Участие народа в церковном пении проявлялось в употреблении напевов, родственных существовавшим в народном быту эпическим и плачевым интонациям 19 . Один же из мастеров, Опекалов, осмелился отразить в музыке стихиры на целование плащаницы «Приидите, ублажим Иосифа» 20  ужасы кровавой расправы Ивана Грозного с новгородцами. Наконец, в Новгороде в начале XVI века становятся известными записи богослужебных особенностей кафедрального собора. Проф. Московской духовной академии А. П. Голубцов опубликовал эти записи под общим названием «Чиновник новгородского Софийского собора», выделив особо как наиболее ранний памятник запись с названием «Чин церковный архиепископа Великого Новагорода и Пскова», представлявший собой «если не зародыш, то во всяком случае одну из древнейших редакций его» 21 . Многократные записи в чиновнике новгородского Софийского собора вроде: «А в соборе вечерню и утреню и литургию поют по уставу» 22  – говорят о том, что Софийский собор руководствовался общепринятым в Русской Церкви Типиконом и в чиновнике отражались собственно местные новгородские богослужебные особенности. Чиновник в этом отношении приближался к уставам патриаршего богослужения Великой константинопольской церкви и иерусалимского храма Воскресения Христова. Сказанным выше об участии верных в новгородском богослужении не отрицается участие верных в русском богослужении в целом. Но Новгород лидировал среди прочих русских городов и продолжал занимать такое положение довольно продолжительное время, несмотря на потерю политической независимости. Его богослужебные порядки оказывали влияние на богослужение Москвы. Это объясняется прежде всего тем, что Московское княжество, вокруг которого происходило образование Русского государства, и Новгородская республика составляли единую Русскую Церковь и церковные контакты между Новгородом и Москвой никогда не прерывались. Кроме того, если Москва в процессе установления русской государственности усиливала свою политическую и экономическую мощь, то у Новгорода оставалась его многовековая культура. Новгород долгое время после потери политической независимости оставался поставщиком культурных кадров для Москвы. Два виднейших первоиерарха в эпоху Московской Руси, митрополит Макарий (1542–1564) и патриарх Никон (1652–1658), были возведены на это высокое служение из архиепископов новгородских.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Uspens...

Да и за церковью за олтарем дьяк Парфеней да и иные многие слышали голку необычную. Примечания Л. 124 ...и государыне благоверной царевне и великой княжне Ирине Михайловне... и великой княжне Татияне Михайловне... – Царевны Ирина Михайловна, Анна Михайловна и Татьяна Михайловна – родные сестры царя Алексея Михайловича. ...царевне и великой княжне Евдокии Алексеевне... – В 1650 г. у царя Алексея Михайловича и его супруги Марии Ильиничны Милославской было двое детей: сын Дмитрий, который родился в октябре 1649 г. и скончался в октябре 1651 г., и новорожденная дочь Евдокия (февраль 1650 г. – март 1712 г.), ее имя и называет митрополит Никон в «отписке». ...околничей и воевода князь Федор Андреевич... – Ф. А. Хилков (ум. ок. 1657 г.) – боярин, окольничий, воевода в Великом Новгороде в 1648/49 – 1649/50 гг. ...бывшаго софийского приказного человека Ивашка Жеглова... – Митрополичий сын боярский, бывший дворецкий Софийского дома Иван Жеглов. Согласно содержащимся в следственном деле сведениям, к началу восстания Жеглов уже находился в тюрьме, куда былпосажен по распоряжению митрополита Никона. По наблюдению М.Н. Тихомирова, источники разноречиво говорят о причинах заключения дворецкого. В одной «отписке» Никон говорит, что Жеглов сидел в тюрьме «в государевом великом деле». В другой «отписке» (текст ее см. ниже: 2) обясняет подробнее: в 1649 г. Никон писал царю о Жеглове и боярских детях Федоре и Макаре Негодяевых, которые похвалялись, будто знают, что «у царя и короля в полатах делаетца»; кроме того, у них была найдена гадательная книга – «воровская книга» и «тетратей ключ». Новгородская челобитная, поданная во время восстания, утверждала, что Никон держал Жеглова «в чепи и в железех», бил его и мучил безвинно, при этом «вымучил на нем» триста рублей денег. Иван Шушерин, биограф Никона, подтверждал эти сведения: «...а оный их (восставших. – С. С.) воевода от дому преосвященнаго митрополита дворецкой Иван Жеглов, иже тогда за некую вину его посажен бе во узилища, и бысть цепь на выи его».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

