Преемником Авраамия был игумен Иона. При нем, менее чем через месяц по кончине предшественника, сгорели оба храма, построенные Серапионом. Но обитель уже была широко известна. При вести о постигшем несчастье в нее обильно полились пожертвования и скоро храмы были снова устроены. В это время, между прочим, было пожертвовано: патриархом Филаретом Никитичем колокол в 60 р. Царем дана 19 марта 1635 г. обельная от податей грамота: с купленных деревень, Пияльского полупрека и Турчасовского двора. Великая старица Марфа Иоанновна – колокол в 100 р. Но особенно много пожертвовали братья – думный дьяк Григорий и его брат Борис, бояре Львовы, именно: атласный покров, позолоченную в 12 ½ ф. чашу, богослужебных печатных книг 34, колокол в 7 пудов, много икон, риз, одежд, боевые часы, 330 р. денег и множество припасов. Оба брата приняли здесь пострижение с именами Герасима и Боголепа в 1739 г. Вероятно, что они же привезли и дары патриарха Иоасафа I, как–то: преп. Никодиму – песцовую шубу, и обители: ризы, требник, камки лазуревой и 5 р. денег. Когда в монастырской вотчине Малошуйской сгорел храм, то игумен Иона построил новый прекрасный храм во имя святителя Николая, существующей еще поныне. Вообще Иона умно правил монастырем и весьма много содействовал его возвышению. Жизни он был строгой, за что и был любим. Преп. Никодим, скончавшийся 3 июля 1640 г., им торжественно погребен. За полтора года до смерти Ионы пришел и стал здесь пустынно жительствовать Анзерский иеромонах. Никон, впоследствии святейший патриарх. Иона скончался в половине 1642 года. Еще ныне указывается в обители место его кельи при устье р. Виленьги, впадающей в озеро Кожское, там поставлен крест и существуют еще остатки пещеры, в которой подвизался Никон. Игумен Никон Преемником ему братия избрала Никона, который строгостью жизни заслужил ее глубокое уважение. Никон согласился на избрание, пожертвовав обители: изображения херувимов и серафимов, купняные ризы, лимонный киндяк и денег 20 рублей, и энергично занялся ее благоустроением.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

сделался умный и ловкий Игнатий Иевлевич, который неоднократно встречал тогда в Полоцке государя, совершал в присутствии его молебствия и литургию, сказал ему несколько речей и умел заслужить его благоволение. Патриарх Никон для управления Полоцкою епархиею на первых порах назначил только наместника Полоцкой епископской кафедры, избрав на эту должность одного из местных монастырских настоятелей, именно игумена витебского Марковского монастыря Каллиста. Этому наместнику Никон дал грамоту, или инструкцию (13 марта 1656 г.), в которой предоставлял ему власть править духовными делами в Полоцке, Витебске и во всех пределах, находившихся под ведением прежних Полоцких епископов, и завещевал: а) иметь повиновение и послушание во всем только ему, патриарху Московскому и всея Великия и Малыя и Белыя России; б) во всех важных делах и недоумениях обращаться к нему же, патриарху; в) учить народ во всей Полоцкой епархии правоверию и заповедям Христовым, а для обучения детей чтению и доброгласному пению заводить училища и избирать для них благонадежных учителей; г) судить духовенство епархии, белое и монашествующее, и мирян по духовным делам, как судили прежние Полоцкие епископы; д) освящать церкви, новые и прежние, еще не освященные или оскверненные и запустелые, равно и монастыри, и назначать в них, как и во все церкви и монастыри епархии, священников и настоятелей, и отставлять их от мест, если окажутся бесчинными; е) иметь жительство и пребывание в Полоцке при Софийском соборе, где жили прежние епископы, в братском Богоявленском монастыре, и в Витебске при церкви Успения Пресвятой Богородицы, в монастыре Алексия, человека Божия, и владеть всеми дворами и маетностями, какими владели прежние Полоцкие епископы. Но спустя год с небольшим патриарх Никон вызвал Каллиста в Москву и рукоположил его в епископа. В июне 1657 г. его встречал в Полоцке приветственною речью богоявленский игумен Игнатий Иевлевич как пастыря правоверного, дарованного церквам белорусским ревностию Богом венчанного царя, «благословением же высочайшего архиерея, святейшего Никона, отца отцам».

