Дело в том, что Никон сам благословил еще 12 июля быть Митрополиту Крутицкому быть Местоблюстителем, но, говорит Михайловский, призвав к себе на подворье Митрополита Питирима, 10–12 июля, Никон сказал ему, что он уходит на время в Воскресенский монастырь и поручил ему до его возвращения в качестве викарного управлять Патриаршеством, а в делах большего значения обращаться к нему (IV, 138). Некоторое время Питирим и действовал в силу Никоновского благословения и позволения. Имя Никона стало упоминаться в богослужениях, а потом было опущено. В некоторых случаях имя и авторитет Никона употреблялись царем или Монастырским Приказом, чтобы переделать решения, принятыя Никоном лично и никогда самим Никоном неизмененные. Никон был недоволен и говорил: «Тех людей, которых мы властью, данной от Духа Святого связали, царь разрешает, почитая наше связывание ни во что». Царь, например, 17 августа 1658 г. послал грамоту в Кирилловский монастырь архимандриту Авраамию о прощении Никоном посланных туда двух иеродиаконов, и царь приказывает, в силу прощения Никона, их освободить и держать на свободе в монастыре до дальнейшего царского указа. А 21 февраля 1659 г. царь в грамоте Полоцкому Епископу Каллисту, которым от Никона получена юрисдикция в 1656 г. и обязанность подчиняться только ему в духовных делах, аннулировал древнюю привиллегию возстановленную Никоном в марте 1658 г. Богоявленскому монастырю в Полоцке, и приказал ему подчиняться не Патриарху, а местному Епископу. Указ царя Богоявленскому монастырю гласил: «Мы приказываем, чтобы юрисдикцию над тобой и твоим монастырем осуществлял Епископ Полоцкий и Витебский Каллист, и чтобы вы ему во всем повиновались». Для цезарепапистской точки зрения Каптерева не произошло ничего особенного. Царь для него, как единственный источник всякой власти, распоряжается и в Церкви. Сегодня он поручил управление Церкви Никону, завтра Питириму – мало разницы. Но с церковной точки зрения, на которой стоял Никон, произошла целая катастрофа. Патриарх в его глазах не царский чиновник, а носитель власти иного порядка и иного источника. Произошла подмена авторитета, восхищение на себя царем духовной власти. Никон Патриарх ушел, благодать Духа Святого с ним, он временно поручает на правах викария управлять Митрополиту Питириму, а Митрополит Питирим, по приказу царя, к нему не обращается, его имени не поминает за Богослужением, а царь сам распоряжается в чисто церковных делах, т. е. самовольно фактически устраняет Никона от Патриаршества. xxiii) Причины изменений в тоне Никона – каноническое правонарушение – поставление Митрополита Питирима в самостоятельное управление Церковью, независимо от Никона

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

Через паломников слух об Иверской святыне распространился и по России, будущий патриарх Никон заказал ее копию. Отсюда и начинается история Иверского Святоозерского Богородицкого Валдайского монастыря. Но – обо всем по порядку. Еще будучи митрополитом новгородским, Никон часто бывал в Москве, и проезжал он туда именно через Валдай. Возвышенность Валдайская – самая высокая точка Европейской России и место живописнейшее. Особенной красотой отличается Валдайское озеро (и сейчас, обжитое и многолюдное, оно прекрасно, а раньше это была дивная глушь, сияющая прозрачными кристально чистыми глубокими водами, покрытая зелеными островками с узкими проливами, украшенными живописнейшими резными берегами с редкими селениями). Заметив такую красоту, подробно расспросив жителей даже о рыбных ловлях, Никон решил, что такое место достойно того, чтобы на нем стоял монастырь. Сказалась, видно, тоска будущего патриарха о месте своего последнего, перед отбытием в Москву, игуменства – далеком Кожеозерском Богоявленском монастыре, другой духовной жемчужиной православного русского Севера, где остался и его духовник старец Боголеп (Львов). Тогда не медля обратился Никон к государю Алексею Михайловичу, и тот, словно извещенный от Бога, радостно одобрил мысль об обители, обещая ей свое покровительство. Во время путешествия на Соловки за мощами московского святителя Филиппа, Никон удостоился видения этого подвижника, который также одобрил его намерение. И вот, когда Никон стал патриархом, он и осуществил свою давнишнюю мечту. Еще раньше, будучи архимандритом, он много слышал о чудесах от иконы Иверской, что на Афонской горе. И когда по случаю Иверский архимандрит был в Москве, Никон попросил снять с чудотворной иконы копию и прислать ее в Москву вместе с планом самой обители. Икона прибыла в 1648 году вместе с письмом от всего Иверского братства, в котором рассказывалось, как творилась будущая святыня. Вся братия после длительной молитвы облила чудотворную икону святой водой, и к той воде вместе с мощами святых добавили краски.