6 мая 1907 года награжден бриллиантовым крестом для ношения на клобуке. Его борьба с автокефалистами закончилась трагически: 28 мая 1908 года он был убит злоумышленниками. Чувствовал владыка, что он едет в Грузию на верную смерть и, уезжая из Владимира, оставил завещание, в котором просил похоронить его в Успенском соборе г.Владимира. Воля мученика была исполнена. Это был епископ-администратор, распорядитель и устроитель. Он умел соединить в себе с одной стороны непреклонную верность преданиям родной Церкви и вероисповедному долгу, с другой -ясное понимание необходимости тех преобразований в церковной жизни, которые намечались историческим моментом. Труды: Речи, слова и поучения. Софийский Л.И. «Высокопреосвященный Никон, архп. Карталинский и Кахетинский». СПБ, 1909, ч.II, стр.255–440. (Автобиографические записки Экзарха Никона). Литература: «Церк.Ведом.» 1898, 7, стр.29. -“- 1899, 8, стр.45. -“- 1901, 50, стр.403. -“- 1904, 49, стр.513. -“- 1905, 21, стр.251. -“- 1904, 18, стр.207. -“- 1906, 24, стр.323. -“- 1907, 18, стр.121. «Приб. К «ЦВ» 1908, 22, стр.1028 (Некролог). -“- 1908, 24, стр.1133–1135 (Погребение). “Мисс.Календ.» 1907, стр.136. «Русск.Паломн.» 1908, 25, стр.398. «Церк.Вестн.» 1891, 15, стр.235. -“- 1908, 23, стр.712–713. -“- 1908, 26, стр. 807. «Истор.Вестн.» 1908, июль, стр.379. «ЖМП» 1958, 12, стр.53. «Красн.Архив» 1928, т.26, стр.121, 125. Состав Св.Прав.Всер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 19O8 год», стр.228–229. Скворцов Д.И. «Памяти высокопреосв.архиепископа Экзарха Грузии» (1861–19O8 гг.). Тула, 1909. Булгаков, стр. 1396, 1398, 1399, 1412. А.К-в. «Памяти Высокопреосв.Никона (Софийского) Экзарха Грузии», Некролог. «Церк.Вестн.» 1908, 23, стр.693–696. БЭС т.1, стб.593, 686. БЭЛ m.III, стб.1184. БЭЛ m.IX, стб.45. HЭCm.XXVIII, стб.607. Die von der georgischen Geistlichkeit verlangte Wiedereinführung des Georgischen als Unterrichtssprache in den Geistlichen Seminarien bezeichnete er als völlig unzulässige Sache, vgl. Brief des Katholikos Leonid an Patr. Tichon vom 5.8.1919, in: Echos d " Orient 35(1932) Nr.167, S. 362 .

