Обитель была основана в 1901 г. в Бирском уезде Башкортостана между сёлами Уса-Степановка и Седяш. Здесь не прекращалось строительство в 1901-1920 гг. Рядом с монастырем находились «Святые Кустики» (место, где сплелись 3 березки и две ивушки). Здесь было явление «святого старца в блестящих золотых ризах с крестом в руках» и звонили невидимые колокола. Обитель в 1901-1905 гг. была Георгиевской женской общиной. Адрес: 453455, Благовещенский район, с. Уса-Степановка Телефон: 8-917-485-34-88 E-mail: uspenie_ufa@mail.ru Подробнее... Богородице-Табынский женский монастырь [ править править код ] Богородице-Табынский женский монастырь Богородице-Табынский женский монастырь — православный монастырь в посёлке Красноусольском Гафурийского района республики Башкортостан. Первоначально был мужским монастырём, который был основан в поселке Красноусольский Гафурийского района РБ в XVII веке на месте явления «Табынской» (Казанской) иконы Божией Матери. Монастырь в XVII же веке был сожжён и к 1998 году восстановлен и вновь открыт. Адрес : 453051, Республика Башкортостан, Гафурийский район, п. Красноусольский-курорт, ул. Ключевая, 3. Проезд от южного автовокзала г. Уфы автобусом до п. Курорт. Подробнее... Марфо-Мариинский женский монастырь (Ира) [ править править код ] Марфо-Мариинский женский монастырь — православный монастырь в селе Ира городского округа город Кумертау Башкортостана. Основан в начале ХХ века. Марфо-Мариинский монастырь В 2001 году в селе Ира создана Марфо-Мариинская обитель милосердия для престарелых, бездомных, детей всех возрастов. Обитель создана по примеру обители святой великой княжны Елизаветы в Москве. В 2001 году архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон (Васюков) освятил восстановленный Свято-Софийский храм в монастыре. В состав монастыря входит Покровский храм (архитектор М. Е. Приемышев) построенный в 1909—1914 годах на средства московского фабриканта Павла Николаевича Сусоколова, который приезжал на кумысолечение от астмы в село Ира, и его сестры Софии.

http://azbyka.ru/palomnik/Башкортостан

Первую панихиду по убиенному царю в В. Х. с. отслужили 1 марта 1906 г.; 19 авг. 1907 г. состоялось освящение храма митр. Антонием (Вадковским), к-рому сослужили архиепископы экзарх Грузии Никон (Софийский) и Рижский сщмч. Агафангел (Преображенский), а также викарный еп. Гдовский сщмч. Кирилл (Смирнов), присутствовали император и императрица; состоялся торжественный военный парад. В. Х. с. был единственным, к-рый получил те же права на содержание из средств Гос. казначейства (более 40 тыс. р. в год), что и кафедральный Исаакиевский собор, его причислили к Мин-ву имп. двора; ктитором был гр. И. Д. Татищев. В храме, рассчитанном на 1600 чел., ежедневно совершались литургия и вечернее богослужение, в штате состояли 3 священника (о. Николай Антонов, прот. Василий Верюжский, автор кн. «Храм Божий и церковные службы» (СПб., 19122), и во главе настоятель (до 1923 прот. Петр Лепорский)). Распятие. Мозаика зап. фасада. По эскизу А. А. Парланда Распятие. Мозаика зап. фасада. По эскизу А. А. Парланда Несмотря на сходство формы и характера отделки глав собора Покрова на Рву в Москве и В. Х. с., прототипами архитектуры последнего стали памятники XVII в. Ярославля (ц. свт. Иоанна Златоуста в Коровниках) и Москвы (церкви Рождества Пресв. Богородицы в Путинках, Св. Троицы в Никитниках, свт. Николая в Хамовниках). 9-главое здание вытянуто с востока на запад (56,7 м), на востоке - 3 алтарные апсиды, каждая завершается малым луковичным куполом, на западе - 3-ярусная шатровая колокольня. В отделке присутствуют характерные элементы рус. стиля: луковицы, шатры, арочки, ширинки, создающие эффект коврового заполнения плоскости, и наборные колонки. Оригинальны гигантских размеров кокошники, завершающие боковые фасады. Стилистика поздней эклектики, близкая к зодчеству XVII в., проявилась в богатстве декора, усложненном силуэте, использовании выразительных свойств кирпича. В. Х. с. известен уникальным мозаичным убранством, к-рое не было характерно для рус. зодчества XVII в. и тяготело к визант. и домонг. отечественной традициям. Первоначально предполагалось расписать храм, но В. М. Васнецов, а затем М. В. Нестеров отказались от заказа. В 1897 г. было принято решение о замене живописи мозаикой (общая площадь 7 тыс. кв. м, на фасадах - 400 кв. м). В конкурсе победила мастерская А. А. Фролова (с 1897 В. А. Фролова), в к-рой была освоена быстрая и недорогая техника набора, в 1911-1913 гг. позолота купола над колокольней была заменена мозаичным покрытием.