http://sedmitza.ru/lib/text/436170/

В день памяти свт. Алексия, митрополита Московского, Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию в Богоявленском кафедральном соборе Москва, 2 июня 2009 г. 2 июня, в праздник обретения честных мощей святителя Алексия, Митрополита Киевского, Московского, всея России чудотворца (1431), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию в Богоявленском кафедральном соборе Москвы, где покоятся мощи святителя Алексия. Его Святейшеству сослужили: митрополит Оренбургский и Бузулукский Валентин; архиепископы Саранский и Мордовский Варсонофий, и.о. управляющего делами Московской Патриархии; Волоколамский Иларион, председатель Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии; Истринский Арсений; Верейский Евгений, Орехово-Зуевский Алексий; Сергиево-Посадский Феогност; епископы Филиппопольский Нифон, представитель Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском и всея Руси; Аркадий (Афонин); Никон (Миронов); Серафим (Зализницкий); Красногорский Савва; Зарайский Меркурий; Люберецкий Вениамин; Егорьевский Марк; Бронницкий Игнатий; Солнечногорский Сергий; Подольский Тихон, а также ряд клириков Москвы. После чтения Евангелия Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к участникам богослужения с проповедью, сообщает пресс-служба Московской Патриархии . Святейший Патриарх Кирилл, в частности, сказал: «Чему же учит нас пример святителя Алексия? В первую очередь это пример для иерархов нашей Церкви, для духовенства и для правителей земли нашей. В силу каждодневных задач, которые стоят перед этими людьми, они вовлечены в первую очередь в отыскание способов наилучшего решения этих задач. Задачи, стоящие перед руководством страны, перед руководством Церкви, не всегда имеют чисто духовный смысл и значение. Много сил, в том числе и у иерархов нашей Церкви, уходит на решение задач, касающихся обустройства церковной жизни. И нередко практически все время поглощается решением этих задач. Наверно так же много времени поглощало решение подобных задач и в жизни святителя Алексия, но он жил своей личной, глубоко духовной, молитвенной жизнью. И, наверно, государственные и церковные вопросы мудро решались, в том числе, и с опорой на этот его духовный опыт.

http://pravoslavie.ru/30632.html

Вениамин Сахновский 1739–1742 Варлаам Скамницкий 1743–1748 Антоний Илляшевич 1748–1755 Варфоломей Любарский 1758–1774 Лаврентий Баранович 1744–1796 Епископы Вятские и Слободские: Амвросий Я ковлев-Орлин 1796–1804 Серафим Глаголевский 1804–1805 Гедеон Ильин-Замацкий 1805–1817 Амвросий Рождественский 1817–1822 Павел Павлов (Морев) 1823–1827 Кирилл Богословский-Платонов 1827–1832 Иоанникий Образцов 1832–1835 Нил Исакович 1835–1838 Неофит Соснин 1838–1851 Εлпидифор Бенедиктов 1851–1860 Агафангел Соловьев 1860–1866 Христофор Еммаусский 1866 Апполос Беляев 1866–1885 с 1880 года архиепископ Макарий Миролюбов 1885–1887 Сергий Серафимов 1887 Глазовское викариатствоУчреждено в 1889 году. Епископы (в Вятке): Никон Богоявленский 1889–1893 Симеон Покровский 1893–1894 Варсонофий Курганов 1894 Сарапульское викариатство Учреждено в 1868 году. 28 Епископы (в Вятке): Геннадий Левицкий 1868–1872 Палладий Пьянков 1872–1877 Павел Вильчанский 1878 Нафанаил Леандров 1878 Тихон Донебин 1882–1886 Никон Богоявленский 1888–1889 Епископы (в Сарапуле): Афанасий Пархомович 1889–1891 Анастасий Опоцкий 1891–1893 Алексий Соболев 1893 Донская Учреждена в 1829 году. Кафедра в Новочеркасске. Архиепископы Новочеркасские и Георгиевские: Афанасий Телятьев 1829–1842 с 1830 года архиепископ Донские и Новочеркасские: Игнатий Семенов 1842–1847 Иоанн Доброзраков 1847–1867 Платон Городецкий 1867–1877 Александр Добрынин 1877–1879 Митрофан Вицинский 1879–1887 Макарий Миролюбив 1887–1894 Донат Бабинский-Соколов 1894 Екатеринбургская Учреждена в 1885 году. 29 Каферда в Екатеринбурге. Епископы Екатеринбургские и Ирбитские: Нафанаил Леандров 1885–1888 Кирилл Орлов 1888 Поликарп Розанов 1888–1891 Афанасий Пархомович 1891 Екатеринославская Учреждена в 1775 году. 30   Архиепископы Славянские и Херсонские: Евгений Булгари 1775–1779 Никифор Феотоки 1779–1786 Архиепископы Екатеринославские и Херсонские: Амвросий Серебренников 1786–1793 Гавриил Бонулеско (Бодони), митроп. 1793–1799 Архиепископы Екатеринославские, Херсонские и Таврические:

