1 . «Tractatus moralis et multifarius» 140 . Это не что иное, как проповедь , о которой Дегенхарт говорит, что она «по своему языку и стилю настолько отличается от других произведений преп. Нила, что невозможно даже помыслить о его авторстве» 141 . 2 . «Справочная (настольная) книга стоика Епиктета» 142 представляет собой парафраз языческого произведения. В ней некоторые языческие места были заменены христианскими мыслями – и так получилась книга практической мудрости. Несмотря на то, что во многих рукописях этот парафраз приписывают преп. Нилу, ряд ученых (Барденхевер, Дегенхарт, Фесслер и др.) считают его неаутентичным. Подробную аргументацию этого мнения мы находим у Дегенхарта. Переработка языческого произведения сделана, прежде всего, очень грубо и не может относиться ни к одному периоду богословской деятельности преп. Нила. «Если бы, – утверждает Дегенхарт, – Нил когда бы то ни было в своей ранней молодости написал подобное произведение, то впоследствии наверняка бы его сжег» 143 . Кроме того, сделанные изменения и исправления в корне отличаются от стиля Нила и чужды его языку. Точно также и в содержании имеются места, которые не могут принадлежать перу преп. Нила. Тогда как Епиктет и парафраз повествуют о пользе театра, преп. Нил в своих письмах решительно доказывает его вред для души и предпочитает театру пребывание в церкви или у благочестивых монахов. Такое диаметрально противоположное рассмотрение одного и того же предмета никак не может быть приписано преп. Нилу, который, несомненно, постоянен в своих взглядах. Вероятно, автором этого парафраза был некий поклонник Епиктета; находясь среди монахов, он хотел обратить их внимание на свое произведение. Для этого он и использовал в своем фальсификате глубоко почитаемое и авторитетное имя преп. Нила. Дегенхарт сделал предположение, что автором этого парафраза мог быть монах Komasius, ранее бывший оратором, к которому преп. Нил в своих письмах обращается наиболее решительно, осуждая его приверженность идеям языческих писателей 144 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Что касается семейной жизни преп. Нила до принятия монашества, то о ней мы имеем свидетельства самого преп. Нила в его «Narrationes» 45 , где он излагает историю своей жизни. Из нее мы узнаем, что преп. Нил был женат и имел двух сыновей 46 . Однако его любовь к уединению, понемногу возраставшая и укреплявшаяся в нем еще с молодости, заставила его оставить не только блестящее общественное положение, но и счастливую семейную жизнь. Эту трогательную сцену прекращения брачной жизни достаточно подробно описывает сам преп. Нил. Когда он уже решился оставить мир, то взял двух своих сыновей, привел их к матери и здесь, передав ей младшего, а старшего, то есть Феодула, оставив себе, сообщил жене о своем намерении. Причем объявил он об этом таким тоном, что его супруга сразу же почувствовала, что его решение бесповоротно; и, с одной стороны, повинуясь неизбежному, а с другой – имея перед очами вечные блага, ожидающие Нила за эту жертву, она дала на сие свое согласие, хотя расставание с мужем и сыном вызвало у нее великую скорбь и слезы. Причину, побудившую преп. Нила оставить мир, жену и детей, мы узнаем от него самого. Он говорит: «Для всякого разумного творения считаю я более пристойным не предаваться с преизлишком наслаждениям и не злоупотреблять законным позволением, но как можно скорее ограничить себя в этом? В противном случае, когда напоследок силы ослабеют, вожделения угаснут и само по себе наступит старческое умиротворение, преуспеяние в целомудрии будет приписано не стараниям, а лишь наступающей в старости необходимости? Борец не может хвалиться победой и тем, что не пал, если не имел с кем бороться. Но – честь аскету, если во цвете молодости, в пламени похотей, в огне страстей его разум одерживает победу над пожеланиями и подавляет в себе сильное стремление к брачной жизни, хотя оно и законно, – подтверждая тем самым, что имеет он над собой совершенную власть» 47 . Следовательно, причина, побудившая преп. Нила оставить мир и людей, чисто аскетическая, то есть речь идет о сильном желании стяжать вечные блага