http://pravoslavie.ru/24565.html

Итак, дело Никона осталось нерешённым. В конце апреля прибыл в Москву известный царю своим красноречием и учёностью архимандрит полоцкого Богоявленского монастыря Игнатий Иовлевич. Обратились и к нему за мнением о деле Никона. В торжественной речи перед собором учёный архимандрит говорил, что, «не выслушав голоса самого патриарха – почему удалился он от кафедры, и намерен ли оставить её навсегда», нельзя составить решительного определения об отрешении его от управления Церковью, тем менее об извержении его и что русские епископы не вправе судить своего патриарха без сношения с восточными патриархами, и поэтому предлагал собору производить дело Никона «искусно, долгим исправлением и многим советом», и если угодно будет собору избрать нового патриарха, то просить для имеющего быть нового первосвятителя благословения и согласия у Никона 627 . Этот голос проник в кроткую душу царя, не хотевшего взять на себя осуждение патриарха. Никон жил в это время в своём Крестном монастыре. Царь отправил к нему стольника Пушкина просить разрешения его на избрание нового патриарха. Никон не отказывался дать это разрешение; но право назначить себе преемника предоставлял главным образом себе. Он хорошо знал своих судей и ненависть, какую они к нему питали. Кроме того, он просил, чтобы в непосредственное и исключительное его заведывание отданы были построенные им монастыри. Пушкин с таким ответом Никона возвратился в Москву. Вслед за ним прибыл и Никон в Воскресенский монастырь, чтобы здесь ближе наблюдать за действиями собора 628 . Собор не согласился на предложение Никона. Архиепископ кипрский Кирилл даже утверждал, что не следует давать монастырей в управление архиереям, отходящим на покой, и что так будто бы принято в восточной Церкви. И участь Никона опять осталась нерешённой. Услышав о таких действиях собора, Никон назвал его «жидовским сонмищем» 629 . Это такой же собор, говорит он, каковы были соборы: «на Василия великого повелением епарха, на Григория Богослова повелением Валента, на Иоанна Златоустог о повелением царицы Евдоксии, и на Филиппа митрополита повелением царя Иоанна Васильевича Грозного». Собор этот, говорил Никон, составлен по повелению царя, а не по воле высшей церковной власти, как должно бы быть по правилам Церкви 630 . Он судит патриарха, а между тем состоит из подвластных ему епископов: члены судят свою главу. Он судит патриарха заочно, даже ни однажды не позвав его к суду, тогда как по правилам Церкви подсудимый епископ должен быть позван на суд собора три раза, и тогда уже, если он не явится, можно судить его заочно 631 . Собор, наконец, предлагает государю избрать нового патриарха при жизни прежнего, вопреки коренным, говорит Никон, постановлениям о патриаршестве в России 632 . И по всем этим причинам Никон делает такой отзыв о соборе: «аще кто назовёт сие соборище жидовским сонмищем, не погрешит истины; аще кто рассмотрит того деяния, вся лжи полна, и ниединыя истины» 633 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/zh...