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

В марте 1650 г. в Новгороде началось городское восстание, поводом к к-рому послужил рост цен на хлеб. Во время восстания Н. спрятал в своих покоях воеводу кн. Ф. А. Хилкова Молодого. 17 марта в Софийском соборе он предал анафеме И. П. Жеглова (бывш. митрополичьего дворецкого) и др. предводителей восстания. 19 марта толпа ворвалась на митрополичий двор. Как впосл. Н. писал царю, он вышел и «почал разговаривати», но убедить народ ему не удалось: «Оне меня ухватили со всяким безчинием… бранили… и ослопом в грудь… ударили, и грудь розшибли, и по бокам камением... били». «Чая себе скорой смерти», Н. соборовался ( Лобачёв. 2003. С. 91). 27 и 29 марта Н. созывал поповских старост и обращался к ним с увещеванием о прекращении восстания. В апр. в город вошли царские войска во главе с кн. И. Н. Хованским. Началось следствие по «новгородскому делу», руководство которым царь поручил Н. В нояб. 1650 г. Н. отправился в Москву, где получил от царя «велию милость» за помощь в прекращении восстания: ему пожаловали сукно, а для новгородского Софийского собора был отлит 150-пудовый колокол. В 1650 г. Н. во Пскове активно участвовал в борьбе с восставшими из-за роста цен на хлеб, сообщал царю о положении дел в Новгороде и Пскове. Авторитет Н. при дворе и его влияние на царя возросли. Царской грамотой от 6 февр. 1651 г. вопреки Соборному уложению Н. был передан суд над духовенством Новгородской епархии по всем вопросам, кроме «татинных, убивственных и разбойных дел» (НИИА. СПб ИИ РАН. Ф. 171. Пер. 2. Л. 83-85). 9 февр. 1651 г. Н. присутствовал на церковном Соборе, утвердившем «единогласие». По возвращении в Новгород он начал борьбу с «многогласием» в храмах своей епархии, ввел пение греческим и киевским распевами вместо «хомового» пения (в «хомовом» пении знаки редуцированных гласных Ъ и Ь в слабой позиции пропеваются как О и Е соответственно; см. Истинноречие ). В эти годы Н. показал себя строгим пастырем, часто применял к провинившимся телесные наказания, тюремное заключение. Последовательно и жестко Н. боролся с пьянством среди духовенства, с нарушениями монастырского устава, стремился поднять престиж духовенства в обществе (Там же. Колл. 27. Оп. 2. 59).

http://pravenc.ru/text/Никон ...

Петр (Кончошвили), ректор Тифлисской ДС архим. Григорий (Вахнин), прокурор Грузино-Имеретинской синодальной конторы Г. Рушинский, тифлисский губернатор барон П. А. Рауш фон Траубенберг. По всему ходу следования экзарха от вокзала до Сиони с обеих сторон дороги были выстроены солдаты. В Сиони Н. встретили супруга наместника на Кавказе графиня Е. А. Воронцова-Дашкова, помощник наместника по гражданским делам И. В. Мицкевич, генералитет и офицеры, причт Сиони и духовенство русского происхождения. Еп. Петр обратился к Н. с речью, в к-рой еще раз заявил о нежелании груз. духовенства видеть русского экзарха в Тифлисе и, в частности, открыто пригрозил ему, сказав, что «кроме браунингов и кинжалов есть в Тифлисе река Кура, куда бросали даже митрополитов» (Кавказ. Тифлис, 1906. 194. С. 3 (на груз. яз.)). В ответном слове Н. сказал, что он отказывался от назначения в Грузию, поскольку пойти на этот шаг ему «не позволяла его христианская совесть»,- отказывался до тех пор, «пока этот отказ не достиг предела и не появились признаки неповиновения Господу, непослушания, своеволия, греха» ( Каллистрат (Цинцадзе). 2007. С. 154). Также он изложил программу своей деятельности в Грузии, отметив, что решение об автокефалии принадлежит Собору и необходимо всесторонне изучить вопрос, с тем чтобы содействовать его правильному решению ( Софийский. 1909. С. 115-116). Воспоминания о Н. в этот период его жизни, показывающие, какими были отношения экзарха и груз. духовенства, оставил настоятель тифлисской церкви Квашвети, член Городской думы свящ. Каллистрат Цинцадзе (впосл. Каллистрат (Цинцадзе), католикос-патриарх Грузии). Он писал, что Н. «был разумным человеком и быстро разобрался в ситуации. Он ждал случая, чтобы покончить с «бойкотом»». На 8 сент. 1906 г. было намечено празднование престола тифлисской церкви в Дидубе. Н. попросил ключаря Сиони прот. Антония Тотибадзе сообщить причту церкви о том, что он будет служить в Дидубе в этот день, а также «послать все необходимое». Ключарь заявил, что не поедет вместе с Н.

