Оправдалось на тебе, — продолжал царь речь к мощам, — евангельское слово, за которое ты пострадал, что всякое царство, разделившееся внутри себя, погибнет; и теперь у нас нет прекословящих тебе, нет ныне в твоей пастве никакого разделения». И следом за покаянием перед Филиппом митрополитом самодержец просил благословения у Никона митрополита. Никон с мощами вступил под своды кремлевского Успенского собора, куда три дня непрерывно шли толпы народа, исцеляясь у раки святого и от возлагаемых рук Новгородского митрополита, прославляя двух митрополитов — почившего и ныне здравствующего. Богатые дары получил Никон от государя — села и деревни в доход новгородского Софийского дома — резиденции митрополитов, множество одежд, вид которых мог вспомнить и в старости... Главная же награда — поистине, думал Никон, заслуженная — воспоследовала 25 июля 1652 г., когда на новгородское подворье в Москве явилась к митрополиту толпа духовных и светских чинов звать в Успенский собор вновь избранного патриарха. «Как они тогда удивились, — усмехнулся старец, предавшийся воспоминаниям, — когда я отказался идти. И в другой раз отказался, и в третий, еще решительнее. Пришлось царю послать своих величайших бояр, чтобы и против воли меня привести, — тогда пришел. Каково-то было гордому царю со всем народом молить меня много, чтобы изволил я стать патриархом Московским и всея Руси. Я же, называясь смиренным, и неразумным, и недостойным пасти стадо овец Христовых, отвечал отказом, доколе царь мне не поклонился до земли и не пал на колени со всем народом, со слезами моля — да буду верховным пастырем всему государству. — Нынешние холопы и лизоблюды царские, а не архиереи, бегом бы побежали на патриарший престол, — любовался своим прошлым опальный патриарх. — Я же потребовал у царя и всех клятвы слушаться меня во всем, иначе не буду патриархом». Слова этой вошедшей в историю речи до сих пор звучали в ушах Никона: «Мы, русские, зовемся христианами, ибо святое Евангелие, и вещания святых апостолов, и святых отцов, и всех семи Вселенских соборов, правила святых отцов, и царские законы, и церковные догматы — приняли все от православных греческих церквей и святых вселенских патриархов. На деле же не исполняем мы ни заповедей евангельских, ни правил святых апостолов и святых отцов, ни законов благочестивых греческих царей. Если хотите вы, чтобы был я у вас патриархом, то дайте слово и сотворите обет в сей святой соборной и апостольской церкви перед Господом и Спасителем Иисусом Христом, и пред святым Евангелием, и пред пречистой Богородицей, и пред ангелами и всеми святыми. Обещайте, что будете держать евангельские Христовы догматы, и правила святых отцов, и благочестивых царей законы сохраните.