благодаря самоотречению в период расцвета телесных сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Вот почему и подвижнику по словам восточных отцов в начале его жизни прилично имя Иакова, как запинаемого пороками, а потом уже имя Израиля-зрящего Бога 1158 . Борьба подвижника сосредоточивается главным образом в области внутренней его жизни и имеет предметом те порочные наклонности, которые мешают человеку быть членом царства Божия. Восточная аскетик в лице своих представителей и главным образом в лице монаха Евагрия и Нила Синайского предупредила И. Кассиана в учении об осьми главных пороках, с которыми подвижнику приходится бороться в период трудничества. Те самые восемь пороков, около которых по Кассиану группируются все страстные движения человека, указываются уже Евагрием и Нилом Синайским с тем только различием, что у Евагрия четвертым по счету пороком указывается не гнев, как у преп. Кассиана и Нила Син., а печаль 1159 . Таким образом преп. Кассиан имел уже много готовых мыслей и готового материала для раскрытия своего учения о страстях. Отличие его в этом отношении от восточных аскетов можно видеть только разве в той полноте и подробности, с какой он исследует причины их, описывает свойства и указывает врачество их 1160 . У восточных отцов обращается более внимания на психологию страстей с целью дать общую психологическую теорию их возникновения, но частного и подробного описания самого действия и проявления страстей в них нет. «Возбуждаемая восприятием похоть есть корень страстей, родственных тем», говорит Антоний В. 1161 . Благодаря этой похоти человек начинает услаждаться нечистым воспоминанием и в конце концов дает согласие на грех . Поэтому-то семенем греха, из которого (семени) на почве похоти вырастают все пороки, является собственно дурной помысл. «Когда восприимешь мечтание о каком-либо чувственном удовольствии, поберегись, чтобы не быть тотчас увлечену им 1162 », советует Антоний В. тот же взгляд на помысл, как семя греха, можно находить: у Макария В., Григория Нисского и особенно Нила Синайского 1163 . У преп. Нила Синайского есть уже попытка психологического анализа постепенного развития страсти. «Беспорядочное стремление чувства, говорит он, обыкновенно производит страстный помысл, а помысл-постыдное вожделение, вожделение же-наслаждение и еще одобрение, а за ним следует на деле совершаемый грех, который, как скоро начинается, должно и прекращать в первой причине, отвращать взор, возбуждающий по порядку все, что выше сказано, прежде нежели будет устремлен он и сделает отступление трудным 1164 ». Вот почему и Нил Синайский и другие восточные отцы-аскеты средством к борьбе со страстями считают такую бдительность со стороны подвижника, чтобы не дать уму увлечься дурными помыслами 1165 .

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

Несомненно, этот подвиг, приводящий человека к полной победе над гордостью, осуществить в жизни нелегко. Одних человеческих сил для этого недостаточно. Поэтому преп. Нил требует от своих учеников не предаваться лености, не падать духом и неустанно просить помощи во имя Христово. Ибо «если мы сердечно, со страхом и благоговением обращаем взоры к своему Владыке, то Он, без сомнения, с любовью придет послужить каждому, и тогда над человеком не смогут восторжествовать ни сатана, ни страсть, ни бедствие, ни какой бы то ни было грех» 234 . В. Средства для достижения цели Учение о добродетели Процесс религиозно-нравственного восхождения в учении преп. Нила мы можем рассматривать с двух сторон: с позитивной и с негативной. Позитивная сторона состоит в активном выражении, в развитии и укреплении тех духовных сил, которые – при соблюдении чистоты души – возводят человека на все большую духовную высоту, дабы приблизить его к его конечной цели: к единению с Богом. Негативная же сторона выражается в стремлении человека к нравственному очищению, к его освобождению от власти грехов, страстей и демонских козней, представляющих собой препятствия на пути его духовного совершенствования. Первая, то есть позитивная, сторона духовного процесса лежит в основе нравственного преуспеяния. Ее составляет