http://pravenc.ru/text/155322.html

– Пристав съезжей избы Гаврило Нестеров пришел к митрополиту Никону, как сообщается в «отписке», с повинной, вероятно, за то, что отец его подал явку (донесение властям) на Никона. В народе немедленно разнесся слух, будто на митрополичьем дворе Гаврилку задержали и избили (Никон пишет, что он приказал пристава «поберечь»), и разяренная толпа ворвалась к митрополиту. Л. 125 И софейского казначея старца Никандра... – Согласно расходной книге новгородского митрополита Никона, на поездку в Москву 14 декабря 1651 г. из новгородской софийской казны старец Никандр выдал Никону 100 р., а 10 февраля 1652 г. Никон вернул Никандру 599 р. – РГАДА, ф. 236, оп. 1, д. 10, л. 1; Временник 1852, 1, 24; Николаевский 1885, 284. С софийским казначеем старцем Никандром митрополит Никон переписывался в 1652 г. во время своего путешествия в Соловецкий монастырь за мощами митрополита Филиппа; переписка опубликована – Неизданная переписка, 11 – 15. Интерес представляют два письма митрополита Никона: первое от 11 апреля, составленное в Вологде на Соловецком подворье, о том, чтобыНикандр отдал прибывшему от Никона сыну боярскому Тимофею Жеглову золотой крест с мощами святых и чертеж Москвы и Новгорода – «неметцкие листы»; Никон особо интересовался строительством храма свв. Бориса и Глеба и Шилова монастыря; ответ митрополиту казначей отправил 15 апреля; второе письмо от 14 июня, в котором Никон подробно рассказывал Никандру о своих несчастьях во время поездки на Соловки (о гибели людей, потере казны во время бури на море). ...казенной дьяк Парфеней Иванов... – Дьяк Парфений Иванов был одним из доверенных людей митрополита, потом патриарха Никона . Именно он в феврале 1652 г. отвозил из Москвы в Новгород деньги для софийской казны – Временник 1852, 24; по указу патриарха Никона именно он раздает милостыню нищим на патриаршем дворе и во время походов Никона по монастырям и патриаршим вотчинам, о чем свидетельствуют записи в книгах патриаршего Казенного приказа: в июне и августе 1655 г.; в марте – августе 1656 г.; в январе и августе 1657 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Возможно, не случайно в письме к князю Ивану Никитичу Хованскому Иван Жеглов жаловался на увечья, причиненные ему во время заключения – Тихомиров 1940,104. Перенесенные Жегловым несчастья сделали его популярным среди новгородцев: он возглавил созданное восставшими правительство. Между тем уже в апреле Иван Жеглов изменил восставшим и предпринял попытку перейти на сторону московского правительства: он попытался бежать, но вынужден был вернуться обратно. Жеглов написал князю И.Н. Хованскому письмо, в котором рассказал о неудавшемся побеге; в письме Жеглов советовал Хованскому поспешить в Новгород «скорым обычаем», потому что его ожидают мирские люди (письмо опубликовано: Тихомиров 1940,110 – 111). ...а соборной церкви... – Согласно записи в Повести временных лет, Софийский собор в Новгороде возведен в 1045 – 1050 гг. «повелением князя Ярослава и сына его Владимира и архиепископа Лукы»; прототипом этого архитектурного сооружения явился Софийский собор в Киеве – Комеч 1987, 236 – 254. ...взирая на Спасов образ местной... и чюдо было Мануилу, греческому царю. – В новгородском Софийском соборе находилась копия 1572 г. с так называемой «корсунской» иконы «Спас на престоле», наиболее почитаемой святыни Новгорода, в 1561 г. по требованию Ивана Грозного переправленной в Москву и установленной в Успенском соборе – Комарова, Александров 2003, 410 – 423. С особенностями иконографии новгородского образа связано известное новгородское предание о написании этой иконы византийским императором Мануилом I Комнином, которое легло в основу «Сказания о видении Спасова образа царю Мануилу» – Брюсова, Щапов 1971, 85 – 103; Гордиенко 1999, 48 – 74. Об этом Сказании, сложившемся в первой четверти XVI в. и рассказывающем о наказании иконой греческого царя (Буланин 2004, 860 – 864), и упоминает митрополит Никон. В одном из своих посланий царю в 1659 г. патриарх Никон , ссылаясь на «Сказание», обосновывал приоритет высшей церковной власти – Дело 1897,10 ...отставленой пристав Гаврилко Нестеров...