http://sedmitza.ru/lib/text/439694/

12(25)09.1929 21.09(04.10)1933 Петр Руднев 16(29)10.1933 14(27)04.1934 Сергий Воскресенский II Коломенская, обн. Основана в 1924 г. Именование – по г. Коломна (Московская область). Московское викариатство. Упразднена в 1942 г. 25.05(07.06)1924 14(27)07.1924 Сергий Озерецковский 14(27)07.1924 18(31)12.1924 Серапион Сперанцев 7.12.1935(09.01.1936) 08(21)04.1937 26.09(09.10)1941 25.04(08.05)1942 2101 В предварительных статьях Никоновской лет. представлен следующий список Коломенских архиереев: Афанасий, Филимон, Герасим, Павел, Григорий, Иларион, Амвросий, Варлаам, Геронтий, Никита, Герасим, Авраамий, Никон. Епископ Афанасий упоминается в Воскресенской и Никоновской лет. под 1353 г. как участник похорон митрополита Св. Феогноста (ПСРЛ. Т. 7. С. 217; Т. 10. С. 226). 2102 Упоминается в Воскресенской лет. под 1377 г. в списке епископов, поставленных митрополитом Св. Алексием (ПСРЛ. Т. 8. С. 27). 2103 Этот епископ также упоминается в списке архиереев, поставленных митрополитом Алексием, после епископа Филимона (см. прим. 2). В 1380 г. епископ Герасим благословил Дмитрия Донского в Коломне перед походом на Куликово поле, о чем сообщают, в частности, Воскресенская и Никоновская лет. (ПСРЛ. Т. 8. С. 36; Т. 11. С. 54). Вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 8. С. 52). 2104 По свидетельству Воскресенской и Никоновской лет., был поставлен митрополитом Пименом в шестую седмицу Великого поста (в «неделю Ваий») в 1389 г. (ПСРЛ. Т. 8. С. 52; Т. 11. С. 94). Вторая дата – дата кончины (ПСРЛ. Т. 8. С. 62). 2105 Был поставлен митрополитом Св. Киприаном в 1392 г. после кончины епископа Павла (ПСРЛ. Т. 8. С. 62). Дата преставления по Второй Софийской и Воскресенской лет. – 13.02.1404 (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 13; Т. 8. С. 77), но верной датой должно считать 13.02.1405. 2106 Бывший архимандрит Симонова монастыря. Ставленник митрополита Св. Киприана. Даты – По Воскресенской лет.,, (ПСРЛ. Т. 8. С. 78,81). 2109 Упоминается в Софийской Первой лет. под 1438 г. в числе членов Собора, осудившего униата митрополита Исидора (ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. Стб. 91). Дата в летописи ошибочная, митрополит Исидор прибыл в Москву в 1441 г., и Собор произошел тогда же.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

23 авг. 1655 г. М. встречал в Новгороде 3 патриархов - Антиохийского Макария III , Сербского Гавриила и Московского Никона; после службы они обедали у М. в «большой палате». Гости провели в Новгороде не меньше недели и здесь отпраздновали новолетие (1 сент.) ( Тихомиров. 1940. С. 85). 13 авг. 1654 г. М. возглавил перенесение мощей св. кн. новгородского Владимира Ярославича в кафедральном Софийском соборе из Корсунской паперти к юж. входу, в Мартириевскую паперть. Это событие можно считать началом возобновления местного почитания князя. Вероятно, в это же время М. провел работы в Софийском соборе: «помост церковный помости плитами великими. А те плиты возиша из Тесовские волости. И за иконами быша грани у столпов, и те грани повеле взломати, и иконы постави местные, и деисусы, и праздники господские, и пророки, и праотцы учини постенно, а не таки, якож преж бысть, и ныне видимо». Однако, когда 24 янв. 1655 г. патриарх Никон посетил Новгород, он «повеле… те грани поделати вновь и учинить по-прежнему», что и было сделано (Там же. С. 91-92). В 1654 г. начавшееся в России «моровое поветрие» коснулось и новгородских земель. В грамоте архим. Тихвинского монастыря Иосифу М. предписывал: «...учинить во всех монастырских вотчинах и на посаде заказ крепкой, под смертною казнью, чтоб прихожих людей ни в котором монастыре и в монастырских вотчинах не принимали и не таили и сами ни в которые городы и в уезды не ездили и не ходили» (АИ. Т. 4. 87. С. 224). Впосл. было организовано ежегодное поминовение погибших от эпидемии. Начавшаяся в 1654 г. русско-польская война также стала источником забот для М. 9 марта 1655 г. поступил царский указ о сборе с митрополичьих и монастырских вотчин по 1 человеку с 50 дворов «на добром коне, с карабином, и с парою пистолей, и саблею» на государеву службу (ААЭ. Т. 4. 84. С. 123). В 1655 г. с новгородских архиерейских вотчин затребовали подводы для доставки оружия на русско-польский фронт под Смоленском. Постоянными были увеличивающиеся сборы «стрелецких хлебов».