http://pravenc.ru/text/2577561.html

 Парадная фасада От того новгородского противостояния ныне и след простыл. Деревянная церковь Софии стояла прямо в государевом саду, возвышаясь над деревьями, и была своего рода доминантой правого берега реки. Сад упразднили после очередного пожара в начале XVIII века, а деревянную церковь заменили каменной в 1659 году. Ее много раз перестраивали, достраивали, и сегодня даже найти ее можно не сразу. В районе Средних Садовников напротив Кремля стоит высокая колокольня Софийского храма. Непосредственно на набережную выходит фасад колокольни, она построена в 1860-х годах по проекту архитектора Н.И.Козловского. Красивейшее сооружение: стройная, легкая, изобилующая деталями русского стиля, она стоит в нужном месте — это единственная вертикаль в «парадной фасаде» Софийской набережной Непосредственно на набережную выходит фасад колокольни, она построена в 1860-х годах по проекту архитектора Н. И. Козловского. Красивейшее сооружение: стройная, легкая, изобилующая деталями русского стиля, она стоит в нужном месте — это единственная вертикаль в «парадной фасаде» Софийской набережной. Слава Богу, что ее не «смели», как многие храмы и колокольни в советское время. Во втором ярусе колокольни размещалась церковь иконы «Взыскание погибших». Если пройти через центральную часть колокольни во двор, то можно обнаружить саму церковь Софии (реставрация возвратила храму первоначальный облик 1659 года) и пристроенную к ней в 1891-1893 годах трапезную часть. В трапезной части находятся два придела: апостола Андрея Первозванного и, что не удивительно, святителя Николая Чудотворца. Храм Софии известен еще как место мемориальное: здесь служил в XVII веке известный московский священник — протоиерей Аввакум Петров, главный оппонент патриарха Никона и критик его церковной реформы середины XVII века. Интересно, что и будущий патриарх Никон, и протопоп Аввакум родились в соседних селах в Нижегородском крае. Никон — мордвин, Аввакум — русский. Оба, будучи священниками, перебрались в Москву. Оба участвовали в так называемом кружке ревнителей благочестия, который организовал царский духовник протоиерей Стефан Вонифатьев. Оба ратовали за церковное возрождение и реформы. Оба умерли в заключении, как выразились бы наши современники, «за свои взгляды».

http://pravmir.ru/stoyali-na-ploskosti/

Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Нилова Столобенская пуст.) Свт. Нектарий Тобольский. Икона. Нач. XXI в. (Нилова Столобенская пуст.) Непросто складывались отношения Н. с местными воеводами. Напр., в одной из своих челобитных царю Н. сообщал, что в 1638 г. мангазейский воевода своей волей отпустил местного священника, к-рый забрал с собой все «десятинные и церковные данные софийские сборные деньги и книги, а в Сибири попами скудно и послать в Мангазею некого» ( Буцинский. 1891. С. 43). На Н. было написано в Москву неск. доносов, воеводы в течение ряда лет саботировали дело П. Хмелевского, подлежавшее юрисдикции архиепископа. В Сибири распространилось самозванничество среди духовенства. В 1638 г. большую челобитную в «деле государевом» подал на Н. «ссыльный немчин Савва Француженин». Он обвинил Н. в том, что архиепископ силой заставил его примириться с тобольским воеводой кн. М. М. Тёмкиным-Ростовским. По результатам расследования Савва был выслан из Тобольска ( Миллер. 1937. С. 555-556). Н. многократно обращался к царю в просьбами об отставке, ссылаясь на тяготы сибирской жизни, а также на свою старость и болезни: «...вели мне быть в Ниловой пустыни или где ты укажешь, а мне в Сибири от таких заводных доводов быть отнюдь невозможно никакими обычаями» ( Буцинский. 1891. С. 40). В этом деле ему помог кн. Катырев-Ростовский. 17 окт. 1639 г. была подписана царская грамота об отпуске Н. на покой в Нилову пустынь. 4 янв. 1640 г. Н. выехал в Москву. Прибыв в столицу, он обратился к царю и патриарху с просьбой удалиться в Нилову пуст., получил разрешение и 4 марта 1640 г., «сложа с себя святительский сан и смирения ради, облечеся в черну мантию», отправился в мон-рь (ПСРЛ. Т. 36. С. 152-153). В марте 1640 г. Н. вернулся в Нилову пуст. и до 1644 г. был советником при игум. Дорофее; царским указом от 24 нояб. 1647 г. снова стал строителем мон-ря, оставаясь на этом посту до своей смерти в 1667 г. Период 2-го игуменства Н. стал временем подъема Ниловой пуст. В 1647 г. по ходатайству Н. царь Алексей Михайлович вывел пустынь из подсудности ржевскому воеводе в пользу Дворцового приказа, в 1660 г. мон-рю было пожаловано право беспошлинной рыбной ловли на оз. Ильмень, а впоследствии назначена большая денежная и хлебная руга. Нилову пуст. также поддерживали патриарх Никон , князья И. И. и Ю. И. Ромодановские, бояре И. Д., И. М., И. А. Милославские, Б. М. Хитрово, А. П. Головин и др. Ризница Ниловой пуст. пополнилась серебряной утварью - вкладами боярина И. М. Милославского и игумении московского Алексиевского мон-ря Марии (Телешевой) ( Успенский. 1887. С. 23-24).