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Преподобный Нестор переработал материал Начального свода и существенно дополнил его. Он углубил и расширил историографическую основу русского летописания. Рассказу Начального свода преподобный Нестор предпослал обширное введение, рассматривая историю происхождения славян и Руси на фоне Священной Библейской и всемирной историй, включил в летопись повесть о благословении св. апостолом Андреем Русской земли и сказание о равноапостольных Мефодии и Кирилле и начале славянской письменности. Переходя к изложению событий X-XI вв., он вводит в летописное повествование “О житии и погублении блаженных страстотерпцев Бориса и Глеба”, сказание о начале Печерского монастыря, сказание о перенесении мощей преп. Феодосия Печерского в 1091 г. По словам академика Д.С.Лихачева “никогда ни прежде, ни позднее, вплоть до XVI в., русская историческая мыль не поднималась на такую высоту ученой пытливости и литературного умения” 10 . Согласно мнению исследователей, летопись доведена была преп. Нестором до 1112 г. После его смерти, повелением великого князя Владимира Мономаха летописание было поручено продолжать игумену Выдубицкого монастыря Сильвестру, который переработал изложение событий с 1093–1113 гг. данное преп. Нестором и довел летописание до 1116 г. Текст Повести временных лет переписывался с теми или иными дополнениями или сокращениями составителями всех новых летописных сводов, которые с конца первой четверти XII в. стали создаваться в столицах многочисленных удельных княжеств, на которые распалась в это время Древнерусская держава. Исключение составляет Новгородский Софийский временник, который открывается не историко-географическим введением преп. Нестора, а текстом Начального свода. По мнению Б.А.Рыбакова Софийский временник был составлен в 1136 г 11 . В Киеве в XII – начале XIII вв. летописание велось в Печерском и Выдубицком монастырях и при великокняжеском дворе. В Галицко-Волынское летописание в XIII в. велось при дворе галицких князей и при архиерейском доме во Владимире Волынском. Летописные своды, созданные в эту эпоху в Юго-Западной Руси, дошли до нашего времени в составе Ипатьевской летописи, получившей свое название от Костромского Ипатьевского монастыря, где ее рукопись была найдена Н.М.Карамзиным .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Такожде по достоянию и по избытку славы и по сочетанию братства, пожаловать великому государю, велеть написать в степени. И когда будут соборы в царствующем граде Москве, по указу великого государя царя и по благословению всесвятейшего патриарха московского и всея Росии и всего освященного собора, и от тех святых обителей архимандритов в собрате призывать и святую литургию служить невозбранно, идеже аще повелит брат наш и сослужитель, святейший патриарх; а без благословения того чрез божественные законы ничтоже им творити. А нуждой к мирским судьям на суд нас и наших монастырей архимандритов и игуменов и наместников и строителей и всего священного чина, по правилам святых апостол и святых отец и царских законов, не привлекать; а которое будет дело дойдёт, и про то сыскивать крепким сыском, и решать по правилам святых апостол и святых отец и по царским законам. Да в прошлых годах, будучи я, смиренный Никон, Божьей милостью патриарх, в Великом Новгороде митрополитом, от бунтовщиков многие беды и напасти и увечья пострадал правды ради, даже близь смерти, и своим многим долготерпением и напастями, ранами и увечьем, то злое дело их удержал, и с Псковичи советовать им о том не дал и клятвой разорил; а они, воры и бунтовщики, посылали к польскому и к свейскому королям о подданстве; и я о том о всём великому государю писал, и вестовщиков многими ценами наймовал, и всякие у них тайные дела выкупал и посылал к великому государю многими сторонними дорогами; и про то про всё самому великому государю ведомо и свидетельствуют дела в новгородской четверти. Да ко мне ж Псковичи писали, чтоб мне пристать к их злому совету, и из иных многих городов присылали двойников и воровские письма, чтоб мне стоять с бунтовщиками заодно; и я к их зломыслию ни к какому не приставал, и те злые изменные советные их письма, за руками, великому государю подносил сам; и того ради великий государь пожаловал меня, богомольца своего, многой своей милостью, великими дарами и деньгами, и я на те деньги купил вотчину подмосковную, сельцо Минеевское да сельцо Ильинское с деревнями у Лаврентия Булатникова, а дал за те сёла шесть тысяч слишком, его государево жалованье те милостинные деньги, а не Софийского дому казённые, и тому свидетельствуют книги, что те деньги не из казны даны, мои келейные, государево жалованье.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