http://pravenc.ru/text/2561430.html

В день престольного праздника обители из Иверско-Серафимовской домовой церкви митрополичьей резиденции в Алма-Ате для молитвенного поклонения верующих был доставлен ковчег с великими святынями: мощами преподобного Серафима Саровского, частью камня, на котором преподобный старец молился тысячу дней и ночей, прядью волос святого, а также частями его одежды и облачения. Богослужебные песнопения исполняли: мужской хор Алма-Атинской епархии под управлением К. Быкова и хор Софийского собора под управлением О. Усольцевой. В храме молились: секретарь Казахстанского митрополичьего округа, Заслуженный деятель искусств России О.Н. Овчинников; настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители, настоятельница Свято-Троицкого Никольского монастыря города Ташкента игумения Екатерина (Мальгина), настоятельница Покровского женского монастыря города Уральска игумения Варвара (Морозова), сотрудники отделов и комиссий Митрополичьего округа, сотрудники Алма-Атинского епархиального управления; прихожане алма-атинских храмов и многочисленные паломники. Гостем праздника стал вице-министр министерства информации и общественного развития Республики Казахстан К.Ж. Искаков. Глава Православной Церкви Казахстана вознес молитвы об умножении любви и искоренении всякой ненависти и злобы. За Литургией возносились заупокойные прошения о митрополите Хрисанфе (Чепиле), приснопамятных казахстанских иерархах, в числе которых первые святители Туркестанского края архиепископ Софония (Сокольский, †1877) и епископ Никон (Богоявленский, †1897), погребенные у алтаря Софийского собора, и подвижник благочестия митрополит Иосиф (Чернов, †1975), чья гробница находится в Софийском соборе; сугубо поминались почившие настоятельницы Иверско-Серафимовской обители: монахиня Паисия (Крючкова), игумения Нектария (Димитриева) и игумения Ефросиния (Бакуревич) и родители преподобного Серафима Саровского — приснопамятные Исидор и Агафия Мошнины. Проповедь после запричастного стиха произнес проректор по воспитательной работе Алма-Атинской духовной семинарии иерей Иоанн Ливинский.

http://patriarchia.ru/db/text/6047593.ht...

Вторник. 8-е января. Проездом в Вятскую епархию посетил меня новоназначенный туда преосвященный Никон (Софийский) 8 . Он на год моложе меня. Очень красивый и представительный; культурность, правда, не особенно отпечатлелась на его благообразном лице. Это тот самый Никон, которого, в бытность его ректором Владимирской семи­нарии, чуть не зарубил топором воспитанник семинарии 9 . Начинают съезжаться студенты. Много прислано прошений об отсрочке отпуска по болезни. Это и понятно, ввиду событий в нашей Академии 10 и слухов о закрытии ее. Воскресенье. 13-е января. Служил в Лавре. После литургии крестный ход по стенам вокруг Лавры в память избавления ее от осады поляков 11 . Было не особенно холодно, но сыро с ветром. А я опять накануне принимал ванну. Боялся простудиться, но, слава Богу, обошлось все благополучно. Трапезовал у добрейшего наместника; в числе гостей была его родственница, матушка Евгения 12 , игуменья Вознесенского женского, что в Кремле, монастыря 13 . Сегодня в половине седьмого вечера приехал ко мне мой приятель С.Т. Голубев 14 , профессор Киевской академии. Он занимается в москов­ских архивах по истории Юго-Западной России и преимущественно Киевской академии по случаю приближающегося 300-летия ее 15 . Он меня очень любит, не менее и я его. Поэтому приезд его был для меня весьма приятен. В задушевной беседе мы провели с ним время до двух часов ночи. Предметов беседы было весьма много. Делился он со мною событиями из киевской жизни, и особенно Академии. Злобою дня у них является борьба преосвященного Димитрия 16 , ректора, с неугомон­ным А.А. Дмитриевским 17 ,/которому Совет несколько раз отказывает в премиях. Виновником этого Дмитриевский считает преосвященного Димитрия. Дело восходило до митрополита, обер-прокурора 18 , с науч­ной почвы перешло на личную, вплоть до ругательств, инсинуаций, сплетен. Кончилось строгим выговором профессору А. Дмитриевскому и замечанием Голубеву, который исключительно по состраданию к больному Дмитриевскому выступил с отдельным мнением в защиту его. Вообще, этот вечер я с великим удовольствием провел.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