http://pravenc.ru/text/2564858.html

В 1646 году к кружку боголюбцев присоединяется Никон (в миру Никита Минов), тогда еще безвестный игумен северной Кожеозерской пустыни. Никон сумел уловить сокровенные мысли, занимавшие царя Алексея Михайловича и его ближайшее окружение, и вскоре сделал головокружительную карьеру. Представленный молодому царю, он произвел на него столь благоприятное впечатление, что тут же получил сан архимандрита московского Новоспасского монастыря – родового монастыря Романовых. В 1649 году Никон уже был рукоположен в митрополиты Новгородские – на место еще живого митрополита Авфония. Добившись архиерейской власти, Никон принялся за введение новшеств в доверенной ему Новгородской земле. Он единолично вершил суд и расправу на Софийском дворе, а вскоре по царскому повелению начал рассматривать и уголовные дела, причем жестоко расправлялся с новгородцами, пробовавшими жаловаться на него царю. Вместо древнего унисонного (одноголосного) пения Никон завел в Новгороде партесное – по западному образцу. Впоследствии Никон перенес это пение и в Москву, выписав польских певцов, певших «согласием органным», а для своего хора взял композиции знаменитого в свое время директора капеллы рорантистов в Кракове – Мартина Мильчевского. Характерно, что предпочтение, отданное послами князя Владимира православию («выбор веры»), летописцы связывали с эстетическим впечатлением от «ангелоподобного» древневизантийского пения. Никоновскую «псевдоморфозу» православия также предваряет увлечение пением, только уже пением западным, католическим. «И законы и уставы у них латинские, руками машут и главами кивают и ногами топочут, как де обыкли у латинников по органом», – скажет впоследствии протопоп Аввакум. В 1651–1652 годы среди боголюбцев начались разногласия по поводу выбора пути церковной реформы. Епископ Павел Коломенский, протопоп Аввакум и протопоп Иоанн Неронов ревностно выступали за реформирование Церкви по русскому образцу, на основе постановлений знаменитого Стоглавого собора 1551 года, а митрополит Никон и царь Алексей Михайлович склонялись к реформированию по современному им греческому образцу, ошибочно принимая его за эталон древнего церковного предания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/skr...