добродетель, которой преп. Нил уделяет большое внимание. В одной из предыдущих глав мы познакомились с его определением добродетели и особо отметили, что это понятие преп. Нил производит от слова «подвиг». В этом определении можно видеть влияние древнегреческого учения о добродетели как о телесной (физической) силе. Однако преп. Нил придает этому понятию духовно-религиозный и конкретно христианский смысл. Сообразуясь с общим христианским учением, он рассматривает любую чистую нравственную силу как дар от Бога. Поэтому и добродетель как способность к доброму или нравственному поведению является для преп. Нила не чем иным, как «Божиим хитоном» 235 . Она отличается тем, «что смиряет в человеке ход его мыслей». Чувство смирения, являющееся, по учению преп. Нила, существенным свойством христианской добродетели, знаменует собой для древней философской этики элемент абсолютно новый. Индивидуальные добродетели: мудрость, мужество, рассудительность и общественная справедливость, известные еще в эпоху Гомера, приобрели у преп. Нила религиозные и чисто христианские черты. По силе своей и своему значению и смыслу они поставлены в связь с главными богословскими добродетелями: верой, надеждой и любовью.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Этот трактат, состоящий из 19 глав, предназначен, в основном, для монахов. В нем преп. Нил дает им весьма полезные советы и наставления для духовной жизни, излагая свои мысли стилем, напоминающим книгу Притчей Соломоновых. Используя яркие и весьма четкие сравнения и антитезы, он рассуждает о главных страстях, подробно описывает особенности каждой в отдельности, указывает на их пагубные плоды и дает мудрые советы, как и какими средствами надобно с ними бороться, противопоставляя каждому пороку противостоящую ему добродетель. Начинает он свой трактат с описания воздержания, хваля его как начало добродетельной жизни. Затем он переходит к описанию восьми главных грехов, с которыми человеку надлежит вести решительную борьбу. Грехи суть следующие: 1) неумеренность в пищи и питии (чревоугодие); 2) блуд; 3) сребролюбие; 4) гнев; 5) печаль; 6) уныние (подавленность духа); 7) тщеславие; 8) гордость. Этот восьмичленный перечень восьми главных страстей был широко распространен в ранней аскетической литературе 72 и стал предтечей учения о семи смертных грехах 73 . Однако первым по времени аскетическим писателем, в сочинениях которого точно и определенно излагается учение о восьми страстях, был Евагрий Понтийский (скончался ок. 400 г.) 74 . Его перечень главных грехов несколько отличается от перечней преп. Нила и преп. Иоанна Кассиана 75 . А именно: у Евагрия печаль стоит на четвертом месте, а гнев на пятом, тогда как у преп. Нила и у преп. Иоанна Кассиана , наоборот, на четвертом месте стоит гнев, а на пятом печаль. Цеклер, посвятивший вопросу о восьмеричной схеме грехов отдельную работу, считает, что трактат преп. Нила о восьми страстях трудно обособить от сочинения Евагрия Понтийского 76 . Это мнение имело бы основание, если бы творцом восьмеричной схемы был Евагрий, однако появление этой схемы – плод совместных усилий начальников египетского монашества, а Евагрию, с одной стороны, и преп. Нилу, с другой, принадлежит лишь письменная обработка этого учения. Сравнив сочинения Евагрия и преп. Нила, мы увидим, что они рассматривают одни и те же грехи в том же самом числе, однако все прочее, включая и порядок перечисления грехов, у них различно.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Упование на Бога в письмах преп. Нила сопряжено со страхом пред Богом и с терпением. Преп. Нил неустанно призывает грешника к покаянию, живо рисуя ему силу покаяния. В этих письмах он говорит о грехах вообще и о том, почему Бог их попускает, а также описывает разные виды и состояния порочности. Преп. Нил часто указывает на главные грехи, которые необходимо всегда препобеждать в жизни. Таковы суть: безверие, хула, гордость, славолюбие (тщеславие), объедение (чревоугодие) и блуд, сребролюбие и гнев, печаль (уныние), страх и отчаяние. Наряду с этим он предлагает действенные средства борьбы с ними. В качестве таких средств он особенно