Известен один факт, характеризующий его нравственную личность. На его жизнь покушался один из воспитанников. Когда этот воспитанник был арестован, то архимандрит сам поехал хлопотать за него и добился его освобождения. А впоследствии, когда стал епископом, назначил его псаломщиком. 8 марта 1898 года хиротонисан во епископа Вольского, вик. Саратовской епархии. С 6 февраля 1899 года – епископ Нарвский, вик. СПБ епархии. С 10 декабря 1901 года – епископ Вятский и Слободский. В Вятке преосвященный прослужил три года и проявил неутомимую энергию, отзывчивость к нуждам простого народа, прямоту, мужество и все те качества, которые его отличали с первых шагов его служения Святой Церкви. Стремление стать в близкие отношения к своей пастве побуждали его совершать частые и трудные поездки по огромной епархии. Здесь он своей живой общедоступной проповедью производил на православный народ, а также и на раскольников глубокое впечатление. Одним из последних действий преосвященного в Вятке был призыв, с которым он обратился к духовенству об оказании помощи теплыми вещами русским воинам на Дальнем Востоке. 27 ноября 1904 года – епископ Владимирский. Во Владимирскую епархию преосвященный принял назначение с особенной радостью. Здесь ему были знакомы и лица и условия, с которыми приходилось работать. Не склоняясь пред сильными мира, он всюду становился на защиту Церкви и бедного сельского духовенства, из среды которого сам вышел. Со своими подчиненными был кроток на словах, оставлял за ними неоцененное право возражать себе и прекословить, когда с ним не соглашались, и охотно признавал противное мнение, когда основательность его была доказана. За короткое время своего пребывания на Владимирской кафедре Преосвященный Никон все-таки успел положить начало одному хорошему и большому делу, именно: постройке нового здания для женского епархиального училища, для чего куплено уже место в лучшей части города. Благодаря всему этому как в правящих церковных сферах, так и в народе о нем создалось представление, которое послужило основанием для дальнейших перемен на его служебном поприще.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Много раз Святейший Синод возлагал на него трудные поручения ревизора епархиальных управлений, как, например, Калужской, Пермской, Екатеринбургской епархий. Высокопреосвященный Никон был личностью сильной, выдающейся среди русского епископата. 6 мая 1906 года возведен в сан архиепископа и 9 июня того же года назначен архиепископом Карталинским и Кахетинским, Экзархом Грузии. Это назначение принял как крест, как подвиг послушания высшей власти, ожидал на новом месте для себя много огорчений. Но он повез в Грузию доброе сердце, терпимость, мужество, решительность, великодушие и ту замечательную простоту в обращении, о которой с восторгом вспоминают все, кто только имел случай лично знать высокопреосвященного. Его взгляд на вопрос о Грузинской автокефалии был проникнут мудростью, прямотой и не был осложнен никакими видами светской политики, а прямо вытекал из идеи о существе Церкви. Он находил целесообразным выделить из существующего состава Грузинского Экзархата части с русским и греческим населением и присоединить их к русским епархиям; грузинским же частям Экзархата предоставить известную долю самостоятельности. Этот взгляд он старался проводить в жизнь с осторожностью, памятуя, что всякое необдуманное разделение в данном случае грозит обратиться в раздирание Хитона Христова, что есть великий грех пред Господом. Это заставляло его иногда не доверять шумным требованиям минуты и выжидать, пока в нравственном сознании ревнителей церковной самостоятельности Грузии не отслоиться собственно политические мирские стремления от жажды религиозной, он ждал, когда вопрос об автокефалии перестанет быть орудием нездоровых страстей века сего. Когда в Грузии кипели против всего русского ненавистью, он был исполнен по отношению к Грузинской Церкви благих намерений. По его инициативе было приступлено к ремонту знаменитого памятника грузинской церковной древности – Мцхетского собора, на что он исходатайствовал у Св.Синода значительные средства – более 30.000 рублей. По его инициативе начат пересмотр и исправление священных и богослужебных книг на грузинском языке, для чего была образована особая комиссия. Эти два дела так важны, свидетельствуют о таком доброжелательстве к вверенной ему церкви, что могли бы составить славу всякого церковного деятеля.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