285 Сношения с Цареградом конечно не дёшевы были Новгородской кафедре. Отселе жалобы некоторых на Нифонта, хотя и излишне резкие: „мнозии глаголаху, яко полупив св. Софью, пошел Царьгороду, и много глаголаху на нь, но собе на грех“. Собр. л. III, 12. „Сими укоризнами содеваху ему спасение, а себе на грех“. Собр. л. IX, 206. 207. 286 Грамота патр. Николая Музалона – у Варлаама в житии св. Нифонта. Николай Музалон был патриархом 1147–1152 г. Киевск. л. под 1766 г.: „патриарх же присла к нему грамоты, блажа и причитая к святым его. Он боле крепляшется, послушавая грамот патриарш“. 288 По 1 Новгород. лет. „преставися апр. 21 д.“ 1156 г. Собр. л. 3, 12. Тоже в Соф. Врем. 7, 64. По 2 Новгород. и Никон. лет. „преставися апр. 15, праздной недели в субботу“. В 3 и 4 Новгор.: „преставися апр. в 18 д.“ Собр. л. 3, 124. 179. 4, 9. 5, 160. 9, 206. По четьей минее „преставися апр. 8 светлые недели в субботу“. Но в 1156 г. суббота светлой недели была апр. 21 д. Потому несомненно, что блаж. Нифонт почил 21 апр. 1156 г. Варлаам в конце жития, обращаясь к св. Нифонту, говорит: „молись за пречестнейшего архиерея Макария, содержащего святительский престол всей России, который уставил соборно праздновать честную память твою“. Итак, повсеместное празднование св. Нифонту установлено митр. Макарием, но в каком году? Неизвестно. Мощи св. Нифонта ныне открыто почивают в Антониевой пещере, но у Кальнофойского они ещё не показаны. Опис. лавры, стр. 108. 289,293. Воскр. л. (7, 64) говорит: „положен бысть в Феодосьеве печере“. Но все другие говорят только, что положен в Печерском мон. 293 В Воскресенском монастыре служебник 1380 г. Новгор. Софийского собора один служебник конца XIII в., другой – XIV в., в обоих литургия с одной просфорой. Изв. Акад. 6, 313. 317. 7, 265. 266. 294 Христ. Чтен. 1863 г. 4, 93. 94. В этом служебнике на ектеньях поминается то архиепископ (л. 8. 12. 106. 107), то епископ (л. 23. 33. 48. 56. 65) и след. он писан при самом Нифонте или вскоре после 1165 г., когда ещё не утвердился обычай называть Новгородского архипастыря архиепископом. – Кроме трёх литургий в нём находятся: чин освящения воды в Богоявление, чин крещения, молитвы духовным детям на Петров день, на Рождество Христово и на Пасху, чин причащения больных. В чине крещения показано, как совершает крещение с миропомазанием святитель при содействии священника с диаконом.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