отмечает веру во Христа, самоотречение, бдение, смирение, послушание, терпение и пост. Борьба с грехами и бесами в учении преп. Нила всегда связана с упованием на стяжание вечного блаженства как награды за славную победу над ними, и это является укрепляющим стимулом в жизни. В письмах указывается и на то, как должно переносить разные искушения. Преп. Нил учит, что разного рода скорби в сей жизни посылаются Богом для нашего спасения, и потому надлежит переносить их не только с терпением и верой, но и с благодарением и духовной радостью. Для преодоления различных препятствий в духовной жизни преп. Нил неоднократно в своих письмах советует непрестанно пребывать в молитве, в пении псалмов и во внимательном чтении Священного Писания. Кроме того, он часто говорит как о любви к Богу, так и о любви к ближним и даже к врагам. Во многих местах преп. Нил чрезвычайно восхваляет милостыню и девство как плоды любви к людям и к Богу. Среди писем есть и такие, которые предназначены исключительно для монахов. В них преп. Нил наставляет монахов, ободряет их и исправляет, а иногда и укоряет за скитания и непостоянство. IV. Сентенции (нравоучительные слова) или изречения Сентенции преп. Нила – это отдельные мысли, в которых ясно и кратко выражены морально-аскетические истины. Их число превышает 200. 1. Сборник, содержащий 99 изречений 121 В рукописях, как сообщает Suaresius (Суаресиус) 122 , этих изречений встречается 135. Последние 36 изречений были опущены, так как они представляли собой буквальные выдержки из других сочинений преп. Нила. Так, изречения 100–121 взяты из трактата «De voluntaria paupertate», а 121–135 – из трактата «De monachorum praestantia». Ф. Дегенхарт полагает 123 , что эти нравоучительные слова преп. Нил написал в конце своей жизни, так как они содержат извлечения из трактата «О нестяжательности», а последний, как мы говорили выше, не мог быть написан ранее 427 года. 2. «Поучительные главы» 124

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Викентий Флориянович Фрадински Скачать epub pdf Предисловие Жизнь и труды преп. Нила, аскета Синайского, относятся ко второй половине IV и началу V века, то есть той эпохе христианства, которая по числу и славе учителей Церкви справедливо называется «золотым веком христианского просвещения». Изучая эту эпоху, ученые, что весьма естественно, обращались прежде всего к величайшим святителям того времени: Василию Великому , Григорию Богослову , Григорию Нисскому , Иоанну Златоусту , Иерониму Стридонскому , Амвросию Медиоланскому (Миланскому) и Августину Иппонскому. Рядом с этими великими светочами христианского просвещения преп. Нил, на первый взгляд, занимает скромное место. Заслоненная тенью знаменитых современников, его личность остается немного в стороне, и потому ученые богословы уделили ему гораздо меньше внимания. До 1915 года не было ни одной монографии, посвященной жизни и учению этого великого учителя Церкви, особенно прославившегося в качестве духовного руководителя монахов. И лишь в новейшее время появились две работы на немецком языке: 1) католическое сочинение д-ра Фр. Дегенхарта (Degenhart) «Der hl. Nilus Sinaita. Sein Leben und seine Lehre vom Moenchtum». (Beitraege zur Geschichte des alten Moenchtum und des Benediktinerordens. 6. Heft), Muenster in Westf., 1915; 2) протестантское сочинение К. Хойсси (K. Heussi) «Untersuchungen zu Nilus dem Asketen». (Texte und Untersuchungen. 42. Band. Heft 2), Leipzig, 1917. В православной же богословской литературе до сего дня не появилось ни одной работы со систематическим изложением нравственно-аскетического учения преп. Нила Синайского 1 . В патрологических и аскетических сборниках мы находим краткие сведения о его жизни, а также отдельные фрагменты из его трактатов и писем, однако они изложены без строго определенного плана и не дают ясной и завершенной картины нравственно-аскетического учения этого святого отца. Если бы нашей скромной работой удалось хоть отчасти восполнить этот пробел в православной богословской литературе, то мы будем считать поставленную нами цель достигнутой.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sinajskij/...