12.12.1866 07.06.1885 07.06.1885 05.12.1887 Макарий Миролюбов 05.12.1887 10.08.1896 Сергий Серафимов 10.08.1896 10.11.1901 Алексий II Опоцкий 10.12.1901 27.11.1904 Никон Софийский 27.11.1904 20.03.1914 Филарет Никольский 11.03.1914 16(29)06.1920 29.10(11.11)1918– 29.04(12.05)1919 13(26)05.1921 08(21)01.1929 1924 (?) 07(20)02.1924 09(22)12.1925 05.1926 08(21)06.1927 07.1927 в/у сщмч. Виктор Островидов 12.1927 08(21)01.1929 18(31)01.1929 11(24)04.1929 03(16)06.1933 Стефан II Знамировский 09(22)02.1929 06(19)09.1930 23.01(05.02)1931 26.08(08.09)1933 20.04(03.05).1934 20.04(03.05)1934 29.05(11.06)1934 29.05(11.06)1934 23.07(05.08)1937 01(14)12.1942 20.03(02.04).1957 06(19)07.1957 03(16)11.1962 Поликарп Приймак 09(22)11.1962 04(17)11.1966 06(19)11.1966 24.09(07.10)1967 Владимир Котляров 24.09(07.10)1967 20.03(02.04)1978 28.03(10.04)1978 10(23)04.1978 10(23)04.1978 Вятская, григ. Основана в 1925 г. 09(22)11.1925 Митрофан Поликарпов 1131 Епископ бывший Коломенский. Попал в опалу и переведен на Вятскую кафедру ( Покровский И. М. Ук. соч. Т. 1. С. 247–248). Даны даты по: Н.Д. Девяностолетие… С. 56. Прот. Герасим Никитников называет другие даты – 04.04.1658 и 08.01.1674 (Иерархия Вятской епархии, составленная Ректором Вятского Духовного училища Протоиереем Герасимом Никитниковым. Вятка. 1863. С. 7). 1133 «…1718 г. февраля 8 д. Преосвященный (Дионисий. – Сост.) совсем оставил свою паству и отправился в Москву. …Впрочем и по отбытии своем, …в продолжении целого года, он управлял Вятской епархией. …В это время от него получены разрешения …в последний раз, от февраля 1719 г.» (Там же. С. 21). 1135 Свидетельством просветительной деятельности Лаврентия Горки является следующая надпись, помещенная на его гробнице, устроенной в 1772 г.: «...Всеобщий смертный рок в сем месте мужа скрыл,/Который первый здесь науки насадил –/Хотя Всевышня власть, что целым светом правит/Ему и не дала конечно их восставить./Лаврентий Горка ce: а кто он был таков?/Епископ Вятский, муз любитель. Богослов...» (Никитников Г., прот. Ук. соч. С. 28).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