Русский народ сразу же воспринял осуждение Патриарха как несправедливую расправу над ним царского правительства. Отчасти мы уже видели это на примере проводов низложенного святителя в Кремле. Даже путь его в ссылку сопровождался выражениями особой народной любви к нему 205 . С конца июля 1667 г. к Никону в Ферапонтов монастырь начинают во множестве приезжать и приходить посетители: посадские люди разных городов, жители Каргополя, Белоозерской земской избы староста и кружечный голова, монахи и монахини различных монастырей, в том числе и Новоиерусалимского 206 . В Ферапонтове Никон ходил на богослужение в Богоявленскую надвратную церковь . Там служили для него иеромонахи Новоиерусалимского монастыря. На всех ектениях они величали Никона Патриархом . Сам он также подписывался только этим титулом. Но удивительней всего то, что и все многочисленные посетители – не только монахи, но и миряне разного чина – подходили к нему под благословение и называли Патриархом! Народ вменял соборное «низложение» ни во что. Никон продолжал в ссылке исполнять правило Анзерского скита и жить, как всегда жил, в соответствии с нормами деятельного монашеского подвига. Ему были отданы пустоши, на которых он с «братией», трудясь своими руками, вырубил лес, распахал землю и завел огороды. На озере он занимался рыбной ловлей, ставил садки и часто сам их вынимал. Отношение к внешней деятельности у Никона было обусловлено духом и смыслом духовного подвига. Здесь всякая внешняя деятельность, ручной труд, созидание, творчество – не суета, как в миру, а органически составная часть молитвенного служения Богу – Богоделание. В нем всё внешнее, трудовое освящается внутренним, духовным и становится священным, святым, подобным молитве и Богослужению. В духовном подвиге тем самым все внешние виды человеческой деятельности обретают высший смысл, воцерковляются, им возвращается их изначальное теургическое значение. Патриарх Никон явился ярким исповедником такого воцерковления внешней, трудовой жизни человека, в которой земное творчество оказывается начатком и предвосхищением вечного творческого соработания Богу, ожидающего человека в Царстве Небесном, где ему вновь вернется великое первоначальное предназначение – «наследовать землю и господствовать ею», «возделывать» ее ( Быт. 1, 26, 28; 2, 5 ). Никон часто повторял, имея в виду внешнюю деятельность: «Проклят всяк, делающий дело Божие с небрежением». Он спорил со строителями своих новых келлий, с приставами, с властями Ферапонтова по поводу самых разных житейских дел. С обычной своей основательностью он вникал в подробности быта своих сподвижников по ссылке. Даже в «заточении» Никон не унывал, а жил разносторонней и бодрой жизнью, какой жил всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/pa...

К восточным патриархам были отправлены особые грамоты с вопросами, как поступить в деле подобном Никонову (хотя Никон по имени не назывался), и с просьбою прибыть на собор. Враги Никона (Александр вятский, Питирим крутицкий, Бобарыкин, Сытин, новгородец Хмелев и др.) стали подавать свои жалобы и обвинения на Никона в соборную думу, назначенную для приготовления к ожидаемому собору 243 . Никон видел, какая гроза собирается над ним и думал – было личным объяснением с царем предотвратить ее. Он приехал в Москву и доложил о своем приезде государю (в дек. 1663 г.). Но тот грозно сказал: «патриарху до приезда вселенских патриархов очей моих не видать», и Никон ни с чем вернулся в Воскресенский монастырь. Скоро пришлось ему испытать новое оскорбление. Долго тянувшееся дело с Бобарыкнным из – за спорной земли было решено наконец отдачей ее в собственность Бобарыкину. Никон не мог сдержать своего гнева. Он созвал в монастырскую церковь всю братию, велел принесть и прочитать царскую жалованную грамоту на вотчины Воскресенского монастыря и, положив ее под крест и образ Богоматери на аналое, совершил молебен и после него возгласил клятвенные слова из псалма 108 244 ; на другой день повторил тоже. Бобарыкин, присутствовавший на молебне, послал в Москву донос, что Никон проклинал государя со всем его домом. Зная раздражение Никона, тот поверил и крайне смутился. По совету других он нарядил следствие. В Воскресенский монастырь были отправлены враги Никона (Паисий газский, астраханский архиеп. Иосиф, богоявленский архим. Феодосий, Одоевский, Стрешнев и Алмаз Иванов с стрельцами). Никон встретил их очень враждебно, при допросе был раздражителен и груб: Паисия называл «вором, нехристем, собакою, самоставленником», скитающимся по государствам, чтобы везде «мутить»; о всех, явившихся к нему для следствия, выражался так: «явно, что вы пришли на меня, как жиды на Христа»; грозил, что «великого государя оточтет от христианства» и за обиды его станет молиться: «приложи, Господи, зла славным земли»; во время объяснений постоянно кричал и прерывал речь послов, гневно потрясая своею палкою.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Dobr...