Никон чувствует прикосновение многих рук — это дворовые поднимают его и на плечах несут в палаты. Он отталкивает слуг — душа его загорается на подвиг. Духовный пастырь не смеет страшиться смертного убиения, но должен народное колебание успокоить и неповинные души спасти от смерти! Немедленно приказывает Никон звонить в большой колокол Святой Софии, благовестить к соборному молебну, посылает привести к нему всех архимандритов и игуменов Великого Новгорода. Он не намерен отсиживаться на Софийской стороне. Как только собирается духовенство, Никон велит взять честные кресты и иконы и через ворота, по длинному мосту над Волховом ведет всех на Торговую сторону, где больше всего шумит и волнуется народ. Идти трудно, кровь с разбитого лица пачкает священную одежду, он отхаркивает ее, не видя протянутого слугой платка. Кое-как доковылял Никон до собора Знамения пресвятыя Богородицы и едва смог совершить литургию, сам причастившись Святых тайн, которыми принял божественное укрепление к усмирению народа. Выйдя из собора, он должен был лечь в сани, но запретил себя укрыть и велел везти прямо на Ярославово дворище, к земской и таможенной избам, к площади, где бушевало возмущенное народное собрание. Когда сани выехали к площади и протиснулись сквозь толпу, Никон поднялся и, немало не страшась, заговорил, перекрывая гул и выкрики. «Слышите ли, — вещал он, — я вам правду не обинуяся глаголал, ныне же наипаче, ибо готова уже душа моя грешная к смерти — бессмертного источника Христа моего и Бога тело и кровь сподобился уже приять. Не зря, но хотя ваши души как грешный пастырь от возмущающих волков спасти, нарочно к вам пришел. Если зрите во мне какую вину или неправду к царю или Российскому царствию — то мне сказав, убейте меня!» Злейшие и свирепейшие возмутители не подняли на него руку, и толпа один за другим стала расходиться с площади по домам. Никон же, увидев помощь Божию, повелел вести себя в Софийский собор и поименно проклял главных бунтовщиков. Но и это не остановило новгородцев. Мня себя сторонниками правого дела и очистителями государства Российского от изменников, написали они царю Алексею Михайловичу челобитную и за многими подписями послали в Москву. Они освободили из темницы прикованного цепью за шею митрополичьего дворецкого Ивана Жиглова и избрали его себе в воеводы, придав ему в помощь других избранных начальников. А близ Новгорода, особенно в московском направлении, поставили стражу, чтобы от митрополита и государева воеводы писем не пропустить.

http://sedmitza.ru/lib/text/439706/

В начале 1900 года была проведена ревизия Калужской Духовной семинарии, которую возглавил епископ Нарвский Никон (Софийский); она обнаружила много недостатков в управлении епархией, а также и в управлении Калужской Духовной семинарией, которые привели к беспорядкам среди учащихся и неподчинению начальству. В результате ревизии Святейший Синод уволил ректора семинарии, около сорока лет занимавшего эту должность, за штат и поставил учащимся на вид их дурное поведение, но строгие меры не применил, дав время на исправление. 25 июля 1901 года указом Святейшего Синода отец Александр был назначен ректором Калужской Духовной семинарии и 6 августа того же года возведен в сан архимандрита. 12 декабря 1904 года архимандрит Александр в Свято-Троицком соборе Александро-Невской Лавры в Санкт-Петербурге был хиротонисан во епископа Муромского, викария Владимирской епархии . За месяц до его хиротонии епископ Никон (Софийский), возглавлявший ревизию в Калужской семинарии, был назначен на Владимирскую кафедру. До Владимирской кафедры он три года прослужил в Вятской епархии и хорошо знал отца Александра как ревностного церковного деятеля. Вручая ему архиерейский жезл, преосвященный Никон сказал: «...Нахожу излишним подробно разъяснять тебе, уже давно состоящему в священном сане, проходившему священническое служение и приготовлявшему к нему юношество, высоту и вместе трудность архиерейского служения во все времена, особенно же в настоящее время, когда требуют свободы совести в деле религии для всех без исключения, даже для необлагодатствованных и непросвещенных светом учения Христова язычников, при этом людей неграмотных и совершенно умственно темных; когда люди ищут свободы от всякого закона: человеческого и Божеского; когда никто не признает для себя авторитетов и всякий желает сам для себя быть образцом; когда даже ученики хотят указывать, чему должны их учить, и воспитывающиеся желают по своему вкусу избирать себе воспитателей» . Епископ Александр в своем кратком ответном слове сказал: «Измлада наученный во всех затруднительных путях своей жизни возлагать упование на помощь Божию, я и ныне, в сей знаменательный для меня день и час жизни, нахожу для себя ободрение против страха перед своими немощами в вере и надежде на всесильную благодать Божию» .

http://fond.ru/foto/37/Aleksandr/

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010