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Монахи исполняли у него разные должности: иеродьякон Мардарий был казначеем, иеромонах Валаам – духовником 119 , одни ежедневно отправляли для него богослужение в крестовой келье или Богоявленской церкви, других – он посылал с разными поручениями. Монахов и служек своих патриарх держал строго и потачки им не давал. Иеромонаха Палладия, как уже выше было сказано, он велел прогнать из монастыря «дубьем» з переговоры и смуту. Строго преследовал он среди своих монахов всякую неисправность и особенно пьянство, неумолимым врагом которого он был и во времена своего патриаршества. В июне 1672 года келейный старец его Яким был послан им под село Бородаву на реку Шексну для наблюдения з работниками, которые ловили там рыбу, красную и белую, на его обиход. Старец Яким, как видно, не прочь был зашибиться хмельным, и эта славость привела его к беде. Кирилловский служка Тихон Волков, остановившийся здесь проездом, оказался для слабого старца демоном-искусителем. Он «искусом запоил старца вином» до пьяна, а ловцам велел ловить рыбу на себя. Несколько времени пировал он здесь с захмелевшим старцем, при чем «двукратно» приказал про себя «столы готовить» из лучшей рыбы – стерлядей, лещей и язей, а уезжая взял с собой стерлядь в аршин, 8 стерлядей поменьше и 20 язей. Никон, узнав об этом нахальном поступке кирилловского служки, тотчас приказывал кирилловским властям, чтобы они всю рыбу, взятую Волковым, прислали к нему живою, и дали на него «оборону», чтобы впредь старцам и служкам кирилловским было неповадно брать рыбу из его тоней, в случае же неисполнения своего требования грозил пожаловаться великому государю. Старец Яким также поплатился за свою слабость: строгий патриарх «велел учинить ему за его неистовство жестокое наказание» 120 . В те суровые времена телесные наказания – смирение плетьми и батогами были самим обыкновенным средством в руках монастырских настоятелей, которые иначе не могли справляться с грубым и невоздержанным нравом некоторых пасомых. С увеличением свиты и штата прислуги прежние кельи Никона стали ему тесны и он еще с весны 1673 году начал хлопотать о постройке ему новых келий подле Богоявленской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

