; в особенности это относится к обозначению необщежительных форм. Три «устроения иноческого жительства» названы в «И главах» (ранее называвшихся в литературе «Большим уставом») преп. Нила Сорского : «уединеное ошельство»; «с единем или множае с двема безмолствовати»; «общее житие». Второе, среднее «устроение» названо «царским» («и от Писаниа приведе: не уклоняйся надесно или налево, но путем царскым гряди») 362 . Однако весь этот фрагмент, включая и объяснение преимуществ «среднего пути» (со страстями легче бороться не в одиночку, но совместно еще с одним или двумя братьями) заимствован из Лествицы преп. Иоанна Синайского 363 и не может служить вполне адекватной характеристикой русских типов. Ориентированные на опыт более раннего монашества, вобравшие его, они тем не менее развивались в других естественно-географических и социокультурных условиях. Поэтому, говоря о типах, следует прежде всего выявить особенности терминологии русских источников. В другом сочинении преп. Нила Сорского , «Предании учеником» (монастырском уставе в собственном смысле, типиконе игумена, по определению Ф. Лилиенфельд) обозначены два типа: «общие жития» и «сущие особь»; собственная обитель Нила названа «скыт» 364 . Если соотнести термины «Предания» с обозначением трех «устроений» Лествицы, включенным в «11 глав», то можно сказать, что скит Нила относится к разряду «особь сущих», а среди категорий Лествицы к нему применимо определение «среднего», «царского» пути.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010