От приглашения на царский обед Никон отказался, сославшись на ранний отъезд. Царь прислал Никону 2 тыс. р. серебром и для охраны 20 стрельцов из Саввина монастыря. Патриарх вернулся в Воскресенский монастырь – Шушерин 1997, 73–75. В «Возражении» Никон свидетельствовал, что в Калязин монастырь ему было предложено ехать после свидания с царём: «И по едином лт призжал аз к Москв, и государь царь свои очи дал видти, и в седнии ничем пред прежним не отменил, зная мою неповинность пред ним, государем. И посл велл было в Колязин монастырь сослать, толко я не похал и паки отидох во своя, божественным заповдем повинуяся» – Никон 1982, 183–184. ...думной диакь Алмазъ Иванов... – Иванов Алмаз Ерофей (Иванович) – торговый человек Гостиной сотни в 1627 г.: в 1638–1639 гг. – таможенный и кабацкий голова на Двине; в 1639–1645 гг. – дьяк Казённого двора; в 1646–1667 гг. – дьяк Посольского приказа; в 1650–1652 гг. был полномочным послом в Швеции и Польше; в 1653 г. пожалован в думные дьяки; с 1654 г. работал в Печатном и Монастырском приказах; в 1667–1668 гг. пожалован в печатники; в 1666 г. ведал Новгородскую четь; умер 27 апреля 1669 г. – Богоявленский 1946, 256; Веселовский 1975, 203. Да какъ ты, великий государь царь, былъ на освящении святыя церкви в Воскресенском монастыре... – Деревянная церковь во имя Воскресения Христова была освящена в Воскресенском монастыре 17 июня 1657 г., на освящении присутствовал царь с синклитом. Эта версия восходит к «Известию» о патриархе Никоне Ивана Шушерина (Шушерин 1997, 53) и изложена в стихотворной «летописи» Ново-Иерусалимского монастыря архимандрита Никанора (Авдеев 2003, 202–203). По освящении царь и патриарх обошли весь монастырь и поднялись на гору Елеонскую, здесь царь нарёк имя месту сему – Новый Иерусалим, что подтвердил письменно. Письмо царя Никон вложил в особый ковчежец и положил под крест на месте престола будущего каменного собора Воскресения или в камень при закладке и освящении места будущего собора – Лебедев 1995, 316; Зеленская 2002, 102–103. Таким образом, летом началось приготовление к закладке Воскресенского собора – Тихомиров 1979, 296. ...разсмотрять словеса на суд. – Ср.: Мф. 12:36 . ...а мн смерть покой, по писанному. – Ср.: Иов 3:23 . Мн убо еже жити – Христос, а умрети – приобретение есть – Флп. 1:21 . 1664 г. 14 . Послание Никона о причинах его приезда в Москву с приложением «Сказания» о бывшем ему видении в Воскресенском монастыре (18 декабря 1664 г.) ГИМ, Синодальное собр. грамот, 1063, л. 45–44, 47–46. Два столбца, каждый из двух сставов. Ровный, чёткий («парадный») полуустав. Бумага с филигранью «Голова шута» типа: Дианова 317 (1664); в отдельных случаях (где знак плохо различим) отдалённо напоминает: Дианова 311 (1660, 1662).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

...Федор Ртищев... – Фёдор Михайлович Ртищев упоминается в боярских книгах с 1658 г. как стольник и окольничий – Указатель 1853, 359. В 1649–1655 гг. он заведовал Царской Мастерской палатой; в 1656–1664 гг. приказом Большого Дворца; в 1658г. приказом Тайных дел; в 1659г. и 1662г. Лифляндским приказом – Богоявленский 1946, 292. Ф.М. Ртищев – человек известный и влиятельный в XVII в. Будучи придворным советником царя Алексея Михайловича, он разделял реформаторские идеи так называемого «кружка ревнителей благочестия», взгляды которого одно время были близки и Никону в бытность его архимандритом московского Ново-Спасского монастыря и новгородским митрополитом. Есть мнение, что по совету окольничего Фёдора Михайловича Ртищева и царского духовника Стефана Вонифатьева, поддерживавших с Киевом контакты, в 1649 г. в Москву прибыли учёные-старцы из Киевской братской школы Епифаний Славинецкий, Арсений Сатановский и Дамаскин Птицкий в сопровождении старца Феофосия, доверенного человека киевского митрополита Сильвестра Коссова – Румянцева 1999, 297. Патриарх Никон часто встречался с Ф.М. Ртищевым; 29 июля 1656 г. в Крестовой палате он пожаловал Ф.М. Ртищеву 5 р. – РГАДА, ф. 235, оп. 2, д. 38, л. 581. Известно и о том, что приезжавший в Москву в апреле 1658 г. игумен лубенского Мгарского монастыря Виктор Загоровский встречался с патриархом Никоном , Ф.М. Ртищевым и Б. М. Хитрово , которые поручили игумену сообщить по возвращении домой об отношении гетмана Ивана Выговского к московскому правительству – Козловский 1906, 48. После оставления Никоном патриаршей кафедры и удаления в Воскресенский монастырь отношения его с Ф.М. Ртищевым расстроились. 17 мая 1659 г. Никон говорил дьяку Дементию Башмакову, что ему стало известно, будто Крутицкий митрополит, белое и чёрное духовенство собиралось навестить его, Никона, на Светлой неделе и докладывали об этом царю, однако окольничий Ф.М. Ртищев «говорил митрополиту и властям, чтобы из них никто ко мне без указа великого государя не ездил» – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 1, л. 65а–69; Гиббенет 1, 38, 168–173; Козловский 1906, 95. Но в ноябре 1663 г., находясь в Воскресенском монастыре, патриарх Никон просил Ф.М. Ртищева доложить одну из его челобитных царю; свою просьбу Никон изложил в письме к Ртищеву, в котором напомнил об обещании окольничего помогать во всех монастырских нуждах – РГАДА, ф. 27, оп. 1, д. 140, ч. 5; Гиббенет 2, 87–88, 645–646; Макарий 1996, 229–230. 3. Письмо патриарха Никона о проезде ночью через Можайск (2 февраля 1655 г.)