А после молитвы прислал патриарх по митрополита, чтобы он шёл к нему к месту к благословению. И митрополит в печали своей, видя около себя многих людей патриарших, устрашась, пошёл к нему к месту и к благословению, и после благословения патриарх Никон послал митрополита в верх к великому государю о своём приходе возвестить великому государю, и митрополит из церкви пошёл в верх к великому государю. И как вышел из церкви, послал меня дьякона Герасима по ключаря в церковь; и я пришёл в церковь, говорил ключарю Иеву митрополичьим словом, чтобы он ключарь шёл с митрополитом в верх к великому государю. И ключарь Иев сказал мне: яз де не смею патриарха идти в верх с митрополитом к великому государю. И докладывал он ключарь Иев о том патриарху. И патриарх ему Иеву велел идти в верх с митрополитом к великому государю. И он ключарь Иев со мной и пришёл к митрополиту, и пошли в верх к великому государю, а мы дьяконы, Герасим да Варлам, с митрополитом же пошли, а яз дьякон Иосиф остался в церкви. А как пели Многомилостиве, и патриарх Никон кликнул к себе к месту протопопа Михайла и с ним говорил; а что говорил, того я не ведаю, а дьякон Афанасий приносил детей своих к патриарху к благословению. На обороте: К сей сказке чёрный дьякон Иосиф руку приложил. – Чёрный дьякон Герасим руку приложил. – Чёрный дьякон Варлам руку приложил. в) 1664 г., Декабря 22. Розыск, для доклада царю произведённый митрополитами Сарским и Подонским Павлом и Сербским Михаилом и архимандритами Чудова монастыря Иоакимом и Богоявленского Феодосием во исполнение указа 1664 г., Декабря 22, о внезапном приходе в Успенский собор патриарха Никона со своими старцами во время утрени 18 Декабря и о случившихся при том событиях Написано в доклад. В нынешнем во 173 году. Декабря в 22 день, по указу великого государя царя и великого князя Алексея Михайловича, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержца, преосвященный Павел, митрополит Сарский и Подонский преосвященный Феодосий, митрополит Сербский, да Чудова монастыря архимандрит Иаким, да Богоявленского монастыря, что из-за Ветошного ряду архимандрит Феодор расспрашивали большого Успенского собора протопопа Михайла и ключарей и попов и дьяконов и сторожей, которые были.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Иркутск. Собор Богоявления Господня. Богоявленский собор Построен по образцу собора Троицы Живоначальной (1703-1709) в Верхотурье; элементы декора также близки к аналогам в постройках уральского извода узорочья (например, перспективный портал у входа в придел под колокольней, близкий к утраченному порталу верхнего этажа в Успенском соборе Далматова монастыря (1707-1720) в Курганской области) Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты Добавить статью Первое деревянное здание сгорело в пожаре 1716 г. Через два года каменных дел подмастерьем Василием Гаряевым был заложен каменный храм, строительство которого продолжалось до 1764 г. Расписывал его иконописец-самоучка, иеродьякон собора Никон Красовский. В середине XVIII века на территории собора был выстроен архиерейский дом, ставший центром Иркутской епархии. Источник: Т.А. Перцева. По местам декабристов в Иркутске. Иркутск: Мемориальный музей декабристов, 2006. Деревянный клетский собор на иркутском посаде был срублен в 1693 году, но вскоре, 3 августа 1716 года, сгорел вместе с частью острожной стены и множеством посадских домов. Фундамент нового, каменного собора заложили в июле 1718 года, в мае 1719 приступили к кладке стен. К 1723 году окончили Петропавловский придел и, не ожидая завершения строительства, освятили и стали проводить в нём богослужение. Колокольню " шатром " закончили к 1729 году, а главный Богоявленский придел был освящён 25 сентября 1746 года. Хотя основные работы были завершены в 1731 году, отделка интерьера растянулась ещё на годы: особенно долго готовились иконы для главного иконостаса. Иеродиакон Никон Красовский закончил работу над ним лиши в 1745 году. (Первоначальный иконостас в середине XIX века был заменён на новый, и дальнейшие следы его затерялись) К окончанию строительства собор понёс некоторые существенные утраты: в 1742 году во время землетрясения рухнуло шатровое завершение колокольни и вместо него было поставлено ярусное (в наши дни шатёр восстановили). Долгие годы имя строителя Богоявленского собора оставалось неизвестным. Совсем недавно высказано предположение, что им был подмастерье каменных дел Василий Гаряев.