8 апр. 1905 г. Н. возглавил Тверскую и Кашинскую епархию вместо уволенного тем же указом согласно прошению архиеп. Николая (Зиорова) , 7 мая прибыл в Тверь, но 1 июля того же года назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, экзархом Грузии. Высочайшим рескриптом от 4 июля пожалован бриллиантовым крестом для ношения на клобуке во внимание «к продолжительной архипастырской деятельности» и полезному служению «особливо в звании архиепископа Финляндского» (ПрибЦВед. 1905. 28. С. 343). 2 авг. того же года прибыл в Тифлис. По отзывам современников, «на Кавказе, где в это время подняли вопрос о церковной автокефалии Грузинской Церкви», нового архиерея «встретили недружелюбно» ( Богословский. 1914. С. 573). Во время краткого пребывания в Грузии под рук. Н. были учреждены комиссии для выработки проектов церковных реформ по вопросам, предложенным обер-прокурором: о церковном приходе, об участии духовенства в общественных учреждениях, об устройстве противосектантской миссии и др. (Отзывы епархиальных архиереев по вопросу о церк. реформе. СПб., 1906. Ч. 3. 68: Преосвящ. Николая, архиеп. Карталинского и Кахетинского, экзарха Грузии от 26 нояб. 1905. С. 505-577). По признанию Н., оказавшись в крае, к-рый всегда доставлял много забот и хлопот и требовал «преизобильных попечений о его устроении», он «своими слабыми силами… не дерзнул решать наиболее важные вопросы об этом устроении, почел необходимым предстательствовать лично пред высшим священноначалием церковным» и просил освободить от дела, превышающего его силы (Прибытие высокопреосв. Николая. 1906. С. 420-421). В дек. 1905 г., после того как церковь, в к-рой молился Н., была обстреляна, выехал в С.-Петербург. По решению Синода от 16-18 янв. 1906 г. было учреждено Особое совещание для обсуждения вопроса об устроении церковных дел в Грузинском Экзархате, в состав к-рого помимо Н. вошли и бывш. экзархи Грузии - митрополиты сщмч. Владимир (Богоявленский) и Флавиан (Городецкий) . 9 июня 1906 г. Н. уволен согласно прошению с должности экзарха (его преемником тем же указом утвержден архиеп. Никон (Софийский)) и 23 июня того же года назначен архиепископом Владимирским и Суздальским. 18 июля прибыл во Владимир. «Во весь истекший год жизни моей мне суждено было часто брать в руки жезл путника,- признавался Н.- На Пасху был в Твери, потом Тифлис...» (Там же).