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/ep...

Русский народ сразу же воспринял осуждение патриарха как несправедливую расправу над ним царского правительства. Отчасти мы уже видели это на примере проводов низложенного святителя в Кремле. Даже путь его в ссылку сопровождался выражениями особой народной любви к нему 255 . С конца июля 1667 года к Никону в Ферапонтов монастырь начинают во множестве приезжать и приходить посетители: посадские люди разных городов, жители Каргополя, Белоозерской земской избы староста и кружечный голова, монахи и монахини различных монастырей, в том числе и Ново-Иерусалимского 256 . В Ферапонтове Никон ходил на богослужение в Богоявленскую надвратную церковь . Там служили для него иеромонахи Ново- Иерусалимского монастыря. На всех ектениях они величали Никона патриархом . Сам он так же подписывался только этим титулом. Но удивительней всего то, что и все многочисленные посетители, не только монахи, но и миряне разного чина подходили к нему под благословение и называли его патриархом! Народ вменял соборное «низложение» ни во что! Никон продолжал в ссылке исполнять правило Анзерского скита и жить, как всегда жил, в соответствии с нормами деятельного монашеского подвига. Ему были отданы пустоши, на которых он с «братией», трудясь своими руками, вырубил лес, распахал землю и завел огороды. На озере он устроил рыбные ловли, ставил садки и часто сам их вынимал. Отношение к внешней деятельности у Никона было обусловлено духом и смыслом духовного подвига. Здесь всякая внешняя деятельность, ручной труд, созидание, творчество – не суета, как в миру, а органически составная часть молитвенного служения Богу – Богоделание. В нем все внешнее, трудовое освящается внутренним духовным и становится священным, святым, подобным молитве и богослужению. В духовном подвиге тем самым все внешние человеческие виды деятельности обретают высший смысл, «воцерковляются», им возвращается их изначальное теургическое значение. Патриарх Никон явился ярким исповедником такого «воцерковления» внешней трудовой деятельности человека, в котором земное творчество оказывается начатком и предвосхищением вечного творческого соработания Богу, ожидающего человека в Царстве Небесном, где ему вновь вернется великое первоначальное предназначение – «наследовать землю и господствовать ею», «возделывать» ее ( Быт. 1, 26, 28; 2, 5 ). Никон часто повторял, имея в виду внешнюю деятельность: «Проклят всяк, делающий дело Божие с небрежением». Он спорил со строителями своих новых келий, с приставами, с властями Ферапонтова по поводу самых разных житейских дел. С обычной своей основательностью он вникал в подробности быта своих сподвижников по ссылке. Даже в «заточении» Никон не унывал, а жил разносторонней и бодрой жизнью, какой жил всегда.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В другой челобитной Никон описывает нужды своей надворотней богоявленской церкви, просит государя о возврате взятых прежде, во времена его патриаршества, из келейной его казны некоторых серебряных сосудов, и опять протестует против Козмы Лопухина. «С этим стряпчим присланы мне для церковнаго правила сосуды серебряные, покровы, ризы и новыя печатныя книги, я принял их радостною душею, и для церковнаго правила учинил себе ход в церковь Богоявления Господня. А в той церкви срачица на престоле и покров на жертвеннике крашенинные, а у царских дверей нет завесы, также нет у местных икон пелен, у дьякона стихаря, нет паникадила и колоколов, а царския двери и местныя иконы письма самаго плохаго; а на Белоозере и во всем белозерском уезде нет иконописцев“. Поэтому Никон просит государя прислать ему в ту церковь царские двери и к ним материи на запону, а к местным иконам на пелены, также дьяконский стихарь, еще кубок, в чем хранить пречистое тело Господне от великого четверга на весь год, серебряную чашку, чем бы укроп во святую чашу класть, курган, в чем бы держать святую воду, паникадило и колокола; а местные иконы и деисус велеть написать иконникам Крестного монастыря Михаилу и Артемию. При этом делается напоминание государю: «когда он пришел к Москве из-под Вильны, тогда ему поднесен был патриархом с церковным вином серебряный сосуд – воронец, и того воронца клюшники ему не возвратили; да у него же, Никона, взяты при встрече грузинской царицы для лампады два стройных серебряных кубка и также не возвращены». В заключении этой челобитной Никон просит государя впредь не посылать к нему Козмы Лопухина с своими государевыми указами, так как этот стряпчий не исполняет царских указов „для своих корыстей“. Жалуясь на властей Кириллобелозерского монастыря, патриарх Никон всегда отстаивал нужды монастыря Ферапонтовского. Перед летом 1675 года в этот монастырь прислано требование о доставке доимочных денег (283 рублей 23 алт. 2 деньги) на жалованье ратным людям; по этому поводу Никон сряду же пишет новую челобитную, в которой, указывая на прежние свои просьбы о нуждах монастырских и на неисполнение этих просьб, заявляет, что во внимание к нуждам и бедности Ферапонтовского монастыря он шлет в уплату наложенного на него долга свои 200 рублей из тех денег, которые зимою привезены были ему Лопухиным от государя.