http://sobory.ru/article/?object=11662

Никон (Богоявленский Филипп Егорович), еп. Туркестанский и Ташкентский Родился в 1831 году в семье причетника Тульской епархии. В 1859 году окончил Киевскую духовную академию. 12 апреля 1856 года – учитель Тульской духовной семинарии. 8  сентября того же года рукоположен во священника. 30 июля 1858 года утвержден в степени магистра богословия. 9  ноября 1859 года – законоучитель Тульского Александровского кадетского корпуса. 28 сентября 1866 года – законоучитель СПБ военно-чертежной школы. 12 апреля 1872 года возведен в сан протоиерея. В феврале 1881 года – настоятель посольской церкви в Риме. 5 марта 1881 года пострижен в монашество, а 14 марта возведен в сан архимандрита. 20 ноября 1884 года – настоятель Мелецкого Николаевского монастыря. 13 авг.1885 года – член Петербургского Духовного Цензурного Комитета. 10 апр.1888 года хиротонисан во епископа Сарапульского, вик. Вятской епархии. Чин хиротонии состоялся в С.-Петербурге. С 4 марта 1889 года – епископ Глазовский, вик. Вятской епархии. С 21 авг. 1893 года – епископ Угличский, вик. Ярославской епархии. С 18 янв.1895 года – епископ Туркестанский и Ташкентский. Скончался 19 июня 1897 года. Погребен в Софийском соборе. Труды: Речь при наречении его во епископа Сарапульского, вик. Вятской епархии. «Приб. к “ЦВ» 1888, 15, стр.416–418. Литература: «Церк.Вед.» 1888, 15, стр.75. -„- 1889, 13, стр.119. -„- 1893, 36, стр.285. -“- 1895, 11, стр.89. «Приб. к «ЦВ» 1888, стр.416. -“- 1897, стр.935–936. «Русск.Паломн.” 1888, 16, стр.195. «Церк.Вестн.» 1891, 32, стр.509. «Изв.Каз.Еп.» 1888, 8, стр.188. «Состав Св.Прав.Веер.Син. и Рос.Церк.Иерархии на 1897 год», стр.94–95. «Списки архиереев Иерархии Всерос.» СПБ, 1896, 509, стр.77. Булгаков, стр. 1399, 1415, 1418. БЭС m.II, стб.2196. БЭЛ m.III, стб.1188. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : период с 1893-1965 гг. : [Каталог]/Митр. Мануил (Лемешевский). - Куйбышев. : 1966./Часть 5. Назарий (Андреев) – Руфим (Троицкий). – 1987. - 504 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