http://pravenc.ru/text/2565994.html

Были построены или возобновлены церкви в Тианети, Шатили, Дартло, Барисахо, Рошке, Аракиели; при них стали действовать школы. Также школы открыли в Панкиси, где проживали переселенные из Чечни кистинцы. В 90-х гг. XIX в. значительный вклад в миссионерскую деятельность в Туш-Пшав-Хевсурети внес инспектор О. в. архим. Леонид (Окропиридзе). В 80-90-х гг. XIX в. О. в. открыло церковноприходские школы в Сванети (в Местии, Ушгули, Мулахи и др.); миссионерскую деятельность здесь вели уроженцы края прот. Виссарион Нижарадзе, свящ. Иоанн Маргиани и др. Председатели О. в.: наместники на Кавказе кн. А. И. Барятинский (1860-1862), вел. кн. М. Н. Романов (1863-1882), кн. А. М. Дондуков-Корсаков (1882-1885); экзархи Грузии архиепископы Павел (Лебедев; 29 сент. 1885 - 29 сент. 1887), Палладий (Раев; 1887-1892), сщмч. Владимир ( Богоявленский; 1892-1898), Флавиан (Городецкий; 1898-1901), Алексий (Опоцкий; 1901-1905), Николай (Налимов; 1905-1906), Никон (Софийский; 1906-1908); временно исполняющий обязанности председателя еп. Бакинский Григорий (Вахнин; 28 мая 1908 - дек. 1909); экзархи Грузии архиепископы Иннокентий (Беляев; 1909-1913), Алексий (Молчанов; 1913-1914), Питирим (Окнов; 1914-1915), Платон (Рождественский; 1915-1917). Арх.: Об-во восстановления правосл. христианства на Кавказе//НА Грузии. Ф. 493. 1771 д., 1860-1920 гг. Ист.: Отчет Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе за 1864-1880, 1885-1901, 1906-1907, 1910-1913 гг. Тифлис, 1865-1884, 1903-1909, 1913-1915; Альбом церквей и школ Об-ва и народностей Кавказа. Тифлис, 1910; Платонов А. И. Обзор деятельности «Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе» за 1860-1910 гг. Тифлис, 1910. Лит.: Кирион III (II) (Садзаглишвили), католикос-патриарх. Краткий очерк истории Груз. Церкви и Экзархата за XIX ст. Тифлис, 1901; Хуцишвили М. Социально-полит. положение Груз. Церкви в XIX-XX вв. Тб., 1987 (на груз. яз.); Цверава В. Миссионерская деятельность Груз. Экзархата в XIX в. Кутаиси, 2003 (на груз. яз.); Гаджиев Д. Миссионерская деятельность Правосл. Церкви на Сев. Кавказе в XVIII-XIX вв.//ХЧ. 2006. 26. С. 188-224; Бубулашвили Э. Из истории деятельности «Об-ва восстановления правосл. христианства на Кавказе»//Вопросы новой и новейшей истории. Тб., 2008. Вып. 1. С. 256-266 (на груз. яз.). Э. Бубулашвили Рубрики: Ключевые слова: АЛЕКСИЙ (1304-1378), митр. всея Руси, гос. деятель, дипломат, свт. (пам. 12 февр., 20 мая - обретение мощей, 5 окт.- пяти святителей Московских, в Соборе Владимирских святых, в Соборе Московских святых и в Соборе Самарских святых) АНТОНИЙ († 1073), прп. Киево-Печерский, основатель Киево-Печерского мон., один из основоположников рус. монашества (пам. 10 июля, 2 сент., в Соборе Афонских преподобных, в Соборе всех Киево-Печерских преподобных отцов и 28 сент.)

http://pravenc.ru/text/2578095.html

В 1565, 1566 и 1568-1571 гг. в Вологде жил Иоанн IV Грозный. По его приказу в 1566 г. к юго-востоку от Ленивой площадки заложили новый кремль. В 1568 г. в нем началось строительство собора во имя Св. Софии. До освящения Софийского храма главной в Вологде была ц. Воскресения Христова на Ленивой площадке, где был погребен еп. Киприан. В новом кремле для Великопермского епископа было построено деревянное подворье; в сер. XVII в. на месте архиерейского двора близ Софийского собора находились храм во имя свт. Стефана Пермского, кельи архиерея, хозяйственные сооружения. С кон. 60-х гг. XVI в. Вологда стала постоянным местом пребывания архиерея, к нач. XVII в. швед. резидент П. Петрей писал, что в Вологде было 4 наиболее важные церкви, «при которых живет епископ», архиерей совершал торжественные богослужения не только в соборе Св. Софии, но и в храме во имя свт. Николая ( Масса, Петрей. С. 185). В результате присоединения Вологды в В. е. вошли крупные мон-ри, в частности Спасо-Каменный в честь Преображения Господня (основан в XIII в.), Димитриев Прилуцкий в честь Происхождения Честных Древ Креста Господня (основан в 1371) и др. В 1503 г. в Прилуцкий мон-рь был принесен образ прп. Димитрия Прилуцкого , написанный Дионисием . В Вологде икону встречал еп. Никон. В память об этом событии 3 июня было установлено местное празднование, совершался крестный ход из собора в Прилуцкий мон-рь. В XVI-XVII вв. на территории епархии активно развивалась монашеская жизнь, было основано значительное число мон-рей и пустыней, преимущественно в Вологодском, Грязовецком и Кадниковском уездах. Обители были небольшими, как правило, они получали земли или ругу от московских вел. князей (обычно располагались на их землях), большая их часть закрылась в 1764 г. Наиболее значительными были Корнилиев Комельский и Арсениев Комельский мон-ри. Собор 1589 г. утвердил перенос кафедры из Усть-Выми в Вологду. Кафедра была возведена на степень архиепископии, утвержден титул архиерея - архиепископ Вологодский и Великопермский. Вологодский Софийский дом

http://pravenc.ru/text/155162.html

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010