http://azbyka.ru/otechnik/Pavel_Nikolaev...

Отошел ко Господу наместник Введенского Макарьевского Жабынского мужского монастыря Белевской епархии архимандрит Никон (Коневший) 28 мая 2021 г. 10:49 27 мая 2021 года, на 94-м году жизни, отошел ко Господу старейший клирик Тульской митрополии , наместник Введенского Макарьевского Жабынского мужского монастыря Белевской епархии архимандрит Никон (Коневший). Архимандрит Никон (в миру Василий Иванович Коневший) родился 21 января 1928 года в селе Драгово Хустского района Закарпатской области УССР в православной семье. Отец Иван Федорович Коневший (1884-1952) и мать Анна Ивановна Коневшая (1904-1976) были глубоко верующими людьми и воспитали сына в любви к Богу. В 1942 году окончил восемь классов школы, в 1947 году поступил в Свято-Троицкий монастырь в городе Хусте, где исполнял послушание псаломщика. Духовным наставником будущего архимандрита стал игумен Иов (Кундря). В 1950 году был пострижен в монашество с именем Никон. 7 сентября 1953 года рукоположен во иеродиакона, 21 июля 1956 года — во иеромонаха. Начиная с 1956 года, после окончания Московской духовной семинарии , служил на приходах Ярославской епархии в Угличе, Любимове и в кафедральном соборе Ярославля, где в 1957 году окончил среднюю вечернюю общеобразовательную школу. Осенью 1957 года переведен в Тульскую епархию . Исполнял послушание настоятеля Богоявленской церкви с. Хитровщина Кимовского района (1957), Никольского храма в с. Венев-Монастырь (1958), второго священника в с. Панино (1959), настоятеля Покровской церкви в с. Алёшня Ленинского района (1959), штатного священника церкви св. Дмитрия Солунского в Туле (1959). В 1960 году назначен настоятелем Сретенского храма в с. Любимовке Воловского района, 1967 году переведен в храм апостола Иоанна Богослова в Куркине. В 1972-2000 годах служил в Свято-Троицком храме города Белова, в 1991-2000 годах — исполнял послушание настоятеля этого храма. В 1990 году возведен в сан архимандрита. В 1991 году указом Священного Синода Русской Православной Церкви назначен наместником Введенской Макарьевской Жабынской пустыни, без освобождения от должности настоятеля Свято-Троицкого храма. Архимандрит Никон был награжден орденом прп. Сергия Радонежского III ст. (1983), орденом кн. Владимира III ст. (1988), медалью прп. Макария Жабынского III ст., правом служения Божественной литургии с отверстыми Царскими вратами до «Отче наш», правом ношения второго креста с украшениями. Тульская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010