Как бы то ни было, как говорит Д. М. Буланин о первой адаптации «Энхиридиона» в Византии: «В репертуаре христианских книг учебник стоической морали был окончательно узаконен, украсившись именем знаменитого теоретика аскезы Нила Синайского » 1200 . Что касается времени появления этой адаптации, то Буланин считает, что она могла появиться уже в V в., хотя Мишель Спанне склонен датировать ее VII-VIII вв. 1201 Здесь же следует отметить, что за наследие Эпиктета, т. е. за его понимание и толкование, шла борьба (не ясно, понималась ли она как таковая самими участниками) между язычниками и христианами. Например, в VI в. Симпликий написал пространный комментарий к «Энхиридиону» Эпиктета 1202 . Вместе с тем продолжалась и история христианской рецепции Эпиктета. Вслед за «Ниловой» адаптацией появляется новая редакция, куда в большей степени подвергающая «христианизации» текст Эпиктета, которая известна как «парафраза» «Энхириодиона». Относительно этой редакции в ее сравнении с первой Д. М. Буланин пишет, ссылаясь на М. Пископо (Piscopo): «Убедительны рассуждения М. Пископа, который объясняет различие в обращении с языческой книгой между «Энхиридионом» Нила и «христианской парафразой» различием их адресатов: в то время, как версия Нила предназначалась мирянам, а потому сохраняла философский дух оригинала, «парафраза» обращалась к монахам, что требовало радикального пересмотра всего стоического текста» 1203 . Если это мнение справедливо, то оно во многом объясняет и меньшую по сравнению с «парафразой» степень обработки первоначального текста Эпиктета, поскольку ведь и поучения великого стоика были обращены к «обычным людям», имеющим семью, детей, слуг и обремененным мирскими заботами, т. е. являлись моральным наставлением в самой гуще повседневной жизни. Именно такого рода сочинением, но уже адаптированным к христианской среде, является и публикуемая «версия Нила». Что же касается второй, «монашеской» редакции, то ее судьба, хотя эта тема и выходит за пределы данной публикации, тоже достойна хотя бы краткого упоминания. Как отмечает Д. М. Буланин, в одном из славянских изводов 1204 это сочинение надписано именем прп. Максима Исповедника . При этом Буланин в своем исследовании высказывает целый ряд соображений в пользу того, что «монашеская версия» «Энхиридиона» Эпиктета действительно могла быть создана Максимом Исповедником , и заключает: «Убедившись в исправности греческого оригинала, с которым работал переводчик «парафразы», и в глубокой древности перевода, мы с большим доверием отнесемся к тому, что автором переработки Эпиктетова учебника русские списки единогласно называют Максима Исповедника …. Христианскую обработку Эпиктетова учебника можно, кажется, без больших натяжек приобщить к философскому наследию Максима Исповедника» 1205 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ant...

Развалины рим. базилики в Гермополе. V в. [Арабская Республика Египет (АРЕ); араб.  ; копт. khme], гос-во в сев.-вост. части Африки и на Синайском п-ове в Азии, к его территории также относятся неск. небольших островов в Суэцком зал. и Красном м. Е. на севере омывается Средиземным м., на востоке - Красным м., граничит с Ливией на западе, с Суданом - на юге, с Израилем и сектором Газа (Палестинская автономия) - на северо-востоке. Территория - 1001,5 тыс. кв. км. Столица - Каир (15,75 млн чел.). Крупные города: Александрия (3,5 млн чел.), Порт-Саид (0,5 млн чел.). Гос. язык - арабский. Е.- член ООН (1945), Лиги араб. гос-в (1945), Африканского союза (1963; до 2002 Орг-ция африканского единства), Исламской конференции (1969). География. В Е. преимущественно равнинный рельеф местности. На территории страны западнее Нила расположена Ливийская пустыня, на востоке, между долиной Нила и Красным м.,- плато Аравийской пустыни, на крайнем юго-востоке - сев. часть плато Нубийской пустыни. Ливийская и Аравийская пустыни разделены долиной Нила, к-рый течет по территории Е. с юга на север и впадает в Средиземное м. Ступенчатые песчаниковые и известняковые плато Ливийской пустыни, пересеченные длинными грядами дюн, чередуются с равнинами, а в центральной и сев. частях изрезаны