34.       Серапион Курцов хирот. 14 июня 1551, из игум. Троице-Сергиевских; † 29 (sic) окт. 1552. 35.       Пимен Чёрный хирот. 20нояб. 1552, из иноков Кириллова монастыря; 14 февр. 1570 повезён в Москву, в опале; † 25 сент. 1571, в Венесе. 36.       Леонид хирот. 6 дек. 1571, из архим. Чудовских; в окт. 1575 свезён в Москву, в опале; † (20 окт.) в Новинском митре. III. Mumponoлumы Новгородские и Великолуцкие 37.       Александр хирот. 12 сент. 1576, из архим. Юрьева монастыря; с 1589 митр.; † 26 июня 1591. 38.       Варлаам хирот. 20 февр. 1592, из архим. Чудовских; † 15 апр. 1601. 39.       Исидор хирот. 6 февр. 1603, из игум. Соловецких; † 10 апр. 1619. 40.       Макарий 22 июля 1619 перев. из Вологды; † 12 сент. 1626. 41.       Киприан 20 окт. 1626 перев. с епарх. Крутицкой; † 17 дек. 1634. 42.       Афеоний хирот. 8 мар. 1635, из игум. Переяславского Залесского Борисоглебского монастыря; 7 янв. 1649 отказался и отошёл в Хутынь; † 6 апр. 1652. 43.       Никон хирот. 11 мар. 1649, из архим. Новоспасских, а с 25 июля 1652 патр. Всероссийский. 44.       Макарий хирот. 8 авг. 1652, из казначеев Казанского митр-та (монахов Снасского Казанского монастыря); † 14 нояб. 1662. 45.       Питирим 6 авг. 1664 перев. с епархии Крутицкой, а с 7 июля 1672 патр. Всероссийский. 46.       Иоаким Савёлов хирот. 22 дек. 1672, из архим. Чуковских, а с 26 июля 1674 патр. Всероссийский. 47.       Корнилий 6 авг. 1674 перев. из Казани; 8 жар. 1695 отошёл на покой в Зеленецкий мнтрь; † 26 февр. 1698 и погребён там. 48.       Евфимий 14 апр. 1695 перев. с епархии Крутицкой; † 6 дек. 1696. 49.       Иов хирот. 6 июня 1697, из архим. Троице-Сергиевских; † 3 февр. 1716. IV. Архиепископы Новгородские и Великолуцкие 50.       Феодосий Яновский хирот. в начале 1721 [указом 31 дек. 1720], из архим. Александро-Невских; 12 мая 1725 лишён сана и сослан в Корельский мнтрь; † там 3 февр. 1726. Погребён 12 мар. в Белозерском Кирилловом митре. 51.       Феофан Прокопович 25 июня 1725 перев. из Пскова; † 8 сент. 1786. Погребён в Новгородском Софийском соборе.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

3 августа 1661 года Киевский митрополит Дионисий (Балабан, † 1663), пользуясь своим правом, рукоположил на ту же самую епархию своего епископа Иосифа (Нелюбовича-Тукальского, † 1676). И это должно было служить постоянным свидетельством для всех и для самого Мефодия, что он рукоположен и называется Мстиславским незаконно. В начале 1662 года патриарх Никон предал анафеме Крутицкого митрополита Питирима между прочим и за то, что он поставил Мефодия епископом в чужую церковную область, подведомую Константинопольскому патриарху. И эта анафема на рукополагавшего митрополита падала, по канонам, и на рукоположенного им, подвергая обоих низложению. В 1662 году митрополит Киевский Дионисий (Балабан) просил у Константинопольского патриарха проклятия на епископа Мефодия как незаконно занявшего Киевский престол. По просьбе Дионисия Константинопольский патриарх прислал копию с проклятия в Киев. Киевское духовенство по получении патриаршей грамоты о проклятии Мефодия чуждалось его и даже враждовало против него. В 1663 году царь Алексей Михайлович дважды ходатайствовал перед Константинопольским патриархом о снятии проклятия с Мефодия, и через некоторое время проклятие было снято, а духовенство снова признало Мефодия епископом. Имя Мефодия как блюстителя митрополии вновь стали поминать в киевских церквах и монастырях. В 1663 году по распоряжению царя Алексея Михайловича в Нежине собралась генеральная рада для избрания гетмана. Гетманом был избран И. М. Брюховецкий, которому покровительствовал Мефодий и которого привел потом к присяге на верность государю. Соперники Брюховецкого на гетманство Самко и В. Золотаренко были выданы на войсковой суд и казнены как изменники. Мефодий после избрания гетмана Брюховецкого возвратился в Киев и занялся церковными делами. В частности, продолжил ремонт Софийского собора, начатый еще при митрополите Петре (Могиле , † 1646). Гетман Брюховецкий, обязанный своим избранием Мефодию, скоро оказался неприязненным как к Мефодию, так и к подведомому ему духовенству. Гетман дозволял казакам грабить и разорять церковные имения и на все жалобы церковных властей не обращал никакого внимания, так что духовенство стало считать гетмана врагом Церкви и в монастырях прекратило о нем молитвы. В сентябре 1665 года гетман Брюховецкий прибыл в Москву и просил, чтобы впредь митрополит Киевский назначался из Москвы. Московское правительство отказалось от этого предложения, не считая себя вправе распоряжаться Киевской митрополией без благословения Константинопольского патриарха. Такими действиями гетмана были возмущены все слои малороссийского общества.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010