...сказывал себ перемену Якова Волынского... – Яков Семёнович Волынский упоминается в московских боярских книгах как стольник с 1658 г., как окольничий с 1677 г. – Указатель 1853, 80. Известно, что в 1664 г. он был воеводой в Брянске, а в 1671–1672 гг. – в Вологде – Барсуков 1902, 23, 48. ...сыщикъ, де, будетъ такой немилостивой Ивсенний Нелов... – Евсигней Никитич Неелов упоминается в московских боярских книгах как стряпчий с 1658 г., как дворянин московский в 1671 г. и 1677 г. – Указатель 1653, 287. ...у сотника стрелецкого, у Андря Есипова... – Сотник Андрей Есипов выполнял в Ферапонтовом монастыре поручения пристава С. Шайсупова. Так, 20 сентября 1675 г. пристав посылал его с письмом в Кириллов монастырь, чтобы архимандрит прислал Никону недостающие столовые запасы; власти монастыря послать продукты отказались – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 4, л. 230. В апреле-мае 1676 г. вместе с монастырскими служками сотник был привлечён к допросу о келейной жизни Никона, скрытой от взоров посторонних лиц; именно Андрей Есипов сказал, что тех, на кого Никон рассердится, стрельцы и монастырские служки били палками и плетьми, которые хранились за кельей патриарха – Дело 1897, 341–361 94); Николаевский 1886, 92. ...Слышал в Кирилов монастыр у старцов и у служекъ, и у стрельцовъ. – На самом деле, в начале 1675 г. В Кирилловом монастыре, как свидетельствуют документы, активно обсуждали московские слухи о грядущем переводе патриарха Никона из Ферапонтова монастыря в другой. 20 января, например, служка архимандрита Кириллова монастыря Никиты Калинка Хрисанфов, выйдя из архимандричьей кельи, рассказал, будто по возвращении стряпчего Кузьмы Лопухина из Ферапонтова монастыря князь Яков Никитич Одоевский попытался своей челобитной царю похлопотать за Никона, но ему было сказано, что патриарха вскоре собираются сослать в другое место – РГАДА, ф. 27, оп. 1, л. 140а, ч. 4, л. 217. ...данного же служку Ивашка Фалалеова... – Служка Ивашка Фалалеев был дан патриарху Никону для выполнения различных поручений в Ферапонтовом монастыре. Известно, что 3 июля 1674 г. Никон посылал его к С. Шайсупову с просьбой писать царю о выделении Никону из Цылинского (Богословского) еза рыбы по трети от улова в год – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140а, ч. 3, л. 192. 7 июня 1676 г. служка Ивашка Фалалеев писал составленную игуменом Ферапонтова монастыря опись церковной утвари, принадлежащей патриарху Никону , которая была прислана ему царм Алексем Михайловичем в Богоявленскую церковь – Дело 1897, 378–379 101). 8 июня он описывал съестные припасы и рыболовные снасти и другие вещи, принадлежавшие патриарху Никону – Дело 1897, 382–383 103).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

бояринъ князь Никита Ивановичь Одоевской... – В боярских московских книгах Никита Иванович Одоевский упоминается как стольник с 1627 г., а боярин с 1640 г.: умер 12 февраля 1689 г. – Указатель 1853, 303. Князь Н.И. Одоевский стоял в управлении несколькими приказами: в 1643–1644 гг. Казанского дворца и Сибирским; в 1667–1670 гг. Иноземским, Рейтарским и Большой казны; в 1682 г. Большой казны и Большого прихода; в 1676–1689 гг. Аптекарским – Богоявленский 1946, 281. ...по ложной клевете Романа Бабарыкина. – О стольнике Романе Фёдоровиче Боборыкине см.: 5. Примечания. О споре между патриархом Никоном и Р.Ф. Боборыкиным за владение монастырской землёй см.: 9. Примечания. Л. 254. Л. 259 ...околничей Родионъ Матвевичь Стрешневъ... – О Р.М. Стрешневе см.: 9. Примечания. Л. 254. Л. 259–260 ...яселничего своего,//государева, Афонасья Ивановича Матюшкина... – Об А.И. Матюшкине см.: 2. Примечания. Л. 2. Л. 260 Да как в прошлых годех... былъ на Москв... Патриарх Никон вспоминает о своей поездке в Москву в августе 1659 г. в грамоте константинопольскому патриарху Дионисию и в 17-м «возражении». В грамоте на Восток Никон рассказывал, что царь его не принял, и прислал думного дьяка Алмаза Иванова, который от имени государя посоветовал Никону ехать в Макариев Калвин монастырь – РГБ, ф. 178, 9427, л. 113–113об. В «Известии» о патриархе Никоне Иван Шушерин, рассказывая об этом предложении царя, добавлял, что патриарх ответил: лучше ему быть в Зачатьевском монастыре, что в Китай-городе (тогда на том месте была большая тюрьма) – Шушерин 1997, 72. Сам же эпизод о поездке Никона в Москву изложен Шушериным иначе, чем в других источниках: царь, согласно «Известию», принял Никона на третий день вечером. Алексей Михайлович встретил патриарха на переднем крыльце верхних палат. Беседовали мирно о духовном спасении и здоровье в присутствии бояр, затем прошли к царице и царским детям, где задержались до десяти часов вечера. Царь отпустил патриарха в Воскресенский монастырь, разрешил ехать в Иверский и Крестный монастыри.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010