солончаковыми впадинами и озерными низменностями. За исключением выходов грунтовых вод на поверхность в оазисах Ливийская пустыня безводна. Аравийская пустыня представляет собой каменистое плато, сложенное кристаллическими породами, выходящими на поверхность на юго-востоке глыбами гор Этбай. На северо-востоке Аравийской пустыни расположены горы Синайского п-ова, где находится высочайшая точка страны - гора Катерин (2642 м). Нубийское плато имеет ровную поверхность с вкраплением отдельных горных гряд, как в Аравийской пустыне. Характерной чертой является расчлененность поверхности сухими руслами рек (вади). Климат на большей части территории Е. тропический континентальный, с амплитудой суточных колебаний температуры от 0°С ночью до 40-50°С днем, особенно в пустыне. В Верхнем Е. (к югу от Каира) с дек. по февр.- прохладный сезон, с апр. по окт.- жаркий сезон с максимально высокими температурами, при этом в апр.-мае из Сахары дует сухой и жаркий юж. или юго-зап. ветер хамсин, в июле относительная влажность воздуха поднимается в результате разлива Нила. В этом регионе осадки редки (количество осадков менее 100 мм в год), дождей может не быть 7-10 лет. На юге и западе страны среднесуточная температура от 15-16°С в янв. до 30-34°С в июле. В Нижнем Е. (к северу от Каира) климат преимущественно субтропический средиземноморский. Прохладный сезон - с окт. по апр., теплый и достаточно влажный, с дождями - с мая по окт. На севере страны среднесуточная температура от 11-12°С в янв. до 25-26°С в июле. Среднегодовая температура на севере 25-26°С, на юге 30-34°С.

http://pravenc.ru/text/187963.html

Вот суждения ученых по части приведенного послания Нила Синайского . Остановимся на соображениях проф. Суворова. Из анализа послания видели мы, что крайне сомнительно, будто Хариклий, отрицавший самое маловажное средство покаяния (словесную исповедь), заражен был новацианством, вовсе отрицавшим покаяние, как средство примирения с церковью. На этом не настаивает и проф. Суворов, а потому и вся справка его не имеет значения. Может быть ученый желает объяснить ей снисходительность преп. Нила как и Златоуста. Но возникает еще вопрос, был ли Нил Синайский тех же воззрений на покаяние, что и Златоуст. Из содержания разобранного послания мы видели, что сам Нил оказывал решительное предпочтение строгому покаянию, покаянным подвигам перед словесной исповедью, которую он допускает как бы по снисхождению к немощи человеческой природы. Между тем Златоуст словесную исповедь едва ли случайно ставит на первом месте среди подвигов покаяния. И вообще нельзя назвать удачным прием судить о воззрениях преп. Нила по творениям Златоуста, как будто от него самого ничего не осталось кроме разбираемого послания да известия, что он был ученик вселенского витии 115 . Далее, предположения, будто Хариклий был один из покаянных пресвитеров, будто Фавстина он не допустил до евхаристии, когда тот готовился в церкви приступить к ней – предположения эти остаются предположениями, ни откуда не вытекающими, не имеющими ни малейшего основания в тексте послания преп. Нила. Наконец все эти соображения не могут ослабить свидетельства самого факта: пресвитер Хариклий (по каким бы мотивам он ни действовал) не примирил с церковью Фавстина, исповедавшего грехи свои пред ним даже всенародно. Несомненно, он употребил здесь вяжущую власть (какую же иначе?). Преп. Нил Синайский , порицая неумеренную строгость Хариклия, советует ему охотно и сострадательно принимать падших, т. е. применять решащую власть (какую же еще?). Что здесь нет прямого упоминания о власти вязать и решить, нет текстов, это правда. Но из этого обстоятельства не следует отвергать тоже несомненной истины, что преп. Нил не высказал ни малейшего «намека на то, чтобы применение пресвитером вяжущей и решительной власти составляло предмет сомнения», что, иными словами, он ни словом не указал строгому пресвитеру его некомпетентности в этом отношении, что естественно было бы указать, защищая по его мнению несправедливо осужденного Фавстина.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Smirnov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010